Гоп-стоп или что нас ждёт в охране труда в 2021 году!
Содержание:
- Дополнительные требования
- Для каких целей применяются результаты проведения специальной оценки условий труда
- Новые правила-2021
- Что написать в инструкции?
- В чем суть новых правил по охране труда
- Риск-ориентированный подход
- Письмо Министерства труда и социальной защиты РФ от 23 июня 2017 г. № 15-1/ООГ-1744 О проведении специальной оценки условий труда в отношении рабочих мест государственных гражданских служащих и муниципальных служащих
- Мероприятия по охране труда для ДОУ
- Новые права работодателей в сфере охраны труда
- Проведение оценки профессиональных рисков у специалистов
Дополнительные требования
Помимо проведения обучения работников новым правилам, вступление в действие обновленных нормативных документов в сфере ОТ влечет за собой наступление еще ряда обязанностей для работодателя. В их число входит пересмотр локальной нормативной документации предприятия на предмет внесения в нее изменений, обусловленных принятием новых правил по ОТ. Некоторые нормативные акты, например, правила проведения инструктажа, потребуется лишь привести в соответствие с обновленными требованиями. Другие, например, инструкции по ОТ для конкретной области деятельности, целесообразно полностью переписать.
В рамках этого процесса важно не забыть донести до сотрудников информацию о проделанных изменениях. Напомним, действующее законодательство предусматривает обязательное ознакомление работников с новыми редакциями локальных НПА, которые непосредственно касаются их работы, под роспись
Для каких целей применяются результаты проведения специальной оценки условий труда
В статье 7 Федерального закона от 23.12.2013 N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» говорится, что результаты проведения специальной оценки условий труда могут применяться:
- для разработки и реализации мероприятий, направленных на улучшение условий труда работников;
- информирования работников об условиях труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения их здоровья, о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов и о полагающихся работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, гарантиях и компенсациях;
- обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, а также оснащения рабочих мест средствами коллективной защиты;
- осуществления контроля за состоянием условий труда па рабочих местах;
- организации в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров работников;
- установления работникам предусмотренных Трудовым кодексом РФ гарантий и компенсаций;
- установления дополнительного тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд РФ с учетом класса (подкласса) условий труда на рабочем месте;
- расчета скидок (надбавок) к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев па производстве и профессиональных заболеваний;
- обоснования финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда, в том числе за счет средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
- подготовки статистической отчетности об условиях труда;
- решения вопроса о связи возникших у работников заболеваний с воздействием на работников на их рабочих местах вредных и (или) опасных производственных факторов, а также расследования несчастных случаев па производстве и профессиональных заболеваний;
- рассмотрения и урегулирования разногласий, связанных с обеспечением безопасных условий труда, между работниками и работодателем и (или) их представителями;
- определения в случаях, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, и с учетом государственных нормативных требований охраны труда видов санитарно-бытового обслуживания и медицинского обеспечения работников, их объема и условий их предоставления;
- принятия решения об установлении предусмотренных трудовым законодательством ограничений для отдельных категорий работников;
- оценки уровней профессиональных рисков;
- иных целей, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В тестах итогового контроля Вам может встретиться такой вопрос:
Варианты ответов:
- Только для разработки и реализации мероприятий, направленных на улучшение условий труда работников.
- Только для установления работникам предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации гарантий и компенсаций.
- Только для обоснования финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда, в том числе за счет средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
- Только для подготовки статистической отчетности об условиях труда.
- + Результаты специальной оценки условий труда используются для достижения всех перечисленных целей, включая цели, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (это правильный ответ, который включает всё вышеперечисленное).
Новые правила-2021
Пока далеко не все планируемые изменения уже вступили в законную силу. Но на сайте Минтруда на 31.12.2020 года новые правила по охране труда уже опубликованы для целого ряда отраслей. Наиболее важными из новых требований специалисты считают:
- Приказ Минтруда от 18 июля 2019г. № 512н, существенно сокративший список должностных позиций, на которых запрещается привлечение работников женского пола. Если ранее действовавшая редакция этого нормативного документа насчитывала более 450 таких профессий и специальностей, то новая – только 100. Например, теперь женщины получили право работать на позициях машиниста электропоезда, члена палубной команды, газосварщиками и т.д. Приказ предполагал переходный период в 2020 году, в течение которого велась профессиональная подготовка женщин, желающих работать на новых должностях;
- Постановление Правительства от 31 августа 2020 г. № 1325, содержащее новые правила осуществления независимой оценки пожарного риска для разных категорий объектов и разъяснение по охране труда на 2021 в части пожарной безопасности;
- Постановление Правительства от 22 июля 2020 г. № 1084, определившее новую методику проведения расчетов уровня пожарного риска;
- Постановление Правительства от 16 сентября 2020 г. № 1479, которое утвердило новые правила организации противопожарного режима в нашей стране;
- Постановление Правительства от 18.09.2020 № 1485, которое ввело новый тип инструктажа по ОТ, обязательный для проведения со всеми работниками.
Все перечисленные нормативные документы вступили в действие с 1 января 2021 года. Более полный список, включающий новые документы по охране труда в 2021 году для разных областей деятельности, приведен в таблице. Они вступают в силу в течение 2021 года.
Объекты, в отношении которых осуществляется регулирование по вопросам ОТ в 2021 году |
Нормативный документ — Приказ Минтруда России |
Метрополитен |
От 13.10.2020 № 721н |
Компании, осуществляющие хранение, перевозка и продажа нефтепродуктов |
От 16.12.2020 № 915н |
Морские и речные порты |
От 15.06.2020 № 343н |
Морские и внутренние водные суда |
От 11.12.2020 № 886н |
Медучреждения |
От 18.12.2020 № 928н |
Водолазные работы |
От 17.12.2020 № 922н |
Культурные и зрелищные объекты |
От 16.12.2020 № 914н |
Ограниченные пространства |
От 15.12.2020 № 902н |
Предприятия по обработке металлов |
От 11.12.2020 № 887н |
Лесозаготовительные и деревообрабатывающие предприятия |
От 23.09.2020 № 644н |
Объекты инфраструктуры теплоснабжения |
От 17.12.2020 № 924н |
Электроустановки |
От 15.12.2020 № 903н |
Компании, выполняющие электро- и газосварочные работы |
От 11.12.2020 № 884н |
Компании, занятые в производстве стройматериалов |
От 15.12.2020 № 901н |
Предприятия, выполняющие работы по окраске |
От 02.12.2020 № 849н |
Пищевые производства |
От 07.12.2020 № 866н |
Организации пожарной охраны |
От 11.12.2020 № 881н |
Предприятия, занятые в дорожном строительстве и выполнении дорожно-ремонтных работ |
От 11.12.2020 № 882н |
Предприятия, занятые в строительстве, реконструкции и ремонте |
От 11.12.2020 № 883н |
Предприятия, использующие отдельные типы химических веществ |
От 27.11.2020 № 834н |
Сельское хозяйство |
От 27.10.2020 № 746н |
Предприятия, занятые в охране объектов |
От 19.11.2020 № 815н |
Городской электротранспорт |
От 09.12.2020 № 875н |
Предприятия лесохимической и целлюлозно-бумажной промышленности |
От 04.12.2020 № 859н |
Объекты связи |
От 07.12.2020 № 867н |
Предприятия, занятые в строительстве, реконструкции и ремонте мостов |
От 09.12.2020 № 872н |
Автотранспорт |
От 09.12.2020 № 871н |
Предприятия, занятые в производстве цемента |
От 16.11.2020 № 781н |
Предприятия легкой промышленности |
От 16.11.2020 № 780н |
Предприятия, занятые в нанесении металлопокрытий |
От 12.11.2020 № 776н |
От 16.11.2020 № 782н |
|
Погрузка и разгрузка грузов |
От 28.10.2020 № 753н |
Работа с инструментом |
От 27.11.2020 № 835н |
Промышленный транспорт |
От 18.11.2020 № 814н |
ЖКХ |
От 29.10.2020 № 758н |
Технологическое оборудование |
От 27.11.2020 № 833н |
Полиграфия |
От 27.11.2020 № 832н |
Водные биологические ресурсы |
От 04.12.2020 № 858н |
Инфраструктура железнодорожного транспорта |
От 25.09.2020 № 652н |
Грузовые и пассажирские перевозки на железной дороге |
От 27.11.2020 № 836н |
Опубликованные последние новости об изменениях в законодательстве по охране труда в 2021 году свидетельствуют, что приведенный перечень – пока не окончательный. До конца года Минтруд планирует принять еще несколько новых нормативных документов в этой области.
Что написать в инструкции?
В должностной инструкции необходимо раскрыть полномочия и трудовые обязанности специалиста. Также в этом документе нужно зафиксировать требования, предъявляемые к претенденту на должность, ответственность работника.
При разработке инструкции за основу нужно брать новый профстандарт. Образец готовой должностной инструкции специалиста по охране труда можно скачать в конце статьи, в разделе «Документы».
Перечень должностных обязанностей сотрудника определяет работодатель. Если предприятие небольшое, то одно лицо может выполнять несколько трудовых функций, поскольку объем работы позволяет это. Для крупных компаний такой подход вряд ли допустим. Рабочие нагрузки более существенны, поэтому каждая трудовая функция закреплена за отдельной штатной единицей.
В новом профстандарте установлена следующая классификация трудовых функций:
- тип А – обеспечение качественного функционирования в компании (специалист по ОТ, младший, главный, ведущий специалист);
- тип В – действия по планированию, разработке и совершенствованию СУОТ (руководитель СОТ, начальник отдела или управления);
- тип С – анализ эффективности мероприятий по обеспечению функционирования СУОТ (эксперт, консультант, инструктор);
- тип D – стратегическое управление профрисками в компании (руководители направлений и подразделений по управлению профрисками, заместители руководителей компаний по управлению профрисками).
Вам также будет интересно:
— Правила внутреннего трудового распорядка: образец 2021 года
— Приказ о внесении изменений в Правила внутреннего трудового распорядка
В чем суть новых правил по охране труда
Отныне руководители должны использовать риск-ориентированный подход к безопасности на предприятии или в организации. Если раньше работа по снижению рисков какой-либо профессиональной деятельности начиналась в основном после несчастного случая и расследования специальной комиссии, то теперь следует оценивать и, что самое главное, устранять риски превентивно, стремясь к нулевому травматизму, хотя, как мы знаем, абсолютной безопасности не существует.
Например, раньше, если работник падал с высоты, собиралась комиссия, выясняющая обстоятельства происшествия, после чего начиналась работа сотрудника по ОТ. Он должен был провести дополнительное обучение, обновить инструкции, а руководство могло задуматься о том, чтобы установить дополнительные ограждения или привязывать сотрудников страховочным тросом.
Теперь же специальная комиссия должна заранее предположить, что есть вероятность падения сотрудников на данном участке, и пока этого не произошло, установить заграждения, использовать тросы, а еще лучше эти высотные работы убрать из перечня трудовых обязанностей, либо выполнять их с помощью техники.
Риск-ориентированный подход
Многие надзорные ведомства переходят к риск-ориентированному контролю и надзору, смысл которого полноценно раскрывается, когда снижается излишняя нагрузка на «законопослушный» бизнес и, наоборот, начинается более детальный анализ деятельности организаций, которые экономят силы и средства на выполнении требований законодательства. Модернизация и автоматизация систем управления охраны труда прочно входят в повседневную жизнь многих организаций, а огромное количество программных продуктов и сервисов позволяет реализовать различные методы оценки профессиональных рисков и снизить нагрузку на рядовых специалистов.
Основной задачей изменений станет переход к риск-ориентированному направлению в сфере охраны труда. Это направление подразумевает под собой максимально индивидуальный подход, максимальную персонализацию политики в области охраны труда. Работодатель будет обязан учитывать риски на каждом конкретном рабочем месте и создавать безопасные условия для работников с учетом этих особенностей.
Каждый работодатель должен обеспечивать безопасность труда работников, руководствуясь двумя принципами: предупреждение и профилактика опасностей; минимизация урона, угрожающего здоровью персонала (ст. 209.1 ТК РФ). Это значит, что, помимо профилактических мер, направленных на устранение вредных производственных факторов, следует разработать комплекс мер, направленных на локализацию и ликвидацию возможных последствий их воздействия.
Оценку профессиональных рисков необходимо проводить не только для уже действующих производственных процессов, но и перед вводом в эксплуатацию производственных объектов и вновь организованных рабочих мест (ст. 214 ТК РФ). Рекомендации по выбору методов оценки уровней профессиональных рисков и по их снижению будут утверждены Минтрудом РФ (ст. 218 ТК РФ).
Также работодателей обязывают систематически проводить мероприятия по выявлению опасностей. Для этого нужно будет обнаруживать, распознавать и описывать опасности, в том числе их источники, условия возникновения и потенциальные последствия при управлении профессиональными рисками. Существующие опасности будут обнаруживаться, распознаваться и описываться в рамках четырех типов процедур: контроль за состоянием условий и охраны труда на рабочих местах; расследование несчастных случаев на производстве; расследование профзаболеваний; расследование производственных микроповреждений (микротравм). Методы оценки рисков следует выбирать с учетом актуальных рекомендаций Минтруда.
Он уже разработал проект «Рекомендаций по выбору метода оценки уровня профессионального риска и по снижению уровня такого риска» в целях «оказания методической и практической помощи руководителям и специалистам по охране труда организаций, представителям профсоюзов и другим лицам, заинтересованным в создании системы управления профессиональными рисками как обязательного элемента системы управления охраной труда у работодателя, в соблюдении обязательных требований». Рекомендации содержат критерии, которыми работодатель может руководствоваться при выборе методов оценки уровня профессиональных рисков, процесс и этапы этого выбора, а также примеры оценочных средств.
Письмо Министерства труда и социальной защиты РФ от 23 июня 2017 г. № 15-1/ООГ-1744 О проведении специальной оценки условий труда в отношении рабочих мест государственных гражданских служащих и муниципальных служащих
17 августа 2017
Департамент условий и охраны труда рассмотрел обращения и сообщает, что, в соответствии с частью 4 статьи 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее — Федеральный закон) проведение специальной оценки условий труда в отношении условий труда государственных гражданских служащих и муниципальных служащих регулируется федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной гражданской службе и о муниципальной службе.
Таким образом, вопросы проведения специальной оценки условий труда в отношении рабочих мест государственных гражданских служащих и муниципальных служащих регулируются положениями Федеральных законов от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», а также изданными в развитие их положений нормативными правовыми актами, положения которых регулируют вопросы установления условий труда на рабочих местах государственных и муниципальных служащих.
В отношении рабочих мест военнослужащих, проходящих воинскую службу, специальная оценка условий труда не проводится так как в соответствии со статьей 11 Трудового кодекса Российской Федерации трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, не распространяются на военнослужащих при исполнении ими обязанностей военной службы, если в установленном Трудовым кодексом Российской Федерации порядке они одновременно не выступают в качестве работодателей или их представителей.
В отношении рабочих мест остальных категорий государственных служащих, перечисленных в Федеральном законе от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации», а также работников религиозных организаций специальная оценка условий труда может быть проведена в общем порядке, установленном Федеральным законом и изданными в развитие его положений нормативными правовыми актами.
По вопросам о сроках проведения специальной оценки условий труда сообщаем, что частью 4 статьи 27 Федерального закона предусмотрена возможность поэтапного проведения специальной оценки условий труда в отношении рабочих мест, на которых проведена идентификация потенциально вредных (опасных) производственных факторов и ранее была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда. При этом работодатель вправе провести на таких рабочих местах специальную оценку условий труда в порядке, установленном Федеральным законом, до истечения срока действия имеющихся результатов аттестации рабочих мест по условиям труда.
В отношении рабочих мест, на которых не проводилась аттестация рабочих мест по условиям труда или идентификация потенциально вредных (опасных) производственных факторов не проводилась в соответствии с требованиями части 6 статьи 10 Федерального закона, специальная оценка условий труда должна быть проведена в первоочередном порядке.
Вопросы установления порядка и сроков проведения внеплановой специальной оценки условий труда в зависимости от возникновения оснований для ее проведения, а также исчерпывающий перечень оснований для проведения внеплановой специальной оценки условий труда урегулированы положениями статьи 17 Федерального закона, независимо от наличия результатов ранее проведенной аттестации рабочих мест по условиям труда или специальной оценки условий труда.
При этом во всех случаях возникновения оснований для проведения внеплановой специальной оценки условий труда решение о необходимости ее проведения принимается комиссией по проведению специальной оценки условий труда у работодателя и оформляется протоколом. Аналогично оформляется решение комиссии по проведению специальной оценки условий труда у работодателя о необходимости проведения внеплановой специальной оценки условий труда или об отсутствии такой необходимости в случае реорганизации работодателя или его структурных подразделений.
В перечисленных случаях работодатель может быть привлечен к административной ответственности в соответствии с частью 2 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в случае нарушения порядка и сроков проведения внеплановой специальной оценки условий труда независимо от того, какой трудовой договор был заключен с работником, занятым на рабочем месте, где должна проводиться внеплановая специальная оценка условий труда.
Заместитель директора Департаментаусловий и охраны труда | П.С. Сергеев |
Мероприятия по охране труда для ДОУ
Для каждого отдельного учреждения – свои мероприятия, в зависимости от рода деятельности, но есть неизменные вещи, о которых мы и расскажем.
СОУТ
СОУТ – это специальная оценка условий труда. Проводиться она должна на каждом рабочем месте не реже, чем каждые 5 лет.
Суть специальной оценки условий труда в том, что работодатель приглашает специализированную организацию для анализа состояния условий труда на заранее определенных рабочих местах.
О том, как провести СОУТ можно прочитать тут.
Инструктажи
Инструктаж по охране труда – это обучение мерам безопасности во время работы. Всего их 5 видов:
- Вводный;
- Первичный;
- Очередной;
- Целевой;
- Внеплановый.
Из них обязательные:
- Вводный – про организацию. Проводится до начала работы;
- Первичный – про рабочее место и обязанности. Проводится до начала работы;
- Очередной – повторение ранее изученной информации. Проводится не реже, чем 1 раз в полгода.
Остальные инструктажи проводятся по случаю: целевой – перед новой неизвестной для сотрудников задачей, а внеплановый – при возникновении особой ситуации, например, после несчастного случая.
Подробнее про каждый инструктаж можно прочитать в наших предыдущих статьях.
Мед осмотры
Дети часто болеют: ангина, грипп, ОРВИ… Но бывает и так, что дети заражаются от взрослых более серьезными заболеваниями. И чтобы этого избежать, всех сотрудников ДОУ в необходимо регулярно отправлять на медосмотры.
К тому же, согласно закону, работодатель не имеет права допускать к работе с детьми сотрудников, которые не прошли медосмотр. Если это требование будет проигнорировано, руководитель заплатит немаленький штраф: ИП 15 — 20 тыс. руб., юр. лица 110 – 130 тыс. руб., в то время как цены на медосмотры начинаются от 700р/чел.
Прочитать о том, как направить сотрудников на мед осмотр можно тут.
Новые права работодателей в сфере охраны труда
В настоящее время многие работодатели используют системы видеозаписи или иной фиксации производственного процесса – это возможно, как напомнил заместитель руководителя Роструда, при соблюдении двух условий:
- порядок использования таких систем утвержден локальным нормативным актом работодателя, с которым ознакомлены все работники;
- при организации наблюдения за работниками соблюдается их право на неприкосновенность частной жизни – фиксируются только обстоятельства, связанные с выполнением ими трудовых функций.
Теперь такая возможность будет закреплена непосредственно в кодексе – согласно новой ст. 214.2 ТК РФ работодатель вправе использовать в целях контроля за безопасностью производства работ устройства, оборудование и различные системы, обеспечивающие дистанционную видео-, аудио- или иную фиксацию процессов производства работ, и хранить полученную информацию. Данные системы, помимо осуществления контроля за безопасностью рабочих процессов, могут использоваться также для обеспечения взаимодействия с инспекциями труда – работодатели вправе предоставить им дистанционный доступ к наблюдению за безопасным производством работ. Несмотря на то что это является именно правом, а не обязанностью работодателя, Иван Шкловец рекомендует этим правом пользоваться, поскольку на период осуществления такого мониторинга компания может быть освобождена от проведения плановых мероприятий в соответствии с новыми правилами осуществления государственного контроля (, Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации»).
Кроме того, прямо прописывается в ст. 214.2 ТК РФ и право работодателей на ведение документооборота в области охраны труда в электронном виде и предоставление дистанционного доступа к соответствующим базам инспекциям труда, что также можно рассматривать как упрощение процесса взаимодействия с контролирующими органами.
Проведение оценки профессиональных рисков у специалистов
Оценку рисков компания может провести самостоятельно, а может передать эту задачу специализированной организации.
Не каждый даже самый опытный специалист по охране труда способен лично провести оценку рисков. Да, он может организовать работу, но для проведения оценки нужна командная работа. Особенно это касается производственных предприятий и крупного бизнеса. Советуем к такой сложной задаче, как оценка профрисков, привлекать внешних экспертов или направлять членов своей внутренней комиссии на обучение. Грамотно провести оценку профрисков в вашей компании вы можете здесь >>>
Помните, что у сторонней организации по проведению оценки рисков есть очевидное преимущество — свежий, независимый взгляд на проблемы предприятия. Профессионалы из специализированной организации по охране труда «заточены» на оценку, владеют различными методиками, постоянно повышают квалификацию, участвуют в круглых столах, в конференциях.
Чтобы избежать претензий инспектора ГИТ, доверьте проведение рисков опытным профессионалам. Прочитайте нашу статью Оценка профессиональных рисков: какую компанию привлечь.