Кто изобрел музыкальный инструмент
Содержание:
- Всемирно известные образцы
- [править] Дополнительное чтение
- Муниципалитет
- [править] Общие положения
- Сон нужен, чтобы промыть мозги?
- Как устроен орган?
- Кто изобрел необычный инструмент?
- МЕНОПАУЗА
- [править] История
- НАРУЖНЫЕ ПОЛОВЫЕ ОРГАНЫ ЖЕНЩИНЫ
- КСИЛОФОН
- ПРИМЕЧАНИЯ
- История развития инструмента
- Возникновение органа
Всемирно известные образцы
В эпоху Возрождения искусство органостроения развивалось интенсивно. Появлялись уникальные мастера, передающие свои знания потомкам. Самые известные европейские династии органной школы в Италии — Антеньяти, а в Германии — династия Зильберманов.
В продолжении рассказа хочется поделиться сведениями о самых известных органах мира. К ним относятся:
- Сохранился древний средневековый орган, который находится в национальном музее Швеции в Стокгольме.
- Самый большой инструмент Италии находится в главном соборе Милана. Он электромеханический, состоит из 15 тысяч органных трубок и пяти клавиатур. Подобные сохранились на Сицилии и до сих пор прекрасно действуют: в церкви Христа Спасителя в городе Ното, в кафедральных соборах Мессины, Монреале, Трапани.
- Уникальный экземпляр 17 века находится в Латеранской базилике в Риме. Он был построен по поручению папы Римского, а играл на нем Г. Ф. Гендель.
- Венецианский собор Святого Марка обладает двумя, созданными в 16 веке.
- В Германии многие средневековые памятники архитектуры погибли во время второй мировой войны. Сохранился лишь орган З. Хильдебрандта, ученика Г. Зильбермана, в городе Наумбург. Принимал работу мастеров и настраивал его немецкий композитор Иоганн Себастьян Бах.
- Орган Кельнского собора, разрушенный британскими ВВС, был восстановлен в 2017 году.
- Муз.инструмент венского собора Сан-Стэфана, построенный 1334 году, пострадал 1945 году при пожаре в следствии бомбардировок и был восстановлен во второй половине 20 столетия.
- Страсбургский собор гордится своим экземпляром, построенным в 1491 году. Его аналог, построенный Х. Гайтаном в 1625 году в кафедральном соборе Толедо, признан ЮНЕСКО объектом исторического наследия.
Единственная модель французского мастера А. Кавайе-Коль расположилась в Большом зале Московской консерватории. В нынешнем столетии орган переживает свое возрождение.
Строятся новые концертные залы, консерватории ведут подготовку музыкантов-органистов, проводят международные конкурсы, в церквях музыка по-прежнему обрамляет ритуальные богослужения.
https://youtube.com/watch?v=UngTv_thTXM
[править] Дополнительное чтение
Виртуальные органы
- Виртуальная MIDI-система Hauptwerk, даёт возможность получать звуки всевозможных видов органов — как конкретных духовых, так и всех прочих.
- Digital Techniques to aid Pipe Organ Voicing and Regulation
- Rothstein Joseph . — 2, The Computer Music and Digital Audio Series (Том 7). — A-R Editions, Inc., 1995. — P. 268. — ISBN 0895793091., c. 58: «General MIDI звукового набора группировки (все каналы, за исключением 10): Прог # инструментальная группа <…> 17-24 Орган <…> 41-48 Струны <…> 65-72 Трость 73-80 Труба <…> 113-120 Перкуссивная (англ. General MIDI Sound Set Groupings (all channels except 10): Prog # Instrument Group <…> 17-24 Organ <…> 41-48 Strings <…> 65-72 Reed 73-80 Pipe <…> 113-120 Percussive)»
- Peterson Matthew R. . — QuickTime Developer Series. — Morgan Kaufmann, 2003. — P. 597. — ISBN 008049546X., c. 523: «General MIDI определяет <…> 16 групп по 8 инструментов каждая <…> Орган <…> 17. Ползунковый орган 18. Перкуссивный орган 19. Рок орган 20. Церковный орган 21. Тростевой (язычковый) орган 22. Аккордеон 23. Гармоника 24. Танго Аккордеон (англ. General MIDI defines <…> 16 groups of 8 instruments each <…> Organ <…> 17. Drawbar Organ 18. Percussive Organ 19. Rock Organ 20. Church Organ 21. Reed Organ 22. Accordion 23. Harmonica 24. Tango Accordion)»
Муниципалитет
На данном уровне всё опять-таки зависит от кантонов, в Конституции которых определяется внутренняя организация кантона, включая степень автономии, предоставляемая муниципалитетам, и которая варьируется, но почти всегда включает в себя право взимать налоги и принимать муниципальные законы; некоторые муниципалитеты имеют свои собственные полицейские силы.
Но что представляет из себя муниципальный уровень? Муниципалитеты в Швейцарии называются «коммунами» и они очень разные по размеру, но все они представляют собой либо города (Цюрих, Женева, Берн (де-факто столица страны) и так далее), либо деревни (Монибль, Клавалейр и так далее).
Им предоставлены широкие возможности принятия решений на самом низовом уровне (обычно это образование, медицинские и социальные услуги, общественный транспорт и сбор налогов). Также за ними закреплены некоторые неотъемлемые права: на объединение с другой коммуной, невмешательство сверху, если не нарушается федеральная или кантональная Конституция, определение структуры управления в рамках кантонального законодательства, свобода действий в рамках полномочий, не входящих в компетенцию кантонального или федерального уровня власти.
Коммуны могут дробиться, образовываться, а в некоторых кантонах коммуны объединяются в районы (они есть не везде и имеют разные названия). Политически они просты: исполнительная власть представлена советом, во главе которого стоит мэр (он всего лишь председатель совета и избирается на 1 год), а законодательная власть осуществляется на городском собрании всех граждан или в муниципальном парламенте, в зависимости от размера муниципалитета.
В Швейцарии действует фактически система тройного гражданства, то есть граждане Швейцарии являются гражданами своего кантона и, в первую очередь, гражданами муниципалитета. Так что, являясь гражданином коммуны, вы являетесь гражданином кантона и гражданином страны (но это гражданство надо приобрести в соответствии с федеральным законодательством).
[править] Общие положения
Лучшие духовые органы (работы немецких мастеров эпохи высокого барокко и французских мастеров эпохи высокого романтизма) действительно поражают грандиозностью своих выразительных возможностей: богатством тембральной палитры, масштабностью звучания, широтой частотного и звукового диапазона.. Возникновение новых национальных культур и форм музицирования, характер идейно-эстетических концепций, контрастность стилистических направлений, масштаб новаторских поисков — все это и многое другое апеллирует к сонористическим возможностям большого трубного органа с его неповторимыми акустическими феноменами.
Органы — это по преимуществу клавишные музыкальные инструменты, принцип звукоизвлечения при игре на которых отличается от принципа звукоизвлечения при игре на фортепиано, клавесине, вёрджинеле, спинете и других ударно-молоточковых и струнно-щипковых клавишных музыкальных инструментах.
Необходимой особенностью музыкальных инструментов из группы органов является способность издавать непрерывный незатухающий звук любой желаемой длительности, то есть, будучи однажды взятым, органный звук не затухает без каких-либо последующих действий исполнителя. Таким образом, из-за неподвижности, механистичности и неизменности органного звучания, при игре на органе имеют решающее значение малейшие временные соотношения, требующие хронометрической точности движений исполнителя, так как время остаётся единственным пластическим материалом техники органного исполнения.
В отличие от остальных клавишных инструментов, органы могут иметь более двух (до семи) ручных клавиатур (мануалов), а также ножную (педальную) клавиатуру, но существуют и определённые виды органов, у которых нет никаких клавиатур вообще.
В настоящее время выражение «органная педаль» связано уже не только с органами, но имеет в музыковедении значение более ёмкое и широкое.
Орган – единственный акустический инструмент, который предоставляет исполнителям широкие возможности работы с тембровой регистровкой. Самые крупные духовые органы имеют до 400 регистров.
Сон нужен, чтобы промыть мозги?
Исследования показали, что глимфатическая система активна практически только во время сна и почти не функционирует в бодрствующем состоянии . Сон необходим для многих живых существ, однако спящее животное беззащитно и легко может стать жертвой хищника. Если ради сна приходится так рисковать, то это означает, что он имеет очень важный биологический смысл и без него обойтись нельзя (потому что, если можно было бы, то эволюция давно бы уже от него избавилась, ведь животное, которому не нужно спать, получило бы огромное эволюционное преимущество). Несмотря на многочисленные исследования, проведенные в области сна, окончательное его значение так и не выяснено.
Рисунок 6. Активность глимфатической системы во время сна и бодрствования. а — 3D-реконструкция распределения спинномозговой жидкости. б — Сравнение интенсивности ее потока. Оранжевый цвет — во время бодрствования, зеленый цвет — во время сна.
, рисунок с изменениями
Ее «выключателем» на это время является нейромедиатор норадреналин. Локальное воздействие антагонистов норадреналина (веществ, блокирующих связь норадреналина с его рецепторами) на мозг бодрствующей мыши вызывало увеличение тока спинномозговой жидкости почти до таких же величин, что и у спящей. И наоборот, локальное воздействие норадреналина на мозг спящей мыши вызывало ухудшение работы глимфатической системы .
Если глимфатическая система работает в основном во время сна, то зависит ли ее функционирование от того, как именно мы спим? Оказалось, что на эффективность выведения белков влияет положение головы в пространстве. Опыты проводили на мышах и крысах: в мозг им вводили меченые белки и укладывали спать в разных позах. Выяснилось, что с наибольшей эффективностью они выводятся, когда животное лежит на боку. И действительно, в природе многие животные спят именно так (рис. 7), что может объясняться функционированием этой системы. Работает ли этот принцип на людях, и лучше ли нам тоже спать на боку? Подобные исследования на человеке еще не проводились. Однако выполнившие эти опыты на грызунах ученые утверждают, что человеческая глимфатическая система с большой вероятностью работает похожим образом .
Рисунок 7. Многие животные спят на боку, что может улучшать работу глимфатической системы.
Как устроен орган?
То, что ценитель органной музыки наблюдает из зала – фасад инструмента. За ним скрывается просторное помещение, порой включающее по несколько этажей, уставленное механическими элементами и тысячами трубок. Чтобы понять принцип действия сего чуда, стоит рассмотреть хотя бы его краткое описание.
Орган является одним из самых громких музыкальных инструментов. Такой эффект достигается за счет регистров, включающего несколько рядов органных труб. Эти регистры по окраске звучания и целому ряду других объединяющих признаков делятся на несколько групп: микстуры, аликвотны, гамбы, флейты, принципалы. Регистровые трубы звучат в соответствии с нотной записью. Их можно включать как по отдельности, так и одновременно. Для этого задействуются расположенные на боковых панелях клавиатуры рукоятки.
Пультом управления исполнителя, работающего за инструментом, являются мануалы, педальная клавиатура и сами регистры. Число мануалов в зависимости от модификации «клавишника» может варьироваться от 1 до 7. Они располагаются террасой: один непосредственно над другим.
Педальная клавиатура может включать от 5 до 32 клавиш, посредством которых запускаются в действие регистры, формирующие низкие звуки. В зависимости от аппликатуры музыкального инструмента исполнитель нажимает на педальные клавиши носком или каблуком.
Наличие нескольких клавиатур, а также всевозможных тумблеров и рычагов довольно усложняет процесс игры. Поэтому зачастую вместе с исполнителем за инструментом сидит и его помощник. Для удобства чтения нот и достижения синхронности исполнения партия для ног традиционно располагается на отдельном нотном стане непосредственно под партией для рук.
В современных моделях функцию нагнетания воздуха в меха выполняют электромоторы. В средние века эту работу выполняли специально обученные кальканты, услуги которых приходилось оплачивать отдельно.
Несмотря на широкое распространение органов сегодня практически нереально встретить две одинаковых модели, поскольку все они собираются по индивидуальным проектам. Размеры установок могут варьироваться от 1,5 м до 15 м. Ширина крупных моделей достигает 10 м, а глубина – 4 м. Вес таких сооружений измеряется в тоннах.
Кто изобрел необычный инструмент?
История легендарного инструмента, научиться играть на котором способен далеко не каждый профессиональный музыкант, насчитывает сотни веков.
Название «organum» упоминается еще в античных писаниях великого Аристотеля и Платона. Но точно ответить, кто изобрел сие чудо, не представляется возможным. По одной из версий его родоначальником является вавилонская волынка, формирующая звук за счет направления струй воздуха в сторону краев трубки. По другой – флейта пана или китайское шэне, функционирующие по такому же принципу. Играть на соединенных между собой дудочках было не очень удобно, поскольку у исполнителя порой в легких не хватало воздуха. Идея качать воздух во время игры мехами стала настоящим спасением.
Близкий брат органа, его водяной аналог, был изобретен греческим умельцем Ктезибием еще в 200-х годах до н.э. Он называется гидравлос. Позднее гидравлическая конструкция была заменена мехами, что дало возможность значительно улучшить качество звучания.
Музыкальные инструменты более привычных для нас размеров и внешнего вида стали появляться в IV веке. В этот период благодаря стараниям Папы Виталиана органы стали задействовать в роли сопровождения католических богослужений. Начиная с первой половины V века струнно-клавишный инструмент стал неизменным церемониальным атрибутом не только византийской, но и всей западно-европейской императорской власти.
Широкое распространение в странах Европы легендарный «клавишник» получил к середине XIV века. Инструмент того времени был далек от совершенства: он имел меньшее количество труб и более широкие клавиши. К примеру, в ручной клавиатуре при ширине самих клавиш порядка 50-70 мм расстояние между ними составляло 15-20 мм. Для извлечения звуков исполнителю приходилось по огромным и тяжелым клавишам не «пробегать» пальчиками, а в буквальном смысле стучать локтями или кулаками.
Наибольшего размаха органостроение приобрело в XVI-XVII веках. В славно известную эпоху барокко мастера научились создавать инструменты, которые своим мощным звучанием смело могли конкурировать с целым симфоническим оркестром. Звуковые возможности инструментов позволяли имитировать звон колокольчиков, рокот камнепада и даже заливистое пение птиц.
Апофеозом органостроения по праву считается 1908 год, когда на всемирной выставке была представлена модель, включающая 6 мануалов. Самый крупный в мире действующий орган весит чуть более 287 тонн. Сейчас он украшает торговый центр «Macy’s Lord & Taylor» в Филадельфии.
МЕНОПАУЗА
Менопауза наступает, когда у женщины прекращаются менструации. Обычно это происходит в возрасте 40–50 лет. Менопаузу можно констатировать, если месячные отсутствовали более одного года.
Менопауза — естественный процесс, через который предстоит пройти каждой женщине. Однако в некоторых случаях она сопровождается симптомами, такими как нарушение сна, повышенная утомляемость, приливы жара, эмоциональная нестабильность. Всё это лечится путем изменения образа жизни и гормональными препаратами.
Врачи Института репродуктивной медицины REMEDI знают всё о репродуктивном женском здоровье. Мы знаем, как его сохранить и восстановить, подарить женщине радость материнства.
Наши врачи акушеры-гинекологи:
Наши врачи
Младова Елена Сергеевна
Генеральный директор, главный врач, врач акушер-гинеколог, репродуктолог
Лапшихин Александр Александрович
Заведующий отделением ВРТ, врач акушер-гинеколог, репродуктолог, к.м.н.
Кутасова Анна Игоревна
Врач акушер-гинеколог, репродуктолог
Поварова Анна Андреевна
Врач акушер-гинеколог, репродуктолог
Торосян Арпине Эдуардовна
Акушер-гинеколог, репродуктолог, врач узд
Краснощока Ольга Евгеньевна
Врач акушер-гинеколог, кандидат медицинских наук
[править] История
Духовой орган (далее просто «орган») — один из древнейших музыкальных инструментов. Его история насчитывает несколько тысяч лет. Гуго Риман считал, что родоначальником органа является древняя вавилонская волынка (XIX век до н. э.): «Мех надувался через трубку, а с противоположного конца находился корпус с дудками, имеющими, без сомнения, язычки и по несколько отверстий». Зародыш органа можно видеть также в флейте Пана, китайском шэне и других аналогичных инструментах. Считается, что орган (водяной орган, гидравлос) изобрёл грек Ктесибий, живший в Александрии Египетской в 296—228 гг. до н. э. Изображение похожего инструмента имеется на одной монете или жетоне времён Нерона. Органы больших размеров появились в IV веке, более или менее усовершенствованные органы — в VII и [VIII веках. Папе Виталиану традиция приписывает введение органа в католическое богослужение. В VIII веке Византия славилась своими органами.
Искусство строить органы развилось и в Италии, откуда в IX веке они выписывались во Францию. Позднее это искусство развилось в Германии. Повсеместное распространение в западной Европе орган получил начиная с XIV века. Тогда же появилась педальная клавиатура (то есть клавиатура для ног). Средневековые органы, в сравнении с более поздними, были грубой работы; ручная клавиатура, например, состояла из клавиш шириной от 5 до 7 см, расстояние между клавишами достигало полутора см. Ударяли по клавишам не пальцами, как теперь, а кулаками. В XV веке были уменьшены клавиши и увеличено число труб.
В XIX веке благодаря, прежде всего, деятельности французского органного мастера Аристида Кавайе-Колля, который задался целью конструировать органы именно таким образом, чтобы они своим мощным и богатым звучанием могли соперничать со звучанием целого симфонического оркестра, стали возникать инструменты ранее небывалого масштаба и мощности звучания, которые иногда называют симфоническими органами.
НАРУЖНЫЕ ПОЛОВЫЕ ОРГАНЫ ЖЕНЩИНЫ
Наружными они называются потому, что находятся снаружи и доступны для осмотра без специальных инструментов:
- Вульва – то, что прикрывает вход во влагалище.
- Лобковая область – небольшое возвышение, которое находится над входом во влагалище. У взрослых женщин оно покрыто волосами.
- Половые губы – есть большие (находятся снаружи и прикрывают вход во влагалище) и малые (находятся внутри). Кстати, большие половые губы – аналог мошонки у мужчин.
- Клитор – небольшой выступ, который находится сверху, там, где встречаются правые и левые половые губы. Это аналог мужского пениса. У многих женщин клитор отличается высокой чувствительностью и способен к эрекции.
- Наружное отверстие мочеиспускательного канала находится ниже клитора.
- Влагалище начинается ниже наружного отверстия мочеиспускательного канала.
- Бартолиновы железы находятся вблизи влагалища и выделяют секрет в виде слизи.
КСИЛОФОН
Динь-динь, тон-тон, Ксило-ксило-ксило-фон. Ксилофон на шкаф забрался, Он фламинго испугался. – Ты, фламинго, погоди! Клювом сильно не стучи, Лучше палочку возьми. И услышишь нежный звон. Просто чудо – ксилофон. «Ксилофон» в переводе с греческого означает поющее дерево. Первый ксилофон появился, возможно, тогда, когда первобытный человек ударил палкой по сухому дереву и услышал необычный звук. В настоящее время подобные простейшие ксилофоны находят в Африке, Азии и Южной Америке. В Европу его завезли странствующие музыканты.Ксилофон состоит из большого количества деревянных брусочков, издающих при ударе звуки разной высоты. Бруски изготавливают из клена, ольхи, ореха, иногда из палисандра. Располагают их на плетеном жгуте из соломы, рогожи или резины. Конструкция обычно устанавливается на столе, иногда под брусочками закрепляют резонаторы – полые металлические цилиндры. Звук ксилофона отрывистый, суховатый и щелкающий. Извлекается он с помощью «козьих ножек» – деревянных палочек с утолщениями на концах, похожих на ложки.Иногда вместо деревянных брусочков используют металлические. Это металлофон или вибрафон. У него все пластинки расположены на одном уровне, в то время как на ксилофоне бруски, соответствующие черным клавишам фортепиано, слегка приподняты. Вибрафон – сложная конструкция. Размещается он на специальном трехрамном столике-стенде, перемещаемом на четырех колесиках. Появился в США в начале XX в. Благодаря своему характерному тембру и большим виртуозным возможностям вибрафон широко используется в музыке.
ПРИМЕЧАНИЯ
МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ, инструменты, предназначенные для извлечения муз. звуков, а также ритмич. шумов. М. к. делятся на группы в зависимости от звучащего тела и на подгруппы — по способу извлечения звука. К группе струнных М. и. относятся: смычковые (скрипка, виолончель, кяманча и др.) — звук извлекается проведением смычка по струнам; щипковые (арфа, гусли, гитара, балалайка, тар и др.) — струны ущемляют пальцами или пластинкой (медиатром, плектром); клавишно-ударные (рояль, пианино и др.) — звук извлекают путём удара по струнам молоточками, приводимыми в действие передаточным от клавиш механизмом. К группе духовых М. и. относятся: медные (труба, валторна, карнай и т. п.), деревянные (флейта, кларнет, зурна и т. п.) и клавишо-педальные (орган); в духовых М. и. звук возникает от колебания заключённого в них столба воздуха. К группе язычковых М. и. относятся все типы гармоник (баян, аккордеон, концертино и т. п.) и фисгармоний. Ударные М. и. (литавры, барабаны, бубны, ксилофон и т. п.) приводятся в звучание ударами палочек, колотушек и т. п.
РЕГИСТР (в музыке), 1) группа труб органа или язычков фисгармонии, аккордеона и т. п. одинакового тембра. 2) Участок звукового диапазона муз. инструмента или певческого голоса, занимающий определённое положение по высоте. Бывает высокий, средний и низкий Р.
ТЕМБР, окраска, оттенок звука. Характер Т. зависит от количества, относительной силы и порядка возникновения обертонов, входящих в состав данного звука. Т. отличает звучание одного муз. инструмента или голоса от другого.
Энциклопедический Словарь. 1953—1955
История развития инструмента
Обращаясь к истории появления органа, можно заметить, что его прародители времён античности отличались и конструкцией, и размерами, и внешним видом. Первые органы (гидравлосы) были переносными. Этот инструмент быстро завоевал популярность в цивилизованном мире и начал распространяться по странам Востока и Европы. Древние записи сообщают, что в Иерусалимском храме ещё в первые века нашей эры присутствовал инструмент «маграффа». Он обладал десятью трубами и был настолько громкоголосым, что его было слышно на большом расстоянии.
В средние века органы строились в Западной Европе и Византии, их устройство становилось более совершенным, а сам инструмент – всё более звучным и богатым по тембрам. В середине VII века орган был введён в католическое богослужение Папой Римским Виталианом.
Искусство строить органы оформилось в Италии в IX веке. Отсюда эти гигантские инструменты попадали во Францию и в Германию. Затем и другие страны переняли опыт итальянцев, особенно отличились в искусстве построения органов немецкие мастера. Вот, например, Орган во Фрайбергском соборе, 1714 г.
С XIV века «король инструментов» начинает своё победное шествие по Европе. Он обзавёлся педальной клавиатурой, увеличилось количество труб, клавиши мануалов стали более удобными.
XVI век дал органу пять мануалов с диапазоном каждого в 4-5 октав. Переключатели регистров способствовали расширению тембровых возможностей: нажимая всего одну клавишу, исполнитель приводил в рабочее состояние десятки труб, имеющих одну высоту, но разный состав обертонов.
Золотым веком органа по праву считается период XVII–XVIII веков – эпоха барокко. Уникальное богатство тембров, чистота звучания сделали орган идеальным инструментом для исполнения произведений полифонического склада. Расцвет органостроения привёл к появлению огромного количества музыки, написанной специально для органа. Нам известны имена И. С. Баха, Д. Букстехуде, Г. Генделя, Дж. Фрескобальди – непревзойдённых мастеров полифонии.
Каждый орган той поры создавался не только, как музыкальный инструмент, но и как произведение искусства. Модели тщательно декорировались, их изготавливали так, чтобы они хорошо вписывались в окружающую обстановку храма. Архитектура тоже имела большое значение, ведь звучание органа зависит не от его корпуса, а от акустики окружающего пространства.
В XIX и XX вв. стали строить инструменты огромных масштабов и мощного звучания, по своим исполнительским свойствам они могут заменять симфонический оркестр. Однако история органа – музыкального инструмента, на этом не заканчивается, она продолжается до сих пор.
Возникновение органа
Прародителем современного органа считают флейту Пана, которая впервые появилась в Древней Греции. Существует сказание, что бог дикой природы, пастушества и скотоводства Пан придумал себе новый музыкальный инструмент, соединив несколько тростниковых трубочек разного размера, чтобы извлекать чудесную музыку, развлекаясь с веселыми нимфами в роскошных долинах и рощах. Чтобы успешно играть на таком инструменте, требовались большие физические усилия и хорошая дыхательная система. Поэтому для облегчения работы музыкантам во ІІ веке до нашей эры, грек Ктесибий, изобрел водяной орган или гидравлос, который считается прототипом современного органа.
Развитие органа
Орган постоянно усовершенствовался и в ХІ веке его стали строить по всей Европе. Наибольшего расцвета органостроение достигло в XVII-XVIII веках в Германии, где музыкальные произведения для органа создавали, такие великие композиторы как Иоганн Себастьян Бах и Дитрих Букстехуде, непревзойденные мастера органной музыки.
Органы отличались не только по красоте и разнообразию звучания, но и по архитектуре и декору — каждый из музыкальных инструментов обладал индивидуальностью, создавался под конкретные задачи, гармонично вписывался во внутреннюю среду помещения. Для органа подходит только такое помещение, которое обладает отменной акустикой. В отличие от других музыкальных инструментов особенность звучания органа зависит не от корпуса, а от пространства, в котором он находится.
Звуки органа никого не могут оставить равнодушным, они проникают глубоко в сердце, вызывают самые разнообразные чувства, заставляют задумываться о бренности бытия и устремлять свои помыслы к Богу. Поэтому в католических церквях и соборах повсеместно стояли органы, лучшие композиторы писали духовную музыку и собственноручно играли на органе, например, Иоганн Себастьян Бах.
В России орган относился к светским инструментам, так как традиционно в православных храмах было запрещено звучание музыки во время богослужения.
Современный орган
Сегодняшний орган представляет собой сложную систему. Это одновременно духовой и клавишный музыкальный инструмент, имеющий педальную клавиатуру, несколько ручных клавиатур, сотни регистров и от сотен до более чем тридцати тысяч труб. Трубы бывают разнообразными по длине, диаметру, типу строения и материалу изготовления. Они могут быть медными, свинцовыми, жестяными или из разных сплавов, например, свинцово-оловянными. Сложное строение позволяет органу иметь огромный диапазон звучания по высоте и тембру и обладать богатством звуковых эффектов. Орган может имитировать игру других инструментов, поэтому его нередко приравнивают к симфоническому оркестру. Самый большой орган находится в США в концертном зале Бордуок города Атлантик-Сити. У него 7 ручных клавиатур, 33112 труб и 455 регистров.
Звучание органа нельзя сравнить ни с каким другим музыкальным инструментом и даже симфоническим оркестром. Его мощные, торжественные, неземные звуки действуют на душу человека мгновенно, глубоко и ошеломляющее, кажется, что сердце вот-вот разорвется от божественной красоты музыки, небо разверзнется и откроются, до этого момента непостижимые, тайны бытия.