Раскрыть потенциал: зачем школьнику нужен наставник
Содержание:
- Обучение наставников
- В каких ситуациях нужен наставник: успешные кейсы
- Как внедрить систему менторинга — 5 простых шагов для начинающих предпринимателей
- Формат общения руководителя и наставника
- Идеальный кандидат
- НАСТАВНИЧЕСТВО КАК ФОРМА САМОАНАЛИЗА ПЕДАГОГА-НАСТАВНИКА
- МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ «НАСТАВНИК–МОЛОДОЙ УЧИТЕЛЬ»?
- Какими компетенциями должен обладать наставник?
- Обучение наставников
- ВИДЫ НАСТАВНИЧЕСТВА
- Организация системы наставничества
- Что такое менторинг и в чем его отличие
- ЭТАПЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯНАСТАВНИКА И МОЛОДОГО СПЕЦИАЛИСТА
- МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ «НАСТАВНИК–МОЛОДОЙ УЧИТЕЛЬ»?
- Залог успеха
- Основные выводы
Обучение наставников
Более опытный наставник (обучил 3 и более новичков) рассказывает, какие есть материалы, из чего состоит процесс онбординга и что нужно для успешного прохождения.
Наставники такие же люди, и каждому из нас нужно пояснить, рассказать, а не только читать памятку (инструкцию). Процесс и шаблоны планов на испытательный срок расписаны в статье “Как мы унифицировали онбординг аналитиков удалённых каналов доступа”.
Мы смогли привлекать к наставничеству большое количество аналитиков, потому что ребята перестали бояться неизвестности.
Сталкивались ли вы с подобным, когда впервые были наставниками?
В каких ситуациях нужен наставник: успешные кейсы
Во время учебы случаются разные ситуации: кто-то меняет школу в середине года, кто-то теряет мотивацию, кто-то не может определиться с будущей профессией. В каждом случае наставник подбирает решение проблемы и помогает справиться с трудностями.
Кейс №2
Ситуация: Слава перешел на онлайн-обучение из обычной школы, где ему постоянно напоминали, что, как и когда нужно делать. В первые месяцы он растерялся, не смог самостоятельно отслеживать учебную нагрузку и накопил много «хвостов».
Задача: догнать программу.
Решение: родители подключили персональное сопровождение наставника-куратора. Он помог составить таблицу с задолженностями и график их устранения, показал приемы тайм-менеджмента и помог выстроить учебный процесс по-новому.
Кейс №3
Ситуация: Катя закончила 9 класс с большим количеством троек в аттестате и негативным отношением к учителям.
Задача: улучшить оценки и повысить мотивацию.
Решение: Кате помог формат домашнего обучения и плотная работа с наставником-куратором. Она смогла наладить режим, полюбила некоторые предметы и стала активно общаться с другими учениками. В результате ученица вытянула на пятерки практически все оценки, начала изучать немецкий язык и готовиться к поступлению в зарубежный вуз.
В широком смысле наставник нужен каждому школьнику, поскольку он помогает перейти из детского состояния во взрослое. Это связано не только с выбором профессии, но и с более осознанным взглядом на окружающий мир и самого себя. Наставник играет в этом осмыслении ключевую роль, ведь именно он прямо или косвенно демонстрирует большое количество возможностей, которые открываются во взрослой жизни. И здесь главное — не вести подростков за собой, а помочь им увидеть собственный путь.
Как однажды сказал Стивен Спилберг: «Тонкий баланс наставничества заключается не в том, чтобы взращивать людей по собственному образу, а в том, чтобы дать им возможность найти самих себя».
Больше информации и новостей о трендах образования в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь.
Как внедрить систему менторинга — 5 простых шагов для начинающих предпринимателей
В этом разделе публикации я расскажу, как создать систему наставничества в компании.
Читайте пошаговое мини-руководство и применяйте полученные знания в процессе внедрения менторства в своей организации.
Шаг 1. Разрабатываем Положение о наставничестве
Основой любой системы наставничества служит локальный документ «Положение о наставничестве». Именно в нем определена цель и сформулированы задачи этого процесса, прописан алгоритм закрепления стажера за наставником, рассматривается наставничество как метод управления персоналом и т.п.
Примерную структуру этого документа я представила в таблице.
Структура «Положения о наставничестве»:
№ | Наименование раздела | Краткое содержание |
1 | Общие положения | Дается определение наставничества, поясняется, кто может считаться стажером и т.п. |
2 | Цели и задачи наставничества | Определяются цели и формулируются задачи, т.е. даются ответы на вопросы: для чего? что нужно сделать? |
3 | Сроки наставничества | Устанавливаются сроки менторства, описываются условия его прекращения |
4 | Руководство наставничеством | Закрепляется конкретный куратор системы наставничества |
5 | Порядок назначения наставника | Формулируются критерии отбора наставника, и описывается алгоритм его закрепления за новичком |
6 | Права и обязанности наставника | Подробно излагаются основные права и обязанности учителя и ученика |
7 | Права и обязанности стажера | |
8 | Реализация наставничества | Описываются стадии процесса |
9 | Мотивация наставников | Описаны принятые способы материальной и нематериальной мотивации, необходимые условия для получения бонусов, премий, грамот, званий и пр. |
10 | Оценка результатов | Сформулирован оценочный алгоритм и критерии для определения эффективности наставничества |
От того, насколько полно и неформально проработан этот документ, во многом зависит эффективность системы наставничества.
Шаг 2. Проводим отбор наставников
Выше я уже писала о требованиях, которым должен отвечать кандидат в наставники. Чтобы определить, подходит или нет специалист для этой цели, необходимо провести тщательный отбор.
Отбор, как правило, проводится по 2 направлениям:
- оценка профессиональных компетенций;
- личная беседа с кандидатом.
Процедура отбора и требования к подбору наставников закреплены в «Положение о наставничестве».
Шаг 3. Закрепляем новых работников за наставниками
Закрепление нового сотрудника за наставником производится на основании приказа руководителя (или кадровой службы) непосредственно в момент его трудоустройства. Наставник ознакамливается с приказом под роспись.
Стажер получает пакет документов, в который входят:
- индивидуальный план-график;
- бланк отзыва о наставнике;
- форма для оценки выполнения новичком индивидуального плана.
Шаг 4. Проводим контроль работы наставников
Контролировать и оценивать работу наставников достаточно сложно. Обычно это делается при помощи целого ряда прямых и косвенных показателей.
К прямым показателям относятся:
- выполнение индивидуального плана-графика по работе с новичком;
- количество встреч с подшефным;
- своевременность составления оценочных форм.
Косвенными показателями служат:
- качество выполнения должностных обязанностей стажером;
- скорость адаптации нового сотрудника в коллективе;
- очевидный профессиональный рост подопечного.
В целях контроля проводятся опросы обучаемых, которые позволяют определить уровень удовлетворенности наставничеством.
Шаг 5. Вознаграждаем наставников
Вознаграждение наставникам также предусматривается в Положение о наставничестве. Труд наставника оплачивают разными способами.
Например, ему полагается персональная надбавка в размере 10-15% от оклада при получении положительного конечного результата.
При неудовлетворительном результате (подопечный не прошел итоговую аттестацию) принимаются меры вплоть до решения о привлечении наставника к дисциплинарной ответственности.
По итогам года проводится конкурс на звание «Лучший наставник». Победитель получает грамоту и денежную премию. Формы и размеры вознаграждения наставников подбираются каждой компанией индивидуально, исходя из ее возможностей и принятой в организации системы мотивации.
Формат общения руководителя и наставника
Раньше руководитель пользовался разными каналам коммуникаций (почта, телефон, slack и прочее) для передачи информации наставнику, и из-за этого мог отправить не весь материал. В день выхода новичка наставник судорожно искал всю недостающую информацию, спрашивал руководителя, но возможность ответить сразу была не всегда.
Представьте себе ситуацию: руководитель забыл отправить в систему телефон новичка и рабочее место. Новый сотрудник звонит HR, HR ищет через руководителя телефон наставника, потом все вместе ищут рабочее место, которое зарезервировали под сотрудника. А в это время новичок сидит у входа в офис и ждет, негромко матерясь…
Мы поняли, что нужно придумать формат общения руководителя и наставника и договориться о сроке предоставления информации до выхода сотрудника.
За неделю до выхода новичка руководитель передает всю информацию наставнику в формате:
-
ФИО
-
Мобильный телефон
-
Адрес офиса
-
Формат работы (удаленно или рабочее место)
-
Дата выхода
-
Команда и контакты product owner/project manager
-
Дополнительная информация
За неделю наставник успевает подготовиться к выходу сотрудника.
Идеальный кандидат
Для составления подробного профиля должности наставника, описывающего идеального кандидата на эту роль, требуется разработка системы формализованных критериев, которые впоследствии служат метрикой для отбора кандидатов. В отличие от упомянутых выше компетенций, они могут быть индивидуальны для каждой организации.
При создании системы наставничества следует помнить, что это системный вид деятельности, который подчиняется тем же принципам, что и любой бизнес-процесс. Наиболее эффективно он работает только в том случае, если существует обратная связь между проектным заданием на входе и результатом на выходе. Иными словами, для достижения максимальной отдачи все этапы процесса должны образовывать замкнутый контур, соответствующий циклу качества Деминга.
Выполнение данного условия необходимо, если речь идет о саморазвивающейся организации, так как именно анализ результатов и действия по корректировке системы позволяют ей развиваться по спирали, а не двигаться по замкнутому кольцу.
Несмотря на видимую простоту, система наставничества является многофакторным процессом. Он может оказаться недостаточно эффективным и не принести ожидаемых результатов, если при подготовке и реализации были допущены ошибки.
Несоответствие метода.
Наставничество как метод обучения не подходит для данной организации или для данного сотрудника, например, в сфере творческих видов деятельности.
Некорректные цели и задачи наставничества
. Наставничество, как и любой процесс, должно иметь конкретные, достижимые и измеримые цели и задачи, в противном случае оно будет нести деструктивную функцию и способствовать быстрому развитию синдрома эмоционального «выгорания» у всех участников.
НАСТАВНИЧЕСТВО КАК ФОРМА САМОАНАЛИЗА ПЕДАГОГА-НАСТАВНИКА
Чтобы осуществлять наставническую деятельность, мало быть просто опытным высококвалифицированным педагогом, со своей сложившейся системой педагогической деятельности. Необходимо развивать свой творческий потенциал, постоянно находиться в научном педагогическом поиске, совершенствовать свои формы и методы работы, осуществлять межличностное общение с коллегами (перенимать чужой опыт и делиться собственными разработками).
Принимая на себя обязанности наставника, педагог открывает для себя ряд преимуществ:
- во-первых, наставничество помогает опытному педагогу увидеть и наметить новые перспективы в сфере своей педагогической деятельности;
- во-вторых, при успешном осуществлении данных функций наставник ощущает свой вклад в систему профессиональной адаптации молодого учителя, получает удовлетворение от общения с педагогом-воспитанником;
- в-третьих, настоящий наставник всегда должен стремиться к самосовершенствованию;
- в-четвертых, выполнение функций наставника может (и должно!) помочь в развитии педагогической карьеры учителя, повышении его педагогической квалификации; способствует росту доверия к нему в педагогическом коллективе школы;
- в-пятых, поскольку наставничество носит субъект-субъектный характер, педагоги-наставники могут не только делиться собственным опытом с более молодыми коллегами, но также и учиться у них, расширять свой арсенал навыков и умений, осваивать современные технологии обучения, стили профессиональной деятельности и т. п. Главное – быть открытым для педагогических инноваций!
МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ «НАСТАВНИК–МОЛОДОЙ УЧИТЕЛЬ»?
Оптимальным приемом формирования пары «педагог-наставник – молодой учитель» может стать анкетирование и психологический тест.Анкета для педагога-наставника поможет определить готовность педагога к выполнению должности наставника, навыки межличностного общения, уровень профессиональной компетентности.Анкета для молодого специалиста выявит пробелы в педагогической подготовке выпускника вуза, поможет определить, насколько он готов повышать свой профессиональный уровень.Тест на выявление психологической совместимости определит степень их психологической совместимости в профессиональной педагогической деятельности.
Какими компетенциями должен обладать наставник?
Формальные компетенции, знания и опыт.
Наставник должен обладать обширными компетенциями и большим опытом. Сочетание различных точек зрения и гибкого подхода помогает ему не только находить мудрые решения ваших проблем, но также находить вас и передавать вам часть этой мудрости.
Я бы выделил две группы наставнических компетенций.
1. Твердое знание данной области. Когда дело доходит до бизнес-наставничества, это могут быть знания, охватывающие сложные области, такие как финансы, стратегии, структуры, системы, модели. А также знания, связанные с мягкими навыками, например, установление отношений, разрешение конфликтов и заключение соглашений, переговоры, мотивация сотрудников, создание командной атмосферы и организационной культуры, оказание влияния. Следовательно, это навыки и компетенции, которыми должен обладать опытный менеджер и предприниматель.
2. Компетенции мягкого наставничества. Однако далеко не каждый опытный и успешный предприниматель может поделиться своим опытом так, чтобы у его подопечных тоже были шансы на успех. Для этого требуются наставнические компетенции – способность вести другого человека через процесс обучения таким образом, чтобы он приобрел свои собственные компетенции и независимость.
Дело не в том, что наставник ведет за руку и указывает (или навязывает) решение в каждой ситуации. Но речь идет о том, чтобы научить подопечного (студента) находить свои собственные решения и принимать свои собственные решения. Что он будет стремиться к своей независимости, а не к привязанности.
Хорошее и эффективное наставничество – это искусство и личность.
Очень часто самое важное для вас – это наставнические компетенции, то есть само искусство быть наставником. Умение задавать вопросы, отражать проблемы, переводить и сравнивать
Гибкий поиск решений и новые способы действия.
Стоит подчеркнуть, что важны не столько возраст наставника, личный опыт или его одержимость, сколько его способность высвободить дремлющий потенциал ученика и начать его развитие. Это искусство, которому не учат ни в одной школе. Сочетание жизненного опыта, мудрости, личности и немного психологических знаний.
Обучение наставников
После того как кандидаты в наставники отобраны, можно переходить к их обучению. В зависимости от целей и возможностей организации это может быть тренинг, дистанционный курс, семинар или какой-либо другой формат обучения
В процессе обучения наставников важно не только научить их технологии проведения наставничества, но и вдохновить на качественное выполнение функции наставника, познакомить с принятой в компании системой наставничества, разобрать типовые сложности при работе с подопечным, обучить методам предоставления развивающей обратной подопечному. Такой подход позволяет повысить эффективность работы наставников, а также стандартизировать процесс реализации наставничества
Так, в компании МТС для будущих наставников проводится однодневный тренинг, на котором участники знакомятся с ролью и основными инструментами наставника, учатся применять их на практике, делятся своим опытом и знакомятся с действующей в компании системой наставничества. Для территориально удаленных сотрудников разработан дистанционный курс по мотивам очного тренинга, позволяющий сотрудникам получить необходимые знания для успешного выполнения функции наставничества. Недостатком дистанционного курса, как, собственно, и любого другого, является невозможность отработать на практике полученные знания, получить обратную связь от тренера и обменяться опытом с коллегами, что в значительной степени снижает эффективность подготовки наставников, в связи с чем очный формат обучения наставников утвержден как наиболее предпочтительный.
ВИДЫ НАСТАВНИЧЕСТВА
Если в школе сформирована система наставничества, то и к назначению наставников подходят организованно, с позиции педагогической целесообразности. Здесь уместно сказать о двух видах наставничества – обязательном и желательном.Позиция «обязательного наставника» определяется целями развития образовательного учреждения. Наставники подобного рода являются подготовленными для этой деятельности педагогами. Они соблюдают интересы образовательного учреждения, организуют свою работу системно, ведут отчетность, обеспечивают анализ и контроль педагогической деятельности молодого учителя. «Плюсом» такого рода наставнической помощи является безусловная поддержка наставнической деятельности педагога коллективом учителей и руководством школы; для организации наставнической помощи составляется и подписывается письменный договор между тремя сторонами (Педагогом-Наставником, Молодым Учителем и Образовательным Учреждением), где оговариваются обязанности всех сторон договора; для молодого специалиста открываются новые возможности на работе.«Минус» заключается в том, что интересы наставника и подопечного могут вступать в противоречие, директивное назначение наставника может вызвать достаточно прохладное его отношение к порученной работе.
Другой вид наставничества – «желательный наставник» – предполагает, прежде всего, учет интересов молодого учителя. Выбор наставника определяется именно его предпочтениями. Чаще всего этот вид наставничества является неформальной, неофициальной поддержкой молодого учителя со стороны симпатизирующего ему более опытного коллеги.«Плюсом» этого вида наставничества является то, что наставников выбирают по их личным и профессиональным качествам чаще всего сами молодые учителя; обучающие программы строятся на основе интересов и потребностей подопечного; помощь наставника организуется на основе устной договоренности, стороны не связаны практически никакими условиями; помощь ориентирована на формирование позитивных взаимоотношений.«Минусом» можно считать возможную неподготовленность наставников к такого рода деятельности; наставники могут не пользоваться поддержкой администрации школы; результат работы может не получить признания в педагогическом коллективе школы.
Организация системы наставничества
Решив организовать в компании систему наставничества и сделать ее официальной, руководителю совместно с кадровой службой, юристами и бухгалтерским отделом необходимо разработать и издать специальное Положение, регламентирующее порядок внедрения и обязанность использования наставнической деятельности.
В документе важно прописать все основные моменты, касающиеся процесса организации наставничества, начать следует с критериев и процедуры качественного отбора наставников. Следуя логике подхода, наставник – обязательно многоопытный сотрудник, с высоким уровнем квалификации, несколько лет (не менее 3-х) проработавший в компании на своей должности
Но этот список далеко не исчерпывающий.
Какими еще качествами должен обладать хороший наставник – основные требования:
- коммуникабельный – способный к общению, вызывает доверие, легко устанавливает контакты;
- гибкий – проявляет разнообразие, адекватен во внешних формах активности и во внутренних;
- педагогические умения – соответствуют триаде мыслить-действовать-мыслить, в состоянии планировать, правильно ориентировать, предвосхищать результат, предсказывать возможные отклонения;
- инициативный – энергичен, находчив, склонен к принятию самостоятельных решений и грамотному исполнению;
- ответственный – готов лично отвечать за свои поступки и последствия принимаемых решений. Влияет на ход событий;
- эффективный – добровольно желает стать опекуном новым сотрудникам, хочет быть нужным, готов потратить личное время не в ущерб основной профессии, понимает принцип работы компании как единого целого, досконально знает свое подразделение и механизмы взаимодействия между различными отделами, нацелен на конечный результат;
- лояльный – держится в пределах благожелательно-нейтрального отношения;
- достойный пример для подражания – добился в компании определенных успехов, достиг высоких показателей в работе, да и в аспекте человеческой жизни.
В ходе выполнения данной работы наставник может исполнять определенную роль, которой соответствует конкретный набор действий:
- Коуч-тренер, советник – консультирует посредством непрерывного взаимосвязанного сотрудничества, обсуждает идеи, свободно получает информацию о настрое сотрудника, отношении к происходящим событиям или окружающим людям.
- Эмоциональная опора – придает бодрости, уверенности, поощряет, содействует, оказывает поддержку.
- Источник формирования ресурсов – расширяет круг общения, указывает на скрытые ресурсы, которые может использовать подопечный при своей целевой деятельности;
- Чемпион – ожидаемые от нового сотрудника качества демонстрирует на собственном примере.
Что такое менторинг и в чем его отличие
Менторинг — это техника передачи опыта и умений в атмосфере поддержки для преодоления определенного вызова. Первый менор — точнее Ментор (имя заботливого учителя-новатора) — упоминается аж в гомеровской «Одиссее»
Важно: менторинг главным образом направлен на подготовку сотрудника (менти) к руководящей должности.
Менторинг проходит в формате личных встреч, совместного выполнения рабочих заданий, совместной реализации проектов, в неформальном общении. Он подразумевает не только подготовку своего преемника. Можно готовить специалиста на другую высокую должность, сопровождать сразу нескольких человек. Разница в возрасте здесь не имеет принципиального значения: важен профессионализм и желание передавать знания. По сути, менторинг есть проявление лидерства, и во многих компаниях он становится частью образа жизни руководящих сотрудников.
Сегодня профессиональное обучение и ведение называется разными словами: менторинг, тьюторство, коучинг. Каждый из этих подходов имеет собственную теоретическую и методическую основу. При этом многие профессионалы бьют в колокол о том, что все эти понятия — надуманные и пришлые явления. Мол, наставничество — оно наставничество и есть. Но если вы хотите быть в тренде и действительно разбираться в современных управленческих методах, стоит все же иметь в виду разведение понятий, которое активно используется в бизнес-литературе.
Отличия менторинга от наставничества:
- Подготовка не просто рабочих кадров, но высококлассных специалистов.
- Нет явного разделения на обучающего и обучаемого. Ментор, как правило, только задает тон «благородного профессионализма», делает наводящие замечания и подталкивает менти к управленческим выводам и значимым решениям.
- Акцент на долгосрочном личностном развитии (а не краткосрочных задачах), помощь в определении направления этого развития.
- Передача не только профессиональных лайфхаков и корпоративных стандартов, но также ценного личного жизненного опыта. Это помогает менти понять свое место в компании, в профессии.
ЭТАПЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯНАСТАВНИКА И МОЛОДОГО СПЕЦИАЛИСТА
Можно выделить следующие этапы взаимодействия наставника и молодого специалиста:
- Прогностический: определение целей взаимодействий, выстраивание отношений взаимопонимания и доверия, определение круга обязанностей, полномочий субъектов, выявление недостатков в умениях и навыках молодого специалиста.
- Практический: разработка и реализация программы адаптации, корректировка профессиональных умений молодого специалиста.
- Аналитический: определение уровня профессиональной адаптации молодого специалиста и степени его готовности к выполнению своих функциональных обязанностей.
МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ «НАСТАВНИК–МОЛОДОЙ УЧИТЕЛЬ»?
Оптимальным приемом формирования пары «педагог-наставник – молодой учитель» может стать анкетирование и психологический тест.
Анкета для педагога-наставника поможет определить готовность педагога к выполнению должности наставника, навыки межличностного общения, уровень профессиональной компетентности.
Анкета для молодого специалиста выявит пробелы в педагогической подготовке выпускника вуза, поможет определить, насколько он готов повышать свой профессиональный уровень.
Тест на выявление психологической совместимости определит степень их психологической совместимости в профессиональной педагогической деятельности.
Залог успеха
Хотя эти статистические данные обнадеживают, важно помнить, что наставничество — это не волшебная палочка, которая автоматически создает успех. Истина заключается в том, что эффективное наставничество требует усилий как со стороны наставника, так и со стороны подопечного
Отличные результаты совместной работы появляются тогда, когда обе стороны заинтересованы во взаимодействии, имеют общие цели и понимание того, что им нужно достичь.
Залог успеха невозможен без трех составляющих:
- Хороший наставник.
- Хороший подопечный.
- Активное взаимодействие.
Рассмотрим каждый из этих аспектов, чтобы понять концепцию наставничества.
Основные выводы
Самые важные для работы в ИТ гибкие навыки: ответственность, работа в команде и навыки коммуникации.
Эта оценка важности не зависит ни от сферы деятельности, ни от квалификации, ни от удалённости работы, ни от типа компании, то есть если ты обладаешь этими навыками, то «все двери в ИТ тебе открыты».
Самый часто встречающийся навык — работа в команде, а один из самых редких — навык коммуникации, то есть если будешь владеть коммуникацией, будешь особо цениться коллегами.
Самые важные навыки для наставника — это навыки коммуникации, эмоциональный интеллект и лидерские качества.
Для оценки гибких навыков на собеседовании чаще всего используют: диалог, интервью по кейсам и тестирование поведения.
ИТ-специалисты считают, что работодатели должны вкладываться в обучение сотрудников гибким навыкам раз в полгода или даже каждый месяц.