Статья 214 тк рф. обязанности работника в области охраны труда
Содержание:
- Обязанности работника, связанные со средствами индивидуальной защиты
- Кому должен подчиняться работник?
- Способы защиты прав работников
- Письмо Министерства труда и социальной защиты РФ от 23 июня 2017 г. № 15-1/ООГ-1744 О проведении специальной оценки условий труда в отношении рабочих мест государственных гражданских служащих и муниципальных служащих
- Пройдите обучение в государственном ВУЗе:
- Проведение спецоценки условий труда
- Какие виды обучения могут применяться?
- Второй комментарий к Статье 214 Трудового кодекса
- Статья 214 ТК РФ. Обязанности работника в области охраны труда
- Базовый перечень нормативных документов по охране труда
- Комментарий к статье 214 ТК РФ
- Обязанность субъекта оповещать руководителя отдела в случае возникновения угрозы здоровью или жизни работников компании
- Каковы задачи службы по охране труда?
- По трудовому кодексу
- Учет микроповреждений
Обязанности работника, связанные со средствами индивидуальной защиты
Применение средств индивидуальной защиты является наиболее актуальной обязанностью сотрудника, так как именно данную необходимость чаще всего нарушают, что и становится самой распространенной причиной производственных травм.
Средства защиты делятся на:
- индивидуальные атрибуты, то есть, на одного сотрудника. К СИЗ относятся одежда, обувь, защитные очки, щитки и прочее;
- коллективные атрибуты, то есть для группы сотрудников. К данному виду средств защиты относятся системы вентиляции и очистки кислорода, защитные меры от вибраций или шумов.
Субъект обязан знать, какие средства нужно использовать при исполнении конкретных обязанностей, а также уметь обращаться с рассматриваемыми видами защиты. Данную информацию сотрудник может получить при общем инструктаже в рамках ознакомления нового подчиненного с правилами безопасности на производстве.
Кому должен подчиняться работник?
Специалист подчиняется руководителю. Именно руководитель несет полную ответственность за систему охраны труда. Для полноценного функционирования этой системы он создает службу, либо назначает ответственного сотрудника в одном лице.
По распоряжению руководителя может быть принято решение о подчинении работника его заместителю.
В своей работе сотрудник взаимодействует со всеми структурными подразделениями компании, с органами власти, с органами надзора, контроля, трудовой инспекцией.
Специалист опирается на положения законодательных актов, внутренних распоряжений предприятия (коллективные договора, соглашения, приказы).
Способы защиты прав работников
В целях защиты и охраны прав работников законодательство установило несколько вариантов этого действия. Защита трудовых прав в настоящее время является актуальным вопросом, поскольку случаи их нарушения нередки. Государство, осуществляя охрану трудовых прав, реализует это следующими способами:
- обращение работника в комиссию по трудовым спорам;
- заявление в Трудовую инспекцию;
- обращение в Прокуратуру;
- иск в суд.
Кроме того, защитить свои права и помочь в решении ряда вопросов могут и такие организации, как профсоюзы.
Нельзя однозначно ответить на вопрос о том, каковы перечисленные способы защиты прав работников по результативности. Каждый из них эффективен, но при соблюдении определенных алгоритмов действий.
Суд и Прокуратура также призваны охранять трудовые права работника. В Прокуратуру можно обратиться лично, записавшись на прием к прокурору по месту нахождения работодателя. В суд необходимо обращаться через исковое заявление.
Письмо Министерства труда и социальной защиты РФ от 23 июня 2017 г. № 15-1/ООГ-1744 О проведении специальной оценки условий труда в отношении рабочих мест государственных гражданских служащих и муниципальных служащих
17 августа 2017
Департамент условий и охраны труда рассмотрел обращения и сообщает, что, в соответствии с частью 4 статьи 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее — Федеральный закон) проведение специальной оценки условий труда в отношении условий труда государственных гражданских служащих и муниципальных служащих регулируется федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной гражданской службе и о муниципальной службе.
Таким образом, вопросы проведения специальной оценки условий труда в отношении рабочих мест государственных гражданских служащих и муниципальных служащих регулируются положениями Федеральных законов от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», а также изданными в развитие их положений нормативными правовыми актами, положения которых регулируют вопросы установления условий труда на рабочих местах государственных и муниципальных служащих.
В отношении рабочих мест военнослужащих, проходящих воинскую службу, специальная оценка условий труда не проводится так как в соответствии со статьей 11 Трудового кодекса Российской Федерации трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, не распространяются на военнослужащих при исполнении ими обязанностей военной службы, если в установленном Трудовым кодексом Российской Федерации порядке они одновременно не выступают в качестве работодателей или их представителей.
В отношении рабочих мест остальных категорий государственных служащих, перечисленных в Федеральном законе от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации», а также работников религиозных организаций специальная оценка условий труда может быть проведена в общем порядке, установленном Федеральным законом и изданными в развитие его положений нормативными правовыми актами.
По вопросам о сроках проведения специальной оценки условий труда сообщаем, что частью 4 статьи 27 Федерального закона предусмотрена возможность поэтапного проведения специальной оценки условий труда в отношении рабочих мест, на которых проведена идентификация потенциально вредных (опасных) производственных факторов и ранее была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда. При этом работодатель вправе провести на таких рабочих местах специальную оценку условий труда в порядке, установленном Федеральным законом, до истечения срока действия имеющихся результатов аттестации рабочих мест по условиям труда.
В отношении рабочих мест, на которых не проводилась аттестация рабочих мест по условиям труда или идентификация потенциально вредных (опасных) производственных факторов не проводилась в соответствии с требованиями части 6 статьи 10 Федерального закона, специальная оценка условий труда должна быть проведена в первоочередном порядке.
Вопросы установления порядка и сроков проведения внеплановой специальной оценки условий труда в зависимости от возникновения оснований для ее проведения, а также исчерпывающий перечень оснований для проведения внеплановой специальной оценки условий труда урегулированы положениями статьи 17 Федерального закона, независимо от наличия результатов ранее проведенной аттестации рабочих мест по условиям труда или специальной оценки условий труда.
При этом во всех случаях возникновения оснований для проведения внеплановой специальной оценки условий труда решение о необходимости ее проведения принимается комиссией по проведению специальной оценки условий труда у работодателя и оформляется протоколом. Аналогично оформляется решение комиссии по проведению специальной оценки условий труда у работодателя о необходимости проведения внеплановой специальной оценки условий труда или об отсутствии такой необходимости в случае реорганизации работодателя или его структурных подразделений.
В перечисленных случаях работодатель может быть привлечен к административной ответственности в соответствии с частью 2 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в случае нарушения порядка и сроков проведения внеплановой специальной оценки условий труда независимо от того, какой трудовой договор был заключен с работником, занятым на рабочем месте, где должна проводиться внеплановая специальная оценка условий труда.
Заместитель директора Департаментаусловий и охраны труда | П.С. Сергеев |
Пройдите обучение в государственном ВУЗе:
Профессиональная переподготовка специалистов по охране труда
250 часов 1 раз
Специалисты по охране труда не имеющие профильного образования по охране труда.
Дистанционная, очно-заочная Выдается ДИПЛОМ
Подробнее
Дополнительное образование по охране труда
250 часов 1 раз
Все желающие получить новую профессию специалиста по охране труда.
Дистанционная, очно-заочная Выдается ДИПЛОМ
Подробнее
Повышение квалификации специалиста по охране труда
72 часов 1 раз / 5 лет
Специалисты по охране труда, желающие пройти курсы повышения квалификации.
Дистанционная, очно-заочная Выдается удостоверение
Подробнее
Обучение и проверка знаний требований охраны труда
40 часов 1 раз / 3 года
Руководители, ИП, специалисты по охране труда, члены комиссий по охране труда.
Дистанционная, очно-заочная Выдается удостоверение
Подробнее
Проведение спецоценки условий труда
Еще одна обязанность работодателя по охране труда – проведение специальной оценки условий труда (СОУТ), по итогам которой будет выдано заключение. СОУТ проводится с целью установить наличие факторов, способных нанести вред здоровью людей или оказывать негативное влияние на рабочий процесс.
Порядок проведения СОУТ регламентируется законом о спецоценке от 28.12.2013 № 426-ФЗ, а также Приказом Минтруда России от 24.01.2014 № 33н (ред. от 27.04.2020).
Проводить СОУТ необходимо каждые 5 лет, внеплановая спецоценка проводится при возникновении несчастных случаев на производстве и профзаболеваний, при создании нового рабочего места.
Какие виды обучения могут применяться?
Читайте подобрее о видах обучения по охране труда
Все работники организации обязаны пройти инструктаж и обучение по охране труда.
Для рабочих профессий: Обучение по оказанию первой медицинской помощи — 1 раз в год Обучение безопасным методам работ рабочих с опасными видами деятельности — вступившие в специальность или если был перерыв 1 год. Периодичность устанавливается нормативными актами.
Для руководителей и специалистов предусмотрено специальное обучение охране труда руководителей и специалистов 1 раз в 3 года
Для специалистов по охране труда предусмотрена повышение квалификации 1 раз в 5 лет.
Также обращаем внимание, что специалисты по охране труда у которых нет соответствующего образования, обязаны пройти профессиональную переподготовку по охране труда. (Приказ Минздрава РФ от 17.05.2012 №559н)
Для программ повышения квалификации срок освоения не может быть менее 16 часов, а срок освоения программ профессиональной переподготовки — менее 250 часов. (Приказ от 1 июля 2013 г. N 499 министерства образования об обучении по дополнительным профессиональным программам).
Второй комментарий к Статье 214 Трудового кодекса
1. Хотя основная обязанность по созданию безопасных условий труда, охраны труда лежит на работодателе, его администрации, но и работники имеют определенные обязанности в этой области. Это соблюдение правил, инструкций, требований охраны труда.
2. Статья 214 ТК РФ предусматривает пять обязанностей работников в области охраны труда:
1) соблюдать установленные трудовым законодательством, правилами и инструкциями требования охраны труда;
2) правильно применять средства индивидуальной и коллективной защиты;
3) немедленно извещать своего непосредственного или вышестоящего руководителя о любой угрожающей жизни и здоровью людей ситуации, о каждом производственном несчастном случае, об ухудшении состояния своего здоровья, включая признаки профессионального заболевания (отравления);
4) проходить обязательные для него медицинские осмотры;
5) проходить инструктаж по охране труда, проверку знаний требований охраны труда и обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, оказания первой помощи при несчастных случаях на производстве, стажировку на рабочем месте.
Мнение эксперта
Михайлов Владислав Иванович
Юрист с 6-летним стажем. Специализируется в области семейного права. Знает о законе все.
3. Нарушение работником указанных обязанностей по охране труда без уважительных причин является дисциплинарным проступком, влекущим дисциплинарную ответственность вплоть до увольнения по п. 5 ст. 81 Кодекса.
Инструктаж работников по срокам и его содержанию подразделяется на вводный, первичный на рабочем месте, повторный, внеплановый и целевой.
Вводный инструктаж проводится со всеми работниками при приеме их на работу независимо от их образования, стажа работы по данной профессии, а также с командированными, учащимися и студентами, прибывшими на производственное обучение или практику.
Для всех вновь поступающих на работу, а также переводимых на другую работу лиц работодатель обязан организовать инструктаж по охране труда, обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первичной помощи пострадавшим.
Для лиц, поступающих на производство с вредными или опасными условиями труда, где требуется профессиональный отбор, организуется предварительное обучение по охране труда со сдачей экзаменов и последующей периодической аттестацией.
Все работники организаций, включая руководителей, обязаны проходить обучение, инструктаж, проверку знаний правил, норм и инструкций по охране труда в порядке и сроки, которые установлены для определенных видов работ и профессий ст. 18 Закона об охране труда.
Внеплановый (внеочередной) инструктаж проводится при изменении правил по охране труда, технологического процесса, замене оборудования и т.д., а также если в акте о несчастном случае на производстве указана необходимость проведения такого инструктажа.
Целевой инструктаж проводится при выполнении других разовых работ, ликвидации последствий аварий, стихийных бедствий и катастроф и т.д.
Статья 214 ТК РФ. Обязанности работника в области охраны труда
Новая редакция Ст. 214 ТК РФ
соблюдать требования охраны труда;
правильно применять средства индивидуальной и коллективной защиты;
проходить обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочем месте, проверку знаний требований охраны труда;
немедленно извещать своего непосредственного или вышестоящего руководителя о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае, происшедшем на производстве, или об ухудшении состояния своего здоровья, в том числе о проявлении признаков острого профессионального заболевания (отравления);
проходить обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры, другие обязательные медицинские осмотры, а также проходить внеочередные медицинские осмотры по направлению работодателя в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами.
Базовый перечень нормативных документов по охране труда
Нормативно правовые акты по охране труда разделены на государственный и локальный уровни. В перечень документов каждого из уровней входят нормы, правила, положения, стандарты, инструкции и другие нормативные акты, содержащие обязательные либо рекомендованные для выполнения требования и нормативы. Не допускается противоречия положений разработанной в организации локальной документации государственным нормативным требованиям охраны труда.
Базовые нормативные акты, определяющие взаимоотношения работодателей и трудящихся в сфере ОТ:
1. Трудовой кодекс РФ. В разделе 10 Кодекса прописаны обязательные для выполнения любыми организациями требования относительно:
√ задач госнадзора за состоянием ОТ;√ обеспечения трудящихся молоком, лечебно-профилактическим питанием;√ организации обучения вопросам ОТ;√ организации общественного контроля со стороны трудящихся и профсоюзов, обязанностей и прав каждого из участников системы контроля;√ ответственности всех участников трудового процесса за нарушение требований ОТ;√ прав трудящихся на безопасную профессиональную деятельность;√ подбора и передачи трудящимся СИЗ;√ организации предварительных и периодических медосмотров;√ организации госэкспертизы условий труда;√ функционирования комиссий по ОТ;√ расследования и постановки на учет НС, ПЗ;√ санитарно-бытового обслуживания.
2. Прочие нормативные документы. В повседневной деятельности специалистам по ОТ понадобятся такие нормативные документы по охране труда (2021 год):
125-ФЗ «Об обязательном соцстраховании от НС и ПЗ», в котором прописаны основы соцстрахования и порядок возмещения причиненного травмой или заболеванием вреда;
123-ФЗ «Техрегламент о требованиях ПБ», который устанавливает базовые требования к различным объектам общественного, производственного и бытового назначения;
Правила по охране труда при эксплуатации электроустановок, утвержденные приказами Минэнерго и Минтруда;
Постановление от 13.01.2003 №1/29, в котором Минтруда и Минобразования РФ утверждают порядок проведения учебного процесса в сфере ОТ (в том числе проверки знаний требований охраны труда и выдачи удостоверений по охране труда);
Приказ Минздрава от 28.01.2021 №29н Об утверждении порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников;
Профессиональный стандарт специалист по охране труда, перечисляющий его функции и раскрывающий содержание каждой из них.
Также специалисту понадобятся правила и нормы охраны труда, предназначенные для отрасли, в которой ведет хозяйственную деятельность его компания. Например, в автотранспортных организациях в базовый перечень нормативных документов по охране труда в 2021 году входит постановление Минтруда и соцразвития РФ от 12.05.2003, которое вводит в действие ПОТ РМ-027-2003, а на предприятиях строительной отрасти в перечень наиболее часто используемых нормативно правовых актов по охране труда включены многочисленные СНиПы.
Комментарий к статье 214 ТК РФ
Комментируемой статьей установлен перечень обязанностей работника в области охраны труда.
В соответствии с ним прохождение инструктажа по охране труда, проверки знаний требований охраны труда и обучения безопасным методам и приемам выполнения работ является одной из обязанностей работника.
Инструктаж работников по срокам его содержания подразделяется на вводный, первичный на рабочем месте, повторный, внеплановый и целевой. Вводный инструктаж проводится со всеми работниками при приеме на работу независимо от их образования, стажа работы по данной профессии, а также с командированными, учащимися и студентами, прибывшими на производственное обучение или практику. Для всех вновь поступающих на работу, а также переводимых на другую работу лиц работодатель должен организовать инструктаж по охране труда, обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказания первичной помощи пострадавшим. Для лиц, поступающих на работу с вредными или опасными условиями труда, организуется предварительное обучение по охране труда со сдачей экзаменов и последующей периодической аттестацией. Внеплановый (внеочередной) инструктаж проводится при изменении правил по охране труда, технологического процесса, замене оборудования и т.д., а также если в акте о несчастном случае на производстве указана необходимость проведения такого инструктажа. Целевой инструктаж проводится при выполнении других разовых работ, ликвидации последствий аварий, стихийных бедствий, катастроф и т.д. Указанные виды инструктажа работников и порядок их проведения предусмотрены единым ГОСТом 12.0.004-90 «Система стандартов безопасности труда. Организация обучения безопасности труда. Общие положения», утвержденным Постановлением Госстандарта СССР от 05.11.1990 N 2797 <1>. (При применении документа рекомендуется дополнительная проверка его статуса с учетом действующего законодательства РФ.)
———————————
<1> М.: Издательство стандартов, 1990.
На время отстранения работника от работы в случае непрохождения им обязательного медицинского осмотра (обследования), а также обучения и проверки знаний и навыков в области охраны труда на весь период времени до прохождения указанного обследования или обучения и проверки знаний и навыков в области охраны труда заработная плата работнику не начисляется (ст. 76 ТК).
Если работник не по своей вине не прошел в установленном порядке обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда либо обязательный предварительный или периодический медицинский осмотр (обследование), а также обязательное психиатрическое освидетельствование в предусмотренных законодательством случаях, ему производится оплата за все время отстранения от работы как за простой. Если же простой произошел по причинам, не зависящим от работодателя и работника, то в соответствии со ст. 157 ТК он оплачивается в размере не менее двух третей тарифной ставки, оклада (должностного оклада), рассчитанных пропорционально времени простоя.
При этом работники организации обязаны незамедлительно извещать своего непосредственного или вышестоящего руководителя о каждом происшедшем несчастном случае или об ухудшении состояния своего здоровья в связи с проявлениями признаков острого заболевания (отравления) при осуществлении действий, обусловленных трудовыми отношениями с работодателем.
Несоблюдение работником этих обязанностей является дисциплинарным проступком и может повлечь за собой дисциплинарные взыскания, предусмотренные ст. 192 ТК: замечание, выговор, увольнение по соответствующим основаниям. Федеральными законами, уставами и положениями о дисциплине для отдельных категорий работников могут быть предусмотрены также и другие дисциплинарные взыскания за некоторые дисциплинарные проступки.
В соответствии с подп. «д» п. 6 ч. 1 ст. 81 ТК работник может быть уволен по инициативе работодателя в случае установленного комиссией по охране труда или уполномоченным по охране труда нарушения требований по охране труда, если это нарушение повлекло за собой тяжкие последствия (несчастный случай на производстве, аварию, катастрофу) либо заведомо создавало реальную угрозу наступления таких последствий.
Обязанность субъекта оповещать руководителя отдела в случае возникновения угрозы здоровью или жизни работников компании
Трудовое законодательство обязывает подчиненного оповестить нанимателя о существующей угрозе здоровью и жизни в рабочем коллективе в следующих ситуациях:
- произошла непредвиденная ситуация, следствием которой стал несчастный случай;
- произошла авария с оборудованием или производственными механизмами;
- возникли определенные обстоятельства, которые могут стать причинной производственной травмы хотя бы одного сотрудника;
- в случае стремительного ухудшения самочувствия. Нередки случаи, когда сотрудники отравлялись вредными веществами, с которыми связан труд, и игнорировали симптомы отравления. Следствием может стать хроническое заболевание.
Каковы задачи службы по охране труда?
Организация охраны труда на предприятии — это комплекс мероприятий, инициируемые руководством предприятия и службой по охране труда.
В свою очередь, служба охраны труда осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими подразделениями организации, комитетом (комиссией) по охране труда, уполномоченными (доверенными) лицами по охране труда профессиональных союзов или иных уполномоченных работниками представительных органов, службой охраны труда вышестоящей организации (при ее наличии), а также с федеральными органами исполнительной власти и органом исполнительной власти соответствующего субъекта РФ в области охраны труда, органами государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда и органами общественного контроля.
По инициативе работодателя либо работников создаются комитет по охране труда, в состав которого входят представители работодателя и представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников. Комитет (комиссия)по охране труда организует совместные действия работодателя и работников по обеспечению требований организации охраны труда, предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний, а также организует проведение проверок условий и охраны труда на рабочих местах и информирование работников о результатах указанных проверок, сбор предложений к разделу коллективного договора (соглашения) об охране труда (ст. 218 ТК РФ).
Основными задачами службы охраны труда согласно Рекомендациям являются: — разработка системы управления ОТ в организации по обеспечению выполнения работниками требований охраны труда; — контроль за соблюдением работниками законов и иных нормативных правовых актов об охране труда, коллективного договора, соглашения по охране труда, других локальных нормативных правовых актов организации; — организация профилактической работы по предупреждению производственного травматизма, профессиональных заболеваний и заболеваний, обусловленных производственными факторами, а также работы по улучшению условий труда; информирование и консультирование работников организации, в том числе ее руководителя, по вопросам охраны труда; — изучение и распространение передового опыта по охране труда, пропаганда вопросов охраны труда.
Организация охраны труда подразумевает контроль руководителя предприятия службы по охране труда. Контроль также осуществляют служба охраны труда вышестоящей организации (при ее наличии), орган исполнительной власти соответствующего субъекта РФ в области охраны труда и органы государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда.
Ответственность за деятельность службы несет также руководитель организации. Работники службы ответственны за выполнение своих должностных обязанностей, определенных положением о службе охраны труда и должностными инструкциями.
По трудовому кодексу
Современный Трудовой Кодекс в ст. 21 и 22 четко отражает позицию закона по отношению к правам и обязанностям сторон трудовых договоров. В этих статьях приведен открытый перечень конкретных прав и обязанностей каждой стороны, который может дополняться в рамках трудовых контрактов, если эти дополнения не противоречат действующему законодательству РФ.
Такая законодательная позиция значительно облегчает практику по правовой охране труда: в случае возникновения трудовых споров, связанных с этими вопросами, можно однозначно прояснить проблему с точки зрения закона, поскольку все основные полномочия сторон представлены в тексте ТК РФ.
Учет микроповреждений
Документировать и расследовать производственные травмы и профзаболевания, отражающиеся на состоянии здоровья и работоспособности пострадавшего сотрудника, работодателям приходилось и раньше. Но теперь в ТК РФ появится новая статья 226 «Микроповреждения (микротравмы)». Микротравмы – это ссадины, кровоподтеки, ушибы мягких тканей, поверхностные раны и другие повреждения, полученные работниками и не повлекшие расстройства здоровья или наступления временной нетрудоспособности. Требуется вести учет микроповреждений (микротравм) работников в специальном журнале. Учет микротравм позволит работодателю выявлять потенциальные риски травмирования, свести к нулю профессиональные риски и обеспечивать улучшение условий труда. Работодатели будут утверждать локальным нормативным актом порядок учета микротравм работников.
Схема учета микротравм следующая. Сотруднику, который получил микротравму, нужно будет обратиться к своему руководителю, чтобы он зарегистрировал случившееся и рассмотрел, по каким причинам работник пострадал. Основанием для регистрации микроповреждения (микротравмы) работника и рассмотрения обстоятельств и причин, приведших к его возникновению, является обращение пострадавшего работника к своему непосредственному или вышестоящему руководителю, работодателю, представителю работодателя.
При обращении пострадавшего к медицинскому работнику организации последний сообщает о микроповреждении (микротравме) работника оповещаемому лицу. Начальник должен убедиться, что пострадавшему оказана необходимая первая помощь или медицинская помощь. Затем оповещаемое лицо незамедлительно информирует любым общедоступным способом специалиста по охране труда или лицо, назначенное ответственным за организацию работы по охране труда, о микроповреждении (микротравме) работника.
Специалист по охране труда в течение суток должен рассмотреть обстоятельства и причины, приведшие к возникновению микротравмы. У сотрудника запрашивают объяснение, проводят осмотр места происшествия. Пострадавший работник имеет право на личное участие или участие через своих представителей в рассмотрении обстоятельств и причин, приведших к возникновению микроповреждения (микротравмы). Затем составляется справка и вносится запись в журнал. Потом формируются мероприятия по устранению причин, приведших к возникновению микроповреждений (микротравм).
При подготовке перечня соответствующих мероприятий рекомендуется учитывать:
- обстоятельства получения микротравмы, включая используемые оборудование, инструменты, материалы и сырье, приемы работы, условия труда, и возможность их воспроизведения в схожих ситуациях или на других рабочих местах;
- организационные недостатки в функционировании системы управления охраной труда;
- физическое состояние работника в момент получения микротравмы;
- эффективные меры по контролю;
- механизмы оценки эффективности мер по контролю и реализации профилактических мероприятий.
Минтруд уже разработал проект приказа с рекомендациями по учету микротравм работников и опубликовал на портале regulation.gov.ru. В приложениях к приказу приведены рекомендуемые образцы: справки о рассмотрении причин и обстоятельств, приведших к возникновению микроповреждения (микротравмы) работника; журнала учета микроповреждений (микротравм) работников.