Единый сельскохозяйственный налог (есхн)

Условия перехода на уплату ЕСХН

Действующие сельхозтоваропроизводители (организации и ИП)

Сельхозтоваропроизводители

Условия

сельскохозяйственные товаропроизводители (кроме сельскохозяйственных потребительских кооперативов, рыбохозяйственных организаций, являющиеся градо- и поселкообразующими российскими рыбохозяйственными организациями, рыбохозяйственных организаций)

Период: календарный год, предшествующий календарному году, в котором подается уведомление о переходе на уплату ЕСХН

В общем доходе от реализации ТРУ

доходы от реализации произведенной сельскохозяйственной продукции, включая:

  • продукцию первичной переработки, произведенную из сельскохозяйственного сырья собственного производства
  • доходы от оказания услуг в области производства сельскохозяйственных культур и послеуборочной обработки сельскохозяйственной продукции

Доля дохода: не менее 70%

сельскохозяйственные потребительские кооперативы

Период: календарный год, предшествующий календарному году, в котором подается уведомление о переходе на уплату ЕСХН

В общем доходе от реализации ТРУ:

  • доходы от реализации сельскохозяйственной продукции собственного производства членов сельскохозяйственных потребительских кооперативов
  • доходы от выполненных работ (услуг) для членов данных кооперативов

Доля дохода: не менее 70%

рыбохозяйственные организации, являющиеся градо- и поселкообразующими российскими рыбохозяйственными организациями

Период: календарный год, предшествующий календарному году, в котором подается уведомление о переходе на уплату ЕСХН

В общем доходе от реализации ТРУ:

доходы от реализации их уловов водных биологических ресурсов и (или) произведенной из них собственными силами рыбной и иной продукции из водных биологических ресурсов

Доля дохода: не менее 70%

Осуществляют рыболовство на судах рыбопромыслового флота, принадлежащих им на праве собственности, или используют их на основании договоров фрахтования (бербоут-чартера и тайм-чартера)

Вновь созданные в текущем году сельхозтоваропроизводители (организации и ИП) при переходе с начала следующего года:

Организации — сельскохозяйственные товаропроизводители (кроме сельскохозяйственных потребительских кооперативов, рыбохозяйственных организаций)

Период: последний отчетный период в текущем календарном году, определяемый в связи с применением иного налогового режима

В общем доходе от реализации ТРУ:

доходы от реализации произведенной сельскохозяйственной продукции, включая:

продукцию первичной переработки, произведенную из сельскохозяйственного сырья собственного производства

Доля дохода: не менее 70%

сельскохозяйственные потребительские кооперативы

Период: последний отчетный период в текущем календарном году, определяемый в связи с применением иного налогового режима

В общем доходе от реализации ТРУ:

  • доходы от реализации сельскохозяйственной продукции собственного производства членов сельскохозяйственных потребительских кооперативов
  • доходы от выполненных работ (услуг) для членов данных кооперативов

Доля дохода: не менее 70%

рыбохозяйственные организации или ИП

Период: последний отчетный период в текущем календарном году, определяемый в связи с применением иного налогового режима

Численность работников:

  • средняя численность работников не превышает 300 человек
  • данная норма не распространяется на градо- и поселкообразующие российские рыбохозяйственные организации

В общем доходе от реализации ТРУ:

доходы от реализации выловленных ими рыбы и (или) объектов водных биологических ресурсов, включая продукцию их первичной переработки, произведенную собственными силами из выловленных ими рыбы и (или) объектов водных биологических ресурсов

Доля дохода: не менее 70%

Осуществляют рыболовство на судах рыбопромыслового флота, принадлежащих им на праве собственности, или используют их на основании договоров фрахтования (бербоут-чартера и тайм-чартера)

индивидуальные предприниматели (кроме рыбохозяйственных ИП)

Период: до 1 октября текущего года

В общем доходе от реализации ТРУ в связи с осуществлением предпринимательской деятельности:

доходы от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции, включая продукцию первичной переработки, произведенную ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства

Доля дохода: не менее 70%

Таким образом, главным условием, позволяющим применять систему налогообложения в виде ЕСХН, является осуществление налогоплательщиком процесса производства сельхозпродукции, а также получения доходов от ее реализации.

Единый налог на вмененный доход (ЕНВД)

С 1 января 2021 г. ЕНВД применять не получится в связи с его отменой.

Организациям, которые уже применяют ЕНВД, ФНС и Минфин в своих письмах предложили перейти на альтернативные специальные режимы налогообложения (Письмо ФНС России от 20 ноября 2020 г. № СД-4-3/19053@, Письмо Минфина России от 3 ноября 2020 г. № 03-11-11/95726).

По умолчанию с 1 января 2021 г. вас переведут на общий режим налогообложения: организации должны будут платить НДС и налог на прибыль, а ИП – НДС и НДФЛ. Если вы совмещали ЕНВД и УСН, с 1 января 2021 г. будете автоматически применять УСН по всем видам деятельности.

Чтобы перейти с 1 января на УСН с объектом налогообложения «доходы» или «доходы минус расходы», до 31 декабря 2020 г. нужно подать уведомление.

ИП, у которых не больше 15 работников и доход не больше 60 млн руб. в год, по некоторым видам деятельности могут перейти на ПСН, а ИП без работников – стать самозанятыми.

При этом нет необходимости направлять уведомление в налоговый орган о снятии с учета в качестве плательщика ЕНВД. Налоговую декларацию по ЕНВД за IV квартал 2020 г. нужно представить не позднее 20 января 2021 г., уплатить налог – не позднее 25 января 2021 г. (см. указанные выше письма ФНС и Минфина).

Могут ли перевод фирмы на спецрежим квалифицировать как дробление бизнеса?

Специальные налоговые режимы были введены для поддержки малого предпринимательства. Крупные организации зачастую не соответствуют критериям для применения этих режимов. Потому они в порядке реорганизации создают несколько более мелких организаций, которые спецрежимы использовать могут. При этом единственной целью реорганизации становится экономия на налогах. Такие схемы называют дроблением бизнеса, они являются противоправными (ст. 54.1 НК РФ).

Рассмотрим, какие аргументы приводят налоговые органы, чтобы доказать использование организацией подобной схемы.

Во-первых, руководство вновь созданными организациями осуществляют одни и те же лица или взаимозависимые лица. Но одного такого обстоятельства недостаточно. Налоговый орган должен доказать, что дробление бизнеса было осуществлено для уменьшения размера доходов (до 150 млн руб.), дающего право применять УСН, посредством распределения доходов между взаимозависимыми организациями (с одним учредителем, одним главным бухгалтером, общим штатом сотрудников, расчетными счетами в одном банке, едиными номерами телефонов, сайтом и др.).

Во-вторых, вновь созданные организации занимаются теми же видами деятельности, что и реорганизуемый налогоплательщик, и зарегистрированы (или фактически находятся) по одному адресу.

В-третьих, налогоплательщик до реорганизации применял специальные налоговые режимы, но должен был утратить право на них. Дробление же бизнеса позволило ему продолжить работу на этих спецрежимах.

В-четвертых, вновь созданные юрлица или вновь зарегистрированные ИП не обладают должной самостоятельностью: используют в своей деятельности транспортные средства, персонал, контрагентов, складские помещения и оборудование, торговые залы и кассовые узлы, сайты, программное обеспечение, товарные знаки и другие ресурсы реорганизованного лица; деятельность субъектов представляет собой единый производственный процесс.

В-пятых, между взаимозависимыми организациями фактически отсутствует разделение деятельности.

Приведем пример из судебной практики. Суды указали на использование взаимозависимыми организациями схемы дробления бизнеса, направленной на минимизацию налогообложения, с целью недопущения превышения предельных размеров дохода, дающих право на применение УСН. Данный вывод был сделан судом ввиду того, что была создана искусственная ситуация, при которой видимость действий нескольких налогоплательщиков прикрывала фактическую деятельность одного налогоплательщика. При этом отмечалось отсутствие деловой цели в создании трех организаций, которые имели расчетные счета в одном банке, справочную службу с одним номером телефона, единые сайт и рекламу. Созданные организации не имели достаточного количества трудовых ресурсов и не несли расходов, характерных для организаций, ведущих самостоятельную хозяйственную деятельность (Определение Верховного Суда РФ от 8 октября 2020 г. № 301-ЭС20-9592 по делу № А43-34833/2018).

Таким образом, ключевым моментом можно считать наличие деловой цели при дроблении налогоплательщиком своего бизнеса. Для снижения налоговых рисков рекомендуем налогоплательщикам, применяющим специальные налоговые режимы, изучить материалы судебной практики, чтобы понимать, какие обстоятельства будут свидетельствовать о наличии деловой цели при дроблении бизнеса.

«Привычка» исправлять и дополнять кодекс

Здесь привлекает внимание слово «непосредственно», ведь в НК РФ его нет. Так зачем же его используют чиновники, тем самым искажая текст НК РФ? А вот зачем

В качестве примера неиспользуемого непосредственно имущества они называют административное здание, офисное помещение, гостиницу, общежитие, объекты жилого фонда, столовую, иные объекты, непосредственно не участвующие при производстве, переработке и реализации сельскохозяйственной продукции.

Характер перечисленной недвижимости таков, что она действительно не может использоваться в подобной деятельности непосредственно (то есть, по мысли чиновников, она всегда и полностью должна включаться плательщиком ЕСХН в облагаемую базу по налогу на имущество). Но ведь этого требования и нет в НК РФ, его чиновники сочли необходимым ввести в качестве дополнения.

Получается, что даже если плательщик ЕСХН занимается исключительно сельскохозяйственной деятельностью, то все равно в отношении, например, здания администрации (которая и управляет этим видом деятельности) ему придется уплачивать налог на имущество. Абсурдно, но так, видимо, считают чиновники.

Их непоследовательность проявляется в последних предложениях приводимого разъяснения. Так, они указывают, что нельзя считать непосредственно занятым в сельскохозяйственной деятельности налогоплательщика имущество, переданное в пользование по договорам аренды, фрахтования на условиях бербоут-чартера или тайм-чартера. Ведь, как объясняет Минфин, и оно не используется непосредственно в сельскохозяйственной деятельности именно этим налогоплательщиком.

Вероятно, это так и слово «непосредственно» тут не при чем.

Но тут же финансисты добавляют: предназначенное для ведения деятельности, предусмотренной гл. 26.1 НК РФ, имущество, находящееся на балансе сельскохозяйственного товаропроизводителя, перешедшего на уплату ЕСХН, временно не используемое в связи с переводом на консервацию, не может рассматриваться как имущество, используемое в целях, отличных от указанной предпринимательской деятельности, что подтверждается судебной практикой. Следовательно, такое имущество не облагается налогом на имущество организаций.

То есть неожиданно критерием для освобождения от уплаты налога на имущество они называют даже не использование имущества в сельскохозяйственной деятельности, а предназначенность для этой цели. Весьма вольная трактовка нормы НК РФ…

По мнению Минфина, это подтверждается судебной практикой и их же прежним разъяснением, приведенным в Письме от 24.04.2018 № 03-05-04-01/27810. Правда, в нем речь идет несколько об иной ситуации: вопрос был в том, в каких случаях имущество индивидуального предпринимателя признается используемым в предпринимательской деятельности и именно на этом основании освобождается от уплаты налога на имущество.

Действительно, здесь приводится и арбитражная практика, свидетельствующая, что имущество может быть признано используемым в предпринимательской деятельности не только в случае и в период его фактического использования в предпринимательской деятельности, но и в случае осуществления подготовительных мероприятий, связанных с предпринимательской деятельностью (например, ремонт помещения), а также в случае, если назначение или разрешенное использование объекта недвижимости исключает возможность использования такого объекта в личных, семейных и иных, не связанных с предпринимательством целях.

Вот только использование имущества в предпринимательской деятельности вовсе не подтверждает, что имущество используется в сельскохозяйственной деятельности. Обоснование Минфина неуместно. Однако оно благоприятно для налогоплательщиков, чем они могут воспользоваться, но только в части имущества на консервации.

* * *

Итак, чиновники совершили, можно сказать, разворот на 180 градусов. Сначала утверждая одно, потом они полностью изменили свое мнение на противоположное.

По нашему мнению, оснований для этого у них не было. И если имущество хотя бы в какой-то степени использовалось для сельскохозяйственной деятельности, включая административные и подобные им здания, налог на имущество в отношении них уплачивать не нужно.

Осторожный налогоплательщик вправе вести раздельный учет в отношении объектов, которые используются одновременно и в иной деятельности. Однако налогоплательщикам надо быть готовыми к тому, что с учетом нового подхода чиновников, который они поспешили активно довести до сведения налогоплательщиков, возможны споры с налоговыми органами. Вероятно, эти споры придется разрешать в суде, и пока трудно предсказать, что решат арбитры: практики еще нет.

Декларация по ЕСХН

Один раз в год плательщики подают декларацию по ЕСХН в ИФНС по месту регистрации организации или месту жительства ИП. Срок подачи — до 31 марта года, следующего за отчетным. При прекращении деятельности в качестве сельхозпроизводителя декларация подается субъектом не позже 25 числа следующего месяца.

  1. Раздел 1. Указывается сумма аванса по ЕСХН, а также сумма налога к доплате либо к уменьшению, рассчитанная по итогам года.
  2. Раздел 2. Приводится расчет налога.
  3. Раздел 2.1. Приводится сумма убытка за предыдущие периоды.
  4. Раздел 3. Отчет о целевом использовании имущества, полученного в рамках благотворительной деятельности, целевого финансирования либо целевых поступлений. Если налогоплательщик в отчетном году не получал такого имущества, в том числе денежных средств, то этот раздел не заполняет.

Титульный лист

Общие правила заполнения

При заполнении декларации по ЕСХН следует придерживаться таких правил:

  1. Все листы начиная с титульного, должны быть пронумерованы.
  2. На каждом листе должны быть указаны ИНН и КПП.
  3. В каждом поле указывается один показатель. Если его нет, ставится прочерк.
  4. При ручном заполнении позволено использовать синие, черные и фиолетовые чернила. Следует использовать только заглавные буквы.
  5. При заполнении на компьютере применяется шрифт Courier New 16 — 18 пунктов.
  6. Все суммы указываются в рублях, копейки отбрасываются (до 50 к.) либо округляются до полного рубля (более 50 к.).
  7. Исправления ошибок в декларации не допускается.
  8. При распечатывании каждая страница должна располагаться на отдельном листе.
  9. Степлером документы лучше не скреплять.

Таблица 2. Особенности заполнения разделов декларации по ЕСХН

Строка / Графа Что указывать
Титульный лист
Номер корректировки При первичной сдаче — 0, при повторной — порядковый номер корректировки (1,2,3…)
Налоговый период (код)
  • в общем случае — 34 (декларация за год);
  • в случае реорганизации, ликвидации, прекращения деятельности ИП — 50;
  • при переходе на иной режим — 95;
  • при прекращении применения ЕСХН — 96
Код места представления декларации
  • по месту жительства ИП — 120;
  • по месту нахождения организации — 214;
  • в ИФНС по крупнейшим налогоплательщикам — 213
Количество страниц
  • указывается количество страниц отчета;
  • в случае приложения дополнительных документов отдельно указывается их количество
Сведения о лице, подписавшем декларацию
  1. Если подписывает лично директор:
    • ставится код 1;
  2. указывается ФИО.
  3. Если подписывает сам ИП — ставится код 1, ФИО дублировать не нужно.
  4. Если подписывает представитель — физическое лицо:
    • ставится код 2;
  5. указывается имя физлица;
  6. указываются сведения о документе, подтверждающем его полномочия (прикладывается копия).
  7. Если представителем является организация:
    • ставится код 2;
  8. указывается наименование организации-представителя;
  9. указывается ФИО сотрудника организации-представителя, уполномоченного на подпись декларации;
  10. указываются реквизиты документа, подтверждающего его полномочия (прикладывается копия)
Раздел 1
Строки 001, 003 Код по ОКТМО. Если код в течение года не менялся, строку 003 заполнять не нужно
Строка 002 Сумма авансового платежа за полугодие
Строка 004 Сумма ЕСХН к доплате. Положительная разница между итоговым налогом за год и авансовым платежом.
Строка 005 Сумма ЕСХН к уменьшению. Отрицательная разница между итоговым налогом за год и авансовым платежом.
Раздел 2
Строка 010 Доход по ЕСХН
Строка 020 Расход по ЕСХН
Строка 030 Положительная разница между доходом и расходом. Если получилась отрицательная сумма, ставится 0
Строка 040 Сумма убытка за предыдущие годы, принятого к уменьшению базы (не более суммы налоговой базы)
Строка 045 Ставка ЕСХН (6%)
Строка 050 Сумма ЕСХН. Рассчитывается, как разница между налоговой базой и суммой принятого к уменьшению убытка, умноженная на ставку
Раздел 2.1
Строка 010 Общая сумма убытков за предыдущие налоговые периоды, указанные в строках 020-110
Строки 020-110 Детализация убытков по годам
Строка 120 Сумма убытка за отчетный год
Строка 130 Общая сумма убытков, которые могут быть перенесены на следующие налоговые периоды
Строки 140-230 Детализация строки 130. Суммы убытков по годам, когда они образовались
Раздел 3
Графа 1 Код вида поступлений из Приложения № 5 к Порядку заполнения декларации по ЕСХН
Графа 2 Дата поступления целевых средств (ЦС);
Графа 3 Стоимость ЦС (товаров, имущества, работ, услуг, денежных средств);
Графа 4 Сумма ЦС, которые в течение срока были использованы по назначению
Графа 5 Дата, до которой необходимо использовать ЦС
Графа 6 Сумма ЦС, срок использования которых не истек
Графа 7 Сумма ЦС, которые не использованы либо использованы не по назначению

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Налоговый кодекс Российской Федерации ( – URL: http://www.zakonrf.info/nk/)

2. Дмитриева Н. Г., Дмитриев Д. Б.: Налоги и налогообложение в Российской Федерации / Учебник для вузов. — Ростов н/д: Феникс, 2004. — 512 с. (Серия  «Высшее образование»)

3. Жидкова Е. Ю.: учеб. пособие — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Эксмо, 2009. — 480 с. — (Новое экономическое образование)

4. Качур О. В.: Налоги и налогообложение / учебное пособие – М.: КНОРУС, 2007. – 304 с.

5. Миляков Н. В.: Налоги и налогообложение / Учебник. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФА – М, 2006. – 509 с. – (Высшее образование)

6. Пансков В.Г.: Налоги и налогообложение в Российской Федерации / Учебник для вузов. – 7-е изд., доп. и перераб. – М.: МЦФЭР, 2006. – 592 с.

7. Перов А.В., Толкушкин А.В.: Налоги и налогообложение / Учебное пособие. — 5-е изд., перераб. и доп. — М.: Юрайт – Издат, 2005. — 720 с.

8. Управление Федеральной налоговой службы по Алтайскому краю: . – URL: http://www.r22.nalog.ru/

Ограничения для ЕСХН

Дополнительные ограничения для применения этого режима, выглядят так:

  1. Не могут работать на ЕСХН производители подакцизных товаров (алкоголь, табак и др.), а также те, кто занимается игорным бизнесом.
  2. Для того, чтобы иметь возможность перейти (для уже работающих хозяйствующих субъектов) или сохранить право на ЕСХН, налогоплательщик должен выполнять условие о том, что доля дохода от реализации сельскохозяйственной продукции или рыболовецкого улова составляет не менее 70% от всего его дохода.
  3. Если среднегодовая численность рыбохозяйственных организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих ЕСХН, не превышает 300 человек. Для сельскохозяйственных организаций такого требования нет.
  4. По размеру получаемых доходов ограничений не предусмотрено, при условии, что соблюдается требование о доле доходов не менее 70%.

Обзор документа

Если с/х товаропроизводитель перешел на ЕСХН, то налог на имущество не уплачивается, если оно использовалось в течение налогового периода по целевому назначению или одновременно использовалось в целях, отличных от указанной предпринимательской деятельности.

В отношении имущества, не используемого непосредственно для производства с/х продукции, первичной и последующей (промышленной) переработки и реализации, а также при оказании услуг, льгота по налогу на имущество организаций не применяется. Это касается в том числе административного здания, офисного помещения, гостиницы, общежития, объектов жилого фонда, столовой, иных объектов, непосредственно не участвующих при производстве, переработке и реализации с/х продукции, а также имущества, переданного в пользование по договорам аренды, фрахтования на условиях бербоут-чартера или тайм-чартера.

Предназначенное для ведения с/х деятельности имущество, временно не используемое в связи с переводом на консервацию, не может рассматриваться как используемое в целях, отличных от указанной предпринимательской деятельности. Следовательно, такое имущество не облагается налогом на имущество организаций.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

УСН

Упрощенный налог (гл. 26.2 НК РФ) во многом схож с ЕСХН: если речь идет об УСН «доходы», применяется та же ставка 6%, а при выборе варианта УСН «доходы минус расходы» налоговая база является разницей доходной части и затрат.

Очевидно при этом, что в первом случае не удастся уменьшить базу на сумму расходов и в итоге, по сравнению с ЕСХН, налоговое бремя увеличится. Если применять УСН «доходы минус расходы», понесенные затраты могут уменьшить налог по правилам указанной главы НК (есть ограничения). Ставка налога в зависимости от региона — от 5 до 15%, однако минимальный процент применяется редко, и величину налога уменьшить до уровня ЕСХН, скорее всего, не удастся.

При применении УСН придется отслеживать соблюдение ограничений: например, объем выручки, стоимость основных средств. Лимит численности (100 человек), очевидно, будет соблюдаться КФХ по умолчанию.

Важно! Переход на спецрежим происходит тоже по заявлению налогоплательщика. Отдельный вопрос – страховые взносы членов КФХ в связи с уплатой УСН

Согласно ст. 430 п. 2 НК РФ, главы КФХ уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование за себя и за членов КФХ. Этой же статьей определены и размеры платежа. Согласно ст. 346.21 НК РФ п. 3.1 пп. 3-3, у ИП есть возможность уменьшить налог на всю сумму страховых взносов. Минфин еще в 2014 году (письмо №03-11-06/2/66200 от 22/12/14 г.) сделал вывод: КФХ имеют право на уменьшение так же, как ИП: беря в расчет полную сумму взносов. Отметим, что речь в ст. 346.21 идет об УСН «доходы» и касается фермеров, не использующих наемных работников. Хотя указанный вывод не противоречит нормам ст. 430 НК, вступившей в действие в 2016 году, рекомендуется уточнить возможность применения этого правила в налоговом органе

Отдельный вопрос – страховые взносы членов КФХ в связи с уплатой УСН. Согласно ст. 430 п. 2 НК РФ, главы КФХ уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование за себя и за членов КФХ. Этой же статьей определены и размеры платежа. Согласно ст. 346.21 НК РФ п. 3.1 пп. 3-3, у ИП есть возможность уменьшить налог на всю сумму страховых взносов. Минфин еще в 2014 году (письмо №03-11-06/2/66200 от 22/12/14 г.) сделал вывод: КФХ имеют право на уменьшение так же, как ИП: беря в расчет полную сумму взносов. Отметим, что речь в ст. 346.21 идет об УСН «доходы» и касается фермеров, не использующих наемных работников. Хотя указанный вывод не противоречит нормам ст. 430 НК, вступившей в действие в 2016 году, рекомендуется уточнить возможность применения этого правила в налоговом органе.

Что облагается налогом

Объектом налогообложения являются доходы, от которых отняли понесенные расходы. Ставка, по которой осуществляется расчет платежей в бюджет по этой системе, составляет 6%. То есть, чтобы узнать, сколько денег необходимо перечислить государству, нужно использовать формулу:

Налоговая база * 6% = Величина налога

При этом, согласно НК РФ, нужно учитывать:

  • налоговая база – это определенная в денежном выражении сумма доходов, уменьшенных на количество понесенных расходов;
  • доходы и расходы рассчитываются нарастающими суммами с начала календарного года;
  • налоговую базу можно снизить на величину убытка, полученного по результатам деятельности прошлого календарного года.

Бухучет

Дебет 99 Кредит 68 субсчет «Расчеты по ЕСХН»– начислен ЕСХН (авансовый платеж) по итогам налогового (отчетного) периода;

Дебет 99 Кредит 68 субсчет «Расчеты по ЕСХН»– сторнирована излишне начисленная сумма ЕСХН по итогам года.

Перечисление налога в бюджет отразите проводкой:Дебет 68 субсчет «Расчеты по ЕСХН» Кредит 51

Пример расчета и отражения в бухучете авансового платежа по ЕСХН и итоговой суммы налога за год

По итогам года доходы «Альфы» составили 7 000 000 руб., а расходы – 6 500 000 руб.

Сумма авансового платежа по ЕСХН за полугодие равна:(3 000 000 руб. – 2 000 000 руб.) × 6% = 60 000 руб.

Дебет 68 субсчет «Расчеты по ЕСХН» Кредит 51– 60 000 руб. – перечислен авансовый платеж по ЕСХН за первое полугодие.

Сумма ЕСХН за год равна:(7 000 000 руб. – 6 500 000 руб.) × 6% = 30 000 руб.

Поскольку сумма начисленного авансового платежа засчитывается в счет уплаты ЕСХН за год, по итогам года у «Альфы» образовалась переплата. В связи с этим в бухучете должна быть отражена сумма налога к уменьшению:30 000 руб. – 60 000 руб. = –30 000 руб.

Дебет 99 Кредит 68 субсчет «Расчеты по ЕСХН»– 30 000 руб. – сторнирована излишне начисленная сумма ЕСХН.

Расходы на техническое перевооружение, реконструкцию, модернизацию, дооборудование, достройку, изготовление, сооружение, приобретение ОС и НМА принимаются в момент ввода в эксплуатацию. Затраты на получение имущественных прав на землю учитываются равномерно на протяжении срока, установленного субъектом обложения, но не меньше 7 лет.

При применении режима налогообложения ЕСХН предприниматели освобождаются от основных налогов, уплачиваемых на общем режиме (ОСНО). Эти налоги заменяются единым налогом, который исчисляется в установленном законом порядке.

Плательщики ЕНВД должны уплачивать следующие налоги:

  1. ЕСХН по итогам первого полугодия и года (два раза за налоговый период);
  2. Обязательные страховые взносы в ПФР и ФОМС;
  3. НДФЛ за наемных работников.

Объектом налогообложения при ЕСХН являются доходы, уменьшенные на величину расходов. Собственно, налоговая база по нему так и считается. Ставка налога составляет 6%.

Вместе с тем ИП на ЕСХН в обязательном порядке должны вести книгу учета доходов и расходов.

Заключение

Проведённое исследование единого сельскохозяйственного налога позволяет сделать следующие выводы.

Еще до момента перехода на новый налоговый режим в виде ЕСХН предприятиям необходимо провести подготовительную работу, которая позволит свести к минимуму возможные потери. Принимаемые государством меры по совершенствованию системы ЕСХН оказывают положительное влияние на развитие сельского хозяйства, растут поступления этого налога в бюджет. В целом эти изменения сведены к тому, что принципы исчисления единого сельскохозяйственного налога (ЕСХН) максимально приближены к принципам упрощенной системы налогообложения.

Ранее единый сельскохозяйственный налог устанавливался региональными законами и сельскохозяйственный производитель был обязан переходить на его уплату, если в регионе местные власти ввели этот налог. С 2004 г. ЕСХН действует на всей территории России, и переход на его уплату и возврат к общему режиму налогообложения осуществляются добровольно.

Согласно п. 3 ст. 346.1 НК РФ при переходе на уплату ЕСХН организации освобождаются от уплаты:

• налога на прибыль;

• налога на добавленную стоимость (кроме НДС, уплачиваемого на таможне и в качестве налогового агента);

• налога на имущество организаций;

• единого социального налога.

Индивидуальные предприниматели, уплачивающие ЕСХН, перестают быть плательщиками:

• налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности);

• налога на имущество физических лиц (по имуществу, которое используется в предпринимательской деятельности);

• единого социального налога. Положения гл. 26.1 НК РФ распространяются на крестьянские (фермерские) хозяйства.

Крестьянское (фермерское) хозяйство осуществляет деятельность без образования юридического лица, и глава этого хозяйства признается предпринимателем с момента его государственной регистрации. На крестьянское (фермерское) хозяйство распространяются правила, установленные для индивидуальных предпринимателей.

Организации и предприниматели, перешедшие на уплату ЕСХН, продолжают уплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, а также все иные налоги в соответствии с общим режимом налогообложения, в том числе плату за пользование водными объектами, налог на добычу полезных ископаемых и другие, если плательщиками таковых будут являться. Кроме того, во исполнение статей гл. 26.1 НК РФ, введенных Законом № 147-ФЗ, в обязательном порядке плательщиками, перешедшими на уплату ЕСХН, должен исчисляться и уплачиваться земельный налог. Организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками единого сельскохозяйственного налога, не освобождаются от исполнения предусмотренных Налоговым кодексом обязанностей налоговых агентов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector