Инвентаризация имущества организации и ее обязательств (2020-2021)

Когда проведение инвентаризации обязательно

Случаи, когда проведение инвентаризации обязательно, указаны в п. 27 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утв. Приказом Минфина РФ от 29.07.1998 N 34н, в п. 1.5 Методических указаний по инвентаризации (Приказ Минфина РФ N 49):

— при передаче имущества в аренду, выкупе, продаже, а также при преобразовании государственного или муниципального унитарного предприятия;

— перед составлением годовой бухгалтерской отчетности (кроме имущества, инвентаризация которого проводилась не ранее 1 октября отчетного года). Инвентаризация основных средств может проводиться один раз в три года, а библиотечных фондов — один раз в пять лет. В организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, инвентаризация товаров, сырья и материалов может проводиться в период их наименьших остатков;

— при смене материально ответственных лиц;

— при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества;

— в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;

— при реорганизации или ликвидации организации;

— в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Минфин РФ указал, что нужно ориентироваться именно на этот список ситуаций, когда инвентаризация обязательна («Рекомендации аудиторским организациям, индивидуальным аудиторам, аудиторам по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности организаций за 2012 год» (приложение к письму Минфина России от 09.01.2013 N 07-02-18/01)).

Иные случаи, когда проведение инвентаризации обязательно:

— Проведение инвентаризации дебиторской задолженности, по которой создается резерв по сомнительным долгам по налогу на прибыль, обязательно. Так, указывается, что сумма резерва по сомнительным долгам определяется по результатам проведенной на последнее число отчетного (налогового) периода инвентаризации дебиторской задолженности (п. 4 ст. 266 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ)).

— Проведение инвентаризации перед продажей предприятия как имущественного комплекса. Так, ст. 561 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) указывает, что состав и стоимость продаваемого предприятия определяются в договоре продажи предприятия на основе полной инвентаризации предприятия, проводимой в соответствии с установленными правилами такой инвентаризации. До подписания договора продажи предприятия должны быть составлены и рассмотрены сторонами: акт инвентаризации, бухгалтерский баланс, заключение независимого аудитора о составе и стоимости предприятия, а также перечень всех долгов (обязательств), включаемых в состав предприятия, с указанием кредиторов, характера, размера и сроков их требований.

Статья 158 (п. 4) НК РФ, которая определяет особенности определения налоговой базы при реализации предприятия в целом как имущественного комплекса, требует, чтобы к сводному счету-фактуре прилагался акт инвентаризации.

Расчеты с персоналом

Инвентаризация расчетов по заработной плате проводится в разрезе начислений и выплат. Как, правило, эти расчеты инвентаризируются параллельно с вышеупомянутой инвентаризацией расчетов по налогам и взносам во внебюджетные фонды. Сверка проводится по каждому сотруднику.

Суммы, выданные в подотчёт, инвентаризируются по каждому отдельному подотчетному и лицу и каждой отдельной сумма, полученной такими лицами. В ходе такой инвентаризации проверяется не только правильность выплат и своевременность предоставления отчетов по использованию подотчетных средств. При сверке также проверяется правомочность использования сумм, источники финансирования и целевое назначение использованных средств.

По результатам всех перечисленных инвентаризаций составляются акты и ведомости. При необходимости, как в случае инвентаризации кредиторской задолженности, составляются карточки по каждому инвентаризируемому объекту.

Все эти документы оформляются согласно стандартам и подписываются членами инвентаризационной комиссии и материально ответственными лицами.

Расчеты с бюджетом

Сверка расчетов по налогам и другим платежам в бюджет и внебюджетные фонды ничем не отличается от инвентаризации расчетов с поставщиками. В обоих случаях конечной целью является проверка правильности отражения в учете суммы, даты возникновения и причины возникновения задолженности.

В ходе инвентаризации расчетов по налогам проверяется также правильность начисления налогов и своевременность подачи соответствующих отчетов в налоговые органы.

Очень важно ранжировать задолженность по налогам на текущую (срок оплаты не наступил) и просроченную. Пени и штрафы необходимо учитывать отдельно

Списание безнадежной задолженности

Списание безнадежной задолженности происходит на основании акта инвентаризации расчетов (форма ИНВ-17) и приказа руководителя (п. 77 Положения по бухучету N 34н, ст. 266 НК РФ, Письма Минфина России от 27.12.2018 N 03-03-06/1/95709, от 13.10.2017 N 03-03-06/1/67057, от 11.07.2017 N 03-03-06/1/43877).

Безнадежная дебиторская задолженность подлежит списанию за счет резерва по сомнительным долгам. Если резерва не хватит, остаток долга идет в расходы (ст. 265 НК РФ, Письмо Минфина от 16.01.2018 N 03-03-06/2/1551). В бухгалтерском учете все организации обязаны создавать такой резерв, в налоговом учете — это право организации (п. 70 Положения N 34н, ст. 266 НК РФ, Письмо Минфина России от 31.08.2020 N 03-03-06/2/76195).

Дебиторка подлежит списанию в расходы вместе с НДС (ст. 266 НК РФ, Письмо Минфина от 21.10.2008 N 03-03-06/1/596). По мнению Минфина, при списании долгов по выданным авансам НДС, принятый к вычету с этой предоплаты, необходимо восстановить (Письмо Минфина от 28.01.2020 N 03-07-11/5018).

После списания безнадежная дебиторская задолженность отражается на забалансовом счете 007 в течение пяти лет (п. 77 Положения N 34н).

При УСН списанная дебиторка не учитывается ни в расходах, ни в доходах (Письма Минфина от 20.02.2016 N 03-11-06/2/9909, от 22.07.2013 N 03-11-11/28614).

Безнадежная кредиторская задолженность учитывается в составе доходов и при ОСНО, и при УСН (п. 78 Положения N 34н, пп. 2 п. 1 ст. 248, п. 18 ст. 250, п. 1 ст. 346.15 НК РФ). Если организация на УСН списывает кредиторку по полученному от покупателя авансу, то дохода не возникнет, т.к. доход отражен по мере получения предоплаты (п. 1 ст. 346.17 НК РФ, Письмо Минфина России от 14.03.2016 N 03-11-06/2/14135).

Списание кредиторской задолженности перед поставщиком не обязывает покупателя восстанавливать НДС, ранее принятый к вычету (Письмо Минфина от 21.06.2013 N 03-07-11/23503). При списании кредиторки по полученному авансу исчисленный с него НДС принять к вычету нельзя. Включать его в доходы или в расходы не нужно (ст. 248 НК РФ, Письмо Минфина от 07.12.2012 N 03-03-06/1/635).

Особенности годовой инвентаризации в 2020 году

При проведении инвентаризации перед составление отчетности за 2020 год следует учесть последние изменения бухгалтерского законодательства.

С 2021 года в обязательном порядке будет применятся новый стандарт по учету ТМЦ ФСБУ 5/2019 «Запасы».

Утверждены два стандарта, применение которых обязательно с отчетности за 2022 год, но по желанию можно перейти на новые правила раньше: ФСБУ 6/2020 «Основные средства» и ФСБУ 26/2020 «Капитальные вложения» (Приказ Минфина России от 17.09.2020 N 204н).

Возможно, это потребует от организации более тщательного подхода к проверке и отражению остатков в бухгалтерском учете и отчетности.

Кроме того, по итогам 2020 года особого внимания заслуживают расчеты с подотчетными лицами и инвентаризация остатков по счету 71.

Это связано с вынужденной отменой командировок из-за коронавирусных ограничений и необходимостью для многих налогоплательщиков корректировать свои планы.

Проведение инвентаризации

Достоверность учетных данных – это первый показатель, который интересует абсолютно всех пользователей. Порядок проведения инвентаризации регулируют несколько нормативных актов:

«Положение проведения бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации», утвержденное приказом Минфина России от 29 июля 1998 года №34н;

часть 3 статьи 11 Федерального закона от 6 декабря 2011 года №402-ФЗ «О бухгалтерском учете»;

часть 3 статьи 30 Федерального закона от 6 декабря 2011 года №402-ФЗ «О бухгалтерском учете».

Порядок проведения инвентаризации также предусмотрен методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными приказом Минфина России от 13 июня 1995 года №49.

Для проведения инвентаризации в обязательном порядке необходимо создать инвентаризационную комиссию. В нее должны войти представители администрации, работники бухгалтерии, материально ответственные лица и другие специалисты организации. Кроме того, в состав комиссии могут входить аудиторы, как внутренние, так и внешние. Персональный состав инвентаризационной комиссии утверждается приказом руководителя организации.

Если проверяются материально-производственные запасы, при ревизии обязательно должны присутствовать материально-ответственные лица. Бывают ситуации, когда материально-ответственного лица нет, например, работник уволился или заболел. Поэтому, если ревизия проводится в отсутствие материально ответственного лица, а по ее результатам обнаружена недостача, то руководителю будет крайне сложно возложить материальную ответственность на такое лицо.

Если материально ответственное лицо присутствует на ревизии, оно обязательно должно дать расписку, что все приходные и расходные документы отражены и сданы в бухгалтерию. Такие же расписки должны сдавать кассиры, если проводится ревизия кассы, а также лица, которые распоряжаются подотчетными средствами.

Инвентаризационную опись не обязательно составлять по форме, рекомендованной Госкомстатом. Однако, к ее заполнению предъявляются определенные требования. Так, опись не должна иметь незаполненных строк. Если остались пустые строки, в них необходимо проставить прочерки. На последней странице описи обязательно должна стоять отметка о проверке цен, заверенная подписями лиц, которые проводили ревизию. Опись подписывают все члены ревизионной комиссии и материально ответственные лица. Отсутствие хотя бы одной подписи аннулирует результаты всей инвентаризации.

Если в организации есть имущество, находящееся на ответственном хранении, арендованное или полученное для переработки, то оно ревизуется отдельно. Для таких ценностей составляются отдельные описи и ведется отдельный подсчет, поскольку эти его результаты отражаются на других счетах бухгалтерского учета.

Если инвентаризации проводится в течение нескольких дней, помещения, где проводиться ревизия должны запираться и опечатываться. Если в течение дня ревизионная комиссия не смогла произвести полный подсчет, то на материально-производственные запасы вешаются бирки, предназначенные для понимания, включен этот ресурс в опись или еще нет.

Инвентаризационные комиссии

Постоянно действующая комиссия.Чтобы провести годовую инвентаризацию, руководитель предприятия должен создать инвентаризационную комиссию (п. 1 разд. ІІ Положения № 879). Состав такой комиссии утверждается распорядительным документом руководителя предприятия. В состав такой комиссии входят.

— представителиаппарата управленияпредприятия;

—бухгалтерской службы(представители аудиторской фирмы, централизованной бухгалтерии, субъекта предпринимательской деятельности — физического лица, осуществляющего ведение бухучета на предприятии на договорных основах). Как видите, на правах представителя бухгалтерии в состав инвентаризационной комиссии может входить и предприниматель, который ведет бухучет на предприятии в соответствии с заключенным гражданско-правовым договором;

—опытные работникипредприятия, которые знают объект инвентаризации, цены и первичный учет (инженеры, технологи, механики, исполнители работ, товароведы, экономисты, бухгалтеры).

К сведению! По решению руководителя предприятия в состав инвентаризационной комиссии могут также входить члены ревизионной комиссии общества.

Возглавить инвентаризационную комиссию можетруководитель предприятия (его заместитель)илируководитель структурного подразделенияпредприятия, уполномоченный руководителем предприятия. А в случае, когда бухучет ведет непосредственно руководитель предприятия, то именно руководитель самостоятельно должен возглавить инвентаризационную комиссию (абзац второй п. 1 разд. ІІ Положения № 879).

При этом если объемы работ по проведению инвентаризации небольшие (такое происходит, как правило, на небольших предприятиях), то постоянно действующая инвентаризационная комиссия сама непосредственно и проводит инвентаризацию.

Если же на предприятии большой объем работ и потому постоянно действующей инвентаризационной комиссией не может быть обеспечено надлежащее проведение инвентаризации, то на таком предприятии создаются рабочие инвентаризационные комиссии.

Рабочие комиссии.Создаются рабочие инвентаризационные комиссии распорядительным документом руководителя (приказом, распоряжением). В состав таких комиссий входят те же специалисты, что и в состав постоянно действующей комиссии. Исключением считается только то, что в состав таких комиссий могут быть включенычлены инвентаризационной комиссии(п. 2.2 разд. ІІ Положения № 879).

Рабочие комиссии создаются именно для непосредственного проведения инвентаризации в местах хранения и производства.

Создавая рабочую комиссию, следует помнить об определенных ограничениях (п. 2.4 разд. ІІ Положения № 879):

1)запрещаетсяназначать председателем рабочей инвентаризационной комиссии одного и того же работникадва года подряддля проверки активов, находящихся на ответственном хранении у тех же материально ответственных лиц;

2) в состав рабочей инвентаризационной комиссиинельзя включать материально ответственных лицдля проверки активов, находящихся у них на ответственном хранении. Хотя, по нашему мнению, не будет ничего криминального, если материально ответственное лицо будет участвовать в инвентаризации в составе другой рабочей комиссии, которая будет пересчитывать активы, находящиеся в ведении других материально ответственных лиц.

Особые комиссии.Сегодня нередки случаи, когда на предприятии в штате работает только одно лицо — директор. Несмотря на это, проводить годовую инвентаризацию на предприятии все равно следует. Возникает вопрос: как ее провести?

Минфин нашел два выхода из этой ситуации (см.письмо Минфина от 27.05.2014 № 31-08410-07-29/12918):

— первый — утвердить состав инвентаризационной комиссиииз одного лица(директора) или

— второй — включить в состав комиссииспециалистов, нанятых по гражданско-правовому договору.

Те, кто выберет первый (более легкий и экономный) вариант, могут ненароком нарушить требованияп. 2.4 разд. ІІ Положения № 879и включить в инвентаризационную комиссию работников, в ведении которых находятся активы, по которым проводится инвентаризация. Когда на предприятии один директор, то именно он и является материально ответственным лицом за все активы предприятия. Поэтому, на наш взгляд, чтобы было точно все в рамках разрешенного — лучше включить в комиссию специалиста, приглашенного для проведения инвентаризации на основании гражданско-правового договора.

Инвентаризация расчетов

При проведении проверки достоверности отраженной в бухучете информации о расчетах с кредиторами детальной сверке подлежат следующие расчеты:

  • С поставщиками и покупателями (по полученным авансам) Счета 60,62;
  • По банковским кредитам и займам. Счета 66,67;
  • Расчеты с бюджетом и внебюджетными фондам (в т.ч. по страховым взносам). Счета 68,69;
  • Расчеты с сотрудниками и подотчетными лицами по выплатам и начислениям. Счета 70, 71, 73;
  • Прочими кредиторами. Счет 76.

Самым простым (в методологическом, но не техническом плане) инструментом проверки актуальности и достоверности данных о долгах компании за отгруженные ей товары и предоставленные услуги является составление и подписание актов сверки с каждым контрагентом. В Методологических Указаниях предлагается образец такого акта, но он не является нормативным и может составляться предприятием в произвольной форме.

Результаты проведенной инвентаризации фиксируются в нормативных регистрах. Сначала итоги сверок с каждым кредитором заносятся в справку, которая является приложением к акту по форме ИНВ-17 (Приложение У). В этой справке указываются:

  • Реквизиты каждого кредитора организации;
  • Причина и период возникновения задолженности;
  • Сумма задолженности.

На основании такой справки, составляется инвентаризационный акт по поставщикам и прочим кредиторам по форме ИНВ-17.

Результатом инвентаризации нередко становится списание кредиторской задолженности. Такие списания (точнее, их правомочность) становятся объектами обязательной проверки в ходе последующих инвентаризаций

Это особенно важно на крупных многопрофильных предприятиях, для которых неотфактурованные поступления сырья и материалов являются едва ли не повседневным делом

Практическая польза проведения инвентаризации

Помимо оговоренного уже выше в статье обеспечения достоверности учета, инвентаризация (но только реальная, а не формальная), дает ряд существенных возможностей для руководства:

  • контроль сохранности товарно-материальных ценностей,
  • выявление товарно-материальных ценностей с истёкшим или истекающим сроком годности;
  • выявление неиспользуемых материальных ценностей. Если это товар – его выставляют на реализацию в срочном порядке (при условии соблюдения срока годности). Если это сырье и материалы, о которых «забыли» — их пускают в производство в первую очередь

Данные инвентаризации – богатый источник данных для оптимизации управленческой стратегии. Они помогают выявить слабые места, а также нерадивых сотрудников, которые не могут обеспечить достаточный контроль как за сохранностью, так и за своевременным отпуском в продажу или производство запасов.

Законодательством не ограничено количество инвентаризационных компаний в год. На усмотрение руководства, ее можно проводить чаще. Можно проводить ежеквартально, скажем на продуктовом складе, а остальные активы проверять раз в год.

Оформление результатов инвентаризации

  1. Данные результатов проведенной в отчетном году инвентаризации обобщаются в ведомости учета результатов, выявленных инвентаризацией (форма ИНВ-26).
  2. Инвентаризационные документы хранятся не менее пяти лет.
  3. Основания, по которым результаты инвентаризации могут быть признаны недействительными:
  • отсутствие материально-ответственного лица при проведении инвентаризации;
  • отсутствие хотя бы одного члена комиссии при проведении инвентаризации;
  • неоговоренные исправления в инвентаризационных описях;
  • инвентаризационные описи оформлены не в соответствии с требованиями, предъявляемыми к данным документам.

Правила проведения инвентаризации: периодичность

При ознакомлении с документами Минфина бросается в глаза общая идея, которая недвусмысленно в них зафиксирована: любая организация обязана проводить инвентаризацию всех активов и обязательств как минимум один раз в год (перед составлением годового бухгалтерского отчёта). Об этом идет речь:

  • в пунктах 26 и 27 раздела II «Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации» (утвержден Приказом Минфина РФ от 29.07.1998 № 34н);
  • пункте 38 раздела VII ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации»;
  • пункте 1.5 раздела 1 «Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств» (утверждены Приказом Минфина РФ от 13.06.1995 № 49)). Реже можно инвентаризировать только основные средства (один раз в три года) и библиотечные фонды (один раз в пять лет).

Объекты инвентаризации

Объектами инвентаризации являются все пассивы предприятия (за исключением собственного капитала).

Сроки проведения такой инвентаризации (а также порядок и периодичность ее проведения) устанавливаются руководителем предприятия на основании приказа Министерства Финансов РФ от 9.11.2010 года №-142н.

Обязательная инвентаризация обязательств проводится в следующих случаях:

  • Структурное преобразование (либо ликвидация) предприятия;
  • Подготовка отчетности (квартал, год);
  • Смена ответственных лиц.

У практикующих бухгалтеров принято разделять инвентаризацию финансовых обязательств на два блока:

  • Инвентаризация расчетов;
  • Инвентаризация резервов.

Реквизиты приказа о внеплановой инвентаризации

Для того, чтобы проведение инвентаризации и учет ее результатов имели законные основания, приказ или распоряжение должны содержать следующую информацию:

  • Наименование организации и структурного подразделения, в котором проводится проверка.
  • Дата и номер приказа.
  • Наименование активов и обязательств, подлежащих пересчету. Например: «Основные средства, находящиеся на складе № 1».
  • Информация об инвентаризационной комиссии. Приказом назначаются председатель и члены комиссии. Исходя из требований к составу комиссии, установленных приказом Минфина РФ от 13.06.1995 № 49, в состав комиссии могут входить как сотрудники предприятия, так и представители независимой аудиторской организации.
  • Даты начала и окончания проведения инвентаризации, сроки сдачи результатов инвентаризации в бухгалтерскую службу. Контроль за исполнением сроков возлагается на председателя комиссии. Также председатель перед началом инвентаризации визирует приходные и расходные документы, на основании которых производился учет имущества или обязательств до начала инвентаризации, с целью определения учетных остатков (п. 2.4 приказа Минфина № 49).
  • Причина проведения инвентаризации. При внеплановой проверке причиной инвентаризации, как правило, является контрольная проверка фактического наличия и состояния имущества организации.
  • Подпись руководителя организации или другого уполномоченного лица.

Согласно п. 2.8 приказа Минфина РФ № 49 инвентаризация проводится при обязательном присутствии материально ответственного лица. Поэтому в приказе должна быть его подпись, свидетельствующая об ознакомлении с документом.

Образец приказа о внеплановой инвентаризации представлен в начале нашей статьи.

***

Приказ о внеплановой инвентаризации оформляется в свободной форме, но можно для этого использовать и унифицированный бланк ИНВ-22. Содержание и реквизиты приказа должны точно описывать суть проводимых инвентаризационных мероприятий.

Еще больше материалов по теме — в рубрике «Бухгалтерские документы».

Процедура складского переучета

В соответствии с правилами проведения складской инвентаризации, предусмотрена подготовка сличительных ведомостей. В ходе оценки в них вносится актуальная информация о фактическом несоответствии с первичными документами.

Сведения вносятся в единую базу, которая содержит ведомости с описями. По завершении переучета составляется заключение, основанное на результатах.

Товары, находящиеся на временном хранении, вносятся в отдельную ведомость. Данные о несоответствии либо отсутствии фиксируются в обязательном порядке.

Во время проведения переучета материально ответственный сотрудник должен находиться на рабочем месте, непосредственно присутствовать в ходе фиксации расхождений. В случае спорных вопросов, проводится повторный пересчет отдельных объектов.

Этап 1. Составление приказа

Приказ выступает в роли документа, утверждающего проведение переучета. Распоряжение может быть составлено произвольно либо в специальной форме бланка ИНВ-22.

В документе должно быть указано основание для проведения ревизии, комиссионный состав, список ценностей для проверки, дата и период реализации.

Приказ должен быть составлен в печатной форме по шаблону, с учетом делопроизводственных норм. После ознакомления с документом, каждый член комиссии ставит подпись.

Этап 2. Ревизия

Инвентаризация на складе проводится для сверки фактических запасов. Данные вносятся в описи по нескольким критериям:

  • Артикул;
  • Тип товара;
  • Сорт и пр.

Для получения точных сведения в ходе переучета проводится взвешивание, измерение. Данные вносятся в документ только после фактической проверки

На этом этапе важно исключить человеческий фактор

Товары, подлежащие обязательной ревизии

  • Наименования, находящиеся в пути;
  • Товары, которые были выданы без оплаты;
  • Ресурсы компании, находящиеся на территории сторонних объектов;
  • Материалы, используемые другими организациями (например, находящиеся в переработке).

Оценка тары осуществляется по трем критериям:

  • Вид;
  • Состояние;
  • Целевое назначение.

Если период переучета совпадает с получением новых партий, то прием проводится в присутствии членов комиссии, но приход отражается после завершения переучета. Для отражения получения используется отдельный бланк.

В случае нарушения порядка проведения переучета, увеличения сроков, продукция может отпускаться только на основании письменного согласия управляющего. Отпущенные наименования вносятся в соответствующую ведомость, а при выдаче присутствует комиссия.

Если за материально ответственным лицом числится более одного складского помещения, то проверка проводится поэтапно. По завершении ревизии на одном объекте он опечатывается пломбиратором, после чего проводится проверка следующего объекта.

Этап 3. Отражение результатов

Для отражения итогов проверки предусмотрен комплект документов:

  • Опись (форма ИНВ-3);
  • Ведомость о переучете отгруженных наименований (форма ИНВ-4);
  • Расчетный акт по позициям в дороге (форма ИНВ-6);
  • Сличительная ведомость (форма ИНВ-19).

Составляются бланки для фиксации недостачи. При отсутствии виновника, несоответствие фиксируется в проводках:

  • Дебет 2/кредит 1;
  • Дебет 94/кредит 1;
  • Дебет 91/кредит 64.

Есть определенные формы недостачи, которые могут фиксироваться как производственные издержки. Если же недостача свыше допустимых норм, руководитель назначает дополнительное расследование для выявления лиц, виновных в недостаче, а также причин несоответствия.

Если виновник установлен, то для отражения несоответствия помечаются проводки:

  • Дебет 73/кредит 94;
  • Дебет 50/кредит 73.

Для отражения излишков предусмотрен: дебет 1/кредит 91/1.

На последнем этапе у многих возникают вопросы.

Правила проведения инвентаризации расчетов

Теперь поговорим о сверке расчетов. Тут все просто — взять да и разослать всем контрагентам по списку письма-сверки. Мол, по нашим данным, вы нам должны 20 тыс. руб., просим подтвердить (или опровергнуть) в 10-дневный срок. А если вы на наше письмо не прореагировали — значит, вы согласны с нашей суммой. И все дела. А потом по итогам рассылки составить сличительную ведомость, и если вылезут расхождения по расчетам, то придется заниматься выяснением истины — кто из двух сторон прав и кто кому и сколько должен.
Отметим, что ни аудиторы, ни налоговые инспекторы не вправе требовать от организации наличия актов сверки со всеми контрагентами, поскольку это не регламентировано ни бухгалтерским, ни налоговым законодательством. Проводить проверку взаиморасчетов на основании актов сверки — это «акт доброй воли» организации, необходимость, продиктованная здравым смыслом.
Подведем итог. Как видно из вышесказанного, инвентаризация — действительно нужная процедура, без которой увязать учет с «фактом» просто невозможно. Да, это громоздкая и тяжелая работа, требующая внимания и скрупулезного выполнения множества формальных требований. Можно, конечно, игнорировать проверку ТМЦ или проводить её «для галочки». Но в этом случае компания может обмануть только саму себя.

Наблюдение аудитора за проведением инвентаризации

В случае, если организация подлежит обязательному аудиту (см. Какие организации подлежат обязательному аудиту?), то при проведении инвентаризации перед составлением годового бухгалтерского отчета следует привлекать аудиторов.

Аудиторскими стандартами предусматривается наблюдение аудитора за проведением инвентаризации, как одна из форм аудиторского доказательства (п. А17., «Международный стандарт аудита 500 «Аудиторские доказательства» (введен в действие на территории Российской Федерации Приказом Минфина России от 09.01.2019 N 2н)).

Наблюдение аудитора за проведением инвентаризации важно, так как посредством этой процедуры аудитор получает аудиторские доказательства, подтверждение того, что клиент фактически сверяет данные бухгалтерского учета с фактическим наличием имущества и обязательств. Если аудитор не наблюдал за проведением инвентаризации, то это может быть основанием, чтобы высказать модифицированное мнение в аудиторском заключении

На это указывают п. А12. «Международного стандарта аудита 705 (пересмотренный) «Модифицированное мнение в аудиторском заключении» (введен в действие на территории Российской Федерации Приказом Минфина России от 09.01.2019 N 2н).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector