Законы, нормативные акты и иные документы банка россии по вопросам валютного контроля
Содержание:
- Цессия при ВЭД допустима
- Репатриация
- Какие операции являются валютными
- Права и обязанности субъектов
- Федеральная таможенная служба
- Агенты валютного контроля
- Особенности статуса
- Федеральные органы, осуществляющие валютный надзор
- Функции и задачи
- Формы и принципы валютного контроля
- Организация контроля валютных договоров
- Валютное законодательство и валютный контроль
- Органы и агенты валютного контроля: основные отличия
- Обязанности и права участников при проведении операций
- Что делать, если уже нарушил?
- Понятие валютного контроля в Российской Федерации
- Документы для валютного контроля и сроки подачи СПД
- Федеральная таможенная служба
Цессия при ВЭД допустима
Нередко общество привлекается к ответственности при отсутствии объективной стороны состава вменяемого административного правонарушения.
Например, административный орган не учитывает такое обстоятельство, как прекращение всех прав и обязанностей импортера в отношении внешнеторгового контракта с момента заключения договора уступки права требования (договора цессии).
Данный договор достаточно часто применяется в практике коммерческих организаций. Рассмотрим некоторые примеры разрешения судами споров, связанных с такими договорами.
В Постановлении от 09.04.2010 N А12-23953/2009 ФАС ПО установил, что компания-импортер заключила с российской компанией договор об уступке права требования, по условиям которого цессионарию переданы права требования, вытекающие из внешнеторгового контракта на тех условиях, в которых они существуют к моменту перехода прав.
По условиям дополнительного соглашения к договору оплата по договору цессионарием должна быть произведена зачетом задолженности цедента перед цессионарием по уплате роялти согласно договору о переводе долга и иных договоров. Оставшуюся задолженность цессионарий перечисляет на расчетный счет цедента до установленного срока.
В подтверждение доказательств, свидетельствующих об исполнении обязательств по договорам, импортер-цедент представил паспорта сделок, оформленных на его имя и имя общества-цессионария. При данных обстоятельствах оставшаяся часть оплаты за отгруженный товар от нерезидента на счет импортера-цедента в уполномоченный банк не поступила.
Посчитав, что договор уступки не является достаточным основанием для закрытия в уполномоченном банке паспорта сделки и неполучения валютной выручки, административный орган пришел к выводу о его ничтожности и неисполнении резидентом требований подп. 1 ч. 1 ст. 19 Закона о валютном регулировании, то есть не обеспечено получение от нерезидента на свой банковский счет в уполномоченном банке валюты РФ.
Суды отклонили заявленный довод управления, поскольку с момента заключения договора об уступке права требования все права продавца (заявителя) по внешнеторговому контракту перешли к третьему лицу — цессионарию, а уступка была совершена до истечения сроков оплаты, предусмотренных внешнеторговым контрактом. Таким образом, с момента заключения договора уступки все права и обязанности импортера в отношении внешнеторгового контракта, в том числе по обеспечению поступления на свой расчетный счет валютной выручки, прекратились.
В связи с заключением договора об уступке паспорт сделки к внешнеторговому контракту, оформленный импортером, уполномоченным банком был закрыт, а паспорт сделки открыт и оформлен надлежащим образом на имя цессионария. Следовательно, обязанность по обеспечению поступления на свой расчетный счет валютной выручки возникла не у импортера, а у цессионария.
Доводы управления о ничтожности договора об уступке права требования уплаты денежных средств суды отклонили, указав, что требования действующего законодательства России в отношении перехода прав кредитора к другому лицу изложены в параграфе 1 главы 24 ГК РФ. Статья 383 ГК РФ устанавливает закрытый перечень прав, переход которых к другим лицам не допускается. Это права, неразрывно связанные с личностью кредитора, в частности требования об алиментах и о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью. Иные ограничения гражданское законодательство не содержит. Часть 1 ст. 19 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» также не содержит запрета на осуществление резидентами уступки прав требования по внешнеторговым сделкам. Значит, ссылка управления на ч. 1 ст. 388 ГК РФ неправомерна, поскольку права кредитора — юридического лица, в том числе право требовать оплату по внешнеторговым сделкам и получать ее на свой расчетный счет в уполномоченном банке, могут быть переданы кредитором другому лицу. При этом согласие должника-нерезидента или каких-либо органов на уступку не требуется.
Надеемся, что проанализированные в статье вопросы помогут избежать привлечения к административной ответственности за нарушения валютного законодательства и необходимости нести чрезмерные расходы по уплате штрафов.
Репатриация
Репатриация — от лат. repatriate — возвращаться на родину. 1. Репатриация капиталов
— возвращение капиталов, вложенных за рубежом, для инвестиций в своей стране. Репатриация капиталов может осуществляться в форме перевода на родину капиталов, ранее инвестированных за границей, и прибылей по ним, а также вырученной иностранной валюты от реализации товаров и услуг. Репатриация капиталов связана с проблемой вывоза капитала. Страны-экспортеры капиталов в период ухудшения своего валютно-экономического положения стимулируют репатриацию капиталов для улучшения платежного баланса. В этих целях используется валютная, налоговая и кредитная политика: предоставляются льготы и гарантии. Например, во Франции после 2й мировой войны государственные органы валютного контроля разрешили репатриацию капиталов через парижский рынок золота по льготному курсу. Это была своего рода амнистия национального капитала, переведенного за границу накануне и во время войны. Страны-импортеры капиталов в период ухудшения своего экономического положения иногда устанавливают ограничения на репатриацию капиталов, вложенных в их экономику.
Репатриация капиталов позволяет тому или иному государству объявить также амнистию лицам, незаконно вывезшим ранее капитал за границу. Особенно эта проблема характерна для современной России, где несмотря на предпринимаемые меры вывоз капитала за границу достигает ежемесячно, по оценкам экспертов, от 2 до 2,5 млрд долл. США. Однако законопроект об амнистии лицам, незаконно вывозящим за рубеж капиталы, дискутируется на протяжении ряда лет.
В странах с развитой рыночной экономикой иностранная валюта, вырученная от реализации товаров и услуг, репатриируется в соответствии с устанавливаемыми при международных расчетах сроками. Как правило, в ожидании ревальвации, т. е. повышения курса национальной валюты своей страны, экспортеры ускоряют перевод вырученной иностранной валюты в свою страну. И наоборот, перед грядущей девальвацией, т. а обесценением своей национальной валюты, репатриация выручки замедляется, что негативно сказывается на платежном балансе данной страны. Такая ситуация характерна для России, поскольку за все годы реформ российский рубль постоянно обесценивается.
2. Репатриация займов
— возвращение в страну эмитированных в ней облигаций, размещенных среди иностранных заемщиков, путем выкупа этих облигаций государством или его гражданами. Государства прибегают к репатриации займов для их досрочного погашения в случае улучшения своего валютно-финансового положения. В современных условиях репатриация займов утратила свое первоначальное значение.
Перемещения облигаций государственных и частных займов в различных направлениях происходят ежедневно в рамках управления инвестиционными портфелями институциональных и частных инвесторов, регулирования курса обращающихся ценных бумаг. Основными факторами, влияющими на эти процессы, являются колебания валютных курсов и процентных ставок, изменения оценок кредитоспособности эмитентов и т. д.
Какие операции являются валютными
В РФ валютный контроль осуществляется за определенными действиями. Ниже представлен перечень действий резидентов и нерезидентов, которые согласно п. 9 ч. 1 ст. 1 закона № 173 причисляются к валютным операциям:
- Покупка и отчуждение валютных ценностей, а также их использование в качестве средства платежа, если сторонами сделки выступают резиденты.
- Сделки по отчуждению валюты и ценных бумаг (в том числе их применение как средства платежа), заключенные между резидентами и нерезидентами, а также совершенные только между нерезидентами.
- Передвижение денежных средств и ценных бумаг как в Россию, так и из страны.
- Денежные транзакции на счета одного и того же лица, если эти счета находятся в разных странах (России и другом государстве).
- Транзакции между счетами нерезидента, открытыми в России.
- Переводы денег со счетов на территории РФ, принадлежащих одному резиденту, на счета иного лица-резидента, находящиеся как в России, так и за рубежом.
Права и обязанности субъектов
Итак, из всего вышесказанного можно прийти к такому выводу, что каждый государственный орган, а также агент валютного контроля, выполняет свои функции, которые в общем итоге позволяют эффективно отслеживать движение иностранной и отечественной валюты. При этом каждый участник данного процесса имеет некоторые права и обязанности:
- В полномочия контролирующих органов входит проверка документов, с целью выявления нарушений в отношении действующего законодательства.
- Задача контролирующих органов проверить подлинность документов и оценить достоверность и всесторонность проведенных операций.
- Обязательство контролирующих органов заключается в том, чтобы проверить все документы и договора на соответствие действующим законодательным актам.
Задача агентов валютного контроля состоит в следующем:
- следить за счетами и операциями, проводимыми по ним в иностранной валюте, как резидентами, так и нерезидентами РФ;
- передавать информацию в вышестоящие уполномоченные органы при обнаружении действующего законодательства;
Федеральная таможенная служба
Таможенники имеют непосредственное отношение к валютному контролю, ведь именно они могут контролировать ввоз и вывоз за пределы РФ отечественной валюты и иностранной. Их полномочия закреплены в постановлении правительства № 809. Итак, какие полномочия имеет таможенная служба РФ в области валютного контроля:
- контролируют ввоз и вывоз продукции через границу, и способы расчета между сторонами договора;
- проверяют разрешения за совершение расчетов в иностранной валюте.
Кстати, при рассмотрении роли таможенной службы при осуществлении валютного контроля, нельзя не затронуть тему Таможенного союза. Если говорить простыми словами, то таможенный союз – это договоренность между некоторыми странами (Киргизия, Армения, Беларусь, Россия, Казахстан) по импорту и экспорту товаров без уплаты таможенной пошлины. То есть, страны-участники союза освобождаются лишь от уплаты пошлины и имеют некоторые иные послабления, но вместе с тем они также обязаны соблюдать закон о валютном регулировании и валютном контроле.
Кстати, разница для участников ТС лишь в том, что для них действует упрощенная процедура ввоза товаров в РФ. Обязательным документов при экспорте является паспорт сделки. Этот документ должен отражать совершенные транзакции в иностранной валюте. Документ выдает уполномоченный банк. Кстати, паспорт сделки отменен с 1 января 2018.
Агенты валютного контроля
В п. 3 ст. 22 закона № 173 в числе агентов ВК называются уполномоченные банки. Под этими организациями подразумеваются кредитные учреждения, которые одновременно отвечают следующим требованиям:
- образованы согласно нормам и законам России;
- получили в установленном порядке лицензию Центробанка;
- вправе проводить операции с иностранной валютой.
В законе № 173 не раскрывается, кто относится к не являющимся уполномоченными банками профессиональным участникам рынка ценных бумаг. Вместе с тем такие лица описываются в законе «О рынке ценных бумаг» от № 39-ФЗ.
В ст. 2 указанного документа определено, что этими участниками являются организации, сформировавшиеся согласно законам РФ, которые занимаются следующей деятельностью:
- по управлению реестром собственников ценных бумаг;
- депозитарной;
- по управлению ценными бумагами;
- дилерской, в т. ч. форекс-дилеры;
- брокерской.
Третий агент ВК — это государственная корпорация «Внешэкономбанк». Ее цели и адачи определены в специальном нормативном акте — законе «О банке развития» от № 82-ФЗ. Ее правовой статус как агента ВК установлен в подп. 5 п. 3 ст. 3 данного закона.
Особенности статуса
Полномочия агентов валютного контроля по проведению проверок ограничиваются операциями, совершаемыми с их участием. Так, банк не вправе и не обязан проверять законность валютных операций своего клиента, осуществляемых через другой банк. Это подчеркивает частноправовую природу большинства агентов валютного контроля.
Характерной чертой агентов валютного контроля является их подотчётность соответствующему органу валютного контроля. Так, уполномоченные банки подотчётны ЦБ РФ.
В то же время указанные выше субъекты одновременно могут выступать и в роли лиц, совершающих валютные операции, и в роли агентов валютного контроля, реализующих публично-правовые контрольные функции.
Это интересно: Какой электронный кошелек лучше завести в России — отзывы
Федеральные органы, осуществляющие валютный надзор
Органами валютного контроля в Российской Федерации являются перечисленные в п. 2 ст. 22 закона № 173 лица. Одни из них, как указывалось выше, — исполнительные госорганы, которых уполномочило на это правительство. Такая формулировка позволяет сделать вывод, что список органов, которые вправе реализовывать ВК, не является исчерпывающим. В зависимости от решения Правительства полномочиями могут быть наделены разные лица и органы.
К примеру, ранее одним из таких лиц являлась Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, на которую постановлениями Правительства были возложены необходимые функции. Однако Указом Президента РФ от № 41 данная служба была упразднена, а ее функции в сфере ВК переданы:
- Налоговой службе;
- Таможенной службе.
Функции и задачи
Процесс валютного контроля осуществляется с единственной целью — для гарантии законности операций, проводимых на рынках России и связанных с валютой. В более узком понимании его функции могут сводиться к воплощению в жизнь государственной политики в сфере внешней экономики. Федеральные законы о валютном контроле декларируют рыночные методы контролирования, поскольку жесткость в данном вопросы на сегодняшний день считается дурным тоном и может поспособствовать развитию теневой экономики. По этой причине еще одной, дополнительной функцией валютного контроля можно считать воздействие рыночного типа на деятельность резидентов страны, затрагивающую внешнюю экономику государства.
Формы и принципы валютного контроля
Организация контрольной работы ориентирована на то, чтобы вмешательство государства в экономическую деятельность было минимальным и не создавало препятствий для добросовестных бизнесменов:
- Экономические методы контроля имеют приоритет над административными.
- Вмешательство в проводимые бизнесменами валютные операции допустимо только в рамках, предусмотренных законом.
- Единый подход к валютному контролю в рамках внешней и внутренней политики.
- Защита прав всех сторон сделки.
Валютный контроль делится на следующие формы:
- Предварительный, который осуществляется до проведения операции.
- Текущий, который производится непосредственно при реализации контракта и осуществлении валютных расчетов.
- Последующий, проводимый после завершения сделки.
Организация контроля валютных договоров
В число основных органов в РФ, ответственных за исполнение законодательных норм, входят Правительство, ЦБ, а также федеральные органы власти.
Отнесены к агентам по контролю структуры, участвующие в деятельности по ценным бумагам, регистраторы реестров, уполномоченные банки. В своей деятельности агенты подотчетны ЦБ и федеральным органам власти.
Правительством обеспечивается согласование работы и взаимодействие агентов и органов контроля в ходе исполнения полномочий, их подотчетность ЦБ РФ.
В рамках полученных полномочий контролирующие структуры (агенты, органы власти) осуществляют изучение соглашений, соблюдения компаниями и гражданами законодательно определенного порядка перемещения валюты сквозь таможенные рубежи страны.
Важно! Налоговая служба и таможенная структура с 2017 года освобождены от осуществления агентской деятельности, поскольку теперь решением Правительства РФ они отнесены к органам контроля. Надзорные полномочия за ведением операций с валютой ЦБ распространил на некредитные организации, включив их в подотчетные структуры и тем расширив сферу своего влияния
Валютное законодательство и валютный контроль
Действующее валютное законодательство Российской Федерации направлено на обеспечение реализации единой
государственной валютной политики, устойчивости валюты Российской Федерации и стабильности внутреннего
валютного рынка Российской Федерации как факторов прогрессивного развития национальной экономики и
международного экономического сотрудничества.
К основным нормативным документам, регулирующим отношения в сфере внешнеэкономической деятельности,
относятся:
- Федеральный закон от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»;
- Федеральный закон от 08.12.2003 № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой
деятельности»; - инструкция Банка России от 16.08.2017 № 181-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами
уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, о
единых формах учета и отчетности по валютным операциям, порядке и сроках их представления»; - инструкция Банка России от 30.03.2004 № 111-И «Об обязательной продаже части валютной выручки на
внутреннем валютном рынке Российской Федерации» (применяется в части, не противоречащей действующему
законодательству).
Для удобства клиентов:
- разработаны и по различным аспектам валютного регулирования и валютного контроля, которые
помогут вам проводить операции и оформлять документы в полном соответствии с валютным
законодательством Российской Федерации; - в случае внесения изменений в валютное законодательство Российской Федерации специалисты
ВЭБ.РФ уведомят вас путем направления соответствующего информационного письма; - необходимая для целей валютного контроля информация может быть направлена через систему
«Банк-Клиент» с использованием бланков документов, разработанных ВЭБ.РФ, что позволяет
значительно ускорить процесс обработки документов и проведения операций; - можно получить персональную консультацию по вопросам практического применения положений нормативных
актов в области валютного контроля.
Контакты:
Общие вопросы валютного контроля: +7 (495) 721-97-17, доб. 84-12, 75-96, 82-40.
Оформление документов валютного контроля:
Органы и агенты валютного контроля: основные отличия
Подводя итоги, следует отметить различия в функциях и полномочиях органов ВК, агентов ВК и органов денежного регулирования. Как было отмечено выше, органами валютного регулирования являются Банк России и Правительство, а их главное отличие от других субъектов ВК заключается в том, что они способны издавать нормативные акты, непременные для выполнения.
Более того, Центробанк, будучи одновременно органом ВК, а также ФНС и ФТС имеют полномочия не только издавать правовые акты в пределах своей компетенции, но и осуществлять надзор за их исполнением, а в случае нарушений валютного законодательства применять к виновным соответствующие меры ответственности.
В отличие от указанных органов агенты ВК обладают менее широким объемом полномочий. В целом вся их деятельность сводится к контролю за проводимыми через них валютными операциями и передаче необходимой информации органам ВК.
Итак, валютный контроль в РФ осуществляется Банком России, а также налоговой и таможенной службами. В осуществлении надзорных функций перечисленным органам помогают так называемые налоговые агенты — уполномоченные банки и ряд профессиональных субъектов рынка ценных бумаг, а также «Внешэкономбанк».
Обязанности и права участников при проведении операций
Резиденты и нерезиденты, работающие в РФ по валютным соглашениям, обязаны передавать соответствующие сведения о сделках в уполномоченные структуры.
Участники соглашений должны соблюдать установленные правила по учету и составлению отчетов по операциям, а также гарантировать их сохранение на период не меньше 36 месяцев от даты совершения. При выявлении у организаций и физических лиц нарушений законодательства последние обязаны полностью исполнить полученное предписание органов контроля о нарушении.
Лица, выполняющие операции с валютой в РФ, могут получать акты по результатам проведенных проверок (для ознакомления), а также обжаловать решения или действия проверяющих структур в порядке, определенном законодательством РФ.
Важно! В случае неправомерности действий представителей контролирующих органов проверяемые лица имеют право согласно ФЗ обратиться за возмещением ущерба, причиненного указанными действиями
Что делать, если уже нарушил?
Самым распространенным нарушением валютного законодательства является задержка получения валютной выручки. Часто деньги не приходят вовремя из-за нарушений условий контракта, допущенных иностранными контрагентами.
Однако закон в любом случае возлагает ответственность на российскую компанию, которая не сумела получить средства из-за рубежа.
Это подтвердил и Конституционный суд, который отказался принять к рассмотрению жалобу ОАО «Контактор» (определение от 19.05.2009 № 572-О-О). Компания пыталась оспорить правомерность возложения на продавца ответственности за обеспечение поступления выручки от покупателя-нерезидента.
Но судьи указали, что компания-экспортер должна обеспечить выполнение установленных законом обязанностей, в том числе и путем «правильного» выбора контрагента.
КС РФ рекомендовал пострадавшей российской компании в дальнейшем взыскать сумму штрафа с иностранного партнера, нарушившего договорные обязательства. Но понятно, что если нерезидент не оплатил даже полагающуюся по договору сумму, то получить с него еще и компенсацию штрафа будет весьма непросто.
Гарантированно избежать штрафных санкций можно только, если российская компания застраховала риски неисполнения внешнеторгового контракта, но так поступают далеко не все.
Кроме того, состав административного правонарушения не образуется, если контракт не был выполнен по причине форс-мажорных обстоятельств (войны, революции, стихийные бедствия и т.п.). Но на практике такие ситуации встречаются нечасто.
Однако есть и еще одна возможность избежать наказания. Бизнесмен может попытаться убедить проверяющих, а при необходимости – и суд в том, что сделал все возможное для обеспечения поступления выручки по контракту.
В данном случае можно воспользоваться, например, рекомендациями ФТС РФ (письмо от 10.01.2008 г. № 01-11/217), которые предусматривают комплекс «предупредительных» мер на разных стадиях работы с иностранным партнером.
- На этапе предварительных переговоров следует выяснить деловую репутацию контрагента, воспользовавшись информацией торгово-промышленной палаты или официальных органов иностранного государства.
- При подготовке контракта следует:
- внести в него условия об обеспечении (например, банковскую гарантию);
- предусмотреть такие формы расчета, которые исключают или минимизируют риск неисполнения (предоплата, аккредитив и т.п.);
- внести в договор порядок разрешения возможных разногласий;
- указать, в каком судебном органе будет рассматриваться спор, если его не удастся разрешить в досудебном порядке;
- предусмотреть страхование коммерческих рисков.
- При нарушении иностранным контрагентом обязательств:
- своевременно выслать претензию в соответствии с условиями контракта;
- направить иск в суд, если претензия оказалась безрезультатной;
- добиться исполнения решения суда на территории иностранного государства; последний пункт очень важен, т.к. без него контролирующие органы не признают, что бизнесмен принял все необходимые меры для взыскания задолженности.
Также избежать наказания (или, как минимум, получить больше времени для решения проблемы) можно, если продлить срок действия договора
Но важно заключить соответствующее дополнительное соглашение до истечения первоначального срока поступления денежных средств.. Однако, даже приняв все перечисленные выше меры, бизнесмен не может быть полностью уверен в том, что наказания удастся избежать
Судебная практика по данному вопросу противоречива.
Однако, даже приняв все перечисленные выше меры, бизнесмен не может быть полностью уверен в том, что наказания удастся избежать. Судебная практика по данному вопросу противоречива.
Например, письмо с требованием об оплате в одном случае учитывается судом (Постановление 9 ААС от 29.07.2011 г. № А40-29737/11-154-218), а в другом – признается недостаточным (Постановление 18 ААС от 16.12.2015 г. №18АП-14087/2015).
А в Постановлении АС СЗО от 08.11.2017 г. по делу N А42-273/2017 был признан недостаточным целый ряд мер, включающих не только претензии, но и подачу иска. Судьи отметили, что меры были приняты несвоевременно и в итоге цель не была достигнута.
Мы несем полную ответственность за соблюдение правил валютного контроля. При возникновении проблем мы можем провести переговоры с контрагентом, а в случае необходимости – представлять интересы наших клиентов в суде.
Понятие валютного контроля в Российской Федерации
Валютный контроль (далее — ВК) — одно из направлений денежной политики страны, инструмент валютной регулировки. Заключается в надзоре уполномоченными органами за соблюдением требований в области внешнеэкономических и денежных операций.
С этой целью надзор производится:
- за денежными расчетами и иными действиями, осуществляющимися в РФ;
- перемещениями денежных единиц через границу РФ;
- исполнением обязанностей, выраженных в деньгах, перед Россией ее резидентами.
Что представляет собой ВК, органы валютного контроля в РФ, их компетенция при реализации возложенных на них функций, а также многие другие моменты изложены в гл. 4 закона от № 173-ФЗ (далее — закон № 173). Наш обзор данного вопроса можно изучить здесь: Валютный контроль — функции и принципы регулирования.
Документы для валютного контроля и сроки подачи СПД
Перечень документов для предоставления в банки зависит от суммы сделки, определяемой в рублях по курсу ЦБ РФ, а также от ее категории.
Сумма |
Экспорт |
Импорт или кредитование |
---|---|---|
до 200 тыс. руб. |
документы предоставлять не нужно, достаточно сообщить банку код операции |
|
от 200 тыс. руб. до 3 млн руб. |
любой документ, позволяющий банку проставить код операции: контракт, акт, счет и т.п. |
любой документ, позволяющий банку проставить код операции: контракт, акт, счет и т.п. |
от 3 млн руб. до 6 млн руб. |
контракт для регистрации |
|
свыше 6 млн руб. |
контракт для регистрации |
Как видно из таблицы, при крупных суммах сделки бизнесмен должен зарегистрировать в банке контракт, при этом кредитная организация присваивает документу уникальный номер. Эта операция заменяет составление паспорта сделки, отмененное с 01.03.2018.
Для регистрации можно использовать и проект контракта, в этом случае готовый документ нужно предоставить в банк в течение 15 дней после его подписания.
По всем контрактам, подлежащим обязательной регистрации, в банк предоставляется справка о подтверждающих документах (СПД), заполняемая бухгалтерией в соответствии с приложением 6 к инструкции № 181-И Т.к. ведомость по паспорту сделки теперь не оформляется, то СПД по новым правилам является основной формой отчетности по исполнению контрактов, заключенных с нерезидентами.
СПД представляет собой реестр документов, подтверждающих исполнение контракта, с указанием суммы, и, в случае необходимости, – срока возврата валютных средств.
Срок для оформления СПД – 15 рабочих дней с последнего дня месяца, когда российской стороной был исполнен контракт, например – отгружен товар или оказана услуга. При возврате займа 15 дней нужно отсчитывать от завершения того месяца, когда были возвращены деньги. Такие же правила действуют для возврата иностранным партнером аванса при импорте товаров (п. 8.2 инструкции № 181-И).
Федеральная таможенная служба
Еще одним государственным органом, уполномоченным в соответствии с возложенными на него Правительством функциями осуществлять ВК, является таможенная служба. Данные полномочия закреплены в постановлении Правительства РФ от № 809, которым утверждено положение о ФТС.
В числе многочисленных функций таможенных органов, как устанавливает п. 5.3.3 Положения:
- Надзор за валютными операциями, которые осуществляются путем перемещения продукции через границу ЕЭС.
- Надзор за операциями, которые производятся путем ввоза товаров на территорию РФ.
- Контроль при вывозе товаров из РФ.
- Контроль за соответствием перечисленных операций условиям, указанным в выданных разрешениях и лицензиях.
Перечисленные полномочия, помимо постановления № 809, закреплены за ФТС законом «О таможенном регулировании в РФ» от № 311-ФЗ (см. подп. 10 п. 1 ст. 1).