Гуманитарии и технари

Минусы и плюсы гуманитариев и технарей

Как и все люди, оба этих типа имеют свои определённые недостатки.

  • гуманитарии могут быть слишком эмоциональны и воспринимать многое близко к сердцу, в то время как технари, наоборот, иногда предпочитают не показывать своих эмоций;
  • для людей первого типа характерна способность бросит дело на середине пути и, возможно, уже никогда не довести его до конца. Другие же, напротив, из-за своего перфекционизма бывают слишком придирчивы к мелочам и строги к деталям;
  • гуманитарное мышление не позволяет людям сосредотачиваться на однотипной рутинной работе, а для технического придумывание новых концепций и создание новых идей может показаться сущим адом.

Тем не менее все эти недостатки можно превратить в достоинства, взглянув на них с другой стороны.

  • чувствительность гуманитарного типа позволяет людям, принадлежащим к нему, лучше выражать свои эмоции, направлять их в творческое русло. А техническому складу ума легче отбросить чувства в стрессовой ситуации, чтобы сосредоточиться на логике и поиске решения;
  • неспособность заканчивать начатые дела даёт гуманитариям возможность делать несколько дел одновременно, а также искать что-то новое, пробовать себя в разных сферах. А перфекционизм технарей позволяет им быть на сто процентов уверенными в качестве выполненного задания;
  • гуманитарное мышление способно порождать множество идей и вносить разнообразие даже в самые обыденные действия. В то же время приверженцы точных наук с радостью займутся чтением инструкций и их последовательным выполнением.

Кроме того, при коллективной работе, когда гуманитарии и технари объединяются для общего дела, результат гарантированно будет на высоте, ведь в этом случае две плюсы обеих сторон компенсируют их недостатки.

Гуманитарий и технарь – в чем разница?

На начальных этапах развития общества большее значение имели, конечно, люди, занимающиеся техническими науками. Они и двигали пресловутый научно-технический прогресс. Роль технического сознания становилась всё значительнее на протяжение истории и достигла своего апогея в “индустриальном” XX веке.

Сейчас общество проходит новый этап исторического процесса, который называется Постиндустриальное общество

Возрастает внимание к личности, индивидуальности человека. Появляются совершенно новые идеалы

Еще в XIX веке философы ставили проблему отношения к знаниям, к наукам. Они полагали, что нельзя под термином “наука” использовать только технические дисциплины, следует выделять и гуманитарные.

В XXI веке уже нет нужды в выделении таких проблем. Сейчас науки делятся на точные, естественные и гуманитарные. Для каждой дисциплины необходимы совершенно разные типы мышления.

🔙 С чего все началось

В далеком 1959 году «Комсомольская правда» напечатала статью журналиста и писателя Ильи Эринбурга. Именно с нее начался многолетний спор между так называемыми лириками и физиками. В своей статье И. Эринбург поддержал мнение читательницы, которой не понравился нелестный отзыв ее жениха о роли гуманитарных наук в нашей жизни. Это всколыхнуло общественность, которая как бы разделилась на два лагеря. Многочисленные отклики читателей содержали аргументы за и против. Мнений было так много, что газете отводила полемике целые полосы. Лирики и физики со временем трансформировались в гуманитариев и технарей, но спор продолжает оставаться актуальным и в наши дни.

Всем известно, что человеческий мозг состоит из двух полушарий. Правое отвечает за творчество, левое занимается логикой. Те, у кого больше развито правое полушарие, отличаются особой креативностью, склонны к искусству, творчеству. Люди с доминирующим левым полушарием имеют технический склад ума и отличную память. Примечательно, что каждое полушарие мозга воспринимает информацию по-своему: левое принимает и обрабатывает каждую информацию по очереди, а правое умеет обрабатывать все сразу в параллельном режиме.

Однако если человек склонен к тем или иным наукам, это вовсе не значит, что он не способен осваивать и другие дисциплины. Основное различие между технарями и гуманитариями заключается в способе восприятия окружающего мира, что в свою очередь оказывает влияние на личностные качества каждого человека, его привычки, стиль работы, поведение.

Как определить свой тип мышления

Твое тело может подсказать, гуманитарий ты или технарь

Чтобы не ошибиться с выбором профессии, важно определить, являетесь вы технарем или гуманитарием. Существует масса способов для этого

Ниже приведены простые методики, с помощью которых вы можете узнать себя лучше.

  1. Наблюдение за собой в реальной жизни. Выше были описаны качества, которые относятся к техническому или гуманитарному мышлению. Можете вспомнить, как вы ведете себя, когда общаетесь с людьми, выполняете рутинную работу, какие сферы жизни даются вам проще.
  2. Физиологическая методика. Как известно, правое полушарие управляет левой стороной тела, а левое – правой. Если ваша правая рука развита лучше и ею вы пользуетесь чаще, то, соответственно, у вас доминирует левая часть мозга, и наоборот. Можете скрестить руки на груди или похлопать в ладоши и посмотреть, какая ладонь окажется сверху. Эта методика не дает 100% гарантии, что вы точно окажетесь гуманитарием или технарем, но на нее тоже можно опираться, особенно в совокупности с другими методами.
  3. Визуальные методики. В интернете или специальной литературе можно найти картинки, помогающие определить тип мышления. Изображения с различными фигурами, или даже частями рисунка, которые нужно описать, дорисовать, просто посмотреть на них и интерпретировать результат. Интересный и своеобразный способ, который подходит даже детям.
  4. Развернутые методики, которые включают в себя тесты и опросники разной длины и сложности. С помощью комплексных тестов можно узнать не только о том, относитесь вы к гуманитариям или технарям, но и о многих других аспектах своей личности. В большом количестве встречаются тесты на креативность, на реакцию, на тип темперамента, на интеллект. Довольно популярны тесты на канал восприятия (аудиал, визуал, кинестетик, дискрет), соционические тесты. В случае с соционикой желательно, кроме тестирования, протипироваться у профессионала и самостоятельно исследовать свои качества, чтобы определить тип личности.
  5. Беседы с психологом или профориентатором, которые также могут включать в себя все вышеописанные способы. Непосредственно в ходе разговора психолог задает вопросы, наводит на верные мысли о своем внутреннем потенциале, помогает раскрыть качества, о которых вы раньше могли только догадываться.

Процесс получения предсказаний

Получив вектор признаков, перейдем к обучению моделей. Использование ансамбля нескольких моделей вместо одной предпочтительнее, так как это повышает точность и уменьшает дисперсию предсказаний. Строится несколько моделей, затем они опрашиваются по каждому объекту, который нужно классифицировать, и победитель выбирается по большинству голосов, — принцип простого голосования.

Пользователи были разделены на две части в пропорции 80 к 20. На первой проводилось обучение моделей, на второй – тестирование. Так как классы были сбалансированы, то за метрику была взята точность (accuracy) – это отношение числа верно классифицированных примеров к общему количеству примеров.

Итоговая задача – классифицировать пользователей, но так как классификация осуществляется по текстовым комментариям, то модели будут классифицировать каждый комментарий по отдельности. Чтобы сделать предсказание для пользователя, будем выдавать наиболее частый класс, предсказываемый для его комментариев ансамблем моделей.
Каждая модель будет обучаться на своем подмножестве признаков. Таким образом, модели получаются более устойчивы к выбросам, их предсказания становятся менее коррелированы, и ошибка обобщения (generalization error) минимальна.

Используемые модели

Линейная регрессия – модель, которая линейно взвешивает входные признаки. Линейные модели хорошо подходят для задач с большим количеством разреженных признаков, а векторное представление текста как раз таким и является. Также можно интерпретировать веса перед признаками. Например в случае векторизации с помощью мешка слов, положительный вес перед словом означает, что вероятность принадлежности к первому классу больше.

Многослойная нейронная сеть – модель, которая состоит из нескольких слоев с нейронами. Благодаря неоднократному применению функции активации, нейронная сеть представляет собой нелинейную функцию, что позволяет, теоретически, захватывать более сложные зависимости в данных.

Рекуррентная нейронная сеть – вид нейронной сети, который был специально создан для моделирования и анализа последовательностей (например, слов или символов). С помощью такой модели получается учитывать не только наличие конкретных признаков, но и их порядок.

Предсказания нейронных сетей намного сложнее интерпретировать. Чтобы получить хорошие результаты, нужно перебрать множество гиперпараметров: количество нейронов, количество слоев, величину регуляризации и другие. Для обучения нейронных сетей использовался фреймворк Keras. Более подробно о нейронных сетях можно почитать в серии статей на хабре.

Три модели, которые были перечислены выше, принимают на вход комментарии с различными вариантами векторизации: мешок слов, Tf-Idf, word2vec. Техника мешка слов применялась как на на уровне слов, так и на уровне символов. Как было сказано выше, чем больше разных моделей, тем лучше, поэтому были отобраны несколько вариантов одних и тех же моделей с различными гиперпараметрами.

Последняя модель – градиентный бустинг деревьев. Этот алгоритм показывает хорошие результаты в случае работы с количественными и категориальными признаками. В отличие от предыдущих моделей, она обучалась на общих характеристиках комментария (количество запятых, средняя длина слова и других статистиках). Использовалась библиотека XGBoost.

С помощью валидации были выбраны модели, которые показывали лучшее качество на уровне пользователей. Они и вошли в финальный ансамбль. Также была проанализирована корреляция между предсказаниями моделей.

Можно заметить, что сильнее всего отличались предсказания моделей градиентного бустинга (xgb) и рекуррентной сети на уровне символов (lstm_char). Строка prediction — ансамбль всех моделей.

Модели выбирались в ансамбль не только по точности, но и по некоррелированности предсказаний. Если две модели имеют одинаковую точность и очень похожи, — толку от их усреднения не будет.

Как определить свой тип мышления

Твое тело может подсказать, гуманитарий ты или технарь

Чтобы не ошибиться с выбором профессии, важно определить, являетесь вы технарем или гуманитарием. Существует масса способов для этого

Ниже приведены простые методики, с помощью которых вы можете узнать себя лучше.

  1. Наблюдение за собой в реальной жизни. Выше были описаны качества, которые относятся к техническому или гуманитарному мышлению. Можете вспомнить, как вы ведете себя, когда общаетесь с людьми, выполняете рутинную работу, какие сферы жизни даются вам проще.
  2. Физиологическая методика. Как известно, правое полушарие управляет левой стороной тела, а левое – правой. Если ваша правая рука развита лучше и ею вы пользуетесь чаще, то, соответственно, у вас доминирует левая часть мозга, и наоборот. Можете скрестить руки на груди или похлопать в ладоши и посмотреть, какая ладонь окажется сверху. Эта методика не дает 100% гарантии, что вы точно окажетесь гуманитарием или технарем, но на нее тоже можно опираться, особенно в совокупности с другими методами.
  3. Визуальные методики. В интернете или специальной литературе можно найти картинки, помогающие определить тип мышления. Изображения с различными фигурами, или даже частями рисунка, которые нужно описать, дорисовать, просто посмотреть на них и интерпретировать результат. Интересный и своеобразный способ, который подходит даже детям.
  4. Развернутые методики, которые включают в себя тесты и опросники разной длины и сложности. С помощью комплексных тестов можно узнать не только о том, относитесь вы к гуманитариям или технарям, но и о многих других аспектах своей личности. В большом количестве встречаются тесты на креативность, на реакцию, на тип темперамента, на интеллект. Довольно популярны тесты на канал восприятия (аудиал, визуал, кинестетик, дискрет), соционические тесты. В случае с соционикой желательно, кроме тестирования, протипироваться у профессионала и самостоятельно исследовать свои качества, чтобы определить тип личности.
  5. Беседы с психологом или профориентатором, которые также могут включать в себя все вышеописанные способы. Непосредственно в ходе разговора психолог задает вопросы, наводит на верные мысли о своем внутреннем потенциале, помогает раскрыть качества, о которых вы раньше могли только догадываться.

Примеряя разные методы и прислушиваясь к себе, вы точно сможете определить свой тип мышления, а значит и выбрать профессию по душе.

Какую профессию выбрать

Среди школьников старших классов часто возникает вопрос о том, что делать, если ты обладатель гуманитарного типа мышления? Педагоги рекомендуют выбрать профессию, подходящую под особенности склада ума.

Рекомендуется выбрать профессии культурологического, философского или исторического направления. В этой сфере человек будет чувствовать себя комфортно и сможет достичь высот.

Из личностей, относящихся к категории humanus, могут получиться высококвалифицированные переводчики, экономисты и психологи. При желании они могут связать свою жизнь и с техническим направлением. Но, как правило, у них возникают проблемы с изучением точных наук.

Источники

  • https://tvercult.ru/karera/izuchaem-tipyi-myishleniya-kto-takoy-gumanitariy
  • https://obrazovanie.guru/psihologiya/kto-takoj-gumanitarij-kak-opredelit-kto-ty.html
  • https://fin-gazeta.ru/kto-takoj-tehnar-i-gumanitarij/
  • https://dnevnik-znaniy.ru/znaj-i-umej/kto-takoj-gumanitarij-5-glavnyx-priznakov.html
  • https://KtoNaNovenkogo.ru/voprosy-i-otvety/gumanitarij-kto-ehto-takoj.html

Гуманитарий — кто это такой простыми словами?

Приветствуем Вас, наши друзья! Как правило, гуманитариями называют людей, для того, чтобы подчеркнуть их любовь к творчеству, а не к точным наукам. Они являются антиподом технарям.

Гуманитарий — это человек, более склонный к гуманитарным наукам, т. е. к таким, которые изучают человеческие наклонности и его жизнедеятельность в социальном обществе. К ним относится: история, культурология, филология, философия, лингвистика, религиоведение, литературоведение и другие.

Их обычно противопоставляют более точным наукам — информатике, математике, архитектуре, физике, кораблестроению, механике, химии и т.п.

Само слово «гуманитарный» имеет латинские корни. Оно произошло от слова «humanus» (дословно можно перевести на русский язык, как человеческий). Подразумевает собой, что человек с рождения более склонен к творческому мышлению, чем к логическому или техническому.

5 основных признаков

Характерных особенностей существует немало, но мы остановимся на самых главных из них.

  1. Большая эмоциональность. Обычно доверяют своей интуиции, а не логике. Часто совершают импульсивные поступки.
  2. Очень коммуникабельны. Запросто заводят знакомства, могут легко выступать перед публикой, читать лекции.
  3. Всегда открыты для общения. Напрочь отсутствует самолюбование и заносчивость. Уважают чужое мнение, любят дискутировать на разные темы. Запросто признают свою ошибочную точку зрения, если согласятся с доводами оппонента. В спорах для них главным является истина.
  4. Хорошо развита творческая способность. Отлично рисуют, пишут стихии прозу, работают в модельном бизнесе, дизайнерами.
  5. Развито воображение. С лёгкостью могут визуализировать свои мысли. Им не понадобится составлять набросок на бумаге, как технарям.

Плюсы и минусы

В любом деле есть свои положительные и отрицательные черты. Сделаем сравнительный анализ. Они обладают следующими характеристиками.

Сильные стороны

  • развитыми творческими способностями;
  • хорошим воображением;
  • ярким образным мышлением;
  • многозадачностью, общительностью;
  • умением красиво выражать свои мысли;
  • хорошим пониманием чужих эмоций;
  • способностью переживать и поддержать.

Слабые стороны

o нелогичностью по многим выводам и решениям;
o склонностью бросить незавершенное дело;
o излишней чувствительностью и эмоциональностью;
o невнимательностью;
o неумением сосредоточиться на обыденной и рутинной работе.

Отличия от технически подкованных видна налицо.

В чём главные отличия?

Между людьми с техническим складом уму и гуманитарным существует масса отличий. Возьмём для примера 3 области, в которых они весьма заметны.

  1. В восприятии окружающей нас действительности. Для одних — это противостояние зла и добра, а для других — холодный расчёт и железная логика.
  2. Отношение к своей роли в производственном процессе. Для более эффективной работы коллектива, в нём необходимо присутствие обеих групп. Они будут взаимно дополнять друг друга.
  3. В социальном взаимодействии. Гуманитариям (а они чаще всего будут экстравертами) общение имеет большое значение. Технарям обычно нравится тишина, чтобы спокойно поразмыслить над своей задачей. Они замкнуты в своём мирке.

На самом деле не всё так страшно, как кажется. Матушка природа ещё не даёт нам возможности превратиться в роботов. У всех людей в психике заложены как одни, так и другие черты. Технически грамотные личности могут спокойно общаться, а гуманитарии всегда могут рассуждать, основываясь на логике.

Заключение

Если Вы хорошо знаете свои наклонности, то это уже пол дела. Исходя из них необходимо делать выбор своей будущей профессии. Благо выбор большой. Главное, чтобы работа приносила удовольствие. Искренне желаем удачи!

Не упрощайте

Но для начала немного занудства. Многие уверены, что главное отличие между гуманитарием и технарем в том, что первый не может стать вторым, а вот второй первым – запросто. Это, конечно, не так. Надо рассказывать почему? В первую очередь потому, что для каждой стези нужны определенные способности – чтобы написать хорошую рецензию на спектакль, недостаточно знать буквы и любить театр, а чтобы преподавать философию в школе, мало прочесть Ницше, нужен определенный характер. А он, кстати, тоже влияет на то, к какой категории можно отнести того или иного человека.

Впрочем, и это упрощение. Людей можно делить на типы очень условно, даже если это касается такой, казалось бы, простой вещи, как градация гуманитарий/технарь. Как правило, у среднестатистического человека есть способности и к тому, и к другому, хотя часто в разной степени.

Во-первых, потому, что в детском возрасте открываются вовсе не все из них. Склонность к логическому мышлению может «прорезаться», к примеру, лишь к двадцати годам, хотя это и крайность. До девяти лет мышление почти всех детей наглядно-образное, склонность к анализу начинает проявляться лишь после этого возраста – вероятно, по этой причине большинство детей в начальной школе испытывают сложности с арифметикой (обычно наклонности ребенка более-менее формируются в средней школе – к 10–13 годам, именно поэтому в большинстве учебных заведений все специальные предметы начинаются с этого возраста).

А во-вторых, любовь к тому или иному уроку часто формирует талант учителя. Причем может играть в этом решающую роль. Хороший педагог способен разбудить в ученике способности, о которых он даже не подозревал. И наоборот, отбить интерес к любимому предмету навсегда.

Кроме того, вешая на ребенка ярлык «гуманитарий/технарь» только на основании школьных оценок, родители, сами того не подозревая, оказывают на него давление. Чуткий ребенок внутренне решает: «дело ясное: я гуманитарий», и даже не пытается «сопротивляться», идя по накатанной дорожке и обнаруживая в сорок лет, что всю жизнь занимался не тем.

А еще нередко бывает так, что ребенка интересуют одни предметы, а способности он проявляет к другим. И занятие тем, что у него действительно получается, не вызывает у него никакого энтузиазма. В этом случае есть смысл задуматься над причиной. Не повезло с учителем? А может быть, он не в курсе, что есть множество специальностей, которые тоже входят в сферу его способностей?..

Гуманитарии и технари – чем они отличаются?

Выбор дальнейшей профессии стоит перед каждым школьником. Сегодня система образования подразумевает, что в определенный момент ваш ребенок должен четко понимать профиль своего дальнейшего обучения.

Практически с младших классов заботливые родители пытаются помочь своим детям раскрыть способности и таланты. Стоит признать, что бывает достаточно трудно дать совет своему ребенку. В таких ситуациях определиться помогает тип мышления.

Преподаватели, обучающие ребенка, знакомы с его талантами. Для них не составит труда подсказать гуманитарий он или технарь. Так что же означают данные понятия?

Сегодня в обществе существуют примерные разделения. Например, если ваш ребенок отдает предпочтение точным наукам, таким как математика, физика, то он технарь. А если у него развивается интерес к языкам, изучению художественной или исторической литературы – гуманитарий. Но на практике, все не так-то просто, поскольку встречаются дети со смешанным типом.

Интересно, что можно определить склад ума ребенка по определенным критериям: манера запоминания информации, признании в социуме, жизненным ценностям и целям.

Человек-технарь

Детей с техническим мышлением отличает энергичность, настойчивость и целенаправленность. Их мозг работает с большой скоростью и четкостью. Еще в школе, у них проявляется склонность к алгебре, геометрии и физике, такой ребенок может поладить с любой техникой.

На практике, это профессионалы своего дела. У человека-технаря всегда все четко и по плану, никаких сторонних размышлений быть не может. Телефоны, компьютеры, автомобили, дома и сооружения – то, без чего мы не мыслим нашу жизнь, заслуга этих людей.

Человек-гуманитарий

Учеными давно определено, что склонность ребенка к различным наукам можно выявить еще с раннего детства. О гуманитарном типе мышления может говорить сильно выраженное тактильное и обонятельное чутье. Среди множества увлечений такие дети отдают предпочтение рисованию или рукоделию.

Основные черты характера гуманитария:

  • коммуникабельность
  • интерес к искусству, традициям, истории, философии
  • желание постоянно развиваться и совершенствоваться

Можно назвать целый ряд общественных наук – лингвистика, филология, юриспруденция, политология. Человек – гуманитарий прекрасно в них разбирается, так как благодаря типу мышления способен владеть языком слов и букв

Дети, которые прекрасно адаптируются в социуме, смело могут найти для себя соответствующую профессию.

Способности и интересы

Говоря о выборе профессии, необходимо учитывать не только возможности ребенка, но и его интересы, склонности. В действительности, это различные вещи. Часто случается так, что ребенку может быть очень нравится определенная школьная дисциплина, но он ее до конца не понимает и не во всем разбирается.

Или наоборот, преподаватель не вызвал у школьника интерес к своему предмету, поэтому ребенок не хочет разбираться в “неинтересном” материале.

Первый: интересно направление и присутствуют способности – идеальный вариант, который не подразумевает размышлений о выборе профессии. Второй: ребенок не проявляет интерес к направлению, но обладает четко выраженными способностями. Тут стоит задуматься, почему ребенок не хочет заниматься в этой сфере. Быть может проблема в том, что преподавать не разбудил интерес к дисциплине? Или же ребенку просто интересно что-то другое?

Третий: интересно направление, но нет особых способностей. Подумайте, стоит ли в данном случае развивать того, чего нет? Или же просто не было возможности себя проявить? Четвертый: нет интереса к направлению и нет способностей. Здесь все просто – задумайтесь о других направлениях.

И пятый: если присутствует средний интерес как гуманитарным, так и к техническим наукам, обратите внимание на другие направления, например, творческие. Помощь родителей и преподавателей заключается только в том, чтобы предоставить ребенку полную информацию обо всех возможных сферах знаний

А уже определиться с областью поможет психологическое тестирование, своего рода профориентационное

Помощь родителей и преподавателей заключается только в том, чтобы предоставить ребенку полную информацию обо всех возможных сферах знаний. А уже определиться с областью поможет психологическое тестирование, своего рода профориентационное.

Как понять, гуманитарий вы или технарь

Экспресс-тест

Этот небольшой тест поможет определить, чего в вас больше — физики или лирики. Разумеется, он не является академическим, ведь чистых гуманитариев и технарей не существует. Но ответив на эти вопросы, возможно, вы поймёте, какая область знаний вам чуточку ближе.  

1. Нравится ли вам книги?

А. Читаю неохотно.

Б. Чтение — одно из главных моих хобби.

2. Легко ли вам даются иностранные языки?

А. Мой уровень — «Лондон из зэ кэпитал оф грэйт британ».

Б. Идут хорошо.

3. Составляете ли вы планы на день, неделю, месяц? 

А. Нет, я творческая натура.

Б. Да, любит точность во всём.

4. В какой руке вы чаще всего держите телефон? 

А. В левой.

Б. В правой.

5. В чём сила?

А. В любви и добре.

Б. В ньютонах. 

Если вы набрали больше ответов «А», вы скорее склонны к гуманитарному типу мышления, а если «Б» — к техническому. 

<<Форма демодоступа>>

Диагностика Skillfolio

Более эффективный способ, как понять, гуманитарий или технарь ребёнок, — диагностика Skillfolio. Это уникальный тест на выявление способностей, навыков и профессиональных ролей ребёнка, который проходят все ученики «Экстерната и домашней школы Фоксфорда». 

Среди интересных и полезных навыков, которые анализирует Skillfolio, можно выделить коммуникацию, сетевую грамотность, умение систематически мыслить, уровень критического мышления. Возможные профессиональные роли ребёнка в команде: аналитик, лидер, креатор, продюсер и другие. Роль определяется исходя из превалирующего типа мышления ученика. 

С помощью Skillfolio вы узнаете склонности ребёнка. Тест определит, гуманитарий или технарь он. Результаты мониторинга покажут, какой индивидуальный образовательный маршрут подходит школьнику.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector