Студия звукозаписи дома и профессиональная. все отличия и этапы записи
Содержание:
- Рекламная деятельность
- Прибыльно ли иметь студию звукозаписи в России в наше время?
- Возможные риски
- Как сэкономить на оборудовании для звукозаписи
- Планирование
- Какие есть варианты
- Этапы записи вокала
- Подсчет рентабельности
- Как работает студия звукозаписи
- Раскрутка: подбор бренда, реклама, поиск клиентов
- Какое оборудование необходимо, чтобы писать звук дома
- Шаг 3: Закройте двери
- Как быстро окупится такой бизнес?
- Как обустроить студию звукозаписи дома?
- Несколько других рекомендаций
- Старт
- Нужна звуковая карта
- Что потребуется для реализации?
- Звуковой интерфейс
- Что нужно для домашней студии? Некоторые азы
- Какие колонки нужны для сведения музыки?
Рекламная деятельность
Не стоит забывать про рекламную деятельность. Она должна быть проведена на высочайшем уровне. Именно поэтому потребуется постоянно давать объявления в крупные газеты и расклеивать по городу разнообразные плакаты. Можно нанять людей, которые будут раздавать листовки в наиболее посещаемых местах населенного пункта.
С просьбой о размещении рекламы можно обратиться в бары, в которых предоставляется услуга караоке. О конкуренции в данном случае вспоминать никто не будет, так как ее просто нет. Но даже в том случае, если в ресторане или в баре нет караоке, все равно можно попросить администрацию об услуге. Возможно, при помощи такого способа и будут найдены потенциальные клиенты.
Прибыльно ли иметь студию звукозаписи в России в наше время?
В нашей стране сегодня выигрывают студии, которые демпингуют в кризисе. Базу для этого имеют те, кто организовал свой бизнес на дому.
Большие звукозаписывающие студии с солидными площадями, дорогостоящей аппаратурой и неподъёмными ценами на услуги (зачастую действительно высококачественными) терпят убытки и обречены на простаивание. Связано это с отсутствием у наших меломанов высоких требований к качественному звуку. Большинству из них просто неведомо, что это такое и для чего нужно его добиваться. Поэтому переплачивать при данных обстоятельствах они не видят смысла.
Ещё один момент является важным в этом плане. В настоящее время музыканты, зная, что избежать пиратства не удастся, сами штурмуют Интернет в попытке опередить пиратов. А, как известно, глобальная сеть и качество звукозаписи абсолютно несовместимы.
Возможные риски
Организация собственной музыкальной студии в небольшом городе является довольно рискованным видом бизнеса. Прежде чем принять окончательное решение об открытии студии, предпринимателю следует тщательно взвесить все «за» и «против», проанализировав уровень востребованности подобного рода услуг в своем регионе. Главные факторы риска, которые могут негативно сказаться на развитии бизнеса, следующие:
- Снижение культурного уровня населения региона из-за действия неблагоприятных социальных факторов.
- Недостаточное развитие рекламной индустрии в регионе и, как следствие, малое количество заказов на озвучивание рекламных роликов.
- Трудности, связанные с подбором высококвалифицированного персонала студии.
- Появление конкурирующих студий звукозаписи, обладающих более профессиональным оборудованием и, соответственно более широким спектром услуг.
Успех студии звукозаписи зависит от множества очевидных и неочевидных факторов, но если бизнесмен будет любить свое дело и полностью отдаваться ему, то высокие показатели прибыли и прекрасная репутации рано или поздно будут ему обеспечены.
Как сэкономить на оборудовании для звукозаписи
На своем веку я перевидал немало ухищрений, к которым прибегали музыканты-новички. POP-фильтр из капронового чулка и пялец — классика, сам так делал. Но встречались и более экзотичные варианты вроде микрофонной стойки из швабры или стопки книг, перед которой нужно было стоять на коленях.
Удачные примеры записи при минимальных вложениях существуют. Солист группы «Магнитная Аномалия» Антон Вартанов записал целый альбом на смартфон на берегу моря в Филиппинах. Из дополнительной аппаратуры он использовал только внешнюю звуковую карту, микрофон и гитару. Ему даже электричество не понадобилось.Телефон заряжался от солнечной батареи, а звуковая карта — от телефона. Барабанные и клавишные партии он создал с помощью клавиатуры в специальном приложении, а сведение делал в мобильных программах.
Не стоит вкладывать десятки тысяч рублей в технику, только чтобы подарить песню на день рождения девушке или маме. Но если у вас полно творческих идей и грандиозные планы на музыкальном поприще, мой совет — не держитесь за каждую копейку. Из-за сомнительной аппаратуры придется страдать в процессе и получать никудышные результаты.
Важно
Технический уровень студии звукозаписи определяется самым дешевым из ее компонентов. Нет смысла раскошеливаться на мониторы и микрофон, а после покупать копеечную звуковую карту.
Оптимальный вариант — постепенно докупать качественное оборудование. На первых порах можно брать его в аренду или у друзей. Также рекомендую покупать аппаратуру одного ценового класса.
Планирование
Понимание грамотного использования пространства является первоочередной задачей. Практика организации обычного гаража будет разительно отличаться от оформления профессиональных залов для записи вокала или прослушивания камерной музыки.
Прежде всего, необходимо подумать о том, как полностью изолировать их от остальной части вашего дома. Требования к звуковой изоляции репетиционной комнаты, расположенной рядом с детской или спальней, будут гораздо жёстче, чем в других случаях.
Необходимо искать современные практические способы создания изоляционного пласта, которые могут предложить архитекторы и дизайнеры.
Изолирование помещения прослушивания и записи от внешних шумов (например, разговоров с улицы, соседей и даже механического оборудования) можно считать одним из приоритетных направлений. Это касается любого записывающего оборудования.
Поэтому более простой интерьер без окон обычно называют идеальным вариантом, в работу над которым изначально должны быть вовлечены профессионалы, чтобы хозяева были уверены в качестве.
Ещё одну серьёзную проблему создают инструменты, занимающие слишком много места. Для них потребуются особо просторные помещения, чтобы живое звучание не слишком проникало в смежные помещения.
В этом случае нужно обратить внимание на стратегию и контроль над поведением его в выбранной площади
Какие есть варианты
Вариант 1. Звукоизоляция штукатуркой и стяжкой
Способ достаточно долгий, хлопотный и трудозатратный. Необходимо разобрать старое напольное покрытие, загрунтовать поверхность и сделать стяжку толщиной 5–8 см. Не ранее чем через неделю можно обрабатывать стены звукоизоляционной штукатуркой на цементной основе слоем не менее 4 см. Трещины, места соединения стен с потолком предварительно заделывают монтажной пеной. Сверху наносят шпатлевку и финишное покрытие.
Потолок в данной схеме лучше не штукатурить, поскольку это очень сложная, трудновыполнимая работа. Оптимальный вариант – подвесная конструкция из гипсокартона и звукоизолирующих материалов. Но даже в этом случае «штукатурка + каркас» не дадут такого результата, как «комната в комнате».
Штукатурка и стяжка менее эффективны для звукоизоляции студии, чем «комната в комнате»
Вариант 2. Акустический поролон
Акустический поролон может иметь рельефную и безрельефную поверхность. Рельефный – с профилем в виде пирамид или волн – нейтрализует звук и подавляет вибрации. Ровный – тоже устраняет шумы, но значительно хуже, поэтому для студий звукозаписи не подходит.
Рельефными панелями обклеивают внутренние поверхности. На кривые стены предварительно монтируют листы гипсокартона в качестве основания для поролона. Также его монтируют под напольное покрытие – на обрешетку из брусьев. Материал нельзя сминать, так как заломы снижают звукоизоляционные свойства.
Толщина акустического поролона – от 5 до 100 мм: чем он толще, тем лучше задерживает звук
Вариант 3. «Комната в комнате»
Если звукоизолировать предстоит профессиональную студию звукозаписи, оба вышеназванных варианта не подходят. Шумовые нагрузки настолько велики, что ни отдельный слой штукатурки, ни акустический поролон без дополнительных мер не дадут нужных результатов.
Внутри помещения создается новое пространство из материалов с высокими звуко- и виброизолирующими характеристиками. Работа эта достаточно трудоемкая, зато на выходе вы получите герметичную «комнату в комнате», пригодную для любых экспериментов со звуком.
Этапы записи вокала
Когда вы приобрели все необходимое оборудование и все подключили, можно переходить к этапу записи голоса. В этом нам помогут программы Studio One, Reaper, ProTools, Logic, Cubase, Ableton. Все они работают по одному принципу: в программе создается проект, куда добавляется фонограмма и сверху пишется дорожка вокала или несколько дорожек.
После записи следует этап сведения — когда все дорожки приводятся в состояние единой цельной композиции. Выравниваются частоты при помощи эквалайзера, регулируется громкость при помощи компрессии, накладываются эффекты на голос, за счет чего он звучит объемнее и красивее.
Мастеринг – это завершающий этап, на котором уже почти готовый стерео-трек вычищается от лишних частот и максимизируется по громкости. Этот этап чисто технический, его цель — сделать качество трека таким, чтобы он хорошо слушался с любого устройства.
Осталось сделать рендеринг — сохранить трек в формате .wav и вуаля — ваша песня готова. Можно наслаждаться своим голосом из наушников и показывать запись друзьям
Подсчет рентабельности
Итого, для открытия студии звукозаписи потребуется:
- Помещение и его ремонт – 300 000 руб.
- Закупка оборудования — 300 000 руб.
- Регистрация ООО – 20 000 руб.
- Прочие расходы – 50 000 руб.
В общей сложности нужно будет найти 700 000 рублей на открытие. Если нет собственных средств на открытие, банки готовы предоставить кредит. Средневзвешенная процентная ставка составляет 20% годовых.
Ежемесячные расходы в идеальных условиях
При условии наличия своей площади и, если в шкатулке нашлись деньги на открытие бизнеса, то ежемесячные расходы будут составлять:
- Содержание помещения – 15 000 руб.
- Заработная плата – 70 000 руб.
- Реклама – 10 000 руб.
- Непредвиденные расходы – 5 000 руб.
Читая прибыль должна достигать 100 000 рублей, чтобы вывести бизнес на порог рентабельности. Это вполне подъемная цифра даже для небольшой студии, подобные услуги стоят достаточно дорого, от 1 до 3 тысяч за один час аренды.
Ежемесячные расходы в условиях дефицита
В случае, если придется арендовать помещение и брать кредит в банке, то к 100 000 рублей нужно добавить расходы на аренду и выплату процентов по кредиту, что опустошит кошелек на 50 000 руб. В таких условиях можно задуматься о создании домашней студии.
Как работает студия звукозаписи
Проведем небольшой ликбез на тему того, что из себя представляет полноценная студия. Для записи музыки необходимо:
Акустически подготовленное помещение. Это тема для отдельной статьи. Тем не менее, ниже мы коснемся основных принципов оборудования помещения под студию
Оборудование для звукозаписи. Список необходимого “железа” обширен, но для начала хватит и “джентльменского набора”: компьютера со звуковым редактором, звуковой карты или USB — интерфейса, внешнего предусилителя (преампа), мониторов и наушников. Со временем, перечень расширяется за счет разнообразных микшерных пульты, микрофонов, MIDI — контроллеров и так далее
Пособия по звукозаписи
Не важно, в какой форме получать знания: из книг или видеоуроков на Youtube, знания вам понадобятся. Музыкант, который решил оборудовать студию дома автоматически становится собственным продюсером
Слушабельность и качество записи теперь зависит от него
Поговорим о том, как в целом устроена студия. Представление о студийной работе легко получить из документальных фильмов, коих музыкальные коллективы выпускают множество. Классическая студия состоит из двух отдельных помещений: комнаты записи и контрольной комнаты. В первом происходит, как понятно из названия, процесс записи. Там располагается необходимое оборудование: микрофоны, усилители. Половину контрольной комнаты занимает микшерный пульт (та самая панель с миллионом крутилок и кнопок), другие контроллеры, студийные мониторы.
В случае с “живыми” группами, партии отдельных инструментов записывают по очереди: начинают с ударных и заканчивают басом. Электронным музыкантам в этом смысле проще, потому что им не приходится исполнять ничего “в живую”. Но общие правила записи применяются и к ним.
В условиях домашней студии создать два просторных, изолированных друг от друга помещения получается не так часто
Поэтому важно адаптировать помещение таким образом, чтобы оно могло исполнять обе роли одновременно
Перейдем к вопросу о том, как сделать домашнюю студию звукозаписи своими руками. Об акустической подготовке помещения пишутся целые статьи и книги, поэтому коснемся только главных аспектов, без которых не обходится оборудование помещения под звукозапись. Начнем с выбора помещения.
Раскрутка: подбор бренда, реклама, поиск клиентов
Обеспечить приток клиентов на начальном этапе может хороший бренд и правильно организованный маркетинг, который не потребует большого количества средств. Вариантов множество – и лучше использовать их в комплексе:
- создайте сайт с перечнем услуг;
- создайте группы в соцсетях, регулярно наполняйте и продвигайте их;
- поместите объявления в местных СМИ, в том числе телевидение (бегущая строка);
- закажите плакаты и рекламу на ситилайтах;
- закажите статью в популярном журнале с рекламой студии.
Одним из действенных способов поиска клиентов для начинающей звукозаписывающей студии является сдача в аренду зала для репетиций одновременно со студией звукозаписи. В стране музыкальной молодежи много, а подобных баз практически нет, и для студии звукозаписи это может открыть хорошие перспективы. Репетиции и звукозапись – хорошо дополняющие друг друга занятия. При совмещении их в одном помещении появляется возможность не только сэкономить средства, но и получить прибыль.
Какое оборудование необходимо, чтобы писать звук дома
Персональный компьютер
Компьютер станет основой домашней музыкальной студии. Я предпочел ноутбуку стационарный ПК: он более производительный и тихий. Некоторые из моих знакомых собирали компьютеры для звукозаписи самостоятельно. Они экономили на второстепенных модулях, например видеокарте. Но вкладывались в ключевые элементы — мощный и надежный процессор, бесшумную систему охлаждения и жесткий диск.
Звуковые карты
Лучшие, на мой взгляд, бренды — производители доступных звуковых карт
- Presonus
- Focusrite
- Avid
- Universal Audio
Среди самых бюджетных вариантов рекомендую:
- Audient iD4
- Focusrite Scarlett Solo
- Presonus AudioBox USB
Встроенной в компьютер звуковой карты недостаточно. Она не может дать студийного качества звука и обеспечить высокую скорость работы. Также она не имеет нужных разъемов для подключения другого оборудования.
Звуковая карта позволяет подсоединять микрофон, музыкальные инструменты и экраны/колонки или наушники. I/O (сокращение от input/output) — это входы и выходы. Чем их больше, тем больше источников звука можно писать и на большем количестве устройств воспроизводить.
Самый простой и дешевый аудиоинтерфейс включает два аудиовхода, линейный аудиовыход и выход для наушников.
Оборудование для воспроизведения звука: студийные мониторы и наушники
Студийные мониторы на первый взгляд выглядят как обычные колонки. Отличие в том, что бытовые аудиосистемы сглаживают и улучшают звук, а профессиональные — передают его без искажений и окраски. Иными словами, позволяют детализированно услышать именно то, что вы записали.
«Мой фаворит среди бюджетных вариантов мониторов — KRK Rokit 5 G3, также можно обратить внимание на M Audio AV42 и JBL LSR305»
На первых порах я из экономии не покупал мониторы и пользовался обычными колонками. Лучше так не делать, а вложиться в хорошие наушники. Они все равно понадобятся, как минимум для сведения музыки в ночное время. Для работы в студии подходят полноразмерные наушники. Они бывают открытыми, закрытыми и полуоткрытыми.
Открытые наушники более точно передают звучание, и в них меньше устают уши. Однако они не обладают полной изоляцией и потому не подходят для записи. Закрытые наушники хорошо изолируют звук, но хуже передают звуковой спектр, поэтому менее пригодны для сведения. В идеале у вас должны быть две пары наушников для разных этапов. Начинающему я могу посоветовать компромиссный вариант — полуоткрытые наушники.
Открытые наушники | Закрытые наушники | Полуоткрытые наушники | |
Плюсы | + Более точно передают звучание. + Не устают уши | + Плотно прилегают к ушам. + Хорошо изолируют звук | + Хорошая звукоизоляция. + Не устают уши. + Хорошая передача звука |
Минусы | — Не обладают полной изоляцией. — Не подходят для записи. — Мелодия из наушников слышна окружающим. — Пользователь слышит внешние звуки | — Хуже передают звуковой спектр. Не подходят для сведения. — Устают уши и болит голова | — Часть звуков слышна за пределами наушников. — Шумы могут попасть на запись |
Кабели, чтобы все соединить
Для звукозаписи лучше подходят балансные. В отличие от небалансных, они менее восприимчивы к шумам. Качество кабелей влияет на звук. Не советую брать самые дешевые, хотя соблазн сэкономить именно на них велик.
Также при первой же возможности советую обзавестись MIDI-контроллером — это устройство для записи партий разных инструментов. Как правило, оно выглядит как клавиатура фортепиано. Его использование ускоряет и упрощает работу. Вместо того чтобы вводить ноты мышкой, их можно «играть» на клавишах. Для начала выберите небольшую модель с удобными полноформатными клавишами. Например, M-AUDIO Oxygen 25 IV, ALESIS V25.
Шаг 3: Закройте двери
Ваша студия будет иметь по крайней мере один дверной проем. Как и окна, это еще одна потенциальная область утечки звука. Решение простое – используйте тяжелую дверь. Кстати покупать ее необязательно — достаточно утяжелить обычную, покрыв ее слоем «Sheetblok» (специального винилового материала, действующего в качестве эффективного звукоизоляционного барьера).
Убедитесь, что когда дверь закрыта, не образуется щелей. Чтобы от них избавиться, возьмите обычные уплотняющие ленты из строительного магазина, хотя при желании можно потратиться на более дорогие специализированные материалы.
Как быстро окупится такой бизнес?
Произвести расчёты окупаемости сравнительно небольшой студии звукозаписи довольно непросто: всё будет зависеть от наличия предпринимательской жилки, умения правильно организовать рекламу и качества обработки музыкальных композиций. Опыт других предприятий аналогичного направления показывает, что в среднем можно выручить около 2000 рублей за 1 час работы.
Необходимо не сбрасывать со счетов тот факт, что рентабельность студии находится в прямой зависимости как от производительности и затраченных на оказание услуг часов, так и от числа потенциальных заказчиков. При должной организации на то, чтобы студия полностью окупилась, может хватить и года.
Как обустроить студию звукозаписи дома?
В наши дни сделать студию звукозаписи дома – вполне реально. Всего-то нужен компьютер, а значит и возможность создать хорошую звукозапись в приличные сроки при должном умении. Но прежде всего надо сделать кое-какие приготовления. Для начала нужно сформулировать свою идею, для чего нужна студия – для записи музыки или вокала. Основной технической единицей будет компьютер, который может исполнять множество функций при помощи надлежащего софта – проигрыватель, секвенсор, редактор аудио, микшер и так далее.
Используйте софт для работы со звуком, допустим, Reason, Pro Tools или FlStudio. Для лучшего качества воспроизведения делайте вывод звука с звуковой карты на микшер или предусилитель, а уже оттуда на мониторы. Для более качественной записи стоит подключать микрофоны или инструменты прямо в микшер, а уже его к аудиоплате
Важно выбрать нужно помещение для звукозаписи, она должна быть звукоизолированной. Можно использовать ковры на стенах или еще что-нибудь для обивки
Несколько других рекомендаций
- большие объёмы всегда лучше, чем меньшие;
- избегайте идеальные кубические или узкие длинные помещения с параллельными стенами;
- неправильные формы поверхностей стен, плов, потолка, наличие книжных шкафов, а также выпуклые формы наиболее благоприятны для распространения музыки;
- откажитесь от вогнутых поверхностей, которые имеют тенденции фокусирования;
- не используйте размеры комнат, которые являются кратными друг другу, потому что они будут усиливать резонирующие частоты, создавая мутные и шумные ноты;
– избегайте параллельных стенок и плоских потолочных покрытий. Они считаются плохим вариантом для акустического дизайна, так как превращают зал в своеобразный теннисный корт, отражающий волны туда и обратно и вызывающий нежелательное эхо. Кстати, именно поэтому настоящие концертные залы имеют вогнутые верхние, боковые и нижние поверхности.
Если вы перепрофилировали существующую площадь с неидеальными пропорциями, некоторые маленькие хитрости смогут помочь исправить этот недостаток.
Когда звуковые волны ударяются о поверхности, происходят три вещи:
- часть из них отражаются обратно;
- другая часть поглощается материалом;
- третья проходит через препятствие.
Вот эти три основных параметра мы должны проконтролировать при проектировании музыкального салона.
Старт
Сосредоточимся на организации небольшой студии. Чтобы начать такой необычный бизнес, понадобится следующее:
- Помещение с хорошей акустикой, если предполагается живая запись.
- Мощный компьютер с качественной звуковой картой для обработки музыкальных произведений.
- Синтезатор или специальная миди-клавиатура к компьютеру.
- Мониторы.
- Микрофоны.
- Закрытые наушники для исполнителей.
- Программное обеспечение.
Программное обеспечение может быть платным и бесплатным. А еще бывают пиратские версии программ, использование которых незаконно и чревато проблемами с правоохранительными органами.
Платные программы имеют больше возможностей. Бесплатные хороши только тем, что бесплатны, но ждать от них качественной записи не стоит. В профессиональных целях использовать их не рекомендуем.
Нужна звуковая карта
Теоретически многие начинающие диджеи свои первые треки создавали исключительно с помощью ноутбука, не используя дополнительного оборудования.
Но если вы планируете записывать гитары, вокал, партии клавишных и ударных, без звуковой карты не обойтись.
Выбрать можно недорогой вариант звуковой USB-карты
Обращайте внимание на:
- наличие портов MIDI In (для подключения клавиатуры);
- количество портов типа «джек» (на первое время достаточно двух);
- количество портов типа XLR для подключения микрофона. В компактных звуковых картах этот порт, как правило, спарен с «джеком». На первое время будет достаточно хотя бы одного такого порта.
Встроенный ламповый каскад предусилителя, фантомное питание — все это будет позже. Не спешите тратить деньги.
Что потребуется для реализации?
Однако об открытии студии вряд ли задумается бизнесмен, далекий от мира музыки, поэтому на начальном этапе функции режиссера и администратора может взять на себя собственник бизнеса. При достаточном количестве инвестиций нанимают инженера-техника для монтажа, отладки, настройки оборудования.
На собственные ресурсы следует рассчитывать и в вопросе размещения студии: судя по отзывам предпринимателей, этот вид бизнеса может месяцами не приносить никакого дохода, а арендные платежи приходится платить ежемесячно. Плюс капиталовложения в сложный дорогостоящий ремонт в случае проблем с арендодателем будут невозвратны. Поэтому в большинстве случаев студии организуют в помещениях, принадлежащих бизнесмену на праве собственности: квартире, частном доме или специально построенном павильоне.
При поиске помещения в аренду приоритет отдается кирпичным зданиям на окраинах города (в целях экономии на арендных платежах), с парковкой для крупных автомобилей (для групп со своими музыкальными инструментами), допускаются квартиры на первых этажах и полуподвальные помещения жилых домов
Наличие соседей не важно: звукоизоляция – один из главнейших параметров студии – обеспечивает тишину за пределами комнаты записи в любое время суток. Для мини-студии потребуется помещение с тремя комнатами различного назначения: комната записи (тон-зал), смежная с ней будка звукорежиссера (аппаратная), входная зона с местом для отдыха клиентов
Общая площадь помещения – не менее 50 кв. м, ежемесячный арендный платеж составит 50 тыс. руб. и более.
Третьим этапом станет ремонт, прокладка мощной электропроводки, организация вентиляции и звукоизоляция помещения. Из тон-зала проделывают окно в аппаратную для общения режиссера и артистов во время записи. Если такой возможности нет (невозможно согласовать перепланировку в БТИ), то общение можно организовать посредством видеосвязи: потребуется камера, монитор и дополнительные микрофоны. Стены отделывают звукоизоляционными плитами (тексаунд, шуманет, изовер), а затем наклеивают мягкие панели из вспененного поролона для звукопоглощения. Стоимость материалов – около 100 тыс. руб. без учета ремонтных работ.
Гораздо дороже обойдется расчет и согласование схемы электропроводки и приточной вентиляции, без которых невозможна комфортная работа в студии
Во время ремонта следует также обратить внимание на небольшие нюансы, существенно меняющие качество записи: шумопоглощающее, желательно черное (акустически прозрачное) покрытие потолка, ковролин с длинным ворсом на полу, LED-лампы вместо ламп накаливания
Существуют на рынке и готовые предложения, позволяющие обойтись без ремонта и организовать мини-студию даже в отдельной комнате жилой квартиры. Сборные акустические (вокальные) кабины, напоминающие телефонную будку, обшиты изнутри звукопоглощающим материалом и оснащены системой вентиляции. Кабины изготавливаются по размерам заказчика, легко разбираются и переносятся с места на место. Стоимость полупрофессиональных моделей начинается от 300 тыс. руб.
Четвертым и самым дорогостоящим этапом станет оснащение студии аппаратурой для звукозаписи и обработки. Покупка минимального комплекта оборудования не имеет смысла, так как недорогую домашнюю студию может организовать любой потенциальный клиент. В студию профессиональной звукозаписи обращаются, потому что представленную в ней аппаратуру невозможно приобрести для личных нужд: это дорого, габаритно, сложно настраивается и требует технического обслуживания. В общей сложности к закупке потребуется около 30 наименований различной техники, конфигурацию которых нужно подбирать, исходя из параметров помещения, производительности отдельных единиц, требований к комфортности процесса и качеству записи. Основное оборудование и программы:
- максимально производительный компьютер – от 60 тыс. руб.;
- мониторы – от 30 тыс. руб.;
- микшерный пульт – от 100 тыс. руб.;
- предварительный усилитель – от 60 тыс. руб.;
- студийные микрофоны – от 20 тыс. руб. каждый;
- студийные мониторы и преобразователи – от 30 тыс. руб.;
- звуковая рабочая станция (программа) – от 40 тыс. руб.;
- наушники и усилители к ним – от 20 тыс. руб. каждые;
- аудиоинтерфейс – от 40 тыс. руб.
Сумма начальных вложений в оборудование составляет от 600 тыс. руб. без музыкальных инструментов. Кроме того, потребуется мебель для всех участников процесса: столы, стулья, софа для зоны отдыха, стойки для микрофонов. Для обеспечения сохранности студийного оснащения помещение в обязательном порядке оборудуют сигнализацией с пультом охраны.
Звуковой интерфейс
Фото Sincerely Media, unsplash
Это сердце твоей студии. Звуковой интерфейс ввода-вывода, он же звуковая карта — это то, посредством чего звук поступает в компьютер и посредством чего он выводится вовне. Здесь тебе надо определиться с количеством входных и выходных каналов. Собираешься читать рэп один? Подойдут варианты даже с 1-2 входными каналами. Хочешь купить много синтезаторов и сочинять замороченную электронную музыку? Возможно, не хватит и 8 каналов!
Большая часть звуковых карт для домашней студии работает через USB. Есть варианты и для Firewire или Thunderbolt: тут уже смотри, какие разъемы на компьютере у тебя есть. «Профессионалы» частенько ругают USB-варианты, но, уверяем, для дома тебе их хватит с головой.
Цены на самые простые звуковые карты (например, Behringer UMC22) начинаются от 3,5 тысяч рублей. В самом бюджетном сегменте предусилители на входных каналах (звук с микрофона или гитары очень слабый, его необходимо усиливать) могут быть не идеального качества (что не помешает тебе писать бэнгеры, конечно!) Цена за максимально профессиональные решения, которыми не брезгуют на крутых студиях (например, Apollo Twin) уже может приближаться к сотне тысяч рублей или запросто преодолевать этот рубеж.
Что нужно для домашней студии? Некоторые азы
Когда-то студии базировались вокруг многоканальных магнитофонов и микшерных пультов. Звук подавался на микшер (это устройство, позволяющее смешивать несколько разных сигналов в один — например, мы можем подать на него дорожки вокала и гитары и получить трек, в котором эти инструменты будут звучать вместе), здесь регулировались уровни и частотные характеристики разных дорожек, а также добавлялись эффекты. С микшера стерео-сигнал поступал, опять же, на магнитофон — получался трек, пригодный для дальнейшего распространения — «мастер-трек».
Конечно, можно заморочиться и с подобной системой — особенно, если ты загоняешься по «тому самому» звуку семидесятых или восьмидесятых. Но мы все-таки предлагаем строить студию вокруг компьютера, точнее, вокруг программ, объединенных под названием DAW (digital audio workstation). В них есть много дорожек, широкие возможности по монтажу треков (их можно резать, копировать и вообще видоизменять как заблагорассудится), есть встроенные эффекты и возможность применять сторонние плагины. Какую DAW выбрать — вопрос индивидуальных предпочтений, но самые популярные это Ableton Live, Reaper (есть бесплатная и, по сути, неограниченная демо-версия!), Pro Tools, Cubase, Fruity Loops.
Какой компьютер выбрать? Если говорить о процессоре — то любые Intel или AMD последних поколений (и M1 тоже) без проблем потянут большую часть звуковых программ. Оперативки лучше брать как минимум 16 гигабайт, а накопитель крайне желателен SSD (когда ты освоишься и начнешь активно использовать огромные и тяжелые библиотеки семплов, поймешь, почему). Монитор — крайне желательно от 17 дюймов, но есть люди, которым вполне комфортно работать и на мелких ноутбуках.
Какие колонки нужны для сведения музыки?
Предпочтения меломанов при выборе домашней акустики могут очень сильно отличаться. Выбор студийных мониторов также сугубо индивидуален, но в данном случае он обусловлен музыкальными стилями, в которых вы планируете творить.
Помните, что мониторы для сведения музыки — совсем не обязательно акустика для её прослушивания. Главный критерий при выборе студийных колонок — их объективность. Высокая детализация всего частотного диапазона поможет услышать неточности в сведении, которые могут сглаживаться колонками с различными улучшайзерами.
Звук, который мы слышим, — это не только колонки, но и пространство, в котором мы находимся
Если вы не планируете уделять внимание акустическим свойствам комнаты, то приобретать мониторы за тысячи долларов нецелесообразно
И не спешите выбрасывать старые «джениусы». Вы можете вкладывать много средств в покупку акустики, но большинство слушателей довольствуется чем попало: встроенными динамиками ноутбука, недорогими вакуумными наушниками и даже колонкой в смартфоне. Вам необходимо добиться неплохого звучания даже на откровенно плохих носителях, поэтому используйте весь спектр имеющихся устройств разного класса для тестирования.