Как создать успешную программу обучения и развития сотрудников
Содержание:
- Как выяснить всё, что важно для целей
- Хакатон
- Структура учебного плана
- Плюсы и минусы индивидуального графика учёбы
- Обучение работников в организации
- ПЛАНИРОВАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
- Оценка потребности в обучении
- Долгосрочные и краткосрочные цели обучения
- Нужен ли приказ на прохождение обучения?
- Документы для направления
- Роль продавца в компании
- Образование вне рабочего места
- ПЛАНИРОВАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
- Кто может проводить обучение
- Как организовать обучение персонала
- Гибкость в обучении: внесение изменений в план и творческий подход
Как выяснить всё, что важно для целей
Целевая аудитория, причины проблем, эффективное и неэффективное поведение, контекст — как найти ответы на все вопросы? Проведите исследования. Если заказчик просит обойтись без них — переубеждайте его, объясняйте, иначе есть риск напрасно потратить деньги и время на обучение, оно не даст эффекта.
Какие методы исследований стоит использовать:
- Интервью с заказчиком и экспертами.
- Анализ методических и регламентирующих документов, которые предписывают сотрудникам определённое поведение в конкретных обстоятельствах (регламентов, инструкций, стандартов).
- Кабинетное исследование темы обучения и лучших практик в других компаниях.
- Полевое исследование (интервью или опрос целевой аудитории и их руководителей, смежных целевых групп, наблюдение на рабочих местах).
Необязательно использовать все методы, но одного варианта обычно недостаточно, потому что получается неполная картина.
Хакатон
Хакатоны изначально возникли в IT-среде. Их суть заключается в следующем: в одном месте собирается несколько команд разработчиков, организатор хакатона объявляет сложную IT-задачу — написать новую программу с определёнными функциями или «хакнуть» действующую программу, то есть найти в ней уязвимость, или что-то подобное. На решение задачи даётся короткий срок (обычно от 8 до 72 часов), и всё это время команды не покидают помещение, где проходит хакатон. Команда, которая быстрее всех справится с задачей, получает приз. Со временем формат хакатонов вышел за рамки IT-мира и стал применяться в совершенно разных сферах.
В классических программах мы, конечно, не запираем участников в комнате на несколько суток. Тем не менее учебные программы в похожем формате тоже существуют. Привлекательность хакатона заключается в быстром достижении цели, необычной обстановке и в хорошем призовом фонде — поощрением может быть денежная награда или, например, финансирование проекта-победителя спонсором, как делают во многих крупных технологических компаниях.
Но организовать процесс непросто: надо подобрать заказчиков-спонсоров, менторов для работы с командами и решить ещё массу других задач, которые после перехода на тотальный дистант сконцентрированы вокруг обеспечения техникой и обратной связью.
Для чего подходит
Для практико-ориентированных курсов, в рамках которых могут быть сложные практические задания, рассчитанные на групповое решение. Упрощённая версия хакатона может помочь, когда есть риск, что учащиеся заскучают из-за большого количества однообразных действий.
Как применяется
В своей практике я не применяла хакатон в чистом виде, но использовала его упрощённую версию для формата онлайн-защиты итоговых (выпускных) проектов. Вот как это было.
Структура учебного плана
Учебный план состоит из следующих частей:
- структура четвертей, триместров и иных учебных промежутков, их длительность, каникулярный период;
- полный перечень изучаемых предметов;
- отдельные списки предметов по годам обучения;
- указание на то, какие дисциплины являются обязательными, а какие – дополнительными;
- распределение времени, отведенного на каждый предмет в каждом классе, по неделям и годам.
Содержимое учебного плана должно соответствовать образовательным стандартам. Также необходимо учитывать примерную основную образовательную программу основного общего образования (примерные учебные планы). Так, Федеральный стандарт определяет, что в учебном плане с 5 класса по 9 должно содержаться не более 6 020 и не менее 5 267 учебных часов.
Каждое образовательное учреждение готовит учебный план и программу обучения самостоятельно. Их одобрение и проведение в жизнь соответствует тому порядку, который зафиксирован в уставе школы, вуза, училища. Учителя могут проявлять творческую инициативу в составлении плана, создавать и использовать собственные авторские программы и способы обучения, воспитания в границах отдельно взятой учебной программы. Также педагоги имеют право участвовать в подготовке основных программ, в том числе рабочих планов учебных дисциплин.
Одно образовательное учреждение может готовить для себя как один план, так и несколько. Существуют различные виды учебных планов – как для бесплатных, так и для дополнительных платных программ обучения.
Нужна помощь преподавателя?
Опиши задание — и наши эксперты тебе помогут!
Описать задание
Осуществление плана на практике происходит с помощью расписания, который тоже является официальным документов. Учебное заведение несет ответственность за то, чтобы план был реализован в полном объеме и в нужном качестве. В школе план должен строго соответствовать Федеральному закону об образовании и требованиям ФГОС НОО.
При построении учебного плана необходимо учитывать те цели и задачи, которые ставятся перед учебным заведением, а также интеллектуальные и творческие возможности педагогического коллектива. По возможности надо учитывать право учащихся на выбор тех предметов, которые им наиболее интересны и наилучшим образом отвечают их потребностям. Также важны ценности и приоритеты образовательной политики государства.
Плюсы и минусы индивидуального графика учёбы
Может показаться, что учиться по индивидуальному графику проще, но это не совсем так: такая форма подойдёт самостоятельным и ответственным студентам.
Кроме преимущества (возможность посещать не все предметы) у такой формы есть и целый ряд недостатков:
- сложно разбираться в новом материале без помощи преподавателей;
- тяжело сдавать экзамены отдельно от группы;
- нужно обладать самодисциплиной, чтобы совсем не забросить учёбу.
Посмотри примеры работ и убедись, что мы поможем на совесть!
Поэтому, прежде чем перейти в техникуме или вузе на индивидуальный график, стоит трезво оценить свои силы. А хорошо учиться в любом формате помогут эксперты студенческого сервиса. Они объяснят непонятную тему и научат правильно оформлять учебные работы.
Обучение работников в организации
На предприятии можно условно выделить следующие виды обучения:
- обучение, обязательное для всех работников, независимо от занимаемой должности. К такому обучению можно отнести обучение и проверку знаний по охране труда;
- обучение, обязательное для отдельных категорий работников. Например, специалисты, ответственные за организацию охраны труда на предприятии должны обучаться каждые три гола, а работники, непосредственно обслуживающие сосуды под давлением, проходят переобучение каждый год;
- обучение, не предусмотренное законодательством, на которое работник отправляется по согласованию с работодателем. Например, для повышения квалификации отдельных работников, или при переводе на другую должность.
Два первых вида обучения работодатель обязан проводить и оплачивать независимо от своего желания. В этих случаях он не может требовать с работника возмещения стоимости обучения при увольнении. В случае, когда человек отправляется на обучение за счет организации по согласованию с руководством с ним можно составить договор на обучение работника с отработкой. Образец этого документа не утвержден законодательно, его можно составить в свободной форме, указав причины, при наступлении которых работник будет обязан возместить стоимость обучения.
ПЛАНИРОВАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
При планировании обучения с выявление потребностей в обучении. Для этого используются результаты продаж, результаты оценки персонала (тайный покупатель, тестирование, аттестация), анализ изменения ассортиментной матрицы, опрос руководителей и др. Данная информация аккумулируется в сводную таблицу.
Темы обучения | сезонность | Филиал 1 | Филиал2 | Филиал 3 | Филиал 4 | Филиал 5 | Итог |
Товарная категория 1 | Группа товаров 1 | всесезонный | х | х | 2 | ||
Группа товаров 2 | всесезонный | х | х | х | 3 | ||
Группа товаров 3 | всесезонный | х | 1 | ||||
Товарная категория 2 | Группа товаров 1 | весна, лето | х | 1 | |||
Группа товаров 2 | весна, лето | х | х | х | 3 | ||
Группа товаров 3 | весна, лето | х | х | 2 | |||
Товарная категория 3 | Группа товаров 1 | осень, зима | |||||
Группа товаров 2 | осень, зима | х | х | 2 | |||
Группа товаров 3 | осень, зима | х | х | 2 | |||
Продажи | Стандарты обслуживания | всесезонный | х | 1 | |||
Технология продаж | всесезонный | х | х | х | 3 |
На основе планов выстраиваются и согласуются бюджеты на обучение.
ГРАФИКИ ОБУЧЕНИЙ
Графики обучений изначально составляются по каждому из виду обучения. Например, выездное обучение от поставщиков:
Месяц | Поставщик 1 | Поставщик 2 | Поставщик 3 | Поставщик 4 | Поставщик 5 |
Тема | Новинки 20XX года | Обучение по товарной категории XXX | Обучение по товарной категории XXX | Обучение по товарной категории XXX | Знакомство с компанией |
01 | XX-XX январь Филиал 1
XX-XX январь Филиал 2 |
||||
02 | XX-XX февраль Филиал 3 | ||||
03 | XX-XX март Филиал 4
XX-XX март Филиал 5 |
||||
04 | XX-XX апрель Филиал 5
XX-XX апрель Филиал 4 |
||||
05 | XX-XX май Филиал 3 | ||||
06 | XX-XX июнь Филиал 2
XX-XX июнь Филиал 1 |
||||
07 | XX-XX июль Филиал 1
XX-XX июль Филиал 2 XX-XX июль Филиал 3 |
||||
08 | XX-XX август Филиал 4
XX-XX август Филиал 5 |
||||
09 | XX-XX сентябрь Филиал 1
XX-XX сентябрь Филиал 2 XX-XX сентябрь Филиал 3 |
||||
10 | XX-XX октябрь Филиал 4
XX-XX октябрь Филиал 5 |
||||
11 | XX-XX ноябрь Филиал 1
XX-XX ноябрь Филиал 2 XX-XX ноябрь Филиал 3 |
||||
12 | XX-XX декабрь Филиал 4
XX-XX декабрь Филиал 5 |
План обучения персонала на год образец скачать
План проведения обучения персонала образец для новых сотрудников компании
Ф.И.О. ____________________________________________________________________________________________________________________ Должность ___________________________________________ Подразделение ______________________________________________________ Продолжительность испытательного срока с «___» __________________ г. по «___» __________________ г. ___________________________ Наставник ____________________________________________Руководитель _______________________________________________________
Формат | Даты | Тема обучения*
* С активной ссылкой на учебный материал |
Электронная база знаний | Школа новичка Кодекс компании Стандарт обслуживания клиентов Рабочая тетрадь должности | |
Вебинары по технологии продаж в записи | Типология клиентовЛестница продаж Установление контакта с покупателем
Выявление потребностей в продажах Презентация товара Работа с возражениями Завершение продажи Допродажи товара |
|
Вебинары по продуктам в записи | Знакомство с компанией XXX Знакомство с компанией YYY Новинки 20XX года | |
Тест для самопроверки по блокам | Тест для самопроверки знаний по продуктам Тест для самопроверки знаний по технологии продаж |
С планом ознакомлен ______________ ( ________________) Дата «____» _______20 __г.
Ждём вашего активного участия и желаем успешной работы!
Оценка потребности в обучении
Специалист по обучению и развитию персонала в первую очередь должен определить необходимость образовательных мероприятий. Для этого могут применяться следующие методики:
- анализ личного дела сотрудника — устанавливается, насколько давно он получил образование, а также проходил курсы повышения квалификации;
- анализ деятельности работника — обычно проводится при принятии на работу нового специалиста;
- сбор заявок на учебу — их могут подавать руководители отделов, а также сами сотрудники;
- аттестация — по итогам такого оценивания знаний специальная комиссия может составить рекомендации по учебе.
Это важно знать: Периодичность прохождения повышения квалификации сотрудников организации
Долгосрочные и краткосрочные цели обучения
Процесс планирования обучения включает в себя целый ряд этапов. Главный из них – определение основных целей обучения в течение планового периода. Обучение (как и другие процедуры работы с персоналом) может имеет двоякую направленность: на бизнес-результаты и на сотрудников. Обучение, нацеленное прежде всего на результат работы, обеспечивает его улучшение в основном за счет передачи сотруднику знаний и навыков, необходимых непосредственно для работы.
Обучение, нацеленное на развитие и мотивацию сотрудников, может не дать быстрых бизнес-результатов. Такое обучение скорее является перспективным вложением в людей, инвестициями в сотрудников. Реально возникающие в организации цели обучения основаны на комбинации двух указанных базовых факторов:
1. Обеспечивать сотрудников знаниями и умениями, необходимыми для хорошей работы.
Что бы человек ни делал в организации, ему необходимо иметь для этого, как минимум, элементарные навыки, позволяющие выполнять работу.
Для осмысленного, гибкого, а при необходимости и творческого выполнения работы человеку нужны и соответствующие знания.
Обучение сотрудников любой организации – неотъемлемая часть их трудовой деятельности.
2. Поддерживать профессиональный уровень персонала и знако. мить его с развитием технологии, изменениями социально-экономичес. кой обстановки и правовых условий.
Это наиболее понятная, прагматичная и относительно легко достижимая цель обучения, которую иначе можно назвать традиционным термином «повышение квалификации». С реализации мероприятий по достижению этой цели обычно начинают построение внутрифирменной системы обучения в тех организациях, где эта система отсутствует.
3. Готовить сотрудников к возможному замещению коллег во время отпуска, болезни, командировки и в случае увольнения.
Даже в нормально работающей организации ежедневно отсутствует на работе до 10 – 12% штатных сотрудников (а в сезон отпусков – еще больше). Для непрерывной и успешной работы организации определенная часть сотрудников должна быть обучена навыкам, позволяющим заменять отсутствующих коллег.
4. Готовить сотрудников к перемещению/продвижению по службе.
Для успешной работы в развивающейся организации должна проводиться плановая работа по обучению перспективных сотрудников с целью подготовки к их возможному продвижению. Возможны и перемещения (ротация) сотрудников в связи с изменениями в бизнесе.
5. Создавать и поддерживать у сотрудников чувство причастности к деятельности организации, знакомить с ее стратегией, структурой, услугами, технологией деятельности.
Для хорошей работы сотруднику фирмы необходимы не только соответствующие знания и умения, но и понимание того, что происходит фирме.
6. Поддерживать у сотрудников позитивное отношение к работе.
Для успешной работы в организации обучение должно проводиться в хороших условиях, в его проведении желательно прямое или косвенное участие руководителей фирмы.
7. Цели обучения, определяемые действующим законодательством.
Действующий Трудовой Кодекс предусматривает обязательное обучение всех работников правилам техники безопасности и охраны труда. Кроме того, целый ряд профессий и специальностей требует регулярной обязательной сертификации.
Нужен ли приказ на прохождение обучения?
Только руководитель предприятия решает – нужен ли приказ на обучение работников. Если наёмный персонал воспринял новые веяния «в штыки», то возможно составить распорядительный документ. Он понадобиться для того чтобы обязать несогласных пройти обучение. Также приказ поможет зафиксировать выделение некой суммы.
Важно! Если человек уходит на обучение, он будет пропускать работу. Может получиться так, что в конкретный день на предприятии будет отсутствовать персонал целого отдела
Приказом можно урегулировать изменения в рабочем процессе. Приказ будет рассматриваться в качестве «страховки», если с работником во время образовательного процесса вне фирмы произойдет несчастный случай. Поэтому рекомендуется не пренебрегать составлением распорядительного документа.
Дополнительные рекомендации! Документы на обучение должны быть максимально просты и доступны. Работники должны с ними ознакомиться, понять процесс оценивания, знать, на что они имеют право, какие несут обязанности, и к какой ответственности могут быть привлечены.
Поэтому если работодатель решил организовать обучение на своём предприятии, ему необходимо побеспокоиться о том, чтобы процесс был максимально прозрачным и понятным.
Документы для направления
Трудовое законодательство не предусматривает конкретного алгоритма направления сотрудника на учебу и не обязывает организацию иметь соответствующий локальный нормативный акт. Однако если речь идет об образовании за счет предприятия, то работодатель заинтересован в максимально корректном оформлении сопутствующих документов. Перечислим основные из них:
- Договор с лицензированным поставщиком образовательных услуг.
- Приказ о направлении работника на учебу.
- Соглашение с работником о получении дополнительного образования.
Первые два документа принципиально важны, если работодатель планирует освободить плату за образовательные услуги от обложения НДФЛ в соответствии с п. 21 Налогового кодекса РФ. Что касается соглашения с работником, то данный документ призван обезопасить работодателя от финансовых потерь, согласно ТК РФ, в случае увольнения сотрудника
Роль продавца в компании
Любой бизнес строится по принципу обмена. Команда производит продукт или услугу, предоставляет клиенту и получает в обмен его деньги. Это основной бизнес-процесс любой компании. Его можно разделить на отдельные бизнес-функции. Например, есть бизнес-функция маркетинга. Результат ее работы выражается в обращениях от потенциальных клиентов, которые проявили интерес к продукту. Дальше с этими обращениями работает отдел продаж. Результат продажи — это сделка и поступившие деньги на расчетный счет компании.
Чтобы менеджер продавал и приносил деньги бизнесу, он должен владеть двумя основными навыками — уметь общаться и обладать экспертностью в продукте. Именно эти два требования являются критериями отбора при найме новых сотрудников. Под первое требование подходит довольно много кандидатов. Как в таком случае выбрать подходящего человека на должность?
Образование вне рабочего места
Наиболее эффективным считается учеба вне рабочего места. Это могут быть фронтальные занятия (лекции), активные образовательные мероприятия — конференции и семинары, работа в команде, общение с экспертами и прочее. Рассмотрим более подробно основные из них.
Лекции
Этот метод используется, когда нужно быстро передать в компактной форме большой объем информации. Лекции — отличный способ получения теоретических знаний, при котором обучение проводят эксперты. У этого метода есть свои достоинства и недостатки. Например, отсутствие обратной связи и невозможность установить, насколько хорошо слушатели усвоили материал, при этом к достоинствам можно отнести низкие финансовые затраты и подачу большого объема информации за сравнительно короткий срок.
Семинары и конференции
Этот метод является более активным, по сравнению с лекциями, поскольку в процессе учебы есть возможность коллективного обсуждения различных аспектов темы, благодаря чему совершенствуется логическое мышление. Кроме того, в отличие от лекций, занятия проводятся небольшими группами, есть возможность разобрать сложные моменты, используя как опыт преподавателя, так и обучающихся. По результатам может быть дана оценка эффективности обучения персонала.
Деловые игры
Игровой формат предполагает разыгрывание ситуации, в ходе которой обучаемым предлагают решить поставленную задачу.
Тренинги
Корпоративное обучение персонала в команде или тренинг подразумевает постановку перед группой одной задачи, которую совместными силами они должны решить. Для наиболее эффективной работы с коллективом руководителю тоже необходимо участвовать в таких занятиях.
Самостоятельное обучение
При таком методе работник самостоятельно изучает предложенный материал. Обучение может проходить в виде изучения аудио- или видеоуроков, работы со специальными программами. К плюсам подобного метода относится: собственный темп прохождения, отсутствие привязки к конкретному месту и времени изучения, экономия средств и времени. К минусам — отсутствие контроля, невозможность задать вопросы по изученному материалу, снижение мотивации.
ПЛАНИРОВАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
При планировании обучения с выявление потребностей в обучении. Для этого используются результаты продаж, результаты оценки персонала (тайный покупатель, тестирование, аттестация), анализ изменения ассортиментной матрицы, опрос руководителей и др. Данная информация аккумулируется в сводную таблицу.
Темы обучения | сезонность | Филиал 1 | Филиал2 | Филиал 3 | Филиал 4 | Филиал 5 | Итог |
Товарная категория 1 | Группа товаров 1 | всесезонный | х | х | 2 | ||
Группа товаров 2 | всесезонный | х | х | х | 3 | ||
Группа товаров 3 | всесезонный | х | 1 | ||||
Товарная категория 2 | Группа товаров 1 | весна, лето | х | 1 | |||
Группа товаров 2 | весна, лето | х | х | х | 3 | ||
Группа товаров 3 | весна, лето | х | х | 2 | |||
Товарная категория 3 | Группа товаров 1 | осень, зима | |||||
Группа товаров 2 | осень, зима | х | х | 2 | |||
Группа товаров 3 | осень, зима | х | х | 2 | |||
Продажи | Стандарты обслуживания | всесезонный | х | 1 | |||
Технология продаж | всесезонный | х | х | х | 3 |
На основе планов выстраиваются и согласуются бюджеты на обучение.
ГРАФИКИ ОБУЧЕНИЙ
Графики обучений изначально составляются по каждому из виду обучения. Например, выездное обучение от поставщиков:
Месяц | Поставщик 1 | Поставщик 2 | Поставщик 3 | Поставщик 4 | Поставщик 5 |
Тема | Новинки 20XX года | Обучение по товарной категории XXX | Обучение по товарной категории XXX | Обучение по товарной категории XXX | Знакомство с компанией |
01 | XX-XX январь Филиал 1
XX-XX январь Филиал 2 |
||||
02 | XX-XX февраль Филиал 3 | ||||
03 | XX-XX март Филиал 4
XX-XX март Филиал 5 |
||||
04 | XX-XX апрель Филиал 5
XX-XX апрель Филиал 4 |
||||
05 | XX-XX май Филиал 3 | ||||
06 | XX-XX июнь Филиал 2
XX-XX июнь Филиал 1 |
||||
07 | XX-XX июль Филиал 1
XX-XX июль Филиал 2 XX-XX июль Филиал 3 |
||||
08 | XX-XX август Филиал 4
XX-XX август Филиал 5 |
||||
09 | XX-XX сентябрь Филиал 1
XX-XX сентябрь Филиал 2 XX-XX сентябрь Филиал 3 |
||||
10 | XX-XX октябрь Филиал 4
XX-XX октябрь Филиал 5 |
||||
11 | XX-XX ноябрь Филиал 1
XX-XX ноябрь Филиал 2 XX-XX ноябрь Филиал 3 |
||||
12 | XX-XX декабрь Филиал 4
XX-XX декабрь Филиал 5 |
План обучения персонала на год образец скачать
План проведения обучения персонала образец для новых сотрудников компании
Ф.И.О. ____________________________________________________________________________________________________________________ Должность ___________________________________________ Подразделение ______________________________________________________ Продолжительность испытательного срока с «___» __________________ г. по «___» __________________ г. ___________________________ Наставник ____________________________________________Руководитель _______________________________________________________
Формат | Даты | Тема обучения*
* С активной ссылкой на учебный материал |
Электронная база знаний | Школа новичка Кодекс компании Стандарт обслуживания клиентов Рабочая тетрадь должности | |
Вебинары по технологии продаж в записи | Типология клиентовЛестница продаж Установление контакта с покупателем
Выявление потребностей в продажах Презентация товара Работа с возражениями Завершение продажи Допродажи товара |
|
Вебинары по продуктам в записи | Знакомство с компанией XXX Знакомство с компанией YYY Новинки 20XX года | |
Тест для самопроверки по блокам | Тест для самопроверки знаний по продуктам Тест для самопроверки знаний по технологии продаж |
С планом ознакомлен ______________ ( ________________) Дата «____» _______20 __г.
Ждём вашего активного участия и желаем успешной работы!
Кто может проводить обучение
Обучение на предприятии может проводиться двумя способами:
- непосредственно на предприятии, лицами, обладающими для этого достаточной квалификацией. Экзамен принимается комиссией.
- компания может заключить договор на обучение со сторонней организацией, имеющей соответствующую аккредитацию.
Практически все предприятия должны проводить обучение своих работников. В этом случае составляется положение об обучении персонала. Если обучение необязательное, и проводится за счет организации, то она вправе заключить с работником договор на обучение. Образец этого документа составляется в произвольном виде, но в нем должны быть приведены четкие условия, на которых работодатель платит за образование работника.
Как организовать обучение персонала
Чтобы грамотно все организовать, составляется программа обучения персонала, которая включает в себя определенные шаги, следуя которым мы достигнем оптимальных результатов. Предлагаю составить пример плана обучения персонала на предприятии.
Шаг 1. Определяем цель учебы, что вы ждете. Какова цель проведения. Возможно, это повышение мотивации работников или создание кадрового резерва, повышение производительности и качества труда или подготовка сотрудников к изменению направления деятельности.
Шаг 2. Выбираем и утверждаем формат учебы. Какие формы обучения персонала будут использоваться
Определить это важно, потому что этот фактор влияет на эффективность процесса. Форма дистанционная или в виде прямого контакта непосредственно с инструктором
Выбирают исходя из удобства и специфики каждой организации.
Шаг 3. Создаем или выбираем обучающие курсы. В некоторых компаниях имеются собственные учебные центры, где разрабатываются обучающие программы. Если таких центров в вашей организации нет, обратитесь к специальным фирмам, которые профессионально занимаются разработкой этого продукта.
Шаг 4. Находим и подготавливаем тренеров. Для проведения мероприятия нужен специалист по обучению и развитию персонала — тренер. Необходимо периодически проверять уровень его подготовки и своевременно отправлять на повышение квалификации. Если же такого лица в организации нет, то его приглашают извне. Но прежде чем остановить выбор на ком-то, обязательно ознакомьтесь с отзывами, запросите документы, подтверждающие квалификацию и уровень профессионализма.
Шаг 5. Обучаем сотрудников предприятия. Начинаем с утверждения графика и программы. Обучающие организации предоставят образец программы обучения персонала. Руководителю не следует самоустраняться от процесса. Процесс обязательно контролируют, например директор по персоналу: обучение сотрудники будут проходить более ответственно, зная, что руководство держит руку на пульсе. По результатам прохождения составляется протокол обучения персонала.
Шаг 6. Закрепляем и оцениваем пройденный материал. Чтобы определить, насколько проведенные мероприятия были полезными и эффективными, проверьте полученные работниками знания. Лучше всего это сделать в форме тестов, что позволит выявить и скорректировать слабые места в переподготовке. При несогласии работника с итогами тестирования, при обжаловании у работодателя будет наглядное подтверждение его результатов.
Шаг 7. Анализируем результаты и подводим итоги. По итогам сотрудникам выдают анкеты, которые покажут уровень удовлетворенности пройденным курсом. Дополнительно проводят перестановки кадров, меняют оплату труда, формируют кадровый резерв. Этим работодатель стимулирует своих сотрудников к дальнейшему профессиональному развитию.
Гибкость в обучении: внесение изменений в план и творческий подход
Процесс обучения, тем более самостоятельного, не следует понимать как нечто перманентное и не допускающее изменений. Осуществляться он всегда должен интуитивно, ведь никто лучше вас не может знать его тонкостей и деталей. Соответственно, если вы столкнулись с тем, что стартовый вариант плана в чём-то неполноценен, а единичные попытки улучшить его не приносят нужного результата, план можно и нужно адаптировать.
Адаптация учебного плана, собственно, и есть применение гибкого подхода к обучению. Адаптировать план означает внести в него такие изменения, посредством которых он станет наиболее эффективным и позволит овладеть изучаемым материалом в полной мере.
Если, например, вы решили изучить тайм-менеджмент, скорее всего, при составлении плана вы могли не учесть, что эта технология организации и управления временем, помимо того, что состоит из специфических систем и обязывает к применению особых инструментов, включает в себя также такие процессы как целеполагание и планирование, и без их изучения овладеть тайм-менеджментом в полной мере никак не получится.
Выход один: адаптировать план – расширить его, включить дополнительные пункты и выделить время на изучение целеполагания и планирования. Так, у вас появятся новые источники информации, новые занятия, новые задания и новые этапы самопроверки, иначе говоря, ваш план будет адаптирован под специфику изучаемого предмета.
Но есть и ещё один нюанс адаптации плана. Заключается он не просто в гибком, а ещё и творческом подходе к обучению. Это значит, что если ещё на этапе составления плана вы не видели, так скажем, общей картины, то по мере занятий вы станете замечать, что для более полного и быстрого освоения материала вам могут потребоваться какие-либо инструменты, о которых вы прежде не задумывались.
К примеру, наиболее важную информацию можно изобразить в виде схемы на магнитно-маркерной доске, чтобы она всегда была перед вашими глазами. Если вы хотите удостовериться в чём-то на практике, то можете собрать дома друзей и провести собственный эксперимент. Не совсем понимая, как тот или иной принцип действует на деле, вы можете отправиться в школу, где учились, найти знакомого преподавателя и попросить его разъяснить непонятные моменты.
Если вам мешают заниматься ваши домашние, вы можете придумать для себя «официальный» урок – пойти в читальный зал библиотеки и провести отведённое на занятие время там, или же вообще организовать себе кабинет для занятий, обозначив пространство подвешенными одеялами или даже листами гипсокартона.
Творческий подход – это применение к процессу обучения нестандартного мышления и креативности: встав лицом к лицу с той или иной проблемой, «включайте мозг» и придумывайте, как её можно решить, если стандартные методы не годятся.
И в заключение урока стоит коснуться тех знаний, умений и навыков, т.е. компетенций, которые могут повысить эффективность самостоятельного обучения и усвоения материала.