Местные налоги: виды, особенности уплаты, льготы

Нюансы уплаты

Все суммы местных налоговых платежей и сборов должны уплачиваться в местные бюджеты соответствующих органов власти. Налоги с первого по третий пункт предыдущего раздела уплачиваются на всей территории РФ в обязательном порядке.

Для первого вида налога – на имущество физических лиц – срок оплаты устанавливается двумя датами. За недвижимость нужно обязательно внести налог до 15 сентября. Если дом, строение или автомобиль новые, то такой взнос должен производиться в начале года, который следует за годом приобретения. Взимание налога на эту категорию объектов может быть прекращено в одном случае: при разрушении этого объекта.

Ставки налогов и сборов, начиная с 8 пункта, заканчивая 21, могут разрабатываться и утверждаться местными органами власти, а именно, районными или городскими. При этом органы местного самоуправления не имеют права устанавливать и вводить налоги или сборы, не утвержденные Налоговым кодексом РФ.

Последний определяет такие элементы налога, как объект налогообложения (то, что облагается налогом), налоговую базу (нормативно-правовые документы, акты), налоговый период, порядок исчисления.

А местные органы власти могут регулировать такие элементы налога, как налоговая ставка (процент или фиксированная сумма), порядок и сроки уплаты, льготы и их применение (порядок применения). Города федерального значения (например, Москва, Санкт-Петербург) руководствуются в вопросах налогообложения законами субъектов федерации.

Отмененные налоги

В России применялись, но были отменены следующие федеральные налоги:

Единый социальный налог (ЕСН) — применялся с 2002 по 2009 годы. С 2010 года вместо ЕСН применяются Страховые взносы.

Налог с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения — регулировался Законом РФ от 12.12.1991 N 2020-1 «О налоге с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения». Отменен с 2006 года в связи с принятием Федерального закона от 01.07.2005 N 78-ФЗ.

В России применялись, но были отменены следующие региональные налоги:

Налог с продаж — применялся в 2002 и 2003 годах. Отменен с 2004 года Федеральным законом от 27.11.2001 N 148-ФЗ.

Сбор на нужды образовательных учреждений, взимаемый с юридических лиц — региональный налог, который применялся в России с 1992 по 2003 гг. Отменен с 2004 года.

В России применялись, но были отменены следующие местные налоги:

Налог на рекламу — местный налог, который применялся в России с 1992 по 2004 гг. Отменен с 2005 года.

Сбор на содержание милиции — местный налог, который применялся в России с 1992 по 2003 гг. Отменен с 2004 года.

Сбор на благоустройство территорий — местный налог, который применялся в России с 1992 по 2003 гг. Отменен с 2004 года.

Налог на перепродажу автомобилей, вычислительной техники и персональных компьютеров — местный налог, который применялся в России с 1992 по 2003 гг. Отменен с 2004 года.

В России применялись, но были отменены следующие сборы:

Налог на реализацию горюче-смазочных материалов (ГСМ) — налог, который взимался в России с реализации горюче-смазочных материалов (ГСМ) и зачислялся в дорожные фонды России с 1991 по 2000 годы.

Налог на пользователей автомобильных дорог — налог, который применялся в России с 1992 по 2002 гг. и поступал в Дорожные фонды.

Налог с владельцев транспортных средств — налог, который применялся в России с 1992 по 2002 гг. и поступал в Дорожные фонды.

Налог на приобретение автотранспортных средств — налог, который применялся в России с 1992 по 2000 гг. и поступал в Дорожные фонды.

Налоги СССР:

Налог на бездетность — налог, который взимался в СССР с лиц, не имеющих детей.

Транспортный налог в региональный бюджет

К налогоплательщикам данного обязательства законодатели отнесли всех собственников автотранспортных средств. То есть юридические и физические лица, владеющие транспортом, должны платить деньги в бюджет.

Объектом обложения являются не только автомобили, но и воздушные, водные и иные виды самоходного транспорта. Отметим, что размер транспортного регионального налога в Российской Федерации зависит от мощности транспортного средства. Также на размер платежа влияет год выпуска авто, его стоимость и период времени в собственности.

Однако это только общие правила, закрепленные в . Депутаты регионов вправе утвердить льготы, освобождения и послабления для налогоплательщиков. Например, в Самарской области для пенсионеров предусмотрено снижение налоговой ставки до 50 %, а в Волгоградской области пожилые владельцы транспортных средств платят только 20 % от действующих ставок. Примечательно, что такая льгота для Москвы полностью отменена.

Налоговый период равен календарному году. Но если чиновники субъекта установили отчетные периоды, то транспортные региональные налоги обязательны к уплате в виде авансовых платежей. Например, один раз в квартал.

Региональные налоги — в муниципальную казну

НК РФ предусматривает взимание платежей, относимых к категории региональных. Их относительно немного. К таковым относятся налоги:

— на имущество юридических лиц;

— на игорный бизнес;

— на транспорт.

Строго говоря, муниципалитет не имеет отношения к данному уровню сбора платежей. Однако на практике часто происходит перераспределение соответствующего финансового ресурса между различными уровнями государственной бюджетной системы. Основание для этого — определенные релевантными законами нормативы. Так, Бюджетный кодекс России определяет, что субъекты РФ могут устанавливать соответствующие нормативы для поселений и муниципалитетов, исчисляемые на базе региональных налогов и сборов. Аналогично — в городах федерального подчинения.

Соответствующего типа межбюджетные взаимодействия, в рамках которых часть региональных платежей перечисляется в местные бюджеты, регулируется законами, принимаемыми на уровне органов власти субъектов РФ. При этом нормативы отчислений, как отмечают некоторые эксперты, обычно характеризуются стабильностью.

Схемы межбюджетного взаимодействия могут быть разными. Так, например, в ряде случаев субъекты РФ имеют право устанавливать нормативы, предполагающие отчисления в муниципальные бюджеты вместо дотаций в пользу соответствующих территориальных единиц, используемых с целью выравнивания уровня финансовой обеспеченности населенных пунктов. При этом в законодательстве РФ есть формулировки, по которым подобные инициативы региональная власть должна согласовывать с местной.

Ключевые принципы

Налоги местного самоуправления в РФ взимаются в рамках следующих ключевых принципов.

Во-первых, конкретный перечень платежей определяется на уровне федерального законодательства, равно как и полномочия муниципалитетов, связанные с установлением, корректировкой или же отменой налогов и сборов.

Во-вторых, если в регионе предусмотрены такие административно-территориальные единицы, как городские округа, то в них могут устанавливаться полномочия, связанные с регулированием налогов и сборов, что приняты для поселений и районов.

В-третьих, соответствующие платежи призваны наполнять местные бюджеты. Налоги и сборы, таким образом, — в числе ключевых механизмов финансового обеспечения муниципалитетов. Ставки платежей устанавливаются законодательными органами власти локальных территориальных образований. Также НК РФ предусмотрены нормативы соответствующих зачислений налогов и сборов в бюджет муниципалитета.

В-четвертых, если речь идет о казне отдельного поселения, которое входит в состав района, то в нее могут зачисляться доходы от локальных налогов и сборов в рамках норм реализации бюджетной политики на соответствующем уровне, закрепленных в федеральном законодательстве.

Региональные налоги: перечень 2020

Как мы отметили выше, к региональным налогам относятся обязательства, зачисляемые напрямую в бюджет субъекта России. К таким обязательствам относят всего три сбора. Итак, региональным налогом являются платежи налогоплательщиков за:

  1. Транспорт.
  2. Имущество.
  3. Игорный бизнес.

Ключевые правила применения этих региональных налогов в РФ устанавливаются депутатами субъектов. Следовательно, нормы, определенные для одного региона, могут существенно отличаться от правил, закрепленных для другого региона. Рассмотрим особенности каждого обязательства из списка региональных налогов.

Неналоговые платежи

Помимо налогов и сборов в России применяются и иные обязательные, так называемые неналоговые платежи.

К неналоговым платежам, к примеру, относятся:

Платон — плата в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн.

Плата за негативное воздействие на окружающую среду (плата за грязь) — плата, которую обязаны вносить юридические лица и ИП, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду.

Экологический сбор — неналоговый сбор, поступающий в федеральный бюджет.

Подробнее: Неналоговый платёж — обязательный платёж, который не входит в перечень налогов и сборов.

Резюме

Все обязательства по налогам разделяются на три категории. Их разделение зависит, прежде всего, от того, для какого бюджета они предназначаются.

Налоговый Кодекс России – это тот главный документ, который служит фундаментом для фискальной системы всей страны.

В отношении местных и региональных сборов свойственны именно те особенности назначения и взимания, которые устанавливаются властями соответствующего ранга. Но при этом осуществлять отступление от общих норм, которые закреплены в Налоговом Кодексе, представители властей второго и третьего уровней не имеют права.

Именно за счёт фискальных платежей формируется доходная часть бюджета страны: ведь туда деньги поступают напрямую. В отношении обязательств первого и второго уровней может быть допущено перераспределение между нижестоящими бюджетными «корзинами», а именно: такие средства, как субсидии, субвенции и иные трансферы.

Подобное распределение регламентируется настоящим бюджетным законодательством – это Бюджетный Кодекс России.

Понятие и виды региональных налогов

Налоговый Кодекс уполномочивает региональные законодательные власти на установление региональных налогов, вместе с тем ограничивая их перечень с целью избежать перегруженности налогоплательщиков.

Система налогообложения РФ строится определенным образом и состоит из ряда уровней:

  • Федеральный;
  • Региональный;
  • Местный.

Данная уровневая система позволила закрепить за конкретным бюджетом (местным, республиканским, федеральным) те или иные налоговые отчисления.

Региональные налоги — налоги, установление которых предусмотрено НК РФ и которые вводятся в действия при принятии тем или иным федеративным субъектом соответствующего закона.

Данные налоги подлежат уплате в обязательном порядке лишь на территории соответствующих федеративных субъектов.

В систему региональных налогов входят как налоги, действие которых налоговым законодательством распространяется на всю российскую территорию, а также те которые устанавливаются законами отдельных субъектов федерации. Уплата и тех и других является обязательной на территории этих соответствующего субъекта лицами, признаваемыми в силу законодательства налогоплательщиками.

Федеральный налоговый кодекс статьей 14 предусматривает лишь три налога, которые в праве ввести субъекты РФ на своей территории. К региональным налогам относятся налог:

  • на имущество, взимаемый с организаций;
  • на игорный бизнес;
  • транспортный.

Налог и сбор: между ними много общего

  1. И то, и другое отчисление законодательно закреплено в Налоговом Кодексе РФ.
  2. Деньги от обеих форм уплаты поступают в государственную казну.
  3. Любой из них, если это устанавливает закон, может быть конкретизирован на региональном или местном уровне.

10 главных отличий налогов и сборов

Рассмотрим, чем отличаются эти виды платежей. Для этого сравним их по различным основаниям, приведенным в таблице.

Сравнение налога и сбора

1 Цель поступления в бюджет Не имеет определенного целевого назначения Предназначен для обеспечения деятельности государственных органов, предоставляющих определенные права или услуги предпринимателям
2 Законодательное установление Налог считается введенным, если в законном акте определены его плательщики, установлена база, ставка и другие обязательные элементы Элементы сбора определяются в индивидуальном порядке, в зависимости от его характера.
3 Регулярность уплаты Налог платится с той или иной установленной законом регулярностью, периодичностью и систематичностью Имеет разовый характер, платится в конкретно необходимых ситуациях, когда в этом заинтересован сам плательщик
4 Время уплаты Привязан к определенному периоду – налоговому и отчетному, являющемуся необходимым элементом налога; крайние сроки уплаты строго регламентированы Не имеет отношения к определенному времени, обусловлен потребностью предпринимателя получить услугу или вступить в правовые отношения с представителем государства
5 Окончание платежей Пока предприниматель не ликвидировал фирму, он постоянно будет платить установленные налоги Платится один раз
6 Расчет суммы Зависит от произведения налоговой базы на установленную ставку, могут применяться специальные режимы – льготы Сумма зафиксирована и является равной для всех
7 Подход законодателя Вводя налог, законодательство стремится учитывать реальные возможности плательщиков и может установить дифференцированный подход Для суммы сбора не имеют значения индивидуальные особенности предпринимателя и его деятельности: это твердая цена за услугу
8 Последствия уплаты Уплата налога гарантирует только отсутствие неприятных последствий, в остальном это действие безвозмездное Уплата сбора предусматривает индивидуальную возмездность: перечислив сбор, плательщик получает определенное право
9 Последствия неуплаты Принудительное взыскание недостающей суммы, пеня за просрочку платежа, штраф за несвоевременную уплату или проблемы с декларацией Государственный орган просто не совершит требующееся плательщику действие, за которое не была перечислена оплата
10 Форма Исключительно денежная Если законодательство прямо предусматривает, сбор может иметь и другую форму, помимо денежной

Характеристика региональных налогов

Характеристика региональных налогов зависит от того или иного налога, введенного в действие на территории региона. В общем, каждому из видов допустимых к введению в рамках региона, характерно следующее:

1. Для налога на имущество юридического лица – занимает наиболее весомый пласт в системе регионального налогообложения. В среднем региональный бюджетный доход формируется за счет уплаты этого налога на 6% и более.

Налогоплательщики – юридические лица, на балансе которых имеется имущество, которое по налоговому законодательству расценивается как объект налогообложения.

Объектами в данном случае выступают для отечественных юридических лиц движимое и недвижимое имущество, которые по бухгалтерии учитываются как основные средства организации.

Для заграничных юридических лиц занимающихся хозяйственной деятельностью в России посредством представительств объектом признается движимое и недвижимое имущество, также являющееся основными средствами по бухгалтерской отчетности, а также имущество, полученное по концессионному соглашению.

Если иностранное предприятие не осуществляет свою деятельность посредством представительств в РФ, то объект – недвижимое имущество в России, являющееся собственностью этой организации, а также имущество, полученное по концессионному соглашению.

2. Для налога на игорный бизнес – налогоплательщиками выступают юридического лица или ИП, предпринимательская деятельность которых связана с извлечением доходов в сфере игорного бизнеса путем взимания платы за проведение азартных игр, пари и т.д.

Объектом налогообложения выступают столы, автоматы, признаваемые игровыми, а также кассы тотализатора или букмекерской конторы.

При этом срок регистрации 2 и более дня до дня установки (открытия конторы или тотализатора) по каждой отдельной единице. 

Для регистрации налогоплательщику предстоит подать заявление, после рассмотрения которого выдается соответствующей единой формы свидетельство.

3. Транспортный налог является региональным, с характерными особенностями.

Так, объект налогообложения:

  • механические транспортные средства;
  • мотоциклы;
  • мотороллеры и прочее, в том числе водные и воздушные судна, которые прошли регистрацию на территории РФ в порядке, определенном ее законодательством.

Налогоплательщиками являются физические лица, на чье имя произведена регистрация указанных объектов.  Эта категория региональных налогов содержит достаточно большой список лиц, которым предоставлена льгота по уплате указанного налога.

Полномочия органов государственной и муниципальной власти по установлению обязательных платежей

Действующее законодательство устанавливает основной принцип, по которому принимаются акты, устанавливающие обязанности уплаты налогов. Это возможно только на основании соответствующих решений представительный органов муниципальной и государственной власти.

Для этого есть 2 основные причины. Первая является политической и заключается в том, что члены представительных органов получают мандат доверия от граждан на выборах

Второй причиной служит важность обеспечения простой и прозрачной системы налогов, чему помешало бы большое число ведомственных актов, устанавливающих эти платежи

В отличие от общей иерархии актов, которая предусматривает подчинение региональных актов федеральным, а муниципальных региональным, НК вводит 2-звенную структуру.

При этом, законодательство субъектов РФ и решения муниципалитетов по налоговым вопросам не предусматривают подчинение последних первым.

Обязательно ли платить

Представленные сборы вносить в бюджет обязательно. В противном случае плательщику грозит начисление пени, а затем штрафа при продолжительном уклонении от обязательств. Если сотрудники уполномоченных органов установят факт умышленного уклонения, гражданина или организацию могут привлечь к уголовной ответственности по статье 199 УК РФ.

Подробно были представлены вопросы, кто устанавливает местные налоги и каковы особенности их начисления. Разновидности сборов представлены на данный момент в статье 15 НК РФ, где выделяют земельные выплаты, торговый сбор и на имущество физических лиц. В результате возникают некоторые вопросы, которые влекут интересные факты:

  • Земельный налог – местный или региональный? Этот вопрос беспокоит всех владельцев участков. В соответствии со статьей 387 НК РФ этот сбор является местным, поэтому регулируется общим кодексом и нормативными актами муниципалитета.
  • Водный налог – местный? Нет, это федеральный сбор, что указывается в статье 333 НК РФ. Аналогичным образом можно ответить: НДФЛ местный ли налог? К НДФЛ зачастую приписывают понятие местного или федерального налога. Приведенной разновидности выделена глава 23 НК РФ, в которой прописано его федеративное значение. А вот уже местный или региональный транспортный налог, ответить можно однозначно – региональный, подробности которого прописаны в статьях 357, 368 и 361 НК РФ.
  • Могут ли органы местного самоуправления устанавливать налоги – нет, им разрешено только корректировать ставки. Сроки уплаты местных налогов устанавливаются на государственном уровне, поэтому муниципалитет и тут не имеет право проявлять самостоятельность в ущерб своему населению.

Региональные налоги и сборы

Перечень налогов, отнесенных к региональному уровню системы, включает налог на прибыль организаций, транспортный налог, а также налог на игорный бизнес. Все эти платежи отличает то, что их отдельные элементы отражают специфику субъектов РФ.

Хорошим примером служит налог на игорный бизнес. Действующий закон разрешает осуществление такой деятельности только в отдельных регионах. По этой причине, нет необходимости закреплять правила налогообложения для таких лиц на территории остальной страны.

Транспортный налог также связан со спецификой регионов. Им предоставлено право самостоятельно решать вопрос о количественных показателях налогообложения. Это объясняется различной плотностью транспортного потока, а также степенью развития альтернативных способов перемещения в субъектах РФ.

Ставки для имущества

Что касается налога на имущество, то схема сложнее. Дело в том, что в отношении недвижимости физических лиц налоги местные РФ сейчас взимает в рамках переходной модели, обусловленной некоторыми реформами в законодательстве. Долгое время соответствующий платеж исчислялся, исходя из инвентаризационной стоимости имущества. Согласно поправкам в НК РФ с 2020 года в основе определения налогооблагаемой базы будут лежать уже кадастровые расценки, которые в целом близки к рыночным. Однако рассматриваемые поправки в НК РФ допускают переход некоторых российских регионов к новой модели уже сейчас. Каковы, таким образом, особенности возможных сценариев исчисления налога на имущество?

Первый вариант — регион еще не осуществил практических шагов к переходу на новый режим налогообложения. В этом случае при исчислении соответствующего налога будут использоваться старые нормы, которые были заложены в НК РФ. Если стоимость недвижимости не более 300 тыс. руб., то предельная ставка не может быть больше 0,1%. Если от 300 до 500 тыс., то минимальное значение ставки — 0,1%, максимальное — 0,3%. Если имущество стоит дороже 500 тыс. руб., то минимальная ставка — 0,3%, максимальная — 2%. Соответствующие величины в рамках зафиксированных в НК РФ интервалов вправе устанавливать муниципалитет.

Второй вариант — регион принял соответствующие нормативные акты, позволяющие приступить к практической реализации нововведений, предусмотренных отмеченными поправками в НК РФ. В этом случае до 2020 года будет действовать переходная формула исчисления имущественного сбора.

Сначала определяется общий размер налогооблагаемой базы — кадастровая стоимость жилья. Вычисляется соответствующий показатель органами Росреестра и заносится в базу данных, доступ к которой будет возможен через интернет.

Затем в отношении цифры, отражающей кадастровую стоимость недвижимости, применяется установленный законом вычет, базируемый на площади объекта. Для квартир это 20 кв. м, для комнат — 10 кв. м. Далее высчитывается базовая сумма к уплате, исходя из ставки, которая также утверждается муниципалитетом. Ее интервал — 0,1-0,3%. Однако можно отметить тот факт, что регион вправе обнулить ставку. Следующим шагом применяется понижающий коэффициент, который используется для облегчения налогового бремени для граждан в переходный период до 2020 года. Он умножается на цифру, составляющую разницу между сбором, исчисленным по новой формуле, и налогом, который определяется на базе прежних формул, которые мы привели в первом сценарии. Результат вычислений добавляется к цифре, которая получится, если подсчитать налог по старой схеме. Это и будет сумма, подлежащая уплате в местный бюджет.

Величина коэффициента в 2015 году — 0,2, в 2016-м — 0,4. Но уже в 2019-м он использоваться не будет. К 2020 году все регионы РФ должны будут перейти на модель исчисления налоговой базы по недвижимости, исходя из ее кадастровой стоимости.

Такова схема исчисления имущественных сборов в рамках российской модели налогообложения. Она сложнее, чем механизм, принятый, к примеру, в Беларуси: там ставка фиксированная — 0,1%. Вместе с тем, как отмечают некоторые эксперты, определение стоимости объекта налогообложения идет в РБ по несколько иным, по ряду признаков более сложным, чем в России, схемам. В принципе, можно отметить, что и местные налоги и сборы РБ совершенно не совпадают с теми, что установлены в РФ. Например, такие платежи, в соответствии с Налоговым Кодексом Беларуси, формируют налог на владение домашними собаками, а также сборы — курортный и с заготовителей.

Комментарий к ст. 15 НК РФ

Местными налогами признаются налоги, которые установлены настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований, если иное не предусмотрено настоящим пунктом и настоящим Кодексом.

Местные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях муниципальных образований в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах.

К местным налогам относятся:

1) земельный налог;

2) налог на имущество физических лиц.

Земельный налог и налог на имущество физических лиц устанавливаются настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов поселений (муниципальных районов), городских округов о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих поселений (межселенных территориях), городских округов, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. Земельный налог и налог на имущество физических лиц вводятся в действие и прекращают действовать на территориях поселений (межселенных территориях), городских округов в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов поселений (муниципальных районов), городских округов о налогах (указанные в настоящем абзаце положения с 1 января 2005 г. и до 1 января 2006 г. применяются исключительно в части полномочий представительных органов поселений (муниципальных районов) и городских округов, вновь образованных в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ, по установлению земельного налога и налога на имущество физических лиц и принятию указанными представительными органами решений о введении в действие этих налогов, которые вводятся в действие не ранее 1 января 2006 г).

Местные налоги в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге устанавливаются настоящим Кодексом и законами указанных субъектов Российской Федерации о налогах, обязательны к уплате на территориях этих субъектов Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. Местные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга в соответствии с настоящим Кодексом и законами указанных субъектов Российской Федерации.

При установлении местных налогов представительными органами муниципальных образований (законодательными (представительными) органами государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены настоящим Кодексом, следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов. Иные элементы налогообложения по местным налогам и налогоплательщики определяются настоящим Кодексом.

Представительными органами муниципальных образований (законодательными (представительными) органами государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) законодательством о налогах и сборах в порядке и пределах, которые предусмотрены настоящим Кодексом, могут устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector