Как стать фронтенд-разработчиком: детальный роадмап для начинающих

Вместо заключения

А что дальше? Дальше учиться. Фреймворков и технологий куда больше, чем описано в этой статье.

То, о чем мы говорим – это один из популярных роадмапов. Просто пошаговый план для общего ориентирования в пространстве. Вам же придется приобрести куда больше знаний и изучить куда больше технологий, в частности тех, что захочет использовать руководитель/заказчик. Но теперь вы знаете, с чего начать путь к фронтенду в вебе.

Хотя нет, это еще не все. Я совсем забыл рассказать о soft skills (гибких навыках) в IT-сфере, а без них сейчас никуда. О значимости и типах софт-скиллов вы можете почитать в статье «Что такое soft skills и как их развить» – изложенная в ней информация обязательно пригодится вам при первом трудоустройстве в IT-компанию. 

Что такое backend-разработка?

Backend-разработка — это набор аппаратно-программных средств, при помощи которых реализована логика работы сайта. Попросту говоря, это то, что скрыто от глаз пользователя и происходит вне его браузера и компьютера.

Например, когда вы вводите запрос на странице поисковика и жмёте клавишу Enter, frontend заканчивается и начинается backend. Ваш запрос отправляется на сервер Google или «Яндекса», где расположены алгоритмы поиска. Именно там случается всё «волшебство». Как только на мониторе появилась информация, которую вы искали, — вновь происходит возвращение в зону frontend.

По большому счёту, сервер — это тот же компьютер, только более мощный. Он хранит данные и отвечает на запросы пользователей.

Важно!

Backend — это процесс объединения сервера с пользователем.

Компоненты backend-разработки

Backend-разработчик применяет те инструменты, что доступны на его сервере. Он вправе выбрать любой из универсальных языков программирования, например, Ruby, PHP, Python, Java. Всё зависит от конкретного проекта и задачи заказчика.

Также для backend-разработки используются системы управления базами данных:

  • MySQL;
  • PostgreSQL;
  • SQLite;
  • MongoDB.

Структура взаимодействия фронтенд и бэкенд

На сегодняшний день есть ряд основополагающих ресурсов, которые формируют взаимодействие между frontend и backend.

Взаимодействие между frontend и backend

Серверное приложение

Здесь HTTP-запросы передаются сразу-же на сервер самого приложения, а сервер, в свою очередь, выдает ответ в виде HTML-страницы. В процессе получения запроса и выдачи ответа, сервер производит поиск сведений по полученному запросу в базе данных и генерирует ее в шаблон (ERB, Blade, EJS, Handlebars).

После того, как страница загружена в браузер:

  1. С помощью HTML вы даете команду, что именно должно быть отображено на этой странице.
  2. Через CSS вы информируете браузер каким образом это будет отображено.
  3. JavaScript является неким языком сценариев в интернете, с помощью которого вы сможете настраивать структуру взаимодействия между браузером, HTML и CSS.

AJAX и аналогичные решения

Иной вид архитектуры применяет для коммуникации AJAX (Asynchronous JavaScript and XML). То есть JavaScript, загруженный в браузер, передает HTTP-запрос (XHR, XML HTTP Request) внутри страницы и в результате получает XML-ответ. Помимо этого, для ответов можно применять формат JSON. Более подробно про систему безопасности передачи сведений вы можете прочитать в статье о том, что такое HTTPS-протокол.

Другими словами, ваш сервер обязан иметь некую финальную ступень, которая будет отвечать на получаемые запросы через JSON или с помощью XML-кода. Существует 2 основополагающих протокола, которые используют для данной задачи:

  1. REST.
  2. SOAP.

Также AJAX дает вам возможность производить загрузку сведений при этом не обновляя страницу. Чаще всего, это требуется в таких программных платформах, как Angular и Ember. В последствии разработки, подобные приложения загружаются в браузер и все дальнейшие рендеринги реализуются на стороне пользователя, то есть в браузере. В этом случае, frontend-разработчик комуницируют с backend-разработчиком через HTTP, применяя JSON или XML-код.

Также существуют библиотеки и фреймворки, такие как: React и Ember, которые дают возможность реализовывать приложения как на сервере, так и «в клиенте». В данном случае для коммуникации frontend с backend, в приложении используется AJAX, обрабатываемый на сервере HTML.

Мы рассмотрели, что такое фротенд и бэкекд разработка и в чем между ними разница. Также хочется отметить, что на сегодняшний день крайне тяжело найти высококлассных специалистов в данных областях, в связи с тем, что большинство так называемых специалистов имеют поверхностные знания и не планируют развиваться дальше, поскольку подвержены воздействию эффекта Даннинга-Крюгера. Если у вас остались вопросы по данной статье — пишите нам в комментарии, и мы обязательно ответим.

Чем дизайнер может помочь фронтенд-разработчику

Здесь я собрал некоторые пункты, наличие которых в проекте помогло бы мне верстать.

История изменения макетов. Часто при работе над макетом неожиданно обновляются требования к продукту, и в макет вносят изменения. Фронтендщику ставят задачу на перевёрстку, но, на первый взгляд, все выглядит, как раньше. Только при более детальном исследовании выясняется, что поменялся, например, порядок иконок социальных сетей в футере, изменились некоторые отступы в контентной области или изменились некоторые тексты на странице. Чтобы это выяснить, приходится делать скриншот макета и сопоставлять его с текущей вёрсткой сайта. В Figma на данный момент нет системы контроля версий, поэтому всё ложится на плечи команды. И только коммуникация помогает решить данную проблему.
Стайлгайд проекта. Страница со всеми состояниями интерактивных элементов, страница с типографией, страница с формами и примерами их заполнения и прочее, что позволит атомарно подойти к блокам. Хорошо проработанный стайлгайд проекта —  залог успеха. Главное держать его в актуальном состоянии и не нарушать его.
Доступность интерфейса

Понимание дизайнером всей важности доступности вашего интерфейса и ее учет при проектировании очень важны. Сделать сейчас как есть, а потом задуматься о версии для слабовидящих или о режиме для чтения не получится

Внедрение доступности будет гораздо тяжелее, если вообще возможно.
Детально проработанная адаптивность. Полное понимание, как будет вести себя макет при его сжатии и расширении. Это решит проблему с промежуточными состояниями между брейкпоинтами и упростит создание любого типа верстки.
Структура проекта в Figma. Многие разработчики жаловались мне, что невозможно открыть Figma, потому что на одной вкладке отображаются все страницы проекта. Правильная структура хранения проекта облегчит работу с ним как дизайнеру, так и разработчику.
Названия у цветов и шрифтов. Когда у всех цветов и типов шрифтов есть имена, фронтенд разработчику не придётся их придумывать. Идеально, если имена содержат только буквы, цифры и знаки «$» и «_», при этом первый символ не является цифрой. Это необязательно, но позволит использовать названия прямо в коде, что облегчит их применение и поддержку в актуальном состоянии.
Консистентность между версиями. Это, скорее, просьба к дизайнерам. Разрабатывая макет мобильной версии сайта, старайтесь помнить, что это всё-таки сайт, а не мобильное приложение. Хочется видеть консистентность между десктопной и мобильной версиями. В некоторых проектах мобильная и десктопная версии настолько отличались, что приходилось делать разные версии с нуля, а это забирает в два раза больше времени на разработку.

За что любят фронтенд?

Можно выделить несколько основных причин:

  1. Есть возможность быстро получить визуальный результат своей работы. Здесь есть много пространства для творчества: визуализация своих идей, оптимизация решений, удобство пользования и др.
  2. Лёгкий старт. Чтобы попробовать что-нибудь из фронтенд-разработки, не нужны никакие специализированные программы, компиляторы, сложные настройки и прочее. Необходимо лишь желание и любой простейший текстовый редактор. Во фронтенде IDE лишь помогают визуализировать логику кода и упрощают его написание, но не являются обязательной средой разработки или компиляции.
  3. Много направлений для углубления знаний и развития: во время работы фронтенд-разработчик взаимодействует с дизайнерами, с бэкенд-разработчиками, тестировщиками, бизнес аналитиками, DevOps специалистами и так далее. При желании всегда можно немного отстраниться от фронтенда и попробовать себя в чём-то новом — предложить дизайн, настроить CI/CD, писать автотесты или при возможности пробовать бэкенд. 
  4. Постоянно нужно изучать что-то новое. Есть шутка о том, что во фронтенде каждый месяц появляется новый фреймворк. Это и плюс, и большой минус одновременно. С одной стороны, ты всегда сталкиваешься с чем-то новым и тебе приходится  учиться, пробовать и узнавать новые веяния, но с другой стороны, есть вероятность, что часть твоего опыта канет в небытие навсегда. В какой-то момент ты можешь устать всё время следить за трендами.

Поэтому один из весомых недостатков профессии — приходится быстро адаптироваться под обновления и, возможно, переписывать до этого рабочий код. Фронтенд сильно зависим от развития и обновлений браузеров. Если вы не любите рефакторинг, постоянное обновление используемых технологий и, как следствие, кода, то фронтенд точно не для вас.

Web performance. Adopt

Скорость работы веб-приложений с каждым годом становится важнее. Скорость первоначального запуска и последующей работы интерфейса является частью UX, от этого зависит ранжирование в поисковых системах, что в совокупности влияет на бизнес-конверсии и успешность вашего продукта

Важно, чтобы скорость интерфейсов была в культуре разработки

Если вы раньше не думали о таком нефункциональном требовании, как скорость работы интерфейса, то начните с определения бюджета скорости: задайте те ограничения на performance-метрики, за пределы которых нельзя выходить

Важно согласовать эти бюджеты с владельцем продукта, чтобы было общее понимание ценности, бюджет учитывали при постановке задач и выделяли время на улучшение скорости

Для контроля бюджета нужно иметь мониторинг скорости работы приложения на основе данных от настоящих пользователей (RUM), желательно с автоматическими уведомлениями при достижении критических значений. Также нужно иметь синтетические тесты, которые исполняются в тестовом окружении. Желательно, чтобы такие тесты были интегрированы в процесс CI/CD: это позволит на раннем этапе замечать потенциальные проблемы и решать их до того, как они попадут к пользователям.

Ввести бюджет и инструменты контроля может быть недостаточно. Вы должны обучать вашу команду современным практикам разработки быстрых веб-интерфейсов, следить и делиться новыми подходами. У нас есть регулярная встреча по Web performance, на которой обсуждаются новости и хорошие примеры оптимизации. Так мы распространяем культуру быстрых интерфейсов и обмениваемся опытом.

В нашем блоге мы подробно раскрывали тему производительности, рекомендуем ознакомиться:

  • Клиентский мониторинг производительности
  • Синтетический мониторинг производительности

Выходим за пределы серверной части

Вот где действительно становится интересно. Почти все браузеры начали реализовывать в себе движки JavaScript. На мой взгляд, именно AJAX изменил ход веб-приложений. Google первым освоил его с помощью своего почтового клиента и картографических приложений.

Мир серверной MVC, генерирующей HTML + JavaScript. Код JS разбросан по страницам. JavaScript в основном используется для улучшения UX за счет сокращения циклов просмотра сервера (Server View Cycles). Такие вещи, как отправка формы, проверка ввода и т.д. обрабатываются клиентским кодом.

Это самая распространенная архитектура в истории веб-приложений. Большинство приложений B2C, SEO-дружественных веб-сайтов, особенно созданных с помощью CMS — Content Management Systems, используют его. Количество клиентского кода зависит от потребностей приложения.

Эта архитектура как таковая никогда не была действительно стандартизирована и поэтому не имеет названия. Она развивалась инкрементном стиле и до сих пор считается расширением Web MVC. ASP.NET MVC, Java Struts, Python Django, Ruby ROR, PHP CodeIgniter — некоторые из широко используемых сред, широко использующих серверную MVC или Web MVC.

Конечно, существует много других вариаций этого стандартного шаблона, но они не оказывают реального влияния на современные архитектуры фронт-энда и могут быть опущены.

Зарплаты

В целом фронт и бэк не сильно отличаются по зарплате, если мы говорим именно о фронтэнде, а не о вёрстке. Но всё-таки бэк немного выигрывает по деньгам.

Фронтенд

В среднем по данным hh.ru на рынке труда здесь такие цифры:

  • Junior — от 20 000 (в регионах) до 70 000 рублей
  • Middle — от 50 000 до 300 000 рублей
  • Senior — от 100 000 рублей до 550 000 рублей

Бэкенд

Среди самого бэка у PHP-разработчиков статистически чуть-чуть ниже зарплата. Но в целом цифры такие:

  • Junior — от 40 000 до 100 000 рублей
  • Middle — от 60 000 до 350 000 рублей
  • Senior — от 120 000 до 600 000 рублей

Конечно, зарплата зависят от необходимых языков и технологий

Кроме того, важно понимать, что на неё влияет тип проекта. Так, работа в студиях — зачастую простые задачи и небольшие деньги

Но без дополнительных усилий по самообразованию такая работа не особо способствует карьерному росту. В то время как продуктовая разработка зачастую интереснее по деньгам, задачам и стеку технологий.

Что читать для знакомства с фронтендом и бэкендом

Мы подобрали ряд книг, ознакомившись с которыми, вы сможете понять, что сложнее — frontend или backend — в вашем случае.

Front-end

HTML5 и CSS3.Разработка сайтов для любых браузеров и устройств — Фрейн Бен

Книга, содержащая довольно много воды, но в случае с новичками это может помочь лучше закрепить базовый материал.

JavaScript. Шаблоны – Стоян Стефанов

Крайне полезная книга не только для начинающих оформителей веба, но и для маститых специалистов. Содержит наилучшие практики кода, которые наверняка будут часто использоваться в вашей дальнейшей работе.

CSS. Каскадные таблицы стилей. Подробное руководство – Эрик А. Мейер

В отличие от предыдущей книги, здесь практически отсутствует реальный код, зато есть огромное количество справочных данных.

Accessibility for everyone – Laura Kalbag

Литература, посвящённая построению правильного мышления в области создания не только красивого, но и практичного дизайна. Содержит кодовые и графические выкладки, что будет полезно даже совсем начинающим разработчикам.

Back-end

Изучаем PHP 7. Руководство по созданию интерактивных веб-сайтов – Давид Скляр

Одна из базовых книг по PHP. Скляра читал, наверное, каждый бэкенд-разработчик. Прекрасно подойдёт тем, кто начинает изучение с нуля. Всё чётко и подробно, а главное – с примерами.

Ruby on Rails для начинающих. Изучаем разработку веб-приложений на основе Rails – Майкл Хартл

Несмотря на заявленную в заголовке основную тему, читателю предлагается пройти весь путь веб-разработчика, начиная с основ HTML и СSS, и заканчивая довольно сложными сайтами и приложениями с использованием Ruby

Но важно отметить: языкам эта книга не учит, а вот тому, как создавать правильные приложения на «рельсах» – пожалуйста.. Django 2.1

Практика создания веб-сайтов на Python – Владимир Дронов

Django 2.1. Практика создания веб-сайтов на Python – Владимир Дронов

Как и в прошлой книге, для чтения этой книги необходимо хотя бы на базовом уровне владеть связкой HTML-CSS-JavaScript и Python. Книга примечательна тем, что содержит минимум воды и большое разнообразие примеров.

Spring в действии – Крейг Уоллс

Если вы хотите создавать веб на Java, эта книга будет очень полезна для вас. Языку здесь не обучают, но процесс создания бэкенда с использованием Spring здесь описан простым информативным языком. Следуя по главам шаг за шагом вы на себе ощутите как превращаетесь из зелёного новичка в знающего профессионала.

Создаем динамические веб-сайты с помощью PHP, MySQL, JavaScript, CSS и HTML5 – Робин Никсон

Всем, кто планирует связать свою жизнь с вебом – рекомендуем достать эту книгу в любом варианте. Очень легко читается, требует минимум базовых знаний, но при этом содержит уйму информации о том, как создаётся и работает современный веб.

Как в вакансии

Фронтенд-разработчик делает следующее:

  • собирает сайт по макету дизайнера;
  • использует для этого HTML, CSS, JavaScript и несколько других языков;
  • понимает процессы, которые происходят во время создания сайта;
  • знает, как опубликовать сайт в Сети так, чтобы он выглядел одинаково на всех устройствах;
  • умеет работать с Git или другим инструментом контроля версий;
  • использует Webpack для сборки проекта и вообще оперирует препроцессорами.

Звучит сложно, но вот основное: фронтенд берёт макет будущего сайта (картинку) и превращает его в код, который можно отправить клиенту. При необходимости он программирует интерактивные элементы и анимацию, которые будут обрабатываться на клиенте.

Часто фронтендов путают с верстальщиками, но на самом деле верстальщик — это специалист узкого профиля (вёрстка по макету). А фронт кроме этого может и слайдер прикрутить, и шаблон в CMS поправить, и закодить нестандартное поведение картинки при нажатии, и написать скрипт для проверки правильности заполнения данных на сайте.

Общий монорепозиторий. Hold

Будем считать, что общий монорепозиторий — это глобальный репозиторий уровня компании или направления. Группы людей, работающие в таком репозитории, практически не связаны общими целями и могут иметь разные процессы.

С другой стороны — репозиторий уровня команды, где все участники репозитория объединены общими целями, имеют единые процессы, бизнес-контекст. В таком репозитории может находиться код нескольких приложений или пакетов, если над ними работает одна команда. Формально репозиторий останется моно, но меньшего масштаба. Все внешние зависимости, например core-код-компании, должны подключаться через пакетные менеджеры с версионированием.

Из плюсов глобальных репозиториев — возможность быстрее внедрять сквозные изменения, затрагивающие все команды. Из минусов — вероятна сложная модель ветвления, риск получить сильно связанный код, конфликты кода от разных команд.

Если у вас нет планов использовать глобальный монорепозиторий, то ограничьтесь репозиториями уровня одной команды и разделяйте репозиторий, когда текущая команда растет. В других случаях инвестируйте в инфраструктуру и инструментарий вокруг репозитория, чтобы поддерживать работу с глобальным репозиторием на эффективном уровне.

Что такое фронтенд и чем занимается специалист

Frontend — это разработка интерфейса, с которым взаимодействуют пользователи. Называется она так, потому что это создание наружной части сайта или приложения, а значит, находится снаружи/спереди (front).

Фронтенд-разработчик — это программист и верстальщик в одном лице. По части программирования специалист пишет код при разработке интерфейса, по части верстки он вставляет интерфейс на сайт или приложение. Помимо этого, разработчик адаптирует интерфейс под различные платформы, например под компьютерный браузер и мобильный браузер.

Основная цель специалиста — сделать использование сайта или приложения максимально удобным для конечного пользователя. Интерфейс должен быть интуитивно понятным, не перегруженным навигационными элементами и в стиле веб-площадки. Эта профессия входит в сферу веб-разработки.

Главные инструменты в этой сфере — языки веб-разметки (HTML, CSS) и программирования (JavaScript):

  • JavaScript используется для создания UI (user interface — интерфейс пользователя) с нуля;
  • На HTML производится основная верстка, где интерфейс переводится на язык, понятный современным браузерам;
  • Через CSS прикрепляются стили к структурированным документам (в случае с frontend это прикрепление стилей к документам HTML).

Фронтенд-специалист несет ответственность за то, чтобы все страницы сайта или приложения выглядели идентично во всех браузерах и их версиях, а также соответствовали макету, который был создан дизайнером (или самим веб-разработчиком). С каждым годом интерфейсы сайтов и приложений усложняются с технической стороны, зачастую становясь все более простыми для пользователя. Также к уже созданным устройствам добавляются новые, будь то планшеты, компьютеры, ноутбуки, смарт-часы и другие гаджеты.

Из этого выходит, что профессия фронтенд-разработчика требует постоянного обучения и нахождения в курсе событий в индустрии.

Отличие frontend от backend

Фронтенд-разработчик напрямую взаимодействует с пользователем через интерфейс, так как отвечает за все внешние элементы, с которыми контактируют клиенты/посетители сайта или веб-приложения.

За все обработки и действия, которые производятся на серверах, отвечает другой специалист — бэкенд-разработчик. Так как это разные профессии, в backend используется другой инструментал, включающий языки программирования PHP, Perl, Java, Python, Ruby, фреймворки и SQL для работы с данными. Кстати, на нашем сайте есть обзор профессии PHP-программиста.

В разработке любого сайта или веб-приложения участвуют оба специалиста. Так, пользователь выбирает определенные элементы в веб-интерфейсе, после чего на сервер отправляется запрос, результат которого отображается в интерфейсе. Есть fullstack-разработчик, который сочетает в себе обязанности и фронтенда, и бэкенда.

Достоинства и недостатки

Как и в любой сфере, во фронтенде есть некоторые плюсы и минусы. Поэтому в список того, что нужно знать фронтенд-разработчику-новичку, входит ознакомление с достоинствами и недостатками профессии.

Перечень плюсов:

  • Востребованность специалистов;
  • Хорошая зарплата;
  • Довольно низкий порог вхождения по сравнению с другими IT-профессиями, ведь нужен всего один язык программирования, а языки разметки и стилей значительно проще;
  • Есть как работа с исходным кодом, так и дизайнерская составляющая деятельности;
  • Со временем можно изучить бэкенд и стать фуллстэк-специалистом.

Список минусов:

  • Во многих вакансиях по этой специальности есть требования, касающиеся бэкенда;
  • Обязательно взаимодействие с другими сотрудниками (далеко не для всех это минус);
  • Хоть JavaScript и не такой сложный и требовательный, как, например, C++, для того чтобы им уверенно владеть, нужно иметь начальные знания алгебры.

Вертикальный рост

От Junior до Senior

Первый путь развития внутри своей специальности. Как и у любого разработчика, у фронтендера есть стандартный путь: от начинающего разработчика до инженера, имеющего большой опыт и знания в сфере. Как правило, такого разработчика отличает не только умение писать код, но и опыт решения разных жизненных ситуаций, которые происходят в ежедневной работе над проектом. 

В индустрии нет четких и понятных измерителей для уровня Senior, и в каждой компании разработчиков могут оценивать по-разному. Например, разного рода ассессмент, задания, интервью и другие методы, которые позволяют работодателю объективно оценить сотрудника.

На собеседовании легко проверить объем знаний кандидата, но его самостоятельность проверить достаточно сложно, поэтому чаще всего это определяется через вопросы о том, чем человек занимался и какие задачи решал.

Если говорить о разнице оценки грейдов разработчиков, то можно привести в пример компании, где часто разработчики доходят до позиции Senior за счет быстрого выполнения большого объема монотонных задач, связанных со сферой их деятельности. 

Можно сказать, что их повышают за хорошее решение этих задач и выслугу лет. Но, когда такие разработчики приходят в более свободные проекты, например, в быстро развивающиеся стартапы, где часто нужно придумывать новые нестандартные решения, то выясняется, что набор их навыков был хорош только для той компании, в которой он работал, а в новом продукте их уровень знаний и компетенций иногда не дотягивает даже до Middle. 

Team Lead

Многие думают, что логическим продолжением карьерного пути будет рост в тимлида. Но это не всегда лучший вариант. Хоть и подразумевается, что тимлид — это в том числе и разработчик, в первую очередь компании все же ждут от такого человека навыков управления командой. 

Для разработчика это, скорее, сдвиг в сторону менеджерской позиции, чем технической

Поэтому, если вы хотите развиваться именно технически, я бы советовал обратить внимание на такие позиции, как техлид или архитектор. Они больше про работу с кодом, про управление техническим состоянием проекта и архитектурой

СTО

Одним из пределов мечтаний роста в технической профессии является позиция директора по технологиям, или СТО. Но фронтенд-разработчик может столкнуться с большими трудностями, чем бэкенд-разработчик. Так получается, потому что основная бизнес-логика любого приложения — это бэкенд, и продукт работает за счет него. Поэтому вам придется хорошо поработать над расширением знаний в этой области, чтобы понимать, как работают все системы вашего продукта.

Не нужно также забывать о том, что это преимущественно менеджерская позиция, то есть о работе с кодом тут вообще можно забыть. На этом уровне вам придется заниматься принятием решений о том, в какую сторону технически движется продукт, нежели думать о каких-то мелких технических деталях.

Вторая важная составляющая этой позиции — понимание бизнеса, того, как он работает, и как удовлетворять его потребности. СТО — это тот человек, который стремится сделать качественный продукт, который будет отвечать не только техническим требованиям, но и требованиям бизнеса, чтобы разработчики не закапывались в коде, а производили продукт быстро.

И что в итоге?

И бэкенд, и фронтенд — это варианты архитектуры ПО. Сами термины возникли в программной инженерии по причине появления принципа разделения ответственности между внутренней реализацией и внешним представлением. В результате фронтенд-разработчик может не знать особенностей работы сервера, а бэкенд-программисту не обязательно вникать в реализацию фронтенда.

Вывод прост: современная разработка — это многоуровневый и сложный процесс, который можно разделить на клиентскую и серверную части. А в арсенале frontend- и backend-разработчиков есть множество инструментов. Окончательный выбор средств веб-разработки зависит от сложности проекта и поставленных задач.

Ну и, разумеется, последняя картинка, которая позволит вам окончательно понять разницу между frontend и backend. И улыбнуться при этом))

Кстати, если хотите узнать о том, как происходит взаимодействие между фронтендом и бэкендом, вам сюда.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector