Как работать по-новому фсбу 27/2021 «документы и документооборот в бухучете»
Содержание:
- Стандарт «Долгосрочные договоры»
- Стандарт «Резервы. Раскрытие информации об условных активах и условных обязательствах»
- Самые важные новшества 2021 года
- Примеры отраслевых стандартов
- Новые ФСБУ для бюджетных организаций
- Стандарт «Бюджетная информация в бухгалтерской (финансовой) отчетности»
- Виды документов в рамках ФСБУ 27/2021
- Понятие ФСБУ
- Нюансы применения ФСБУ 27/2021
- Понятие и суть международных стандартов
- Сравнение международных и российских стандартов
- Стандарт «Основные средства»
- Реквизиты документации
- Отчетность
- События после отчетной даты
- Развитие российских стандартов бухгалтерского учета
- Стандарт «События после отчетной даты»
- Аренда
- Оценка
- Нематериальные активы
Стандарт «Долгосрочные договоры»
Стандарт «Долгосрочные договоры» будет актуален, например, для вузов, колледжей, техникумов, так как срок оказания услуги данными учреждениями может быть больше года, а учреждение является исполнителем (п.3 Стандарта «Долгосрочные договоры», утвержденного Приказом Минфина России от 29.06.2018 N 145н). Сумму доходов и расходов по долгосрочным договорам необходимо будет отражать на балансовых счетах, но и вводить также забалансовые счета.
Данный стандарт можно будет применять, если договор начинается в одном году, а завершается в другом.
Если у организации будут договоры долгосрочного строительства, то в учетной политике также необходимо будет прописать, как и кем определяется процент исполнения организацией обязательств, а также состав документооборота по этим вопросам.
Обратите также внимание на перечень договоров, к которым нельзя применить данный стандарт (договоры НИР, НИОКР и т.д.). Сейчас уже при проведении годовой инвентаризации целесообразно составить перечень долгосрочных договоров учреждения
Сейчас уже при проведении годовой инвентаризации целесообразно составить перечень долгосрочных договоров учреждения.
При первом применении данного стандарта необходимо будет отразить доходы будущих периодов (счет 401 40 000) и ранее не учтенные доходы от реализации (использовать счет 205, который будет корреспондировать со счетом 40110).
Стандарт «Резервы. Раскрытие информации об условных активах и условных обязательствах»
Стандартом » Резервы. Раскрытие информации об условных активах и условных обязательствах» утверждено 5 новых видов резервов:
- резервы под гарантийный ремонт,
- реструктуризация,
- претензии,
- убыточные договорные обязательства,
- демонтаж (вывод) с эксплуатации основных средств.
Следует учитывать, что данный стандарт не регулирует резерв на оплату отпусков. Сейчас это вопрос регулируется Инструкцией №157н (Приказ Минфина России от 01.12.2010 N 157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению»).
С 2021 года данный вопрос будет регулировать ФСБУ «Выплаты персоналу».
Самые важные новшества 2021 года
Самые значимые бухгалтерские изменения на 2021 год представлены в таблице:
Что изменилось |
Дата изменений |
Нормативный документ |
Комментарий |
---|---|---|---|
Работники перешли на прямые выплаты по ФСС |
С 01.01.2021 |
Работники по всей территории РФ обращаются за получением пособий по временной нетрудоспособности и в связи с материнством, социальных пособий на детей непосредственно в ФСС. Работодатели оплачивают дополнительные дни отпуска по уходу за ребенком-инвалидом и пособие на погребение. |
|
Введен новый ФСБУ 5/2019 «Запасы» |
С 01.01.2021 |
Принятые изменения в федеральном стандарте касаются всех организаций, за исключением:
Порядок учета запасов по новым правилам закрепляют в учетной политике. |
|
Обновлены планы счетов бухучета бюджетных и автономных учреждений |
С 01.01.2021 |
Приказы Минфина России от 30.10.2020 № 253н и № 256н |
В план ввели новые счета для учета:
Изменились названия некоторых счетов. Внесены изменения в правила бухгалтерского учета в 2021 году и Инструкцию по применению планов счетов бухучета. |
МРОТ повышен до 12 792 рублей в месяц |
С 01.01.2021 |
Повышение МРОТ отразится на расчете заработной платы, больничных, детских пособий, отпускных и других выплатах. |
|
Введены электронные первичные учетные документы и электронные регистры бухучета |
С 01.01.2021 |
Органы государственной власти и госучреждения обязаны применять электронные первичные учетные документы и электронные регистры бухучета, предусмотренные приказом Минфина. |
|
Введены ФСБУ:
|
С 01.01.2021 |
Приказы Минфина от 15.11.2019 № 181н, № 182н, № 183н и № 184н, от 30.06.2020 № 126н и № 129н |
Эти федеральные стандарты бухгалтерского учета для бюджетных учреждений не применяются коммерческими организациями. Переход на ФСБУ прописывают в учетной политике. |
Примеры отраслевых стандартов
Выпуская новый отраслевой стандарт, Банк РФ размещает его на своем официальном сайте. Кроме уже утвержденных, там содержатся проекты стандартов, готовящихся к экспертизе. Относительно каждого из опубликованных Положений Банк России публикует специальные разъяснения и инструкции. Приведем примеры самых «свежих» новинок отраслевых стандартов от Банка РФ.
- Отраслевые стандарты для некредитных финансовых организаций (НФО):
- для деятельности по договору доверительного управления имуществом (№505-п от 18 ноября 2015 года);
- для операций с резервами, отражающими оценочные и условные обязательства некредитных организаций (№508-п от 03 декабря 2015 года);
- учет бухгалтерией производных финансовых инструментов (№488-п от 04 сентября 2015 года);
- бухгалтерский учет доходов, расходов, прочего совокупного дохода (№487 от 04 сентября 2015 года);
- порядок составления бухгалтерских отчетных документов (№526-п от 28 декабря 2015 года);
- порядок составления финотчетности участников рынка ценных бумаг и различных инвестиционных фондов, торговых организаторов и контрагентов, агентств кредитного рейтинга и кредитных историй, брокеров по страховкам (№532-П от 03 февраля 2016 года) и др.
- Отраслевые стандарты для страховых организаций:
- порядок составления документов для отчетов бухгалтерии (№526-п от 28 декабря 2015 года);
- операций по ведению страховой деятельности (№502-п от 05 ноября 2015 года);
- бухучет в российских страховых организациях и обществах взаимного страхования (№491-П 04 сентября 2015 года) и др.
- Отраслевые стандарты для кредитных финансовых организаций (КФО):
- правила начисления и выплаты вознаграждений персоналу КФО (№465-п от 15 апреля 2015 года);
- особенности выполнения требований по резервам (№554-п от 20 октября 2016 года);
- учет основных средств, недвижимости, активов, которые временно не эксплуатируются, запасов, предназначенных на продажу и полученных в качестве залога или отступного (№448-п от 22 декабря 2014 года);
- требования по осуществлению хеджирования (№525-п от 28 декабря 2015 года) и др.
Новые ФСБУ для бюджетных организаций
Для бюджетной сферы в период с 2021 по 2022 годы вводят в действие ряд стандартов, утвержденных приказами Минфина России от 29.12.2018 № 305н, от 28.02.2018 № 37н, от 29.09.2020 № 223н, от 30.10.2020 № 254н, от 30.10.2020 № 255н, от 16.12.2020 № 310н:
- «Бюджетная информация в бухгалтерской (финансовой) отчетности»;
- «Бухгалтерская (финансовая) отчетность с учетом инфляции»;
- «Сведения о показателях бухгалтерской (финансовой) отчетности по сегментам»;
- «Метод долевого участия»;
- «Консолидированная бухгалтерская (финансовая) отчетность»;
- «Биологические активы».
Новые федеральные стандарты бухгалтерского учета для госсектора применяются при ведении бюджетного учета, бухучета и отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, начиная с 01.01.2022. До этой даты они внедряются и прописываются в учетной политике.
Введение в действие ФСБУ кардинально изменит жизнь бухгалтеров, им предстоит значительно перестроить устоявшуюся систему учета. Этот процесс пройдет безболезненно, если знакомство с новыми стандартами начать заблаговременно.
Стандарт «Бюджетная информация в бухгалтерской (финансовой) отчетности»
Использование стандарта «Бюджетная информация в бухгалтерской (финансовой) отчетности» предполагает раскрытие информации в отчете по формам 0503737,0503738,0503766 и 0503767. Это связано с показателями ПФХД.
Стандарт «Бюджетная информация в бухгалтерской (финансовой) отчетности» лишь обобщает правила составления отчетности в отношении бюджетных и плановых назначений. Различий с инструкциями N 191н и N 33н в нем немного, и они, вероятно, будут устранены при внесении последующих изменений в эти документы.
В учетной политике необходимо описать только те способы учета, которые нужны учреждению. Методы учета для операций, которые учреждение никогда не совершает, описывать не нужно.
В новых инструкциях обратите внимание на два вида положений. Одни учреждению потребуется прописать в учетной политике и применить на практике впервые
Другие уже могли быть в ней отражены, поскольку они предполагались прежними правилами или им не противоречили. С такими положениями нужно лишь свериться и по необходимости внести коррективы.
Чтобы использовать данные стандарты, учреждению необходимо скорректировать учетную политику 2020 года.
Виды документов в рамках ФСБУ 27/2021
Новый стандарт устанавливает два типа бухгалтерских документов:
- первичные учетные (используются, чтобы отразить факты хоздеятельности – сделки с контрагентами или хозяйственные операции, в результате которых меняется финансовое положение организации – оплата поставщику, выплата заработной платы работникам, поступление товарной продукции, оплата штрафов и т. д.);
- регистры бухгалтерского учета. Они нужны, чтобы обобщить всю информацию о фактах хозяйственной жизни компании. Кроме ФХЖ в регистры включаются данные о таких объектах как доходы, расходы, активы и пассивы предприятия.
Понятие ФСБУ
Российские бухгалтеры давно привыкли к аббревиатуре ПБУ — это Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, утвержденные Минфином России и регламентирующие порядок в определенных операциях и направлениях. Несколько лет назад им на смену стали приходить ФСБУ — это федеральные стандарты бухгалтерского учета. Статьей 21 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» определено, что в российских организациях ведение бухучета регламентируют:
- ФСБУ коммерческих и государственных финансов;
- отраслевые стандарты бухучета;
- нормативные акты Центрального банка РФ, предусмотренные частью 6 статьи 21 закона № 402-ФЗ;
- рекомендации в области бухучета;
- стандарты экономического субъекта.
Упоминания ПБУ в законе больше нет, но некоторые положения до сих пор продолжают действовать, переход на федеральные стандарты осуществляется постепенно. Ежегодно вводятся в действие несколько новых ФСБУ.
Нюансы применения ФСБУ 27/2021
Применять ФСБУ 27/2021 обязательно надо с 2022 года, однако субъекты могут начать делать это досрочно. Для этого нужно сделать соответствующие корректировки в учетной политике (п. 7 ПБУ 1/2008).
С 2022 года перестанет действовать Положение о бухгалтерских документах и документообороте, регламентированное Приказом Минфина СССР от 29.07.1983 г. № 105. Соответственно, если компания досрочно стала применять ФСБУ 27/2021, то она уже не может ориентироваться на данное положение.
Кроме того, при применении указанного стандарта компания не применяет нормы, регламентированные Приказом Минфина от 29.07.1998 г. № 34н, касающиеся документации и документооборота.
Сервисы, помогающие в работе бухгалтера, вы можете приобрести здесь.
Хотите установить, настроить, доработать или обновить «1С»? Оставьте заявку!
Новые отчеты по НДС в ИФНС с 10 сентября 2021 года
Выпуск электронной подписи в УЦ ФНС с 1 июля 2021 года
Понятие и суть международных стандартов
Международные стандарты бухгалтерского учета и отчетности — это специализированная нормативная система организации и ведения бухгалтерского учета, а также формирования бухотчетности, которая применяется по всему миру.
Данная система учета и составления отчетности разрабатывается Комитетом по МСФО IASB. Основная цель международной системы БУ направлена на формирование достоверных, полных и систематизированных данных о финансовом положении организации в части активов, полученных доходов, произведенных расходов, принятых обязательств, имеющихся капиталов.
Основная задача МСБУ заключается в ведении бухучета и последующем формировании достоверной отчетности, которая пригодна для использования внешними пользователями. Например, международным партнером.
Национальные стандарты БУ — это свод норм и правил ведения бухучета, которые установлены с учетом специфики конкретного государства, то есть применимы только на территории определенного государства.
Основное отличие национальных и международных стандартов бухгалтерского учета заключается в том, что МСБУ могут быть применимы абсолютно любой организацией, независимо от территориального расположения и государственной принадлежности, а НСБУ — только на территории одной страны.
Сравнение международных и российских стандартов
Более детальное сравнение МСФО и РСБУ (таблица) выглядит так:
Принцип учета или отчетности | Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО) | Российские стандарты бухгалтерского учета (РСБУ) |
Цели сбора и систематизации информации | Отчетность используется инвесторами и кредиторами для принятия инвестиционных решений. | Отчетность необходима для предоставления информации контролирующим и налоговым органам. |
Форма | Операции отражаются в первую очередь с экономической стороны. Профессиональное суждение бухгалтера является определяющим. | В РСБУ преобладает документальное оформление операций над их экономической оценкой. |
Учет доходов и расходов | В бухгалтерском учете по МСФО операции отражаются с соблюдением принципа соответствия доходов и расходов. В финансовых отчетах расходы указаны в отчете о совокупном доходе. | Принцип соответствия доходов и расходов упоминается в ПБУ, но не используется на практике или нарушается. Также между этими принципами в РСБУ и международных стандартах есть существенные различия. |
Отчетный период | Финансовый год не привязан к календарному. Отчетный период может быть выбран компанией исходя из специфики работы и предпочтений инвесторов. | Отчетный период установлен в рамках календарного года (с 1 января по 31 декабря). |
Консолидация отчетности | Доходы, расходы, имущество и обязательства учитываются как одно целое благодаря тому, что отчетность формируется по всей группе взаимозависимых компаний: по материнской и дочерним организациям вместе. | Понятие консолидации отчетности в РСБУ размыто, каждая организация составляет свой баланс. |
Определение налоговой базы | Зависит от способа погашения балансовой стоимости активов, выбранного руководством компании. | Налоговая база — это сумма дохода или расхода, облагаемая налогом на прибыль (НДФЛ и т. п.). |
Валюта | Отчетность составляется в той валюте, в которой организация получает выручку и производит расчеты (функциональная валюта). | Отчетность можно составлять только в рублях. |
Определение процентного дохода | Применяется метод эффективной ставки процента. Ее расчет основан на денежных потоках, которые получит организация на протяжении периода действия договора. Если прогнозы меняются, то возможен ее перерасчет. | Ставка процента устанавливается по договору. Понятие эффективной процентной ставки отсутствует. |
Многокомпонентные соглашения | В МСФО широко применяется принцип многокомпонентности. Ведь некоторые операции возможно верно оценить экономически, только разделив на компоненты. А другие операции можно учитывать только в блоке, если достичь нужного экономического эффекта можно только при их взаимодействии. |
В РСБУ нет специальных норм, регулирующих многокомпонентные соглашения. Для каждой конкретной операции определяются критерии признания выручки. |
Финансовые инструменты |
В зависимости от сущности и ожидаемых денежных потоков производные финансовые инструменты классифицируются как:
Все конвертируемые инструменты разделены на два компонента:
Компонент «обязательства» подлежит учету по справедливой стоимости. Компонент «капитал» учитывается как остаточная стоимость без возможности переоценки. |
Производные финансовые инструменты не выделяются как особый вид имущества и учитываются на забалансовых счетах. В балансе определяется итоговый расчет по операциям с ними. Для конвертируемых инструментов общие специальные правила отсутствуют. Они могут быть как капиталом (акции), так и и обязательством (облигации). |
Классификация аренды | Аренду в МСФО классифицируют по тому, как распределяются между арендатором и арендодателем риски и вознаграждения от владения активом. | В РБСУ аренду классифицируют не как взаимоотношение сторон сделки, а как форму договора. |
Справедливая стоимость активов | Понятие «справедливая стоимость» часто применяется в МСФО при оценке стоимости активов. Это связано с тем, что главные пользователи финансовой отчетности хотят иметь информацию о текущей стоимости активов, обязательств и самой компании. При этом балансовая стоимость активов не может быть выше той суммы, которую возможно получить в текущий период времени от их продажи или использования. Это позволяет инвесторам делать объективные выводы о состоянии дел и принимать оперативные инвестиционные решения. | Основные средства в процессе работы оценивают по исторической стоимости. Поэтому в отчетах РСБУ нередко происходит завышение балансовой стоимости основных средств и другого имущества в текущей экономической ситуации. Справочно в некоторых ПБУ используется понятие «текущая рыночная стоимость» активов организации. |
Стандарт «Основные средства»
Наряду со знакомыми понятиями «первоначальная стоимость», «остаточная стоимость», «амортизация», появится масса новых терминов: «инвестиционная недвижимость», «переоцененная стоимость», «справедливая стоимость» и т.д.
Учреждения смогут применять несколько методов начисления амортизации:
- линейный;
- уменьшаемого остатка;
- пропорционально объему продукции.
Выбирать метод начисления амортизации надо будет с учетом специфики использования конкретного объекта имущества. Например, можно будет учесть интенсивность использования оборудования при выпуске готовой продукции.
При переходе на применение стандарта учреждения должны будут признать объекты основных средств, ранее не признававшиеся, а также отражавшиеся за балансом, по их первоначальной стоимости. В составе основных средств при определенных условиях можно будет учитывать даже арендованные объекты (если срок договора аренды сопоставим с оставшимся сроком полезного использования, сумма всех арендных платежей сопоставима со справедливой стоимостью актива и т.д.). Объекты недвижимости надо будет переоценить до кадастровой стоимости и списать начисленную по ним амортизацию. В дальнейшем недвижимость будет амортизироваться исходя из пересмотренных первоначальной стоимости и срока полезного использования.
Будет четко обозначено правило: признание затрат в первоначальной стоимости объекта прекращается, когда объект находится в пригодном для использования состоянии. Например, при приобретении автомобиля можно будет учесть в первоначальной стоимости стоимость ковриков и чехлов. Если же такие предметы будут приобретаться после поступления автомобиля в состав основных средств, их стоимость можно будет учитывать в составе расходов текущего года.
Реквизиты документации
На основании стандарта впервые установлено, что подразумевает дата составления первичной документации — это дата подписания документа лицом, которое провело сделку или операцию и несет ответственность за их оформление, или же лицом, которое просто несет ответственность за оформление свершившейся операции.
Важно! Первичный учетный документ заполняется в момент совершения факта хозяйственной жизни. Если этого нельзя сделать, то он формируется непосредственно после завершения операции
В таком случае ФСБУ 27/2021 определяет новый момент — если дата формирования первичного учетного документа не совпадает с датой совершения события, оформляемого этим документом, то вместе с первой датой проставляется и вторая.
Кроме того, стандартом закреплено такое понятие как оправдательный документ — это документ, в который включены сведения о проводимой операции. На его основании в первичном учетном документе отражаются обязательные реквизиты. Пример оправдательного документа — договор, кассовый чек, авансовый отчет и т.д.
В оправдательном документе может и не быть всех реквизитов первичного учетного документа, однако его реквизиты должны отражаться в «первичке». Но если в оправдательном документе содержатся все реквизиты первичного учетного документа, то он может применяться в таком качестве, а дополнительная «первичка» не заполняется.
Кроме того, согласно стандарту, в первичной документации можно указывать дополнительные реквизиты, не являющиеся обязательными.
Отчетность
Этот ФСБУ содержит методологию составления и предоставления бухгалтерской отчетности. Некоторые отчетные данные придется раскрывать в обязательном порядке.
Активы и обязательства учреждения будут разделены на краткосрочные и долгосрочные, или оборотные и внеоборотные соответственно.
Также чиновники определили ряд принципов, которым должна отвечать бюджетная отчетность учреждения:
- уместность (релевантность);
- достоверное предоставление (полнота, нейтральность, отсутствие существенных ошибок);
- верификация;
- своевременность;
- существенность;
- сопоставимость;
- понятность.
События после отчетной даты
Этот ФСБУ закрепил не только понятия событий после отчетной даты, но и правила их отражения в учете в зависимости от периода их совершения. Стандарт обозначил классификацию событий такого характера. Так, в зависимости от того, к какому виду относится конкретное событие, зависит и способ его отражения в бухгалтерском учете учреждения. Также норматив раскрывает особенности включения этой информации в отчетность организации.
Ранее такие положения раскрывались лишь в учетной политике учреждения. Причем каждый экономический субъект мог установить собственные исключительные правила. Новые ФСБУ эти разногласия устранили. Теперь события после отчетной даты отражаются в учете только согласно обозначенным нормам и никак иначе.
Развитие российских стандартов бухгалтерского учета
Программа разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета на 2019 — 2021 гг. утверждена Приказом Минфина России от 05.06.2019 N 83н.
Долгое время, с 2012 по 2016 гг. Минфин РФ не разрабатывал новые ПБУ. Дело в том, что в соответствии со ст. 27 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» разработчиком федерального стандарта бухгалтерского учета является не Минфин РФ, а любой, так называемый, субъект негосударственного регулирования бухгалтерского учета. Но сначала субъекты негосударственного регулирования бухгалтерского учета не очень активно взялись за эту работу.
В 2016 году был принят Приказ Минфина РФ от 23 мая 2016 года № 70н, который утвердил «Программу разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета на 2016-2018 гг.». Согласно этой программе будут разработаны 14 новых стандартов бухгалтерского учета (или новых версий старых стандартов), а также 6 изменений в существующие стандарты.
Следует отметить, что у Минфина РФ есть право разрабатывать федеральные стандарты:
1) для организаций государственного сектора;
2) в случае, если ни один субъект негосударственного регулирования бухгалтерского учета не принимает на себя обязательства разработать федеральный стандарт, предусмотренный утвержденной программой разработки федеральных стандартов.
Рубрики:
Стандарт «События после отчетной даты»
Согласно Стандарту, исходя из даты совершения факта хозяйственной жизни, условия которого подтверждают (изменяют) события после отчетной даты, по отношению непосредственно к самой отчетной дате события подразделяются на два типа (таблица 4):
Таблица 4. Классификация событий после отчетной даты
События, подтверждающие условия хозяйственной деятельности, существовавшие на отчетную дату |
События, свидетельствующие об условиях хозяйственной деятельности, возникших после отчетной даты |
в том числе: |
|
– объявление должника банкротом, если процедура банкротства начата до отчетной даты; |
– изменение кадастровых оценок после отчетной даты; |
– принятие судебного акта, подтверждающего наличие актива и (или) обязательства; |
– принятие решение о реорганизации или ликвидации, о котором не было известно до отчетной даты; |
– завершение процесса оформления существенных изменений сделки, начатого в отчетном периоде; |
– существенное поступление или выбытие активов; |
-получение документального подтверждения суммы страхового возмещения, если страховой случай произошел в отчетном периоде; |
– пожар, авария, стихийное бедствие или другая чрезвычайная ситуация, в результате которой уничтожены или значительно повреждены активы; |
– получение информации, указывающей на обесценении активов либо на необходимость корректировки убытка от обесценения, признанного в отчетном периоде; |
– публичные объявления об изменениях политики, планов, намерений органа-учредителя, которые могут повлиять на полномочия и функции субъекта учета; |
– обнаружение после отчетной даты ошибки в данных бухгалтерского учета за отчетный период; |
– изменение величины активов и (или) обязательств в результате изменения после отчетной даты курсов иностранных валют; |
– иные события, подтверждающие уже существовавшие на отчетную дату условия и (или) указывающие на обстоятельства. |
– изменения законодательства, заключение и прекращения действия договоров (соглашений), принятие иных решений, влияющих на величину активов, обязательств, доходов и расходов; |
– начало судебного производства, связанного с событиями после отчетной даты; |
|
– иные события, свидетельствующие об условиях или подтверждающие обстоятельства, возникшие после отчетной даты. |
|
Порядок отражения в бухучете: |
|
Выполнение записей по счетам бухгалтерского учета на конец отчетного периода |
Выполнение записей по счетам бухгалтерского учета в периоде, следующим за отчетным периодом |
Порядок отражения в бухотчетности: |
|
Данные в отчетности отражаются с учетом уточненных данных бухгалтерского учета |
Информация о событие раскрывается в Пояснениях к отчетности за отчетный период. Раскрытию подлежит описание события и оценка последствие его наступления в денежном выражении. При невозможности оценки в денежном выражении, в Пояснениях раскрывается факт и причины этого |
Аренда
Если учреждение арендует имущество или сдает основные средства в аренду, такие операции следует проводить в соответствии с новым федеральным стандартом. Чтобы правильно отразить операции в учете, необходимо определить, к какой категории относится аренда: к операционной (нефинансовой) или к неоперационной (финансовой).
Имущество, полученное по неоперационной сделке, учитывают в составе основных средств бюджетного учреждения. Одновременно к учету принимают и денежное обязательство в сумме кредиторской задолженности по арендной плате.
Не применять эти правила учреждение вправе, если государственной организации предоставляют активы во временное владение или пользование. Например, биологические или нематериальные активы во временном пользовании.
Оценка
В бухгалтерском учете, по общему правилу, запасы отражаются по фактической себестоимости (п. 9 ФСБУ 5/2019, п. 5 Информации Минфина).
В новом ФСБУ 5/2019 ярко выражена экономическая сущность актива как ресурса, контролируемого организацией в результате событий прошлых периодов, от которого организация ожидает получить экономические выгоды в будущем. Это обосновывает включение в стоимость запасов не только фактически произведенных затрат, но и оценочных обязательств, а также капитализацию процентов по кредитам и займам (п. 11 ФСБУ 5/2019). От бухгалтера такой подход к оценке запасов потребует проявления профессионального суждения, необходимости получения максимально полной и достоверной информации о поступлении и использовании запасов.
Согласно нормам нового российского стандарта в фактическую себестоимость запасов, в частности, включаются только те проценты, которые связаны с приобретением запасов для дальнейшего включения в стоимость инвестиционного актива»(пп. «д» п. 11 ФСБУ 5/2019). Однако для отражения в бухгалтерском учете и отчетности реального финансового результата может понадобиться анализ норм МСФО.
По международным стандартам в отношении процентов по кредитам и займам следует руководствоваться МСФО (IAS) 23 «Затраты по заимствованиям» (п. 17 МСФО (IAS) 2). Согласно этому документу проценты могут включаться как в стоимость запасов, связанных с поступлением инвестиционных активов, так и в стоимость готовой продукции, если ее производство носит длительный характер. Например, производство алкогольной продукции многолетней выдержки может потребовать привлечения заемных средств и капитализации процентов в ее стоимости с целью формирования достоверного финансового результата. Принятие подобного решения надо отразить в учетной политике (п. 7.1 ПБУ 1/2008).
Следовательно, особенности деятельности экономического субъекта требуют детального подхода к формированию фактической себестоимости запасов с учетом правил ФСБУ и МСФО. В такой ситуации применяются правила, предусмотренные ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации»: в случае если по конкретному вопросу ведения бухгалтерского учета в федеральных стандартах правила не установлены, то организация разрабатывает соответствующий способ учета исходя из требований МСФО (п. 7.1 ПБУ 1/2008).
При приобретении запасов с отсрочкой или рассрочкой платежа на период более 12 месяцев (если меньший срок не установлен в учетной политике) затратами на их приобретение признается сумма денежных средств (без НДС), которая была бы уплачена продавцу без отсрочки или рассрочки. Сумма к уплате рассчитывается путем дисконтирования или на основании документально подтвержденной информации, которой располагает организация. Разницу между этой величиной и будущими платежами при отсрочке или рассрочке (без НДС) следует учитывать аналогично процентам по заемному обязательству (п. 13 ФСБУ 5/2019, пп. «а» п. 6 Информации Минфина).
При формировании фактической себестоимости запасов по новым правилам внимания заслуживают договоры с особыми условиями ценообразования. В данной ситуации суммы, уплаченные или подлежащие уплате поставщику, будут включаться в фактическую себестоимость запасов за минусом скидок, уступок, вычетов, премий, льгот независимо от формы их предоставления (пп. «б» п. 12 ФСБУ 5/2019).
Следовательно, с 2021 года покупателю, уверенному в том, что ему будет предоставлена скидка и он способен или намерен соблюдать условия ее получения, а также знает ее точную сумму, нужно сразу учитывать запасы по стоимости, уменьшенной на величину будущей скидки.
Бухгалтеру необходимо оценить вероятность получения скидки, ориентируясь на историю взаимоотношений с поставщиком, или на план поставок, или на иной подобный документ. Отсутствие уверенности в получении премий, бонусов, скидок, льгот освобождает бухгалтера от обязанности вычитать их в момент оприходования запасов.
Кроме того, с 2021 года меняется порядок определения фактической себестоимости запасов, которые остаются в организации после выбытия, ремонта, модернизации, реконструкции основных средств и других внеоборотных активов. Раньше она формировалась исходя из текущей рыночной стоимости на дату принятия ТМЦ к бухгалтерскому учету. Согласно новым правилам такие запасы будут учитываться по наименьшей из двух величин (п. 16 ФСБУ 5/2019, пп. «г» п. 6 Информации Минфина):
- стоимости, по которой организация учитывает аналогичные запасы;
- сумме балансовой стоимости списываемых активов и затрат, понесенных при демонтаже и разборке объектов, извлечении запасов, приведении их в надлежащее состояние.
Нематериальные активы
Введенные в 2021 году федеральные стандарты бухгалтерского учета для организаций государственного сектора регулируют учет нематериальных активов. Теперь к НМА относятся исключительные и неисключительные права пользования. Пользовательские права на лицензионные программы не учитываются на забалансе по счету 01, их отражают на балансе по новым аналитическим счетам к регистру 0 111 00 «Права пользования активами».
Детализировали учет исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, дополнив счет 0 102 00 «Нематериальные активы» новой аналитикой. Для отражения прав пользования нематериальными активами используют новые подстатьи по КОСГУ:
- неисключительные права с определенным сроком полезного использования отражают на подстатьях 352 и 452;
- неисключительные права с неопределенным сроком полезного использования — на подстатьях 353 и 453.