Что такое дополнительное образование? центры, программы

Как бизнес может сотрудничать с допобразованием

Юлия Воротникова подчеркнула, что систему взаимоотношений бизнеса и организаций дополнительного образования невозможно выстроить раз и навсегда, как и невозможно полностью унифицировать — обучение должно учитывать особенности того или иного региона. Универсальные системы, по её словам, не всегда целесообразны, потому что локальные системы дают ту самую «изюминку», которая может помочь сформировать специалистов для конкретного региона.

Сегодня у СИБУРа есть уже несколько кейсов по развитию образования и сотрудничеству со школами. Свои проекты компания реализует, например, в Тюменской и Амурской областях. Осенью 2020 года холдинг «СИБУР» запустил проект с Ямало-Ненецким автономным округом, который предполагает открытие в местных школах совместно с Российским химико-технологическим университетом имени Д. И. Менделеева «менделеевских классов». Эти проекты учитываются в долгосрочном плане развития компании. А реализовать их помогает интеграция современных практик вузов, собственного корпоративного университета и партнёрских программ.

Несколько проектов по развитию новых практик образования и подготовке будущих кадров для технологической отрасли есть и у РОСНАНО: например, к ним относятся программа «Школьная лига РОСНАНО» и акселератор технологических проектов «Технолидеры будущего».

РОСНАНО — это взрослый институт развития, мы развиваем крупные предприятия, выращиваем взрослые стартапы, но откуда они возьмутся, если мы не будем «выращивать» для этого детей? У меня есть пример из нашей жизни, когда нам в наших стартап-студиях и наноцентрах нужны люди с предпринимательским мышлением и способные придумать какую-то новую технологию. Мы разыскиваем их по стране — и только процентов на десять удовлетворяем свой спрос. Нет таких людей, в какой-то степени мы потеряли молодое поколение, и теперь мы задумались о том, что их надо «выращивать». И начинать делать это нужно как можно раньше, — подчеркнула Светлана Решетникова, руководитель направления по развитию дополнительного образования детей и педагогов ФИОП (Группа РОСНАНО).

Решетникова также отметила, что система общего образования неповоротлива, но именно дополнительное образование позволяет восстановить пробел и давать современные навыки, которые будут нужны бизнес-сектору и экономике страны. Кроме того, допобразование ставит во главу угла интересы самих школьников, которые, по словам Светланы Решетниковой, хотели бы, например, усовершенствованную систему проектной работы — создавать проекты в команде, а не писать очередной школьный реферат на заданную тему. По словам спикера, у родителей, системы образования в целом и самих ребят уже есть запрос на эффективность проектов и возможность их применения в реальной жизни. И если пока не под силу создать сильный кружок в каждой школе, то можно консолидировать усилия корпораций и школ дистанционно, в том числе с помощью трекеров и онлайн-систем.

Материальная база

Для организации системы дополнительного образования в основном используется база учебного учреждения: кабинеты, литература, инвентарь. Не все заведения обладают достаточными ресурсами для углубленного изучения предметов и внеклассных занятий.

Поэтому в школе существует платное дополнительное образование, которое подразумевает фиксированную стоимость посещения. В нее входят оплата услуг педагога, оборудование и аренда помещений, если занятия проходят вне учебного учреждения.

Некоторые школы выходят из ситуации, организуя условно-бесплатное внеклассное обучение, которое подразумевает сбор финансовых или материальных средств, необходимых для приобретения дополнительного оборудования, инвентаря или литературы.

https://www.shutterstock.com/ru/g/Irina+Malina/sets/260561224

Виды

Дополнительное образование ориентировано на две возрастные группы – для детей и для взрослых.

Вид дополнительного образования определяется типом программ, по которым проводится обучение, а они могут быть двух основных категорий, которые, в свою очередь, подразделяются еще на два подвида:

  1. Общеобразовательные:
    • общеразвивающие;
    • предпрофессиональные.
  2. Профессиональные:
    • повышение квалификации;
    • профессиональная переподготовка.

По общеразвивающим программам могут учиться и взрослые (на всевозможных курсах – иностранного языка, программирования, кройки и шитья и т. д.), и дети (в кружках рисования, пения, танцев, моделирования и т. д.).

Предпрофессиональные программы предназначены только для детей и ориентированы на их подготовку к поступлению в творческие или спортивные колледжи и вузы. Необходимые знания и навыки будущие музыканты, художники, спортсмены получают в ДШИ, ДМШ, школах олимпийского резерва, секциях и т. д.

Программы дополнительного профессионального образования ориентированы на слушателей, уже получивших (или еще продолжающих получать) среднее или высшее профессиональное образование. Другими словами, повышать квалификацию и проходить переподготовку могут только студенты вузов и ссузов или специалисты, имеющие базовое профобразование.

Что дает прохождение курсов повышения квалификации: 5 главных преимуществ

Карьера, зарплата, знания, мотивация, документ об уровне квалификации.

Сегодня на рынке труда царит жесткая конкуренция, претендентов на престижные должности и высокую зарплату хватает с избытком. Теперь даже хорошее образование не гарантирует карьерного роста, полученные в ВУЗах знания достаточно быстро устаревают, так как быстро меняются многие производственные параметры — появляются новые технологии, оборудование, методики работы, меняется законодательство. Поэтому все большим спросом пользуются универсальные, гибкие сотрудники, обладающие реальными знаниями и навыками, которые не жалеют ни свое время, ни силы ради процветания компании. Чтобы быть в числе таких сотрудников и соответствовать современным требованиям рынка, нужно постоянно совершенствоваться, проходить курсы повышения квалификации.

Специалисты в области социологии труда рекомендуют это делать каждые пять лет. Именно с таким лагом сегодня обновляются профессиональные знания.

1. Новые знания

За относительно небольшой отрезок времени на курсах повышения квалификации можно обогатить свои базовые профессиональные знания новыми, современными. Причем в концентрированном, системном виде, а не по разрозненным сведениям, если, допустим, пытаться обучаться самостоятельно.

Изучение современных методик, стандартов, ознакомление с инновациями, приобретение новых практических навыков, новые идеи и творческие разработки — это те знания, которые позволят вам не только повысить свою квалификацию, но и в дальнейшем будут выгодно выделять вас среди коллег по работе, не прошедших обучение.

2. Карьерный рост

Не секрет, что чем выше квалификация работника, тем больше у него шансов показать себя руководству с лучшей стороны, особенно в ситуациях цейтнота, которые сегодня довольно часто случаются в каждой компании. И, как свидетельствует практика, именно такие сотрудники в первую очередь получают предложения занять более высокую должность.

3. Высокая зарплата

Высокая квалификация влияет не только на карьерный рост, но и на сопутствующий ему рост зарплаты. Это, образно говоря, «прямоугольный треугольник», где квалификация — гипотенуза, соединяющая две его другие равные стороны: карьеру и зарплату. Выше квалификация — выше должность — выше зарплата.

4. Мотивация

Повышение квалификации способствует росту мотивации труда. Почему? Чем выше квалификация, тем больше возможностей проявить себя в работе. А значит, появляется мотивация на достижение определенной цели посредством деятельности, тесно взаимосвязанной с квалификацией. Какая цель может быть у хорошего работника? Претендовать на более высокую зарплату и должность

Какие работники привлекают внимание со стороны руководства компании? Мотивированные

5. Документ об уровне квалификации

По завершению курса повышения квалификации выпускник получает официальный документ, свидетельствующий о том, что он прошел обучение. Документ является основанием для отдела кадров компании, чтобы переосвидетельствовать разряд или категорию сотрудника.

Начать сотрудничать с EdTech

Ряд участников ММСО из вузов видят основной путь развития вузовского ДПО в «умной коллаборации» с компаниями из сферы онлайн-образования. Такую позицию высказала, например, Инна Андреянова.

Михаил Артеменков считает, что EdTech-компании могут помочь вузам тиражировать узкие компетенции и экспертизу университетских специалистов на широкую аудиторию. Со стороны бизнеса в этом случае придут проработанные процессы продвижения на рынке и сопровождения онлайн-студентов, со стороны вуза — уникальные знания.

«Мы можем дополнять друг друга в тех элементах, где нам не хватает преподавательских кадров, каких-то компетенций, и частично, может быть, использовать материальную базу друг друга. Мы хорошо даём теорию, базовые вещи. Но вот то, что называется „передний край“, особенно практика применения, иногда у нас, конечно, западает. И только благодаря коллаборации можно выйти из этой проблемы, с моей точки зрения», — считает Артеменков.

Но перспективы сближения с EdTech вызывают у вузов и опасения. Так, Михаил Свердлов предположил, что вторую профессию студенты бакалавриата могли бы получать не в самом университете, а на партнёрской онлайн-платформе.

«Мы готовы бесплатно обучать студентов вузов новой профессии по модели ISA», — заявил Михаил. Михаил Артеменков в ответ заметил, что такая модель совсем не учитывает интересы вуза: «Мы фактически пускаем их на своё поле, и не очень понятно, что получаем взамен. Те же самые программы переподготовки мы можем выдать и сами, в том числе на рыночных условиях».

Резюмируя итоги обсуждения: перспективы продвижения университетских ДПО-программ на большой рынок вузам интересны, но свою привычную нишу они тоже не хотят терять.

Программы

Программа – официальный документ, в котором четко отражена концепция дополнительного школьного образования, об этом говорит образовательный стандарт. Концепция эта должна быть описана в соответствии с ранее поставленными целями, а также реальными условиями осуществления преподавателями своей работы. В этом документе должны быть обозначены предполагаемые результаты и методы, стадии достижения задач работы кружка, секции или факультатива.

Образовательный стандарт предусматривает обязательную разработку отдельных программ. Программы могут разрабатываться в художественно-эстетическом, научно-техническом, естественно-научном, экологическом и биологическом, физкультурно-спортивном, военно-патриотическом или культурологическом направлениях. Можно организовать творческие мастерские, поисковые кружки, литературоведческие курсы, краеведения, секции занимательной химии или математики, кружки электротехники и многое другое.

Задачи

Налаженная система дополнительного образования в школе позволяет сохранять и укреплять детское психофизическое здоровье, воспитывать и пропагандировать постоянный интерес к познанию, высоко поднимать планку саморегуляции и развивать у мальчиков и девочек творческие задатки. ДО одновременно средство непрерывного обучения и формирования индивидуума и источник мотивации образовательной деятельности при выборе профиля обучения, а в дальнейшем и профессии.

Основная задача любой организации дополнительного обучения в России – раннее выявление способностей, талантов и интересов ребенка. Это миссия психологической службы. Определение индивидуальных способностей детей – процесс динамический, требующий постоянного мониторинга.

Важнейший элемент школьного ДО – кружки. Они развивают и сохраняют интерес учеников к определенным направлениям, раздвигают границы знаний, навыков и умений, отработанных в процессе обучения. Разнопрофильность секций способствует всестороннему развитию индивидуума.

Коллектив преподавателей, работающих в школьной системе дополнительного образования, призван:

  1. Мотивировать учащихся к изучению нового.
  2. Создавать базис для реализации творческого потенциала.
  3. Развивать духовные качества и умственные способности личности.
  4. Заниматься выявлением и профилактикой асоциального поведения.
  5. Приобщать учащихся к признанным общечеловеческим и общекультурным ценностям.
  6. Культивировать условия для самоопределения во всех сферах, начиная с социальной и заканчивая профессиональной.
  7. Формировать и закреплять школьные традиции.

Чем ДПО отличается от второго высшего образования?

Designed by pressfoto/Freepik

Многие работники задаются закономерным вопросом, есть ли разница между вторым высшим образованием и доп. образованием? Отличия есть, и весьма существенные. При этом нет однозначного ответа, какое из двух видов образования лучше.

Период обучения

Если второе высшее придется получать несколько лет, то дополнительное профобразование доступно и за более короткие сроки, в некоторых случаях – не более чем за 100 часов.

Стоимость

ДПО, как правило, гораздо дешевле. При этом возможно получение доп. образования дистанционно. Этим оно немного напоминает классическую «заочку».

Приближенность к практике

Дополнительное образование более конкретно: здесь нет «лишних» дисциплин, не относящихся к основному профилю. При этом получение ДПО также подразумевает выдачу диплома гособразца, причем дополнительная специальность является равноправной с основной.

Интенсивность

Поскольку получатели ДПО наиболее заинтересованы в получении практических навыков, семинары и тренинги построены таким образом, чтобы студенты активно участвовали в них и сразу могли проанализировать сложности, с которыми столкнулись, а также проконсультироваться с экспертами. Мастер-классы и семинары проводят специалисты в своей области.

Дополнительное образование детей

В настоящее время функционируют разнообразные виды учреждений дополнительного образования, предназначенные для развития и воспитания детей дошкольного и школьного возраста.

Помимо обучения в школе, дети могут посещать разнообразные секции и кружки, предлагаемые в МЦДО. Это бюджетное дополнительное образование предоставляет детям бесплатную возможность для развития, самосовершенствования. В любом городе России функционируют такие центры, в рамках которых ребята учатся хореографии, сценическому искусству, осваивают технологию вязания и шитья.

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования способствует повышению культурного и образовательного уровня человека, позволяет углубить знания детей в конкретной сфере.

В последнее время популярностью пользуется профессиональное непрерывное образование: школа – вуз – послевузовская подготовка – последипломное обучение. Подобная схема достигается с помощью инструментов, которыми располагает сфера дополнительного образования.

Как получить бесплатное дополнительное образование

Не каждый человек может самостоятельно оплачивать дополнительное образованием, но если оно необходимо, можно получить его с бесплатных источников. Во-первых, масса информации профессионального характера предоставлена в интернете в свободном доступе. В ютубе можно найти массу различных мастер-классов, семинаров и тренингов. Есть бесплатные электронные библиотеки. То есть, если существует необходимость серьезно повысить уровень своих умений и знаний, делать это можно при помощи интернета.

Существует также такое понятие, как благотворительное обучение. Речь идет о том, что многие крупные обучающие компании нередко предлагают возможность посещения курсов, конференций и семинаров в бесплатном формате. Свободный доступ к таким курсам появляется не так и часто, поэтому нужно следить за объявлениями, чтобы оперативно на них отреагировать и сразу же записаться. Как правило, мест на свободный доступ выделяется немного, так что в данном случае нужно детально следить за обновлением информации. Оптимальным вариантом станет отслеживание новостей по крупным образовательным организациям.

В нашей стране также предоставляются варианты льгот на дополнительное образование. Для того, чтобы более детально изучить данную информацию нужно почитать законодательство об образовании. Перечень льготников четко определяется законодательством. Например, получить бесплатное дополнительное образование могут военнослужащие, сироты и пр. Если вы имеете такое право, то им непременно нужно воспользоваться, чтобы получить приоритеты расширения профессиональных возможностей.

Цели и значение

Цель создания системы дополнительного образования детей — раннее обнаружение склонностей и талантов ребенка, формирование его интересов и помощь в профессиональном самоопределении.

В целом система ДО учащихся:

  • отвечает потребностям школьников;
  • помогает раскрытию личности и творческого потенциала;
  • обеспечивает психологический и социальный комфорт детей;
  • налаживает взаимоотношения между учащимися;
  • побуждает к саморазвитию и самодисциплине;
  • реализует потенциал общего школьного образования за счет углубления и применения знаний, полученных на уроках.

Ценность дополнительного образования в том, что оно дает детям почувствовать важность обучения в школе, побуждает их более ответственно относиться к занятиям и способствует реализации тех знаний, которые они получают на уроках. Ребенок, проявляя себя с юных лет, в дальнейшем сможет добиться больших результатов и сделать на своем жизненном и профессиональном пути меньше ошибок

Система дополнительного образования в школе побуждает учеников развиваться самостоятельно, формирует привязанность к творческой деятельности и способствует повышению собственного статуса в глазах его сверстников

Ребенок, проявляя себя с юных лет, в дальнейшем сможет добиться больших результатов и сделать на своем жизненном и профессиональном пути меньше ошибок. Система дополнительного образования в школе побуждает учеников развиваться самостоятельно, формирует привязанность к творческой деятельности и способствует повышению собственного статуса в глазах его сверстников.

Занятость ребенка вне школы формирует у него дисциплинированность, организованность и самоконтроль. Совместные занятия приучают школьников работать в составе группы, укрепляют командный дух, развивают коммуникабельность и ответственность не только перед собой, но и перед членами всего коллектива.

Нормативная база

Основные принципы ведения образовательной деятельности с применением дистанционного обучения закреплены , конкретизируют его положения приказы Минобрнауки:

  • № 499 от 1 июля 2013 г. – об организации процесса дополнительного профессионального образования;
  • № 816 от 23 августа 2017 г. – утверждает порядок применения дистанционных технологий.

В ФЗ № 273 указано, что учреждения, реализующие программы дополнительного профессионального образования имеют право осуществлять обучение дистанционно. Для этого они должны обладать необходимыми материально-техническими средствами, нормативной базой и кадровым персоналом соответствующего уровня. Технические аспекты организации дистанционного обучения в рамках получения дополнительного профобразования регламентированы письмом Минобрнауки от 10.04.2014 года № 06-381.

Приказ Минобрнауки № 22 от 20.01.2014 содержит перечень профессий и специальностей СПО, которые нельзя получить, обучаясь только дистанционно. Но в этом документе речь идет исключительно об основных – не дополнительных – образовательных программах. Для ДПО таких ограничений нет: об этом говорится в письме Минобрнауки от 21.04. 2015 № ВК-1013/06.

Дистанционное обучение в дополнительном профессиональном образовании могут применять федеральные, муниципальные и частные учреждения, имеющие лицензию на ведение образовательной деятельности. Они предлагают курсы в самых разных направлениях:

  • менеджмент;
  • логистика;
  • государственное и муниципальное управление;
  • экономика и финансы;
  • медицина;
  • маркетинг;
  • охрана труда;
  • юриспруденция;
  • техника и инженерия;
  • технологии производства продуктов питания;
  • педагогика;
  • психология;
  • туризм;
  • дизайн;
  • информатика и вычислительная техника и др.

Профпереподготовка и повышение квалификации полностью или частично дистанционно – когда очные занятия сочетаются с удаленными. Какую именно форму обучения выберет учебное заведение, зависит в первую очередь от содержания программы дополнительного образования.

Обучение ведется по договору, который заключается со слушателем или с направляющим на повышение квалификации или переподготовку предприятием (организацией). В первом случае учебу оплачивает сам учащийся, во втором – работники получают дистанционное дополнительное профессиональное образование за счет средств, выделяемых из различных бюджетов (предприятий, муниципалитетов и др.).

Слушатели программ, прошедшие итоговую аттестацию, получают удостоверение о повышении квалификации или диплом о профпереподготовке, форму документов учреждения и организации допобразования устанавливают самостоятельно. Если с завершающими учебу экзаменами, тестами, зачетами или другими заключительными аттестационными мероприятиями выпускник курсов не справился, ему выдают справку об обучении.

Виды противопожарного инструктажа

Повышение уровня знаний о правилах противопожарной безопасности обеспечивается грамотным проведением инструктажей. Решения о регулярности занятий, круге обучаемых лиц принимает руководитель предприятия на основании общегосударственных норм.

Преподавание основ безопасного поведения при пожарах не допускают авторских импровизаций. Существует многолетний опыт, обеспечивающий эффективность процесса обучения. Методики известны и апробированы.

Существуют разные виды инструктажей, начиная от вводной беседы, заканчивая повторными занятиями, призванными обновлять и закреплять забывающуюся информацию. Обо всех видах и особенностях их проведения вы сможете узнать из статей на нашем сайте.

Продолжительность каждого занятия, количество встреч с персоналом, форма практикумов оговорены в нормативных документах. Информация, предлагаемая работникам промышленных объектов, существенно отличается от содержания курсов для воспитателей детских учреждений, преподавателей и сотрудников образовательных комплексов. Не зависимо от профиля деятельности организации обязательной частью занятий является скрупулезное изучение, тщательное запоминание маршрутов эвакуации.

инструктажа подлежит анализу, контролю со стороны руководителей, на которых возложена вся ответственность за грамотное поведение людей при пожарах.

На каждом предприятии должна быть оформлена инструкция о мерах пожарной безопасности. Что в ней содержится, кто ее подписывает и отвечает за исполнение?

В школах должны обязательно составляться инструкции по пожарной безопасности. Каждый сотрудник должен ознакомиться с их содержанием и пройти инструктаж.

С целью обеспечения безопасности в ДОУ проводят противопожарные инструктажи. Когда их надо проводить, и чему на них обучают?

С целью обучения сотрудников мерам пожарной безопасности и действию в случае возгорания, проводятся инструктажи. Кто подписывает приказ об их проведении, и на какие сроки планируют такие мероприятия?

При поступлении на новое место работы, а также в ряде других случаев проводится инструктаж сотрудника по пожарной безопасности. На какой нормативной базе основано это требования, каковы формы и сроки инструктирования?

Повторный инструктаж пожарной безопасности проводится на регулярной основе. Одновременно с повторным противопожарным инструктажем допускается организация обучения персонала технике безопасности. По окончании любого инструктажа по технике безопасности, включая повторный, необходимо подтвердить обучение росписью в журнале.

В каждой организации при приёме работника с ним проводят первичный инструктаж по пожарной безопасности. Проводится инструктаж ответственным лицом как минимум в течение одного часа.

При приеме на работу каждый сотрудник в организации должен проходить противопожарных инструктаж. Целью данного мероприятия является усвоение работниками действий в случае чрезвычайной ситуации.

Вводный и первичный инструктажи предназначены для работников всех учреждений. Сотрудникам рассказывают о системе пожарной безопасности, должностных обязанностях, законодательстве. Время проведения зависит от объёма преподаваемого материала и от закрепления знаний на практике.

вызова экстренныхоперативных служб 112
Пожарные и спасатели 101
Полиция 102
Скорая помощь 103
Газовая служба 104

Права на все материалы, опубликованные на сайте, принадлежат ресурсу ПротивПожара. Использование материалов возможно при наличии активной ссылки на источник. Информация взята из открытых источников и носит ознакомительный характер. За точными данными обращайтесь в лицензированные организации.

Политика конфиденциальности | Пользовательское соглашение

Журнал регистрации противопожарного инструктажа на рабочем месте

Российская система охраны труда состоит из множества составных частей, служащих обеспечению безопасных условий осуществления трудовой функции. Одним из таких элементов является обучение пожарной безопасности, которое должны проходить сотрудники предприятий. Для подтверждения исполнения указанной обязанности организации ведут журнал регистрации противопожарного инструктажа на рабочем месте.

Противопожарный инструктаж

Статьей 25 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ «О пожарной безопасности» предусмотрена необходимость осуществлять обучение работников предприятий противопожарной безопасности через:

  • инструктажи;
  • пожарно-технические минимумы.

Конкретные условия обучения разрабатываются отечественным МЧС.

Переподготовка

Эти программы направлены на получение новой квалификации, необходимой для осуществления профессиональной деятельности. Неофициально этот вид программ называют «вторым» высшим образованием, но это не совсем так.

Например, учитель истории решил преподавать физическую культуру. Имеющийся диплом содержит только квалификацию «Историк. Преподаватель истории». Соответственно, он может пройти профессиональную переподготовку и получить диплом, где будет указана нужная квалификация — «Преподаватель физической культуры».

Минимальным нормативным сроком обучения здесь является рубеж в 250 часов. Максимальный — также не установлен.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector