Необычные профессии: гримёр театра и кино

Рик Бейкер (род. 1950)

Рик Бейкер (Rick Baker) — один из самых известных и востребованных голливудских знаменитых гримеров современности. Именно он стал самым первым обладателем премии «Оскар» в категории «Лучший грим» в 1981 году.

Рик Бейкер со своим первым Оскаром, 1981 г.

Рик увлекался переодеванием и пластическим гримом с самого детства. В 14 лет загримировал одноклассника под старика, и, выдавая его за своего деда, собрался поселить его в доме для престарелых…

Рик Бейкер с головным убором из фильма «Малефисента», 2014 г.

Бейкер создал образы для картин «Американский оборотень в Лондоне», «Гарри и Хендерсоны», «Эд Вуд», «Чокнутый профессор», «Люди в чёрном», «Звонок», «Планета обезьян», «Страшилы», «Солдаты неудачи», «Человек-волк» и многих других.

Рик Бейкер и созданные им инопланетные существа для фильма «Люди в черном III», 2012 г.

Один из самых любимых зрителями образ Джима Керри из кинофильма «Гринч — похититель Рождества» принес Рику Бейкеру славу создателя идеального злодея. «Мне нужно найти способ отменить Рождество…», — с этой фразой дети всего мира до сих пор встречают Рождество в костюме коварного зеленого существа из Ктограда. Исполнитель роли Гринча Джим Керри до сих пор вспоминает в интервью неудобные желтые контактные линзы и необходимость проводить в гримерной каждый день по несколько часов. Но, как известно — искусство требует жертв.

Тейлор Момсен, Джим Керри в фильме «Как Гринч украл Рождество», 2000 г.

Ве Нилл (род. 1951)

Ве Нилл (Ve Neill) знала, что хочет стать знаменитым гримером уже в пять лет. Интерес к профессии подогревал сосед семьи, который работал визажистом в телевизионных шоу и показывал девочке результаты своих трудов. Ве загорелась желанием стать такой же, как он и упорно шла к своей мечте, сначала оттачивая мастерство на братьях, а потом и на подружках.

С Тимом Бертоном Нилл начала работать на съемках картины «Битлджус». Ве полностью погрузилась в эту атмосферу и создала легендарный образ Майкла Китона, который сделал популярным не только саму Ве, но и актера.

Майкл Китон и визажист Ви Нил за кулисами фильма «Битлджус»Постер к фильму «Битлджус» режиссера Тима Бертона, 1988 г.

Ве Нилл предпочитает работать над картинами Тима Бертона, а режиссер не хочет менять Ве ни на какого другого знаменитого гримера. Они понимают друг друга с полуслова, Нилл точно знает, что от нее хочет Тим и непременно воплощает его идеи на актерах.

В послужном списке Ве Нилл работа над лентами «Эдвард Руки-ножницы», «Хроники Риддика», «Эд Вуд», «Суини Тодд, демон-парикмахер с Флит-стрит», «Бэтмен навсегда», «Константин: Повелитель тьмы», «Эрагон», «Пастырь», «Голодные игры», «Новый Человек-паук», «Гостья».

Джонни Депп в фильме «Эдвард Руки-ножницы»

Ключевым карьерным прорывом для Ве Нилл стал Джек Воробей для серии фильмов «Пираты Карибского моря» в исполнении Джонни . Образ обаятельного авантюриста — легендарного пирата Семи Морей стал одним из самых популярных за всю историю кинематографа.

Джонни Депп и визажист Ви Нил за кулисами фильма «Пираты Карибского моря»Джонни Депп, Орландо Блум в фильме «Пираты Карибского моря»

Необходимые навыки гримера/визажиста

Хороший визажист креативен в своем ремесле, но также слушает режиссеров, актеров и продюсеров, чтобы они могли достичь желаемых результатов.

Художники-визажисты должны обращать внимание на мелкие детали. Некоторые работы могут потребовать длительных периодов глубокой концентрации, чтобы выполнить дотошные запросы

Гримеры также должны уметь рассуждать и решать проблемы, сопоставлять различные издержки с выгодами и предлагать новые идеи и творческие способы их реализации.

Кинематографическая профессия художника — это подмножество большой группы косметологов, которые занимаются косметикой, волосами, уходом за кожей и другими смежными областями. Часы работы часто бывают довольно долгими и на начальном этапе оплата может быть чрезвычайно низкой, но если вы будете упорны, вы достигнете своих целей.

История профессии

Слово «гример» происходит от древнегреческого слова «гримо», что означает «морщина». В античном театре актеры разрисовывали лицо в виде масок в зависимости от характера персонажа. Эта традиция использовалась до XVI столетия, когда в театрах распространился реалистичный грим.

XX век ознаменовался появлением нового вида искусств – кино. В черно-белом кинематографе театральный грим использовался довольно активно, но с изобретением цветной кинопленки потребовалось кардинально менять подход к гримированию актеров: они должны были выглядеть естественно, а работа гримера – быть незаметной.

Направления, специальности и учебные заведения по профилю подготовки

Для того чтобы стать гримером можно освоить специальность «художественно-гримерное оформление спектакля» или пройти обучение по специальностям «парикмахерское искусство», «стилистика и искусство визажа».

Заведений, где учат мастерству гримера, не так много:

  1. Театральный художественно-технический колледж (г. Москва).
  2. Российский государственный институт сценических искусств (г. Санкт-Петербург).
  3. Академия индустрии красоты «Локон» (г. Санкт-Петербург).
  4. Московская школа нового кино.
  5. Московская академия моды Высшей школы кино и телевидения «Останкино» проводит обучение художественному гриму и выдает государственный диплом о профессиональной подготовке.
  6. Высшая национальная школа телевидения работает в сотрудничестве с Московским государственным институтом культуры. Здесь учащиеся получают теоретические знания и практические навыки по прическам, макияжу и гриму.
  7. Учебный центр кино и телевидения UHD на Шаболовке. Здесь за год можно пройти полный курс и получить диплом, работая в небольших группах до 12 человек. Есть также вариант «Основы» (1 месяц) и «Интенсив» (3 месяца).
  8. Школа имиджа «Искусство стиля» (г. Ставрополь). В этом заведении учат на гримера-постижера.

Основательные курсы длятся от 6 до 12 месяцев, на них приглашаются ведущие отечественные и зарубежные мастера, а также дается возможность пройти практику на телевидении. Есть краткосрочные курсы (1-2 недели), на которых читаются ознакомительные лекции и проводятся мастер-классы. Но нужно понимать, что, если девочка училась на парикмахера, это вовсе не значит, что она сможет стать гримером, поскольку парикмахерское искусство – это только малая часть необходимых профессиональных навыков.

Дженни Ширкор (род. 1957)

Знаменитый гример и дизайнер причесок, Ширкор Дженни (Jenny Shircore) — обладательница премии «Оскар» и женщина, предпочитающая работать над созданием образов в исторических фильмах.

Дженни Ширкор на 82-й церемонии премий «Оскар», 6 марта 2010 г.

Ширкор создавала грим для фильмов «Макбет», «Невидимая женщина», «Большие надежды», «7 дней и ночей с Мэрилин», «МЫ. Верим в любовь», «Битва титанов», «Молодая Виктория», «Чернильное сердце», «Золотой век», «Удивительная лёгкость», «Призрак оперы», «Две королевы» и других проектов. Дженни с трепетом отзывается о своей работе, ей всегда интересно подбирать образы для героев, искать варианты перевоплощений и получать о своем творении обратную связь от актеров.

Дженни Ширкор гримирует Марго Робби для роли королевы Елизаветы I в фильме «Две королевы»Марго Робби в роли королевы Елизаветы I в фильме «Две королевы»

Кто нужен на киностудии

Если не брать во внимание «ключевых действующих лиц», кто исполняет главные и второстепенные роли и, конечно же, режиссеров, в список вакансий входят:

  • администратор по площадке;
  • фотографы;
  • сценаристы, редакторы, композиторы;
  • исполнители трюков, пиротехники;
  • хореографы;
  • ассистенты оператора;
  • гримеры, костюмеры, визажисты, стилисты, декораторы.

Мне несколько раз приходилось работать в группе сценаристов в юмористических проектах.

Сразу скажу, что этот процесс действительно затягивает, но со временем приходит понимание, что, либо должно быть призвание и тогда процесс поиска новых идей существенно упрощается, или это превращается в нескончаемую гонку, когда ты находишься на грани морального истощения.

За месяц с лишним мне тогда удалось заработать 50 тыс. р.

Арьен Туйтен (род. 1980)

Арьен Туйтен (Arjen Tuiten) — не просто гример, он — художник по специальным эффектам. Арьен начал свою работу под руководством знаменитых гримеров Стэна Уинстона, Дика Смита и Рика Бейкера, учась азам, секретам и перенимая опыт.

Свою карьеру Туйтен начал с фильма «Терминатор 3: Восстание машин», затем последовали «Лабиринт Фавна», «Железный человек 2», «Сумерки. Сага. Рассвет — часть 1», «Малефисента», «Чудо», «Удивительный мир Марвена».

Арьен Туйтен, Джейкоб Трамбле на съемочной площадке фильма «Чудо»

За работу над фильмом «Чудо» Арьен получил «Оскар». Работа для гримера была крайне сложной, ведь приходилось работать с ребенком, а по закону дети не могут проводить на съемочной площадке более 8-ми часов в день. Перед Арьеном стояла задача не только создать правдоподобный грим для Августа Пуллмана (канадский актер Джейкоб Трамбле), который родился с редкой деформацией лица, но и каждый раз укладываться в рекордное время для наложения всех элементов пластической трансформации.

Чем занимается гример при работе на телевидении?

Гример может устроиться на работу в сферу телевидения. Работать с ведущими. А также с журналистами.

Обязанности гримера на ТВ будут практически аналогичными визажисту. Специалист должен будет следить за состоянием кожи лица ведущего, а также людей, которые приходят на интервью к нему в студию. И убирать имеющиеся изъяны. 

Гример обязан не только избавляться от имеющихся недостатков человека, но и подчеркивать его достоинства. Делать их более заметными для окружающих.

Особенности работы гримера в кино, а также театре

Чтобы работать в киноиндустрии и театре, подростку необходимо освоить сразу две специальности. Гримера и постижера. Специалист этого спектра умеет не только наносить грим на лицо. Но и создавать любые парики, виды бород, а также разнообразные предметы, которые имеют в структуре волосы.

Дик Смит (род. 1922 — 2014)

Дик Смит (Dick Smith) — легенда Голливуда XX века, основоположник пластического грима и учитель Рика Бейкера. В свое время Дика называли новатором в области грима. Из-под его «пера» вышло огромное количество образов, в частности, постаревший дон Вито Корлеоне в «Крестном отце» и бунтарь Трэвис Бикл в «Таксисте». Кстати, знаменитый ирокез Роберта Де Ниро, за который отвечал Дик Смит — фальшивый, под ним находились настоящие волосы актера, который не согласился стричься столь радикально.

Дик Смит гримирует Марлона Брандо для роли в фильме «Крестный отец», 1972 г.

Смит работал над гримом в картинах «Изгоняющий дьявола», «Маленький большой человек», «Голод», «Амадей», «Планета обезьян», «Смерть ей к лицу», «Охотник на оленей», «Степфордские жены», «Чудо на 34-й улице» и многих других.

Роберт Де Ниро в фильме «Таксист», 1976 г.

Смит, как тонкий психолог, всегда точно знал, что нужно сделать, чтобы лицо актера стало лицом его героя. Удивительно, но в юности Смит даже не думал о карьере знаменитого гримера — он учился в Йельском университете на медицинском факультете, изучая стоматологию. Его врачебную карьеру разрушил фильм «Доктор Джекилл и Мистер Хайд», пробудивший в Дике желание изучать грим, он начал постигать азы профессии самостоятельно и добился огромных успехов.

Об уходе

Я довольно просто ухаживаю за лицом, но с удивлением обнаруживаю, что многие клиенты, которые приходят на занятия по мейку для себя, не знают и этого. Это не плохо и не хорошо, но для меня это рутина, база моего ухода.

Во-первых, тщательное очищение: отдельно очищаю кожу от декоративной косметики, отдельно умываюсь с пенкой или гелем. Для снятия макияжа мицеллярке предпочитаю гидрофильные бальзамы и масла. Если использую мицеллярную воду, обязательно смываю её остатки. Дальше увлажнение в зависимости от состояния кожи и времени года. С апреля по октябрь сверху наношу SPF. У меня в уходе часто бывают кислотные маски, пилинги, ретинол, поэтому защищаюсь от солнца обязательно. Ещё в летний период защищаю от солнца татуировки (у меня их две, обе большие): обильно наношу солнцезащитный крем, даю впитаться и только потом одеваюсь. Лучше я потрачу пять минут на это, чем буду перебивать их каждые несколько лет и мучиться в процессе заживления две недели.

Для меня уход за собой — это ритуалы, которые помогают либо настроиться на рабочий день, либо переключиться и отвлечься от него. Это мои семь минут с утра и перед сном, когда я предоставлена только себе и могу перестать тревожиться о том, сколько всего ещё надо сделать по работе, кому я ещё должна ответить по проектам, как надо свести график и так далее. Я не медитирую, но, наверное, это и есть моя медитация. Примерно так же я воспринимаю и макияж.

Ники Ледерманн (род. 1968)

Ники Ледерманн (Nicki Ledermann) родилась и выросла в Германии, а работает в Америке, создавая потрясающие образы для различных фильмов. Начинала Ники с грима для независимого кино. Затем последовала работа на телевидени. После работы в сериале «Секс в большом городе» Ледерманн перешла в большое кино, свои лица доверяли ей главные герои фильмов «Дьявол носит Prada», «Зачарованная», «P.S. Я люблю тебя», «Напряги извилины», «День святого Валентина», «Старый Новый год», «Внутри Льюина Дэвиса», «Под маской жиголо», «Иллюзия обмана», «Другая женщина», «Величайший шоумен», «Ирландец», «Адская кухня»…

Актеры говорят, что с Ники очень легко работать. Особенно ее подход нравится Энн Хэтэуэй, которая часто приглашает Ники как персонального гримера на площадке. Свою первую и пока единственную номинацию на «Оскар» Ники Ледерманн получила за образ Джокера в исполнении Хоакина Феникса.

Хоакин Феникс, Ники Ледерманн за кулисами фильма «Джокер»Хоакин Феникс, Ники Ледерманн за кулисами фильма «Джокер»

Перспективы профессии

Сейчас выполнения обычных функций гримера недостаточно для достижения успеха. Необходимо соответствовать развитию новых технологий визуального искусства кино и телевидения и идти в ногу с ними. Настоящих высот достигают только те, кто выводит свою работу на уровень высокого искусства.

Если у вас остались хоть малейшие сомнения в том, что профессия гример подходит именно вам, то мы настоятельно рекомендуем
пройти тест на профориентацию от
Профгид.
Он стоит сущие копейки, при этом позволяет избежать ошибок, которые могут пустить не в то русло и искалечить всю вашу жизнь.
Узнать больше >>

Об особенностях профессии

Гримёры работают везде, где необходимо создавать образы путём изменения внешности человека. Ещё до запуска съёмочного процесса или спектакля специалист продумывает все детали, чтобы результат соответствовал задумке режиссёра. Для этого он должен учесть силуэт и характерные черты лица, особенности костюма и освещение, которое будет использоваться на съёмочной площадке или сцене. Иногда гримёру приходится подбирать для актера парик, усы, бороду и прочие элементы. Такой специалист именуется гримёром-постижёром. Список основных обязанностей выглядит так:

  • накладка разных типов грима (живописного или объёмного);
  • подготовка накладок, наклеек и других элементов для будущего изменения внешности актера;
  • хранение накладных элементов, париков и другого инвентаря;
  • своевременная замена изношенных или пришедших в негодность элементов.

В целом выделяют два основных типа грима. Пластический (объёмный) используется для того, чтобы изменить человека до неузнаваемости, полностью перевоплотив его в конкретного персонажа. Для этой цели широко применяются накладки из латекса, силикона или пенополиуретана. С помощью живописного грима можно изменить внешность, добавив новые черты или подчеркнув имеющиеся. В сочетании с наклеенными усами или бровями это даёт отличный эффект.

Вне зависимости от вида грима, профессионал должен уметь делать лицо ярким, чтобы были видны все его детали

Но грим является не только маской, ведь важно, чтобы у актёра с изменённой внешностью сохранилась возможность использовать мимику для выражения чувств. Когда съёмка или спектакль завершится, грим необходимо снять, а все съёмные детали (например, накладные усы и бороду) – уложить в коробки

Гримеры, визажисты, стилисты, декораторы

Считается, что перечень этих специальностей больше подходит для женщин – без исключения все любят себя украшать, но и мужчины в списке визажистов и стилистов уже отнюдь не редкость – их имена давно на слуху.

Каждой из этих профессий стоит уделить внимание:

  1. Гример. Здесь следует разделять, что художник-гример – руководитель процесса, который составляет план действий кого и как гримировать, контролирует работу, а вот непосредственно гример занимается париками, если необходимо старит героев, создает эффект ран, увечий. Согласно статистическим данным https://russia.trud.com в регионах больше всего зарабатывают гримеры Республики Татарстан – 45 тыс. р., минимум – порядка 17-18 тыс. платят в Новосибирской и Ярославской области.
  2. Визажист. Профессионал в области макияжа. Должен знать и применять основы анатомии, разбираться в косметологии, понимать, что такое рисунок и живопись.
  3. Декоратор. Главная задача создавать художественное решение фильма через оформление интерьеров и помещений.
  4. Стилист. В отличие от художника по костюмам, не изготавливают все элементы под каждого героя, а создает образ из уже готовых предметов одежды – формирует единый пазл, добавляя аксессуары и обувь.

Несколько моих знакомых студенток подрабатывает визажистами, ведь, чтобы начать зарабатывать, достаточно пройти базовый курс по основам макияжа за 20-60 тыс. и сделать себе в качестве примера небольшое портфолио.

Вакансий много, съемочные процессы идут повсеместно. Что касается крупных городов, средний доход визажиста составляет порядка 40-45 тысяч руб.

Сколько наносят грим?

Чтобы подросток получал удовольствие от профессии, он должен любить ее. Нанесение грима — не так интересно и весело, как может показаться на первый взгляд. Некоторые его виды предстоит наносить очень долго. Буквально несколько часов. Да и самый обычный грим наносится несколько десятков минут.

Для каких подростков подойдет профессия гример?

Гримерами, в основном, становятся те люди, которые любят творчество. Далеко не все выбирают специальность ради денег. Профессия гример подойдет подросткам, которые:

  1. Мыслят творчески. Образами.
  2. Являются находчивыми. И очень изобретательными. Готовы креативно решить любую проблему.
  3. Являются сосредоточенными. А также очень аккуратными.
  4. Обладают большим терпением. Являются усидчивыми. Могут заниматься монотонной работой по несколько часов.
  5. Имеют хорошую память. Запоминают все, что видят.
  6. Обладают отличной мелкой моторикой.

Гримеру рекомендуется уметь работать в команде. Слушаться людей, которые являются его начальством. Также, специалисту нужно быть стильным, модным и эрудированным.

Какие обязанности есть у гримера?

Гример имеет следующие должностные обязанности:

  1. Если он работает в индустрии кино, то в обязательном порядке ознакамливается со сценарием определенной картины. Общается с режиссером, а также специалистом по реквизиту, по поводу того, какой грим нанести каждому герою.
  2. Сразу перед съемками фильма, или перед выходом на сцену (в театре), он гримирует актеров. После того, как съемки, или выступление, закончатся, специалист обязан снять его.
  3. Он следит за тем, чтобы инвентарь и косметические средства содержались правильно. Чтобы они не деформировались. И не растратились впустую. Если специалист умеет делать парики, то он должен следить за ними. Периодически расчёсывать. Если есть возможность, то перетягивать и даже промывать. Когда определенный парик деформируется и починить его будет невозможно, гример должен иметь возможность заказать новый реквизит. Хороший по качеству. Чтобы у всех актеров была возможность получить удовольствие от его использования.
  4. Он создает специальные накладки, которые понадобятся для изготовления грима пластического типа. Эти изделия являются одноразовыми.

Если проект, в котором работает подросток, крупный, то он может нанять сразу трех гримеров, которые будут отвечать за разные аспекты деятельности. Например, один будет специализироваться на изготовлении париков и подготовке их к использованию. Второй — на создании мейк-апа для актеров. Третий — на создании пластического грима.

Маленькие по масштабу театры, а также студии кино, в основном, нанимают одного гримера. Он занимается всеми вышеназванными аспектами деятельности.

Грег Кэнном (род. 1951)

Грег Кэнном (Greg Cannom) начал свою карьеру с фильмов ужасов и продолжает над ними работать по сей день. Грим к фильмам других жанров Кэнном тоже создает и весьма успешно. Именно он создал образы для Робина Уильямса в комедии «Миссис Даутфайр», Гари Олдмана в «Дракуле», Брэда Питта в «Загадочной истории Бенджамина Баттона», Хью Джекмана в «Ван Хельсинге».

Гари Олдман в фильме «Дракула», получившем три «Оскара» в 1993 году за лучший дизайн костюмов, лучший монтаж звуковых эффектов и лучший макияжБрэд Питт в фильме «Загадочная история Бенджамина Баттона», 2008 г.

Также Грег часто выступает приглашенным консультантом, чтобы «поставить» руку менее опытных коллег. Кэнном относится к своей работе крайне скрупулезно и оттачивает мельчайшие детали до идеала, чтобы у зрителя не было ни малейшего сомнения в образе актеров. У Грега немало наград за его работу, в том числе он три раза становился обладателем премии «Оскар».

Кейт Биско, Грег Кэном, Патриша Дехейни — победители в номинации «Лучший макияж и прическа» к фильму «Власть» на 91-й ежегодной премии «Оскар», 24 февраля 2019 г.

Как развить карьеру гримеру?

Гример — довольно узкоспециализированная профессия. Поэтому вырасти в должности, работая в кино, телевизионном СМИ или театре будет довольно проблематично. Тем не менее, специалист может со временем претендовать на более высокую заработную плату.

А когда подросток наберется опыта, то сможет открыть свой бизнес. Небольшой салон красоты, в котором будет наносить клиенткам макияж. Делать визаж и различные виды грима. Однако, перед этим подростку нужно стать популярным в сфере макияжа.

Также, специалист, который умеет наносить красивый и сложный грим, имеет хорошие перспективы для роста. Его могут заметить лучшие киноделы России. Пригласить на работу к себе. И тогда у подростка появится возможность работать над высокооплачиваемыми проектами. Уровень заработной платы в которых будет значительно выше.

Ассистенты разного толка

Не один съемочный процесс не обходится без помощников того или иного специалиста.

Если есть желание подработать и при этом нет профильного образования, нужны деньги для оплаты учебы или хочется узнать все тонкости профессии изнутри, то вакансии ассистентов стоит рассмотреть повнимательнее.

Итак, что для таких соискателей предлагает киноиндустрия? В первую очередь поисковик выдает ссылки, где указан ассистент оператора или первый помощник оператора.

Как второй человек на площадке с множеством обязанностей, зарплата такого сотрудника в среднем 30-35 тыс. р.

Это, безусловно, не голливудский размах, а российская действительность, поэтому все гораздо скромнее. Все зависит от бюджета картины, так сказать, престижа.

Аналогичные ставки публикуют для ассистента режиссера-постановщика.

Кажется маленькая, но на самом деле очень значимая должность – второй ассистент оператора. Если не вдаваться в детали, то это всем известный «хлопушечник», который вступает в дело перед каждым дублем.

Еще одно интересное предложение из этой же серии – ассистент художника-гримера. Рутинная работа быть подмастерьем, поддерживать внешний вид актеров на площадке.

Все те же задачи с одной лишь разницей, что дело касается создания визуального образа персонажей, входят в обязанности ассистента художника по костюмам.

Если не образование, то соответствующие навыки и знания здесь точно нужны, зато есть возможность совмещать несколько проектов или постановок.

Обогатиться таким образом вряд ли получится – предлагают 11-80 тыс. р., но на практике выходит примерно 45 тыс.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector