Описание профессии авиадиспетчер — где учиться, обязанности и зарплата

Виды диспетчерских пунктов

В зависимости от того, на чем специализируется диспетчерский пункт, он может быть одним из трех основных их видов:

  1. Так называемый ГЦ. Расшифровывается аббревиатура, как Главный Центр.
  2. ЗЦ. Аббревиатура расшифровывается, как Зональный центр.
  3. РЦ. Аббревиатура расшифровывается, как Районный центр.

Каждый из пунктов специализируется на том, что разрабатывает разнообразные планы полета, согласно которым будут перемещаться самолеты. Также, они следят за различными видами рейсов. Как за теми, которые летают регулярно. Так и за теми, которые с определенной периодичностью. 

Рейсы эти могут быть абсолютно любыми. Начиная с международных. Заканчивая теми, что проводятся внутри государства.

Также, авиадиспетчеры специализируются на том, что анализирует воздушное пространство. График полетов. И делают прогнозы по поводу того, как улучшить расписание полетов самолетов. 

Тысячи жизней в руках

Филиал «Аэронавигация Юга» обслуживает огромное воздушное пространство, которое граничит как с Московским и Самарским центрами управления воздушным движением, так и с центрами других стран — Турции, Казахстана, Азербайджана, Украины, Грузии. 

— Как проходит обычный день диспетчера?

В Центре управления воздушным движением расположены пульты: за каждым сидят два диспетчера, которые отвечают за определенный сектор. Сектор – это как бы нарезанное пространство в воздухе, под нашей ответственностью их 17. Это очень много. Основная задача диспетчера — не допустить, чтобы между воздушными судами на одной высоте было расстояние менее 10 километров.

При приёме дежурства диспетчер занимает рабочее место, и после того, как он понял воздушную обстановку, все ограничения, которые действуют в данный момент, узнал всю погоду на своих и запасных аэродромах, он принимает дежурство и докладывает старшему диспетчеру. Пульт для управления воздушным движением в секторе рассчитан на два рабочих места, они равнозначны, но функции у них немного отличаются — один диспетчер ведёт связь со смежными секторами и передаёт информацию о движении воздушных судов, другой в это время контролирует воздушную обстановку и ведёт связь с воздушными судами.

В основном в России авиадиспетчеры работают по графику УДН («утро-день-ночь»): в 8 утра определённая смена принимает дежурство, и в три часа дня ее меняет уже другая смена. На следующий день эта смена заступает в три часа дня и работает до десяти часов вечера. На третий день всё та же смена заступает в десять вечера и работает до утра, потом три дня отдыха.

— Что входит в ваши задачи? Как вы ведете самолеты? 

— Все самолёты ведут радиосвязь на русском или английском языке. На индикаторе воздушной обстановки мы видим позывной воздушного судна, его скорость, высоту, траекторию движения, аэродром назначения и так далее. При пролёте определённой точки самолёт переходит на связь с другим сектором, потом со следующим и так до аэропорта назначения, который может быть рядом, а может быть и через 10-12 часов полёта.

 — Давит ли на вас ответственность?

— Ответственность нужно чувствовать и осознавать постоянно, но давить она не должна. Представьте, на связи у диспетчера, вне зависимости от его класса, минимум 10-20 воздушных судов одновременно. И в каждом от 100 до 300 человек. Бывает, что диспетчер — совсем молодой человек или девушка лет 25, а у него сразу две-три тысячи жизней в руках. Это психологически очень серьезно. Поэтому не все здесь могут работать.

Ошибки в нашей профессии, как и у пилотов, стоят дорого – и о них сразу узнает не только вся страна, но и весь мир. Мы постоянно оттачиваем профессиональное мастерство на тренажёрах, делаем все, чтобы ошибок не случалось, и пассажиры в самолёте о нас даже не подозревают. 

— Насколько в этом помогает оборудование?

— Техника должна помогать, а не оттягивать внимание. Если раньше, например, мы должны были держать в голове позывные всех воздушных судов, то теперь мы видим всю информацию на экране

Система может заранее предупреждать о конфликтных ситуациях, и это большая помощь. У нас большой опыт обеспечения таких серьезных мероприятий, например Олимпиада в Сочи. И этот опыт, я надеюсь, поможет нам достойно обеспечить чемпионат мира по футболу в 2018 году.

Список колледжей

Егорьевский АТК им. В.П. Чкалова – филиал МГТУ ГА Московская область

Государственный

Егорьевский авиационный технический колледж имени В.П. Чкалова – филиал Московского государственного технического университета гражданской авиации

Специальности, бюджетные места, платное обучение, дни открытых дверей, приемная комиссия, контакты.

Форма обучения Бюджетные места 2020/2021 Платное обучение 2020/2021
Очная Да Да
Заочная Да

Авиационный техникум имени В.А. Казакова Московская область

Государственный

Авиационный техникум имени В.А. Казакова

Специальности, бюджетные места, дни открытых дверей, контакты.

Форма обучения Бюджетные места 2020/2021 Платное обучение
Очная Да

Колледж «Царицыно» Москва

Государственный

Московский колледж управления, гостиничного бизнеса и информационных технологий «Царицыно»

Специальности, бюджетные места, дни открытых дверей, контакты.

Форма обучения Бюджетные места 2021/2022 Платное обучение
Очная Да

МГОК Москва

Государственный

Московский государственный образовательный комплекс

Специальности, бюджетные места, платное обучение, дни открытых дверей, контакты.

Форма обучения Бюджетные места 2020/2021 Платное обучение 2020/2021
Очная Да Да

ЗКНО Москва

Государственный

Западный комплекс непрерывного образования

Специальности, платное обучение, дни открытых дверей, контакты.

Форма обучения Бюджетные места Платное обучение 2020/2021
Очная Да

ККМТ МГОТУ Московская область

Государственный

Колледж космического машиностроения и технологий Технологического университета

Специальности, бюджетные места, платное обучение, дни открытых дверей, приемная комиссия, контакты.

Форма обучения Бюджетные места 2020/2021 Платное обучение 2020/2021
Очная Да Да

КСТ Москва

Государственный

Колледж современных технологий имени Героя Советского Союза М.Ф. Панова

Специальности, бюджетные места, платное обучение, дни открытых дверей, контакты.

Форма обучения Бюджетные места 2020/2021 Платное обучение 2020/2021
Очная Да Да

Луховицкий авиационный техникум Московская область

Государственный

Луховицкий авиационный техникум

Специальности, бюджетные места, платное обучение, дни открытых дверей, контакты.

Форма обучения Бюджетные места 2020/2021 Платное обучение 2020/2021
Очная Да
Очно-заочная Да

Люберецкий техникум Московская область

Государственный

Люберецкий техникум имени Героя Советского Союза, лётчика-космонавта Ю.А. Гагарина

Специальности, бюджетные места, дни открытых дверей, контакты.

Форма обучения Бюджетные места 2020/2021 Платное обучение
Очная Да

ГАПОУ МО «МЦК – Техникум имени С.П. Королева» Московская область

Государственный

Межрегиональный центр компетенций – Техникум имени С.П. Королева

Специальности, бюджетные места, дни открытых дверей, контакты.

Форма обучения Бюджетные места 2021/2022 Платное обучение
Очная Да

1→

Перспективы профессии

В научной фантастике и футурологии теме замены роботами людей в профессиях пилота и диспетчера посвящен целый ряд произведений (например, книга Станислава Лема «Дознание»). Деятельность авиадиспетчера, действительно, автоматизируется очень быстро. Однако контроль над работой приборов и вынесение окончательного решения в случае чрезвычайной ситуации остаётся за человеком. А значит, эта профессия еще долго будет востребована.

Если у вас остались хоть малейшие сомнения в том, что профессия авиадиспетчер подходит именно вам, то мы настоятельно рекомендуем
пройти тест на профориентацию от
Профгид.
Он стоит сущие копейки, при этом позволяет избежать ошибок, которые могут пустить не в то русло и искалечить всю вашу жизнь.
Узнать больше >>

Особенности профессии

Функциональные обязанности диспетчера по центровке самолета:

  • организация и координация работы наземных служб аэропорта  по загрузке воздушных судов перед вылетом в соответствии с инструктивными документами, а именно «Руководством по центровке и загрузке гражданских самолетов»;
  • осуществление предварительной и окончательной, а также всех видов центровки самолета в соответствии с суточным планом вылетов и предварительной информацией о рейсе с помощью терминального оборудования, современных средств оргтехники, связи и других средств информации;
  • предварительный сбор и подготовка информации о составе и весовых характеристиках воздушного судна, их максимально допустимой взлетной массе, величине планируемых грузовых отправок;
  • обеспечение максимальной загрузки самолета при соблюдении установленных центровок;
  • составление центровочного графика (рис. А, Б, В, Г) и своевременное предоставление информации о загрузке и центровке воздушного судна;
  • контроль за реализацией рекомендаций об ограничениях по массе и очередности размещения грузов;
  • в случае необходимости принятие мер по устранению сбойной ситуации;
  • выполнение мероприятий по переходу к сезонным видам эксплуатации воздушного судна (в зимний период — контроль за оледенением воздушного судна).

Ссылки [ править ]

  1. . Справочник по профессиональным перспективам (изд. 2014–15 гг.). Бюро статистики труда Министерства труда США. Архивировано из 13 декабря 2014 года . Проверено 13 декабря 2014 . Средняя годовая заработная плата авиадиспетчеров в мае 2012 года составляла 122 530 долларов.
  2. . Перспективы работы: инициатива правительства Австралии . Канберра, Австралия: Департамент занятости правительства Австралии. Архивировано из 13 декабря 2014 года . Проверено 13 декабря 2014 . … График показывает средний недельный заработок по профессии в сравнении со средним значением по всем профессиям.
  3. . Национальная служба карьеры . Навыки Финансирование Агентство по поручению Департамента по делам бизнеса, инноваций и навыков, правительство Великобритании Архивировано из 13 декабря 2014 года . Проверено 13 декабря 2014 . … На диаграмме показан средний или средний годовой доход работников, занятых полный рабочий день, в этом секторе по сравнению с национальным медианным показателем для всех секторов.
  4. Кларк, Андерс (17 июня 2015 г.). » «. Сноска 1. Ученики полета. Проверено 24 сентября 2015 года.
  5. . Центр авиации Азиатско-Тихоокеанского региона (CAPA). 11 сентября 2008 года Архивировано из 13 декабря 2014 года . Проверено 13 декабря 2014 . Помимо Бразилии, единственными странами, в которых военные сохраняют полный контроль над гражданским транспортом, являются Парагвай и Уганда.
  6. . Архивировано из на 2012-02-27.
  7. Хопкин, В. Дэвид (5 сентября 1995 г.). «17.7 Циклы работы и отдыха». . CRC Press. С. 366–367. ISBN 978-0-7484-0357-8.
  8. Коста, Джованни (1991). Wise, JA; Хопкин, В.Д .; Смит, ML (ред.). «Посменная работа и циркадные вариации бдительности и работоспособности». Вопросы автоматизации и систем управления воздушным движением . Серия НАТО ASI. Берлин, Германия: Springer-Verlag. F73 : 267–280.
  9. Folkard, S .; Розен, SD (1990). . Философские труды Лондонского королевского общества B: Биологические науки . 327 (1241): 543–553. DOI . PMID .
  10. Теш, Сильвия Ноубл (1984). «Политика стресса: случай управления воздушным движением». Международный журнал служб здравоохранения . 14 (4): 569–587. DOI . PMID .
  11. Bekier, М., Molesworth, BRC, & Williamson, A. (2012). Переломный момент: узкий путь между принятием и отказом от автоматизации в управлении воздушным движением. Наука о безопасности, 50 (2), 259–265.
  12. Bekier, М., Molesworth, BRC, & Williamson, A. (2011). Почему авиадиспетчеры принимают или отказываются от автоматизированных технологий. Документ, представленный на 16-м Международном симпозиуме по авиационной психологии, Дейтон, Огайо.
  13. ? tesla = y , Wall St. Journal, 22 мая 2014 г.
  14. , Chicago Tribune, 30 июля 2014 г.
  15. 2015-12-22 в Wayback Machine , Fox Business, 20 мая 2015

В военной авиации

При производстве полётов на военном аэродроме назначается «Группа руководства полётами», из числа подготовленных и допущенных установленным порядком лиц лётного состава. Часть функций по организации воздушного движения возложена на штатных специалистов командно-диспетчерского пункта (КДП) и управления полка. При этом, нормативы военных диспетчеров и сущность их работы весьма отличается от гражданских коллег. Врачебно-лётная комиссия проходится один раз в год, подтверждение классной квалификации — раз в два года, проверки в практическом руководстве полётами (с каждого рабочего места отдельно) — не реже, чем один раз в год. Группа руководства полётами в военной авиации также разнится по решаемым задачам. В частности, ГРП войсковой части осуществляет руководство полётами в районе аэродрома, находясь на вышке КДП, в то время как ведение авиационными подразделениями боевых действий управляется с командного пункта (КП) авиационной части штурманами наведения (офицерами боевого управления — ОБУ). КП полка находится в помещении штаба, а при ведении боевых действий — на ЗКП (запасном командном пункте, обычно подземном бункере). Вышка КДП, как здание на аэродроме, является одним из объектов батальона связи.

Обучение специалистов по данному профилю в ВС РФ до 2011 года проходило в Ейском высшем военном авиационном училище, с 2012 года — ЕВВАУ по организационно-штатным мероприятиям было переведено в Краснодар, и стало одним из факультетов Краснодарского высшего военного авиационного училища лётчиков. С 2013 года ЕВВАУ было переведено как отдельный факультет в Челябинское высшее военное авиационное училище штурманов. Обучение по профилю длится 5 лет, с выдачей диплома государственного образца по специальности: «Инженер по эксплуатации воздушных судов и управлению воздушным движением». Воинская учётная специальность — «Управление авиационными частями и подразделениями».

Юридическая ответственность

По закону авиадиспетчеры несут 50% ответственности за безопасность каждого отправляемого рейса. За остальные 50% ответственность несет пилот, управляющий полетом. Диспетчер полетов имеет законные полномочия отказать в отправке полета, если безопасность каким-либо образом находится под вопросом, как и командир воздушного судна. Это известно как «совместная рассылка». Поскольку принятие коммерческих решений в авиакомпании может вступать в конфликт с безопасностью полета, обязанности диспетчера рейсов отделены от коммерческих аспектов работы авиакомпании, и поэтому его профессия в первую очередь сосредоточена на безопасности полета; все остальные обязанности второстепенны.

Диспетчеры в типичной авиакомпании обычно несут ответственность за одновременный контроль от 10 до 25 рейсов, в зависимости от ежедневного темпа / режима работы, поскольку некоторые полеты требуют гораздо больших усилий, чем другие, поскольку чартерный рейс ETOPS требует гораздо большего внимания, чем регулярный рейс. регулярный рейс. При этом диспетчеры постоянно планируют новые рейсы и следят за текущими. Ожидается, что авиадиспетчеры будут иметь полное представление о погодных условиях, состоянии самолетов, планировании топлива и других эксплуатационных аспектах обеспечения бесперебойной работы авиакомпаний. Из-за постоянно меняющегося характера операций авиакомпаний авиадиспетчеры испытывают высокий уровень стресса на рабочем месте, поскольку они уравновешивают эксплуатационные ограничения и нагрузки с важнейшим требованием к безопасности работы.

Безопасность

Все развертывания CPDLC должны сопровождаться утвержденным обоснованием безопасности, демонстрирующим, что все цели безопасности для применимого воздушного пространства были достигнуты. EUROCAE ED-120 ( RTCA DO-290) — это требования к безопасности и характеристикам (SPR) для континентального воздушного пространства, с которыми следует ознакомиться для целей безопасности, относящихся к использованию CPDLC в континентальном воздушном пространстве.

ED-120 обеспечивает анализ опасностей и определяет опасности, применимые к системам, реализующим услуги УВД, которые в настоящее время предоставляют развертывания CPDLC. Затем выводятся цели безопасности для таких систем и требования безопасности, которым они должны соответствовать.

Цели безопасности, определенные в ED-120 / DO-290, включают необходимость гарантировать, что сообщения не будут повреждены и доставлены неправильно. Не менее важна необходимость в точных отметках времени и отказе от устаревших сообщений. Следствием этих требований является то, что реализации CPDLC как на воздушных судах, так и в центрах УВД должны иметь доступ к точным часам (с точностью до 1 секунды от UTC ). Для самолетов это обычно обеспечивается GPS.

Зарплата диспетчера в аэропорту

Большинство россиян, выбирая профессию, заранее интересуются, какой доход будет приносить им специальность.

Зарплата авиадиспетчера нередко становится привлекательным фактором для тех, кто хочет получать за работу достойные деньги. Но не стоит забывать, что, беря на себя какие-либо функции, вместе с правом на вознаграждение вы получаете набор обязанностей.

Быть диспетчером аэрофлота – большая ответственность.

К людям, выбравшим специальность, предъявляются высокие требования.

Профессия «авиадиспетчер» очень ответственная. От того, как специалист выполнит свою работу, зависит безопасность гражданских и военных полётов Начнём с того, что престижно, где бы вы ни жили, в России, Америке или Европе. Даже наименее уважаемые профессии здесь котируются выше, чем в среднем по стране .

Что касается диспетчеров, то это привилегированный класс. Кого попало на такую должность не примут.

Специалист должен обладать рядом важных личностных качеств.

В обязанности авиационных диспетчеров входит:

  1. обеспечение эффективности использования воздушного пространства;
  2. оказание помощи пилотам при возникновении нештатных ситуаций и т. д.
  3. упорядочение движения воздушных судов;
  4. обеспечение безопасности этого движения;

В авиакомпаниях требовательно относятся к оснастке диспетчерских и их расположению. Приобретается инновационное электронное оборудование, чтобы диспетчеры могли чётко выполнять поставленные перед ними задачи.

Открытые вакансии «диспетчер» в разных городах Считается, что диспетчер – одна из самых сложных профессий в мире.

Люди, выбравшие её, дважды в году обязаны подтверждать проф. пригодность и регулярно проходить полный медосмотр. Проверяется как физическая, так и психическая форма.

Диспетчерам ежедневно приходится испытывать большие психические нагрузки. Людям со слабой нервной системой лучше не рассматривать профессию как вариант будущего трудоустройства.

Багаж знаний авиадиспетчера зависит от того, какую специализацию он выбрал.

Краткое описание

Пассажиры, садящиеся в самолеты, контактируют с бортпроводницами, видят пилотов и штурманов, а остальная команда остается практически невидимой. А ведь за безопасность и качество полетов отвечает огромное количество персонала, среди которого аэронавигационный специалист.

Главная его обязанность — это сбор, анализ и выдача определенного количества информации, необходимой экипажу для проведения полета. Работая, он обязан учитывать аэропорты по ходу маршрута и их оснащение, модель и тех. состояние воздушного судна, погодные условия. На базе полученной информации он делает выводы, а также рассчитывает количество топлива, необходимого для преодоления конкретной дистанции в определенных условиях.

Обязанности специалистов

Круг обязанностей диспетчера зависит от направления, в котором он трудится. При этом у всех представителей профессии есть несколько общих функций, которые они должны выполнять ежедневно.

Перечень обязанностей:

  • контроль за перемещением самолётов;
  • обеспечение безопасности движения воздушных судов;
  • эффективное использование воздушного пространства;
  • соблюдение установленных правил и норм;
  • внесение изменений в графики вылета и прибытия самолётов;
  • информирование экипажа о погодных условиях, ветре, видимости;
  • оказание помощи пилотам в случае возникновения непредвиденных ситуаций.

Требования к авиадиспетчеру

К авиадиспетчеру, как к профессионалу и к кандидату на должность предъявляют очень высокие требования. Феноменальная стрессоустойчивость в совокупности с хорошо развитой внимательностью, чтобы успевать следить за всеми приборами одновременно. Ответственность и умение четко реагировать согласно имеющимся протоколам, отличное знание международного языка общения, английского языка, иметь четкую дикцию, хорошо поставленную речь и произношение

Немаловажное условие отличное психологическое и физическое здоровье. Четкое знание наизусть всех протоколов действия при той или иной ситуации

Знать строение и работу самолетов, чтобы в случае опасности дать необходимые рекомендации пилоту, не говоря уже о знании оборудования, находящегося в диспетчерской. Ну и диплом о высшем специальном образовании, без которого ваша кандидатура даже не будет рассматриваться на вакансию авиадиспетчера.

Где работает авиадиспетчер?

Авиадиспетчер проводит основное свое рабочее время в специальной вышке. Она называется центром управления. В частности, авиадиспетчер сидит в самой верхней ее части. В большом по габаритам зале. Длина и ширина которого составляет десятки метров. 

Особенность рабочего зала диспетчера заключается в том, что он имеет большие окна. Которые расположены по периметру помещения. Они нужны для того, чтобы авиадиспетчер видел окружающую обстановку. И помогал самолетам легче управляться.

В каждом подобном зале находится вся необходимая техника для авиадиспетчера. В частности, здесь есть компьютеры. Мощные микрофоны. Специальные мониторы, которые указывают на особенности погоды. А также показывают, какая обстановка (метеорологическая) происходит в данный момент. Также, в вышке есть и огромное количество других устройств. Которые понадобятся диспетчеру для ведения качественной работы.

Из чего состоит диспетчерский экипаж?

В каждой вышке сидит так называемый диспетчерский экипаж. Который состоит из нескольких специалистов. В него входит:

  1. Диспетчер, который следит за радиолокацией. 
  2. Специалист, который управляет самолетами.
  3. Помощник-диспетчер. Он следит за тем, чтобы все процедуры проверки самолетов проводились вовремя. И чтобы диспетчеры успевали согласовывать информацию с самолетами. 
  4. Старший авиадиспетчер. Он работает посменно. И отвечает за всех сотрудников только в рамках определенного времени. Контролирует, чтобы они правильно выполняли свою работу. И не отвлекались во время нее.
  5. Руководитель полетов. 

Обязанности специалиста

Каждый диспетчер отвечает за разные зоны ответственности. В зависимости от своей специализации. Авиадиспетчеры могут отвечать за:

  1. Руление. Специалист этого спектра следит за происходящим на площадке для езды самолета. В его обязанности входит разрешение и запрет на различные виды буксировки. А также изменение графика вылета самолетов. Чтобы в конкретное время по полосе двигался только один самолёт. После того, как этот диспетчер доведет борт до конкретной полосы, он перестает курировать его. Контроль перенимает диспетчер старта.
  2. Старт. Специалист этого спектра следит за тем, как определенный борт едет по взлетной полосе. 
  3. Подход. Специалист этого спектра следит за тем, чтобы борт поднялся до конкретной высоты. Затем, следит за тем, чтобы самолет мог свободно зайти в зону для посадки. А также предоставляет ему возможность сделать определенный маневр.
  4. Круг. Специалист этого спектра следит за тем, чтобы самолет плавно летел на маленькой высоте. И чтобы он не деформировался во время этого процесса.

Каждый авиадиспетчер должен обладать крепкими знаниями

И хорошим вниманием. Чтобы безопасно осуществлять свою деятельность

Заключение

Средняя зарплата авиадиспетчера в России — около 1.000$. Профессия высокооплачиваемая и уважаемая. А также предоставляет возможности для карьерного роста. Поэтому рекомендуем присмотреться к специальности.

На портале Vikids вы можете:

Важные качества

  • способность к сосредоточению;
  • стрессоустойчивость и умение переносить длительное напряжение;
  • способность быстро принимать эффективные решения;
  • аналитический ум;
  • хорошая память;
  • стратегическое мышление;
  • ответственность;
  • способность организовать работу в условиях большого информационного потока, дефицита времени и разнообразия поставленных задач;
  • предусмотрительность;
  • пунктуальность, педантичность;
  • повышенная восприимчивость органов чувств — острота зрения и слуха, глазомер линейный, угловой, объёмный, динамический (способность оценивать направление и скорость движения предмета);
  • избирательность и развитый объём внимания, способность воспринимать одновременно несколько объектов;
  • помехоустойчивость внимания;
  • умение подмечать незначительные изменения в исследуемом объекте, в показаниях приборов;
  • ассоциативность мышления;
  • общее физическое развитие — выносливость, хорошая координация движений, сила;
  • быстрота реакции;
  • умение работать в команде.

Описание и характеристика профессии

В России организация воздушного движения – это целый комплексный процесс, который обеспечивает взаимодействие диспетчерских пунктов, входящих в структуру ЕС ОрВД (что расшифровывается как Единая система организации воздушного движения). Воздушное пространство разделено на районы ответственности диспетчерских пунктов и классы, причём в зависимости от типа выполняемых задач выделяют отдельно:

  • пункты планирования, работающие над более эффективным использованием воздушного пространства от момента появления плана полёта до его закрытия;
  • пункты авиадиспетчеров, занимающихся непосредственным управлением движения от момента запуска двигателя до заруливания на стоянку на аэродроме назначения.

В соответствии с зоной планирования полётов выделяют три типа органов ЕС ОрВД: Главный Центр (ГЦ), Зональный Центр (ЗЦ) и Районный центр (РЦ). В каждом из них, согласно зонированию, собирают и обрабатывают представленные (FPL) и повторяющиеся (RPL) планы полётов, контролируют процесс планирования как регулярных, так и нерегулярных рейсов в воздушном пространстве России и на международных авиалиниях (ГЦ), прогнозируют потребности воздушного пространства и т.д. Существуют также диспетчерские пункты местных авиалиний, центры полётной информации.

Разделение этапов воздушного сообщения предполагает и разделение диспетчерских пунктов в течение всего полета. Рабочее место диспетчера в аэропорту – вышка центра управления. Ээто расположенный на высоте нескольких десятков метров зал с огромными окнами, оснащённый компьютерами, мониторами, отображающими воздушную и метеорологическую обстановку, сигнальным табло, радиотехническими средствами навигации и связи, столами ведения графиков, таблично-знаковыми индикаторами, биноклем, наконец, удобным прочным креслом.

В диспетчерском «экипаже» состоят сам авиадиспетчер радиолокационного контроля, управляющий самолётами, и помощник – диспетчер процедурного контроля, занимающийся согласованиями. В зале в прямом и переносном смысле за спиной стоят старший авиадиспетчер (начальник смены) и руководитель полётов.

Особенность работы авиадиспетчером в том, что в любой момент может возникнуть экстремальная ситуация, в которой решение нужно принимать так же быстро и чётко, как и при соблюдении привычного графика. А случиться может, что угодно: у самолёта может отказать радиолокационная система или даже двигатель, на полосу может упасть туман и т.д. Иногда из-за ухудшения условий полосу не видно ни невооружённым глазом, ни в бинокль. На это случай существуют отработанные процедуры координации по приборам и огням взлётно-посадочной полосы, но напряжение в такие моменты вырастает. Как признался в интервью один авиадиспетчер со стажем: «Для нас любая ситуация штатная». Однако в авиации существуют и такое понятие как «авиационный инцидент». Решение об объявлении стадии «тревоги» или «бедствия» (например, невыпуска шасси при заходе на посадку) принимает руководитель полётов.

Перед заступлением на смену авиадиспетчер проходит обязательный медосмотр. Рабочий день длится, как правило, семь часов с перерывом не менее 20 минут каждые два часа. Перерыв необходим для снятия напряжения, которое за пультом очень быстро растёт и накапливается, увеличивая риск ошибки, поэтому усталость недопустима.

Поскольку профессия авиадиспетчер связана с постоянной высокой психоэмоциональной нагрузкой, она даёт право на досрочное назначение пенсии.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector