Мел — свойства, происхождение и применение

Производители мелков

Наиболее известные отечественные предприятия по производству мелков — Алгем, Эликонт, Вакарис, Пегас, Квартет-1. Самый старый завод в России по производству мела расположен в Белгороде, а одним из самых первых на рынке является компания Алгем — она первая начала отливать мел, запатентовав состав и квадратную форму. Литой белый мел содержит гипс в минимальном количестве.Мел круглый «White Peps» от Maped, 100 штук, белый — один из лучших видов мела для школы. Высококачественный мел из карбоната кальция. Для детского творчества и школы. Не крошится. Технология меньше пыли. Круглая форма позволяет чертить и рисовать без напряжения руки.

Другие компании по производству хорошего мела — это Пифагор, Brauberg, Хатбер, Koh-I-Noor. Лучшими считаются Maped, Herlitz.

В случае с белыми мелками наиболее всего популярны объёмные упаковки — сразу 100 штук. А вот цветными мелки покупают небольшими коробками, по 6-12 мелков. Объясняется такая разница очень просто: цветные мелки ориентированы на детей младшего и среднего школьного возраста, их покупают родители для рисования на асфальте. Белый мел — это в основном продукт для образовательных учреждений, его закупают школы, или родители на класс, сразу на весь учебный год

Школа может закупать мел подешевле, поэтому лучше всего, когда родители сами выбирают и покупают качественный мел для своего класса — особенно это важно для младшей школы

Так же, как и чернографитные карандаши, мелки имеют градацию по твёрдости. Она зависит от степени сушки и состава мелка. Более твёрдый мелок рассчитан на рисование на асфальте, для школьных досок лучше всего мел средней твёрдости, а мягкий используется для портновских работ.

Действие мела на организм обусловлено индивидуальными особенностями каждого человека. Как и любая пыль, меловая пыль также накапливается в дыхательных путях, вызывая раздражения. Отсюда кашель, першение в горле, чихание. Пострадать может и чувствительная кожа. Руки от мела могут чесаться, кожа сохнуть. классической формы предназначены для письма и рисования на школьных досках, асфальте и бетоне. Мелки легко и мягко пишут, оставляют четкий и яркий след. В наборе 100 мелков белого цвета.

Поедание мела — это пристрастие людей с пониженным содержанием железа. Такой феномен часто наблюдается у беременных женщин и детей. Тем более мел в школе должен быть совершенно безопасный.

Мел (помимо изготовления мелков) применяется во многих других отраслях: в сахарной, резиновой, бумажной, стекольной промышленностях, при получении соды. Мел — необходимый компонент мелованной бумаги, используемой в полиграфии для печати качественных иллюстрированных изданий. Молотый мел широко применяется в качестве материала для побелки, окраски заборов, стен, бордюров, для защиты стволов деревьев от солнечных ожогов.

Откуда берутся школьные мелки

Каждый ребенок знает обычный мел, не раз держал его у доски или рисовал на асфальте. А сколько открытий и истин было совершено с помощью ничем не примечательного белого кусочка. Как же из рассыпчатого порошка получаются прочные кирпичики? Может его смешивают с клеем? Оказывается, главное связующее вещество — гипс, а способ изготовления называется метод литья.

Предварительно очищенный от песчинок меловой порошок смешивают в смесителе с гипсом и красителями. Затем смесь ссыпают в бочку и вручную разводят до получения однородной массы. Готовый раствор с помощью шпателя в течение 15 минут, пока он не застыл, разливают по резиновым пресс-формам. Гипс, как и цемент, быстро схватывается, вступая в реакцию с водой.

После того как смесь застынет, изделия извлекают из формы. Для этого ее накрывают металлической решеткой и аккуратно переворачивают, а затем легким постукиванием мелки выбивают из ячеек и отправляют в печь. В течение 40 минут вся содержащаяся в них влага испаряется, и кирпичики мела становятся твердыми и готовыми к использованию.

Человечество всегда будет волновать тема окружающего мира, каким он станет в будущем. По многочисленным докладам и сообщениям ученых, численность населения к 2100 году достигнет 10 миллиардов человек, что неминуемо приведет к истощению минеральных ресурсов, на образование которых потребовались миллионы лет. Главный путь решения проблемы — рациональное и комплексное использование исчерпаемых и невозобновляемых ресурсов.

https://youtube.com/watch?v=k-4uIibXhZE

Влияние школьного мела на здоровье учеников и учителей

На сегодняшний день сохранение и укрепление здоровья населения – одна из наиболее актуальных проблем. Здоровье человека всегда было предметом пристального изучения специалистов самых разных профессий.

По прогнозам Всемирной Организации Здравоохранения в начале 21 века самыми распространенными заболеваниями человека являются аллергические заболевания, бронхиальная астма, сердечно-сосудистые заболевания.

Как только ребенок идет в школу, он начинает пользоваться мелом. Школьный мел сопровождает нас с первого до одиннадцатого класса, педагоги пользуются им постоянно. Сегодня к школьному мелу предъявляются очень серьезные требования, поэтому школьный мел считается экологически чистым и безопасным продуктом. Однако в процессе использования школьный мел начинает пылить, забиваться в нос, пачкать руки. Некоторые учащиеся любят есть мел, а ведь школьный мел – это продукт, содержащий в своем составе помимо основных безопасных (как считается) компонентов: известняка, гипса, крахмала, еще и склеивающие вещества (клей ПВА, БФ, казеиновый, канцелярский и др.), красители, что не совсем безопасно для их здоровья.

Для выяснения воздействия мела на здоровье человека мы опросили наших учителей, которые в силу специфики своих предметов вынуждены постоянно пользоваться мелом.

Анкета для учителей

1. Как вы считаете, оказывает ли постоянная работа с мелом влияние на ваш организм?

2.Имеются ли отрицательные последствия, если да, то какие?
а) на кожу рук:
1.сушит
2.аллергическая реакция
3.другое
4.нет последствий
б) на дыхательную систему:
1.кашель
2.проявления астмы
3.другое
4.нет последствий.

3. Можно ли заменить доску и мел в школе? Если да, то чем?

Проанализировав анкеты учителей нашей школы, мы пришли к выводу, что 100% учителей не довольны качеством мела, поступающего в нашу школу (сильно пачкает руки, царапает доску и осыпается). Учащиеся ещё добавили одно плохое качество – плохо отстирывается от школьной формы, если случайно им испачкаешься.

По мнению большинства опрошенных учителей, школьный мел негативно влияет на кожу рук и может вызвать аллергические реакции при вдыхании частиц мела. Половина опрошенных отметили, что вынуждены постоянно пользоваться увлажняющим кремом для рук. Есть среди учителей и те, кто получил серьезные проблемы с кожей рук: экземы, шелушение и трещины на ладонях.

Несмотря на технический прогресс, по мнению учителей полностью заменить мел пока нельзя. Хорошей альтернативой стали бы доски для письма маркерами и интерактивные доски.

Наши рекомендации: для уменьшения отрицательных последствий, которые появляются при постоянном контакте с мелом, рекомендуем учителям нашей школы:

1) во время работы чаще мыть руки со смягчающим туалетным мылом: «глицериновое», «ланолиновое», «вазелиновое» и «молочное»
2) после каждого урока смазывать руки увлажняющим кремом для рук
3) стирать мел с доски только влажной тряпкой
4) промывать тряпку для стирания мела как можно чаще

Почему люди едят мел? Какая от него польза?

Необычная для многих привычка грызть мел, имеет на самом деле вполне обоснованное объяснение. Причиной такого странного поведения может быть:

  • Недостаток железа в крови (железодефицитная анемия, малокровие).
  • Другой причиной пристрастия к мелу является низкое содержание кальция в организме. Такой дефицит может объясняться неправильным питанием, в частности – несбалансированным рационом.
  • Чаще других за употреблением мела можно застать беременных женщин. И такую «еду» не следует относить к странным пристрастиям этой категории людей. Организм женщины, вынашивающей в себе плод, требует повышенного количества кальция для формирования скелета будущего ребёнка.
  • Изменения в эндокринной системе тоже провоцируют желание употреблять природный кальций. При заболеваниях «щитовидки» происходит усиленное выведение кальция из организма.
  • Недостаток кальция в организме сказывается и на внешнем облике человека: болезнь зубов, тусклость и ломкость волос, расслаивающиеся ногти. Такие симптомы – сигнал о недостатке минерала для работы внутренних органов.

Внимание! Пищевой (медицинский) мел не является лекарственным препаратом. Это всего-навсего пищевая добавка, способная дать организму недостающий минерал.. Иногда природный источник кальция употребляют люди с повышенной кислотностью желудка

Минерал быстро устраняет неприятные ощущения, которые причиняет изжога. Впрочем, чтобы устранить эти симптомы, вовсе не обязательно использовать мел

Иногда природный источник кальция употребляют люди с повышенной кислотностью желудка. Минерал быстро устраняет неприятные ощущения, которые причиняет изжога. Впрочем, чтобы устранить эти симптомы, вовсе не обязательно использовать мел.

Фармакологическая промышленность производит лекарственные препараты, которые можно применять для нормализации кислотно-щелочного баланса в желудке. Эти же препараты, обладающие антацидными свойствами, назначаются для лечения дуоденита и язвы желудка.

Иногда за поеданием мела можно застать маленького ребёнка. Это действие может быть проявлением детской любознательности, ведь малыши любят пробовать всё новое на вкус. Если же такая «еда» понравилась ребёнку, и он проявляет к ней ярко выраженный интерес, то это уже тревожный сигнал родителям.

Такое поведение показывает, что организм маленького человека нуждается в дополнительном количестве кальция. Поводом для этого может служить низкий показатель гемоглобина в крови.

Небольшой кусок мела, запитый свежевыжатым цитрусовым фрешом, однозначно принесёт пользы намного больше, так как при этих условиях организм усвоит его легче.

На актуальный вопрос, что именно даёт употребление пищевого мела: пользу или вред – врачи не дают однозначного ответа. Небольшое количество мела, разумеется, не причинит вреда здоровью.

Однако, этот минерал не стоит воспринимать ни как лекарственный препарат, ни как безопасный продукт, который можно есть без всякой нормы.

Что такое мел

Применение мела

Когда речь заходит о применении мела, все сразу вспоминают школу. Мелки, которыми писали на досках, состоят на 40% из мела (СаСО3) и на 60% из гипса (сульфат кальция CaSO4). Хотя, конечно же, это далеко не единственный пример использования данного минерала. Он требуется для изготовления цемента, извести, соды, сахара, стекла. С его помощью производят резино-технические изделия, высококачественную мелованную бумагу и даже обыкновенные спички. Это дисперсный наполнитель для полиэтилена и полипропилена, абразивный компонент в зубных пастах, дополнение в рацион при нехватке кальция в организме животных. Для человека мел абсолютно безвреден при наружном использовании.

Можно ли есть мел?

При анемии, недостатке кальция, беременности и в некоторых других случаях, возникает желание употребить данный минерал в пищу. По утверждению врачей, очищенный мел не опасен для любого возраста. Не зря его продают в аптеках.

Но, только там его и надо покупать. Потому что, все остальное – с примесями. Например, те же самые школьные мелки, содержат токсичный клей (обычно ПВА) и красители. Если увлекаться подобными изделиями, то появятся серьезные проблемы с почками, пищеварительной и сердечно-сосудистой системой. Канцелярский или строительный мел, взаимодействуя с желудочным соком, окисляется, превращаясь во вредное химическое соединение.

В перечне официальных добавок для человека, карбонат кальция «прячется» под шифром Е-170. Его вводят для стабилизации, чтобы продукты не комковались.

Добыча мела

На территории России находятся очень большие запасы мела. Хотя промышленная разработка ведется не во всех регионах. По числу карьеров, среди лидеров Белгородская, Ульяновская, Волгоградская и Саратовская области. По СНГ, до 50% залежей находится в нашей стране.

Чаще всего, мел добывают открытым способом. Экскаватор с ковшом разрабатывает карьер. При технологии сухого обогащения, доставленные с месторождения куски сушат в барабанах, измельчают в дробилках, дезинтегрируют (тонкое измельчение) и отправляют на сепаратор.

Экспериментальное определение физико-химических свойств мела

Основные показатели качества

При изучении литературы по данной теме мы выявили следующие показатели, которыми должен обладать мел, используемый в школах:

— крошится при письме
— пачкает руки
— чистота (белый)
— твердые вкрапления

Данные показатели исследуемых образцов привели в таблице «Основные показатели качества мела»:

Качественный анализ школьного мела

Основным компонентом мела является карбонат кальция. Природный (пиленый) мел не содержит никаких других компонентов. При изготовлении формованных мелков в порошок мела добавляются вещества – связующие, например, крахмал или гипс.
Чтобы узнать, какие связующие вещества применялись для изготовления имеющихся в классе мелков, проводится качественный анализ.

Практическая работа «Качественный анализ мела»

Оборудование:

1) микроскоп
2) предметное стекло
3) пипетка
4) штатив лабораторный с кольцом и муфтой
5) воронка
6) пробка с газоотводной трубкой
7) ступка с пестиком
8) химический стакан
9) пробирки
10) фильтровальная бумага
11) стеклянные палочки
12) образцы школьного мела
13) дистиллированная вода
14) известковая вода
15) соляная кислота (разб.)
16) фарфоровая ложечка
17) спиртовка
18) спички
19) пинцет
20) спиртовый раствор йода
21) тиосульфат натрия
22) йодид калия

Распознавание карбонат – анионов (СО32-)

В пробирку внесли несколько кусочков мела и прилили небольшое количество разбавленной соляной кислоты HCl. Быстро закрыли пробирку пробкой с газоотводной трубкой. Конец трубки опустили в другую пробирку, в которой находится 2 – 3 мл известковой воды. Несколько минут наблюдали, как через известковую воду походят пузырьки углекислого газа. Известковая вода помутнела. Следовательно, в состав мела входят карбонат – анионы (СО32-).

Вывод: Наличие в составе мелка карбоната кальция подтверждается с помощью соляной кислоты (выделяющийся углекислый газ вызывает помутнение известковой воды).

Распознавание крахмала.

Крахмал обнаружить просто. Например, если при прокаливании мелка он чернеет, то можно сделать вывод, что в его состав входит крахмал (углеводы при нагревании легко обугливаются). В качестве реактива на крахмал можно использовать и раствор йода. Крахмал мы обнаруживали с помощью спиртового раствора йода. На исследуемые кусочки мела нанесли по 2 – 3 капли раствора йода. Окраска раствора йода изменилась с круглым мелом (цвет синий). С остальными образцами мела окраска спиртового раствора йода не менялась.

Микрокристаллическая реакция на гипс.

Присутствие гипса в качестве связующего можно доказать проведением микрокристаллоскопической реакции. Каждый исследуемый образец мела измельчили в ступке и массу 1 грамм растворили в 2 мл. дистиллированной воды. Тщательно перемешали полученный раствор стеклянной палочкой. Полученный раствор профильтровали. Затем каплю фильтрата поместили на предметное стекло и рассмотрели под микроскопом. В процессе высыхания капли растут кристаллики гипса (если он входит в состав мела), имеющие форму характерных иголок и игольчатых друз.

Небольшие кусочки мела каждого исследуемого образца прокалили в пламени спиртовки. Пламя спиртовки приобрело красно – оранжевую окраску у каждого образца мела, что подтверждает наличие катионов кальция (Са2+).

Результаты исследований:

Вывод: Образцы мела все содержат ионы кальция и карбонат – анион, следовательно, в нём присутствует карбонат кальция (CaCO3). Из примесей мы обнаружили гипс и крахмал.

Вывод по экспериментальной части:

1) Все исследуемые образцы мела содержат в своём составе катионы кальция.
2) Примеси в наших образцах были гипс, крахмал и клей.
3) Кусковой мел состоит из карбоната кальция и огромного количества примесей, пачкает руки, плохо пишет.
4) Круглый мел состоит из карбоната кальция, сильно пачкает руки, мягко пишет, крошится, т.к. в качестве связывающего вещества в нём крахмал.
5) Прямоугольный мел содержит карбонат кальция, мало крошится и меньше всего пачкает руки, но очень карябает доску, т. к. в качестве связывающего вещества содержит помимо гипса – клей.

Процесс производства мела

Для производства мела разрабатывается известняковый карьер; обычно это открытая разработка. Затем известняк крошат и перемалывают вместе с водой в шаровой дробилке (вращающемся стальном барабане, внутри которого разбрызгивается вода). На данном этапе из известняка вымываются посторонние примеси, и остается чистый порошок.

Добыча гипса точно такая же, как и известняка. Разница в том, что гипс необходимо обезводить, чтобы получить сульфат кальция. Это происходит в специальной камере, где гипс нагревается до температуры 116-121 градус по Цельсию. При кипении выпаривается от 12 до 15 процентов его массы. Далее гипс подогревается до 204 градусов и в таком виде достается из камеры. Затем массу помещают в вибрационный грохот, где отсеиваются крупные частички. После этого порошок снова промывается, высушивается, упаковывается в мешки и отправляется производителю мела.

На фабрике по производству мелков мел или сульфат кальция снова перемалываются. Для производства школьных мелков в массу добавляют воду и доводят ее до консистенции глины. Затем массу штампуют и режут на бруски около 60 см длиной, которые помещают в специальную форму, по пять штук на каждую. Эту форму отправляют в печь, где выдерживают массу в течение четырех дней при температуре 85 градусов по Цельсию. Затем затвердевшие мелки режут на бруски длиной 80 мм. Для изготовления цветных мелков пигменты смешиваются с основой в сухом виде, и только после этого добавляется вода и начинается описанный выше цикл производства.

Мел, свойства, состав и происхождение:

Мел – это разновидность известняка, осадочная горная порода органического (зоогенного) происхождения, состоящая из скрытокристаллического кальцита.

Мел представляет собой разновидность слабоцементированной мажущейся тонкозернистой карбонатной породы, состоящей в основном из карбоната кальция природного происхождения или полученного искусственным путем.

Мел – это горная порода, в основном, белого цвета. Иногда встречается мел желтоватого белого или кремового цвета, что обусловлено наличием в его составе различных примесей (глины и пр.).

Мел – очень мягкий и рассыпчатый материал. Твердость мела по шкале Мооса составляет 1. Его твердость аналогична с твердостью другой горной породой – тальком. Мел и тальк легко чертятся ногтём.

Плотность мела составляет от 1,4 до 2,3 г/см3. Естественная влажность 19-33 %.

Мел обладает большей устойчивостью к выветриванию и осыпанию, чем глины, с которыми он обычно ассоциируется, образуя, таким образом, высокие, крутые скалы, где меловые хребты встречаются с морем.

Основу химического состава мела составляет карбонат кальция CaCO3 с небольшим количеством карбоната магния MgCO3, но обычно присутствует и некарбонатная часть, в основном оксиды металлов. В меле обычно находится незначительная примесь мельчайших зёрен кварца и микроскопические псевдоморфозы кальцита по ископаемым морским организмам (радиолярии и др.). Нередко встречаются крупные окаменелости мелового периода: белемниты, аммониты и др.

В минеральном составе мела доминирует кальцит, который может быть как биогенного, так и аутогенного происхождения. Мел до 75 % образован органическими остатками –  скелетными оболочками планктонных водорослей-кокколитофоридов, а также скелетными оболочками (раковинами) микроскопических моллюсков фораминифер. Размер скелетных остатков составляет 5-10 мкм. Они хорошо различимы  под микроскопом. Изредка встречаются и более крупные образования – окаменелости мелового периода. Из других минералов (до 5 %) в незначительных количествах в меле присутствуют: кварц, полевые шпаты, глины, опал, халцедон, пирит и др.

Мел состоит из скелетов крохотных живых существ, которые десятки миллионов лет назад при жизни поглощали из воды древних морей соли кальция и углекислый газ как сырьё для строительства маленьких оболочек вокруг своих тел. По мере того как они умирали, в меловом периоде мезозойской эры происходило накопление меловых отложений, которые в конечном итоге образовали горную породу. Меловой период – это последний период мезозойской эры и самый продолжительный из периодов мезозойской эры: начался 145,0 миллионов лет назад, закончился 66,0 миллионов лет назад, таким образом, продолжался около 79 миллионов лет. Название мелового периода произошло от мела.

Наиболее значительная полоса отложений мела залегает в Европе – от реки Эмба в Западном Казахстане до Великобритании (включительно), и частично в Азии – в Сирии и Ливийской пустыне.  Мощность пластов мела достигает нескольких сотен метров.

Мел добывают из меловых месторождений как надземных, так и подземных.

Виды, марки и сорта мела:

В зависимости от способа производства и области преимущественного применения мел подразделяют на виды, марки и сорта (согласно ГОСТ 17498-72 Мел. Виды, марки и основные технические требования).

Вид  Марка Способ производства Сорт Область преимущественного применения
Природный МК1 Комовый 1 В строительстве и для ремонта зданий и сооружений, для производства извести, в стекольной, керамической и других отраслях промышленности
То же МК2 То же 2
МК3 3
ММ1 Молотый 1 То же, кроме производства извести
ММ2 То же 2
ММ3 3
ММИП1 1 В сельском хозяйстве для известкования кислых почв
ММИП2 2
ММЖП В сельском хозяйстве для подкормки животных и птиц
ММПК В сельском хозяйстве и для производства комбикормов
ММС1 Молотый сепарированный 1 В кабельной, лакокрасочной и других отраслях промышленности
ММС2 То же 2 В полимерной и других отраслях промышленности
ММСГ1 Молотый сепарированный гидрофобизированный 1 В кабельной, резиновой, лакокрасочной и полимерной промышленности
ММСГ2 То же 2 То же, кроме кабельной
ММО Молотый обогащенный В кабельной, резиновой, лакокрасочной и других отраслях промышленности
Химически осажденный МХО1 Химически осажденный 1 В парфюмерной, косметической, резиновой, медицинской, пищевой и других отраслях промышленности
То же МХО2 То же 2
МХО3 3

Примечание. В обозначениях марок мела буквы означают: МК – мел комовый, ММ – мел молотый, ИП – известкование почв, ЖП – животные и птицы, ПК – производство комбикормов, С – сепарированный, СГ – сепарированный гидрофобизированный, О – обогащенный, ХО – химически осажденный.

Принцип образования

Многие задаются вопросом, из чего сделан мел. Этот минерал является породой природного происхождения и добывается для последующего использования. В его основе лежат отложения кальция, которые были созданы остатками древних земных жителей.

При создании продукции с этим компонентом используется, как правило, обработанный мел. Природные залежи этого материала несут в себе большое количество примесей — сюда относят песок, мелкие камни, минеральные частицы газообразного состояния. Именно по этой причине мел, полученный из этих месторождений, легко ломается и растворяется в воде. Из такой смеси получается взвесь.

При этом тяжёлые примеси опускаются преимущественно на дно ёмкости, а лёгкие компоненты кальция переносятся в специальный контейнер, где после добавления к ним склеивающих компонентов хорошо высушиваются, изменяясь до состояния мела, который применяют для рисования.

Зачем делать мел самостоятельно?

В торговле готовой продукцией Mal- и Tafelkreiden частично все еще подвергаются критике. Это потому, что некоторые продукты содержат потенциально вредные красители.

Хотя так называемые азокрасители, которые согласно медико-научным исследованиям могут вызывать рак и псевдоаллергии, с 2009 года ограничены значением ADI (специальное регулирование); Однако импорт мелков из других стран неоднократно приводит к тому, что изделия содержат азокрасители в больших количествах, чем это фактически разрешено.

Примечание: канцерогенные азокрасители включают E110, E122, E123 и E124. Красители, такие как E102, E104 и E180, иногда вызывают псевдоаллергию. Некоторые из них также подозреваются в нарушении активности и внимания.

Более подробную информацию о всех красителях (от E100 до E180) можно найти на следующем веб-сайте: Добавки . Просто выберите класс функции «Краситель» в маске поиска и нажмите «Поиск». База данных предоставляет вам подробную информацию о каждом красителе и указывает, в какой степени это сомнительно или безвредно.

Дети любят создавать мелкие или мелкие цветные рисунки на тротуарах, площадях или досках. Они неизбежно производят меловую пыль и могут вдыхать ее

Таким образом, крайне важно убедиться, что кусочки мела не представляют опасности

Поэтому мы настоятельно рекомендуем вам самим делать мелки – и даем вам три простых инструкции, которые вы можете выполнить без проблем, даже со своим потомством!

Как не перепутать мел с известью

Чем отличается мел от извести? Материалы хоть и имеют общие корни, но являются совершенно разными и по составу, и по свойствам. Мел содержит углекислый газ, в составе извести его нет. Оба чисты в экологическом плане. Но мел просто добывают в карьерах, а известь получают в результате обжига природного известняка.

Как отличить мел от извести самостоятельно? Можно воспользоваться примитивными методами. У материалов разная реакция на действие любой кислоты. Достаточно капнуть на испытуемый кусок материала уксусом или соком лимона. Мел зашипит, а взаимодействие извести с кислотой не будет сопровождаться никакими звуками.

Еще один способ. Нужно взять щепотку материала, растереть ее и попытаться смыть тонкой струйкой воды. Мел уйдет вместе с водой немедленно и без следа, а известь отмывается долго, оставляя впечатление жирности.

Затворение негашеной извести водой сопровождается сильной реакцией с появлением пены. Мел просто намокает. Известковая побелка не оставляет следов, если по ней провести рукой, в отличие от меловой. Кроме того, известь обладает антисептическими свойствами, является хорошей защитой, в частности деревьев, от грибковых поражений и насекомых.

Внешняя отделка

Происхождение, свойства, применение мела

Мел — белая горная порода, мягкая и рассыпчатая. Мел не растворяется в воде.

Основу химического состава мела составляет карбонат кальция с небольшим количеством карбоната магния, но обычно присутствует и некарбонатная часть, в основном оксиды металлов. В составе мела обычно находится незначительная примесь мельчайших зёрен кварца и микроскопические псевдоморфозы кальцита по ископаемым морским организмам (радиолярии и др.) Нередко встречаются крупные окаменелости мелового периода: белемниты, аммониты и др. Его элементы относятся к семейству щелочноземельных металлов, которые составляют подгруппу периодической системы элементов. Мел, которым мы пишем на доске, состоит преимущественно из раковинок морских корненожек. В океанах и морях оседают на дно раковины отмерших корненожек. За тысячи и миллионы лет скопляются громадные толщи раковинок, которые впоследствии при геологических перемещениях земной коры могут оказаться на суше в виде меловых и известковых гор (например, на Украине). Таким образом, ничтожно малые по своим размерам и грандиозные по своей массовости простейшие входят в состав земной коры.

Сотни лет человек использует мел для различных целей. Мел, которым мы пользуемся в классе, смешивают со связующими примесями, чтобы он не крошился. Лучший мел для школы на 95% состоит из мела. Добавляя различные красители, можно получить мел любого цвета. Мел используется для письма на больших досках для общего обозрения (например, в школах). Формованный школьный мелок на 40 % состоит из мела (карбонат кальция) и на 60 % из гипса (сульфат кальция).

Мел — необходимый компонент «мелованной бумаги», используемой в полиграфии для печати качественных иллюстрированных изданий. Молотый мел широко применяется в качестве дешёвого материала (пигмента) для побелки, окраски заборов, стен, бордюров, для защиты стволов деревьев от солнечных ожогов.

Мел применяют в лакокрасочной промышленности (белый пигмент), резиновой, бумажной, в сахарной промышленности — для очистки свекловичного сока, для производства вяжущих веществ (известь, портландцемент), в стекольной промышленности, для производства спичек. В этих случаях обычно используют так называемый мел осаждённый, полученный химическим путём из кальцийсодержащих минералов.

При недостатке кальция медицинский мел может быть прописан как добавка к пище.

Мел в числе других карбонатных пород в стекольном производстве применяется в качестве одного из компонентов шихты при варке стекла, вводимого в шихту в порошковом виде в количестве до 30 % от объема последней. Мел придает стеклу термическую стойкость, механическую прочность, устойчивость против химических реагентов и выветривания.

История происхождения полезного минерального ископаемого

Со школьного курса нам известно, что более 80 миллионов лет тому назад во времена активной жизни на нашей земле гигантских динозавров с успехом развивался самый длительный по протяженности третий период мезозойской эры – меловой период, получивший условное название от самого полезного мела. Именно в этот, последний период эры мезозоя на строго очерченной природой границе мелового и палеогенового периода развития земли, в результате очередного падения на ее поверхность огромного небесного астероида, в воздух атмосферы было выброшено гигантское количество:

  1. рассыпчатой пыли пепла
  2. и аморфной, не кристаллической углеродистой сажи.

Окончательным результатом чего стало то, что на поверхности земли:

  • образовалась значительная нехватка солнечного света
  • и существенно уменьшилось количество кислорода в атмосфере.

Одновременно с этим мгновенно повысился уровень кислотности мирового океана и существенно ускорился процесс закисления поверхности почв из-за постоянного процесса выпадения ливневых вод, приведших к катастрофическому вымиранию главнейшего элемента пищевой цепи – массовому исчезновению фитопланктона:

  1. в виде микроскопических простейших растений водорослей, оказывающих огромное значение на фотосинтез в воде и служащих ежедневной пищей для зоопланктона,
  2. в виде микроскопических водных животных организмов, от которых существенным образом зависит вся жизнь океана.

Все эти процессы изменения привели к пику вымирания большинства биологических видов с очередным великим и массовым вымиранием гигантских животных и растений. В результате массовой гибели древней флоры и фауны на всей земле, как на ее поверхности, так и в глубинах вод были сформированы огромные скопления меловых отложений из большинства вымерших сухопутных и морских групп растений и животных.

То есть в конце мезозойской эры уже были окончательно разрушены большинство семейств и родов многообразных форм биологических групп.

Как известно, живая природа не терпит пустоты и поэтому данное всемирное событие освобождения экологических ниш стало резким скачком в развитии эволюции других групп растений и животных, большинство которых прекрасно дожило до наших дней.

Что же касается вымерших растительных и животных групп, в виде отложившихся органических скоплений, имеющих биологическое происхождение, то они с огромным периодом времени образовали полезные многометровые пласты минерального ископаемого – мелкодисперсного мела в виде кальциевых образований природной извести.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector