Определение малого предпринимательства

Чем отличается малый бизнес от микро организаций

Микропредприятие – это отдельный вид малого предпринимательства, для которого характерны определенные критерии. Хотя какой-то существенной разницы по сравнению с малым предпринимательством нет, главное отличие микрокомпании в том, сколько сотрудников в ней работает и какова величина среднегодового дохода.

Так, если компания состоит из 15 человек (не более), то она относится к микропредприятиям. Что касается предельной величины дохода, то она не должна превышать 120 млн рублей в год. Если фирма вписывается в эти критерии, значит, она является микропредприятием.

Микропредприятия чаще всего работают в сфере оказания услуг

Критерии малого предпринимателя

В последние годы в закон № 209-ФЗ были внесены правки, позволившие пересмотреть определение и понятие малого предприятия и ставшие основой для того, что большее количество организаций и ИП вошло в число СМП.

Критерии были установлены для разных категорий предприятий малого бизнеса:

  • Микропредприятие. Годовая выручка составляет 120 млн рублей, численность работников — не более 15 человек.
  • Малое предприятие. Имеет право получать годовую выручку в размере до 800 млн рублей. В персонал входит не более 100 человек.
  • Среднее предприятие. Годовая выручка составляет до 2 млрд рублей, работает до 250 человек. До 1000 работников имеют право нанимать хозяйственные партнерства согласно утвержденному Минпромторгом списку предприятий легкой промышленности.

Если на предпринимателя не работают иные лица, отнесение к одной из перечисленных категорий осуществляется по размеру выручки.

В 2021 году доля в уставном капитале предприятия других коммерческих организаций может составлять 49% вместо бывших ранее 25%.

Что такое малое предпринимательство

Согласно Конституции РФ и ГК, любой гражданин имеет право на открытие ИП и организацию предприятия. Малый бизнес в России поддерживается на правительственном уровне и получает немалые льготы.

Малое и среднее предпринимательство — это коммерческая деятельность, характеризующаяся установленными критериями. К ним относится годовой доход, численность работников, доля в уставном капитале и т. д.

Малые предприятия считаются важным и наиболее гибким элементом рыночной структуры. Их деятельность направлена на выявление потребностей потребителей в товарах и услугах и их удовлетворении.

Важно! Малый и средний бизнес — важный фактор в стимуляции конкуренции. Чтобы завоевать клиентуру, предприятиям приходится соперничать между собой, благодаря чему выделяются наиболее жизнеспособные субъекты в рамках рыночной экономики.

Плюсы и минусы малого бизнеса

Малые предприятия могут испытывать определенные трудности в процессе работы. Это сложности в привлечении больших объемов финансирования на развитие и переоснащение, затрудненный доступ к кредитным ресурсам и их дороговизна. К тому же малые предприятия вынуждены вести деятельность в условиях жесткой конкуренции с крупными местными компаниями и транснациональными корпорациями.

Вместе с тем, небольшая численность персонала и сравнительно простая структура управления делают малую фирму гибкой и мобильной. Владельцам малого бизнеса проще принимать важные стратегические решения и перестраивать деятельность в соответствии с нуждами рынка.

Преимущество малого бизнеса – это меры государственной поддержки, включая предоставление субсидий и инвестиций, гарантии по обязательствам, создание особых условий для участия в тендерах на выполнение госзаказа и т.д. Это дает малому бизнесу ощутимые конкурентные преимущества.

Льготы для малого бизнеса могут использовать и крупные компании в рамках холдингов для снижения налоговой нагрузки. Но это рискованно и опасно. Формальное дробление бизнеса считается нарушением, за которое можно получить крупные доначисления и штрафы

Поэтому бизнес-структуру нужно выстраивать осторожно и грамотно, чтобы у контролеров не возникло претензий.

Мы знаем, как это сделать, чтобы не привлечь внимания фискалов. Наши налоговые юристы имеют многолетний опыт работы в ФНС, поэтому способны взглянуть на проблему глазами налоговика.

Преимущества и недостатки малого бизнеса

Малый бизнес – это форма предпринимательства, которая имеет свои достоинства и недостатки. К плюсам можно отнести следующее:

  • Полный контроль деятельности и небольшие финансовые затраты. Маленькую фирму легко открыть, обладая небольшими финансовыми возможностями. В некоторых случаях будет достаточно даже собственных сбережений. В такой форме предпринимательства нет необходимости согласовывать свои решения с кем-то еще – все решается самостоятельно и быстро.
  • Простое управление. Малым бизнесом очень легко управлять. Владелец предприятия сам контролирует все процессы, знает все, что происходит, и быстро реагирует на малейшие изменения на рынке.
  • Гибкость и мобильность. Небольшой бизнес намного проще подстраивать под малейшие изменения в экономической ситуации страны. В случае непредвиденных обстоятельств сменить месторасположение небольшой компании очень просто. Такая форма предпринимательства очень близка к конечному потребителю, поэтому тесно связана с его желаниями.
  • Продвижение. Рекламировать малое предприятие проще, чем крупную организацию. Реклама в соцсетях, эффект сарафанного радио – все это эффективные способы привлечения внимания к компании.

Дополнительная информация. Мелкий предприниматель лично осуществляет контроль за доходами, расходами, способами и стоимостью доставки товаров.

Есть у такого бизнеса и свои недостатки:

Ограничение капитала. Небольшой размер капитала в некоторых случаях может превратиться из плюса в минус. Может произойти такая ситуация, когда это станет ограничением в развитии. В результате возникнут проблемы в модернизации производства и улучшении качества продукции или оказания услуг.
Конкуренция. Маленьким предприятиям всегда сложно конкурировать с крупными концернами

Так как последние могут пойти на значительное снижение цен, выгодные для покупателя акции, чтобы привлечь внимание к своему товару. Небольшое производство при таких действиях понесет убытки, которые могут оказать критическое влияние.
Экономические риски

Во время ухудшения экономической ситуации в стране небольшим компаниям остаться на плаву значительно сложнее. Крупные компании всегда могут добиться ослабления налогового бремени или получить выгодный кредит. Мелкие предприниматели в этой ситуации оказываются в невыгодном положении.

В малом бизнесе важную роль имеют отношения в коллективе

Кто относится к «малышам»

Основные параметры отражены в Федеральном законе от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». В 2019 году малыми считаются предприятия, которые соответствуют ограничениям по:

  1. Организационно-правовой форме. Это хозяйственные общества, хозяйственные партнерства, производственные кооперативы, сельскохозяйственные потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства, индивидуальные предприниматели. Таким образом, субъекты предпринимательства, созданные в форме унитарных предприятий, холдингов, религиозные, благотворительные и прочие организации к малым предприятиям не относятся, даже если соответствуют всем остальным критериям. А вот вид экономической деятельности, которым занято малое предприятие, а также применяемый налоговый режим на принадлежность к категории субъектов малого предпринимательства не влияют.
  2. Численности сотрудников. Среднесписочная численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать 100 человек.
  3. Размеру дохода от предпринимательской деятельности. В 2019 году лимит по обороту составляет 800 миллионов рублей (Постановление Правительства от 4 апреля 2016 г. № 265) по всем видам деятельности и по всем применяемым налоговым режимам.
  4. Структуре капитала. Доля в уставном капитале юридических лиц (в том числе иностранных), которые не относятся к категории малых или средних предприятий, не должна превышать 49 процентов. Доля государства в лице Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований, а также общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов (за исключением инвестиционных) не должна превышать 25 процентов. По этому критерию есть послабления для компаний ряда отраслей инновационного сектора экономики.

Главные недостатки

Успешность малого предпринимательства целиком зависит от его
руководителя. Ведь это он должен нанять профессионалов, вести строгий контроль
над их работой, и полностью отдаваться новому делу. Только тогда компания
сможет занять достойное место среди конкурентных фирм разного звена.

Конечно, малый бизнес имеет свои недостатки, что стоит
учитывать еще на старте предпринимательского проекта:

Маленькие активы

Чаще всего предприниматели малого звена располагают
небольшим капиталом. С одной стороны это приводит к значительным ограничениям,
а с другой – вложения осуществляются только в прибыльные пункты, которые перед
этим долго и тщательно обдумываются.

Конкуренция с крупными фирмами

Кроме жесткой конкуренции среди аналогичных организаций, малым предприятиям необходимо противостоять и крупным корпорациям.

Большие затраты на сырье

Крупные организации имеют возможность производить закупку
сырья или комплектующих в больших объемах, получая при этом хорошие скидки.
Малые предприятия не нуждаются в огромных поставках, что увеличивает
себестоимость продукции.

Опасность банкротства

Переживая тяжелые экономические времена, организация может
разориться в условиях кризиса. Как правило, люди начинают экономить, что
приводит к снижению потребительского спроса. Это вряд ли существенно коснется
фирм, занимающихся производством необходимой для жизнедеятельности товаров. Но
для остальных это может стать причиной закрытия.

Количество работников

Критерием отнесения определённого предприятия к малому или среднему является численность персонала как штатного, так и работающего по договору. Так, к малому относятся коммерческие предприятия, у которых в уставном капитале доля участия благотворительных или иных фондов, религиозных и общественных организаций, субъектов РФ и РФ в целом не превышает четверти, то есть двадцати пяти процентов, а также в котором точно определена численность работников.

Так, на транспорте, в строительстве и в промышленности малое и среднее предпринимательство — это количество работников, не превышающее ста человек, в научно-технической области и в сельском хозяйстве — не более шестидесяти, в оптовой торговле — пятидесяти, в розничной же — до тридцати человек, так же и в бытовом обслуживании. В остальных отраслях количество работников не должно превышать пятидесяти человек. Субъекты малого и среднего предпринимательства — физические лица, которые чаще всего занимаются предпринимательской деятельностью, не образуя юридическое лицо.

Реестр МСП

Компании и ИП, подходящие под критерии отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства, включаются в Единый реестр МСП. За его формирование и публикацию отвечает налоговая служба. Ежегодно она обновляет данные этого реестра с учетом актуальных сведений, в том числе тех, которые налогоплательщики подают в составе отчетности.

Данные реестра доступны для любого пользователя на сайте ФНС. В форме поиска достаточно ввести один из параметров – ИНН, ОГРН / ОГРНИП или название компании (ФИО предпринимателя). Минимальный набор данных о субъекте, показанных после обработки запроса, таков:

  • наименование фирмы / имя ИП;
  • ИНН, ОГРН или ОГРНИП;
  • основной вид деятельности;
  • к какой категории МСП он относится;
  • дата внесения информации в соответствующий реестр;
  • указание на то, является ли субъект вновь зарегистрированным, а также социальным предприятием.

При желании сам субъект МСП может внести о себе дополнительную информацию в реестр, а именно:

  • о том, что он производит высокотехнологичную / инновационную продукцию;
  • об участии в госзакупках и заключенных контрактах, а также в программе партнерства с государством;
  • свои контактные данные.

Такая информация вносится в реестр по заявлению, которое среднее или малое предприятие может направить через сервис подачи данных в ФНС, подписав электронной подписью.

Обновление реестра происходит 10 августа каждого года на основе отчетов по состоянию на 1 июля

Важно подавать отчетность в срок, иначе есть риск, что данные не будут учтены, и компания не попадет в реестр МСП. Например, в него не включают работодателей, не представивших своевременно сведения о среднесписочной численности работников и налоговые декларации

Если на 1 июля очередного года сведений о доходе и количестве сотрудников у ФНС не будет, 10 августа субъект просто исключат из реестра МСП.

Для чего нужно состоять в реестре

Средние и малые предприятия получают дополнительные возможности для ведения бизнеса. Вот основные из них:

  1. Применение льготных налоговых систем – УСН, ЕНВД (до 1 января 2021 года), покупка патента. Это позволяет организациям и ИП существенно экономить на налоговых платежах. Также может вводиться нулевая или сниженная ставки для отдельных типов плательщиков или сфер бизнеса.
  2. Административные послабления. Например, субъекты малого и среднего предпринимательства вправе вести упрощенный бухгалтерский учет и кассовую дисциплину. Для них установлены особые надзорные правила.
  3. Преференции в госзакупках. Государственные и муниципальные заказчики в рамках своих закупок обязаны часть товаров или работ (не менее 15% совокупного годового объема) закупать у МСП и социальных некоммерческих организаций.

Декларация о принадлежности к субъектам малого предпринимательства – образец

Особенности реализации процедуры закупок с участием представителей малого бизнеса прописаны в правительственном Постановлении от 11.12.2014 г. № 1352. Введение обязательства по заключению сделок в сфере закупок с представителями из числа субъектов МП является мерой господдержки малого предпринимательства, поэтому предприятия должны подтвердить свой статус малого субъекта (критерии приведены в ст. 4 закона от 24.07.2007 г. № 209-ФЗ). Сделать это можно двумя способами:

на бумажных носителях составляется декларация о принадлежности к субъектам малого предпринимательства;

в электронном формате вместо декларации можно предъявить сведения (выписку) из «Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства».

Представление декларации вместе с пакетом документов может потребоваться, если сведения о компании еще не внесены в реестр МСП, и если конкурс проводится только между представителями малого бизнеса. В остальных случаях декларирование происходит через электронные площадки автоматически – такое положение действует с 01.07.2018г. (ст. 51 закона № 44-ФЗ).

Критерии признания компаний МСП прописаны в ст. 4 закона № 209-ФЗ. В числе критериев значится и структура уставного капитала. Государство, общественные и религиозные организации, фонды (если они участники общества) не могут владеть долями, превышающими показатель 25% уставного капитала. Компании, не являющиеся представителями малого бизнеса, могут иметь не более 49% в составе УК малого предприятия. Среднесписочная численность наемных работников для малого предприятия не должна превышать уровень 100 человек, для среднего – 250 человек. Лимит доходов за год для малого субъекта равен 800 млн. руб., для средних предприятий – 2 млрд.руб.

Шаблон декларации, подтверждающей соответствие предприятия требованиям, предъявляемым к представителям малого бизнеса, приведен в приложении к Положению, утвержденному Постановлением № 1352.

Структура документа включает:

Наименование участника, подающего заявку.

Утверждение о том, что компания соответствует законодательным критериям отнесения предприятий к малому бизнесу.

Декларация о принадлежности к субъектам малого предпринимательства должна содержать данные, по которым можно идентифицировать участника закупок. Это адрес компании, регистрационные коды ИНН и КПП, день постановки на учет, номер ОГРН.

В табличном блоке приводятся сведения о том, по каким критериям предприятие соответствует условиям признания МСП. В этом разделе оговаривается структура уставного капитала, указывается на наличие или отсутствие акций, относящихся к инновационному сектору экономики. Хозяйственные общества приводят данные об участии в разработке и внедрении продуктов интеллектуальной деятельности, инноваций. Для подтверждения статуса МСП необходимо обозначить численность наемного персонала и объем доходных поступлений в предшествующем годовом интервале. Обязательно требуется ввести данные о действующих лицензиях предприятия, направлениях бизнеса и видах реализуемых товаров (оказываемых услуг, работ).

В табличной части декларации обязательно должны быть заполнены графы с 1 по 11. Если показатель, приведенный в таблице, соблюден (предприятие соответствует указанному требованию), вписывается слово «да», в обратной ситуации прописывается «нет». При выявлении недостоверных сведений в декларации заказчик вправе отклонить заявку. Если контракт на дату обнаружения несоответствия подписан, он расторгается по инициативе заказчика. Для участника, отразившего в декларации ложные данные, это чревато не только потерей контракта, но и включением в список недобросовестных поставщиков.

Свое приоритетное право при проведении госзакупок представители малого бизнеса могут подтвердить только декларацией СМП. Что это за документ, как он заполняется и зачем нужен, об этом ниже.

Отличительные черты малого бизнеса от среднего

Чтобы определить отличия малого и среднего бизнеса, нужно проанализировать их основные особенности:

  • Число сотрудников на малом предприятии может составлять 16-100 человек. Для средней компании этот параметр – 101-250 человек. Если в организации работает до 15 сотрудников, она относится к микропредприятиям.
  • Выручка от работы или балансовая стоимость активов представителя малого бизнеса составляет не больше 800 миллионов рублей по данным отчетности прошлого года. Для среднего бизнеса этот параметр должен составлять не больше 2000 миллионов рублей.

Одной из особенностей малого бизнеса считается сравнительно небольшое количество сотрудников

Малый бизнес – это перспективная и популярная форма ведения хозяйственной деятельности. Чтобы работа была максимальной успешной и результативной, необходимо правильно подобрать сферу деятельности и тщательно спланировать ее.

Последнее обновление — 11 мая 2021 в 19:27

1-й шаг к успеху!
Прекращаем творить себе бедность. Бизнес. Интернет. Финансы
ПЕРЕЙТИ канал Твой 1-й>миллион в телеграмм

Основные характеристики предпринимательства

Любая форма ведения дел наделена особенностями, присущими только ей.

Основными принято считать следующие:

  1. Среднесписочная численность наёмных сотрудников.
  2. Доход компании за период одного года функционирования.

Опираясь на указанные критерии, а также на ФЗ под номером 209, к малым коммерческим организациям относятся фирмы, где:

  • количество привлекаемых по договору найма граждан не превышает ста человек;
  • годовой доход не превысит 800 миллионов рублей.

Естественно, не каждый начинающий ИП способен попасть под описанные критерии, которые выставляет малый средний бизнес. Если работа предпринимателя не соответствует указанным нормам, тогда по юридической классификации деятельность считается микробизнесом.

Признаки среднего бизнеса

В российском законодательстве в категорию среднего бизнеса подпадают предприятия, которые влияют на хозяйственную и экономическую составляющую региона или государства.

Согласно классификации, средний бизнес в России ведут компании или предприятия, где:

  • число наёмных работников составляет от 101 до 250 человек;
  • доход за год равен от 801 миллиона до 2 миллиардов рублей.

Предпринимателю стоит понимать, что открыв в регионе не один, а сразу сеть салонов красоты, деятельность подпадает под определение компания среднего бизнеса. Соответственно, издержки и послабления следует искать в законах, касающихся этого сегмента работы.

Большой или крупный бизнес

Согласно классификации, к крупному бизнесу относятся организации, которые:

  1. Имеют штат работников не меньше 251 человек.
  2. Получают ежегодный доход на уровне не менее 2 миллиардов.
  3. Способны своевременно проводить инвентаризацию, а также переоценивать основные фонды и объём бизнеса.

Для таких компаний не составляет проблем ежемесячно тратить крупные денежные суммы на маркетинговые мероприятия, продвигающие выпускаемую продукцию.

Кроме того, в каждом регионе страны эти компании стараются обеспечить присутствие собственного филиала или отдельного подразделения.

14.4. Государственная поддержка малого бизнеса (мировая практика)

Концепция поддержки малого и среднего предпринимательства включает в себя понимание национальных и общеевропейских интересов сообщества, на основании которых определены цели и важнейшие принципы политики в отношении малого и среднего предпринимательства, а также основные механизмы и организационные структуры по реализации этой политики на межгосударственном, государственном и региональных уровнях. Для различных стран ЕС существуют значительные различия в целях и принципах поддержки малого и среднего предпринимательства. При этом одни страны считают, что для развития предпринимательства нужно улучшать экономическую среду путем дерегулирования и либерализации деятельности малого и среднего предпринимательства, расширения приватизации, реформирования налоговой системы и законодательства о конкуренции.

Другие страны придерживаются того мнения, что разработка целевых программ и более совершенные схемы финансирования наряду с прогрессивными мерами поддержки МСП путем непосредственных субсидий, дотационных займов или налоговых льгот позволят ускорить экономическое развитие, увеличить занятость и обеспечить конкурентоспособность.

Исследование организационных структур и механизмов поддержки МБ в других странах позволяет выявить общие черты, которые имеются в каждой из них, несмотря на те или иные национальные особенности. Они могут быть использованы при формировании системы поддержки и развития сектора МБ в России. К их числу относятся:

  1. наличие специальных правовых актов, определяющих цели государственной политики и регулирующих весь комплекс вопросов поддержки предпринимательской деятельности, включая установление задач и функций органов управления и механизмов их реализации;
  2. разработка и реализация системы государственных программ финансового, технологического, информационного, кадрового содействия МБ;
  3. сочетание прямых и косвенных мер поддержки МБ;
  4. выделение ассигнований на реализацию программ поддержки МБ из бюджетов различных уровней; использование стимулирующих налоговых инструментов; создание специализированных финансовых, кредитных, страховых и инвестиционных институтов; применение разнообразных форм и методов финансирования;
  5. наличие развитой системы специализированных правительственных учреждений и организаций с государственным или смешанным капиталом, обеспечивающих скоординированное выполнение всего комплекса задач в области поддержки предпринимательства (Администрация малого бизнеса США, подчиненная непосредственно президенту; Агентство малых и средних предприятий в правительстве Японии; государственные корпорации финансирования малого бизнеса в Японии, Южной Корее, ЮАР и Чехии; специализированные кредитные учреждения с государственным капиталом в Германии; министерства среднего класса в Бельгии и Люксембурге и т. п.);
  6. рациональное распределение функций между центральными, региональными и местными органами государственной власти с делегированием широких полномочий на уровень административно-территориальных единиц и муниципалитетов при сохранении за центральными органами общих координационных функций;
  7. взаимодействие органов государственной власти различных уровней с союзами и объединениями, выражающими интересы предпринимателей, с целью обеспечения учета их позиций при принятии решений.

Государственная политика

В период кризиса от государства ожидают мер по стимулированию деловой активности, в особенности в отношении малого предпринимательства.

Предпочтительные меры налоговой политики должны сводиться к:

  • снижению налоговых ставок;
  • предоставлению льготных условий налогообложения для инновационных программ и инвестиций;
  • проведению мероприятий ускоренной амортизации.

Однако, несмотря на действующую программу государственной поддержки, особых подвижек в развитии малого бизнеса не ощущается. Правда, июль 2015 года отмечен рядом решительных изменений в принципах налогообложения, подписанием ФЗ о так называемых надзорных каникулах, изменением критериев категорий малого и среднего бизнеса.

Какой должна быть стратегия

Главная стратегия развития малого бизнеса в России, по мнению специалистов, должна заключаться в следующем: общее количество малых предприятий в стране должно превышать 2,5-3 миллиона, которые будут равномерно распределены территориально и по отраслям.

Каждый округ должен развивать те малые формы бизнеса, которые будут наиболее эффективны с учетом характерных особенностей территории.

В сложившихся условиях требуется:

  1. Проработать законодательную базу, которой бы регламентировалось функционирование малого предпринимательства в производственных отраслях, выпускающих конечный продукт.
  2. Разработать эффективную систему кредитования небольших компаний как государством, так и частными финансовыми учреждениями.
  3. Эффективная поддержка со стороны государства, которая бы способствовала распространению малого бизнеса в научной сфере и производственном секторе экономики.
  4. Установить связи между научными учреждениями, которые занимаются инновационными разработками, малыми компаниями и предприятиями массового производства.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector