Исключение ооо из егрюл по инициативе налоговой инспекции

Содержание:

Содержание заявления и приложения

В документе обязательно прописывается:

  1. Название суда.
  2. Данные заявителя, место его нахождения или жительства.
  3. Для граждан-заявителей: дата и место рождения, работа или дата и место регистрации как ИП.
  4. Телефоны, факсы, электронная почта.
  5. Наименование регистрирующего органа.
  6. Реквизиты решения, номер и дата записи в реестре, которые оспариваются.
  7. Данные о том, какие права и законные интересы затронуты решением/действием.
  8. Информация о том, каким нормативным актам не соответствует решение/действие. В частности, они могут противоречить п. 1, 2, ст. 21.1, п. 7 ст. 22 закона № 129-ФЗ. Также при несоблюдении правил публикации решения о предстоящем исключении речь идет о нарушении п. 3 ст. 21.1 закона № 129-ФЗ.
  9. Требование о признании незаконным:
    • решения инспекции о предстоящем исключении из реестра;
    • действия регистрирующего органа по внесению в ЕГРЮЛ записи о прекращении деятельности организации.
  10. Перечень приложений.

Прикладываются к заявлению в силу ч. 2 ст. 199, ст. 126 АПК РФ:

  • подтверждение вручения пакета документов иным участникам процесса;
  • квитанция об оплате госпошлины;
  • доказательства по доводам заявителя (перечень зависит от доводов);
  • копия документа о регистрации предприятия или ИП (например, лист записи о регистрации ООО);
  • доверенность;
  • выписка из ЕГРЮЛ/ЕГРИП о заявителе и органе, решение которого оспаривается;
  • копия оспариваемого акта.

Форма и содержание жалобы

Прошение оформляется либо в письменной форме, либо в электронном виде. В первом случае оно подается непосредственно в налоговую или по почте, скрепляется простой подписью без нотариального заверения. В электронном виде направить обращение можно только через интернет, и подписано оно должно быть простой электронной подписью.

Содержание документа можно разбить на 3 части:

  1. Преамбула. Здесь указываются:
    • Данные заявителя:
    • для гражданина: фамилия, имя отчество и место жительства;
    • для организации: наименование и адрес.
    • Название органа, решение и действие которого обжалуются.
    • Реквизиты акта, с которым не согласен заявитель.
  2. Описательная часть. В этом разделе следует раскрыть все основания, по которым нарушены права подателя.
  3. Просительная часть. Требования традиционно состоят в просьбе отменить незаконное решение об исключении юридического лица из ЕГРЮЛ.

Дополнительно в тексте прописываются:

  1. Почтовый адрес заявителя, телефоны, адрес электронной почты.
  2. В целях точной идентификации можно внести в преамбулу также:
  • для физического лица — ИНН;
  • юридического — ОГРН и ИНН.

К заявлению прикладываются:

  • документы, подтверждающие доводы подателя;
  • доверенность, если подписантом является представитель.

Бланк заявления — форма № 38001. Ее можно найти в Приложении № 2 к Приказу ФНС России от 11 февраля 2016 г. N ММВ-7-14/72@.

Внимание: приказ действующий. Соответственно, и форма заявления тоже. 

Процедура исключения из ЕГРЮЛ по причине недостоверных сведений

Если ФНС обнаружила какие-либо недостоверные сведения, то она направляет требование об уточнении этих данных. Отреагировать на письмо надо в течение 30 дней, но иногда организация даже не знает об этом.

Что делать с письмом налоговиков? Для начала надо проверить, всё ли в порядке с данными об адресе, учредителях, директоре. Если вы нашли своего руководителя в списке дисквалифицированных лиц, то договор с ним надо расторгнуть. Если в реестре числится информация об умерших участниках, её необходимо изменить. Проблему с отсутствием организации по заявленному адресу тоже надо незамедлительно решать. Новые сведения об ООО подают по форме Р13014, на внесение изменений потребуется около двух недель.

В таком случае надо подготовить документы, подтверждающие реальность юридического адреса: договор аренды или документ о собственности на помещение, документы об оплате арендных платежей, подтверждение собственника о нахождении ООО по указанному адресу.

Претензии к массовости учредителя можно опровергнуть отсутствием в законодательстве подобных требований. В России существует конституционное право свободы экономической деятельности, и участие в разных компаниях количественно не ограничено.

Проблема в том, что не всегда удается решить вопрос о снятии претензий к организации в течение 30 дней. А жалоба в вышестоящий налоговый орган или обращение в суд занимает больше времени. Иногда проще согласиться с требованиями ИФНС, например, арендовать соседний офис и оформить на него новый адрес ООО.

Даже это может заметно усложнить деятельность работающей компании. Среди возможных проблем – блокировка расчётного счёта, отказ в приёме отчётности, расторжение сделок с контрагентами.

Если такая запись провисит в ЕГРЮЛ более шести месяцев, налоговый орган вправе вынести решение об исключении. Информация об этом публикуется в «Вестнике государственной регистрации». Возможные кредиторы ООО могут ещё в течение трёх месяцев после публикации заявить свои возражения, а затем компания окончательно исключается из реестра. Восстановить её невозможно, если только суд не найдёт в действиях налоговиков нарушения законодательства.

Административная и уголовная ответственность, как последствие ликвидации

За ликвидацию организации в любом порядке и ее исключение из реестра  участники не несут ни уголовной, ни административной ответственности. Такие виды ответственности могут наступать только при совершении участниками компании преступлений или правонарушений в ходе управления организацией, если их вина будет доказана.

Например, в силу ст. 199.1 УК РФ ответственность предусмотрена за неисполнение обязанности налогового агента по исчислению и уплате налоговых платежей. По ст. 199.2 УК РФ предусмотрена ответственность за сокрытие средств и имущества компании, из которых должно производиться взыскание задолженности по налогам и сборам, а также страховым взносам.

Ограничения для гражданина после исключения из ЕГРИП.

Со вступлением в силу рассматриваемых изменений не допускается государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в следующих случаях (п. 4 ст. 22.1 Федерального закона № 129-ФЗ):

  • не утратила силу его государственная регистрация в таком качестве;

  • не истек один год со дня принятия судом решения о прекращении в принудительном порядке его деятельности в качестве индивидуального предпринимателя;

  • не истек срок, на который данное лицо по приговору суда лишено права заниматься предпринимательской деятельностью;

  • не истекли три года со дня исключения индивидуального предпринимателя из ЕГРИП по решению регистрирующего органа.

Кроме того, индивидуальный предприниматель, признанный банкротом, не может быть зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя в течение пяти лет с момента завершения процедуры реализации имущества гражданина или прекращения производства по делу о банкротстве в ходе данной процедуры.

Также напомним, что не допускается государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, который намерен осуществлять отдельные виды предпринимательской деятельности, установленные законодательством, в случае, когда это физическое лицо имеет или имело судимость, подвергалось уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконной госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, и клеветы), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, мира и безопасности человечества, общественной безопасности либо имеет неснятую или непогашенную судимость за иные умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления, за исключением случаев, предусмотренных законом.

* * *

Поправки к Федеральному закону № 129-ФЗ ужесточают требования, предъявляемые к деятельности индивидуальных предпринимателей: если такие лица не представляют установленную отчетность и имеют задолженность по налогам и сборам, то они подлежат исключению из ЕГРИП по решению налогового органа. Ранее подобное положение отсутствовало. При этом исключенное в данном порядке физическое лицо не может быть снова зарегистрировано в качестве индивидуального предпринимателя в течение последующих трех лет.

Соответственно, полномочия налоговых органов расширили. Отметим, что для прекращения деятельности индивидуального предпринимателя при наличии приведенных выше фактов решение суда не нужно, достаточно решения регистрирующего органа.

У индивидуальных предпринимателей, которые формально соответствуют условиям принудительной ликвидации их статуса, но хотят его сохранить, осталось совсем мало времени: до 01.09.2020 нужно представить налоговую отчетность и (или) погасить недоимку по налогам и сборам.

И еще один момент: прекращение статуса индивидуального предпринимателя, даже по решению налогового органа, не избавляет данное физическое лицо от уплаты недоимки по налогам и сборам. В пункте 55 Постановления Пленума ВС РФ от 17.11.2015 № 50 отмечено, что согласно ст. 24 ГК РФ гражданин отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, за исключением имущества, на которое в соответствии с законом не может быть обращено взыскание. Указанная норма закрепляет полную имущественную ответственность физического лица независимо от наличия статуса индивидуального предпринимателя и не разграничивает имущество гражданина как физического лица либо как индивидуального предпринимателя (Письмо Минфина России от 24.01.2017 № 03-02-08/3210). 

 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства».

Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 3 июня 2021 г. N 03-03-06/1/43317 О признании безнадежной дебиторской задолженности организации, исключенной из ЕГРЮЛ

19 июля 2021

Департамент налоговой политики рассмотрел обращение организации и сообщает следующее.

Порядок исключения юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц по решению регистрирующего органа установлен статьей 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее — Федеральный закон N 129-ФЗ).

В соответствии с пунктом 1 статьи 64.2 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) считается фактически прекратившим свою деятельность и подлежит исключению из ЕГРЮЛ в порядке, установленном законом о государственной регистрации юридических лиц, юридическое лицо, которое в течение двенадцати месяцев, предшествующих его исключению из ЕГРЮЛ, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету (недействующее юридическое лицо).

Согласно пункту 2 статьи 64.2 ГК РФ исключение недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ влечет правовые последствия, предусмотренные ГК РФ и другими законами применительно к ликвидированным юридическим лицам.

Из положений пункта 5 статьи 21.1 Федерального закона N 129-ФЗ следует, что предусмотренный данной статьей порядок исключения юридического лица из ЕГРЮЛ применяется также в случаях: невозможности ликвидации юридического лица ввиду отсутствия средств на расходы, необходимые для его ликвидации, и невозможности возложить эти расходы на его учредителей (участников); наличия в ЕГРЮЛ сведений, в отношении которых внесена запись об их недостоверности, в течение более чем шести месяцев с момента внесения такой записи.

При этом ни ГК РФ, ни Федеральный закон N 129-ФЗ не относит указанные организации к недействующим юридическим лицам.

Вместе с тем правовые последствия, установленные пунктом 2 статьи 64.2 ГК РФ, распространяются только на недействующие юридические лица, которые исключаются регистрирующим органом из ЕГРЮЛ на основании пункта 1 статьи 21.1 Федерального закона N 129-ФЗ (данная позиция подтверждается определениями Судебных коллегий по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 26.12.2018 N 301-КГ18-8795 17 и от 12.02.2019 N 304-КГ18-18451).

Указанная правовая квалификация исключения юридических лиц из ЕГРЮЛ на основании пункта 5 статьи 21.1 Федерального закона N 129-ФЗ имеет своими последствиями особый порядок признания задолженности таких организаций безнадежной для целей налогообложения прибыли.

В соответствии с пунктом 2 статьи 266 НК РФ безнадежными долгами (долгами, нереальными ко взысканию) признаются, в частности, те долги перед налогоплательщиком, по которым в соответствии с гражданским законодательством обязательство прекращено вследствие ликвидации организации.

Учитывая вышеуказанное, по мнению Департамента, дебиторская задолженность должника, исключенного из ЕГРЮЛ в соответствии с пунктом 5 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ, не может быть признана безнадежной для целей налогообложения прибыли по основанию ликвидации должника.

При этом ничто не препятствует налогоплательщику признать дебиторскую задолженность организации, исключенной из ЕГРЮЛ на основании пункта 5 статьи 21.1 Федерального закона N 129-ФЗ, безнадежной по иным основаниям, указанным в пункте 2 статьи 266 НК РФ.

В части признания задолженности безнадежной по основанию истечения срока исковой давности сообщается следующее.

Порядок исчисления срока исковой давности регулируется подразделом 5 «Сроки. Исковая давность» части первой ГК РФ. По истечении срока исковой давности, определяемого в соответствии с положениями ГК РФ, задолженность может быть признана безнадежным долгом, который учитывается в составе внереализационных расходов отчетного периода, в котором истекает срок исковой давности (пункт 7 статьи 272 НК РФ).

Признание списываемой задолженности безнадежной по основанию истечения установленного срока исковой давности осуществляется вне зависимости от предпринятых налогоплательщиком мер принудительного взыскания такой задолженности.

Заместитель директора Департамента А.А. Смирнов

Механизм исключения

Прежде чем исключить юридическое лицо из реестра, налоговый орган должен совершить ряд последовательных действий:

1) Определение фактически прекратившего деятельность юридического лица. Налоговый орган направляет в банки мотивированные запросы об операциях по счетам ЮЛ в течение последних 12 месяцев, оформляет Справку об отсутствии движения денежных средств по счетам в течение последних 12 месяцев, Справку о непредставлении юридическим лицом в течение последних 12 месяцев документов отчетности.

2) Принятие решения о предстоящем исключении из ЕГРЮЛ. Решение о предстоящем исключении принимается не позднее пяти рабочих дней со дня получения Справок. Решение подписывается руководителем или заместителем руководителя регистрирующего (налогового) органа и заверяется печатью.

3) Публикация сведений о принятом решении в журнале Вестник государственной регистрации, публикация сведений о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц, с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления. Срок направления заявлений 3 месяца со дня опубликования решения о предстоящем исключении.

4) Внесение в ЕГРЮЛ записи об исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ по месту нахождения такого юридического лица.

5) Снятие юридического лица с учета в налоговом органе по месту его нахождения, а также в налоговых органах по иным основаниям постановки на учет, предусмотренным НК РФ. Датой снятия организации с учета и исключения сведений из ЕГРН является дата внесения в ЕГРЮЛ записи об исключении недействующего юридического лица.

Прецедент из судебной практики

Ситуация 2017 года: гражданин РФ заказал двери в компании, которая занимается изготовлением дверей и окон. Внес предварительную оплату в размере 50% от общей стоимости. Организация-изготовитель поставку дверей не осуществила и предоплату не вернула.

Расторгать договор по соглашению сторон и возвращать аванс организация гражданину отказалась. В результате чего дело попало в суд. Суд встал на сторону гражданина и удовлетворил его требования по расторжению договора.

Но! К тому времени, когда судебное решение вступило в законную силу, организация уже прекратила свое существование и в реестре юридических лиц уже не числилась. Соответственно, взыскать долг с организации не удалось.

Привлечь руководство за неразумность и недобросовестность истцу не удалось даже через обращения в вышестоящие инстанции, поскольку суды не усматривали оснований для удовлетворения иска, т.е. причины ликвидации были действительно объективными.

В конечном итоге гражданин подал заявление в конституционный суд Российской Федерации с тем, что, по его мнению, руководству и учредителям ликвидированной организации удается уйти от ответственности по оплате долгов, что противоречит законодательству о субсидиарной ответственности.

Что решил конституционный суд: факт исключения из ЕГРЮЛ все же не всегда позволяет заставить должников нести ответственность перед кредиторами. Для того, чтобы защитить интересы кредиторов в полном объеме, нужны основания недобросовестности действий со стороны руководства, которые нужно доказать.

КС отметил, что в тех ситуациях, когда юр лицу не хватает имущества, чтобы удовлетворить все требования и погасить все обязательства, необходимо использовать процедуру ликвидации через банкротство.
Дело гражданина конституционный суд направил на пересмотр.

Административный порядок

Для заведения административного дела нужно составить заявление. Пункт доставки его определяется в зависимости от ситуации:

  • Сначала заявление отправляется в региональное управление ФНС на основании пункта 1 статьи 25.2 ФЗ №129.
  • Если ФНС отказала в требованиях заявителю, заявление отправляется в суд (пункт 2 статьи 25.2 ФЗ №129).

ЮЛ можно не обращаться в ФНС, так как досудебное регулирование не является обязательным. Можно сразу составлять иск в суд. Если же заявитель обратится в ФНС, он может отменить свое прошение на любом этапе (пункт 4 статьи 25.2 ФЗ №129).

Как подать возражения на исключение недействующего юрлица?

Административный порядок предполагает отправку обращения через следующие органы:

  • Инспекцию, которая принимала решение об исключении.
  • Орган, который ответственен за пересмотр решений инспекций.

Заявления рассматриваются в течение 15 дней. Срок отсчитывается с даты его получения инспекцией. Он может быть продлен на 10 суток. Решение направляется заявителю.

Особенности составления жалобы

Заявление можно составить в двух формах:

  • Письменная. Прошение должно быть обязательно подписано. Отправляется оно или лично, или по почте.
  • Электронная. Подать прошение можно через интернет. На нем ставится простая электронная подпись.

Структура заявления предполагает три части:

  1. Преамбула. Указываются данные заявителя: наименование и адрес ЮЛ. Нужно прописать наименование органы подачи, реквизиты акта, который оспаривается.
  2. Описательная. Нужно указать основания, по которым решение органа не является законным.
  3. Просительная. Нужно указать требование. Это просьба о включении компании в ЕГРЮЛ.

Также в заявлении прописываются эти сведения:

  • Адрес заявителя, телефон и электронная почта.
  • ОГРН и ИНН.

К прошению нужно приложить бумаги:

  • Документы, являющиеся подтверждением аргументов просителя.
  • Доверенность, если заявление подает представитель.

Заявителю нужно оспорить основания, на которых проводилось исключение. К примеру, можно доказать, что ЮЛ сдавало отчетность.

Обзор документа

Действующее законодательство предусматривает проверку регистрирующим органом достоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ, и порядок размещения указанных сведений на сайте ФНС. Ведомство разъяснило процедуру такой проверки.

Также ФНС напомнила, что организация, которая в течение последних 12 месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не предоставляло отчетность по налогам и сборам и не проводило операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность. Такая компания может быть исключена из ЕГРЮЛ.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Способы восстановления записи в реестре

Восстановить запись о юридическом лице можно только в крайнем случае и только посредством обжалования решения регистрирующего органа.

Судебная практика исходит из того, что для восстановления записи в реестре юридических лиц необходимо доказать следующие условия:

— Фактическое осуществление деятельности: осуществление поставки товаров, заключенные договоры аренды, электроснабжения, договор на оказание услуг по поиску объекта недвижимости, решения общего собрания (А64-2085/2013 от 29.05.2013, А20-196/2016,N А07-11929/2015 от 31.08.2015 г., N А21-8538/2014 от 12.12.2014).

— Исключение из реестра препятствует возможности взыскания по исполнительным документам (N А60-27322/2014 от 28.09.2014, А28-7030/2016 от 28.09.2016).

— В публикации налогового органа о предстоящей ликвидации юридического лица не представлены все необходимые сведения для предъявления требований (сроки, адрес) (N А76-10816/2013 от 06.09.2013, А53-19202/2012, А82-2106/2014, А60-56597/2014).

— Налоговым органом не были осуществлены контрольные функции в отношении ООО, в том числе не направлялись требования об уплате налогов и сборов, не проводились налоговые проверки (N А41-51242/15 от 24.08.2015).

— Нарушаются права кредиторов и заинтересованных лиц: препятствие возможности списания задолженности (№ А40-42183/10-153-178 от 27.09.10), невозможно возвратить имущество, которое перешло к исключенному юридическому лицу по договору аренды, нарушение прав ИФНС как кредитора по налоговым платежам (А09-2985/2010 от 02.07.2010), затрагиваются права участников юридического лица (невозможность реализации имущества, находящегося в собственности общества).

— Заявление кредитором было направлено в трехмесячный срок, но несмотря на это общество было исключено из реестра.

— Представлены налоговые декларации с отметками по штампу (А77-686/2013).

— Уважительная причина пропуска срока на предъявление заявления (А58-5849/2015 от 06.04.2016).

Практика применения показывает, что регистрирующий орган активно пользуется предоставленным ему механизмом по очистке реестра юридических лиц.

Наша практика показывает, что для многих участников и руководителей обществ факт исключения их спящих обществ становится неприятным сюрпризом при регистрации нового общества, при приобретении доли в другом действующем обществе.

Для того, чтобы избежать подборных неприятных ситуаций, всем участникам и руководителям рекомендуется проверить себя на предмет участия в спящих компаниях и самостоятельно совершить действия по ликвидации/ реабилитации таких компаний.

Кто может оспаривать

Право на подачу заявления/жалобы имеют:

  1. Кредиторы исключенной фирмы. К ним относятся контрагенты по гражданско-правовым сделкам (пп. 1, 2 ст. 307 Гражданского кодекса РФ).
  2. Иные заинтересованные лица. Например, работники компании, участники (учредители).
  3. Что касается самого ликвидированного предприятия, то в п. 8 ст. 22 закона № 129-ФЗ оно не указано как обладатель права на оспаривание, хотя в п. 3 ст. 21.1 закона № 129-ФЗ недействующая фирма упоминается, наряду с кредиторами и иными заинтересованными лицами, как субъект, правомочный высказать свое возражение. Однако на практике исключенные предприятия выступают полноправными заявителями в таких делах (дело № А33-12125/2015 АС Красноярского края).

Основания для исключения индивидуального предпринимателя из ЕГРИП по решению налогового органа.

Согласно новой ст. 22.4 «Исключение индивидуального предпринимателя из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей по решению регистрирующего органа», которая вводится в Федеральный закон № 129-ФЗ, индивидуальный предприниматель признается фактически прекратившим свою деятельность (недействующим) в случаях, если к моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения одновременно соблюдаются следующие условия:

  • истекло 15 месяцев с даты окончания действия патента или индивидуальный предприниматель в течение последних 15 месяцев не представлял документы отчетности, сведения о расчетах, предусмотренные законодательством РФ о налогах и сборах;

  • индивидуальный предприниматель имеет недоимку и задолженность в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах.

Данные условия принципиально отличаются от предусмотренных для юридических лиц; хотя факт отсутствия отчетности играет существенную роль, индивидуальным предпринимателям срок для ее представления увеличили на три месяца по сравнению с организациями. Так, исключить из ЕГРЮЛ юридическое лицо по решению регистрирующего органа можно при одновременном наличии следующих условий (п. 1 ст. 21.1 Федерального закона № 129-ФЗ):

  • юридическое лицо в течение последних 12 месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством РФ о налогах и сборах;

  • юридическое лицо не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету.

Точка невозврата

При отсутствии активов у юридического лица, которые возможно реализовать, чтобы удовлетворить требования кредиторов, его долги перед бюджетом и контрагентами, считаются безнадежными с того момента, как происходит исключение из ЕГРЮЛ.

Однако устранение компании из реестра нельзя рассматривать в качестве легкой возможности ликвидации угаснувшей организации. Подобный подход допускается только для предприятий-однодневок, создававшихся на короткое время. При отсутствии среди руководителей и учредителей реальных физических лиц, к которым возможно предъявление налоговых претензий, то внесудебная ликвидация из ЕГРЮЛ будет безболезненной.

Если же у «бросаемой» организации есть фактические учредители, то процедура устранения не дает им права освобождения от субсидиарной ответственности за задолженность перед различными кредиторами или бюджетом.

Судебный порядок. Форма заявления

Судебный процесс осуществляется в порядке, предусмотренном для дел из публичных правоотношений (гл. 22, 24 АПК РФ). В соответствии с п. 2 ст. 197 АПК РФ процедура инициируется путем подачи заявления о признании незаконными решения или действие исполнительного органа. Обращающаяся сторона именуется заинтересованным лицом, в роли которого выступает как организация, так и гражданин.

Обращение составляется:

  • в письменной форме;
  • электронном виде с помощью сервиса «Мой арбитр» на официальных сайтах арбитражных судов.

При обращении в суд оплачивается госпошлина в размере (подп. 3 п. 1 ст. 333.21 Налогового кодекса РФ):

  • 300 руб. — для граждан;
  • 3 000 руб. — для организаций.

Дело разбирается в срок не более 3 месяцев с даты поступления заявления. Решение суда вступает в силу сразу же после его принятия (ч. 7 ст. 201 АПК РФ).

Обзор документа

Юрлицо исключается из ЕГРЮЛ:

— при невозможности ликвидации из-за отсутствия средств на это;

— при наличии в ЕГРЮЛ в течение более 6 месяцев сведений, в отношении которых внесена запись о недостоверности.

Дебиторская задолженность должника, исключенного из ЕГРЮЛ по этим основаниям, не может быть признана безнадежной по основанию ликвидации должника. При этом ничто не препятствует налогоплательщику признать такую задолженность безнадежной по иным основаниям.

Признание списываемой задолженности безнадежной по основанию истечения установленного срока исковой давности осуществляется вне зависимости от предпринятых налогоплательщиком мер принудительного взыскания.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Спорные вопросы в практике обжалования

И все же судебная практика по обжалованию неоднозначна. Например, некоммерческие организации, благодаря правовой позиции Конституционного суда РФ в постановлении от 06.12.2011 № 26-П, могут оспорить свое исключение из реестра, если докажут, что фактически существуют и продолжают работать. Данный вид субъектов ведь изначально создается не для предпринимательской деятельности, поэтому отсутствие операций на счетах и непредставление налоговой отчетности вовсе не свидетельствует о прекращении деятельности предприятия.

В отношении коммерческих организаций у арбитражных судов мнения разделились на прямо противоположные:

  1. Одни суды применяют расширительное толкование ст. 21.1 закона № 129-ФЗ, запрещают регистрирующему органу формально подходить к процедуре и отрицают возможность ликвидировать компанию только при наличии 2 оснований (постановление ФАС Дальневосточного округа от 15.04.2013 № Ф03-1381/2013).
  2. Другие суды строго придерживаются буквального толкования нормы ст. 21.1 закона № 129-ФЗ и отказывают в оспаривании предприятиям, если они подпадают под указанные в законе № 129-ФЗ признаки. При этом даже не учитываются факты, например, заключения сделок, ведения судебных процессов и др. (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 16.11.2012 по делу № А45-11367/2012).

***

Итак, чтобы обжаловать изъятие организации из ЕГРЮЛ, заинтересованное лицо может воспользоваться либо административным ресурсом, либо сразу пойти в суд. Главное преимущество первого способа — это быстрое рассмотрение вопроса, не требующее никаких материальных затрат в виде госпошлины.

Однако решения регистрирующих органов, как правило, выносятся в соответствии с общей политикой ФНС России, которая может не совпадать с объективной реальностью. В то же время судебное разбирательство всегда ставит точку в споре, является более традиционным средством защиты прав, а арбитражный суд воспринимается как незаинтересованная инстанция.

***

Больше полезной информации — в рубрике «Бизнес».

Судебная практика

В законе указано, что исключить ЮЛ могут при длительном отсутствии движения по счетам. Последнее подтверждает отсутствие деятельности компании. Однако некоммерческая организация может работать, не прибегая к использованию счетов. Она может оспорить свое исключение в том случае, если докажет наличие деятельности.

Принятие решения по делу зависит от позиции конкретного суда. Некоторые суды полагают, что исключение возможно только при наличии всех условий. Если компанию исключили из ЕГРЮЛ по одному основанию, по обжалованию принимается положительное решение. Другие суды трактуют норму статьи 21.1 ФЗ №129 буквально. Если ЮЛ попадает хотя бы под одно основание, в просьбе об отмене решения отказывают.

К СВЕДЕНИЮ! Куда лучше обращаться? Административное рассмотрение дела отличается скоростью. Через налоговую можно решить вопрос быстро и без уплаты пошлины. Плюсом суда является то, что он является незаинтересованным органом. Судья поставит окончательную точку в деле.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector