Бюджетирование на предприятии: опыт внедрения
Содержание:
- Особенности российских стандартов бухучета
- Шаг 3. Определите статьи бюджета
- Центр финансовой ответственности
- Сравнение международных и российских стандартов
- Шаг за шагом
- ИТАН: Управленческий баланс
- Виды ЦФО
- Эксперты советуют
- Отчеты по балансу
- ИТАН: Управленческий баланс
- Основные особенности центров финансовой ответственности организации
- Этапы составления бюджета
- Z-отчеты и Чеки on-line из SetRetail 10 в 1С Управление торговлей 10.2. Работает через прямое подключение к базе PostgreSQL.
- Отчеты по денежным средствам
Особенности российских стандартов бухучета
Российский бухучет имеет ряд ключевых отличий, в сравнении с международными стандартами бухучета. Подробнее о МСБУ читайте в статье «Национальные и международные стандарты бухгалтерского учета».
Определим особенности РСБУ:
- Бухгалтерский учет ведется в валюте страны, то есть в рублях. При совершении хозяйственных операций в иностранной валюте следует конвертировать их в рубли.
- Составление первичной документации, заполнение регистрационных журналов или журналов-ордеров, а также составление бухотчетности осуществляется исключительно на русском языке.
- При сотрудничестве с иностранными инвесторами, кредиторами и прочими бизнес-партнерами осуществляется построчный перевод отчетных форм, регистров и первичной документации.
- Ведение бухучета осуществляется в соответствии с Единым планом счетов. Операции отражаются методом двойной записи. То есть сумма операции записывается одновременно по дебету одного счета и кредиту второго.
- Для РСБУ отчетным периодом является календарный год, однако предусмотрены исключения для вновь созданных экономических субъектов. Для некоторых категорий организаций установлены промежуточные периоды для формирования и предоставления бухотчетности.
Шаг 3. Определите статьи бюджета
И наконец, решающим шагом в нормативной разработке системы бюджетирования является создание перечня статей бюджета, по которым предприятие будет планировать свою деятельность и учитывать фактические данные.
По перечню статей нет никаких рекомендаций, за исключением общих:
- статьи должны отражать деятельность предприятия ровно в той детализации, чтобы этой деятельностью удобно было управлять, не привлекая для этого сверхресурсы. Выделяя те или иные доходы / расходы в отдельную статью, задавайтесь вопросами: насколько применима эта информация, смог ли я сделать какие-либо выводы из этой информации, если я объединю эту статью с другой смежной, изменится ли качество моих выводов;
- статьи должны по возможности максимально совпадать с теми, в разрезе которых предприятие уже ведет учет, это снизит затраты и время на переход на новую систему бюджетирования;
- статьи должны сквозной аналитикой проходить через все ЦФО и быть поняты единообразно всеми;
- статьи БДР и БДДС должны на 90% совпадать, это облегчит процесс анализа.
Проделав вышеописанные три шага, вы получите в свое распоряжение готовую теоретическую схему – как все должно работать индивидуально на вашем предприятии. Останется претворить ее в жизнь.
И, конечно, начать стоит с настройки ПО для бюджетирования.
Из личного опыта
В модуле «Бюджетирование» реализована настройка справочников бюджетирования, исходя из стандартных аналитик «1С:Управление производственным предприятием».
Открыв вкладку НСИ и администрирование – Предприятие – Подразделения, можно заполнить ЦФО согласно финансовой структуре, нарисованной вами ранее, и соединить их с организационными подразделениями, в разрезе которых ведется регламентированный учет.
В модуле «Бюджетирование» заполняется справочник статей оборотов. Элементы справочника заносятся со ссылкой на статьи доходов и расходов в управленческом учете «1С:Управление производственным предприятием». Таким образом, статьи в бюджете и в фактическом документе совпадают, что приводит к автоматическому и соответственно безболезненному формированию факта по бюджету в будущем. Мы формировали бюджет доходов и расходов и бюджет движения денежных средств, поэтому заполняли две группы статей. Одна ссылалась на статьи доходов и расходов в «1С:Управление производственным предприятием», другая – на статьи движения денежных средств.
Справочник «Бюджеты» служит для формирования непосредственно бюджетов, которые состоят из статей оборотов. В этом справочнике обозначается структура каждого бюджета в виде набора статей.
Справочник «Сценарии бюджетирования» необходим для вариативности планирования, а также для выделения факта. Минимальное количество сценариев, которое может быть использовано – два, план и факт. У нас было три сценария – утвержденный бюджет на год, неутвержденный rolling forecast и факт.
Получение фактических данных должно быть настроено таким образом, чтобы сотрудники тратили наименьшие усилия на их ввод и совсем не тратили усилий на их обработку.
Центр финансовой ответственности
Центр финансовой ответственности (ЦФО) представляет собой структурный элемент (подразделение) организации, действующий с целью оптимизации прибыли и способный оказывать непосредственное влияние на ее уровень.
Он является неотъемлемой частью бюджетного управления и предполагает разделение ответственности внутри компании.
ЦФО выполняет различные операции в соответствии со своим бюджетом, имея для этого необходимые ресурсы и полномочия.
Деятельность каждого центра контролируется через систему ключевых показателей. Примером центра финансовой ответственности является цех, производственный участок, сервисное подразделение, отдел, дочерняя компания и пр.
ЦФО несут ответственность перед вышестоящим руководством за достижение целевых значений по таким показателям:
- расходы;
- выручка;
- валовый доход;
- прибыль;
- рентабельность инвестиций.
Центр финансовой ответственности формируется на основе принципа децентрализации управления и перехода ответственности от высших звеньев управления к низшим. Компания должна учредить этот объект в том случае, если у нее есть цель разделить ответственность за исполнение бюджетов и взаимоувязать бюджетирование с системой мотивации.
Далеко не каждый субъект предпринимательской деятельности готов к созданию центров финансовой ответственности. Если руководство компании только планирует ввести бюджетное управление, первое время можно обойтись без выделения ЦФО.
В этот период ответственные должностные лица будут учиться планировать бюджеты, собирать информацию об их исполнении, проводить факторный анализ и т.д. Но реальной ответственности за конечные результаты они нести не будут, так как на первых порах вся ответственность будет возложена только на директора компании.
Отчасти это объясняется тем, что введение ЦФО предъявляет более высокие требования к квалификации сотрудников.
Для чего нужны ЦФО?
Разделение ответственности между подразделениями позволит руководителю компании:
- оценить результаты их деятельности;
- оперативно скоординировать работу;
- децентрализовать управление затратами;
- сформировать эффективную систему мотивации сотрудников.
Руководитель ЦФО концентрирует все внимание на показателях его работы, в результате чего повышается оперативность и обоснованность принятия управленческих решений. А у высшего руководства появится больше времени для выполнения стратегических задач
Типы ЦФО
Существуют следующие типы центров финансовой ответственности:
- Центр затрат. Руководитель данного подразделения несет ответственность за то, чтобы величина затрат не превышала определенные показатели. Центр затрат контролирует расходы и минимизирует издержки. Степень детализации затрат зависит от масштабов субъекта предпринимательской деятельности и поставленных целей.
- Центр дохода. Руководитель центра дохода отвечает за достижение определенной величины выручки (дохода) от реализации продукции и услуг, а также затрат, связанных с их сбытом. Если в организации сформировано несколько таких центров – уровень доходов для каждого из них можно определить объективно, независимо от величины дохода в целом по организации.
- Центр прибыли. Руководитель данного центра несет ответственность за финансовые результаты его деятельности и за достижение определенной величины прибыли. Эффективность работы руководителя подразделения оценивается именно по показателю полученной прибыли, поэтому он сам заинтересован в ее росте.
- Центр рентабельности инвестиций. Руководитель этого центра отвечает за капиталовложения и эффективность их использования.
Бюджеты ЦФО
Бюджеты центров финансовой ответственности формируются только в том случае, если в компании существует финансовая структура (совокупность ЦФО) с распределением полномочий и ответственности между руководителями ЦФО по управлению доходами и расходами предприятия. В первую очередь планируется деятельность компании на уровне функциональных бюджетов, а после этого соответствующие показатели разносятся по бюджетам ЦФО. Именно они определяют фонд материального поощрения за достижение необходимых показателей работы.
Существуют такие виды бюджетов:
- бюджет продаж;
- бюджет производства;
- бюджет затрат;
- бюджет себестоимости;
- бюджет доходов и расходов;
- бюджет инвестиций и др.
В бюджетировании выделяют два вида ответственности: за подготовку бюджета и за его выполнение. Ответственность за показатели бюджетов несут руководители ЦФО, мера ответственности каждого из них определяется в конкретной схеме мотивации.
Сравнение международных и российских стандартов
Более детальное сравнение МСФО и РСБУ (таблица) выглядит так:
Принцип учета или отчетности | Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО) | Российские стандарты бухгалтерского учета (РСБУ) |
Цели сбора и систематизации информации | Отчетность используется инвесторами и кредиторами для принятия инвестиционных решений. | Отчетность необходима для предоставления информации контролирующим и налоговым органам. |
Форма | Операции отражаются в первую очередь с экономической стороны. Профессиональное суждение бухгалтера является определяющим. | В РСБУ преобладает документальное оформление операций над их экономической оценкой. |
Учет доходов и расходов | В бухгалтерском учете по МСФО операции отражаются с соблюдением принципа соответствия доходов и расходов. В финансовых отчетах расходы указаны в отчете о совокупном доходе. | Принцип соответствия доходов и расходов упоминается в ПБУ, но не используется на практике или нарушается. Также между этими принципами в РСБУ и международных стандартах есть существенные различия. |
Отчетный период | Финансовый год не привязан к календарному. Отчетный период может быть выбран компанией исходя из специфики работы и предпочтений инвесторов. | Отчетный период установлен в рамках календарного года (с 1 января по 31 декабря). |
Консолидация отчетности | Доходы, расходы, имущество и обязательства учитываются как одно целое благодаря тому, что отчетность формируется по всей группе взаимозависимых компаний: по материнской и дочерним организациям вместе. | Понятие консолидации отчетности в РСБУ размыто, каждая организация составляет свой баланс. |
Определение налоговой базы | Зависит от способа погашения балансовой стоимости активов, выбранного руководством компании. | Налоговая база — это сумма дохода или расхода, облагаемая налогом на прибыль (НДФЛ и т. п.). |
Валюта | Отчетность составляется в той валюте, в которой организация получает выручку и производит расчеты (функциональная валюта). | Отчетность можно составлять только в рублях. |
Определение процентного дохода | Применяется метод эффективной ставки процента. Ее расчет основан на денежных потоках, которые получит организация на протяжении периода действия договора. Если прогнозы меняются, то возможен ее перерасчет. | Ставка процента устанавливается по договору. Понятие эффективной процентной ставки отсутствует. |
Многокомпонентные соглашения | В МСФО широко применяется принцип многокомпонентности. Ведь некоторые операции возможно верно оценить экономически, только разделив на компоненты. А другие операции можно учитывать только в блоке, если достичь нужного экономического эффекта можно только при их взаимодействии. |
В РСБУ нет специальных норм, регулирующих многокомпонентные соглашения. Для каждой конкретной операции определяются критерии признания выручки. |
Финансовые инструменты |
В зависимости от сущности и ожидаемых денежных потоков производные финансовые инструменты классифицируются как:
Все конвертируемые инструменты разделены на два компонента:
Компонент «обязательства» подлежит учету по справедливой стоимости. Компонент «капитал» учитывается как остаточная стоимость без возможности переоценки. |
Производные финансовые инструменты не выделяются как особый вид имущества и учитываются на забалансовых счетах. В балансе определяется итоговый расчет по операциям с ними. Для конвертируемых инструментов общие специальные правила отсутствуют. Они могут быть как капиталом (акции), так и и обязательством (облигации). |
Классификация аренды | Аренду в МСФО классифицируют по тому, как распределяются между арендатором и арендодателем риски и вознаграждения от владения активом. | В РБСУ аренду классифицируют не как взаимоотношение сторон сделки, а как форму договора. |
Справедливая стоимость активов | Понятие «справедливая стоимость» часто применяется в МСФО при оценке стоимости активов. Это связано с тем, что главные пользователи финансовой отчетности хотят иметь информацию о текущей стоимости активов, обязательств и самой компании. При этом балансовая стоимость активов не может быть выше той суммы, которую возможно получить в текущий период времени от их продажи или использования. Это позволяет инвесторам делать объективные выводы о состоянии дел и принимать оперативные инвестиционные решения. | Основные средства в процессе работы оценивают по исторической стоимости. Поэтому в отчетах РСБУ нередко происходит завышение балансовой стоимости основных средств и другого имущества в текущей экономической ситуации. Справочно в некоторых ПБУ используется понятие «текущая рыночная стоимость» активов организации. |
Шаг за шагом
Возвращаясь к теме центров финансовой ответственности, определим основные этапы формирования финансовой структуры.
Вначале необходимо определить центр инвестиций, то есть подразделение, ответственное за эффективность использования полученной в рамках текущей деятельности прибыли. На практике, в большинстве случаев, центром инвестиций назначается само предприятие в целом, так как только его руководство определяет инвестиционную политику, структуру и величину основных средств и контролирует финансовое состояние компании в целом. Ответственность за деятельность предприятия включает в себя и контроль текущей деятельности, поэтому чаще всего данный центр определяется как центр прибыли и инвестиций.
В состав центра прибыли и инвестиций входят выделенные центры доходов и центры затрат. При наличии структурных подразделений, ответственных за финансовый результат по отдельным видам бизнеса (например, производственные предприятия, входящие в холдинг, имеющие обособленные рынки сбыта, собственных поставщиков, самостоятельно определяющие политику ценообразования, но не принимающие решения по инвестированию полученной в результате текущей деятельности прибыли), в одном ряду с центрами доходов и центрами затрат формируют центры прибыли. Центры прибыли могут быть сформированы не только на базе обособленного структурного подразделения, но и в составе нескольких структурных единиц различных подразделений компании, находящихся в рамках одной технологической или продуктовой цепи. Далее в составе такого центра прибыли выделяются свои, подчиненные ему центры дохода и центры затрат. Последующее выделение центров зависит от сложности организационной структуры и необходимости делегирования полномочий (например, в составе центра затрат могут быть выделены нижестоящие по структуре центры затрат). Пример подобной структуры представлен на рис. 1.
Рис. 1 Сложноподчиненная структура ЦФО
Таким образом, выстраивается иерархия центров финансовой ответственности, определяющая финансовую структуру компании. Сформированный набор центров ответственности и их иерархия закрепляется внутренним регламентным документом – “Положением о финансовой структуре компании”, который включает в себя описание типов ЦФО, их состав и иерархию, полномочия руководителей, порядок исчисления (планирования и учета) финансовых результатов деятельности на основе применения системы ключевых показателей. Этот документ разрабатывается финансовым директором (либо подразделением, подотчетным ему) и утверждается генеральным директором (президентом) компании. Руководители структурных подразделений наделяются правом вносить предложения по изменениям и дополнениям в данный документ.
Подводя итоги, можно отметить, что мы рассмотрели только одну из нескольких составляющих технологии бюджетного управления – управление по центрам финансовой ответственности. Другими важными составляющими являются: система ключевых показателей эффективности деятельности ЦФО, бюджетная модель (состав и взаимосвязь показателей бюджетных форм), бюджетный регламент, методика план-фактного и факторного анализа исполнения бюджетов и другие. О них мы детально расскажем в следующих номерах журнала.
ИТАН: Управленческий баланс
«ИТАН: Управленческий баланс» — современный многофункциональный продукт, предназначенный для эффективного управления корпоративными финансами. Универсальная система, разработанная с учетом потребностей отечественных и международных компаний, помогает осуществлять планирование деятельности предприятия на разные периоды времени, получить полный контроль над бизнес-процессами, выносить продуманные и стратегически верные решения и полностью автоматизировать финансовое управление, включая:
— управленческий учет и финансовую отчетность (составленную по МСФО, РСБУ, GAAP);
— бюджетирование и стратегическое финансовое планирование;
— бюджетный контроль и оперативное управление денежными ресурсами.
10500 руб.
08.02.2018
18483
6
Виды ЦФО
Центры финансовой ответственности бывают четырех видов:
центр продаж;
центры затрат;
центр прибыли;
центр инвестиций.
От вида ЦФО зависит задача отдела и его нормативы — показатели эффективности, которые будут влиять на премию или зарплату.
Вид ЦФО | Пример | Задача | Норматив и мотивация |
Центр продаж | Отдел продаж | Обеспечение поступления денег от клиентов | Выполнение плана по продажам |
Центр затрат | Отдел производства | Организация производства продукции | Себестоимость или валовая прибыль |
Центр инвестиций | Директор по развитию | Запуск новых проектов или продуктов | Вывод проекта на целевые показатели |
Центр прибыли | Генеральный директор | Следить за соотношением доходов и расходов | Выполнение плана по чистой прибыли |
Эксперты советуют
Согласно сложившейся практике, наиболее эффективным принято считать управленческий учет, так как только он позволяет получить доступ к актуальным данным, на основе которых можно принять корректное финансовое решение. В работе применяется релевантная информация, вырабатываемая бухгалтерским учетом, если во главу угла была поставлена конкретная финансовая управленческая цель. Формирование баз данных и создание отчетов производится по:
- ЦО;
- структурным подразделениям.
Анализируются:
- финансовые решения;
- технологические введения;
- конкретные изделия.
Рекомендовано для реализации этого на практике применять удобную, простую информационную систему. Таковую разрабатывают с учетом децентрализованной власти на предприятии и того факта, что управленцы персонально ответственны за финансовые показатели компании.
Отчеты по балансу
Управленческий баланс
По своей структуре может отличаться от регламентированного баланса, а может соответствовать ему. Цель управленческого баланса – дать расшифровку статей, достаточную для анализа текущей ситуации на основании цифр.
Отчеты по оборотному капиталу
Это большая группа отчетов, относящихся к оборотным активам. Все они делятся на отчеты, отражающие дебиторскую задолженность (чаще представлены отчетом ДЗ по срокам долга), незавершенное производство (представлены отчетом по заказам ), запасы сырья и готовой продукции (отчет по остаткам сырья на складе, отчет по остаткам ГП на складе ).
Общей целью формирования отчетов по оборотным активам (рабочему капиталу) является подержание уровня оборотных активов на наименьшем возможном уровне.
Рассмотрим, например, отчет ДЗ по срокам долга (Ageing debtors report). Его форму вы найдете в таблице 5. Отчет помогает понять, какая часть дебиторской задолженности находится в пределах сроков оплаты, а какая уже просрочена, и принять своевременные действия по истребованию задолженности. Задолженность по срокам долга – также один из стандартных отчетов, которые можно сформировать в 1С, практически ничего не настраивая (панель «Продажи»). Использовать его лучше еженедельно.
Таблица 5. Отчет по дебиторской задолженности по срокам долга (фрагмент)
Заказчик | Сумма задолженности | Не просрочено | Просрочено | от 1 до 10 дней |
Заказчик 1 | ||||
Заказчик 2 | ||||
Заказчик 3 | ||||
Заказчик 4 | ||||
Заказчик 5 | ||||
Заказчик 6 | ||||
Заказчик 7 | ||||
Заказчик 8 | ||||
Заказчик 9 | ||||
Заказчик 10 | ||||
… |
Отчет по незавершенному производству может выглядеть по-разному, в зависимости от отрасли, в которой работает предприятие. Основной идеей формирования этого отчета является снижение НЗП, «зависшего» на том или ином этапе производства с помощью выяснения, где и почему оно «зависло». В таблицах 6 и 7 есть 2 формы отчета. К нему применимы как возможность формирования в 1С, так и еженедельное использование.
Таблица 6. Форма отчета по незавершенному производству по заказам покупателей (фрагмент)
Заказ покупателя | Остаток на начало | Поступило | Списано | Остаток на конец |
Заказ покупателя 1 | ||||
Сырье и материалы | ||||
Услуги подрядчика | ||||
ФОТ | ||||
Прочие расходы | ||||
Заказ покупателя 2 | ||||
Сырье и материалы | ||||
Услуги подрядчика | ||||
ФОТ | ||||
Прочие расходы | ||||
Заказ покупателя 3 | ||||
Сырье и материалы | ||||
Услуги подрядчика | ||||
ФОТ | ||||
Прочие расходы | ||||
Заказ покупателя 4 | ||||
Сырье и материалы | ||||
Услуги подрядчика | ||||
ФОТ | ||||
Прочие расходы | ||||
Заказ покупателя 5 | ||||
Сырье и материалы | ||||
Услуги подрядчика | ||||
ФОТ | ||||
Прочие расходы | ||||
… |
Таблица 7. Отчет по незавершенному производству (фрагмент)
Остаток на начало | Итого поступило | |||
Приход ТМЦ со склада | Приход ТМЦ из других цехов | Прочий приход | ||
Цех 1 | ||||
ТМЦ 1 | ||||
шт | ||||
руб | ||||
ТМЦ 2 | ||||
шт | ||||
руб | ||||
… | ||||
Цех 2 | ||||
Цех 3 | ||||
… |
Незаменимыми с точки зрения управления операционным циклом предприятия являются отчет по запасам сырья и отчет по запасам ГП. Этим отчетом заведуют департамент закупок и департамент продаж соответственно и используют их в непрерывном режиме. Для финансового менеджера отчеты имеют свою ценность, когда нужно посчитать оборачиваемость оборотных активов или статей активов.
Форма отчета представлена в таблице 8. Отчет на 100% повторяет оборотно-сальдовую ведомость по 10, 43 и 41 счетам с той лишь разницей, что в нем показан неснижаемый остаток по каждому ТМЦ. Настроить автоматический контроль неснижаемых остатков можно во многих конфигурациях 1С в панели «Закупки». Таким образом, при снижении остатка сырья или готовой продукции на складе ниже указанного уровня будет выдаваться сигнал менеджеру и формироваться заказ поставщику.
Таблица 8. Отчет по запасам
Сырье и материалы | Остаток на начало | Итого поступило | Итого списано | Остаток на конец | Неснижаемый остаток |
ТМЦ 1 | |||||
шт | |||||
руб | |||||
ТМЦ 2 | |||||
шт | |||||
руб | |||||
… |
Отчеты по внеоборотным активам
Используются фондоемкими производствами или предприятиями с большой долей нематериальных активов, в РСБУ не учитываемых. По форме своей неотличимы от ведомости по основным средствам, поэтому приводить их в статье не будем.
Также опустим три оставшихся типа отчетов:
- отчет по финансовым активам и обязательствам из-за узкой применимости и большой вариации отчетных форм,
- отчет по прочим обязательствам из-за его схожести с отчетом по ДЗ по срокам долга,
- бюджет по балансу из-за схожести формы бюджета форме управленческого баланса и схожести процесса формирования и план-фактного анализа бюджету доходов и расходов.
ИТАН: Управленческий баланс
«ИТАН: Управленческий баланс» — современный многофункциональный продукт, предназначенный для эффективного управления корпоративными финансами. Универсальная система, разработанная с учетом потребностей отечественных и международных компаний, помогает осуществлять планирование деятельности предприятия на разные периоды времени, получить полный контроль над бизнес-процессами, выносить продуманные и стратегически верные решения и полностью автоматизировать финансовое управление, включая:
— управленческий учет и финансовую отчетность (составленную по МСФО, РСБУ, GAAP);
— бюджетирование и стратегическое финансовое планирование;
— бюджетный контроль и оперативное управление денежными ресурсами.
10500 руб.
Основные особенности центров финансовой ответственности организации
Предприятия, которые в своей структуре имеют соответствующие центры, отличаются двумя ключевыми признаками:
- выделение отдельных структурных единиц для осуществления работы центров;
- присутствие четко выстроенной иерархической системы подчиненности, в которую входит данный центр;
- большая роль работоспособности отдела в отношении экономической эффективности организации;
- наличие бюджетной структуры, которая позволяет составлять планы и отчеты применительно к различным финансовым центрам;
- организация ставит перед отделом задачи по корректному составлению финансовых (бюджетных) планов и их успешной реализации для достижения определенных результатов.
Управление доходами и расходами организации с помощью центров финансовой ответственности в системе бюджетирования имеет ряд особенностей:
- Поставленные перед отделом задачи распределяются по каждому отдельному показателю по различным уровням, не выходя за пределы организации. За каждую часть работы назначается отдельное ответственное лицо.
- Формирование целей и планов и их претворение в жизнь осуществляется посредством работы в рамках единой системы координат организации.
- При работе сотрудники ориентируются на показатели финансового типа.
- Полученные в результате работы результаты анализируются с учетом тех факторов, которые были отмечены в составленном плане.
- По итогам работы производится сверка поставленных целей и достигнутых показателей.
В работе центров финансовой ответственности (ЦФО) важную роль играет специальное подразделение (центр финансового учета), который занимается осуществлением текущей деятельности организации и ведением учета ключевых показателей расходов и доходов. При работе этого отдела в первую очередь определяется место, в котором возникли затраты (МВЗ). Центр финансовой ответственности организации отвечает перед руководством за их появление, а ЦФУ занимается их учетом для дальнейшего прогнозирования работы.
Местом возникновения затрат в большинстве случаев является объект технологического типа. Это обусловлено тем, что его нормальное функционирование требует регулярного вложения бюджетных денег в материалы, сырье, содержание и другие расходные статьи. Для деятельности каждого МВЗ не требуется создания отдельного центра финансовой ответственности. Это связано с низкими затратами по сравнению с другими сферами работы организации.
Если предприятия большое, в него входит несколько ЦФО. В совокупности они образуют финансовую иерархическую структуру. Эта система определяет порядок соподчиненности всех центров финансовой ответственности предприятия. Правильное построение структуры позволяет добиться высокой эффективности при совместной работе всех отделов по управлению бюджетными показателями.
Этапы составления бюджета
Работа по составлению бюджета состоит из следующих моментов:
- Подготовка прогноза и бюджета продаж.
- Определение ожидаемого объема производства.
- Расчет затрат, связанных с производством и реализацией продукции.
- Расчет и анализ денежных потоков.
- Составление плановых финансовых отчетов.
Важно! Бюджет продаж является главным этапом всего процесса бюджетирования.
Бюджет движения денежных средств (ДДС) предприятия состоит из доходной и расходной частей.
Доходная часть прогнозируется на основе плана продаж и плана денежных поступлений из прочих источников.
Расходная часть бюджета ДДС прогнозируется на основе:
- бюджета производства;
- бюджета материальных затрат, составленного в соответствии с производственной программой;
- бюджета оплаты труда;
- плана-графика взносов во внебюджетные фонды;
- плана-графика налоговых выплат;
- плана-графика погашения кредитов;
- бюджета общепроизводственных и управленческих расходов;
- бюджета себестоимости готовой продукции;
- бюджета прочих расходов.
- Бюджет денежных средств предприятия
Обратите внимание! В решении БИТ.ФИНАНС реализовано формирование БДДС и план-фактного анализа. Пользователю доступны все необходимые и актуальные отчеты.. Для того, чтобы планирование бюджета было легким и точным, планируйте в программе БитФинанс,
Для того, чтобы планирование бюджета было легким и точным, планируйте в программе БитФинанс,
- Пользуйтесь историческими данными
- Гибкой настройкой фин.результатов
- Прозрачностью учета, исключаем ошибки и человеческий фактор.
Если у вас есть вопросы по планированию бюджета в программе БИТ.ФИНАНС, свяжитесь с нашими менеджерами.
Z-отчеты и Чеки on-line из SetRetail 10 в 1С Управление торговлей 10.2. Работает через прямое подключение к базе PostgreSQL.
Z-отчет — это полные сведения о суммах продаж, полученных денежных средств, возвратов за операционный день кассы розничной торговли. Чеки on-line — это возможность увидеть продажи по кассе в определенный момент времени. Оба отчета предназначены для руководителей, управляющих, а также сотрудников организаций, ведущих торговую деятельность. Имея в системе управления торговлей SetRetail 10, эти данные можно распечатать из Web-сервиса программы. Однако, практика показывает, что печать Z-отчетов и Чеков on-line из 1С — это очень востребованный функционал.
1400 руб.
21.12.2016
15545
1
5
Отчеты по денежным средствам
Отчет по движению денежных средств
Стоит отметить, что отчет о движении денежных средств может формироваться двумя способами: прямым и косвенным.
Косвенный способ предполагает пересчет остатка денежных средств с помощью анализа отчета о доходах и расходах (величина полученной прибыли в периоде плюс амортизация) и статей баланса (величина немонетарных статей – задолженностей, запасов, прочих активов и пассивов). Этот способ формирования ОДДС хорош для анализа уже свершившихся фактов коммерческой деятельности и ответа на вопрос собственников: «Прибыль есть, а где деньги?»
Мы же в статье обратимся к отчету о движении денежных средств построенному прямым способом, т.е. напрямую по движению денежных средств.
У такого способа построения есть немало преимуществ:
- он понятен не только финансисту, но и любому здравомыслящему менеджеру;
- он дает возможность заглянуть «внутрь» цифр, «провалиться» до первичной проводки;
- на его основании легко делать прогноз.
Форма отчета о движении денежных средств, представленная в таблице 9, очень похожа на форму отчета о доходах и расходах, но строки в ней – это поступления и выплаты, а не начисления. В отчете не будет немонетарных статей (в т.ч. амортизации), но появятся статьи движения средств, не отраженные в отчете о доходах и расходах (такие как выплаты дивидендов, НДС, например).
Таблица 9. Отчет о движении денежных средств
Статьи ДДС | Январь | Февраль | Март | Апрель | Май |
Остаток ДС на начало | |||||
ПОСТУПЛЕНИЯ | |||||
Оплата от покупателя | |||||
Прочие поступления | |||||
ВЫПЛАТЫ | |||||
Оплата поставщику | |||||
Выплата заработной платы | |||||
Оплата налогов и соцвзносов | |||||
Прочие выплаты | |||||
… | |||||
Проценты к уплате | |||||
Поступление и возврат кредита | |||||
Выплаты дивидендов | |||||
Остаток ДС на конец |
Формировать отчет о движении денежных средств прямым способом можно чаще чем раз в месяц, так как он не зависит от закрытия финансового периода, но всегда нужно пользоваться критерием целесообразности. С помощью возможностей 1С можно настроить автоматическое формирование отчета, при условии, что первичные платежные документы вносятся с использованием статей движения денежных средств.
Операционные отчеты управления денежными средствами
В этой группе лидирует платежный календарь, как наиболее удобный инструмент работы с платежами и поступлениями.
Суть платежного календаря – с помощью наглядной визуализации обеспечить сотрудника ответственных за проведение платежей (назовем его казначеем) информацией о ликвидности предприятия в ближайшие дни (недели).
Форма платежного календаря полностью повторяет отчет о движении денежных средств, но составляется от очень подробно с тем, чтобы каждый приход / выплата денежных средств могли быть раскрыты и обработаны. Казначей должен иметь возможность запланировать реестр платежей по дням оплаты, исходя из запланированных приходов и остатков денежных средств на счетах. Ведется такой календарь ежедневно.
В стандартных конфигурациях 1С не реализована возможность ведения платежного календаря, но она есть во многих разработанных решениях для 1С. Благодаря этим решениям предприятие проводит согласование платежей в электронном виде через заявки на оплату. Согласованные заявки на оплату являются той базой, из которой казначей формирует реестры на оплату на тот или иной день. Как только платеж выполнен, он переходит в состав платежных поручений исполненных и уменьшает остаток на расчетном счете. Весь процесс проходит с минимальным вмешательством ручного труда.
Бюджет движения денежных средств
Если предприятие ведет бюджет доходов и расходов, то в планировании бюджета денежных средств либо нет необходимости (если кассовые разрывы невелики), либо он может быть сформирован практически в автоматизированном режиме.
Говоря об автоматизации, я имею в виду, что бюджет доходов и расходов заполнен в 1С и заполнены так же сроки оплаты по основным договорам с покупателями и поставщиками. Тогда планирование денежных средств превращается в легкий процесс:
Запланировали выручку -> программа посчитала оплату от покупателя исходя из сроков оплаты в договоре.
Запланировали расходы -> программа посчитала оплату поставщику исходя из сроков операционного цикла и сроков оплаты в договоре.
Статья получилась обзорная по множеству управленческих отчетов, которые вы можете использовать в своей работе. Выбирайте те, которые применимы именно для вашей отрасли и внедряйте их в ежедневную деятельность и успех в постановке управленческого учета на предприятии вам обеспечен.