Условия поставки инкотермс в 2021 году

Содержание:

Как использовать правила Incoterms (Инкотермс 2020)

Международные правила Инкотермс 2020 могут применяться с 1 января 2020 года, но также можно продолжить использование правил Инкотермс 2010, или правила Инкотермс 2000, и даже более ранние версии Инкотермс. Поэтому в международных контрактах купли-продажи при указании условия поставки необходимо точно указать версию Инкотермс.

Важно знать, что правила Инкотермс не заменяют договор купли-продажи, а лишь позволяют сократить его. Условия поставки Инкотермс не определяют переход право собственности на товар, не указывают цену за товар и способ оплаты или последствия нарушения договора

Инкотермс лишь отражают распределение между продавцом и покупателем обязанностей и финансовых затрат, таких как: перевозка товара, его погрузка и разгрузка с транспортного средства, таможенное оформление, оплата налогов, пошлин и сборов, страхование, а также переход рисков утери и повреждения товара.

МТП (ICC) предлагает следующий шаблон для применения правила Инкотермс в Ваш контракт:

« Инкотермс »

Например: «FCA Москва Россия Инкотермс 2020»

Выбранное условие поставки Инкотермс должен соответствовать товару, способу его транспортировки, страхования и таможенного оформления.

Распределение рисков, ответственности и обязанности по базисным условиям

Базисные условия заключаются в следующем:

  1. Продавец несет ответственность за транспортировку и разгрузку товара, а точное место отображается условиями подписанного договора.
  2. Оплата пошлин и совершение дополнительных платежей, которые напрямую связаны с вывозом – ответственность экспортера.
  3. Покупатель берет на себя обязанности по решению всех имеющихся формальностей.

Доставка считается завершенной с момента, когда груз прибыл в место назначения и выгружен, оформлена вся документация и передана получателю. В это время автоматически все риски переходят к покупателю.

Продавец

Обязанность продавца заключается в передаче товара надлежащего качества в тех объемах, которые отображены в договоре купли-продажи. Помимо этого на него должна быть передана документация, включая:

  • счет-инвойс;
  • сертификаты безопасности;
  • лицензии на поставку – если в этом есть необходимость.

К сведению: лицензию и сертификат при необходимости в случае экспорта и импорта продавец оформляет за свои средства.

Транспортировка к назначенному месту осуществляется за счет продавца. Если в соглашении не отображено пункта прибытия либо его невозможно идентифицировать, то поставщик оставляет за собой право самостоятельно подобрать наиболее подходящий.

Как только груз приходит к месту назначения, начинается процесс разгрузки за свой счет. Поставщик берет на себя ответственность только за поставку в рамках указанного временного отрезка и не более.

За продавцом сохраняются следующие финансовые затраты:

  • на транспортировку конкретной группы товаров;
  • за упаковку и маркировку груза;
  • за оформление лицензии и сопутствующих разрешений, сертификатов – в случае необходимости;
  • оформление всей таможенной документации;
  • за процесс разгрузки продукции.

Как только товар прибудет в назначенное место, получатель должен быть оповещен надлежащим образом в обозначенное договором время. Среди вариантов выделяют:

  • отправку уведомления на электронную почту;
  • отправку телеграммы.

О выбранном способе должно быть указано в тексте соглашения.

Документ о транспортировке и доставке должен быть предоставлен поставщиком для возможности получателем принять его себе на баланс и распоряжаться на свое усмотрение.

Среди иных особенностей выделяют необходимость:

  1. Упаковать груз соответствующим образом и проставить маркировку. Исключением выступают грузы, которые могут быть отгружены без упаковки. Если в составленном соглашении не отображено иных критериев, то упаковка может быть любой. Главное – обеспечение сохранности.
  2. Предоставлять при первой необходимости полные сведения о грузе, если это нужно для ввоза в страну-прибытие.

Покупатель

Покупатель берет на себя ответственность по оплате всей стоимости поставляемого груза, которая предусмотрена ранее подписанным договором.

Получатель обязан самостоятельно при ввозе груза в страну заниматься оформлением:

  • разрешения;
  • сертификата безопасности и прочей документации.

Справка: страховка не возлагается ни на одну из сторон договора, если это не обозначено текстом договора.

В момент доставки товара в обозначенное место и в начале процесса разгрузки, получатель берет на себя обязанность по принятию.

Кроме того, импортер несет прямую ответственность за:

  • оплату установленных нормами федерального законодательства таможенных сборов и взносов;
  • процесс загрузки груза и его дальнейшую транспортировку с места получения;
  • оплату услуг по временному хранению груза в момент его прохождения таможни – при условии несвоевременного принятия;
  • проверку груза перед началом отгрузки.

Получатель вправе самостоятельно определять период, в рамках которого он берет на себя обязанность по принятию груза, и поставить об этом в известность поставщика.

Изменения в базисе поставки FCA Инкотермс 2020

Условия поставки FCA в правилах Инкотермс 2010 и 2020 в основном идентичны по содержанию, кроме одного положения.

Правила Инкотермс 2020 возложили на покупателя новое обязательство, если такое будет согласовано в контракте, покупатель должен проинструктировать своего перевозчика о выдаче бортового коносамента с пометкой «на борту» продавцу (или авианакладной при авиаперевозках), после погрузки товара на борт судна.

Но, несмотря на благие намерения, это не продуманное положение, скорее всего не будет выполняться. Отгрузка по-прежнему происходит, когда продавец передает товар перевозчику покупателя. Продавец не обязан фактически осуществлять погрузку товара на борт судна, и если что-то случится с товаром между его доставкой в порт и погрузкой на борт, то покупатель будет нести все риски утраты или повреждения товара. Поэтому продавцу не только не будет предоставлен коносамент, но и покупатель не получит экспортируемый товар и соответственно откажется от его оплаты.

Это новое положение было добавлено, главным образом, для удовлетворения потребностей продавца в получении оплаты банковским аккредитивом. Это единственное положение в правилах Incoterms 2020, которое требует, чтобы одна сторона проинструктировала перевозчика в передаче транспортного документа, но не дает никаких гарантий и средств правовой защиты другой стороне, если перевозчик не выполнит соответствующих действий.

Несмотря на то, что МТП (ICC) для морских контейнерных перевозок рекомендует вместо термина FOB Инкотермс 2020 применять базис поставки FCA, на практике это правило для данного вида доставки практически не используется. Это связано с тем, что при поставках FCA покупатель не хочет брать на себя риск повреждения или утраты товара в стране экспортера, а брать только тогда, когда товар был фактически экспортирован, т.е. после погрузки контейнера на борт судна.

Обязанности и риски сторон коммерческого договора на условиях EXW Инкотермс 2010

Продавец обязуется:

  1. Предоставить товар согласно контракту, а также обеспечить покупателю доступ к нему на своей территории (заводе, складе).
  2. Выпустить сопроводительные документы о соответствии товара условиям договора (коммерческий инвойс, спецификации и т.п.)
  3. Оказывать содействие покупателю в получении разрешений и сертификатов на товар, необходимых для процедуры экспортной очистки (при этом продавец не обязан нести за это расходы и включить их в общую цену товара по договору).
  4. Известить покупателя о готовности передать товар в указанном в договоре месте и в назначенное время.
  5. Произвести проверку качества товара, маркировку и упаковку для идентификации покупателем на складе.

Обязательства покупателя на условиях EXW при импорте:

  1. Оплатить указанную в договоре цену товара.
  2. Провести приемку товара на территории (складе, заводе) продавца.
  3. Нести все риски в случае повреждения груза с момента его приемки.
  4. Взять на себя все расходы по перевозке товара в страну импорта.
  5. Провести за свой счет все формальности по таможенной очистке при вывозе товара из страны продавца.
  6. Провести все импортные формальности по ввозу товара.
  7. Взять на себя все расходы по доставке товара, начиная с момента приемки на складе продавца.
  8. Предоставить продавцу документальное подтверждение о факте приемки товара.

Очевидно, что условия EXW при экспорте для продавца наиболее выгодны, т.к. он практически не несет никаких рисков, связанных с отгрузкой и передачей товара покупателю. Однако тот факт, что продавец находится в более удобном положении относительно возможности выполнения погрузки, может вызвать разногласия между сторонами в процессе погрузки и приемки товара. Покупателю кажется очевидным, что продавцу легче и удобнее произвести погрузку на ТС, и это действительно так. Но погрузка и другие процедуры, кроме как фактического производства товара по договору, не входит в обязательства продавца согласно торговому термину EXW. Если покупатель хочет ускорить процесс погрузки и привлечь к этому продавца, то это необходимо прописать в договоре, и связанные с погрузкой расходы продавец вправе включить в сумму контакта.

Инкотермс 2020 — требования безопасности

Безопасность транспорта стала новой нормой (например: обязательная проверка контейнеров). Теперь статья A4 / B4 («Перевозка») каждого правила Инкотермс требует от продавца, где это применимо, соблюдать любые требования безопасности, связанные с транспортом, до пункта доставки и / или предоставить покупателю любую информацию, касающуюся требований безопасности, связанных с транспортом, которая необходима покупателю для организации перевозки.

Статья A7 / B7 («Таможенное оформление экспорта / импорта») каждого правила Инкотермс, где это применимо, теперь также прямо требует, чтобы продавец выполнил любые связанные с безопасностью формальности при оформлении экспорта и помогал покупателю получить любые документы или информацию, необходимые для соблюдения с таможенными формальностями, связанными с импортом или транзитом. Расходы на обеспечение безопасности, связанные с транспортом, также стали более заметными в отдельном перечне обязательств по расходам согласно статьям A9 / B9 каждого правила Инкотермс. Следует отметить, что ссылки на «безопасность» в Инкотермс 2020 носят общий характер, нет конкретной ссылки на кибербезопасность или другие формы безопасности.

Расшифровка EXW INCOTERM 2010: самовывоз или франко склад

EXW — сокращённая форма английского «Ex Works». Существует несколько переводов этого понятия:

  • «Со склада». Это дословный перевод, который используется довольно редко.
  • «Франко-склад». Более распространенная интерпретация EXW, которая является общепринятым переводом понятия.
  • «Самовывоз». Используется, как правило, в торговом обиходе.

Использование этого термина предполагает соблюдение некоторых правил.

  • Во-первых, рядом с ним обязательно указывают населенный пункт, в котором расположен объект (фабрика, завод и т. д.).
  • Во-вторых, обязательно указание точного адреса объекта. Если он находится в небольшом городе или ином малочисленном населенном пункте, указывают не только точный адрес, но и самый ближайший административный центр.
  • В-третьих, использование данного определения в торговле предполагает то, что товар уже находится на складе объекта.

Возникла проблема? Позвоните нашему специалисту по таможенным вопросам:

Москва и область (звонок бесплатен)

Санкт-Петербург

Цена EXW, условия оплаты и переход права собственности

Под EXW понимается минимальное число обязательств для поставщиков. Все мероприятия, связанные с погрузкой товара, если это необходимо и согласовано, производятся на средства покупателя. Он также выполняет формальные стороны таможни.

Потребитель должен выполнить наибольшее количество обязательств и потратить больше финансовых средств, в отличие от поставщика. Но приобретая товар по условиям ЕХW, он платит преимущественно минимальную сумму за него, получая наибольшую прибыль, особенно если не возникает трудностей с отгрузкой. Выгодная сделка для покупателя состоится, если он:

  • имеет достаточно подробные сведения о товаре;
  • подробно изучает маркировку продукции;
  • выбирает транспорт, осуществляющий перевозку товара;
  • договаривается о дате, времени и месте погрузки;
  • определяет необходимые документы по вывозу продукции, согласуя с поставщиком и перевозчиком методы их регистрации;
  • проверяет количество и степень качества продукции;
  • оплачивает страхование груза.

Мероприятия по отгрузке продукции после согласования с потребителем вправе осуществлять продавец, используя денежные средства покупателя. При повреждении либо утрате груза поставщик не несёт за него ответственность. Оформление бумаг по вывозу товара осуществляется как перевозчиком, так продавцом, но данные расходы оплачивает покупатель.

Поставщик обязан проверить груз, подсчитать, взвесить, измерить, упаковать, если необходимо, проконтролировать наличие маркировки.

В свою очередь покупатель обеспечивает:

  • приём груза;
  • оплату инспекции;
  • документы по приёмке товара;
  • оформление разрешительной, лицензионной документации;
  • выполнение таможенных формальностей;
  • заключение договоров по страхованию и транспортировке;
  • несение рисков со времени отгрузки продукции до определенного места, указанного в договоре;
  • возмещение издержек продавца на информационные системы и оформление документов.

Ценой по базису EXW считается таможенная или оптовая стоимость, в которой не учитываются расходы, связанные с таможней и транспортировкой.

Расшифровка и классификация

категория — «F»

виды перевозок — любые виды мультимодальных перевозок

FCA — (Free Carrier) — дословный перевод «Франко перевозчик»

Базис поставки FCA – это один из торговых терминов справочника Инкотермс, который относится к группе F, обозначающей освобождение продавца от обязанности оплачивать доставку груза получателю. Термин FCA расшифровывается как Free Carrier — франко-перевозчик — и предусматривает, что поставщик передает прошедший экспортную очистку груз обозначенному импортером перевозчику или субъекту, выступающему доверенным лицом получателя, в заранее оговоренном месте. В договоре, подписанном на условиях поставки FCA, необходимо очень четко и подробно обозначить место и время передачи груза от покупателя к перевозчику (доверенному лицу).

В рамках описания и интерпретации этого термина существует ряд особенностей и условий, которые влияют на обязанности сторон по погрузке и выгрузке товара, а также переход рисков в случае утраты или повреждения груза.

Так, продавец имеет право передать товар:

  • на своей территории (заводе, складе) – в этом случае он несет ответственность за погрузку;
  • в любом другом месте (заранее номинированном с покупателем) – в этом случае экспортер не несет ответственность за погрузку груза.

Торговый термин FCA не накладывает ограничений на использование разных видов транспорта. Можно использовать морской, железнодорожный, воздушный и автомобильный транспорт, а также их комбинацию. Перевозчиком, который фигурирует в процессе поставки, может выступать как самостоятельная транспортная компания, так и экспедитор, а также порт или терминал, причал или грузовой двор железнодорожной станции.

Покупатель сам назначает перевозчика и передает отправителю сведения о нем для предварительного прохождения экспортной очистки груза – это является важным пунктом в процессе подготовки товара к поставке на условиях FCA Инкотермс 2010.

Изменение уровня страхового покрытия для термина CIP

Условия поставки CIF Инкотермс 2020 (Cost Insurance and Freight / Стоимость, страхование и фрахт) и условия поставки CIP Инкотермс 2020 (Carriage and Insurance Paid to / Перевозка и страхование оплачены до), являются двумя правилами Инкотермс, которые обязуют продавца приобрести страховку в пользу покупателя для экспорта товаров.

В новой редакции Инкотермс 2020 для условий поставок CIF, как и ранее в правилах Инкотермс 2010, требуется минимальное страховое покрытие. Стороны могут согласовать в контракте более высокие уровни покрытия, если они того пожелают.

Для условий поставки CIP Инкотермс 2020, теперь продавец обязан застраховать товар от всех рисков с максимальным страховым покрытием и страховой суммой не менее 110% от стоимости товара. Стороны могут согласиться в контракте на более низкий уровень страхового покрытия, если они того пожелают.

Данная поправка оправдана тем, что условие поставки CIF Инкотермс 2020 обычно используется для морских перевозок грузов навалом (сырье, минералы и т.д.). Стоимость за килограмм которых очень низкая, и требование страхования с максимальным покрытием значительно повысило бы конечную цену товара. Условие поставки CIP Инкотермс 2020 — это мультимодальный термин, часто используемый для доставки промышленных товаров, которые могут требовать более высокого уровня страхового покрытия.

Каждое правило Инкотермс 2020 содержит два раздела по десять статей:A1 / B1 Общие обязанностиA2 / B2: ПоставкаA3 / B3: Переход рисковA4 / B4: ПеревозкаA5 / B5: СтрахованиеA6 / B6: Перевозка и транспортные документыA7 / B7: Таможенное оформление экспорта / импортаA8 / B8: Проверка / упаковка / маркировкаA9 / B9: Распределение расходовA10 / B10: УведомленияВ разделе «А» оговариваются обязанности продавца, а в разделе «В» — обязанности покупателя.

Расшифровка и классификация

категория — «F»

виды перевозок — внутренние водные и международные морские

FOB (Free On Board) — дословный перевод «Свободно на борту», или «Франко борт»

В международной практике ВЭД одной из основных проблем является неоднозначная, нередко противоположная интерпретация различных торговых терминов сторонами внешнеэкономического договора. Чаще всего это обусловлено различиями в законодательной базе государств и нередко вызывает споры, разногласия, судебные разбирательства и финансовые расходы, которые несут обе или одна из сторон. Чтобы разрешить эту проблему, Международная торговая палата издала стандартизированные термины и понятия – базисные условия поставки, или Инкотермс. С их помощью все участники внешнеэкономической деятельности могут значительно упростить себе задачу по формулировке своих прав и обязательств, а также выбор транспортных условий.

Одним из популярных и часто встречающихся в договорах терминов Инкотермс является FOB. Наряду с CIF, условия поставки FOB по всем правилам указываются исключительно для морского и речного транспорта, т.е. когда груз переходит от продавца к покупателю на борту судна. Понятие FOB расшифровывается как «free on board» («свободно на борту»). Краткое описание этого термина заключается в том, что отправитель груза несет ответственность за него до того момента, как он будет перевален за борт в порту отправления. В момент пересечения им борта судна ответственность за груз переходит к покупателю.

Под ответственностью подразумеваются все расходы по перевозке, декларированию и возмещению ущерба при порче или уничтожении товара. Базис поставки FOB прописывает конкретные права и обязанности экспортера и импортера в ходе выполнения договора поставки.

Один из самых сложных торговых терминов Инкотермс

По сравнению с другими базисами Инкотермс, торговый термин CIP является очень сложным и содержит в себе множество нюансов и подводных камней, которые в конечном результате могут стоить и продавцу, и покупателю дополнительных расходов. Условия CIP содержат в себе не только юридические, но и технические сложности, связанные с тем, что кроме прямых субъектов международного коммерческого договора – поставщика и получателя, в процессе перевозки груза участвует перевозчик, а также страховая компания

Поэтому и для продавца, и для покупателя очень важно составить как можно более четкий и развернутый контракт, в котором прописываются все условия, формальности и издержки, направленные на снижение рисков для обеих сторон

Страхование груза – один из основных «подводных камней» в условиях поставки CIP. По умолчанию Инкотермс предусматривается минимальный размер страховки товара, покрывающий его фактурную стоимость с 10% надбавкой. Если одна из сторон желает защитить свои интересы в случае утраты или повреждения груза дополнительно, то необходимо искать компромисс с контрагентом или заключать дополнительный договор страхования за свой счет.

Обязанности покупателя

Для покупателя на условиях DAP при импорте также важна дисциплина и своевременность отправки необходимых данных и оформления документов. При возникновении проволочек с получением импортных лицензий возможен простой транспортного средства, расходы за который лягут на покупателя. Полный перечень требований к импортеру выглядит так:

  1. Оплата цены товара согласно с договором поставки.
  2. Оповещение продавца о месте и времени предполагаемой приемки.
  3. Проведение разгрузки товара из прибывшего транспортного средства не позднее даты, указанной в договоре.
  4. Своевременное проведение импортных таможенных процедур, получение всех разрешений, необходимых для ввоза товара и его выгрузки.
  5. Приемка товара в соответствии с общепринятыми традициями склада/терминала или заранее оговоренным с продавцом способом.
  6. Взятие на себя всех выплат и рисков за товар при несвоевременной выгрузке товара, произошедшей по вине покупателя.

Обязанности по базисным условиям поставки DDP (ДДП)

Согласно базисным условиям поставки DDP Инкотермс 2020 продавец обязан нести все расходы, связанные с транспортировкой товара, включая любые сборы для экспорта и импорта в стране назначения. Под словом «сборы» здесь подразумевается ответственность и риски за проведение таможенной очистки, а также за оплату таможенных формальностей, таможенных пошлин, налогов (например, НДС) и других сборов. Если доставка в пункт назначения должна произойти после того, как будет выполнена импортная таможенная очистка, и возникнет задержка при ее выполнении, то тогда стоимость хранения товара на таможенном складе будет за счет продавца.

Условия поставки DDP Инкотермс 2020 не могут применяться, если продавец прямо или косвенно не может обеспечить выполнение импортных таможенных процедур для ввоза товара. Если стороны согласились об исключении из обязательств продавца некоторых из расходов, подлежащих оплате при импорте (таких, как НДС — налог на добавленную стоимость), это должно быть четко определено в контракте купли-продажи.

Правило DDP может применяться при перевозке товара любым видом транспорта, включая смешанные перевозки. Под словом «перевозчик» понимается любое лицо, которое на основании договора перевозки берет на себя обязательство обеспечить самому или организовать перевозку товара по железной дороге, автомобильным, воздушным, морским и внутренним водным транспортом или комбинацией этих видов транспорта. Также продавец может самостоятельно, собственным транспортом доставить товар покупателю, без заключения договора перевозки.

Поскольку продавец должен организовать перевозку до места назначения, ему необходимо знать от покупателя, конкретное место доставки, в который должен быть доставлен товар. Например, если пункт назначения указан просто как «Санкт-Петербург, Россия», где в этом крупном мегаполисе перевозчик продавца должен разгрузить товар? Местом доставки может быть помещение покупателя (склад, магазин, завод) или конкретное место на строительной площадке, или терминал (перевозчика, таможенный, СВХ), или аэропорт, или контейнерная площадка, или конкретный причал в порту… точное место должно быть указано. Если конкретное место не указано, то продавец выбирает сам место разгрузки в пункте доставки, который наилучшим образом подходит ему.

В то время как термин EXW Инкотермс 2020 возлагает на продавца минимальные обязанности, термин базиса поставки DDP предполагает максимальные обязанности продавца: доставка товара на место, выполние экспортного и импортного таможенного оформления. При намерении сторон возложить на покупателя все риски и расходы по выполнению импортных таможенных формальностей для ввоза товара целесообразно использовать термин DAP Инкотермс 2020 или DPU Инкотермс 2020.

Цена EXW и другие нюансы торгового термина

Последний момент также содержит в себе несколько нюансов. Поскольку продавец не несет никаких финансовых обязательств, кроме выпуска товара в оговоренном количестве и предоставления доступа для его погрузки на транспорт покупателя, то он не обязан выполнять за свой счет другие процедуры и формальности, включая погрузку, вывоз, экспортную очистку. Если между продавцом и покупателем будут достигнуты дополнительные договоренности, то расходы за их выполнение продавец может включить в цену EXW, например погрузку товара с помощью собственной складской техники на транспорт покупателя или перевозчика, которому покупатель поручит доставку товара.

Для покупателя цена EXW во время прохождения процедуры импорта на таможне будет включать в себя:

  • фактурную стоимость товара;
  • стоимость перевозки до границы.

Поскольку основной сложностью поставки согласно EXW является прохождение всех таможенных формальностей, как для импорта, так и для экспорта, то покупателю целесообразно будет обратиться за помощью к посреднику — таможенному брокеру, который сможет провести все процедуры с минимальными издержками и потерями времени.

Основные черты Инкотермс 2010

В Инкотермс 2010 количество условий поставки уменьшилось с 13 до 11. В Инкотермс 2010 из перечня условий поставки, содержавшихся в Инкотермс 2000, исключены DES (Delivered Ex Ship — поставка с судна), DEQ (Delivered Ex Quay — поставка с пристани) и DAF (Delivered at Frontier — поставка до границы), которые в последнее время использовались на практике крайне редко. Кроме того, исключены условия поставки DDU (Delivered Duty Unpaid — поставка без оплаты пошлины), которые во многих случаях мало чем отличались от условий поставки CPT (Carriage Paid to — перевозка оплачена до). Введены новые условия поставки DAT (Delivered at Terminal — поставка на терминале) и DAP (Delivered at Place — поставка в месте назначения), которые отражают наиболее часто встречающиеся в настоящее время условия распределения обязанностей между продавцом и покупателем, касающиеся доставки товара.

В Инкотермс 2010 термины делятся на 2 группы: используемые для любого вида или видов транспорта; используемые для морского и внутреннего водного транспорта.

Таблица. Термины Инкотермс 2010

Характеристика Условия поставки
Применяемые виды транспорта Любой вид транспорта
Оплата основной перевозки Покупатель
Таможенные формальности для вывоза, уплата экспортных таможенных пошлин Покупатель
Таможенные формальности для ввоза, уплата импортных таможенных пошлин Покупатель
Погрузка / разгрузка Покупатель
Переход рисков утраты или повреждения товара В момент предоставления товара в распоряжение покупателя на территории продавца

Все термины Инкотермс 2010 имеют собственные наименования, образованные из сокращенных английских словосочетаний: EXW — Ex Works (франко-завод), FCA — Free Carrier (франко-перевозчик), CIP — Carriage and Insurance Paid To (перевозка и страхование оплачены) и т.д.

Первая группа включает семь терминов, которые могут быть использованы независимо от избранного способа перевозки, а также независимо от того, используется один или несколько видов транспорта. К этой группе относятся термины: EXW (франко-завод), FCA (франко-перевозчик), CPT (перевозка оплачена до), CIP (перевозка и страхование оплачены до), DAT (поставка на терминале), DAP (поставка в месте назначения) и DDP (поставка с оплатой пошлин). Указанные термины могут быть использованы, даже если морская перевозка вообще отсутствует

Вместе с тем важно помнить, что эти термины могут быть применены и при мультимодальных перевозках, когда часть пути товар идет морским транспортом

Во второй группе терминов Инкотермс 2010 и пункт поставки, и место, до которого товар перевозится покупателем, являются портами, поэтому термины используются при перевозках морским и внутренним водным транспортом. В эту группу входят следующие термины: FAS (свободно вдоль борта судна), FOB (свободно на борту), CFR (стоимость и фрахт) и CIF (стоимость, страхование и фрахт).

Инкотермс 2010 традиционно использовались в договорах международной купли-продажи, когда товар пересекал границу. В различных частях света создание торговых союзов, как например Европейский союз или Евразийский экономических союз, сделало менее важным видимый контроль над товарами при прохождении их через границу соответствующих сторон.

Поэтому в подзаголовках правил Инкотермс 2010 в явно выраженной форме указывается, что Инкотермс 2010 могут быть использованы как в договорах международной купли-продажи товаров, так и во внутринациональных договорах купли-продажи. В результате Инкотермс 2010 в ряде пунктов четко указывают, что обязанность по осуществлению экспортно-импортных формальностей имеется только тогда, когда это применимо.

Иногда стороны желают дополнить в договоре купли-продажи какое-либо условие поставки

Инкотермс 2010 не запрещают подобное дополнение, однако важно всегда учитывать и то, что при несовпадении условий контракта и положений Инкотермс 2010 приоритет отдается условиям контракта

В заключение отметим, что необходимо обращать внимание на верное указание пункта, следующего за термином Инкотермс 2010 (так называемой географической привязки). Согласно Инкотермс 2010 продавец несет все расходы по поставке товара до пункта, указанного вслед за термином. В некоторых случаях следует дополнительно указать точный пункт внутри порта или места (района, города), где товар передается покупателю

В некоторых случаях следует дополнительно указать точный пункт внутри порта или места (района, города), где товар передается покупателю

К примеру, иногда важно указать более точный базис поставки FOB Клайпеда (терминал Смяльте), нежели просто FOB Клайпеда

Что означают условия EXW на практике

  1. Продавец несёт минимальные риски. Проще говоря, он обязан иметь товар, надлежащего качества в условленное время в оговоренном месте. На этом его ответственность заканчивается.
  2. Покупатель предоставляет свой транспорт и осуществляет таможенное оформление груза.

Ответственность переходит к покупателю после приемки товара в помещениях продавца.

  • С юридической точки зрения поставщик не обязан осуществлять погрузку товара в транспорт покупателя. Но находясь в более выгодных технических условиях, продавец, в большинстве случаев, загружает товар своим оборудованием и при помощи своего персонала. Напомним, что товар уже принят покупателем, и все риски уже несёт он сам. Если во время такой погрузки товар повреждается, то это уже ответственность покупателя или его доверенной стороны. В идеале, погрузкой руководит доверенное лицо покупателя или экспедитор перевозчика.
  • Если покупатель не может сам или при помощи третьей стороны (таможенного брокера) осуществить таможенное оформление груза, то термин EXW не применяется. Здесь покупателю нужно быть осторожным и ещё до подписания договора уточнять, сможет ли он осуществить таможенную очистку груза в стране грузоотправителя.
  • Скользкие моменты могут касаться, как дополнительных незапланированных расходов, так и непредставления поставщиком документов, необходимых для экспорта из его страны. Для решения таких вопросов лучше пользоваться услугами экспортных и брокерских компаний в стране продавца.
  • В большинстве европейских стран таможенное законодательство лояльное и для экспортной очистки требуются лишь сам груз и коммерческие документы, на основании которых работники таможни оформляют экспортную декларацию. Оплачивает её перевозчик там же на месте.

Обязанности экспортера

  1. Произвести погрузку груза на борт судна, указанного второй стороной коммерческого договора в обозначенном ей заранее порту.
  2. Обеспечить все условия для прохождения экспортной таможенной очистки груза.
  3. Взять на себя все расходы по таможенному декларированию – оплатить пошлины, налоги и другие сборы.
  4. Выполнить все экспортные формальности: получить лицензии, разрешения, сертификаты и прочие документы, разрешающие экспорт товара.
  5. Предоставить второй стороне договора пакет документов, сопровождающих договор: счет-фактуру (инвойс), спецификации, коносамент или прочие документальные подтверждения факта отгрузки товара на судно.
  6. Известить получателя заранее согласованным способом о фактической погрузке товара.
  7. Обеспечить соответствие условиям контракта количества товара, его качества, а также упаковку и маркировку для идентификации груза в порту.
  8. Предоставить по просьбе импортера всю информацию о товаре, нужную для получения груза в стране импорта (оплачивает получатель).

Обязанности по базисным условиям поставки CIF (СИФ)

Условия поставки CIF Инкотермс 2020 возлагают на продавца обязанности по размещению товара на борту судна и оплате расходов и фрахта, необходимых для страхования и доставки товара в указанный порт назначения, а также по выполнению экспортных таможенных процедур с оплатой экспортных пошлин и иных сборов в стране отправления для вывоза товара. Однако продавец не обязан выполнять таможенные формальности для ввоза товара, уплачивать импортные таможенные пошлины или выполнять иные импортные таможенные процедуры при ввозе.

Покупатель обязан разгрузить нанятое продавцом судно в порту прибытия, выполнить импортное таможенное оформление с оплатой импортных таможенных пошлин и сборов, и доставить товар до места назначения. При намерении сторон возложить на покупателя обязанности по доставке товара на судне в порт назначения целесообразно использовать правило FOB Инкотермс 2020.

Правило CIF больше не определяется как размещение товара прошедшего «через поручни судна», подразумевается, что товар размещается «на борту судна», т.е. фактически находится полностью на палубе или в трюме.

Базис поставки CIF актуален при транспортировке тяжелой техники, для грузов, перевозимых навалом или в таре. При размещении товара в контейнере типичным для продавца является передача товара морскому перевозчику на терминале (или в помещении продавца после погрузки товара в контейнер), а не путем размещения на борту судна, в таких случаях следует использовать термин CIP Инкотермс 2020.

Базис поставки CIF идентичен правилу CFR Инкотермс 2020 за исключением одной статьи — страхование.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector