Просто о новом 54-фз
Содержание:
- Кто может не применять ККТ после 1 июля
- Что представляет собой закон?
- Требования к фискальному накопителю.
- Требования к кассовому чеку и БСО.
- Применение ККТ.
- Как работает онлайн-касса
- ШТРАФЫ за работу без онлайн кассы
- Письмо Минфина России от 26 мая 2021 г. N 30-01-15/40362 Об особенностях применения контрольно-кассовой техники
- Последние изменения, касающиеся применения ККТ
- Есть ли в новом законе хоть какие-то плюсы для бизнеса
- Как перейти на работу по новым правилам: шаг за шагом
- Какие данные будут указаны в новых чеках
- Кто такой оператор фискальных данных и зачем он вообще нужен
- Регистрация ККТ.
- В каких случаях потребуется ведение онлайн-кассы?
- Особенности применения ККТ.
Кто может не применять ККТ после 1 июля
С 1 июля 2021 года все ИП, включая тех, кто реализует товары собственного производства, выполняет работы или оказывает услуги, не привлекая наемных работников, обязаны применять кассовую технику. Парикмахеры, мастера маникюра, косметологи, которые арендуют место в салонах красоты и имеют статус индивидуального предпринимателя, изготовители мебели, швеи и пекари – все они должны рассчитываться с покупателями через кассу.
Таким предпринимателям необходимо приобрести контрольно-кассовую технику, включенную в реестр ККТ, и зарегистрировать ее через личный кабинет на сайте ФНС России. Также можно подать заявление на регистрацию ККТ в любой налоговый орган.
ИП, не имеющие наемных работников, чей доход при реализации товаров собственного производства, выполнении работ, оказании услуг не превышает 2,4 млн руб. в год, могут перейти на специальный налоговый режим «налог на профессиональный доход», то есть стать самозанятыми. У таких налогоплательщиков отсутствует обязанность применения ККТ в соответствии со Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ.
Часть представителей бизнеса будет иметь возможность не использовать онлайн-кассы и после 01.07.2021, в том числе:
• если предприниматель работает в отдаленных и труднодоступных местностях (в Бурятии перечень таких местностей утвержден постановлением Правительства Республики Бурятия от 3 апреля 2001 года № 119);
• при торговле в киосках мороженым, в розлив безалкогольными напитками, молоком и питьевой водой, квасом, живой рыбой, керосином, при сезонной торговле вразвал овощами (картофелем, фруктами и бахчевыми культурами);
• при приеме от населения стеклопосуды и утильсырья;
• при оказании услуг по ремонту и покраске обуви, изготовлению и ремонту металлической галантереи и ключей и т.д.
Полный перечень работ и услуг, при которых ККТ может не применяться, содержится в Закона № 54-ФЗ.
Напоминаем, что в настоящее время налоговой службой реализуется проект по исключению недобросовестного поведения на рынках. Целью проекта является сокращение теневого оборота за счет увеличения выручки, фиксируемой с применением ККТ, и, как следствие, создание равных, конкурентных условий ведения бизнеса.
Налоговая служба просит налогоплательщиков, с целью исключения применения мер административной ответственности, соблюдать законодательство о применении ККТ.
Что представляет собой закон?
Федеральный закон № 54-ФЗ “О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа” был принят Государственной Думой в третьем чтении 25 апреля 2003 года и одобрен Советом Федерации 14 мая того же года. Законодательство было подписано президентом Российской Федерации 22 мая 2003 года.
ФЗ о торговле в новой редакции здесь:
Закон предусматривает требования к применению контрольно-кассовой техники и порядка произведения расчётов с использованием кассовых аппаратов с целью соблюдения прав потребителей, а также прав и интересов организаций и граждан.
Требования к фискальному накопителю.
Изменения внесены и в ст. 4.1 Федерального закона № 54-ФЗ. Выделим наиболее интересные пользователям ККТ поправки:
-
методические указания по формированию фискальных документов при осуществлении отдельных видов расчетов будут разрабатываться и размещаться уполномоченным органом (ФНС) на его официальном сайте в Интернете;
-
оператор фискальных данных может осуществлять обработку фискальных данных, полученных от пользователя, в интересах и по поручению названного пользователя в статистических или иных исследовательских целях без обезличивания таких фискальных данных (если это установлено договором на обработку фискальных данных) с учетом требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных». Действие указанного положения не распространяется на персональные данные покупателя (клиента).
Требования к кассовому чеку и БСО.
Количество обязательных реквизитов кассового чека и БСО увеличилось – к ним добавился QR-код.
Кроме этого, при осуществлении расчетов, указанных в п. 5.1 ст. 1.2 Федерального закона № 54-ФЗ, кассовый чек должен содержать сведения о месте (адресе) установки автоматического устройства для расчетов, с применением которого был осуществлен расчет.
Особо отметим новый п. 6.1 ст. 4.7 Федерального закона № 54-ФЗ, который устанавливает дополнительные обязательные реквизиты при расчетах между организациями и (или) индивидуальными предпринимателями с использованием наличных денег или с предъявлением электронных средств платежа (пластиковой карты):
-
наименование покупателя (клиента) (наименование организации, фамилия, имя, отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя);
-
ИНН покупателя (клиента);
-
сведения о стране происхождения товара (при осуществлении расчетов за товар);
-
сумма акциза (если применимо);
-
регистрационный номер таможенной декларации (при осуществлении расчетов за товар) (если применимо).
Дополнительные обязательные реквизиты для кассового чека (БСО) установлены и при осуществлении расчетов при выплате выигрыша при осуществлении деятельности по организации и проведению азартных игр и лотерей, при получении страховой премии или при страховой выплате (п. 6.2 ст. 4.7 Федерального закона № 54-ФЗ):
-
наименование клиента или страхователя (наименование организации, фамилия, имя, отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя или физического лица);
-
ИНН клиента или страхователя (при отсутствии у физического лица ИНН – серия и номер паспорта такого физического лица).
Новые п. 6.1 и 6.2 ст. 4.7 Федерального закона № 54-ФЗ вступают в силу с 1 июля 2019 года.
Применение ККТ.
Уточняется, что кассовый чек коррекции (БСО коррекции) формируется пользователем в целях исполнения обязанности по применению ККТ в случае осуществления ранее таким пользователем расчета без применения ККТ либо в случае применения ККТ с нарушением требований законодательства РФ (п. 4 ст. 4.3 Федерального закона № 54-ФЗ).
Согласно новому п. 5.1 ст. 4.3 Федерального закона № 54-ФЗ отчет о закрытии фискального накопителя формируется только после передачи ККТ в налоговые органы через ОФД всех фискальных документов, сформированных таким фискальным накопителем, которые должны были быть переданы в налоговые органы через ОФД, и получения подтверждения в отношении всех этих фискальных документов.
Как работает онлайн-касса
Новая касса, или онлайн-касса, сильно отличается от той, к которой привыкли продавцы. Во-первых, привычный кассовый блок (ЭКЛЗ — электронная контрольная лента защищённая) заменяется на фискальный накопитель. Это небольшое устройство, в памяти которого хранится информация обо всех продажах, выполненных на кассе. Фискальный накопитель шифрует данные и отправляет их в ФНС.
Заявленная стоимость фискального накопителя – 8 000 рублей, однако в настоящий момент в силу дефицита цена доходит и до 15 000 рублей. Срок работы прибора – 13 месяцев
Владелец кассы имеет право самостоятельно заменять фискальный накопитель по истечении периода использования. Но, судя по всему, поставщики кассовой техники будут требовать, чтобы это выполняли сертифицированные специалисты – например, в рамках договора обслуживания ККТ. В ином случае это может грозить снятием кассового аппарата с гарантии.
Кассовый аппарат также должен быть оборудован интерфейсом для подключения к интернету – проводному или беспроводному (WiFi, мобильный интернет).
Некоторые кассовые аппараты могут быть модернизированы под новые стандарты. Некоторые – нет. Это можно выяснить только у производителя.
Стоимость новых касс – от 18 000 до 70 000 рублей, в зависимости от характеристик и возможностей
При покупке нужно обращать внимание на то, входит ли в объявленную стоимость фискальный накопитель.
ШТРАФЫ за работу без онлайн кассы
Если ФНС в ходе проверки обнаружит, что предприятие работает без кассы, ему грозит штраф.
Для ИП штраф составляет от 25% до 50% выручки, полученной без кассы, но не меньше 10 тысяч рублей.
Для организации — от 75% до 100% неучтённой выручки, но не меньше 30 тысяч рублей.
Если нарушитель продолжает работать без кассы и его выручка уже составила как минимум 1 млн рублей, руководителю запретят занимать эту должность на срок от одного до двух лет, а деятельность организации или ИП приостановят на срок до 90 дней.
Как налоговая выявляет нарушения при применении ККТ? Кроме проверок самой налоговой инспекции, любой покупатель может пожаловаться в ФНС на то, что ему не выдали чек. Для этого налоговая служба разработала мобильное приложение, доступное всем желающим.
Письмо Минфина России от 26 мая 2021 г. N 30-01-15/40362 Об особенностях применения контрольно-кассовой техники
17 июня 2021
Департамент анализа эффективности преференциальных налоговых режимов Минфина России рассмотрел обращение и по вопросу применения контрольно-кассовой техники сообщает следующее.
В соответствии с пунктом 2 статьи 4.3 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон N 54-ФЗ) перед началом осуществления расчетов с применением контрольно-кассовой техники формируется отчет об открытии смены, а по окончании осуществления расчетов — отчет о закрытии смены. Кассовый чек (бланк строгой отчетности) не может быть сформирован позднее чем через 24 часа с момента формирования отчета об открытии смены.
Кассовый чек и бланк строгой отчетности должны содержать обязательные реквизиты и отвечать требованиям статьи 4.7 Федерального закона N 54-ФЗ и Приказа ФНС России от 14.09.2020 N ЕД-7-20/662@ «Об утверждении дополнительных реквизитов фискальных документов и форматов фискальных документов, обязательных к использованию» (далее — Приказ), за исключением случаев, установленных Федеральным законом N 54-ФЗ.
Согласно положениям пункта 1 статьи 4.7 Федерального закона N 54-ФЗ и Приказа в состав фискальных документов «отчета об открытии смены», «кассового чека (бланка строгой отчетности)» и «отчета о закрытии смены» включается реквизит «кассир» (тег 1021) во всех случаях, за исключением применения контрольно-кассовой техники для расчетов, осуществляемых с использованием автоматических устройств для расчетов.
Учитывая изложенное, кассовый чек (бланк строгой отчетности) должен содержать должность и фамилию лица, осуществившего расчет с покупателем (клиентом), оформившего кассовый чек или бланк строгой отчетности и выдавшего (передавшего) его покупателю (клиенту) (за исключением расчетов, осуществленных с использованием автоматических устройств для расчетов, применяемых в том числе при осуществлении расчетов в безналичном порядке в сети «Интернет»).
Одновременно информируем, что Федеральный закон N 54-ФЗ не ограничивает использование дополнительного функционала контрольно-кассовой техники, в том числе дополнительных функций программного обеспечения контрольно-кассовой техники, позволяющих расширить возможности контрольно-кассовой техники для удобства ее использования, который приобретается пользователем контрольно-кассовой техники на добровольной основе.
Настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации и не препятствует руководствоваться нормами законодательства в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директорадепартамента анализаэффективности преференциальныхналоговых режимов Минфина | А.Т. Заитов |
Последние изменения, касающиеся применения ККТ
Обновленная редакция ФЗ № 54 начала действовать год назад. Как изменения вступили в силу? Модернизировалось название Федерального закона — добавилось словосочетание «с использованием электронных средств платежа», вместо «платежных карт». Были модернизированы и дополнены ст. с первой по седьмую настоящего ФЗ о использовании контрольно-кассовых аппаратов.
- Ст. 1.1 о базовых понятиях, применяемых в настоящем ФЗ;
- Ст. 1.2. об областях и регламенте использования контрольно-кассовой техники;
- Ст. 2 об особенностях использования контрольно-кассовой техники;
- Ст. 3 обновлена и дополнена ст. 3.1;
- Ст. 4 обновлена. Добавлены ст. 4.1- 4.7;
- Ст 5 об обязанностях предприятий и ИП, осуществляющих расчетные операции потребителей была изменена;
- Ст. 7 о правах и обязанностях органов налоговой службы при контроле за соблюдением положений законодательства при эксплуатации контрольно — кассовой техники.
54 ФЗ п 2 ст 2
Новые правила эксплуатации контрольно-кассовой техники отрегулированы в п 2 ст 2 федерального закона 54 ФЗ. В новой редакции увеличился перечень предприятий и ИП, которым применять контрольно- кассовую технику необязательно. Кто имеет право производить операции расчета без использования контрольно-кассового аппарата:
- Оказывающим услуги по починке обувных изделий;
- Занимающимся починкой и изготовлением галантерейных металлических изделий;
- Продающим изделия типа «хенд-мейд»;
- Сдающим в наем жилплощадь;
- Реализующим печатную периодическую продукцию (газеты, журналы), через киоски и ларьки;
- Реализующим безалкогольную разливную продукцию, мороженные десерты;
- Реализующим продукцию из автоцистерны;
- Сезонным продавцам, торгующим сельхозпродукцией;
- Торгующим на ярмарках, выставках, в розницу на рынке;
- Владельцам аптек, находящихся в населенных пунктах, где аптечные сети отсутствуют;
- Реализаторам трудящимся в отдаленных по местоположению пунктах (села, деревни, и.т.п.). Пункт должен значится в официальном перечне труднодоступных и отдаленных населенных объектов РФ.
По новым правилам, реализаторы работающие в отдаленных местностях должны по запросу предоставить акт покупки — отчетный бланк. В противном случае, их ждет административное взыскание, а за систематическое нарушение — запрет на торговлю.
Список, предприятий и ИП, обязанных использовать контрольно- расчетную кассовую технику, так же был расширен:
- Платящие налоги по системам ЕНВД и ПСН. В обязательном порядке применение контрольно-кассовой техники для них вступает в силу с 01.07.2018 года. До этого момента они обязаны предоставить потребителю акт, подтверждающий оплату, по его запросу;
- Владельцы торговых автоматов должны до 01.07.2018 оснастить устройства контрольно-кассовой техникой;
- Владельцы терминалов для оплаты услуг обязаны оборудовать устройства контрольно кассовой техникой для онлайн расчетов платежей.
Контрольно-кассовая расчетная техника передает сведения о расчет операциях в налоговую службу через ОФД (оператор фискальных данных). По новым требованиям закона крупные предприниматели, имеющие контрольно-кассовую технику, обязаны заменять фискальный накопитель каждый год. Для владельцев малого бизнеса — период замены — каждые три года.
Процедура регистрации контрольно кассовой техники значительно упрощается. Есть право заполнить бумажную или электронную заявку. Причем, если регистрация электронная пользователь не обязан приходить в органы ФСН.
Теперь потребителю выдается только электронный чек. Если расчет произошел через интернет — чек электронный. Если покупка не в интернете, выдается чек на бумажном носителе, но запросу потребитель имеет право получить и электронный
При любых расчетных операциях потребитель получает на емайл адрес электронный чек. Если у него нет электронного адреса или он запрашивает чек на бумажном носителе, продавец должен его выдать. Реквизитные данные в период совершения купли-продажи товара, которые нужно указать в документах по новому закону:
- Число и время покупки;
- Где была совершена покупка (наименование онлайн магазина или местоположение точки продаж);
- Тип налоговой системы;
- Величина НДС;
- учетный код ФН.
Есть ли в новом законе хоть какие-то плюсы для бизнеса
Несмотря на то, что из-за вступившего в силу нового закона малый бизнес понесёт вполне ощутимые затраты и будет вынужден во многом перестроить свою работу, эта реформа имеет ряд плюсов и преимуществ.
Главную выгоду от нового порядка получат предприниматели, уровень дохода которых зависит не от степени хитрости в отношении неуплаты налогов, а от того, насколько полезный бизнес они создали, насколько его ценят покупатели, насколько хорошо отлажены бизнес-процессы. То есть честный бизнес.
Те, для кого сокрытие выручки было средством повышения эффективности бизнеса – безусловно, сильно пострадают. И чем больше ожиданий возлагалось на уклонение от налогов – тем более сильный удар будет нанесён новым законодательством.
Среди других полезных последствий также можно отметить следующие:
Отсутствие необходимости ходить в ФНС для регистрации, перерегистрации, снятия с учета касс – теперь всё это можно сделать дистанционно на сайте ФНС.
Снижение количества проверок (во всяком случае, это декларируется). Поскольку данные о продажах будут поступать в налоговые органы автоматически, у фискалов отпадёт необходимость проводить массовые проверки с непосредственным выездом сотрудников на места установки касс. Проверки касс и расчётов теперь будут осуществляться в автоматизированном режиме.
Также декларируется, что обслуживать кассовые аппараты можно будет самостоятельно — без привычных недешёвых договоров с Центрами технического обслуживания (ЦТО). Но на практике пока это не подтверждается. Производители касс стараются сохранить монополию своих специалистов на обслуживание техники, угрожая снятием гарантий.
Как перейти на работу по новым правилам: шаг за шагом
Чтобы перейти на новый порядок применения контрольно-кассовой техники нужно осуществить следующие действия:
Шаг первый – снять старую кассу с учёта. Это придется сделать по старинке, то есть с личным посещением налоговой инспекции.
Шаг второй – модернизировать кассу или установить новый кассовый аппарат. Свяжитесь с производителем или поставщиком вашей кассы и уточните, подлежит ли она обновлению. Если кассу модернизировать нельзя, то нужно покупать новую. При выборе модели имейте в виду, что касса должна входить в госреестр ККТ
Кроме того, полезно обратить внимание, работает ли новая касса с товароучётной программой, например, с «1С». Проверить совместимость софта и оборудования можно здесь и на сайтах производителей касс.
Шаг третий – заключить договор с оператором фискальных данных. Выбор ОФД пока невелик, в целом их условия и цены идентичны. Заключать договоры ОФД предпочитают в электронном виде, то есть используя
электронный документооборот
.
Для этого потребуется электронная подпись. Если вам потребуется бесплатная помощь в выборе и подключении ОФД – можно воспользоваться сервисом «
1С-ОФД
»»>1С-ОФД».
Шаг четвёртый — поставить новую кассу на учёт в ФНС. И новую, и модернизированную кассу нужно поставить на учёт в налоговых органах. Для этого необходимо создать личный кабинет на сайте ФНС и иметь квалифицированную электронную подпись. Получить её можно в одном из удостоверяющих центров.
Для постановки на учёт кассового аппарата можно использовать квалифицированную электронную подпись, которую использует организация для сдачи отчётности в ФНС. Данная КЭП должна быть выпущена либо на руководителя организации, либо на лицо, имеющее право подписывать документы без доверенности (согласно данным ЕГРЮЛ).
Такая подпись может быть у вашего бухгалтера. Или же у него может быть право получить такую подпись бесплатно по договору сопровождения «1С» (в сервисе «1С-Подпись»). Поэтому прежде чем платить за новую подпись – поинтересуйтесь о такой возможности у своего бухгалтера.
Об авторе
Мария Правдина —
руководитель проектов фирмы «1С», эксперт в сфере программного обеспечения для малого и среднего бизнеса. Образование: факультет экономической кибернетики МЭСИ. В фирме «1С» — с 2006 года, занимается продвижением сервисов для автоматизации управления и учёта (в том числе решениями по интеграции решений «1С» с государственными информационными системами).
Постановка на учёт кассы выполняется дистанционно, то есть никуда ехать и везти кассовый аппарат не потребуется.
К процессу постановки на учет и фискализации кассы нужно отнестись очень внимательно. Дело в том, что если процессе фискализации кассы – то есть при записи полученного в ФНС регистрационного номера в фискальный накопитель — будет совершена ошибка, то её уже нельзя будет исправить. Такой фискальный накопитель будет испорчен. Поэтому обычно эту процедуру поручают специалистам, которые знают и кассовый аппарат, и процесс фискализации.
Шаг пятый – подключить кассу к интернету. Это можно сделать как самостоятельно, так и с помощью специалистов. Особых требований к интернету закон не предъявляет.
Шаг шестой – обучить персонал работе с новыми кассами и запустить их в работу. Порядок работы с онлайн-кассами в принципе не отличается от привычного. Но есть и несколько новшеств. Кассира придётся обязать перед пробитием чека спрашивать покупателя, не хотел бы тот получить электронный чек. И в случае такого пожелания — указывать в программе электронный адрес или телефонный номер. Техническому специалисту или директору нужно будет взять за правило контролировать наличие неотправленных чеков в фискальном накопителе. Эта информация есть, к примеру, в торговых программах «1С», к которым подключаются кассы. Если неотправленные чеки есть – нужно будет разобраться с подключением к интернету или доступности ОФД. После решения проблемы прямо в программе можно будет дать команду фискальному накопителю отправить чеки в ОФД.
Для более крупных розничных компаний могут потребоваться и более серьёзные изменения бизнес-процессов.
Какие данные будут указаны в новых чеках
В чеках, которые будут выдавать онлайн-кассы, содержится намного больше информации, чем было раньше. Теперь туда включаются, в числе прочих, и следующие сведения:
- информация о системе налогового учёта продавца;
- признак расчёта (приход, возврат и т.д.);
- наименование проданных товаров;
- сумма расчёта с отдельным указанием ставки и размера НДС;
- форма расчёта (наличные или электронный платёж).
Также на чеке будет размещен QR-код, по которому покупатели смогут с помощью специального мобильного приложения найти свой чек на сайте ФНС.
Большинство данных касса получает из программы, в которой компания ведет товарный учёт. Если такого учёта раньше не было, а в чеках пробивалась только общая сумма покупки – необходимо такой учёт организовать и обеспечить выгрузку нужных данных в кассу.
Такое торговое приложение может быть размещено на компьютере или в «облаке» — в онлайн-сервисе, доступном пользователю через интернет.
Есть тип касс, которые могут работать автономно, без подключения к компьютеру. Обычно их используют небольшие торговые точки, курьеры, пункты разъездной торговли и т.д. У них есть одно неудобство — если товаров довольно много, то забить их в такую кассу и регулярно менять их цены затруднительно.
Важно! И бумажный, и электронный чеки имеют одинаковую юридическую силу – то есть по любому из них можно вернуть товар в магазин или подтвердить понесённые расходы (например, оплату лечения для налогового вычета или компенсацию расходов в командировке). То есть при наличии электронного чека можно не опасаться потерять бумажный
Кто такой оператор фискальных данных и зачем он вообще нужен
Законодательно в процессе передачи данных от кассы в ФНС предусмотрен обязательный посредник — оператор фискальных данных, или ОФД. Это компании, которым ФНС делегировала собирать информацию с фискальных накопителей касс и транслировать её на свои серверы. Реестр ОФД опубликован на сайте ФНС. Договор с ОФД должен быть заключён для каждой кассы. Стоимость годового договора — 3 000 рублей.
Важный вопрос – как быстро ваш чек будет отправлен в ФНС. В законе нет требования о моментальной отправке чека в ОФД. На это отводится до 30 календарных дней с момента формирования чека. Поэтому если «отвалился» интернет – ничего страшного не случится, неотправленные чеки будут накапливаться в фискальном накопителе, а при восстановлении связи – будут отправлены в ОФД. Но если в течение 30 дней информация не передана, то фискальный накопитель будет автоматически заблокирован и касса перестанет печатать чеки.
Несмотря на наличие посредника, ответственность за своевременность передачи данных в ФНС несёт владелец кассы.
Регистрация ККТ.
Обновления затронули и порядок регистрации, перерегистрации и снятия с учета ККТ в налоговом органе, который урегулирован ст. 4.2 Федерального закона № 54-ФЗ.
В заявлении о регистрации дополнены сведения, которые необходимо указывать отдельным пользователям:
-
сведения о применении ККТ при приеме денежных средств при реализации лотерейных билетов, электронных лотерейных билетов, приеме лотерейных ставок и выплате денежных средств в виде выигрыша при осуществлении деятельности по проведению лотерей (в случае регистрации ККТ, которая будет применяться пользователем при осуществлении такой деятельности);
-
сведения о применении ККТ с автоматическими устройствами, указанными в п. 5.1 ст. 1.2 Федерального закона № 54-ФЗ, и о номерах этих автоматических устройств (при регистрации ККТ, предназначенной для использования с автоматическими устройствами в указанных случаях).
Теперь при регистрации, перерегистрации или снятии с учета ККТ пользователь получит соответствующую карточку в течение десяти рабочих дней. Раньше налоговики должны были выдать ее в течение пяти рабочих дней. Этот срок остался при снятии ККТ налоговым органом в одностороннем порядке.
Статья 4.2 Федерального закона № 54-ФЗ дополнена п. 8.1, который устанавливает порядок действий в случае поломки фискального накопителя, исключающей возможность считывания всех фискальных данных, которые должны храниться в его памяти.
Согласно новому п. 18 ст. 4.2 Федерального закона № 54-ФЗ ККТ снимается налоговыми органами с регистрационного учета в одностороннем порядке без заявления пользователя в случае внесения записи в ЕГРЮЛ о прекращении деятельности юридического лица или ЕГРИП о прекращении деятельности физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.
В каких случаях потребуется ведение онлайн-кассы?
После вступления в силу поправок к 54-ФЗ сфер, где не требуется наличие онлайн-кассы практически не остается.
Онлайн-касса является обязательной для:
- ИП и юридических лиц на ЕНВД, которые оказывают бытовые услуги, сдают помещения в аренду, проводят работы в автосервисе,
- ИП на ЕНВД и патентной системе, работающие в сфере общепита, но не имеющие сотрудников, оформленных по трудовому договору. Например, владельцы киосков по продаже продуктов питания, кофе, фаст-фуда, которые работают самостоятельно.
- ИП, имеющие торговые автоматы без наемных сотрудников, в том числе и собственники вендинговых автоматов, например, по продаже бахил, кофе, упакованных продуктов питания. В этом случае в обязательном порядке на корпусе автомата должен быть указан его заводской номер в доступном месте, чтобы покупатели могли его найти не прилагая особых усилий.
- Предприниматели, которые проводят безналичные расчеты, то есть все онлайн-магазины и площадки по продаже в интернете.
- Некоторые индивидуальные предприниматели на патентной системе налогообложения, которые оказывают услуги по ремонту машин и оборудования, пассажирским и грузовым перевозкам, ветеринарии, по проведению спортивных занятий, охота и рыболовство, предоставление медицинских услуг, продажи в розничных магазинах площадью до 50 квадратных метров, организация общественного питания в помещениях без зала и с залом до 50 квадратных метров.
- Страховые агенты, кредитные организации, государственные и муниципальные библиотеки и платные парковки.
Стоит отметить, что ИП на УСН не получили освобождения от установки онлайн-касс.
Кроме того, без кассы после июля 2020 года смогут продолжать работать ИП, которые ведут свою деятельность в труднодоступной местности. Список таких регионов утвержден органами государственной власти субъектов РФ.
Без кассы могут пока работать предприниматели, работающие в медицинской и фармацевтической сфере в сельской местности, а так же те, кто ведет льготную деятельность
Льготы имеет:
- Уличная торговля (мороженое, квас, газеты, овощи),
- Подсобные рабочие,
- Работающие в сфере помощи незащищенным категориям людей, например, осуществляющие уход за больными или пожилыми людьми, присмотр за детьми,
- Предприниматели, сдающие квартиры вместе с парковочными местами, расположенные в многоквартирном доме, которые находятся в собственности ИП.
Особенности применения ККТ.
Внесен ряд уточнений и обновлений в порядок применения ККТ отдельными категориями пользователей.
Во-первых, ККТ не применяется кредитными организациями, при этом они обязаны вести перечень автоматических устройств для расчетов, находящихся в их собственности или пользовании.
Во-вторых, ККТ не применяется организациями и индивидуальными предпринимателями в механических автоматических устройствах для расчетов при осуществлении расчетов, совершаемых исключительно монетой ЦБ РФ.
В-третьих, внесены коррективы в п. 2 ст. 2 Федерального закона № 54-ФЗ, а именно организации и индивидуальные предприниматели могут не применять ККТ при осуществлении следующих видов деятельности (оказании услуг):
-
продажа газет и журналов только на бумажном носителе;
-
разносная торговля вне стационарной торговой сети продовольственными и непродовольственными товарами (за исключением технически сложных товаров и продовольственных товаров, требующих определенных условий хранения и продажи, товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации) с рук, из ручных тележек, корзин и иных специальных приспособлений для демонстрации, удобства переноски и продажи товаров, в том числе в пассажирских вагонах поездов и на борту воздушных судов;
-
торговля в розлив молоком и питьевой водой (добавлена к торговле в киосках мороженым и безалкогольными напитками в розлив).
Продажа проездных билетов и талонов в общественном транспорте будет исключена из видов деятельности, при которых можно не применять ККТ, с 1 июля 2019 года.
Применение ПСНО предпринимателями.
Статья 2 Федерального закона № 54-ФЗ дополнена п. 2.1, согласно которому индивидуальные предприниматели, применяющие ПСНО, могут осуществлять расчеты без применения ККТ при условии выдачи (направления) покупателю подтверждающего документа, содержащего необходимые реквизиты. Но сказанное не распространяется на индивидуальных предпринимателей, осуществляющих виды предпринимательской деятельности, установленные пп. 3, 6, 9 – 11, 18, 28, 32, 33, 37, 38, 40, 45 – 48, 53, 56, 63 п. 2 ст. 346.43 НК РФ.
Территории военных объектов. К местностям, отдаленным от сетей связи, добавили территории военных объектов, объектов органов федеральной службы безопасности, органов государственной охраны, органов внешней разведки. На указанных территориях можно не передавать данные ККТ в онлайн-режиме.
Расчеты между организациями и (или) индивидуальными предпринимателями. Согласно новой редакции п. 9 ст. 2 Федерального закона № 54-ФЗ ККТ не применяется при осуществлении расчетов в безналичном порядке между организациями и (или) индивидуальными предпринимателями, за исключением осуществляемых ими расчетов с использованием электронного средства платежа с его предъявлением (например, банковской карты). Таким образом, все наличные расчеты и расчеты с помощью банковской карты (электронного средства платежа) между организациями и (или) индивидуальными предпринимателями требуют обязательного применения ККТ.
Парковки.
Организации, реализующие полномочия органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления по предоставлению за плату права пользования парковками (парковочными местами), не применяют ККТ. Но здесь есть одно условие: эти организации должны перечислять в полном объеме полученные за парковку денежные средства на счет, открытый в территориальном органе Федерального казначейства, в течение пяти рабочих дней со дня их получения. Сведения о таких организациях орган государственной власти субъекта РФ должен доводить до сведения уполномоченного органа.
Страховые организации. При осуществлении страховщиком расчетов со страхователями с участием страховых агентов – физических лиц страховщик применяет ККТ при получении этим страховщиком денежных средств от такого страхового агента с направлением кассового чека (БСО) в электронной форме страхователю.
Библиотеки.
Государственные и муниципальные библиотеки, а также библиотеки РАН, НИИ, образовательных организаций могут не применять ККТ при оказании платных услуг населению, перечень которых будет утвержден Правительством РФ.