Микропредприятия

Охрана труда

Ответственность за охрану труда на микропредприятии целиком возлагается на работодателя. Ему необходимо пройти обучение на специальных курсах и получить сертификат. Только после этого он вправе проводить занятия с сотрудниками на тему охраны труда и пожарной безопасности. В его обязанности входит также обязанность по оформлению журнала инструктажа.

Комплекс мероприятий по охране труда на микропредприятии включают в себя:

  • обеспечение безопасности рабочих помещений;
  • соблюдение санитарно-гигиенических требований на рабочем месте;
  • проведение инструктажа и его письменное оформление;
  • фиксирование и отслеживание несчастных случаев;
  • регистрация и наблюдение за сотрудниками с профессиональными заболеваниями;
  • обязательное социальное страхование наемного персонала;
  • обеспечение СИЗ;
  • выплата предусмотренных законом компенсаций.

В некоторых случаях необходим медицинский осмотр. Это касается вредного производства и водителей.

Для таких маленьких организаций законодательно допустимо нанимать для реализации функции охраны труда специализированные компании. Они берут на себя оформление всех документов, проведение учебных мероприятий с руководителем и персоналом.

Кто является двигателем малого бизнеса в России?

Примерно каждый 10 трудоспособный человек в РФ работает на себя. Причём подавляющее большинство самозанятых (около 70%) не зарегистрированы в качестве ИП и действуют нелегально. Нежелание официального закрепления статуса связано с бюрократией, высокими отчислениями в ПФР и неуверенностью в собственном будущем. Ещё один фактор – люди просто не видят, куда идут их деньги, что вызывает правовой нигилизм.

В основе малого и микро- бизнеса лежат следующие направления:

  1. Строительство, ремонт и отделка (не менее 20%);
  2. Программирование, ремонт компьютеров и смежные отрасли (около 11%);
  3. Дизайн помещений (10%);
  4. Парикмахерские и косметические услуги на дому (6 %);
  5. Репетиторство (5%).

Реестр МСП

Компании и ИП, подходящие под критерии отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства, включаются в Единый реестр МСП. За его формирование и публикацию отвечает налоговая служба. Ежегодно она обновляет данные этого реестра с учетом актуальных сведений, в том числе тех, которые налогоплательщики подают в составе отчетности.

Данные реестра доступны для любого пользователя на сайте ФНС. В форме поиска достаточно ввести один из параметров – ИНН, ОГРН / ОГРНИП или название компании (ФИО предпринимателя). Минимальный набор данных о субъекте, показанных после обработки запроса, таков:

  • наименование фирмы / имя ИП;
  • ИНН, ОГРН или ОГРНИП;
  • основной вид деятельности;
  • к какой категории МСП он относится;
  • дата внесения информации в соответствующий реестр;
  • указание на то, является ли субъект вновь зарегистрированным, а также социальным предприятием.

При желании сам субъект МСП может внести о себе дополнительную информацию в реестр, а именно:

  • о том, что он производит высокотехнологичную / инновационную продукцию;
  • об участии в госзакупках и заключенных контрактах, а также в программе партнерства с государством;
  • свои контактные данные.

Такая информация вносится в реестр по заявлению, которое среднее или малое предприятие может направить через сервис подачи данных в ФНС, подписав электронной подписью.

Обновление реестра происходит 10 августа каждого года на основе отчетов по состоянию на 1 июля

Важно подавать отчетность в срок, иначе есть риск, что данные не будут учтены, и компания не попадет в реестр МСП. Например, в него не включают работодателей, не представивших своевременно сведения о среднесписочной численности работников и налоговые декларации

Если на 1 июля очередного года сведений о доходе и количестве сотрудников у ФНС не будет, 10 августа субъект просто исключат из реестра МСП.

Для чего нужно состоять в реестре

Средние и малые предприятия получают дополнительные возможности для ведения бизнеса. Вот основные из них:

  1. Применение льготных налоговых систем – УСН, ЕНВД (до 1 января 2021 года), покупка патента. Это позволяет организациям и ИП существенно экономить на налоговых платежах. Также может вводиться нулевая или сниженная ставки для отдельных типов плательщиков или сфер бизнеса.
  2. Административные послабления. Например, субъекты малого и среднего предпринимательства вправе вести упрощенный бухгалтерский учет и кассовую дисциплину. Для них установлены особые надзорные правила.
  3. Преференции в госзакупках. Государственные и муниципальные заказчики в рамках своих закупок обязаны часть товаров или работ (не менее 15% совокупного годового объема) закупать у МСП и социальных некоммерческих организаций.

Попадание в реестр

Если организация последние три года удовлетворяет выдвинутым выше критериям, то она автоматически получит статус. По факту – попадет в реестр. Для этого просто необходимо регулярно подавать сведения в налоговую службу. На основании полученных данных и будет решаться вопрос о предоставлении соответствующего статуса. Обновление данных происходит регулярно. Если будут превышены ограничения по численности штата и доходам, то за организацией все равно еще три года будет сохранен соответствующий статус. Если в 2017 году количество сотрудников превысило планку в 15 человек, то из реестра сведения будут удалены только в 2020. Кстати, новообразованные организации получают данный статус в первый год после регистрации. Если сейчас создать предприятие, то данные о нем будут внесены в реестр (если оно соответствует критериям). При этом не нужна какая-то отдельная справка. Микроорганизация получит свой статус автоматически. При условии, что данное событие не произошло, можно направить заявление. При этом следует правильно указать код ИФНС. В противоположном случае заявление останется без рассмотрения.

МП не имеет каких-либо особенностей при государственной регистрации. Оно попадает в реестр согласно данным о доходах и количестве/полном отсутствии наемного персонала.

После регистрации с 01.08. отчетного года по 31.07. следующего за отчетным года предприятия в ЕГРИП/ЕГРЮЛ ФНС автоматически включает юрлицо или ИП также в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства. Сразу присваивается категория «микропредприятие», которая впоследствии может быть изменена — в случае увеличения параметров численности штата или размера прибыли (ст. 5 ФЗ № 209). Автоматически микропредприятием считаются все ИП на патентной системе налогообложения.

Также в реестр включены организации и ИП, существующие более года и отвечающие всем признакам микропредприятия.

Таким образом, сведения об МП включены в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, что также позволяет ответить утвердительно на вопрос: относится ли микропредприятие к субъектам малого предпринимательства.

Как ведется Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства и как получить из него сведения – в статье Выписка из реестра субъектов малого предпринимательства.

Специальный правовой режим деятельности микропредприятий

Особенности нормативного правового регулирования деятельности субъектов МСП были предметом нашего анализа, посему позволим себе ограничиться некоторыми важными для рассматриваемой темы соображениями.

Так, ст. 7 Закона N 209-ФЗ не оговаривает специальных правил для микропредприятий, адресуя их всем малым предприятиям. Однако специальное законодательство, детально определяющее особенности деятельности организаций малого и среднего бизнеса, предусматривает специальные нормы для микропредприятий. В частности, установлены особые правила организации бухгалтерского учета, ведения кассовых операций (для индивидуальных предпринимателей), формирования статистической отчетности, проведения плановых выездных проверок.

Предусмотренные НК РФ специальные налоговые режимы — упрощенная система налогообложения, система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход, патентная система налогообложения, система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) — по критериям перехода на них также ориентированы в первую очередь на микропредприятия. По данным аудиторов Счетной палаты РФ, более 90% субъектов малого предпринимательства применяют специальные налоговые режимы, которые характеризуются относительно умеренной налоговой нагрузкой, наличием у налогоплательщиков права выбора наиболее комфортного режима налогообложения, зачастую упрощенным порядком осуществления бухгалтерского учета и формирования отчетности.

Известно, что в соответствии с НК РФ, законами субъектов РФ может быть установлена налоговая ставка в размере 0% для налогоплательщиков — индивидуальных предпринимателей, выбравших объект налогообложения в виде доходов или в виде доходов, уменьшенных на величину расходов, впервые зарегистрированных после вступления в силу указанных законов и осуществляющих предпринимательскую деятельность в производственной, социальной и (или) научной сферах, а также в сфере бытовых услуг населению. По сведениям СПС «Гарант» по состоянию на 1 марта 2018 г., «налоговые каникулы» для предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, введены в 80 субъектах РФ, патентная система налогообложения — в 79 субъектах РФ.

Заметим, что благоприятный правовой режим привел к инициированию хозяйствующими субъектами изменения своей категории и росту количества микропредприятий (в ущерб средним предприятиям) за период 2010 — 2015 гг. на 9,4%.

Вместе с тем некоторые законодательные новеллы последних лет не способствуют увеличению числа субъектов микробизнеса. В частности, можно негативно оценить появление нормы о представлении налоговыми агентами ежеквартального отчета по налогу на доходы физических лиц (п. 2 ст. 230 НК РФ), регламентацию требований к работодателям-микропредприятиям новой гл. 48.1 ТК РФ и др.

Нами уже была обоснована позиция, согласно которой в отечественном законодательстве сформировался специальный режим деятельности субъектов МСП. Сегодня мы можем говорить и об отдельном специальном правовом режиме для микропредприятий, который в силу большой экономической и социальной значимости данных субъектов должен стимулировать активность как начинающих, так и продолжающих свою деятельность субъектов микробизнеса.

Самозанятые — кандидаты в микропредприятия?

Отдельная тема — самозанятость и микропредпринимательство. Проблематика самозанятости в настоящее время является весьма актуальной и активно обсуждаемой, что вполне понятно и объясняется наличием многомиллионной армии де-факто предпринимателей, де-юре таковыми не являющихся. Проведя аудит данных статистической отчетности за 2016 г., Счетная палата РФ обнародовала свое видение масштабов трудоспособного населения, занятого в теневом секторе экономики, более — 20,5 млн человек. Аудиторы пришли к обоснованному выводу о том, что «официально прекратившие деятельность индивидуальные предприниматели либо ушедшие из сферы наемного труда работники продолжают вести деятельность в неформальном секторе экономики».

Учитывая негативные последствия нелегальной деятельности «теневиков» (в частности, неисполнение фискальных обязанностей), а также движимое желанием обеспечить самозанятым правовую поддержку и защиту, государство поставило задачу формирования правового режима их деятельности. В настоящее время первые шаги в этом направлении сделаны: легализация самозанятых лиц осуществляется путем постановки на учет в налоговых органах в порядке, определенном п. 7.3 ст. 83 НК РФ. При этом согласно п. 70 ст. 217 НК РФ для таких лиц введены «налоговые каникулы» при условии, если они не зарегистрированы в качестве индивидуальных предпринимателей, получают выплаты и иные вознаграждения от физических лиц, оказывают услуги для личных, домашних и (или) иных подобных нужд, не привлекают наемную рабочую силу

Важно и то, что Федеральным законом от 26 июля 2017 г. N 199-ФЗ в ст

2 и 23 ГК РФ были внесены изменения, направленные на придание легитимности предпринимательской деятельности самозанятых граждан и скорректировавшие понятие предпринимательской деятельности.

Заметим, что в преддверии введения в действие указанных изменений нами было проведено социологическое исследование методом анкетирования 300 студентов и аспирантов Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). Поскольку результаты этого исследования уже были обнародованы на страницах журнала, лишь напомним, что 63,7% опрошенных уповали на то, что введенные «налоговые каникулы» будут способствовать выведению самозанятых «из тени». Однако их надежды не в полной мере оправдались.

Даже при административной простоте процедуры легализации статистика пессимистична. По состоянию на 1 февраля 2018 г. общее количество вставших на учет составляло 1 047 человек. Пятерка лидеров в разрезе субъектов РФ выглядела следующим образом: г. Москва — 95, Краснодарский край — 75, Московская область — 68, Республика Крым — 57, Омская область — 54. Число оказываемых «легализованными» услуг — 1 145, из них: услуги по репетиторству — 644; по уборке жилых помещений, ведению домашнего хозяйства — 256; услуги по присмотру и уходу за детьми, больными лицами, лицами, достигшими возраста 80 лет, а также иными лицами, нуждающимися в постоянном постороннем уходе по заключению медицинской организации, — 239.

Несмотря на столь скромные показатели, все же постепенно начинает формироваться группа физических лиц, не привлекающих наемный труд, осуществляющих предпринимательскую деятельность без государственной регистрации. Формально, в силу ч. 1 ст. 4 Закона N 209-ФЗ, они не могут быть квалифицированы как субъекты малого предпринимательства, однако по своим сущностным характеристикам, очевидно, относятся к микропредприятиям. В этой связи представляется необходимым внести соответствующие дополнения в названную статью Закона N 209-ФЗ с тем, чтобы наделить легализованных самозанятых лиц правовым статусом микропредприятий.

Критерии микропредприятия

Для включения в реестр микропредприятия в 2017 году требуется соответствие предприятия следующим критериям:

  • доля государства, регионов или муниципалитетов в уставном капитале не должна быть больше 25 %, а доля иностранных и крупных российских компаний не более 49 %;
  • число работников до 15 человек;
  • финансовые поступления от предпринимательской деятельности не должны «переваливать» за планку в 120 миллионов рублей.

В состав доходов теперь включается не только выручка от реализации, но и доходы от других видов деятельности.

Размер дохода определяется из деклараций по налогу на прибыль или по специальным налоговым режимам, если таковые применяются.

Если в течение трех календарных лет один или несколько показателей не достигаются, фирма будет исключена из списка микропредприятий, но не ранее 10.08.2019.

Критерии малого предприятия – среднесписочная численность не более 100 человек и доход не более 800 млн руб. Минимум 51% уставного капитала ООО должно принадлежать физлицам или организациям – СМП. Доля организаций, не относящихся к СМП, не должна превышать 49%, доля государства, регионов или НКО – 25% (пп. “а” п. 1 ч. 1.1 ст. 4 Закона N 209-ФЗ).

Критерии среднего предприятия – среднесписочная численность не более 250 человек и доход не более 2 млрд руб. Ограничения по структуре уставного капитала – те же, что и для малых предприятий.

Среднесписочную численность и доход оценивают за предыдущий год, доход считают по данным налогового учета без НДС.

Критерий Предельное значение Документ, устанавливающее предельное значение
Среднесписочная численность работников за предшествующий календарный год ≤ 100 чел. ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ
Суммарная доля участия в УК компании субъектов РФ, муниципальных образований, общественных и религиозных организаций и фондов ≤ 25%
Суммарная доля участия других организаций, не являющихся субъектами малого или среднего предпринимательства, а также иностранных организаций ≤ 49%
Доход от деятельности (сумма выручки и внереализационных доходов) за предшествующий календарный год (без НДС) ≤ 800 млн руб. постановление Правительства РФ от 04.04.2016 № 265 (действует с 1 августа 2016 г.)

Малому бизнесу не нужно подтверждать свой статус. Всю необходимую информацию о соответствии критериям, как и ранее, налоговики получают из отчетности. Данные о доходах подтверждают налоговые регистры. У компаний на УСН есть книга учета доходов и расходов. Подтвердить состав учредителей можно с помощью решения об учреждении ООО или выписки из ЕГРЮЛ (ст. 11 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ).

Критерий Предельное значение Документ, устанавливающее предельное значение
Средняя численность работников за предшествующий календарный год ≤ 15 чел ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ
Суммарная доля участия в УК компании субъектов РФ, муниципальных образований, общественных и религиозных организаций и фондов ≤ 25%
Суммарная доля участия других организаций, не являющихся МСП, а также иностранных организаций ≤ 49%
Доход от деятельности (сумма выручки и внереализационных доходов) за предшествующий календарный год (без НДС) ≤ 120 млн руб. постановление Правительства РФ от 04.04.2016 № 265

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl Enter.

Льготы для субъектов малого предпринимательства

На государственном уровне для организаций и ИП, отвечающих критериям микропредприятия, предусмотрен ряд льгот.

  • Возможность применения упрощенного бухучета.
  • Приоритет при участии в госзакупках (на долю микропредприятий должно приходиться не менее 15% общего годового объема госзакупок).
  • Упрощенный порядок кассовых операций.
  • Минимум кадровой документации.
  • Право на субсидии и гранты.
  • Мягкие санкции. При первом нарушении микропредриятия отделываются предупреждением, а не штрафом. Такой подход применяется только при отсутствии ущерба имуществу, гражданам, окружающей среде.

Применение сниженных налоговых ставок. С 2020 года местным органам власти предоставлено право снижать ставки для спецрежимников. Для УСН «Доходы без расходов» – 7,5 % (до 2 раз), УСН «Доходы» 1 % (в 6 раз).

Финансовая поддержка со стороны государства. Микропредприятия могут рассчитывать безвозмездные субсидии для компенсации части расходов в рамках договора лизинга, на обеспечение кредита и расходов, понесенных в связи с участием в профильных и тематических мероприятиях (конференции, выставки и т.д.).

Все эти действия призваны сократить временные и материальные затраты бизнеса на его содержание, развивать его, создавая новые рабочие места.

Критерии микропредприятия

Критериями, по которым подразделяются компании, которые не относятся к крупному бизнесу, являются:

  • размер доходов;

  • численность работающих;

  • доля участия других организаций и компаний в уставном капитале.

При этом налоговые режимы, которые применяют предприятия, в расчетах не учитываются. Лимиты по доходам устанавливает Правительство.

Условия причисления организации к микропредприятию прописаны в статье 4 ФЗ № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

Такими условиями являются:

  • средняя численность наемного персонала до 15 человек по итогам года;

  • общая доля благотворительных, общественных организаций в уставном капитале микропредприятия не более четверти, а иностранных, не относящихся к малому бизнесу, 49%;

  • годовая выручка до налогообложения, полученная от продажи товаров и предоставления услуг, до 120 млн. руб.

Отметим, что для производственных, потребительских кооперативов, крестьянских (фермерских) хозяйств и ИП важны только критерии численности и дохода. Иные условия для них в расчет не берутся.

Обращаем внимание, что категория субъекта малого предпринимательства определяется в соответствии с наибольшим по значению условием (ч. 3 ст

4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ).

Если, к примеру, по численности ООО, соответствующее юридическому критерию, может считаться микропредприятием, но выручка у него за прошлый год находится в диапазоне свыше 800 млн. рублей до 2 млрд. рублей включительно, такое ООО будет считаться средним предприятием.

Кроме этого, к микропредприятиям относятся (ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ):

  • вновь созданные юридические лица, производственные или потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства);

  • вновь зарегистрированные ИП;

  • ИП, применяющие только ПСН.

При этом дополнительные лицензии и документы для подтверждения статуса микропредприятия не нужны.

Специальные критерии микропредприятия

Кроме вышеперечисленных общих признаков микропредприятия (далее — МП) характеризуются также рядом специальных, позволяющих разграничить их с малым и средним бизнесом:

— Численность штата не должна превышать 15 человек (подп. «а» ч. 2 п. 1.1 ст. 4 ФЗ № 209).

— Общегодовой доход составляет не более 120 млн руб. (см. ч. 2.1 ст. 4 ФЗ № 209, постановление Правительства от 04.04.2016 № 265).

Как численность штата, так и размер прибыли рассчитываются за одинаковый временной отрезок — календарный год

При расчете дохода берутся во внимание все виды деятельности независимо от налогового режима

В случае если по данным критериям предприятие попадает в различные категории, окончательный вывод о принадлежности делается на основе признака, имеющего большее значение. Если ИП не привлекает наемных работников, то его принадлежность к МП определяется по размеру дохода. Если же предприятие не отчитывается по размеру прибыли, то критерием будет численность работников (п. 3 ст. 4 ФЗ № 209).

Помимо организаций, отвечающих вышеуказанным общим и специальным критериям, ФЗ № 209 также устанавливает, что по умолчанию к МП относятся все впервые зарегистрированные организации и ИП (в течение первого года существования), а также ИП, работающие по патентной системе.

Сведения о микропредприятиях в Едином реестре

Статус микропредприятия вносится в ЕРСМСП. Для вынесения соответствующего решения, предпринимателю необходимо своевременно сдавать отчеты в Налоговую службу.

Обратите внимание

Если у предприятия общий годовой доход превысил установленный лимит или количество работающих сотрудников стало больше, то из общего реестра сведения через время удаляются.

К примеру, если организация увеличила трудовой коллектив до 25-ти человек, то ее статус отменится только через 3 года. Предприятие, в этом случае, будет считаться микро на протяжении всего этого периода.

Только образовавшаяся компания вправе быть причислена к микросубъекту в течение первых 12-ти месяцев после оформления и с учетом исполнения всех поставленных условий.

Важный факт

В случаях, когда все условия соблюдены, но микропредприятие не вносится в Единый реестр, необходимо обратиться с заявлением в Налоговую службу.

Бухгалтерский учет и налогообложение малых предприятий

Малым предприятиям живется проще в плане налогов и бухучета. Они могут:

  1. Вести упрощенный бухгалтерский учет. Эта льгота не распространяется на организации, отчетность которых подлежит обязательному аудиту (ст. 6 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете») Послабления касаются порядка списания материальных затрат, начисления амортизации, создания резервов и т.д. Более того, микропредприятия могут вести бухгалтерский учет без применения двойной записи, а индивидуальных предпринимателей государство и вовсе освобождает от ведения бухгалтерского учета. Правила ведения упрощенного бухучета прописаны в рекомендациях ИПБ РФ (протокол от 25.04.2013 № 4/13). Рекомендуемые упрощенные формы регистров бухучета для малых предприятий закреплены в Приказе Минфина России № 64н от 21 декабря 1998 г.
  2. Сдавать сокращенный набор бухгалтерских отчетов. Малые предприятия сдают всего две обязательные формы – бухгалтерский баланс и отчет о финансовых результатах, и те в упрощенном виде с укрупненными показателями. Упрощенные формы приведены в Приложении № 5 к Приказу Минфина России от 2 июля 2010 г. № 66н.
  3. Не устанавливать кассовый лимит (п. 2 Указаний Центрального банка от 11 марта 2014 г. № 3210-У).

Для малого бизнеса действуют специальные налоговые режимы. Это:

  • упрощенная система налогообложения (УСН);
  • система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход (ЕНВД);
  • спецрежим для сельхозпроизводителей (ЕСХН);
  • патентная система налогообложения (только для ИП).

Эти налоговые режимы имеют ограничения по видам деятельности, выручке, численности персонала и остаточной стоимости основных средств. Не каждое малое предприятие может их использовать. Так, для УСН лимит выручки – 150 млн руб. в год, а для малых предприятий в целом – 800 млн. руб.

Главная опасность для малых предприятий, применяющих специальные налоговые режимы, а также прочие преференции для малого бизнеса – это выйти за пределы показателей деятельности, установленных для льготников. Специалисты компании 1С- WiseAdvice внимательно следят за соблюдением критериев, чтобы предприятие не лишилось льгот.

Региональные власти местными законами имеют право устанавливать пониженные налоговые ставки для налогоплательщиков, применяющих специальные налоговые режимы.

Проверки микропредприятий

Процесс проверки организаций, относящихся к микропредприятиям, очень похож на процесс проведения аудита фирм, но все же наблюдаются определенные отличия. Опираясь на законодательство Российской Федерации, последние несколько лет процедура аттестации была заменена на специальную оценочную процедуру рабочего места. Микропредприятия тоже должны проводить подобные мероприятия внутри своих структур, но с учетом некоторых льгот. Закон гласит, что некоторые виды работников – фрилансеры и люди, работающие на удаленной работе, не нуждаются в обязательной проверке рабочего места.

Получается, что сотрудник и работодатель имеют право подписать документ, который будет позволять работнику работать в удаленном доступе без организации рабочего места и со свободным графиком работы. Это позволит микропредприятию исключить процедуру оценки рабочего места согласно законодательству.

Бывают случаи, когда подобного рода организация больше не относится к категории «микропредприятие». В этом случае, в налоговом реестре отображаются записи, которые доказывают изменение статуса. Подобная документация отражает факт прекращения или изменения трудового сотрудничества между нанимателем и его сотрудниками. Новые заключенные трудовые договора, а также записи в трудовых книжках вносятся в реестр, согласно трудовым нормативам.

Преимущества и недостатки малого бизнеса

Малый бизнес имеет много преимуществ:

Малый бизнес нуждается в меньшем количестве стартового капитала. Это дает возможность открыть фирму с меньшим числом учредителей. Иногда он является единственным. Для малых предприятий характерна более простая структура управления. Они имеют меньше руководителей и других лиц, которые принимают решения. Это дает возможность избежать конфликтов и уменьшить временные затраты на принятие решений. Небольшие размеры компании упрощают контроль над ее функционированием. Безусловно, следить за работой 3 сотрудников значительно проще, чем за 1000. Это дает возможность сделать работу более продуктивной, сократить временные затраты на нерабочие занятия. Небольшие фирмы считаются более гибкими и мобильными. Переместить промышленный комплекс в новое место может быть весьма проблематично, тогда как небольшая парикмахерская может переехать в новое здание буквально за день. Также небольшим фирмам намного проще переориентироваться, сменив направление деятельности или отказавшись от неактуальных услуг. Малые предприятия нередко реализуют новые идеи. Это считается большим преимуществом для экономики. Небольшие организации оказывают более качественные услуги по сравнению с крупными сетями. Многие люди предпочитают посещать магазины около дома, поскольку там знают их предпочтения и могут дать советы. Для крупных сетей характерны централизованные стандарты обслуживания

Они не всегда принимают во внимание специфику региона, что в отдельных ситуациях делает обслуживание некомфортным

Для субъектов малого бизнеса характерна достаточно простая и гибкая структура

Помимо достоинств, для малого бизнеса характерны и некоторые недостатки:

  • Небольшой размер капитала и трудности с его привлечением ограничивают возможности развития. Инвесторы и банки чаще предпочитают иметь дело с крупными корпорациями и значительно охотнее предоставляют им денежные средства в оборот.
  • Некоторые виды деятельности подразумевают экономию благодаря эффекту масштаба. Небольшим организациям в таких условиях будет очень сложно вступать в конкуренцию с более крупными, которые имеют меньшие затраты.
  • Небольшим фирмам сложнее получить разрешение или лицензию на конкретные виды деятельности.
  • Представители малого бизнеса отличаются меньшим запасом прочности по сравнению с крупными корпорациями. В кризисных условиях большие организации могут оптимизировать издержки, уменьшить количество персонала и при этом продолжать функционировать. Для небольших предприятий потеря нескольких крупных клиентов или задержка оплаты могут стать губительными.
  • Проблемой малого бизнеса считается низкая квалификация руководителя. В больших организациях сотрудники могут учиться и советоваться с коллегами. Также в подобных компаниях возможна узкая специализация. В малом бизнесе руководитель часто отвечает за все процессы. Это повышает риск совершения ошибок.

Кадровый учет — правила и особенности

Порядок ведения кадрового учета на предприятиях, имеющих микростатус, определяется главой 48 (частью 1) Трудового кодекса Российской Федерации. Он предполагает упрощенный тип учета.

На усмотрение главы предприятия оставлена целесообразность использования таких видов документации:

  • свод внутренних правил и распорядка;
  • отдельное положение, регулирующее заработную плату;
  • указы о премиях;
  • наличие сменного графика;
  • иные виды документации.

Базовым документом кадровой системы микропредприятий выступает трудовой договор, заключенный между организацией или предпринимателем и наемным работником. Его текст содержит описание условий труда, заработной платы и ее начисления, наличие гарантий, социальных и компенсационных выплат. Как правило, для этого используют стандартную форму договора, которую можно найти в сети Интернет. Если предприятие отказывается от дополнительных кадровых учетных документов внутреннего пользования, то наличие подробного трудового договора обязательно.

Отказ от внутренней кадровой документации оформляют отдельным приказом главы предприятия. Принятые до этого акты теряют свою силу с начала текущего года.

Новые предельные величины баз страховых взносов

При достижении суммы выплат работнику в течение года размера предельной величины взносы на случай временной нетрудоспособности перестают начисляться, а на обязательное пенсионное страхование начисляются по страховому тарифу 10%.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 26.11.2020 № 1935 на 2021 год устанавливается для страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством предельная величина базы в размере 966 000 руб., что на 5,9% выше действующего в 2020 году размера 912 000 руб.

Для страховых взносов на обязательное пенсионное страхование предельная величина базы в 2021 году – 1 465 000 руб., что на 13,4% выше показателя 2020 года (1 292 000 руб.).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector