налоговые риски
Содержание:
- Управление налоговыми рисками
- Литература
- Управление налоговыми рисками
- Отслеживаем участие в схемах
- Применение схем «дробления» бизнеса
- Суть проблемы
- Характеристики рисков
- Налоговые резервы
- В поисках волшебной пилюли
- Анализ налогоплательщиков
- Классификация налоговых рисков
- Суть проблемы
- Высокий налоговый риск и периодичность проверок
- Оценка профессиональных рисков в 2021 году: что изменилось в нормативной базе
- Понятие налоговых рисков
- На что обращает внимание ФНС?
Управление налоговыми рисками
Основные моменты процесса управления:
- организация работы сделок только с тем, контрагентом, который был полностью проверен;
- всегда выполнять ряд правил, которые установлены действующим законодательством, и не выходить за их рамки при определении налоговой базы и требуемой суммы;
- соответствие показателям, который считают приемлемыми для определенной сферы деятельности и налогообложения;
- систематический анализ с проверкой результата и деятельности на соответствие требованиям.
В первую очередь для того, чтобы избежать различные отрицательные последствия, связанные с НР, требуется создать специальный контрольный орган на предприятии, который будет учитывать все возможные последствия и более эффективно контролировать ситуацию.
Также потребуется учесть все рекомендации от налоговой службы:
- отсутствие сделок с сомнительным характером;
- отказ от услуг подозрительной компании или контрагента;
- проверка всех будущих партнеров;
- документальное оформление любой операции с выполнением обязательных требований;
- отслеживание изменений и дополнений в налоговом законодательстве РФ;
- разработка своей системы управления НР.
Еще одним важным моментом считают необходимость постоянного повышения квалификации работников бухучета, что позволяет избегать большинства неправильных заполнений и технических ошибок.
НР подразумевают собой возможные отрицательные последствия для компании при невыполнении или неправильном трактовании законодательных норм, что приводит к неверному расчету налоговой базы. Для устранения таких моментов требуется выполнять все рекомендации налоговой и не нарушать правила, установленные законодательной базой.
https://youtube.com/watch?v=Sek8U2QLAEg%3F
Литература
- Гражданский кодекс РФ.
- Кодекс РФ об административных правонарушениях.
- Налоговый кодекс РФ.
- Уголовный кодекс РФ.
- Павленко Н.А. Как классифицировать налоговые риски // Ваш налоговый адвокат. 2008. N 12.
- Куницин Д.В. Налоговая реформа и налоговые риски. М.: Налоги, 2008.
- Щекин Д.М. Налоговые риски и тенденции развития налогового права. М.: Статут, 2007.
- Пинская М.Р. Налоговый риск: сущность и проявление. http://organictheory.ru/taxplaning/taxrisk/.
- Филина Ф.Н. Анализ налоговых рисков. http://www.rosbuh.ru/article.asp?rba_id=1467&rbac_id=4101#chp.
- Шевелев А.Е. Управление налоговыми рисками на предприятии. http://www.elitarium.ru/2010/11/10/upravlenie_nalogovymi_riskami.html.
М.С.Шальнева
К. э. н.,
заместитель начальника
отдела Межрегиональной инспекции
ФНС России
по крупнейшим налогоплательщикам N 5
Управление налоговыми рисками
Для обеспечения безопасности в отношении налоговых рисков следует придерживаться определенных правил в процессе осуществления коммерческой деятельности, в том числе:
Избегать действий, вызывающих появление риска, к примеру, в виде заключения сделок сомнительного характера, пользования услугами подозрительных компаний, нарушения положений трудового законодательства.
Предпринимать меры по удержанию риска и его снижению путем определения и изучения последствий риска, их масштабности и критичности для компании.
Особое внимание в организации должно уделяться наличию документов, в том числе дополнительных, касающихся как деятельности компании, так и нормативного и законодательного характера
Подобная документальная обеспеченность поможет в ходе спорных ситуаций с проверяющими структурами.
Важно изучать вступившие в силу судебные решения для возможного их использования в качестве прецедента и определенной налоговой нормы при наличии споров.. В некоторых ситуациях рекомендуется наличие определенной суммы переплаченных средств по обязательным бюджетным платежам использовать для оплаты налога и избежания возникновения долга у организации
В некоторых ситуациях рекомендуется наличие определенной суммы переплаченных средств по обязательным бюджетным платежам использовать для оплаты налога и избежания возникновения долга у организации.
Корректное оформление хозяйственных операций, повышение квалификации исполнителей (бухгалтеров), проведение добровольного аудита и внедрение системы управления налоговыми рисками позволит предприятию эффективно распределять собственные средства.
При этом используемые способы финансовой оптимизации должны обладать правовым и экономическим соответствием. В ряде случаев рекомендуется обращение к НС для получения разъяснений о вероятностных налоговых последствиях или о толковании налоговых норм по конкретной правовой ситуации.
Отслеживаем участие в схемах
Упоминание в письмах из налогового органа слова «схема» само по себе уже очень тревожный знак
Ведь схему невозможно создать по неосторожности, следовательно, это свидетельствует об умысле налогоплательщика на совершение налогового правонарушения, а это значит, что вы находитесь в зоне повышенного риска. Наличие умысла в два раза увеличивает штраф по ст
122 НК РФ – с 20 до 40%.
Так, в письме ФНС РФ от 13.07.2017 N ЕД-4-2/13650@ «О направлении методических рекомендаций по установлению в ходе налоговых и процессуальных проверок обстоятельств, свидетельствующих об умысле в действиях должностных лиц налогоплательщика, направленном на неуплату налогов (сборов)» указано, что об умысле свидетельствует совокупность действий налогоплательщика, направленных на построение искаженных, искусственных договорных отношений, имитация реальной экономической деятельности подставных лиц (фирмы-однодневки). Как одна из основных в этом документе упоминается схема «дробления» бизнеса с целью сохранения или получения статуса плательщика налога по специальному налоговому режиму, которая характеризуется как имитация работы нескольких лиц, в то время в реальности все они действуют как одно лицо.
Не стоит ждать предупреждений из налогового органа в виде требования о предоставлении пояснений или вызова на комиссию по легализации налоговой базы. Необходимо периодически проверять свою структуру бизнеса на наличие признаков дробления. Эти признаки содержатся в Письме ФНС РФ от 11.08. 2017г. № СА-4-7/15895@. Периодически проводить работу над ошибками и исключать те риски, которые указаны в этом письме.
Не менее важно не работать с недобросовестными поставщиками. Дело в том, что система АСК НДС-2, которой вооружены налоговые органы, позволяет устанавливать налоговые разрывы и выявлять недобросовестных поставщиков в цепочке
Поэтому даже незначительные поставщики должны быть тщательно проверены. А если все же выявлен такой разрыв необходимо связаться с контрагентом и уточнить обстоятельства. Бывает так, что контрагент без всякого умысла просто забыл отразить выставленный вам счет-фактуру в своей декларации, и всего лишь и требуется, что подать «уточненку». А бывает, что такие действия совершены вашим контрагентом умышленно. И это печально, потому что в этом случае ваш контрагент вас подвел.
Третья, самая часто встречающаяся ошибка налогоплательщиков – использовать в структуре бизнеса ИП-фантома, таким образом увеличивая расходы и получая наличные денежные средства. Это увеличивает налоговые риски, так как может быть расценено налоговым органом в качестве дробления бизнеса, так и фиктивности операций ИП. Об этом, как правило, свидетельствуют протоколы допросов такого ИП. Он не может пояснить ничего по поводу своей деятельности, не ориентируется в ней, не имеет профильного образования, не понимает терминологию, присущую той экономической деятельности, которой он занимается. Дополнительно у налогового органа имеются другие доказательства подконтрольности такого ИП основной организации: один IP-адрес, доверенности в банке на одно лицо, общие номера телефонов, электронной почты, общий сайт.
Применение схем «дробления» бизнеса
В случае разделения («дробления») бизнеса, если налоговые органы признают такое разделение формальным, возникают налоговые риски.
И хотя само по себе «дробление» бизнеса не противоречит закону, неправомерным признается разделение с целью получения налоговой выгоды, которая не считается самостоятельной деловой целью. Впрочем, споры по данному вопросу не утихают, хотя налоговым органам часто удается найти доказательства отсутствия хозяйственной потребности в разделении.
В этом случае рассматриваются следующие признаки:
-
выделение из одного предприятия других подконтрольных фирм, которые будут работать на других более льготных системах налогообложения;
-
предприятия будут взаимосвязанными лицами;
-
отсутствует деловая целесообразность такого разделения;
-
фактическая организация бизнеса не изменилась после разделения и др.
Стоит, однако, отметить, что по данному виду рисков имеются судебные споры, не всегда решенные в пользу налогоплательщика (например, Письмо ФНС от 19.01.2016 № ССА-4-7/465@).
Суть проблемы
Возникновение налоговых рисков (НР) по большей части обусловлено желанием налогоплательщика снизить размер фискального обременения. Иными словами, все компании и предприниматели заинтересованы в том, чтобы уплачивать в государственный бюджет меньшие суммы налогов и сборов. Причем решение данного вопроса осуществляется не всегда законно.
Однако умышленное сокрытие и занижение налогооблагаемой базы — не единственный фактор НР. К таковым можно отнести:
- финансовую и правовую безграмотность субъекта;
- неверную трактовку действующего законодательства;
- двойственность фискальных норм и правил налогообложения;
- отсутствие информации об изменениях и нововведениях в правовой базе;
- технические ошибки;
- недобросовестность контрагентов.
Иными словами, возникновение фискальных рисков связано с прямым нарушением законодательства, когда нормы НК РФ и других законов игнорируются полностью. Либо с косвенными нарушениями, при которых нормы и правила налогообложения соблюдены не полностью.
Материалы по теме
Как налогоплательщику проявлять должную осмотрительность при выборе контрагента
Характеристики рисков
Риски содержат факторы, отличающиеся по времени или месту образования, способу проявления, степени влияния на работу организации. Результатом их влияния может быть неблагоприятная ситуация в виде:
- упущенной (недополученной) выгоды;
- прямого убытка;
- отсутствия результата деятельности;
- события, способного стать причиной убытков или неполучения доходов в последующем.
Виды рисков предприятия взаимосвязаны и взаимозависимы. Изменение одного может влиять на другие, усиливая или уменьшая их выраженность.
Какие существуют риски, связанные с участием организации в совместных предприятиях и ассоциированных организациях?
Риски характеризуют следующие понятия:
- Экономическая сущность, связь с хозяйственной деятельностью предприятия, влияние на образование прибыли.
- Вероятность образования, проявляющаяся в том, что в хозяйственной деятельности негативное событие может произойти или нет в зависимости от ряда факторов.
- Неопределённость последствий, отсутствие закономерности. По степени риска последствия хозяйственного процесса могут изменяться в значительном диапазоне, находя отражение в виде материальных потерь и при формировании доходной части.
- Ожидаемая неблагоприятность воздействия. Последствия рисков отражаются на результатах процесса производства позитивно или негативно, но оценивать их принято с позиции возможных отрицательных последствий. В результате рисков возможна потеря прибыли и самого капитала, что чревато в критических обстоятельствах банкротством компании.
- Вариативность уровня, изменяемость из-за влияния факторов, находящихся в непрерывной динамике.
- Субъективность оценки, то есть ее неравнозначность в зависимости от ряда факторов (достоверности информации, полноты, квалификации менеджеров).
Налоговые риски крупных сельскохозяйственных предприятий.
Налоговые резервы
Использование выплат социального характера и компенсационных выплат
· описание возможности
Фискальную нагрузку компании в части уплаты страховых взносов можно снизить, если компания будет использовать выплаты социального характера, а также некоторые виды компенсационных выплат.
· алгоритм анализа и получения налоговой экономии
Пошагово про способ налоговой экономии вы можете узнать, посмотрев вебинар «Актуальные вопросы налогового права» на портале Ближе к Делу.
Учет в расходах инвентаризационных потерь
· описание возможности
Многие компании регулярно сталкиваются с товарными потерями от хищений на розничных точках, выявленными по результатам инвентаризаций. При этом, по статистике, на потери от хищений товаров приходится от 1,5 до 3% товарооборота компаний.
На практике, компании сталкиваются со следующими проблемами при попытке списания вышеназванных потерь в состав расходов, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль организаций:
- невозможность учета расходов из-за отсутствия документов и методологии, подтверждающих потери;
- необходимость исчисления НДС со стоимости потерь как при безвозмездной реализации.
Вместе с тем, при соответствующем документообороте у компании может появиться возможность для снижения исчисляемой суммы НДС, а также для учета расходов в виде инвентаризационных потерь в составе базы по налогу на прибыль организаций.
· алгоритм анализа и получения налоговой экономии
О способах налоговой экономии я подробно рассказываю на вебинаре «Актуальные вопросы налогового права» на портале Ближе к Делу.
· описание возможности
На практике многие компании ежегодно проводят ремонт в собственных или арендованных помещениях и зачастую не учитывают затраты на проведенные строительно-монтажные работы в текущем периоде в составе расходов по налогу на прибыль организаций, а погашают стоимость строительно-монтажных работ путем начисления амортизации. Такой подход приводит к переплате налогов (на имущество и на прибыль). По нашему мнению, пересмотр подхода к учету затрат на строительно-монтажные работы может привести к получению компанией существенной налоговой экономии.
· алгоритм анализа и получения налоговой экономии
Пошагово про способ налоговой экономии вы можете узнать, посмотрев вебинар «Актуальные вопросы налогового права» на портале Ближе к Делу.
В поисках волшебной пилюли
Есть сопряженные вопросы: как наладить финансирование внутри группы компаний? Как финансировать смежные (часто дотационные) проекты, параллельные бизнесы (также требующие «накачивания» деньгами на возвратной основе), объединения нескольких бизнесов (как разово, так и на неопределенный срок). Остался за кадром и инструментарий скрытого владения бизнесом, благо отлажены новые инструменты, без необходимости использования иностранных компаний. Между тем, скрытое владение всем бизнесом или его частью становится обязательным элементом, если вы хоть как-то хотите защитить свои и активы.
Анализ налогоплательщиков
См. Приказом ФНС России от 30 мая 2007 г. № ММ-3-06/333@
Налоговая нагрузка, рентабельность, доля вычетов по НДС (критерий 1, 3 и 11)
В части налога на добавленную стоимость внимание уделяется доле заявленных вычетов по НДС. Общий рекомендуемый показатель составляет 0,89.
При этом важно понимать, что показатели в приложении к Концепции усреднённые, а значит могут и будут меняться в зависимости от отрасли и региона
При этом важно понимать, что показатели в приложении к Концепции усреднённые, а значит могут и будут меняться в зависимости от отрасли и региона.
В качестве дополнительного инструмента для оценки налоговых рисков следует воспользоваться налоговым калькулятором сервиса «Прозрачный бизнес». С его помощью вы получите данные о среднеотраслевых показателях по налоговой нагрузке и рентабельности для конкретного вида деятельности, с учётом особенностей соответствующего региона и «масштабов» бизнеса. Подробнее об открытых информационных ресурсах для анализа прочитайте ЗДЕСЬ.
Убытки, уровень и рост расходов (критерий 2, 4, 7)
Кроме того, налоговый орган совершенно точно запросит информацию о том, как налогоплательщик собирается исправлять ситуацию, своего рода антикризисный план.
Аналогичная ситуация с темпом роста расходов. В идеальном мире предприятие ежегодно должно выдерживать +/- одинаковое соотношение доходов и расходов, а лучше сокращать долю расходов за счёт автоматизации, совершенствования технологических процессов и прочего. Тем не менее ситуации бывают разными. Соответственно, если расходы налогоплательщика по каким-то причинам выросли, эти причины нужно выявить и по требованию инспекции озвучить.
Для расчёта темпов роста доходов и расходов можно использовать данные бухгалтерского баланса (отчёт о фин результатах) и декларацию по налогу на прибыль. Показатели доходов (выручка) прошлого периода (например, 2019 г.), делят на показатели позапрошлого (2018 г.) и умножают на 100. То же самое с расходами (себестоимость). Если результат первого расчёта ниже второго, вполне вероятны вопросы от ИФНС.
Отдельно Концепция отмечает критерий для индивидуальных предпринимателей, уплачивающих НДФЛ (применяющих ОСН). Так доля заявленных ими расходов не должна превышать 83% от величины доходов.
Примечательно, что Концепция по планированию ВНП к предельным показателям относит не только величину выручки субъекта и количество его персонала, но также долю участия другого юридического лица в уставном капитале на 25%. То есть такой состав участников также является раздражающим фактором.
В настоящий момент данный признак активно используется в целях выявления схем искусственного дробления.
Цепочки посредников и сомнительные сделки (критерий 8 и 12)
Полагаем, что фразы, необоснованная налоговая выгода, деловая цель и должная осмотрительность знакомы всем или почти всем предпринимателям. 8 и 12 критерии как раз про это.
Миграция (критерий 10)
Ранее миграция компаний из одной инспекции в другую (в том числе в другой регион) было эффективной тактикой для усложнения налогового контроля. Однако в настоящий момент законодательная база и подход инспекции к смене адреса серьёзно поменялся. Во-первых, переезд из региона в регион существенно удлинён.Переезд в другое муниципального образование выполняется в два этапа, между реализацией которых должно пройти не менее 20 календарных дней. У ИФНС есть достаточно времени, чтобы принять решение о целесообразности налоговой проверки. Во-вторых, при любой миграции предприятия, соответствующая ИФНС проводит тщательную проверку для подтверждения реального местонахождения компании.
Классификация налоговых рисков
Есть несколько классификаций НР. Для предприятия они могут быть по виду:
- внутренними и внешними;
- предсказуемыми и непредсказуемыми;
-
систематические и несистематические.
Существует три временные группы, которые соответствуют времени возникновения:
- до начала проверки ФНС, то есть до момента спорной ситуации из-за действий контрагентов или ошибок в оформлении операции из хозяйственной деятельности;
- в период контрольного мероприятия был выявлен ряд нарушений. Контрольным мероприятием может быть ревизия камерального или выездного характера;
- подведение итогов проверки. Спор возникает между налоговой службой и субъектом, что фиксируется в специальном акте.
Имеется три основания, по которым производят деление:
- субъект, обладающий рисками;
- последствие вероятностного характера;
- причина появления или образования.
Также выделяют группы, проявляющие на определенном этапе спора с налоговой службой:
- информационная. Этот тип определен недостаточным уровнем информированности или неполноценным законодательным регулированием взаимоотношений субъектов, а также его отсутствием. Примером может служить вычет НДС, если счет-фактура заверяется подписью ИП факсимильного характера, так как нет четких отражений такого момента в актах законодательного и судебного типа;
- процессуальная. В ней отражен недостаточный уровень регулирования финансового процесса, который производится при деятельности коммерческого типа и может быть образован в результате нарушений норм, правил, сроков, относящихся к налоговой форме. Примером служит несвоевременность предоставлений деклараций по доходности субъекта в результате его прямой или вторичной деятельности;
- окружающая, включающая в себя моменты, проявляющиеся при неравнозначном восприятии норм и правил госструктурой и налогоплательщиком. Например, НС может наложить ответственность на организацию уже после истечения установленного срока, так как период после нарушения уже прошел. Это вызывает различные конфликтные ситуации;
- репутационная, которая связана с оценкой компании в целом. Любые нарушения и зафиксированные разногласия с НС ведут к снижению доверия со стороны инвесторов и клиентов.
В последнем случае фирма теряет клиентскую базу, партнеров и возможность расширения на рынке за счет доверия к ней со стороны третьих лиц. Это ведет к снижению доходности.
Суть проблемы
- безграмотность субъекта в финансовой и правовой сфере;
- действующее законодательство получило неправильную форму трактовки;
- фискальные нормы и ряд правил по налогообложению имеют двойственность;
- не была получена информация о внесении изменений в правовую базу;
- ошибки технического характера;
- контрагенты имеют недобросовестность, что влияет на всю систему в целом.
Важно! Риски возникают и при прямом нарушении законодательных норм и НК РФ, и при косвенном. Любая форма нарушения имеет последствия, в том числе в финансовой сфере
При этом неумышленные нарушения не снимают ответственности.
Если было выявлено нарушение, то субъект попадает под наблюдение ФНС, в частности инициируются выездные проверки, которые позволяют оценить все риски на месте.
Причинами возникновения рисков могут быть различные действия, в том числе незаконные. Среди них:
- контрагенты были выбраны без предварительной проверки;
- сотрудники оформлялись в качестве ИП и получали гражданско-правовой договор;
- используются офшоры в виде нелегальных схем или специальных компаний;
- было произведено незаконное раздробление бизнеса;
- персонал оказался арендован, то есть с ними не были заключены соответствующие договоры для отсутствия дополнительных выплат;
- использование ТЦО.
НР при заключении договора могут возникать, если было преднамеренное включение в перечень контрагентов сомнительного лица или не проводилась достаточная проверка информации о партнере. В обоих случаях ответственность будет возложена на лицо, которое является налогоплательщиком. Этот момент зафиксирован в приказе ФНС РФ № ММ-3-06333.
Факторы, определяющие налоговые риски
Для устранения НР при совершении сделок на договорной основе потребуется выполнять несколько правил:
- сбор полноценных данных по деятельности партнера в виде пакета документов, а не устных рекомендаций;
- процедура согласования условий проводится с наличием доказательств выполнения соглашения и реальности сделки;
- с помощью документов подтверждается выбор контрагента на основе обоснованности и приведения сведений о ценах и иных факторах;
- все условия с оплатой, отсрочками и штрафами должны иметь обоснование и быть включены в раскрытой форме в договор.
Если партнер нарушает договоренности, то налогоплательщик будет иметь на руках доказательства с указанием попытки взыскать сумму ущерба.
Если контрагент признается проблемным, а сделка имеет сомнительную форму, то ФНС исключает данные о ней из указанного обязательства.
Высокий налоговый риск и периодичность проверок
Соответствие компании только одному критерию налоговых рисков не является основанием для включения ее в план выездных налоговых проверок, о чем говорит официальное заявление К. Новоселова, занимающего пост заместителя главы Контрольного управления ФНС России. Он напомнил, что критерии рисков для налогоплательщиков перечислены в Концепции системы планирования выездных налоговых проверок. План утверждает приказ ФНС от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@.
Что влияет на периодичность выездов
Основные критерии для оценки рисков следующие:
- Налоговая нагрузка. Показатель ниже среднестатистического по субъектам хозяйствования в аналогичной отрасли – достаточно веский повод для выяснения причин, повлекших такое снижение. Налоговые органы могут устроить проверку, чтобы понять, что послужило основанием для низкой налоговой нагрузки. Это может быть вызвано объективными причинами: например, бизнес только стартовал, характерные для этого периода инвестиционные расходы вкупе с отсутствующей или слишком малой выручкой дают снижение. В противном случае можно заподозрить нелегальные схемы по снижению налога.
- Высокий показатель вычета НДС за период – безопасный размер вычета по регионам можно узнать в статье на Контур.НДС+.
Как отмечает К. Новоселов, организация, соответствующая одному критерию налогового риска, необязательно подвергнется выездной проверке. Оценка ведется комплексно по всем приведенным факторам, со всесторонним изучением его деятельности.
Как оценить вероятность налоговой проверки
Просчитать вероятность попадания в план выездных проверок можно самостоятельно
Привлекают внимание налоговой ситуации:
- несколько периодов подряд в отчетности отражены убытки
- большие суммы налоговых вычетов в отчетах
- кривая роста расходов превышает кривую роста доходов
- зарплата сотрудника организации ниже среднестатистической по региону
- показываемое на протяжении долгого времени предельное значение показателей, дающих право на налоговый специальный режим
- основная деятельность налогоплательщика базируется на взаимодействии с перекупщиками (посредниками)
Еще один настораживающий налоговую фактор – многократно производимое снятие/постановка на учет из-за частой смены местоположения.
Оценка профессиональных рисков в 2021 году: что изменилось в нормативной базе
Мы являемся свидетелями сдвига парадигмы в сторону риск-ориентированного подхода в охране труда. 95% новых правил содержат указание на необходимость не только проведения оценки профессиональных рисков, но и требования по применению их результатов.
Профессиональный риск — это вероятность причинения вреда здоровью при воздействии на работников вредных и опасных производственных факторов.
Оценка профессиональных рисков в 2021 году перешла из области теории в практическое действие. Теперь при выполнении требований новых правил по охране труда, работодатель не только должен провести оценку профессиональных рисков (это даже не обсуждается), а принять конкретные действия по применению ее результатов.
Таблица. Требования к оценке профрисков в правилах по охране труда в 2021 году
Подробнее об изменениях законодательной базы по охране труда прочитайте в нашей статье: Новые правила по охране труда на 2021 год: обзор НПА
Еще до начала выполнения работ с повышенной опасностью необходимо учесть результаты оценки рисков. Поэтому результаты оценки рисков обязательно оформите в виде карты оценки рисков и доведите не только для работников, но и для разработчиков планов производства работ (ППР) и выдающих наряд.
Пример
Монтажнику выдают одежду согласно типовым нормам. Но в правилах по охране труда при работе на высоте указано, что работодатель в зависимости от результатов оценки рисков должен принять меры по минимизации рисков. В компании необходимо разработать карту оценки рисков и передать ее в техническую службу работодателя для принятия дополнительных мер.
Образец карты проведения оценки профессиональных рисков
Если работников в подразделении много, сделайте сводную карту по всем рабочим местам. В карте оценки рисков нужно указать меры по снижению воздействия опасностей. В зависимости от того, какие меры перечислены в карте оценки рисков, нужно разрабатывать улучшенные нормы выдачи спецодежды, приобретение дополнительных средств индивидуальной или коллективной защиты.
Работодатель в зависимости от специфики своей деятельности и исходя из оценки уровня профессионального риска вправе:
- устанавливать дополнительные требования безопасности, не противоречащие Правилам. Эти требования охраны труда необходимо закрепить в соответствующих инструкциях по охране труда, и доводить до работников в виде распоряжений, указаний, инструктажа;
- применять приборы, устройства, оборудование и (или) комплекс (систему) приборов, устройств, оборудования, обеспечивающие дистанционную видео-, аудио или иную фиксацию процессов производства работ. Это необходимо для контроля за безопасным производством работ.
Если по результатам СОУТ на рабочих местах установили наличие вредных (опасных) условий, работодатель обязан провести мероприятия, чтобы улучшить условия труда работников, снизить уровень профессионального риска и воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов. В случае, если сделать это невозможно из-за характера или условий деятельности предприятия, то проводить работы без обеспечения работников соответствующими средствами коллективной и индивидуальной защиты запрещается.
Обратите внимание! Продолжать работы на рабочих местах, имеющих критические риски для здоровья, возможно только после проведения мероприятий по изменению производственного процесса и условий проведения работ, обеспечивающих исключение или уменьшение воздействия вредных и (или) опасных факторов до уровня допустимого и разработки соответствующей нормативно-правовой или технической документации.
Работы, связанные с риском для жизни и здоровья работников, можно поручать только наиболее квалифицированным, опытным работникам, прошедшим специальную профессиональную подготовку. В статье 196 ТК РФ указано, что работодатель сам определяет, кому из сотрудников нужно повышать квалификацию. Поэтому сам работодатель принимает решение в пользу подготовки работников на наиболее опасные рабочие места.
Понятие налоговых рисков
Понятие налоговых рисков, к сожалению, в законодательстве не раскрыто. Это странно, поскольку явление долгие годы четко проявлено как на государственном уровне бюджетного устройства, так на корпоративном уровне экономической деятельности. Безусловно, современные вызовы (международный терроризм, санкции, экономический кризис) сдвигают акценты в оценке угроз и опасностей. Тем не менее, налоговые риски были и остаются одними из ключевых для всех субъектов социальных, финансово-правовых, фискальных и производственных отношений нашего общества.
Настоящие проблемы стоят не только перед Россией. Цивилизационные преобразования, скорее всего, неминуемы. Они во многом трансформируют и бюджетную структуру устройства национальных экономик. Следовательно, и налоговые системы ждут изменения. Взять, к примеру, вопросы социальных обязательств государства, среди которых один из ключевых – вопрос пенсионного возраста. Альтернатив его решения нет, есть только отсрочка. Все это означает, что налоговые риски находятся, скорее всего, в преддверии существенных структурных преобразований. И к этому нужно быть готовыми, а значит, требуется системное видение и понимание вероятностей неблагоприятных событий в данной сфере.
Если обратиться к базовому определению рисков и на его основе попытаться определить понятие налоговых рисков, то получится следующее. Налоговый риск – это возможность наступления неблагоприятного события, в результате которого субъект, принявший решение в сфере налогообложения, теряет или недополучает ресурсы, утрачивает ожидаемую выгоду или несет дополнительные финансовые и имиджевые издержки. В настоящем определении предпринята попытка уравновесить интересы противоположных сторон: государства и бизнес-организации.
Из общего объема представленного выше понятия намеренно исключены субъекты-налогоплательщики, которые не осуществляют предпринимательскую деятельность. К ним относятся физические лица, некоммерческие и иные организации из числа государственных институтов. Бизнес, как известно, является основным донором бюджетных средств за счет установленной фискальной нагрузки на его экономику. В данном вопросе интересы плательщиков и фискальных органов разнонаправлены. Налицо диалектическое противоречие. Государство заинтересовано в лучшем наполнении бюджета, а организации стремятся снизить налоговое бремя для целей максимизации прибыли и успешности деятельности.
Налоговый риск как специфическая форма риска обладает следующими чертами:
- отсутствие вероятности благоприятного исхода;
- значительная удаленность по времени принятого решения и рискового события;
- высокий уровень субъективности оценки риска;
- состав вероятности факторов не стабилен во времени;
- возможность возникновения новых рисков, предусмотреть которые было сложно в момент принятия решения;
- фискальный риск относится одновременно к финансовым и правовым категориям.
На что обращает внимание ФНС?
Если говорить про внешние риски, то налоговики не всегда приходят с проверками к предпринимателям. Но специалисты выделяют 12 признаков, которые вызовут подозрения у сотрудников ФНС.
Низкая налоговая нагрузка
Для расчета нагрузки применяют формулу: Сумма уплаченных налогов / Выручка * 100%. Сумму налогов смотрят по декларации, а выручку берут из данных Росстата. Если нагрузка ниже, чем в среднем по отрасли, то это подозрительно.
Расходы увеличиваются, а доходы нет
Всегда подозрительно, если бизнес нескольких отчетных периодов работает в минус. Конечно, есть инвестиционные проекты, но в ФНС могут заинтересоваться ситуацией. Поэтому учет должен быть без ошибок.
Низкая зарплата
На сайте Росстата и ФНС есть показатели средней зарплаты по отрасли. Если сотрудники получают ниже среднего, то это один из признаков серой зарплаты.
Показатели приближаются к предельным значениям спецрежимов
Если за год показатели бизнеса по лимитам выручки, численности сотрудников, стоимости основных средств достигли переделов или меньше только на 5%, то для ФНС это подозрительно.
Доходы равны расходам
Этот критерий относится только к ИП. ФНС подозревает предпринимателя в незаконном уменьшении налогов, если бизнес не получает прибыль.
Сотрудничество с подозрительными контрагентами
Налоговики отслеживают цепочки поставщиков. Подозрительно, если среди контрагентов есть фирмы-однодневки или компании, которые не смогут выполнить обещанных работ.
Игнорирование запросов ФНС
Налоговики присылают требования, чтобы предприниматель объяснил подозрительные моменты в учете. На ответ дают 5-10 рабочих дней. Если этого не сделать, то начислят штраф и заблокируют расчетный счет.
Высокий налоговый риск
Если сотрудничать с контрагентами без информации в открытом доступе, с адресом массовой регистрации, то это признак ухода от налогов.