Подача апелляционной жалобы

Введение.

За последние годы налоговые органы РФ отлично автоматизировались и продолжают работать в этом направлении. По нашей статистике (и тут тоже мы ведем учет))))
заметно увеличилось количество различных запросов, которые получают налогоплательщики, от требований на уплату налогов и взносов, до пояснений расхождений в
декларации даже в 1 рубль. Не все и не всегда такие запросы являются правомерными, часть из них налогоплательщики могут игнорировать без каких-либо последствий для
себя, а есть запросы, отсутствие реакции на которые может привести к негативным последствиям, например, в виде штрафа или доначисления налога по акту проверки.

Сами налогоплательщики вносят свою «посильную лепту» в увеличение документооборота налогового контроля — не уплачивают налоги вовремя,
допускают различные ошибки в учете и/или отчетности, работают с «проблемными» контрагентами и так далее.

Несмотря на то, что формы запросов не столь многочисленны, основания, по которым налоговый орган имеет право направить такой запрос, расширяются из года в год.
В связи с этим мы решили выпустить цикл статей, в которых рассмотрим виды запросов, возможные причины их получения, а также дадим практические рекомендации, что со всем этим делать?

А начнем мы, пожалуй, с самого распространенного типа запроса, который, наверняка, получал хотя бы один раз в жизни любой предприниматель (или бухгалтер) – с требования об уплате налога или сбора.

Оформление и содержание документа

Несмотря на то, что составляется протокол в произвольной форме, здравый смысл требует, чтобы в документе присутствовали достаточно убедительные доводы и доказательства, подкрепленные грамотно оформленными документами и соответствующими законодательными нормами. Требуется структурировать текст возражений, составляя документ по аналогии с актом проверки, т. е., объединить все сведения в три основных блока:

  • вводный (общий), в котором представлена информация о собственно проверке, номере и дате акта, периоде проведения;
  • описательный, раскрывающий суть вопросов, ставших основанием для составления возражений. В этом блоке должны быть обстоятельно изложены все доводы проверяемой компании по каждой оспариваемой позиции. Заметим, что составлению протокола предшествует скрупулезная работа предприятия по разбору всех нарушений, отмеченных инспектором ИФНС, поскольку, оформляя такой документ, как протокол разногласий к акту проверки (образец ниже), следует точно знать, какие нарушения компанией действительно были допущены, а какие являются недоработкой или домыслами проверяющих. Обосновывать доводы компании следует, ссылаясь на соответствующие законы, разъяснения Минфина или ФНС, а также существующую судебную практику.

При возможности воссоздания недостающих документов или исправлении недостатков, о которых в акте идет речь, следует их восстановить и представить вместе с возражениями. Если в акте проверки обнаружены неточности в расчетах либо искаженная оценка хозяйственных операций, эти факты также указываются. Все спорные вопросы лучше сгруппировать в 2 категории – нарушения собственно процедуры проверки или норм материального права.

Если оспаривание касается только вопросов проведения проверки, руководитель ИФНС может вынести решение об осуществлении дополнительных контролирующих мероприятий, направленных на устранение процедурных упущений. Как правило, эти нарушения не влияют на финансовое положение организации, и немногие из них оформляют возражения по такому поводу. Компаниям лучше делать упор на нарушения по существу проверки, поскольку обжаловать решение о привлечении к налоговой ответственности предприятие вправе лишь в том объеме, который оспаривался в вышестоящем налоговом органе;

резолютивный, т. е. подводящий итог с указанием суммы доначисленных налогов, с которой организация не согласна и предлагающий определенный алгоритм действий. Кроме того, следует попросить ИФНС уведомить компанию о дне и времени разбора протокола разногласий, чтобы не дать повода налоговикам рассмотреть документ без ведома предприятия.

Если к возражениям приложены документы (копии), их количество следует упомянуть в строке «Прложения». Все копии заверяются полномочным представителем компании и печатью.

Какие требования не удастся оспорить

Что же на практике означает новый подход к оформлению требования об уплате налога? Он делает невозможным обжалование данного документа в тех ситуациях, в которых ранее налогоплательщики с легкостью добивались его отмены. Например, по причине некорректного — то есть не в точном соответствии с Налоговым кодексом — указания в требовании налога, по которому имеется недоимка. Раньше суды признавали такие документы незаконными, отмечая, что решение, на основании которого выставлено требование об уплате налога, не может восполнить недостатки оспариваемого требования (см., например, постановление ФАС Московского округа от 11.10.07 № КА-А40/10293-07).

Также теперь будет сложно добиться отмены требования, в котором не приведены нормы Налогового кодекса, устанавливающие обязанность налогоплательщика уплатить налог. Дело в том, что ссылки на соответствующие нормы наверняка будут содержаться в решении по результатам налоговой проверки или в налоговом уведомлении. Так что шансы оспорить требование об уплате налога по данному основанию остаются разве что в отношении требований, выставленных на основе налоговой декларации. В этом случае налогоплательщик может сослаться на информационное письмо Президиума ВАС РФ от 11.08.04 № 79 (далее — информационное письмо № 79). В пункте 13 этого информационного письма сказано, что требование об уплате налога, пеней должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения закона о налогах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог. А в декларации эти сведения отсутствуют.

Что сказал Пленум ВАС РФ

Форма требования об уплате налога утверждена приказом ФНС России от 03.10.12 № ММВ-7-8/662@ (далее — приказ № ММВ-7-8/662@). Казалось бы, чего проще — заполни все необходимые данные в этом документе и отошли его налогоплательщику. Однако обширная судебная практика свидетельствует о том, что инспекторы постоянно допускают ошибки при составлении требования. И эти ошибки позволяют налогоплательщикам такие требования не выполнять.

Недавно Пленум ВАС РФ высказал свое мнение по данной ситуации. В постановлении № 57 судьи указали, что требование об уплате налога, оформленное с нарушением установленных правил, признается действительным, если недостающие сведения имеются в тех документах, на основании которых оно вынесено, а само требование содержит ссылку на эти документы (п. 52 постановления). При этом Пленум ВАС РФ уточнил, что основанием для направления требования об уплате налога могут быть три документа: решение, принятое по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки, представленная налогоплательщиком налоговая декларация или налоговое уведомление.

Налоговые споры

Причины налоговых споров связаны с оценкой деятельности налогоплательщика. Чаще всего они возникают после проведенной проверки. Несогласие налогоплательщика могут вызвать:

  • доначисления по налогам, пени и штрафы;
  • приостановка операций по счету или его блокировка;
  • отказ вернуть выплаты, сделанные ошибочно;
  • отказ в возмещении НДС.

Основанием для спора могут стать и ошибки, которые допустил сам налогоплательщик при заполнении декларации или составлении платежных поручений.

Какими бы причинами ни были вызваны разногласия, если налогоплательщик считает, что закон на его стороне, он вполне может оспорить направленное ему уведомление. Нередко возникшие споры удается решить в досудебном порядке, так как налоговая служба не заинтересована в судебных процессах. Если при проверке выясняется, что претензии налоговиков необоснованны, то удается обойтись без обращения в суд. Если на первом этапе решить спор не удается, следует обратиться в вышестоящий налоговый орган. А если и там постигла неудача, то придется идти в суд.

Что сказал Пленум ВАС РФ

Недавно Пленум ВАС РФ высказал свое мнение по данной ситуации. В постановлении № 57 судьи указали, что требование об уплате налога, оформленное с нарушением установленных правил, признается действительным, если недостающие сведения имеются в тех документах, на основании которых оно вынесено, а само требование содержит ссылку на эти документы (п. 52 постановления). При этом Пленум ВАС РФ уточнил, что основанием для направления требования об уплате налога могут быть три документа: решение, принятое по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки, представленная налогоплательщиком налоговая декларация или налоговое уведомление.

Как оспорить налоговое требование об уплате налога

Чтобы оспорить налоговое требование об уплате налога, налогоплательщику необходимо:

  • Обладать навыками в области осуществления обжалования действий и решений налоговых органов
  • Внимательно ознакомиться с требованием ИФНС от уплате налога или штрафа, проверить правильность указания налогового объекта или налоговой баз

Нередко, выставляемые требования об уплате налога являются ошибочными. Лучшим вариантом является обратиться к квалифицированному специалисту.

Однако, если налогоплательщик осуществляет процедуру обжалования самостоятельно, то нужно грамотно изложить свои требования и направить по подведомственности тому органу или должностному лицу, которое вправе осуществлять процесс обжалования.

Оспорить решение ИФНС можно в судебном порядке, путем изложения по-существу требований в заявлении по установленной форме.

В чем суть проекта по подаче жалоб с помощью ТКС?

Теперь налогоплательщики могут подать досудебные (административные) жалобы на решения налоговых органов и действия или бездействие их должностных лиц в вышестоящие налоговые органы, а также получить ответы на них посредством телекоммуникационных каналов связи (ТКС).

ТКС – это специальное программное обеспечение, которое позволяет налогоплательщикам предоставлять налоговую отчетность и пользоваться доступом к таким услугам ФНС, как получение справок о состоянии расчетов, об исполнении налогоплательщиком обязанностей по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней и налоговых санкций, актов сверки расчетов налогоплательщика и т.п. Например, 1С, СБиС и др.

Право и сроки обжалования актов налоговой

Кроме того, порядок регулирования таких дел дополняется обширной судебной практикой. А некоторые разъяснения (касающиеся определённых терминов), следует брать из официальных писем самого органа ФНС.

В соответствии с требованиями ст.  НК РФ результат любой проверки налоговой в обязательном порядке должен быть оформлен в виде акта. При этом возможности по обжалованию этого документа действующее законодательство не предусмотрело. Однако, налогоплательщику предоставляется право по подаче соответствующих возражений на акт. При этом срок непредставление возражений определяется равным 1 месяцу. Помимо письменных возражений несогласному лицу предоставляется право по приложению соответствующих оправдывающих бумаг либо иных сведений, доказывающих его правоту.

По итогу истечения срока на подачу возражений органом ФНС выносится решение, которое в силу положений налогового законодательства уже допустимо обжаловать. Оно может содержаться в себе основания для привлечения к ответственности либо отказ от привлечения к таковой.

При этом сроки обжалования решения налогового органа будут напрямую зависеть от его вступления в законную силу:

  • если оно не вступило в законную силу: в течение месяца года с момента вступления (п.2 ст. 139.1 НК РФ). При этом документом, обжалующее решение будет именно апелляционная жалоба;
  • если оно вступило в законную силу: в течение одного года, при этом документ, содержащий возражения, будет именоваться как жалоба (ст.  НК РФ).

Виды жалоб и какую информацию они должны содержать

Существует несколько видов жалоб, которые можно подавать при обжаловании решения налогового органа:

  1. Жалоба. Документ под этим названием подаётся в том случае, если заявитель обжалует акт, вступивший в законную силу. При этом оно не обжаловалось в порядке апелляции. Подача этого документа возможна в течение одного года с момента его принятия;
  2. Апелляционная жалоба. Документ под этим названием предъявляется в случае, если решение ещё не успело вступить в свою силу, отсюда и сокращённый срок на её подачу — всего 10 дней. При этом подаётся она в тот же орган его выносивший, который впоследствии перенаправляет его в вышестоящую налоговую для рассмотрения.

В соответствии со ст. 139.2 НК РФ жалобы должны в себе иметь следующую информацию:

  • Данные заявителя по жалобе, именно:
    • Ф. И. О. и адрес регистрации для физического лица;
    • наименование и адрес местонахождения для предприятия;
  • Реквизиты акта, в содержанием которого не согласен податель жалобы либо указание на действие либо бездействие со стороны налоговой;
  • Указание на название органа ФНС, решение которого оспаривается;
  • Причины, со ссылкой на нормативные акты и законы, по которым заявитель не согласен с вынесенным актом;
  • Перечень требований, которые выдвигает апеллянт;
  • Способы, при помощи которых апеллянт желает получить решение по жалобе:
    • по почте на бумажном носителе;
    • в виде электронного письма;
    • через личный кабинет;
    • по иным каналам связи.

Нюансы подачи жалобы, технические особенности

  1. Жалобу можно подавать как на бумажном носителе, так и при помощи доступных средств связи;
  2. Документ должен содержать в себе всю информацию, определённую для его содержания;
  3. В жалобе обязательны ссылки на нормативные акты, а также приведение иных весомых аргументов, которые помогут доказать правоту заявителя;
  4. Если имеются какие-либо ещё процессуальные нарушения со стороны сотрудников органа ФНС, необходимо также их указать.

Технические особенности оформления будут следующие:

  1. Недопустимо приведение неаргументированных фактов. После каждого примера необходимо ссылаться на закон, нормы НК РФ, судебную практику арбитражных и высших арбитражных судов, письма и разъяснения соответствующих ведомств;
  2. Требуется указание фактов, свидетельствующих об исключении ответственности, смягчении наказания, отсутствии вины налогоплательщика.

Подача иска в суд

Если налогоплательщик не согласен с решением вышестоящего налогового органа или вышестоящий налоговый орган не рассмотрел жалобу в установленный срок, можно подать иск в суд (п. 2 ст. 138 НК РФ). Для этого нужно уплатить пошлину в размере 3000 руб. (ст. 333.21 НК РФ).

Информацию, которую нужно указать в иске

  • наименование арбитражного суда, в который подается исковое заявление;
  • для организаций — наименование истца, место нахождения; для ИП — место госрегистрации, номер телефона и e-mail;
  • наименование органа или лица, которые приняли оспариваемый акт и вышестоящего налогового органа;
  • название, номер и дата принятия оспариваемого акта;
  • цену иска (если иск подлежит оценке);
  • какие права заявителя были нарушены;
  • ссылки на законы и нормативные правовые акты, которым не соответствует решение налогового органа;
  • требование заявителя о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) должностных лиц незаконными.

Составление возражения на претензии, содержащиеся в акте налоговой проверки

Сначала налогоплательщик должен составить возражения на претензии, содержащиеся в акте налоговой проверки, и отправить их в ФНС в течение месяца с момента получения акта налоговой проверки. Можно представить письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям.

Датой получения акта считается дата, которую налогоплательщик сам указал при его получении, поэтому нужно следить, чтобы в акте была проставлена реальная дата вручения, а не более раннее число, иначе срок подачи возражений может сократиться. Если акт был направлен по почте, то датой его вручения считается 6-й день с даты отправки ИФНС заказного письма. В возражениях нужно указать номер и дату акта проверки и максимально подробно изложить, почему налогоплательщик не согласен с актом в целом или с его отдельными положениями, и по возможности подтвердить свои аргументы документально. Впоследствии, при подаче иска в суд, это будет доказательством того, что налогоплательщик достаточно активно отстаивал свою позицию. Также в перечне приложений надо указывать каждый прикрепляемый документ, чтобы исключить споры о составе заявки.

Налогоплательщику сообщают, где и когда будут рассматриваться акт проверки и возражения — он может присутствовать, давать устные пояснения и представлять подтверждающие документы. При этом аргументы налогоплательщика должны быть указаны в протоколе, который ведется при рассмотрении (п. 4 ст. 101 НК РФ).

Как правило, по итогам рассмотрения акта и возражений принимается одно из следующих решений:

  • о привлечении налогоплательщика к ответственности;
  • об отказе от привлечения ответственности;
  • о проведении дополнительного контроля.

Решения о привлечении к ответственности и об отказе можно обжаловать в вышестоящем налоговом органе и позже в суде. А результаты дополнительных мероприятий налогового контроля сами могут быть предметом для подачи возражений (п. 6.1 ст. 101 НК РФ).

Образец возражения на акт налоговой проверки можно скачать в Информации ФНС «Подача возражений на акты налоговых проверок».

Типы жалоб — апелляционная и обычная

Как уже понятно из заголовка, жалобы бывают разные. Общей их чертой является то что по сути своей они обе — это обращение в вышестоящую инстанцию в случае нарушения прав налогоплательщика. Это может быть Управление Федеральной налоговой службы по субъекту Российской Федерации, либо ФНС РФ. Различия между этими двумя типами жалоб тоже есть.

Апелляционная жалоба

Она подается касаемо решений, вынесенных налоговиками в результате проведенной проверки. Проверки в свою очередь подразделяются на:

  • Камеральные.
  • Выездные.

Камеральная проверка проводится на основе налоговых расчетов и прочих документов, отражающих деятельность налогоплательщика и имеющихся в наличии у налогового органа. Место проведения — нахождение налогового органа. Специального разрешения от руководителя налоговой в данном случае не требуется. Срок проведения — на протяжении 3 месяцев с момента предоставления декларации по налогам со стороны налогоплательщика.

Выездная проверка проводится согласно разрешению руководителя инспекции. Место проведения — нахождение налогоплательщика. Проводится по одному или нескольким видам налогов. Время проведения — не более 2 месяцев. В некоторых случаях срок может продлеваться, но максимально на 6 месяцев.

Апелляционная жалоба должна подаваться до момента вступления в силу решения, принятого согласно результатам налоговой проверки. А именно — не позднее одного месяца со дня, когда решение было вам вручено.

Срок вступления в силу такого решения откладывается до момента принятия нового со стороны вышестоящего органа.

Различие между обычной и апелляционной жалобами

Состоит в том, что оспариваемое решение по последней не будет имеет силы до момента вынесения решения ИФНС.

Жалоба составляется в свободной форме с обязательным указанием названия, адреса, реквизитов обжалуемого акта, наименования инспекции, а также с отражением сути претензии и требований с вашей стороны.

Подается обращение в ту инспекцию, решение которой планируется оспорить. Налоговики самостоятельно направляют ваше обращение в Управление федеральной налоговой службы по региону.

Какие требования не удастся оспорить

Что же на практике означает новый подход к оформлению требования об уплате налога? Он делает невозможным обжалование данного документа в тех ситуациях, в которых ранее налогоплательщики с легкостью добивались его отмены. Например, по причине некорректного — то есть не в точном соответствии с Налоговым кодексом — указания в требовании налога, по которому имеется недоимка. Раньше суды признавали такие документы незаконными, отмечая, что решение, на основании которого выставлено требование об уплате налога, не может восполнить недостатки оспариваемого требования (см., например, постановление ФАС Московского округа от 11.10.07 № КА-А40/10293-07).

Также теперь будет сложно добиться отмены требования, в котором не приведены нормы Налогового кодекса, устанавливающие обязанность налогоплательщика уплатить налог. Дело в том, что ссылки на соответствующие нормы наверняка будут содержаться в решении по результатам налоговой проверки или в налоговом уведомлении. Так что шансы оспорить требование об уплате налога по данному основанию остаются разве что в отношении требований, выставленных на основе налоговой декларации. В этом случае налогоплательщик может сослаться на информационное письмо Президиума ВАС РФ от 11.08.04 № 79 (далее — информационное письмо № 79). В пункте 13 этого информационного письма сказано, что требование об уплате налога, пеней должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения закона о налогах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог. А в декларации эти сведения отсутствуют.

Подача иска в суд

Если налогоплательщик не согласен с решением вышестоящего налогового органа или вышестоящий налоговый орган не рассмотрел жалобу в установленный срок, можно подать иск в суд (п. 2 ст. 138 НК РФ). Для этого нужно уплатить пошлину в размере 3000 руб. (ст. 333.21 НК РФ).

Информацию, которую нужно указать в иске

  • наименование арбитражного суда, в который подается исковое заявление;
  • для организаций — наименование истца, место нахождения; для ИП — место госрегистрации, номер телефона и e-mail;
  • наименование органа или лица, которые приняли оспариваемый акт и вышестоящего налогового органа;
  • название, номер и дата принятия оспариваемого акта;
  • цену иска (если иск подлежит оценке);
  • какие права заявителя были нарушены;
  • ссылки на законы и нормативные правовые акты, которым не соответствует решение налогового органа;
  • требование заявителя о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) должностных лиц незаконными.

Оформление жалобы на ИФНС

То, как составить жалобу в налоговую на ИФНС вышестоящему налоговому органу, регулирует Приложение № 5 к упомянутому приказу ФНС от 20.12.2019 № ММВ-7-9/645.

«Наименование вышестоящего налогового органа (ВНО)» и «Код ВНО»
Наименование и код вышестоящего налогового органа по отношению к налоговому органу, ненормативные акты, действия (бездействие) должностных лиц которого обжалуются

«от ___________»
Данные, идентифицирующие лицо, подающее жалобу:

  • полное наименование организации с указанием организационно-правовой формы, ИНН и КПП;
  • Ф.И.О. (отчество при наличии (применимо ко всем листам документа) ИП (физлица, не являющегося ИП);
  • ИНН.

«Номер жалобы (апелляционной жалобы):»
При наличии – исходящий номер жалобы, присвоенный ей ее подателем

«Лицо, нарушение прав которого обжалуется
Следующая информация (сведения) о лице, чьи права, по мнению заявителя, нарушены:

  • наименование организации, Ф.И.О. ИП (физлица, не являющегося ИП);
  • адрес места нахождения (места жительства) лица, нарушение прав которого обжалуется, в т.ч. почтовый индекс, наименование региона, район, город, населенный пункт, улица (проспект, переулок и т. д.), дом (владение), корпус, строение (сооружение), квартира, офис, комната (помещение);
  • ИНН/КПП организации или ИНН физлица (ИНН физлица, не являющегося ИП, указывают при его использовании этим физлицом).

«Предмет обжалования:»
Одно из следующих значений:

  • 1 – решение налогового органа, вынесенное по результатам налоговой проверки;
  • 2 – налоговое уведомление;
  • 3 – требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафов, процентов;
  • 4 – иные документы, действия (бездействие) должностных лиц налоговых органов.

«Реквизиты обжалуемого документа:»
Номер и дата обжалуемого документа (при наличии)

«Наименование налогового органа, акт ненормативного характера, действия (бездействие) должностных лиц которого обжалуются:»
Наименование и код налогового органа, ненормативные акты, действия (бездействие) должностных лиц которого обжалуются

«Основания, по которым лицо, подающее жалобу (апелляционную жалобу), считает, что его (лица, нарушение прав которого обжалуется) права нарушены:»
Обстоятельства, на которых основаны доводы заявителя. При наличии указывают подтверждающую эти обстоятельства информацию.

«Требования лица, подающего жалобу (апелляционную жалобу):»
Требования заявителя по жалобе

«Способ получения решения по жалобе (апелляционной жалобе):»
Соответствующий признак получения решения по жалобе:

  • при направлении её в электронной форме по ТКС: «1» – на бумажном носителе по почте или «2» – в электронной форме по ТКС;
  • при направлении жалобы на бумажном носителе: «1» – на бумажном носителе по почте или «3» – лично;
  • при направлении жалобы через личный кабинет налогоплательщика: «4» – через личный кабинет.

«Код жалобы (апелляционной жалобы):»
Одно из следующих значений в зависимости от подаваемого вида жалобы:

  • 1 – жалоба;
  • 2 – апелляционная жалоба.

«Жалоба (апелляционная жалоба) представлена представителем лица, нарушение прав которого обжалуется:»
Одно из следующих значений:

При указании значения «2» заполняют поле «наименование и дата выдачи (составления) документа, подтверждающего полномочия лица, подающего жалобу (апелляционную жалобу)».

При этом в указанном поле помимо наименования и даты выдачи (составления) документа, подтверждающего полномочия лица, подающего жалобу, указывают и иные реквизиты такого документа, в т. ч. его номер, срок действия.

«Жалоба (апелляционная жалоба) составлена на _____ страницах с приложением подтверждающих документов или их копий на _____ листах»
При подаче жалобы на бумаге указывают количество страниц, на которых составлен текст жалобы, а также количество листов документов, подтверждающих требования заявителя по жалобе, или их копий, и документа, подтверждающего полномочия лица, подающего жалобу при их наличии.

«Лицо, подписавшее жалобу (апелляционную жалобу):»
Фамилия, имя, отчество лица, подающее жалобу. Также проставляется дата составления жалобы и подпись заявителя по жалобе.

В случае направления жалобы в электронной форме по ТКС, подписанной усиленной квалификационной электронной подписью лица, представившего жалобу, а также при направлении жалобы через личный кабинет указанный блок не заполняют.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector