Налоговое право
Содержание:
Федеральные нормативные акты о налогах и сборах
Структура федеральных нормативных правовых актов о налогах и сборах включает:
- НК РФ;
- принятые в соответствии с НК РФ федеральные законы о налогах и сборах.
НК РФ занимает ведущее место в системе источников налогового права и обладает наибольшей юридической силой в иерархии законодательства о налогах и сборах. Все иные федеральные, региональные и муниципальные нормативные правовые акты о налогах и сборах могут быть приняты только при условии соответствия Кодексу.
В настоящее время НК РФ состоит из двух частей.
Часть первая устанавливает:
- законодательство и иные нормативные правовые акты о налогах и сборах;
- систему налогов и сборов в РФ;
- правовой статус участников налоговых правоотношений;
- общие правила исполнения обязанности по уплате налогов и сборов;
- способы обеспечения обязанностей по уплате налогов и сборов;
- порядок оформления и подачи налоговой декларации;
- основы налогового контроля;
- виды и составы налоговых правонарушений и меры ответственности за их совершение;
- процедуры обжалования актов налоговых органов и действий (бездействия) их должностных лиц.
Часть вторая регулирует порядок введения и взимания конкретных видов налогов.
НК РФ рассчитан на применение в качестве нормативного правового акта прямого действия, исключающего, как правило, детализацию или разъяснение подзаконными нормативными актами.
В систему источников налогового права также входят налоговые законы общего действия и законы о конкретных налогах.
В группу федеральных источников налогового права также можно отнести Федеральный закон «О бухгалтерском учете» и др. Законы о конкретных видах налогов определяют порядок их исчисления и уплаты.
Нормы, регулирующие налоговые отношения, содержатся не только в специальных налоговых законах, но и в законах неналогового характера. Подобный разброс источников налогового права объясняется тем, что разнообразные функции налогов охватывают разноплановые сферы социально-экономических отношений и многие сферы государственной деятельности нуждаются в дополнительных налоговых льготах в целях развития здравоохранения, образования, культуры и т.п.
Федеральные подзаконные нормативные акты о налогах и сборах
В систему источников налогового права федерального уровня входят также подзаконные нормативные правовые акты о налогах и сборах, изданные органами исполнительной власти и органами государственных внебюджетных фондов. К числу органов, наделенных правом налогового нормотворчества, относятся Президент РФ, Правительство РФ, Министерство финансов РФ, Министерство экономического развития и торговли РФ, Центральный банк РФ и др. Названные органы издают нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и сборами, только в предусмотренных законодательством случаях.
При этом нормативные правовые акты Президента РФ и органов исполнительной власти не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах, т.е. не могут детализировать законодательные нормы, регулирующие порядок и условия уплаты налогов, а также вводить новые или изменять, дополнять существующие налоги и сборы. Подзаконный нормативный акт о налогах и сборах, затрагивающий права или обязанности фискально обязанных лиц, приобретает юридическую силу только при одновременном соблюдении следующих условий:
- соответствие НК РФ и иным законам о налогах и сборах;
- официальное опубликование;
- осуществление процедуры регистрации в Министерстве юстиции РФ.
- Назад
- Вперёд
(по Налоговому кодексу РФ).
- Принцип всеобщности налогообложения — каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.
- Принцип равенства налогообложения — предполагается равенство всех налогоплательщиков перед налоговым законом.
- Принцип справедливости — учитывается фактическая способность налогоплательщика уплачивать налог при обязательности каждого участвовать в финансировании расходов государства.
- Принцип соразмерности, или экономической сбалансированности, — учитывается сбалансированность интересов налогоплательщика и казны государства.
- Принцип отрицания обратной силы закона — законы, изменяющие размеры налоговых платежей, не распространяются на отношения, возникшие до их принятия.
- Принцип однократности налогообложения — один и тот же объект может облагаться налогом одного вида и только один раз за определенный законом период налогообложения.
- Принцип льготности налогообложения — налоговые законы должны иметь правовые нормы, устанавливающие для отдельных и (или) определенных групп налогоплательщиков как юридических, так и физических лиц льготы по налогам, облегчающие налоговое бремя.
- Принцип равенства защиты прав и интересов налогоплательщиков и государства — каждый из участников налоговых правоотношений имеет право на защиту своих законных прав и интересов в установленном законом порядке.
- Принцип недискриминационности — налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и применяться по-разному исходя из политических, идеологических, этнических, конфессиональных и иных различий между налогоплательщиками.
- Принцип единства экономического пространства Российской Федерации и единства налоговой политики. Не допускается установление налогов и сборов, нарушающих единое экономическое пространство Российской Федерации и, в частности, прямо или косвенно ограничивающих свободное перемещение в пределах территории РФ товаров (работ, услуг) или денежных средств.
- Принцип единства системы налогов и сборов.
Налоговые правоотношения
Налоговые правоотношения – тип финансовых правоотношений, которые являются общественным финансовым отношением, рассчитанным регулирующими положениями подотрасли (раздел) финансового права – налоговое право, какие предметы распределены с определенными правами и обязательствами, возникающими в связи с набором налогов.
Налоговые правоотношения, а также любые другие правоотношения, состоят из следующих элементов: предметы, объект и контент.
Субъективная структура. Различные предметы участвуют в налоговых правоотношениях: налогоплательщики (юридические лица и физическое лицо), организации управления Государственным налогом, федеральные органы налоговой полиции, кредитных учреждений. Другие предметы, например, работодатели (юридические лица и предприниматели, действующие без формирования юридического лица) также, участвуют в налоговых отношениях в определенных случаях, в случае передачи налогов, взимаемых от зарплаты сотрудников.
Объект налоговых правоотношений касается того, что есть эти правоотношения – обязательный бесплатный платеж (сбор), какая сумма определена согласно правилам, установленным налоговым законодательством.
Контент налоговых правоотношений, а также любых других правоотношений, показывает через права и обязательства предметов правоотношений.
Определенные права и обязательства предметов налоговых правоотношений предоставлены в налоговом законодательстве. Законодатель предоставляет факты, какой подход включает завершение налоговых правоотношений.
Система источников налогового права
Какие акты являются составляющими общей системы норм рассматриваемой отрасли права? Существует определенный перечень законов, подзаконных актов, а также документов, которые содержат в себе нормы, так или иначе касающиеся правил налогообложения, а также взаимоотношений субъектов, вступающих в правоотношения, регулируемые нормами права.
Основным источником налогового права является Налоговый кодекс, который в настоящий момент действует на территории России. Следует отметить, что ссылки на остальные источники права в данной сфере имеются именно в содержании данного закона.
В системе государственного законодательства основным источником формы налогового права является Конституция государства, в которой закреплены основные положения, соблюдаемые в практике налогообложения и совершения правоотношений в данной сфере.
Систему таковых источников также составляют нормативные акты, входящие в структуру внутреннего законодательства государства. Из числа таковых выделяют федеральные и региональные законодательные акты, которые в своем содержании имеют данные относительно налогов, сборов. К ним также относятся и нормативные правовые акты, которые были приняты в установленном порядке органами местного самоуправления.
Важным источником норм в данной сфере права является общее законодательство, по своему содержанию смежное с налоговым. В частности, к числу таковых относится Таможенный кодекс, а также Уголовный, в котором предписана часть санкций, назначенных за неисполнение субъектами правоотношений в сфере налогового права указанных требований.
Подзаконные акты о налогообложении, которые издаются органами общей и специальной компетенции, также относятся к системе источников норм рассматриваемой отрасли права. Кроме этого, в нее также включены те акты, которые были изданы органами судебной системы.
Отдельное внимание следует уделить международным источникам налогового права, которые также входят в состав общей системы. Следует отметить, что таковыми являются лишь те документы, которые были признаны Российской Федерацией
На практике многие отмечают, что большинство таковых актов имеют сугубо рекомендательный характер. К их числу относятся все акты, в которых предписаны принципы общего характера, преследуемые в налоговом праве и в сфере налогообложения. К международным источникам налогового права также относятся все соглашения в отношении упомянутого выше объекта. Ярким примером такового может послужить соглашение, заключаемое Россией с различными иностранными государствами об устранении двойного налогообложения. Особенное значение имеют и договоры, заключенные РФ с другими странами об отдельных вопросах налогообложения.
Среди международных источников отдельное внимание следует уделить решениям судов, в содержании которых имеется толкование соглашений, заключенных относительно отдельных вопросов налогообложения и отношений в данной сфере, возникающих между субъектами. Те договоры и соглашения, которые были заключены между СССР и другими государствами, также относятся к источникам права в сфере налогообложения
Однако таковыми признаются лишь те, которые имеют юридическую силу по сей день.
В числе международных актов-источников права также следует выделить многосторонние договоры и соглашения, которые имеют общеполитический характер. Их содержание отражает в себе основные принципы налогообложения, которые применяются в современном праве.
Исходя из всего вышеизложенного, можно отметить, что источниками налогового права не являются нормативные правовые акты, которые не имеют в своем содержании норм относительно регулирования процедур налогообложения, а также правил взаимодействия между субъектами налоговых правоотношений. То же самое правило касается и международных актов.
Рассмотрим далее более детально каждую составляющую рассмотренной системы.
Налоги: сущность, функции, виды
Ключевая сущность фискальных платежей заключается в том, что государство взимает часть доходов налогоплательщиков для обеспечения деятельности органов власти.
Основные функции:
- Фискальная. Заключается в том, что налоговая система является основным источником доходной части государственной казны. Реализация данной функции производится за счет контроля и санкционирования. Остальные функции являются производными от фискальной, то есть направлены на ее реализацию.
- Распределительная. Данная функция заключается в перераспределении денежных средств между разными категориями населения. Например, органы власти взимают обязательные платежи с налогоплательщиков и направляют эти средства на поддержку малообеспеченных и незащищенных слоев населения.
- Регулирующая. Функция направлена на урегулирование политических и экономических вопросов государства. Иными словами государство разрабатывает такую налоговую политику, которая подразумевает не только всеобщее обложение и изъятие, но и предусматривает право воспользоваться льготами, вычетами, освобождениями и прочими привилегиями.
- Контрольная. Позволяет государству контролировать правильность, полноту и своевременность расчетов с бюджетом. Иными словами специально созданная служба непрерывно контролирует полноту и своевременность уплаты обязательных платежей в бюджет. За нарушение (просрочки, недоимки, уклонения) предусмотрены штрафные санкции.
Все фискальные обязательства имеют сложную классификацию по различным принципам. Далее рассмотрим основные налоги, их виды, сущность и понятие для каждого платежа.
Основные источники
В Конституции РФ указано, что список источников права состоит из:
- международных договоров и принципов международного права;
- федеральных конституционных законов;
- Конституции РФ;
- актов Президента и Правительства РФ;
- уставов субъектов РФ;
- правовых актов муниципальных образований.
На территории России международные договоры имеют более важное значение, чем национальное законодательство. Они включают большое количество норм, которые применяются для регулирования налоговых отношений
Соглашения об отсутствии двойного налогообложения предоставляют особую важность среди других международных договоров, а их количество постоянно повышается. Последний раз они подсчитывались 10 лет назад, и уже тогда их число превышало 70 штук.
Замечание 1
Несмотря на это, в пункте 1 статьи 1 НК РФ значится, что основной механизма правового регулирования налоговых отношений – это государственный налоговый кодекс и принятые с учетом его предписаний федеральные законы.
Ключевым источником налогового права выступает Конституция РФ. В ней содержатся нормы, которые регулируют порядок правовых отношений. Кроме того, на их основе базируются:
- общая обязанность по оплате налогов и сборов на территории России;
- компетенция государственных органов;
- права Российской Федерации в рамках налоговых правоотношений;
- полномочия местного самоуправления.
Уставы муниципальных образований имеют практически те же возможности, но в более узком смысле.
Пример 1
Например, по уставу города Москва осуществляется установление налогов и сборов на территории города.
Федеральные конституционные законы существуют для регулирования целого комплекса вопросов в сфере налогообложения:
- разработка и реализация налоговой политики;
- подтверждение освобождения от уплаты;
- выдача письменных заключений на законопроекты о введении или отмене налогов.
Определение 2
Налоговый кодекс РФ – правовой источник, на основе которого строится система налогов и сборов, а также общие принципы налогообложения.
Сюда входят все виды налогов и сборов, которые взимаются на территории России, причины их возникновения, а также порядок оплаты. Некоторые местные налоги, существующие в отдельных субъектах РФ, могут иметь ограниченное время действия. В налоговом кодексе также содержится перечень прав и обязанностей налогоплательщиков и налоговых органов, формы и методы налогового контроля, типы несения ответственности, которая полагается за совершение противоправных действий. Здесь же указано, в каком порядке может быть обжаловано решение госорганов, и какое наказание полагается за действия или бездействие должностных лиц.
Налоговый кодекс поделен на две части. В первой содержится 8 разделов, а во второй – 4. Общим счетом в них имеется 43 главы. Первая часть была принята в 1999 году, а вторая – только спустя 2 года.
Нужна помощь преподавателя?
Опиши задание — и наши эксперты тебе помогут!
Описать задание
2.3. Система налогового права.
Налоговое право является подотраслью финансового права, имеющую свою собственную систему представляющей собою внутреннею структуру (строение, организация), которая складывается из последовательно расположенных и взаимосвязанных правовых норм, объединенных единством целей, задач, предмета регулирования, принципов и методов данного регулирования… Ее построение обусловлено не только структурой законодательства о налогах и сборах, но и потребностями практики налогообложения, которая существенно влияет на формирование норм и институтов налогового права, помогает определить их роль в процессе аккумулирования государственных и муниципальных денежных средств.
Налоговое право представляет собой совокупность создаваемых и охраняемых государством норм. Все налогово-правовые нормы согласованы между собой, в результате чего образуется их взаимозависимая целостная система с определенным внутренним строением.
Системе налогового права свойственны такие характерные черты, как единство, различие, взаимодействие, способность к делению, объективность, согласованность, материальная обусловленность, процессуальная реализация.
По общему правилу налоговое право делится на две части – Общую и Особенную.
В Общую часть включаются нормы, которые устанавливают основные принципы, правовые формы и методы правового регулирования налоговых отношений, состав системы налогов и сборов, общие условия установления и введения налогов и сборов, права и обязанности субъектов налоговых правоотношений, систему государственных органов, осуществляющих налоговую деятельность, разграничение их полномочий в данной сфере, основы налогово-правового статуса других субъектов, формы и методы налогового контроля, а также способы и порядок защиты прав налогоплательщиков.
Институты Общей части налогового права содержат те нормы права, действие которых распространяется на все регулируемые этой подотраслью правоотношения. Положения Общей части налогового права конкретизируются в институтах его Особенной части.
Особенную часть налогового права образуют нормы, которые детально регламентируют определенные виды налогов и сборов, порядок их исчисления и уплаты, а также специальные налоговые режимы (единый сельскохозяйственный налог, упрощенная система налогообложения, единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности, налогообложение при выполнении соглашений о разделе продукции).
Безусловно, в огромном множестве налогово-правовых норм неизбежно возникают коллизии и разночтения, но в своей совокупности они представляют собой единую систему с собственными внутренними закономерностями и тенденциями. Построение этой системы, которая основана на существующих налоговых отношениях, предоставляет возможность более правильного применения финансово-правовых норм и таким образом, содействует укреплению законности и выполнению налоговым правом регулирующей и охранительной функций.
Прямые, косвенные и целевые налоги
Прямые налоги – непосредственно превращенный к налогоплательщику – к его доходу, собственности и другим объектам налогообложения (в случае прямого налога юридический и фактический плательщик предоставлены тем же лицом).
Косвенные налоги – установленный в форме надбавки к цене реализуемых товаров и не связанный непосредственно с доходом или собственностью фактического плательщика (своего рода косвенные налоги акциз, НДС).
Правовое обязательство платежа косвенного налога передано к предприятию, делающему определенные продукты.
Фактический плательщик является потребителем этих продуктов, который покупает его по ценам, повышенным суммой косвенного налога.
Целевые налоги – налоги включены в список в трастовые внебюджетные фонды.
Метод налогового права
Вторым критерием для определения сущности налогового права служит метод правового регулирования. Специфика общественных отношений, в совокупности образующих предмет налогового права, обусловила и особенности способов государственного воздействия на данную сферу финансовой деятельности.
Метод – совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения действительности, подчиненных решению конкретной задачи. Методы отражают качественную сторону налоговых отношений, так как позволяют судить о характере сочетания частных и публичных финансовых интересов.
Наиболее распространенным методом налогового права в современных условиях является метод властных предписаний (императивный, административно-командный), поскольку государство самостоятельно устанавливает процедуры установления, введения и уплаты налогов, а также материальное содержание этих отношений. Прямое указание на регулирование налоговых отношений властными предписаниями содержится в ст. 2 НК РФ. Ссылка на регулирование налоговых отношений императивным способом содержится и в Гражданском кодексе РФ, п.3 ст. 2 которого определяет, что к налоговым отношениям гражданское законодательство не применяется, поскольку они основаны на властном подчинении. Каких-либо иных способов воздействия на налоговые отношения законодательством не устанавливается, что можно объяснить инертностью законодателя и его традиционными взглядами на регулирование публичных отраслей права императивными предписаниями.
Конформизм — должен для предметов следовать инструкциям законодательства, но не опцион является первоначально врожденным от налоговых правоотношений. В налоговых отношениях наиболее ярко метод властных инструкций показан в заявлении на административное распоряжение наложения санкций налоговыми органами. В этой ситуации признак авторитетности состоит в возможности, данной только одной стороне (налоговые органы), независимо, не применяя судебную процедуру, чтобы восстановить нарушенные финансовые права и интересы государства, и также попытаться получить выполнение другой стороной (налогоплательщик) обязательств, переданных к нему. Конечно, налогоплательщики имеют право обратиться неправомерные действия налоговых органов в суде, который не исключает начальную авторитетность отношений.
В современных условиях уместность получена методом, который показывает переход от первенства общественной формы собственности к поиску компромисса между государственными и личными интересами. Например, возможность формирования из налоговой политики, получения задержки выполнения и обеспечения налогового обязательства, заключения договоров для получения налогового кредита или инвестиционного налогового кредита, выполняя возмещение долга государства поставщику товаров (работы, услуги) данный частному предмету посредством возмещения встречного требования на выполнении налогового обязательства является последствием отказа государства исключительно властного (обязательного) метода влияния на налоговые отношения.
Конечно, вследствие специфических особенностей налогового права названный метод не является аналогом метода правового регулирования гражданских отношений.
Поэтому, налоговое право является подотраслью финансового права, которое регулирующие положения регулируют обязательный и установочный набором методов единой собственности и связанной неимущественной разработки связей с общественностью между государством, налогоплательщиками и другими лицами относительно учреждения, введения и набора налогов в доходе государства (муниципалитет), внедрение налогового контроля и учета для того, чтобы сделать из налогового нарушения.
Мы коротко рассмотрели значение термина налоговое право, налоговая политика, законодательство Российской Федерации о налогах и сборах, элементы закона о налоге, налоговые правоотношения, ответственность налогоплательщика и налоговых органов за нарушение налогового законодательства, налоговая система Российской Федерации, экономические показатели, прямые, косвенные и целевые налоги, метод налогового права. Оставляйте свои комментарии или дополнения к материалу.