Договор транспортной экспедиции
Содержание:
- Содержание договора
- Основные и дополнительные документы при автомобильных грузоперевозках
- Оплата услуг транспортной экспедиции
- Ответственность сторон в договоре транспортной экспедиции
- Нормативная база договора на оказание транспортно-экспедиционных услуг
- Договор перевозки
- Документальное оформление транспортной экспедиции
- Особенности экспедиторских компаний
- Договор транспортной экспедиции
- Образец бланка договора транспортной экспедиции
- Порядок расчетов
- Предмет договора транспортно-экспедиционных услуг
- Понятие транспортно-экспедиторской деятельности
- Стороны и предмет
- Договор транспортной экспедиции: оформляем «первичку» без ошибок
- Подводим итоги по теме договора транспортной экспедиции:
Содержание договора
В Гражданском Кодексе прописано, что экспедитор на основе заключенных договорных отношениях за счет заказчика организует качественное выполнение услуг, которые связаны с перевозкой того или иного груза.
Обычно текст стандартного договора на оказание экспедиторских услуг состоит из нескольких пунктов, основными из которых являются:
- предмет договора;
- условия грузоперевозки, где обычно прописывают основные характеристики груза;
- права обеих сторон;
- обязанности обеих сторон;
- порядок проведения расчетов;
- претензии;
- реквизиты сторон.
Если сторонам договора кажется, что данных пунктов недостаточно, то можно внести дополнительные пункты. В договоре экспедиторы достаточно часто включают пункт о том, что за компанией закрепляется право не отдавать груз получателю, пока услуга не будет оплачена в полном объеме.
Основные и дополнительные документы при автомобильных грузоперевозках
С точки зрения украинского законодательства и дорожной инспекции основным документом для грузоперевозки остается товарно – транспортная накладная (ТТН). Кроме нее, дорожным инспекторам нужно предъявлять:
- водительское удостоверение;
- регистрационные документы (включая документацию о владении грузовиком, праве на управление);
- санитарный паспорт (нужен при перевозке продуктов);
- обязательный страховой полис;
При остановках инспекторами дорожной полиции дополнительные документы и договоры на груз водитель может не предъявлять (за исключением транспортировки крупногабаритных и опасных грузов, которые требуют наличия лицензии).Одним из главных разделов документа для водителя становятся графы «Принял груз» и «Сдал груз». С подписи водителя в первой графе начинается сфера ответственности за сохранность и безопасность груза. При этом грузоперевозчика не волнуют условия складского хранения закрытой тары (у грузоотправителя и получателя) и правильность проведения такелажных работ (погрузки и разгрузки). При международных автоперевозках основным грузосопроводительным документом является накладная CMR.
В международной накладной CMR, несмотря на большое количество разделов, сведения о транспорте и грузе подобны украинской накладной. При международных автоперевозках украинские водители не сталкиваются со сложностями оформления экспортных или импортных товаров, этим занимаются грузоотправители или юридические фирмы.
Оплата услуг транспортной экспедиции
Информация о размере платы экспедитору за услуги транспортной экспедиции и порядке расчетов является существенным условием такого договора, поэтому обязательно должна быть приписана в нем.
При этом фактическая оплата услуг транспортной экспедиции делится на два вида:
- плата за услуги экспедитора (как в фиксированном виде, так и в процентах от объема услуги). Если размер платы не установлен, клиент должен выплатить экспедитору разумную плату. Это означает, что плата в таком случае устанавливается, исходя из обычных цен, которые существуют на аналогичные услуги на момент заключения договора.
- Расходы экспедитора на оплату услуг третьих лиц, на оплату необходимых платежей, уплачиваемых при выполнении договора. Возмещение таких расходов клиентом может быть предусмотрено в договоре. Но для того, чтобы их возместить, они должны быть подтверждены счетами, накладными и прочими документами.
Ответственность сторон в договоре транспортной экспедиции
Сразу отметим, что ни в Гражданском кодексе Украины, ни в Законе №1955 ответственность участников транспортной экспедиции четко не урегулирована. Можно смело сказать, что этот вопрос регулируется только общими положениями об ответственности сторон за нарушение договора. Именно поэтому мы рекомендуем клиенту и экспедитору (сторонам) детально прописать этот вопрос в самом договоре. А мы вам в этом с радостью поможем.
Обращаем ваше внимание на такие нюансы
- Экспедитор несет ответственность за действия привлеченных третьих лиц как за свои собственные. В случае нарушения последними условий договора, экспедитор должен компенсировать заказчику все понесенные убытки, а уже в дальнейшем он вправе обратиться к виновным для взыскания с них понесённого ущерба (регресс).
- Ответственность экспедитора за организацию перевозки, в том числе за сроки в договоре перевозки, своевременную подачу транспортного средства на разгрузку и погрузку, а в случае согласования сторонами ‒ за таможенное оформление груза и другие смежные услуги. В данном случае сторонам следует в договоре прописать все возможные риски в работе, штрафные санкции за нарушение сроков и условий перевозки, доказательства таких нарушений (например, составление актов, фиксирование и т.д.) и сроки для выполнения обоснованных требований другой стороны.
- Ответственность экспедитора за груз, в частности за полную сохранность груза. В данном случае сторонам следует четко прописать в договоре, какая сторона осуществляет погрузку / разгрузку, как другая сторона проверяет качество данных процессов и порядок внесения замечаний.
- Обычно, если при транспортировке груза было допущено повреждение или уничтожение груза, экспедитор обязан в полном объеме возместить убытки, которые понес клиент в результате повреждения или уничтожения товара.
То есть можно сделать вывод, что ответственность клиента и экспедитора по договору транспортной экспедиции следует тщательно прописывать в договоре.
Нормативная база договора на оказание транспортно-экспедиционных услуг
Отношения в сфере транспортной экспедиции регулируются Гражданским кодексом Украины 16.01.2003 г. № 435-IV, Хозяйственным кодексом Украины от 16.01.2003 г. № 436-IV, законами Украины «О транспорте» от 10.11.1994 г. № 232/94-ВР, «О внешнеэкономической деятельности» от 16.04.1991 г. № 959-XII, «О транзите грузов» от 20.10.1999 г. № 1172-XIV, Законом №1955, а также другими нормативно-правовыми актами.
Также заметим, что эта деятельность может попадать в зону действия Закона Украины «О лицензировании видов хозяйственной деятельности» от 02.03.2015 г. № 222-VIII. Почему? Так как если экспедитор сам будет перевозить опасные грузы, эта деятельность будет подлежать лицензированию. Но не стоит переживать, непосредственно транспортно-экспедиторская деятельность не требует лицензирования.
Договор перевозки
Мы уже подробно разбирали этот транспортный договор на примере договора перевозки грузов, поэтому здесь только напомним основы.
По договору перевозки перевозчик обязуется доставить груз, пассажиров или багаж в пункт назначения вовремя, в целости и сохранности, а отправитель – оплатить его услуги. Необязательно заключать договор перевозки грузов в виде единого документа с подписями обеих сторон. Для подтверждения договорных отношений между сторонами достаточно транспортной накладной, которая в кратком виде содержит все существенные условия договора.
Однако в большинстве случаев, особенно если речь идет о грузах, которые используется в дальнейшем в бизнесе (товары, сырье, материалы), сторонам может потребоваться согласование других условий, поэтому заключать письменный договор рекомендуется.
Документальное оформление транспортной экспедиции
Как же подтвердить факт исполнения своих обязательств экспедитором? По правилам Закона №1955 этот факт должен быть подтверждён единым транспортным документом или комплектом документов (железнодорожных, автомобильных, авиационных накладных, коносаментов и т. п.), которые отражают путь груза от пункта его отправки до пункта его назначения. Среди таких документов, кроме договора международной перевозки грузов, указывают:
- авиационную грузовую накладную (Air Waybill) — при перевозке авиационным транспортом;
- международную автомобильную накладную (CMR);
- накладную СМГС ‒ при железнодорожных перевозках;
- коносамент (Bill of Lading) — при перевозке морским транспортом;
- накладную ЦИМ (CIM);
- грузовую ведомость (Cargo Manifest);
- другие документы, определенные законами Украины (например, ТТН).
Поскольку ТТН будет фиксировать только факт перевозки, в отношении непосредственно экспедиторских услуг составляется акт приемки-передачи выполненных услуг.
Особенности экспедиторских компаний
Для каждой компании важно найти надежного поставщика, чтобы груз транспортировался и в рамках закона и был доставлен в целости. Тогда возникает вопрос: каким видом услуг лучше всего воспользоваться – обычными грузоперевозками или же транспортным экспедитором?
Эффективный способ доставки. Если компании необходима длительная или разноплановая перевозка, тогда лучше всего воспользоваться услугами экспедиторов
Разница в том, что обычные перевозчики используют только один вид транспорта, а экспедиторские услуги берут на себя функции доставки груза различными способами с максимальной быстротой доставки. Самые распространенные в России: железнодорожные, автомобильные, авиаперевозки. Если компании нужно перевезти груз на небольшие расстояния или не выходя за пределы России, достаточно воспользоваться услугами автоперевозчика. Когда возникает вопрос о доставки груза в другие страны – лучше всего заключить договор с транспортными экспедиторами
Если компании необходима длительная или разноплановая перевозка, тогда лучше всего воспользоваться услугами экспедиторов. Разница в том, что обычные перевозчики используют только один вид транспорта, а экспедиторские услуги берут на себя функции доставки груза различными способами с максимальной быстротой доставки. Самые распространенные в России: железнодорожные, автомобильные, авиаперевозки. Если компании нужно перевезти груз на небольшие расстояния или не выходя за пределы России, достаточно воспользоваться услугами автоперевозчика. Когда возникает вопрос о доставки груза в другие страны – лучше всего заключить договор с транспортными экспедиторами.
Конечно же, экспедиторские компании имею ряд своих преимуществ, ведь они сопровождают груз от начала до конца. В первую очередь это оптимизация процесса на транспортных узлах, также заключение договоров с авиакомпаниями (наличие предварительной брони на авиарейсы). Если груз может испортиться, из-за перепадов температуры, экспедиторы заказывают термальную обработку товара.
Кроме этого экспедиторские компании надают возможность заключение договора и на другие услуги. Среди них наиболее распространенные – хранение грузов, таможенное оформление документов, доставка груза от разных компаний к одному потребителю. В общем, экспедиторы предоставляют максимальное количество услуг для качественной и быстрой доставки груза. Среди российских компаний есть множество которые качественно и надежно надают такие услуги. Все тарифы можно найти в прайсах фирмы, а с доступом в интернет это делается очень быстро. Ведь каждая компания размещает на своем сайте перечень всех услуг, прайсы и свои преимущества над другими.
Заключение договора с транспортными экспедиторами
Очень часто возникают ситуации о точном весе груза. Такое случается, когда у поставщика и экспедиторской компании вес товара не сходится из-за разбалансировки. Чтобы избежать подобных ситуаций, нужно как можно точно установить вес груза, чтобы исключить подобные разногласия между двумя сторонами. Если заказчик не может упаковать товар – экспедиторская компания может взять на себя и эти функции.
Договор транспортной экспедиции
Договор транспортной экспедиции (Скачать образец) | Пример подготовки договора транспортной экспедиции (Скачать) |
Этот транспортный договор заключают, когда дополнительно к перевозке требуется оформление перевозочных и таможенных документов, сопровождение, хранение и охрана груза, обеспечение погрузки-выгрузки, другие дополнительные услуги. Правовые нормы экспедиторской услуги, кроме главы 41 ГК РФ, регулирует закон от 30.06.2003 № 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности» и специальные Правила ТЭД (постановление Правительства РФ от 08.09.2006 № 554).
Обратите внимание, что экспедиторская услуга — это не услуга самой перевозки, при этом оказывать ее может как специальный экспедитор, так и перевозчик (статья 801 ГК РФ). Клиентом экспедитора может быть как грузоотправитель, так и грузополучатель
Клиент не обязательно должен быть собственником груза, поэтому такую услугу может заказывать и лицо, действующее в качестве агента или комиссионера
Клиентом экспедитора может быть как грузоотправитель, так и грузополучатель. Клиент не обязательно должен быть собственником груза, поэтому такую услугу может заказывать и лицо, действующее в качестве агента или комиссионера.
Транспортный договор об оказании экспедиторских услуг не могут заменить такие документы как: доверенность, счета-фактуры, заявки на перевозку груза, товарно-транспортные накладные и прочее. Сторонам надо обязательно составить договор в виде отдельного документа.
Законодательство не устанавливает жесткий перечень и описание всех возможных экспедиторских услуг, поэтому при согласовании предмета договора стороны должны подробно и полно прописать все обязанности экспедитора в каждом конкретном случае. Указание общей формулировки типа «экспедиторские услуги» или «услуги по сопровождению груза» может привести к тому, что договор будет признан судом незаключенным.
Исполнение договора экспедиции сопровождается следующими документами (формы документов утверждены приказом Минтранса РФ от 11 февраля 2008 г. N 23):
- поручение экспедитору — определяет перечень услуг экспедитора;
- экспедиторская расписка — подтверждает факт получения груза экспедитором;
- складская расписка — подтверждает принятие экспедитором у клиента груза на складское хранение.
Кроме этого, клиент должен предоставить экспедитору документы и информацию о свойствах груза и условиях его перевозки. Если это условие не выполнено, а без таких документов экспедитор не может выполнить свои договорные обязанности, то клиент несет ответственность за возможные убытки, причиненные им экспедитору.
Ответственность экспедитора по договору достаточно серьезна. Как минимум, он отвечает:
- за нарушение сроков исполнения своих обязательств (если не докажет, что просрочка вызвана виной клиента или форс-мажором);
- за утрату, порчу, недостачу груза (если не докажет, что это произошло из-за обстоятельств, которые он не мог предотвратить).
В договоре могут быть прописаны и другие виды ответственности сторон, например, право экспедитора удерживать груз до момента полной оплаты его услуг.
Образец бланка договора транспортной экспедиции
Предлагаем бесплатно скачать образец бланка договора транспотной экспедиции, актуальный в 2018 году:
- Бланк договора транспортной экспедиции 2021 года в Word.
- Бланк договора транспортной экспедиции 2021 года в PDF.
Заполняйте договоры транспортной экспедиции и другие документы быстро и без ошибок – начните пользоваться сервисом КУБ.
Передумали заморачиваться со скачкой шаблонов документов онлайн?
С сервисом КУБ вы можете сэкономить 29 минут на выставление документов без единой ошибки, и это далеко не всё. Получите КУБ — онлайн сервис по автоматизации выставления счетов и других
документов.
Начать использовать КУБ прямо сейчас
14 днейБЕСПЛАТНЫЙ ДОСТУП
Порядок расчетов
Данный пункт заключенного договора может быть указан либо в тексте самого документа на оказание услуг, либо вынесен в отдельное приложение к документу. Оплата исполнителя может быть прописана в нескольких вариантах:
- фиксированная сумма;
- определенный процент от определенной суммы;
- тариф, который устанавливает экспедитор.
В стоимость оплаты услуг также включаются все расходы, которые так или иначе связаны выполнением своих обязательств перед заказчиком.
Чаще всего оплата происходит следующим образом. Исполнитель выставляет клиенту счет. Тот в свою очередь знакомиться с ним и если его устраивает сумма, то оплачивает. Оплата поступает на счет в течение 3-5дней.
Некоторые экспедиторы требуют предоплаты, которая обычно составляет не более 30% от общей суммы договора. Однако, стоит сразу отметить, что такого рода требования многие заказчики воспринимают в штыки.
Предмет договора транспортно-экспедиционных услуг
Именно этот пункт в договоре принято считать самым существенным. Именно он рассматривается на суде в том случае, когда между сторонами возникают споры. В данном пункте обычно указывают все те виды операций, которые заказывает клиент.
Так, стороны могут договориться о доставке грузов определенным видом транспорта. Также в договоре необходимо прописать запланированный маршрут следования автотранспорта. Помимо всего прочего, в список основных услуг, которые обязан выполнить экспедитор входит: заключение договора на оказание конкретных видов услуг; отправка товаров, получение груза, оформление необходимых документов, успешное прохождение таможни, проверка качества и комплектации груза, хранение товаров, уплата обязательных сборов и многое другое.
Понятие транспортно-экспедиторской деятельности
Определение понятия «транспортная экспедиция» легко можно найти в Законе Украины «О транспортно-экспедиторской деятельности» от 01.07.2004 г. № 1955-IV (далее – Закон №1955). Ее суть сводится к предпринимательской деятельности по организации и обеспечению перевозок груза. Проще говоря, под таким длинным названием «транспортно-экспедиторская деятельность» скрывается более короткое «организация перевозок». То есть на плечи экспедитора ложится обязанность не просто перевезти груз, как в обычном договоре перевозки пассажиров и грузов, но и организовать перевозку груза.
Отправителям груза не нужно самим осуществлять страхование груза, оформлять товарно-транспортные документы, заключать отдельные договора с другими возможными участниками процесса. За все это будет отвечать сам экспедитор. Именно благодаря этому транспортно-экспедиторские услуги пользуются большим спросом и договор транспортной экспедиции получил еще условное название «договор об организации перевозки грузов».
Стороны и предмет
- аренду автомобиля;
- договор транспортных услуг по перевозке грузов;
- транспортную экспедицию.
Для квалификации сделки оценивается не ее наименование, а фактическое содержание, поэтому участники вправе назвать соглашение «договором на транспортные услуги»; то, каким нормам этот документ в итоге подчиняется, зависит от сути договоренности. Более того, законодательство позволяет заключать смешанные соглашения, содержащие признаки разных видов. Таким образом, под этим понятием скрываются различные типы отношений.
При этом у всех этих вариантов отношений имеются роднящие их признаки, основное из которых то, что одна сторона соглашения располагает транспортным средством и готова на возмездной основе использовать его в интересах второй стороны. Вторая сторона, в свою очередь, нуждается в ТС для тех или иных целей и готова заплатить оговоренную в соглашении сумму. Суть оказываемых с помощью ТС услуг составит предмет соглашения, например:
- по соглашению перевозки груза или пассажира предметом является перемещение объекта перевозки из точки А в точку Б;
- от перевозки груза или пассажира следует отличать аренду ТС с экипажем — цель такой сделки не просто переместить объект из одного места в другое, а предоставить заказчику транспортное средство в его распоряжение на определенный срок;
- договор оказания транспортных услуг без экипажа является, по сути, арендой автомобиля, цель которой — предоставление ТС в распоряжение заказчика.
При разработке текста соглашения сторонам следует четко оговорить, какие услуги имеются в виду — от этого зависит конечная квалификация документа.
Участниками вправе выступать:
- юридические лица;
- индивидуальные предприниматели;
- физические лица.
Все эти категории участников гражданских отношений вправе выступать как в качестве заказчика, так и исполнителя.
Бесплатно составьте любое соглашение с помощью специального конструктора договоров от КонсультантПлюс.
Договор транспортной экспедиции: оформляем «первичку» без ошибок
Многие организации осуществляют перевозку товаров в интересах заказчика, как в рамках договора поставки, так и на основании отдельного договора транспортной экспедиции. При заключении таких договоров и оформлении заказов на транспортировку нередко допускаются нарушения и неточности. Рассмотрим, как следует документально оформлять эти операции, чтобы в дальнейшем избежать ошибок при отражении их в бухгалтерском и налоговом учете.
Транспортно-экспедиционная деятельность регулируется гл.41 ГК РФ, законом от 30 июня 2003 г. № 87-ФЗ \»О транспортно-экспедиционной деятельности\», а также Правилами транспортно-экспедиционной деятельности, утвержденными постановлением Правительства РФ от 8 сентября 2006 г. № 554.
Согласно договору транспортной экспедиции, одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента-грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза. При этом экспедитор имеет право привлечь к исполнению данного обязательства третьих лиц. Обязанность оказывать услуги лично может быть закреплена только в договоре между экспедитором и клиентом.
Сами экспедиторские услуги делятся на основные и дополнительные.
К основным услугам относятся:
- организация перевозки груза определенным транспортом и по определенному маршруту;
- заключение от имени клиента или от своего имени договора (договоров) перевозки груза;
- обеспечение отправки и получения груза.
Дополнительные услуги включают в себя:
- получение (оформление) требующихся для экспорта или импорта документов, выполнение таможенных и иных формальностей;
- хранение груза, его получение в пункте назначения, проверку количества и состояния груза, его погрузку и выгрузку;
- уплату пошлин, сборов и других расходов, возлагаемых на клиента.
Обратите внимание! Не следует путать экспедицию с перевозкой. В компетенцию экспедитора входят организация перевозки, заключение договора на перевозку груза и обеспечение его отправки (получения)
Непосредственно перевозка грузов не является предметом деятельности экспедитора. Если же транспортная компания выступает одновременно в качестве организатора перевозки и перевозчика, ее взаимоотношения с клиентом регулируются положениями не только гл.41 ГК РФ \»Транспортная экспедиция\», но и гл.40 ГК РФ \»Перевозка\», а договор, заключенный между компанией и клиентом, считается смешанным.
Вознаграждением экспедитора является разница между согласованными тарифами и суммой расходов экспедитора на организацию перевозки. Заказчик в порядке, предусмотренном договором, обязан уплатить причитающееся экспедитору вознаграждение, а также возместить расходы, понесенные экспедитором в интересах клиента (п.2 ст.5 Закона № 87-ФЗ).
Экспедитор может заключить договор с перевозчиком, как от своего имени, так и от имени клиента. Необходимость действовать от своего имени (и наоборот) определяется в договоре. Если договор перевозки заключается от имени клиента, последний должен выдать экспедитору соответствующую доверенность. Такой вариант упрощает документооборот между всеми участниками перевозочного процесса, а также бухгалтерский учет и налогообложение операций, осуществляемых в рамках договора транспортной экспедиции. Однако чаще всего экспедитору приходится заключать договор на перевозку вверенного ему груза от собственного имени.
Подводим итоги по теме договора транспортной экспедиции:
- Транспортно-экспедиторская деятельность – это вид предпринимательской деятельности, суть которой сводится к организации и обеспечению перевозок груза.
- Договор транспортного экспедирования состоит в следующем: экспедитор обязуется за плату клиента выполнить или организовать выполнение услуг, связанных с перевозкой груза. Заключается только в письменной форме.
- Факт исполнения своих обязательств экспедитором должен быть подтверждён единым транспортным документом или комплектом документов (железнодорожных, автомобильных, авиационных накладных, коносаментов и т. п.), которые отражают путь груза от пункта его отправки до пункта его назначения.