Какие возможности оптимизации налогов при усн?

Формула расчета налоговой нагрузки по налогу на прибыль

Для того, чтобы знать, как давать пояснения к декларации, надо понимать, что представляет собою налоговая нагрузка. Это отношение суммы налогов, которые выплачивает организация, к прибыли, которая указывается в документах, выраженное в процентах:

Низкой признается та нагрузка, которая ниже средних показателей в данной отрасли.

Существует второй вариант формулы расчета нагрузки:

В данном случае низкой она признается при значениях: 1% для организаций торговли, 3% для всех остальных.

Важно понимать, что низкая нагрузка не может считаться полным доказательством скрытия налогов от государства. Поэтому пока не представлено полное расследование и доказательная база, налоговая не имеет право штрафовать компанию

Налоговая нагрузка по НДС: 2 примера расчета, проводки

В отчетный период все с замиранием сердца сводят данные отчетов и проводят анализ налоговой нагрузки в организации.

Каждый налогоплательщик должен оценить вероятность включения организации в план выездных налоговых проверок (ВНП). Для этого ИФНС опубликовала 12 критериев ВНП.

Одним из критериев является низкая налоговая нагрузка по НДС (налогу на добавленную стоимость).

Если организация в декларации отразит значительную долю налоговых вычетов, это привлечет внимание специалистов налогового ведомства, как следствие может стать одним из оснований проведения ВНП. За отчетный период (квартал) налогоплательщик должен предоставить в ИФНС налоговую декларацию по НДС

Если сумма НДС, подлежащей вычету, к сумме исчисленного налога с налоговой базы составила установленный процент по региону (в Красноярске 77, 5% за 3 квартал) и более, то налоговая нагрузка по НДС считается низкой

За отчетный период (квартал) налогоплательщик должен предоставить в ИФНС налоговую декларацию по НДС. Если сумма НДС, подлежащей вычету, к сумме исчисленного налога с налоговой базы составила установленный процент по региону (в Красноярске 77, 5% за 3 квартал) и более, то налоговая нагрузка по НДС считается низкой.

Налоговый вычет по НДС – это сумма входящего налога по НДС, на которую налогоплательщик вправе уменьшить сумму НДС к уплате. Что бы получить налоговый вычет по НДС необходимо, что бы приобретенные активы (услуги) использовались при операциях с НДС, ТМЦ были приняты к учету, НДС подтвержден счет-фактурой, оформленной в соответствии с Положением 1137.

Что бы правильно определить долю вычетов необходимо:

  1. Начисленный НДС сложить
  2. НДС к вычету сложить
  3. Разделить сумму НДС к вычету на сумму НДС к уплате.

Далее необходимо сравнить процент с таблицей региональных показателей на сайте налогового органа.

В третьем квартале 2017 года безопасная доля вычетов по Красноярскому краю составила 77,5%. По сравнению с прошлым 2016 годом этот показатель снизился.

Показатель низкая налоговая нагрузка — это не доказательства неуплаты налогов. Безусловно налоговый орган не сможет на основании арифметических исчислений доначислить налоги либо оштрафовать.

/ «Бухгалтерская энциклопедия «Профироста»09.10.17

Информацию на странице ищут по запросам: Курсы бухгалтеров в Красноярск, Бухгалтерские курсы в Красноярске, Курсы бухгалтеров для начинающих, Курсы 1С:Бухгалтерия, Дистанционное обучение, Обучение бухгалтеров, Обучение курсы Зарплата и кадры, Повышение квалификации бухгалтеров, Бухгалтерский учет для начинающих Бухгалтерские услуги, Декларация НДС, Декларация на прибыль, Ведение бухгалтерского учета, Отчетность в налоговую, Бухгалтерские услуги Красноярск, Внутренний аудит, Отчетность ОСН, Отчетность в статистике, Отчетность в Пенсионный Фонд, Бухгалтерское обслуживание, Аутсорсинг, Отчетность ЕНВД, Ведение бухгалтерии, Бухгалтерское сопровождение, Оказание бухгалтерских услуг, Помощь бухгалтеру, Отчетность через интернет, Составление деклараций, Нужен бухгалтер, Учетная политика, Регистрация ИП и ООО, Налоги ИП, 3-НДФЛ, Организация учета

Как объяснить низкую налоговую нагрузку

Низкая налоговая нагрузка вполне объяснима, если компания только начала работать, даже если такая налоговая нагрузка ниже среднеотраслевой. Обычно достаточно предоставить в инспекцию пояснения, чтобы решить проблему.

Сложнее объяснить причины низкой налоговой нагрузки, когда компания работает не первый год

Ведь наиболее пристальное внимание у инспекторов вызывают именно причины снижения налоговой нагрузки

Низкая налоговая нагрузка

Налоговики не всегда знают, что компания осуществляет деятельность по нескольким ОКВЭД. Для расчета налоговой нагрузки они используют основной ОКВЭД. Однако данные при этом могут быть очень завышены.

В этом случае два варианта:

  • сменить основной ОКВЭД и сообщить налоговикам, что и до этого работали по нему, так как законодательство не запрещает;
  • посчитать налоговую нагрузку по каждому виду своей деятельности.

До сих пор некоторые налоговые инспекции забывают включить в расчет налоговой нагрузки НДФЛ, поэтому всегда имеет смысл пересчитать все самостоятельно.

Если все расчеты верны, то вновь образованная компания может объяснить низкую налоговую нагрузку в свои первые годы тем, что осуществляет:

  • не столько производственную, сколько инвестиционную деятельность;
  • развивает сеть продаж (производство).

Для уже работающей компании такое объяснение подойдет, если она также начала осваивать новый вид деятельности.

Аргументов, объясняющих возникновения убытков, очень много. Например, благодаря развитой в России системе статистики, можно указать налоговикам на упадок в конкретной отрасли и другие параметры, свидетельствующие об объективных причинах ухудшения дел в сфере, на которой специализируется компания или в которой работают ее основные покупатели.

Подробнее о том, какие аргументы помогут убедить инспекторов на налоговой комиссии, читайте в разделе «Комиссии по налоговой нагрузке» нашей статьи «Вызвали на налоговую комиссию: как выиграть поединок с ИФНС?». В разделе «Комиссии по НДС» этой же статьи можно прочитать, как аргументировать «низкий» НДС.

Снижение налоговой нагрузки

Помимо инвестиций, в качестве причин снижения налоговой нагрузки можно указать другие объективные обстоятельства:

  • снижение объемов реализации;
  • повышение закупочных цен на сырье;
  • рост зарплаты, административных расходов и проч.

При этом данные «проблемного» года лучше предоставить в сравнении с прошлыми годами, где налоговая нагрузка была выше.

Вопросы/темы: «Расходы максимально приближены к доходам».

Пояснения: Существенная сумма расходов обусловлена тем, что организация в указанный период находилась в стадии активного развития, что требовало существенных финансовых вложений, а также спецификой деятельности организации.

Далее тему можно развивать с учетом особенностей налогоплательщика.

Например, если это производитель натуральных продуктов питания, то возможен такой вариант:

ООО «N» является производителем продукции из натуральных полезных ингредиентов. Общество не использует ингредиенты, широко применяемые в пищевой промышленности с целью удешевления продукции. Например, рафинированный сахар, соевый лецитин, пальмовое масло, искусственные ароматизаторы. Вместо дешёвого рафинированного сахара используетcя дорогостоящий кокосовый нектар; вместо ароматизатора «Ваниль» — натуральная бурбонская ваниль и т.д. Цель повышения качества и пользы предлагаемой потребителям продукции у общества превалирует над целью повышения прибыли.

Безопасные значения налоговой нагрузки в 2020 году

Данные значения меняются каждый год и публикуются ФНС в соответствии с данными статистической отчетности. Ниже представлена таблица с коэффициентами, которыми руководствуются налоговики в 2020 году:

Вид экономической деятельности (согласно ОКВЭД-2)

2019 год

Налоговая нагрузка, %

Справочно: фискальная нагрузка по СВ, %

Всего

11,2

3,5

Сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство, рыбоводство — всего

4,5

5,2

растениеводство и животноводство, охота и предоставление соответствующих услуг в этих областях

3,4

4,8

лесоводство и лесозаготовки

8,7

7,6

рыболовство, рыбоводство

10,1

6,0

Добыча полезных ископаемых — всего

41,4

1,7

добыча топливно-энергетических полезных ископаемых — всего

50,9

1,1

добыча полезных ископаемых, кроме топливно-энергетических

11,4

3,6

Обрабатывающие производства — всего

7,6

2,1

производство пищевых продуктов, напитков, табачных изделий

20,9

2,1

производство текстильных изделий, одежды

8,0

4,3

производство кожи и изделий из кожи

10,0

5,3

обработка древесины и производство изделий из дерева и пробки, кроме мебели, производство изделий из соломки и материалов для плетения

1,6

3,6

производство бумаги и бумажных изделий

4,8

1,9

деятельность полиграфическая и копирование носителей информации

8,9

3,8

производство кокса и нефтепродуктов

4,2

0,2

производство химических веществ и химических продуктов

3,0

2,3

производство лекарственных средств и материалов, применяемых в медицинских целях

6,9

3,1

производство резиновых и пластмассовых изделий

6,9

2,8

производство прочей неметаллической минеральной продукции

9,3

3,4

производство металлургическое и производство готовых металлических изделий, кроме машин и оборудования

4,0

2,1

производство машин и оборудования, не включенные в другие группировки

9,9

4,4

производство компьютеров, электронных и оптических изделий

11,7

5,1

производство электрического оборудования

7,5

3,3

производство прочих транспортных средств и оборудования

6,5

4,7

производство автотранспортных средств, прицепов и полуприцепов

5,8

1,5

Обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха — всего

7,1

2,4

производство, передача и распределение электроэнергии

8,3

2,1

производство и распределение газообразного топлива

1,3

1,7

производство, передача и распределение пара и горячей воды; кондиционирование воздуха

7,1

4,6

Водоснабжение, водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность и ликвидация загрязнений — всего

9,9

5,1

Строительство

11,9

4,7

Торговля оптовая и розничная; ремонт автотранспортных средств и мотоциклов — всего

2,8

1,1

торговля оптовая и розничная автотранспортными средствами и мотоциклами и их ремонт

2,9

1,0

торговля оптовая, кроме оптовой торговли автотранспортными средствами и мотоциклами

2,5

0,8

торговля розничная, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами

3,7

2,1

Деятельность гостиниц и предприятий общественного питания — всего

10,5

6,2

Транспортировка и хранение — всего

6,4

4,6

деятельность железнодорожного транспорта: междугородные и международные пассажирские и грузовые перевозки

7,3

6,6

деятельность трубопроводного транспорта

6,1

2,2

деятельность водного транспорта

8,3

4,2

деятельность почтовой связи и курьерская деятельность

15,9

11,6

Деятельность в области информации и связи — всего

17,2

5,5

Деятельность по операциям с недвижимым имуществом

25,0

6,0

Деятельность административная и сопутствующие дополнительные услуги

17,9

10,0

Если предприятие занимается несколькими видами деятельности, то нужно ориентироваться на значения налоговой нагрузки для того, который указан основным. В случае, когда компания перешла на работу в другой отрасли, необходимо своевременно вносить данные об этом в ЕГРЮЛ. Если деятельность предприятия не попадает ни под один из видов, указанных в списке выше, то нужно искать значения для ближайшего по своей отрасли.

Что понимать под налоговой нагрузкой на предприятие?

Различные налоги имеют свои объекты налогообложения. Например, НДС взимается с добавленной стоимости, налог на прибыль — с разницы между выручкой без НДС и экономически оправданными расходами, налог на имущество — со стоимости облагаемого имущества.

Соответственно, у каждого предприятия свои объекты налогообложения и свои объемы начислений по каждому налогу.

Современное налоговое законодательство (в первую очередь это Налоговый кодексом РФ) дает определения понятиям налога и сбора.

Под налоговой нагрузкой понимается совокупность налогов и сборов как конкретного налогоплательщика, так и определенной выборки лиц, возникающая в процессе функционирования налогоплательщика.

Обратите внимание!

Налоговые начисления могут возникать и у хозяйствующего субъекта, по каким-то причинам временно или постоянно не осуществляющего предпринимательскую деятельность. В этом случае могут отсутствовать НДС, налог на прибыль, страховые взносы, но продолжает начисляться налог на имущество, транспортный налог (естественно, при наличии соответствующих объектов налогообложения).

Налоговая нагрузка — важное экономическое понятие. Оно дает возможность финансисту и экономисту предприятия оценить общую величину налогов и сборов, уплачиваемых в бюджет предприятием, выбрать оптимальную систему налогообложения, наиболее привлекательный инвестиционный проект, произвести корректное сравнение с налоговыми обязательствами других предприятий

Важно!

Расчет показателя налоговой нагрузки в настоящее время стал также важным инструментом для оценки потенциальной проблемности ситуации на предприятии с налоговыми органами

Низкий показатель налоговой нагрузки может привлечь к компании пристальное внимание налоговиков и инициировать выездную налоговую проверку

Какая налоговая нагрузка по налогу на прибыль организаций считается низкой

Нагрузка считалась низкой, если:

  • у организаций, осуществляющих производство продукции (товаров, работ, услуг), налоговая нагрузка по налогу на прибыль составляла менее 3%;
  • у организаций, осуществляющих торговую деятельность – менее 1%.

    Однако, в случае если ваша налоговая нагрузка по налогу на прибыль ниже среднего показателя, у налогового органа все же могут возникнуть вопросы о занижении налоговой базы и суммы налога к уплате.

    Пример сравнения показателей налоговой нагрузки по налогу на прибыль

    Основным видом деятельности общества с ограниченной ответственностью “Альфа” является строительство. По итогам 2017 г. налоговая нагрузка по налогу на прибыль организации составила 2,7%.

    Поскольку организация осуществляет работы, то низкой налоговой нагрузкой для нее будет показатель менее 3%.

    Следовательно, у организации низкая налоговая нагрузка по налогу на прибыль (2,7% < 3%). Это может вызвать вопросы со стороны инспекции.

    Если при камеральной налоговой проверке декларации по налогу на прибыль инспекция посчитает вашу налоговую нагрузку ниже среднего показателя, то может предложить представить пояснения о причинах ее низкого уровня.

    Письменные пояснения составляются в произвольной форме с указанием причин низкой налоговой нагрузки.

    Пример письменных пояснений по факту снижения налоговой нагрузки

    Руководителю

    ИФНС России N 27 по г. Москве

    Алексееву В.В.

    от Общества с ограниченной

    ответственностью “Альфа”

    ОГРН 1147787654321,

    ИНН 7727098765, КПП 772701001

    Адрес: 117418, г. Москва,

    ул. Профсоюзная, д. 39, стр. 1

    Исх. N 22-07/2018 от 24.07.2018

    На N 08-13/01234 от 20.07.2018

    Письменные пояснения по факту снижения

    налоговой нагрузки по налогу на прибыль

    По факту снижения налоговой нагрузки по налогу на прибыль ООО “Альфа” за 2017 г. поясняем, что руководством организации было принято решение о снижении с 1 июля 2017 г. на 10% отпускных цен на реализуемые товары. Данная мера принята по результатам анализа ситуации, сложившейся на рынке сбыта, с целью привлечения покупателей и получения конкурентного преимущества.

    Снижение цен отрицательно сказалось на размере доходов, полученных во втором полугодии 2017 г. При этом расходы организации, связанные с основной деятельностью, возросли на 5% по сравнению с первым полугодием 2017 г. В результате указанные факторы привели к снижению сумм налога на прибыль, подлежащего уплате в бюджет.

    В настоящее время ООО “Альфа” принимает меры по оптимизации расходов. Кроме того, в III квартале текущего года в случае стабилизации спроса планируется увеличение на 8% отпускных цен на реализуемые товары.

    Приложения:

  • копия приказа ООО “Альфа” от 20.06.2017 N 18-п о снижении отпускных цен на реализуемые товары;
  • пояснительная справка по результатам анализа доходов и расходов ООО “Альфа” за первое и второе полугодия 2017 г.;
  • копия приказа ООО “Альфа” от 16.01.2018 N 4-п об утверждении плана по оптимизации расходов на 2018 г.

    Генеральный директор ООО “Альфа” Сергеев А.А. Сергеев

Если у вас низкая налоговая нагрузка по налогу на прибыль, это не значит, что вас обязательно привлекут к ответственности и доначислят налог на прибыль. Негативные последствия возможны только по результатам проведения налоговой проверки и обнаружения налоговых правонарушений (п. 50 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57).

Зачем рассчитывать налоговую нагрузку по налогам

Помимо налоговой нагрузки по налогу на прибыль инспекция обращает внимание на всю налоговую нагрузку налогоплательщика в конкретной отрасли. И если ваша общая нагрузка ниже ее среднего уровня по виду экономической деятельности, то вас могут включить в план выездных налоговых проверок

Если данные о показателях налоговой нагрузки за нужный год отсутствуют, вы можете использовать данные за последний год, в отношении которого утверждены такие показатели.

Расходы на выполнение санитарно-эпидемиологических требований

Согласно НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы на обеспечение нормальных условий труда и мер по технике безопасности, предусмотренных законодательством РФ, расходы на гражданскую оборону в соответствии с законодательством РФ, а также расходы на лечение профессиональных заболеваний работников, занятых на работах с вредными или тяжелыми условиями труда, расходы, связанные с содержанием помещений и инвентаря здравпунктов, находящихся непосредственно на территории организации. Кроме того, теперь к обозначенным расходам относятся расходы для выполнения санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований органов государственной власти и органов местного самоуправления, их должностных лиц в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, а именно расходы:

  • на дезинфекцию помещений;

  • на приобретение приборов, лабораторного оборудования, спецодежды и других средств индивидуальной и коллективной защиты, не указанных в НК РФ.

Помимо этого, НК РФ дополнен пп. 48.12, согласно которому к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы на приобретение медицинских изделий для диагностики (лечения) новой коронавирусной инфекции по перечню, утверждаемому Правительством РФ, а также на сооружение, изготовление, доставку и доведение указанных медицинских изделий до состояния, в котором они пригодны для использования. На момент подготовки данного материала такой перечень не утвержден.

Новые нормы также распространяются на правоотношения, возникшие с 01.01.2020.

Одновременно внесены уточнения в ст. 256 НК РФ: медицинские изделия, расходы на приобретение которых учтены налогоплательщиком в соответствии с НК РФ, не подлежат амортизации ( НК РФ дополнен пп. 11).

Рассматриваемые поправки приняты в целях исключения дополнительной налоговой нагрузки на организации, приобретающие средства индивидуальной защиты, тест-системы для диагностики новой коронавирусной инфекции и медицинского оборудования для диагностики (лечения) новой коронавирусной инфекции (в том числе признаваемого амортизируемым имуществом).

Если налогоплательщик уплачивает ЕСХН…

Если налогоплательщик уплачивает ЕСХН, то расходы на дезинфекцию помещений и приобретение приборов, лабораторного оборудования, спецодежды и других средств индивидуальной и коллективной защиты для выполнения санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований органов государственной власти и органов местного самоуправления, их должностных лиц в связи с распространением новой коронавирусной инфекции могут быть учтены при определении налоговой базы ( НК РФ дополнен пп. 46).

Если налогоплательщик применяет УСНО…

«Упрощенцы» также смогут учесть для целей определения налоговой базы расходы на дезинфекцию помещений и приобретение приборов, лабораторного оборудования, спецодежды и других средств индивидуальной и коллективной защиты для выполнения санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований органов государственной власти и органов местного самоуправления, их должностных лиц в связи с распространением новой коронавирусной инфекции ( НК РФ дополнен пп. 39).

* * *

Внесен ряд налоговых поправок в НК РФ:

  • освобождены от обложения НДФЛ выплаты медикам и субсидии субъектам малого и среднего предпринимательства;

  • субсидии субъектам МСП не являются налогооблагаемым доходом для целей налога на прибыль, но и расходы, произведенные за их счет, не учитываются для целей налога на прибыль. Кроме этого, НДС в отношении товаров (работ, услуг), оплаченных за счет данных субсидий, можно принять НДС к вычету и не восстанавливать в дальнейшем;

  • перейти на уплату авансовых платежей исходя из фактической прибыли можно в течение налогового периода – 2020 года. А также пороговое значение доходов для применения НК РФ увеличено в действующем налоговом периоде с 15 до 25 млн руб. за каждый квартал;

  • к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, теперь относятся и расходы, произведенные для выполнения санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований органов государственной власти и органов местного самоуправления, – на дезинфекцию помещений и приобретение приборов, лабораторного оборудования, спецодежды и других средств индивидуальной и коллективной защиты, не указанные в НК РФ. Данная норма распространена на плательщиков ЕСХН и «упрощенцев».

МЕРОПРИЯТИЯ ПО СНИЖЕНИЮ РАСХОДОВ НА НАЛОГИ

Чтобы проводить минимизацию налогов на систематической основе, нужно утвердить перечень мероприятий, а также ответственных за их проведение и контрольные сроки реализации.

Для каждой конкретной компании такие мероприятия будут индивидуальны, но все их можно классифицировать следующим образом:

1) мероприятия, направленные на уменьшение налогооблагаемой базы;

2) мероприятия по оптимизации налогов, уплачиваемых компанией.

По первому направлению реализуют мероприятия, позволяющие уменьшить величину налогов в существующей структуре бизнеса.

По второму направлению разрабатывают мероприятия с использованием различных налоговых режимов и юридических схем, которые должны привести к изменениям в структуре бизнеса, направленным на дополнительное снижение общей величины налогов компании.

Основной перечень таких мероприятий показан в табл. 2.

Таблица 2. Перечень мероприятий по снижению расходов на налоги

Цель мероприятий

Характер мероприятий

Содержание мероприятий

Уменьшение налоговой базы

Организационный

Мониторинг изменений законодательства о налогах

Регламентация взаимосвязей бухгалтерского и налогового учета

Разработка учетной политики

Аналитический

Оценка налоговой нагрузки на бизнес

Анализ возможности использования налоговых льгот

Анализ возможности использования условий договорных отношений

Разработка схем минимизации налоговых платежей

Контрольный

Контроль арифметических и логических ошибок в налоговых декларациях

Внедрение внутреннего аудита налоговых расчетов

Разработка налогового бюджета

Оптимизация налогов

Расчетный

Разработка стратегических целей управления налогами

Юридическое моделирование различных вариантов и схем налогообложения

Расчет эффективности использования различных схем налогообложения

Оценка налоговых рисков и санкций, связанных с оптимизацией налогообложения

Важный момент: реализуя мероприятия по минимизации налоговых платежей, оценивайте их эффективность для бизнеса компании балансовым методом. В данном случае в актив относят все виды экономии расходов на налоги, в пассив — расходы, связанные с оптимизацией налогообложения, и различные санкции за нарушение налогового законодательства.

В таблице 3 представлен вариант такого налогового баланса.

Таблица 3. Баланс налоговой оптимизации

Доходы от оптимизации

Сумма, руб.

Расходы по оптимизации

Сумма, руб.

Экономия от применения методов оптимизации налогооблагаемой базы

500 000

Расходы, связанные с планированием и осуществлением оптимизации налогов (включая оплату труда сотрудников, занятых оптимизацией)

100 000

Экономия от уменьшения объектов и баз налогообложения

350 000

Экономия от использования налоговых льгот и вычетов

200 000

Санкции и штрафы в случае признания налоговых льгот и юридических схем неправомерными

400 000

Экономия от применения юридических схем оптимизации налогов

800 000

Экономия от внедрения внутреннего контроля над налогообложением

50 000

Расходы на осуществление внутреннего налогового контроля

70 000

Прочие виды экономии налогов

20 000

Прочие виды расходов по оптимизации налогов

50 000

Прибыль от оптимизации налогов

1 920 000

Убыток от оптимизации налогов

620 000

Сальдо доходов и расходов налоговой оптимизации: прибыль — 1 300 000 руб.

Управленческие решения по итогам оптимизации в зависимости от сальдо доходов и расходов

Признать налоговую оптимизацию достаточно эффективной и направить дополнительную прибыль на развитие бизнеса

Признать недостаточную эффективность налоговой оптимизации и модернизировать работу над ней

Признать налоговую оптимизацию эффективной в долгосрочной перспективе и направить дополнительную прибыль на выплаты дивидендов собственникам

Признать налоговую оптимизацию очень рискованной и отказаться от нее в дальнейшем

Как видно из табл. 3, в балансе выводят сальдо доходов и расходов по итогам реализации утвержденных мероприятий. На основе его прибыльности или убыточности принимают решения о применении оптимизации налогообложения в дальнейшем.

Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 7 апреля 2020 г. N 03-11-11/27702 О снижении налоговой нагрузки субъектам малого предпринимательства

2 июня 2020

Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел обращение и сообщает следующее.

В настоящее время индивидуальные предприниматели и организации в отношении осуществляемой предпринимательской деятельности самостоятельно выбирают оптимальный специальный налоговый режим в соответствии с положениями глав 261, 262, 263 и 265 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс), а именно в добровольном порядке могут перейти на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог), упрощенную систему налогообложения (далее — УСН), систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (далее — ЕНВД), а также на патентную систему налогообложения (далее — ПСН) или новый специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход» (далее — НПД).

Индивидуальные предприниматели, применяющие специальные налоговые режимы, освобождаются от уплаты налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности, за исключением налога, уплачиваемого с доходов в виде дивидендов, а также с доходов, облагаемых по налоговым ставкам, предусмотренным пунктами 2 и 5 статьи 224 Кодекса), налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для предпринимательской деятельности, за исключением объектов налогообложения налогом на имущество физических лиц, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 3782 Кодекса, с учетом особенностей, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 3782 Кодекса).

Указанные налогоплательщики не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость (далее — НДС), за исключением НДС, подлежащего уплате в соответствии с Кодексом при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией (включая суммы налога, подлежащие уплате при завершении действия таможенной процедуры свободной таможенной зоны на территории Особой экономической зоны в Калининградской области), а также НДС, уплачиваемого в соответствии со статьями 161 и 1741 Кодекса.

При этом следует отметить, что Кодексом предусмотрены различные налоговые преференции для указанных налогоплательщиков в зависимости от применяемого специального налогового режима.

Так, например, законами субъектов Российской Федерации могут быть установлены налоговые ставки по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН с объектом налогообложения в виде доходов, в пределах от 1 до 6 процентов в зависимости от категорий налогоплательщиков (пункт 1 статьи 34620 Кодекса).

На основании пункта 2 статьи 34620 Кодекса законами субъектов Российской Федерации могут быть установлены дифференцированные налоговые ставки для налогоплательщиков, применяющих УСН с объектом налогообложения в виде доходов, уменьшенных на величину расходов, в пределах от 5 до 15 процентов в зависимости от категории налогоплательщиков.

В соответствии с пунктом 2 статьи 34631 Кодекса представительными органами муниципальных образований, законодательными органами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя могут быть установлены ставки ЕНВД в пределах от 7,5 до 15 процентов в зависимости от категорий налогоплательщиков и видов предпринимательской деятельности, в отношении которых может применяться ЕНВД.

Поскольку предоставление указанных преференций Кодексом делегировано законодательным органам субъектов Российской Федерации и представительным органам муниципальных образований, для решения вопроса о снижении налоговой нагрузки субъектам малого предпринимательства следует обращаться в указанные органы власти, в компетенции которых находится решение такого вопроса.

Одновременно сообщаем, что в Российской Федерации на постоянной основе проводится работа по законодательному обеспечению поддержки малого предпринимательства, в том числе по снижению налоговой нагрузки на малый бизнес.

В связи с этим благодарим за инициативу и внимание к законодательству Российской Федерации о налогах и сборах и сообщаем, что все предложения и проблемные вопросы, описанные в обращениях граждан, внимательно рассматриваются в Департаменте в рамках подготовки и (или) согласования проектов федеральных законов о совершенствовании законодательства Российской Федерации

Заместитель директора Департамента В.А. Прокаев

Как ИФНС проводит анализ налоговой нагрузки?

Основные принципы анализа налоговой нагрузки, приводимого ИФНС, изложены в ее письме от 17.07.2013 № АС-4-2/12722. Он состоит из нескольких этапов, заключающихся в:

  • отборе налогоплательщиков для более пристального рассмотрения;
  • анализе динамики показателей их отчетности во времени;
  • сборе иных сведений о налогоплательщиках и сопоставлении их с данными отчетности.

На первом этапе анализа налоговой нагрузки внимание налоговиков привлекают лица:

  • работающие с убытком;
  • показывающие высокую долю вычетов по НДС или НДФЛ;
  • имеющие низкий уровень налоговой нагрузки по основным налогам, начисляемым при выбранной системе налогообложения;
  • накапливающие долги по налогам;
  • снижающие объемы налоговых платежей в сопоставлении с предшествующими годами;
  • с противоречивыми данными в отчетности;
  • не отразившие доходы, информация о наличии которых получена ИФНС из других источников;
  • безосновательно применяющие льготы по налогам;
  • выплачивающие неоправданно низкую зарплату.

При этом налоговики рассматривают отчетность каждого налогоплательщика за конкретный период, рассчитывая по нему величину как общей налоговой нагрузки, так и нагрузки по отдельным налогам, сопоставляя их с аналогичными данными предшествующих лет.

Второй этап, содержащий собственно сам анализ налоговой нагрузки, включает сравнение данных по выделенному налогоплательщику с:

  • его же данными по разным налоговым периодам;
  • аналогичными данными похожих налогоплательщиков;
  • максимальными и средними значениями по отрасли.
  • ИФНС;
  • банки;
  • другие налогоплательщики;
  • госреестры;
  • СМИ, в т.ч. Интернет;
  • госорганы, ПФР, ФСС.

На основании этой информации в отношении налогоплательщика выясняют:

  • структуру деятельности;
  • принципы денежных потоков;
  • характер осуществления сделок;
  • взаимосвязи;
  • наличие необходимого имущества.

Вся полученная информация сводится в таблицы, позволяющие судить о наличии признаков недобросовестности в деятельности налогоплательщика. К таким признакам относят:

  • наличие массовых адресов руководителя, учредителя;
  • отсутствие имущества, работников;
  • частую смену контрагентов, мест постановки на учет;
  • взаимодействие с недобросовестными контрагентами;
  • несоответствие денежных сумм в сопоставимых операциях;
  • неувязки в отчетности и в сведениях о доходах.

Эти признаки, наряду с низкими значениями показателей, выявленными при анализе налоговой нагрузки, при отсутствии убедительных объяснений со стороны налогоплательщика, в отношении которых ему направляют соответствующий запрос, с большой вероятностью повлекут за собой решение о проведении выездной налоговой проверки.

Всю полученную в результате анализа налоговой нагрузки налогоплательщика информацию ИФНС сохранит и использует ее в дальнейшем для оценки состояния не только конкретного налогоплательщика, но и других лиц.

Как контролировать налоговую нагрузку

Налоговики при составлении плановых проверок в первую очередь включают в нее компании:

  • работающие с отрицательными показателями доходности;
  • с большой долей вычетов по НДФЛ или НДС;
  • с заниженным уровнем нагрузки по основным взносам, соответствующим выбранной системе налогообложения;
  • с долгами по оплате налогов;
  • с уменьшенными относительно прошлых годов объемами взносов в бюджет;
  • применяющие необоснованные льготы на уплату налогов.

Все эти факторы ведут к тому, что фискальная служба начинает сомневаться в «добросовестности» предприятия и на имя руководителя отправляется официальный запрос с требованием объяснить несоответствия. Если ответ будет невнятным или не соответствующим реальному положению дел, то не избежать проверки.

С другой стороны, анализ обязан проводиться и внутри предприятия для своевременного обнаружения проблем с налоговой политикой и выявления ее нерациональности. В этом случае можно будет выполнять ряд мер, корректирующих налогооблагаемую базу с планированием налоговой нагрузки. Этим может заниматься лично руководитель или главный бухгалтер под контролем владельца бизнеса.

Нужно будет внимательно следить, чтобы налоговая нагрузка не была меньше более чем на 1% среднестатистической по отрасли. Коэффициент может быть больше указанного ФНС, но это будет означать, что предприятие переплачивает налоги. Чтобы спланировать нагрузку по взносам в бюджет, нужно:

  • проверить текущий требуемый уровень налоговой нагрузки;
  • спланировать нагрузку по каждому виду налогов и по предприятию в целом;
  • определить методы, которыми можно будет достигнуть намеченный результат;
  • контролировать выполнение задания и периодически самостоятельно делать расчеты.

Своевременная смена налоговой политики позволит избежать выездной проверки налоговиками.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector