Статья 9. фз о бухгалтерском учете
Содержание:
- Ключевые понятия
- График осуществления документооборота в бухучете
- Статья 9. Первичные учетные документы
- Понятийный аппарат
- Правила оценки и инвентаризации активов и обязательств
- Цели, предмет, сферы действия Федерального закона N 402-ФЗ
- Как организуется бухучет на предприятии
- Требования к регистрам
- Основные положения
- Какие поправки вносились в закон
- Что относится к первичной бухгалтерской документации
- Структура 402-ФЗ
- Комментарий к п. 5 ст. 9
- Изменения 2020
Ключевые понятия
В 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» используются специальные определения. Их должен знать сотрудник, составляющий на предприятии финансово-хозяйственную документацию. К таким понятиям относят:
- Бухгалтерскую отчетность. Она представляет собой документы, содержащие сведения о финансовом состоянии субъекта предпринимательства на конкретную дату, результатах его экономической деятельности, перемещении денежных средств за определенный период. Отчетность систематизируется в соответствии с предписаниями, установленными рассматриваемым законом.
- Уполномоченный орган. Им является исполнительная структура, наделенная Правительством полномочиями на осуществление функций по разработке госполитики и нормативному регулированию в области бухучета и отчетности.
- Стандарт. Он представляет собой документ, по которому устанавливаются минимальные требования к учету, допустимые методы его ведения. Стандарт может быть внутригосударственным или международным.
- План счетов — систематизированный перечень статей бухучета.
- Руководитель хозяйствующего субъекта. Им выступает лицо, которое является исполнительным единоличным органом на предприятии или управляющим, которому переданы соответствующие полномочия. Руководителем может быть специалист, ответственный за ведение дел в организации.
- Отчетный период — временной промежуток, за который составляется бухгалтерская документация.
- Факт хозяйственной деятельности (жизни). Им может являться событие, операция, сделка, оказывающие или способные оказать влияние на финансовое состояние субъекта, результат его экономической деятельности или движение средств.
График осуществления документооборота в бухучете
Под графиком документооборота понимается описание, которое может иметь вид таблицы или схемы, процедур по созданию, движению, обработке, хранению учетных документов. Утверждаться график может как приложение к учетной политике или как локальный нормативный акт. Во втором случае учетная политика должна содержать ссылку на этот акт.
График документооборота должен обязательно отражать:
- Сроки, в течение которых должны оформляться, передаваться, обрабатываться, храниться документы.
- Должности лиц, ответственных за операции, отраженные в графике документооборота (105-П Минфина).
Статья 9. Первичные учетные документы
1. Каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом. Не допускается принятие к бухгалтерскому учету документов, которыми оформляются не имевшие места факты хозяйственной жизни, в том числе лежащие в основе мнимых и притворных сделок.
2. Обязательными реквизитами первичного учетного документа являются:
1) наименование документа;
2) дата составления документа;
3) наименование экономического субъекта, составившего документ;
4) содержание факта хозяйственной жизни;
5) величина натурального и (или) денежного измерения факта хозяйственной жизни с указанием единиц измерения;
6) наименование должности лица (лиц), совершившего (совершивших) сделку, операцию и ответственного (ответственных) за ее оформление, либо наименование должности лица (лиц), ответственного (ответственных) за оформление свершившегося события;
7) подписи лиц, предусмотренных пунктом 6 настоящей части, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц.
3. Первичный учетный документ должен быть составлен при совершении факта хозяйственной жизни, а если это не представляется возможным — непосредственно после его окончания. Лицо, ответственное за оформление факта хозяйственной жизни, обеспечивает своевременную передачу первичных учетных документов для регистрации содержащихся в них данных в регистрах бухгалтерского учета, а также достоверность этих данных. Лицо, на которое возложено ведение бухгалтерского учета, и лицо, с которым заключен договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета, не несут ответственность за соответствие составленных другими лицами первичных учетных документов свершившимся фактам хозяйственной жизни. Требования в письменной форме главного бухгалтера, иного должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета, либо лица, с которым заключен договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета, в отношении соблюдения установленного порядка документального оформления фактов хозяйственной жизни, представления документов (сведений), необходимых для ведения бухгалтерского учета, должностному лицу, на которое возложено ведение бухгалтерского учета, либо лицу, с которым заключен договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета, обязательны для всех работников экономического субъекта.
4. Формы первичных учетных документов определяет руководитель экономического субъекта по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета. Формы первичных учетных документов для организаций бюджетной сферы устанавливаются в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
5. Первичный учетный документ составляется на бумажном носителе и (или) в виде электронного документа, подписанного электронной подписью.
6. В случае, если законодательством Российской Федерации или договором предусмотрено представление первичного учетного документа другому лицу или в государственный орган на бумажном носителе, экономический субъект обязан по требованию другого лица или государственного органа за свой счет изготавливать на бумажном носителе копии первичного учетного документа, составленного в виде электронного документа.
7. В первичном учетном документе допускаются исправления, если иное не установлено федеральными законами или нормативными правовыми актами органов государственного регулирования бухгалтерского учета. Исправление в первичном учетном документе должно содержать дату исправления, а также подписи лиц, составивших документ, в котором произведено исправление, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц.
8. В случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации первичные учетные документы, в том числе в виде электронного документа, изымаются, копии изъятых документов, изготовленные в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, включаются в документы бухгалтерского учета.
Примечание: БУХУЧЕТБольшой раздел с массой полезной информации по бухучету
Понятийный аппарат
Некоторые термины и их определения, содержавшиеся ранее в аналогичном документе, изложены в новой редакции. Для сравнения приведем их в таблице.
В редакции Федерального закона N 402-ФЗ |
В редакции Федерального закона N 129-ФЗ |
|||||
Бухгалтерский учет |
||||||
Формирование документированной систематизированной информации об объектах, предусмотренных Федеральным законом N 402-ФЗ, в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом N 402-ФЗ, и составление на ее основе бухгалтерской (финансовой) отчетности |
Представляет собой упорядоченнуюсистему сбора, регистрации иобобщения информации в денежномвыражении об имуществе,обязательствах организаций и ихдвижении путем сплошного,непрерывного и документального учетавсех хозяйственных операций |
|||||
Бухгалтерская (финансовая) отчетность |
Бухгалтерская отчетность |
|||||
Информация о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, систематизированная в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом N 402-ФЗ |
Единая система данных обимущественном и финансовом положенииорганизации и о результатах еехозяйственной деятельности,составляемая на основе данныхбухгалтерского учета поустановленным формам |
|||||
Руководитель экономического субъекта |
Руководитель организации |
|||||
Лицо, являющееся единоличным исполнительным органом экономического субъекта, либо лицо, ответственное за ведение дел экономического субъекта, либо управляющий, которому переданы функции единоличного исполнительного органа |
Руководитель исполнительного органаорганизации либо лицо, ответственноеза ведение дел организации |
|||||
Отметим, что изменения в понятии бухгалтерского учета связаны отчасти с внесением изменений в перечень объектов учета. Об этом поговорим далее.
Правила оценки и инвентаризации активов и обязательств
Закон о бухгалтерском учете 402 ФЗ содержит немного информации относительно инвентаризации долгов и активов, поэтому имеются только ссылки на другие нормативные акты. Но закрепляется обязанность руководства фирмы заниматься периодической инвентаризацией.
Организация самостоятельно принимает решение о том, когда, как и в какие сроки осуществлять инвентаризацию. Руководитель определяет, какие объекты подлежат обязательной периодической проверке. Эта информация фиксируется в учетной политике, но она не должна противоречить требованиям законодательства.
Важно! Если во время инвентаризации обнаруживаются ошибки или расхождения между сведениями из регистров и фактическим количеством объектов, то осуществляется корректировка документации. При необходимости проводится расследование, целью которого выступает обнаружение причин появления расхождений.
Цели, предмет, сферы действия Федерального закона N 402-ФЗ
Первое, что сделали законодатели, — конкретизировали цели и предмет нового Закона. Теперь в нем четко сказано, что Федеральный закон N 402-ФЗ устанавливает единые требования к бухгалтерскому учету, в том числе бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также к созданию правового механизма регулирования бухгалтерского учета.
Сфера действия Федерального закона N 402-ФЗ обширнее, чем у Федерального закона N 129-ФЗ. В отношении бюджетного сектора отмечено, что данный Закон распространяется на некоммерческие организации (в том числе казенные, бюджетные и автономные учреждения), а также на государственные органы, органы местного самоуправления, органы управления государственных внебюджетных фондов. При этом отдельным пунктом выделено, что данный Закон применяется при ведении бюджетного учета активов и обязательств РФ, субъектов РФ и муниципальных образований, операций, изменяющих указанные активы и обязательства, а также при составлении бюджетной отчетности (п. п. 1, 2 ст. 2 Федерального закона N 402-ФЗ).
Также в Федеральном законе N 402-ФЗ, в отличие от Федерального закона N 129-ФЗ, указано, в каких случаях он не применяется. В частности, при создании информации, необходимой для составления экономическим субъектом отчетности для внутренних целей, отчетности, представляемой кредитной организации в соответствии с ее требованиями, а также отчетности для иных целей, если законодательством РФ и принятыми в соответствии с ним правилами составления такой отчетности не предусматривается применение данного Закона (п. 5 ст. 2 Федерального закона N 402-ФЗ).
Как организуется бухучет на предприятии
Руководитель любой компании обязан после открытия организации доверить ведение бухучета специалисту, обладающему нужным образованием и опытом работы. Допускается вместо найма главного бухгалтера возложить обязанности на имеющегося работника, если он соответствует требованиям законодательства.
При выборе упрощенных систем налогообложения целесообразно пользоваться разовыми услугами специализированных компаний, с которыми заключается договор на оказание услуг.
Владельцы малых или средних компаний часто занимаются ведением бухучета своими силами. Но когда планируется найм главного бухгалтера, то специалист должен отвечать некоторым требованиям:
- высшее образование в соответствующей области;
- отсутствие непогашенной судимости, образовавшейся за преступления, совершенные в экономической сфере;
- наличие стажа работы от трех лет за последние 5 лет.
Важно! Допускается наличие у сотрудника образования, не связанного с бухучетом. Но такому человеку разрешается трудоустройство исключительно при наличии стажа работы в должности бухгалтера не менее 5 лет за последние 7 лет.. Эти требования предъявляются не только к наемным работникам, но и к физлицам, с которыми организация заключает договор на оказание услуг, связанных с ведением бухучета
Если процедура выполняется сторонней компанией, то у нее в штате должен работать хотя бы один специалист, соответствующий вышеуказанным требованиям
Эти требования предъявляются не только к наемным работникам, но и к физлицам, с которыми организация заключает договор на оказание услуг, связанных с ведением бухучета. Если процедура выполняется сторонней компанией, то у нее в штате должен работать хотя бы один специалист, соответствующий вышеуказанным требованиям.
Требования к регистрам
По ФЗ №402 предъявляются жесткие требования к регистрам, поэтому учитываются правила:
- формы утверждаются только генеральным директором после того, как должностные лица, занимающиеся ведением бухучета, разработают соответствующий образец;
- в текст вносятся обязательные реквизиты, утвержденные на законодательном уровне;
- если регистр делается и хранится в электронном виде, то на нем ставится электронная подпись, выступающая обязательным элементом;
- если представители ФНС во время проверок изымают регистры в бумажном или электронном виде, то у бухгалтера должны оставаться копии.
Нарушение требований законодательства относительно ведения регистров становится причиной для привлечения предприятия к административной ответственности, поэтому руководству придется платить крупные штрафы.
Основные положения
Федеральный закон 402-ФЗ:
- определяет объекты бухучета;
- очерчивает круг экономических субъектов РФ, которые обязаны осуществлять бухучет;
- определяет субъекты, являющиеся в этом правиле исключением;
- устанавливает единые правила и порядок бухучета;
- указывает на необходимые требования к первичным документам;
- освещает вопросы, связанные с правилами инвентаризации, предоставлении отчетности, порядке и сроках хранения документации.
Цели, предмет, сфера действия
402-ФЗ конкретно обозначает свои цели, предмет и сферы действия. Это:
- установление единых для всех экономических субъектов РФ (кроме оговоренных в законе исключений) требований и правил к бухучету;
- создание юридического механизма регулирования бухучетом и осуществление контроля по соблюдению закона;
- существенное расширение сферы действия закона, распространяющегося уже и на не коммерческие организации, госорганы, бюджетные, учреждения автономные и другие.
Объекты
По своему составу и способу использования, объекты бухучета разделяются на три основные группы:
На сегодняшний день список объектов бухгалтерского учета значительно увеличился по сравнению с 2013-м годом, однако, среди новых объектов нет принципиально отличающихся от тех, которые отражались в нем ранее.
Организация ведения
Наряду с ним учетом может заниматься другое должностное лицо (предприятие, специализирующееся на бухгалтерском обслуживании, сопровождении).
При этом лицо, осуществляющее бухгалтерский учет, должно полностью соответствовать всем требованиям, прописанным в федеральном законе №402:
- образование высшее (профессиональное);
- стаж работы бухгалтером или аудитором должен быть не менее трех лет (за последние пять календарных лет).
Препятствием для выполнения бухгалтерской деятельности станет:
- непогашенная судимость;
- не снятая судимость за финансовые и экономические преступления.
В законе подробно отмечаются действия лица, осуществляющего бухучет, на случай возникновения конфликтных ситуаций с руководством организации (в вопросах ведения бухучета):
- В случае возникновения спорных вопросов требуется письменное разрешение руководителя (или иных лиц, имеющих право подписи) на совершение бухгалтером тех или иных действий.
- Законом предусматривается степень ответственности руководителя за нарушения в организации, осуществлении бухучета, а также при хранении документации.
Первичные документы — статья 9
К составлению таких документов предъявляются высокие требования, ошибки в них не допустимы. Они заполняются по строго установленным формам (бланки).
Помимо этого к первичным документам относятся кассовые документы:
- приходные (расходные) ордера (КО);
- кассовая книга;
- отдельный журнал регистрации приходных (расходных) КО.
Исключением из первичных документов (по правилам бухучета на 2020 г.) является счет-фактура. К бухгалтерской отчетности он не применяется. Этот документ предназначен и составляется для налоговых целей. Классификация первичных документов отражена в следующей таблице:
Какие поправки вносились в закон
402 ФЗ о бухгалтерском учете регулярно дополняется и изменяется, для чего вносятся соответствующие поправки, принимаемые властями страны. К наиболее значимым корректировкам, внесенным 19 июля 2017 года, относится:
- ранее используемые ПБУ, утвержденные еще с 1988 по 2017 год, признаются федеральными стандартами;
- появились новые термины, к которым относятся «притворные сделки» и «мнимый бухучет»;
- внесена информация о невозможности принятия к учету бумаг, с помощью которых фиксируются хозяйственные операции, не осуществленные на момент формирования документации;
- термины «притворность» и «мнимость» обладают тем же определением, что и в ГК;
- «мнимым объектом» в бухучете признаются несуществующие элементы, которые отражаются только в документах, но фактически отсутствуют, причем сюда относится не только недвижимость, но и обязательства с расходами;
- объект считается «притворным», если основная цель его отражения в документации заключается в прикрытии другого объекта.
Справка! Изменения, касающиеся федерального закона о бухгалтерском учете, закреплены положениями ФЗ №357.
Что относится к первичной бухгалтерской документации
Каждая компания может пользоваться не только унифицированными первичными документами, но и документацией, которую фирма разрабатывает самостоятельно, после чего созданная форма утверждается генеральным директором. По ФЗ о бухгалтерском учете фирмы могут заполнять первичные бумаги как в бумажной, так и в электронной форме.
Внимание! Если во время налоговых проверок изымаются какие-либо документы, то у бухгалтера должны оставаться копии.
К основным видам первичных документов относится:
- авансовый отчет, который формируется при выдаче работнику наличных средств, необходимых для хозяйственных нужд предприятия;
- универсальный передаточный акт, подтверждающий расходы, которые учитываются при расчете налогов;
- кассовые документы, принятые федеральными законами;
- личная карточка, формируемая на каждого наемного работника;
- транспортные накладные, составляемые при отправке груза.
Организация может пользоваться собственными формами первичных документов, если в них содержатся обязательные реквизиты, которые приводятся федеральным законом о бухгалтерском учете №402.
Многие бухгалтеры предпочитают пользоваться стандартными бланками, которые загружены в каждую бухгалтерскую программу. Предварительно в учетную политику вносятся информация о том, что фирма пользуется типовыми унифицированными формами. Там обязательно содержатся:
- наименование;
- дата формирования;
- название компании-составителя;
- содержание хозяйственной операции;
- размер платы или дохода;
- сведения о работнике, совершившем сделку или операцию, а также несущем ответственность за правильность оформления хозяйственного процесса;
- подписи должностных лиц с расшифровкой инициалов.
Справка! Если отсутствует хотя бы один обязательный пункт, то таким документом не получится воспользоваться ими для отражения хозяйственных операций, а также во время налоговых проверок руководитель компании будет привлечен к ответственности.
Структура 402-ФЗ
Регулирование ведения бухучета в РФ осуществляется на федеральном уровне рядом правовых документов.
Основным из них является федеральный закон (402-ФЗ) «О бухгалтерском учете», имеющий свое действие от 6.12.2011 года.
Своей целью закон ставит образование юридического механизма, регулирующего всю деятельность, связанную с формированием бухгалтерской отчетности. Правовой акт уточняет:
- правила осуществления бухучета в РФ;
- процедуру формирования бухгалтерской отчетности;
- основополагающие понятия – бухучетность, уполномоченные органы Федерации, стандарты (в том числе международные) бухучета, план-счет, отчетный период и другие;
- порядок хранения документации.
В 402-ФЗ содержится четыре основных раздела:
- ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ.
- ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К БУХУЧЕТУ. В данном разделе дается детальное разъяснение порядка и правил ведения бухучета.
- РЕГУЛИРОВАНИЕ УЧЕТА. Подробно разъясняется, какими документами регулируется ведение бухучета в РФ, говорится об уполномоченных органах, их регулирующих и контролирующих функциях. Дается подробное пояснение к федеральным стандартам бухучета в РФ.
- ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ. В ней разъясняются особенности применения закона, а также устанавливается порядок хранения бухгалтерской документации.
Комментарий к п. 5 ст. 9
Принципиально новым в норме п. 5 ст. 9 является упоминание об электронных документах и об электронной цифровой подписи.
Как уже отмечалось, действующий в настоящее время Федеральный закон от 10.01.2002 N 1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи» утрачивает силу с 1 июля 2013 г. Вместо него после указанной даты должен вступить в силу Федеральный закон от 06.04.2011 N 63-ФЗ «Об электронной подписи».
Статьей 3 Федерального закона от 10.01.2002 N 1-ФЗ введены, в частности, следующие основные понятия:
- электронный документ — документ, в котором информация представлена в электронно-цифровой форме;
- электронная цифровая подпись — реквизит электронного документа, предназначенный для защиты данного электронного документа от подделки, полученный в результате криптографического преобразования информации с использованием закрытого ключа электронной цифровой подписи и позволяющий идентифицировать владельца сертификата ключа подписи, а также установить отсутствие искажения информации в электронном документе;
- закрытый ключ электронной цифровой подписи — уникальная последовательность символов, известная владельцу сертификата ключа подписи и предназначенная для создания в электронных документах электронной цифровой подписи с использованием средств электронной цифровой подписи;
- открытый ключ электронной цифровой подписи — уникальная последовательность символов, соответствующая закрытому ключу электронной цифровой подписи, доступная любому пользователю информационной системы и предназначенная для подтверждения с использованием средств электронной цифровой подписи подлинности электронной цифровой подписи в электронном документе;
- сертификат ключа подписи — документ на бумажном носителе или электронный документ с электронной цифровой подписью уполномоченного лица удостоверяющего центра, которые включают в себя открытый ключ электронной цифровой подписи и которые выдаются удостоверяющим центром участнику информационной системы для подтверждения подлинности электронной цифровой подписи и идентификации владельца сертификата ключа подписи.
При использовании открытых ключей подписи дополнительные расходы, связанные с применением ЭЦП, как правило, минимальны, а дополнительных мероприятий по обеспечению сохранности сертификата ключа подписи не требуется. Однако на практике при осуществлении коммерческих расчетов, расчетов, связанных с получением бюджетных средств, представлением бухгалтерской и иной отчетности, наиболее целесообразным представляется использование закрытого ключа.
Условия признания ЭЦП установлены нормами ст. 4 Федерального закона от 10.01.2002 N 1-ФЗ.
Электронная цифровая подпись в электронном документе равнозначна собственноручной подписи в документе на бумажном носителе при одновременном соблюдении следующих условий:
- сертификат ключа подписи, относящийся к этой электронной цифровой подписи, не утратил силу (действует) на момент проверки или на момент подписания электронного документа при наличии доказательств, определяющих момент подписания;
- подтверждена подлинность электронной цифровой подписи в электронном документе;
- электронная цифровая подпись используется в соответствии со сведениями, указанными в сертификате ключа подписи.
Особенности использования электронной цифровой подписи в сфере государственного управления установлены ст. 16 Федерального закона от 10.01.2002 N 1-ФЗ.
В Федеральном законе от 06.04.2011 N 63-ФЗ, который должен вступить в силу с 1 июля 2013 г., существенно изменена терминология. В частности, введены понятия неквалифицированной и квалифицированной электронных подписей, а также уточнен порядок получения сертификатов ключей, организации взаимодействия между организациями, использующими электронные подписи, и удостоверяющими центрами.
Статьей 19 Федерального закона от 06.04.2011 N 63-ФЗ специально оговорено, что сертификаты ключей подписей, выданные в соответствии с Федеральным законом от 10.01.2002 N 1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи», признаются квалифицированными сертификатами в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Электронный документ, подписанный электронной цифровой подписью до 1 июля 2012 г., признается электронным документом, подписанным квалифицированной электронной подписью в соответствии с Федеральным законом от 06.04.2011 N 63-ФЗ.
Изменения 2020
Некоторые изменения в бухучете 2020 года:
- Пять новых стандартов (запасы, основные средства, документы (документооборот), активы (нематериальные), отчетность. Пока предполагается их использование (после вступления в силу) по собственному усмотрению, однако, начиная с 2020 года, планируется их обязательное использование.
- Из бухучета изымается лимит основных средств.
- Корректировка план-счетов.
- Система учета на малых предприятиях упрощается. Это касается основных средств, материалов и др. Разрешается их учитывать по стоимости, установленной поставщиком.
- Изменение в сроках начисления амортизации основных средств – один раз в год.