Как учиться эффективнее: гид по формам обучения
Содержание:
- Обучение торговых представителей в Efes Rus
- Учет расходов на обучение
- Создать план тренировки умений
- Главные цели обучения персонала
- Внедрение системы обучения персонала
- Как выяснить всё, что важно для целей
- Организация обучающего процесса
- Обучение сотрудников: зарубежный опыт
- РосЕвроБанк: комплексная оценка стажера
- Какие существуют виды обучения персонала — ТОП-3 основных вида
- Формы получения образования вне организации
- Что такое формы организации обучения
- Корпоративный университет – необходим ли?
- Отличительные черты компаний-долгожителей
- Виды расходов работодателя на обучение
- 6 причин периодически отправлять сотрудников на обучение
- Дистанционное обучение для медицинских работников: учится вся Россия
- Виды
- Как измерить эффективность обучения сотрудников?
- Основные методы обучения персонала вне рабочего места — 7 главных методов
- Факторы, влияющие на качество обучения
Обучение торговых представителей в Efes Rus
Обучение торговых представителей имеет ряд особенностей, читайте в отдельной статье, в которой мы рассказали про опыт 6 российских компаний.
Пивоваренная компания Efes входит в четверку крупнейших игроков на российском рынке. В компании работает более 3000 человек. В Efes пробовали заниматься дистанционным обучением персонала с 2010 года, но тогда не получилось корректно интегрировать СДО с системой SAP. В 2015 году после внутренних изменений перед компанией встала задача оптимизировать обучение сотрудников «в полях» — особенно в отдаленных регионах — и привести обучение персонала к единому стандарту. Стали искать новую систему, в которой можно создавать курсы. Нужна была поддержка HTML5, чтобы курсы запускались на мобильных устройствах у торговых представителей в отдаленных регионах. Еще важны были легкость использования и локализация, техподдержка в России.
Смотрите видеозапись выступления Александра Галенко, старшего тренера по дистанционному обучению Efes Rus, на конференции iSpring Days 2016 в Санкт-Петербурге.
Учет расходов на обучение
Расходы на обучение принимаются к налоговому учету на основании статьи 264 НК. Однако их учет выполняется только при выполнении некоторых условий (Письмо Минфина от 23 марта 2009 года):
- Образовательная услуга оплачивается в интересах компании, такие расходы экономически целесообразны.
- Сотрудник проходит обучение в компании со всеми необходимыми лицензиями.
- Служащий работает на основании трудового договора.
Для учета важно подтвердить все затраты на обучение. Для этого понадобятся следующие документы (Письмо Минфина от 9 ноября 2012 года):
- Договор с учебным учреждением.
- Приказ руководителя о направлении служащего на учебу.
- Образовательная программа, в которой прописано количество учебных часов.
- Акт об оказании образовательной услуги.
- Копия документа о прохождении обучения (к примеру, аттестат).
ВАЖНО! Если обучение сотрудника не сулит компании экономическую прибыль, проводится в интересах самого работника, то сопутствующие расходы не учитываются при расчете налога на прибыль. То есть уменьшить налогооблагаемую базу не получится
Для снижения налогооблагаемой базы важно доказать две вещи: экономическую выгоду предприятия от обучения работника и связь образовательной услуги и деятельности компании. К примеру, если организация занимается грузоперевозками, а сотрудник направляется на обучение макияжу, такие расходы на налогооблагаемую базу не повлияют
Как отразить в бухучете компенсацию стоимости обучения за счет работодателя при увольнении работника?
Создать план тренировки умений
«Постойте, — возможно, скажете вы, — здесь пропущен этап разработки плана формирования знаний!» Нет, не пропущен — он будет следующим шагом. Когда начинают с него, на формирование умений обычно уже не остаётся «места», программа представляет собой набор лекций, а сотрудники становятся обученными теоретиками, не применяющими знания в деле. К тому же, без практики они могут неправильно интерпретировать полученные знания и начать применять их не так, как нужно.
Поэтому начинать лучше с плана тренировки умений.
Это значит, что нужно подобрать или разработать активности (занятия), которые обеспечат участникам обучения многократное повторение нужных действий в рамках программы. Активности должны включать в себя:
- повторение частей навыков, алгоритмов действий;
- повторение алгоритма действий целиком;
- повторение алгоритма в разных ситуациях и контекстах.
Постарайтесь, чтобы в плане были как задания, в которых участники обучения будут успешны, так и задания, где они будут ошибаться. На ошибках учатся — это не просто слова. Причём нужно сделать так, чтобы во время обучения ошибаться было не страшно и не стыдно, а извлекать опыт из ошибок — интересно.
Очень важно проектировать учебные активности так, чтобы они воспринимались участниками как отражение их рабочей реальности — типичных рабочих задач и трудностей. Используйте в учебных материалах терминологию и контекст, к которым сотрудники привыкли в работе (настало время использовать результаты исследования контекста)
Это важно даже в таких «мелочах», как учебные иллюстрации. Иначе вы столкнётесь с неожиданным барьером: алгоритм действительно применим в разных ситуациях, но участники говорят: «У нас это не работает, это всё западные подходы».
Главные цели обучения персонала
Для бизнеса:
- Создание квалифицированной эффективно работающей команды
- Формирование общего информационного поля
- Способность владеть ситуацией и решать проблемы, быстро реагируя на изменения рынка и технологий
- Полная интеграция персонала в производственные/бизнес процессы
- Поддержание заданного уровня качества продукции или услуги
- Снижение ошибок в работе
- Рост продаж, улучшение конверсий и увеличение прибыли компании
- Оптимизация/удешевление производства
- Внедрение нововведений
Для сотрудника:
- Навыки выполнения работы не механически, а осознанно
- Сохранение и улучшение собственной квалификации
- Получение новых знаний, выходящих за рамки действующей специализации
- Расширение знаний о том, как работает компания
- Повышение компетентности в областях планирования и организации своей деятельности
- Согласованность действий с другими членами коллектива
Можно ли обойтись без системного обучения персонала? В современных реалиях нет. И сегодня это в первую очередь связано с постоянным развитием технологий и изменением рынка. Для развития и успеха компании, система обучения сотрудников просто необходима.
Правильная организация обучения сотрудников в конечном итоге позволяет гарантированно получить экономическую выгоду для предприятия. А для сотрудников повышение квалификации дает уверенность в своей компетентности, сохранении рабочего места и высокий профессиональный статус, который, опять же, положительно влияет на развитие предприятия.
Внедрение системы обучения персонала
Где: Проект «УМный HR» на YouTube-канале HR Digital Manager.
Формат: запись вебинара длительностью 1 час 20 минут.
Уровень: начальный, средний.
Язык: русский.
Продуманная система обучения персонала — один из главных факторов успеха образовательных мероприятий в компании
При этом далеко не каждый знает, как её составить: с чего начать, какие компоненты включить, на что обратить более пристальное внимание
Посмотрев вебинар проекта «УМный HR», вы не только узнаете о важных критериях системы обучения, но и получите пошаговый алгоритм её внедрения в компании. Кроме того, речь пойдёт о документах, необходимых для юридического оформления обучающей системы.
Ведёт вебинар Галина Машницкая — сертифицированный executive-коуч, бизнес-тренер в Центре эффективных управленческих решений.
По ссылке в описании видео можно скачать презентацию, чтобы использовать при необходимости.
Как выяснить всё, что важно для целей
Целевая аудитория, причины проблем, эффективное и неэффективное поведение, контекст — как найти ответы на все вопросы? Проведите исследования. Если заказчик просит обойтись без них — переубеждайте его, объясняйте, иначе есть риск напрасно потратить деньги и время на обучение, оно не даст эффекта.
Какие методы исследований стоит использовать:
- Интервью с заказчиком и экспертами.
- Анализ методических и регламентирующих документов, которые предписывают сотрудникам определённое поведение в конкретных обстоятельствах (регламентов, инструкций, стандартов).
- Кабинетное исследование темы обучения и лучших практик в других компаниях.
- Полевое исследование (интервью или опрос целевой аудитории и их руководителей, смежных целевых групп, наблюдение на рабочих местах).
Необязательно использовать все методы, но одного варианта обычно недостаточно, потому что получается неполная картина.
Организация обучающего процесса
Чтобы повысить эффективность бизнеса и организоваться
обучение сотрудников, необходимо придерживаться следующего алгоритма:
Определите цели и задачи обучения. Решите, каких результатов вы хотите добиться: улучшить качество работы, повысить мотивацию персонала, подготовить работников к новым обязанностям.
Выберите форму, разновидность и методику обучения. Выше вы ознакомились со всеми форматами обучения персонала. Исходя их поставленной цели, выберите наиболее оптимальный вариант обучающего процесса.
Теперь пришло время искать курсы и компании, проводящие обучение. Ищем в интернете лучшие компании, специализирующие на обучении в вашем секторе.
Ведем переговоры с ними, подбираем тренеров, разрабатываем стратегию обучения
на этом важно четко обозначить ранее подготовленную цель, расписать свои пожелания, ожидания.
Когда программа обучения будет готова, внимательно с ней ознакомьтесь. если необходимо, внесите правки, попросите изменить
Выберите место проведения. Либо у себя в офисе, либо на территории обучающей компании.
Проводим обучение персонала, следим за вовлеченностью и реакцией сотрудников, собираем рецензии.
Оцениваем результаты пройденного материала по производительности и эффективности персонала.
Обучение сотрудников: зарубежный опыт
Где: .
Формат: 16 видеороликов, 5 дополнительных материалов и тест.
Уровень: средний, продвинутый.
Язык: английский.
Если вы владеете английским языком, этот курс идеально подойдёт для знакомства с зарубежными практиками в области HR: от найма до развития персонала
Специалистам в образовательной сфере советуем обратить внимание на третий блок под названием Developing and Coaching Your People
Внутри вы найдёте информацию об инструментах вовлечения и методах оценки, золотые правила обучения сотрудников и ещё много полезного. О качестве материала можно не беспокоиться: спикеры — преподаватели Мичиганского университета
Обратите внимание: курс бесплатен только в течение семи дней после регистрации
РосЕвроБанк: комплексная оценка стажера
В ОАО АКБ «РосЕвробанк» уже несколько лет обучают сотрудников дистанционно. Создают теоретические курсы в iSpring Suite, готовят видеоинструкции по работе с базой клиентов, заведением заявок и т.д. Если провели большую видеоконференцию, выкладывают запись на портал, чтобы новые сотрудники и те, кто не смог присутствовать, ознакомились с ее содержанием. Для менеджеров, которые не справляются с планами по продажам, назначают обучение по продуктам банка.
Новые сотрудники-стажеры получают доступ к системе дистанционного обучения iSpring Online, знакомятся с теорией, по окончании стажировки выполняют тест. Также анкету на потенциального нового сотрудника заполняет его непосредственный начальник. Отчет позволяет получить данные не только о результатах, но и об отношении стажера к учебе: какие материалы просматривал, сколько раз заходил в систему. Так постепенно складывается общая картина о новичке.
Какие существуют виды обучения персонала — ТОП-3 основных вида
Обучение персонала классифицируется по различным критериям. По видам оно подразделяется на подготовку, переподготовку и повышение квалификации.
Вот именно с ними я познакомлю вас подробнее.
Вид 2. Переподготовка персонала
Из названия это вида обучения становится понятно, что переподготовка – это получение знаний работниками в связи со сменой профессии, либо изменениями требований к ней.
Вид 3. Повышение квалификации
Этот вид предполагает получение работниками дополнительных знаний в связи с изменением квалификационных требований к той или иной должности, специальности и т.д.
Такое обучение поможет сотруднику без потерь адаптироваться к новым условиям и продолжать выполнять свои обязанности на должном уровне.
Порой повышение квалификации – это единственный способ сохранить за собой свое рабочее место.
Формы получения образования вне организации
Главное отличие от получения образования в организации заключается в том, что ответственность за качество знаний лежит не на школе, а на родителях или самом учащемся.
Обеспечить ребёнка основным общим образованием обязаны родители. Поэтому до получения аттестата за 9 класс обучение вне школы называется семейным. Решение о переходе на эту форму принимают мама с папой с учётом интересов ребёнка.
В 10–11 классах, а также если совершеннолетний человек в своё время не доучился и решил наверстать упущенное, эта форма именуется самообразованием. Ответственность — на обучающемся.
Что такое семейное образование
Семейное образование (СО) как форма обучения — гибкая и вариативная. Родители вправе выбирать любую программу и по-разному организовывать учебный процесс. Никто не будет спрашивать, как конкретно учится ребёнок, главное, чтобы сдавал аттестации.
Аттестации на семейной форме и на самообразовании сдаются экстерном. Ведь экстернат — это не отдельная форма обучения, а форма аттестации на семейном образовании и самообразовании.
<<Блок перелинковки>>
Давайте разберём основные виды семейного образования.
- Хоумскулинг. Ребёнок обучается в семье и прикрепляется к школе несколько раз в год для сдачи промежуточных аттестаций. Родители могут преподавать сами, нанимать репетиторов или подключать онлайн-школы. В последнем случае семейное обучение часто путают с надомным и дистанционным, но, как вы уже поняли, это разные вещи.
- Анскулинг. То же самое, только ребёнок не придерживается какой-то программы и не прикрепляется к школе для сдачи аттестаций вплоть до 9 класса.
- Альтернативные школы. Родители практически полностью делегируют обучение ребёнка, но тщательно выбирают систему. Это могут быть Монтессори- или Вальдорф-школы, демократические школы или школы одного дня, учебные заведения, работающие по различным авторским методикам, и, конечно же, цифровые школы.
Семейная форма обучения подойдёт, если:
- ребёнку тесно в рамках классической школы, он хочет учиться больше, лучше и быстрее;
- ребёнок совмещает с учёбой профессиональный спорт или концертную деятельность;
- он не успевает за темпом других детей, и ему нужен особый подход;
- у ребёнка конфликты с одноклассниками или учителями;
- у ребёнка слабое здоровье, но нет инвалидности, либо не нравится вариант надомного обучения;
- семью не устраивает традиционная школьная система, нет контакта с администрацией школы и преподавателями;
- семья часто переезжает или живёт в другой стране, но хочет, чтобы у ребёнка был российский аттестат.
<<Форма семейного образования>>
Что такое самообразование
Самообразование — это форма получения образования вне школы. То же самое, что семейное образование, только этот термин употребляется в отношении учащихся старше 15 лет или тех, кто уже получил основное общее образование, то есть окончил 9 классов.
Форма самообразования подойдёт, если подросток:
- хочет пройти программу 10-11 класса ускоренно;
- уже начал работать и хочет совместить получение полного среднего общего образования с профессиональной деятельностью; в этом случае также можно поступить на заочное обучение или на очное обучение в вечернюю школу;
- хочет оптимизировать учебный процесс, высвободив больше времени для подготовки к экзаменам или олимпиадам.
Что такое формы организации обучения
Формы организации обучения — типы проведения занятий с целью осуществления учебно-познавательного процесса.
Формы организации обучения существуют и меняются в зависимости от потребностей общества, социальных заказов и развития людей. Вариативность форм обучения вносит коррективы в процесс и содержание образовательной деятельности, специфику общественных запросов и влияет на конечный результат учебы.
Использование и сочетание различных форм обучения позволяет учитывать психологические особенности обучаемых, способствовать комфортному процессу получения знаний и поднимать уровень успеваемости.
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут
История развития форм обучения
На протяжении тысячелетий формы обучения менялись и трансформировались.
- Поначалу учитель или мастер передавал знания ученику или подмастерью путем практических уроков.
- В Древней Греции, Китае и Египте поначалу использовали только индивидуальные занятия. Функция и обязанность учителя заключалась в том, чтобы напрямую работать с одним учеником, добиваясь усвоения необходимого материала. При таком способе взаимодействия процесс обучения был успешен в том случае, если совпадали интересы ученика и учителя. Если учитель был не способен донести нужный материал, а ученик не готов его воспринимать, процесс затягивался, и желаемого результата достичь было сложно. Если же ученик впитывал знания, старался заниматься самостоятельно, а учитель всячески стимулировал обучаемого и помогал теоретически и практически, итог обучения был блестящим.
- Когда желающих обучаться стало больше, чем учителей, стала внедряться индивидуально-групповая обучающая система. В современной науке эта форма занимает низшую ступень классификации. Отрицательными сторонами подобного образовательного процесса считают разновозрастный состав учеников, непостоянство групп и разное развитие обучаемых. При такой организации обучения максимум, чего добивались учителя — научить воспитанников читать, писать и считать. На изучение каких-то наук и дополнительных дисциплин не было ни возможностей, ни времени.
- Следующей ступенью в истории форм обучения считается появление коллективного или группового способа. Зарождение его приписывают к XVI веку, а автором методики считают педагога Я. Коменского. Он дал теоретическое описание классно-урочной системы, применяемой в большинстве учебных заведений по сей день.
- На рубеже XVIII-XIX веков в некоторых европейских странах получила распространение ступенчатая система обучения. Сущность ее в том, что одновременно в процессе учебы принимало участие большое количество учеников. Учитель отбирал самых способных и смекалистых, первую половину учебного дня занимался с ними, а затем отправлял их к остальной группе учащихся. Подобная методика известна в педагогике еще и как «взаимообучение», и вскоре она показала свою несостоятельность.
- В ХХ веке в образовательную систему многих стран стали вводить больше элементов индивидуального и самостоятельного обучения. Однако и этот способ себя не оправдал: отстранение от главного процесса учителя дал резкое снижение успеваемости, уровня знаний и общее недовольство процессом.
- Работа над усовершенствованием форм и методов обучения привела к тому, что большинство стран остановились на групповой методике с комплексным применением разных типов и приемов обучения теории и практике.
Корпоративный университет – необходим ли?
С помощью корпоративного обучения развитие сотрудников ставится на постоянную основу – а это необходимо, если организация не хочет потерять темп, отстав от постоянно происходящих технологических и экономических изменений.
Такое обучение проводится по замыслу самой компании, а это значит, что оно будет соответствовать ее миссии, видению и стратегическим целям развития. Основными целями корпоративного обучения являются:
- развитие необходимых организации компетенций;
- внедрение организационных изменений;
- поддержание конкурентоспособности компании;
- подбор и удержание ценных сотрудников;
- развитие корпоративной культуры и трансляция ценностей компании персоналу;
- работа над созданием благоприятного психологического климата внутри организации.
Наличие корпоративного университета обязательно для крупных компаний, которые хотят, чтобы их сотрудники правильно понимали свои задачи, а также, чтобы их деятельность соответствовала целям и стратегическим планам организации.
При этом важно отметить, что задачи корпоративного университета носят более глобальный характер, нежели задачи обычного обучающего подразделения компании: он обеспечивает единое, согласованное, подчиненное стратегическим целям обучение для всех сотрудников компании, которым оно необходимо в соответствии с этими целями, независимо от того, в каком структурном подразделении компании они работают.
В нашей компании роль корпоративного университета выполняет специальный учебно-методический центр. Во время обучения мы выявляем те конкретные знания, умения и компетенции, которые понадобятся работникам для достижения стоящих перед компанией задач и целей.
Помимо этого, мы уделяем особое внимание укреплению партнерских отношений с внешними организациями, которые могут проводить дополнительные курсы, мастер-классы и лекции.
Мы понимаем, что главное, что требуется от компании – это задать правильный вектор для обучения сотрудников, а затем следить, чтобы процесс постоянно дополнялся полезным опытом других специалистов извне. Такой подход будет способствовать появлению новых интересных идей у самих сотрудников, которые они затем привнесут в рабочий процесс.
Отличительные черты компаний-долгожителей
Исследования продолжительности жизни корпораций позволяют определить общие характеристики для компаний с долгосрочной деятельностью. Выявлено, что эти фирмы имеют ряд общих черт, а именно:
► адаптивность к внешней среде (и ее потенциальным изменениям) определяется способностью к обучению;
► высокая степень сплоченности персонала и развитая корпоративная культура организации влияют на способность компании создавать свои фундаментальные ценности;
► толерантность к новым или непопулярным идеям и видам деятельности (что часто ведет к децентрализации управления) обеспечивает открытость обучения и объективную оценку общего состояния внешней среды;
► консервативное финансирование является сдерживающим фактором рисковых инвестиций корпорации.
Виды расходов работодателя на обучение
Условия, на которых происходит оплата обучения, фиксируются в следующих документах:
- Коллективный договор.
- Дополнительное соглашение к трудовому договору.
- Отдельный договор об обучении.
Обязанность фиксации условий обучения прописана в статьях 196 и 199 ТК РФ.
Учеба сотрудника, оплачиваемая работодателем, подразделяется на три основных вида:
- Основная профессиональная.
- Дополнительная.
- Профессиональное обучение.
Данная классификация указана в статьях 10, 73, 76 ФЗ №273. От вида обучения зависит начисление компенсаций, а также гарантии, предоставляемые работнику. Учеба может проводиться без отрыва от работы. В обратном случае работодатель сохраняет за работником его среднюю зарплату и должность. Если место учебы находится в другой местности, организация начисляет работнику командировочные по стандартной схеме (статья 187 ТК РФ).
Гарантии, предоставляемые обучающемуся служащему, перечислены в статьях 173-176, 187 ТК РФ:
- Оплата дополнительного отпуска, предоставляемого при обучении.
- Компенсация транспортных расходов, связанных с проездом в учебное учреждение.
- За работником остается его средняя зарплата.
Каждая операция, связанная с оформлением и оплатой обучения, должна быть подтверждена первичной документацией (часть 1 статьи 9 ФЗ №402). Также необходимо подтвердить факт того, что образовательная услуга была получена. Для этого подходит акт, на котором ставит подписи работодатель и представитель учебного учреждения. Главное требование к подтверждающему документу –наличие всех реквизитов. Подтверждением оказания услуги являются документы об образовании. К примеру, диплом.
Какие суммы компенсировать (выплатить) работнику, с которым заключен ученический договор?
6 причин периодически отправлять сотрудников на обучение
Нет смысла напоминать, насколько полезно периодически проводить обучение персонала – это очевидный факт. Оно просто необходимо в таких случаях:
- во время расширения штата, если вы как руководитель не готовы расходовать собственное время на то, чтобы обучать сотрудников, только что принятых в компанию;
- бизнес набирает обороты, и чувствуется, что работникам не хватает имеющихся знаний и навыков;
- фирмы-конкуренты предоставляют более качественные услуги;
- подписан контракт на продажу новой коллекции популярной марки, поэтому ваши менеджеры должны научиться представлять ее клиентам;
- необходимо сформировать из разрозненных специалистов продуктивную команду;
- нужно побороть существующие в коллективе разногласия.
Все названные проблемы можно решить, остается понять, как обучить сотрудников, а для этого следует грамотно выбрать сферу, в которой будет вестись работа, и заинтересовать людей программой. Специалистам необязательно лично встречаться с тренером, нужно только оплатить курс и обеспечить персоналу выход в Интернет и компьютеры с установленной программой, такой как Skype, Hangouts и пр. Сегодня обучающие центры готовы предоставить хороший выбор вариантов дистанционного обучения: оно может проходить в индивидуальном формате или в группе, быть обычным либо интенсивным.
Дистанционное обучение для медицинских работников: учится вся Россия
Первый Московский государственный медицинский университет имени И.М. Сеченова разработал и провел курсы дистанционного обучения в рамках постдипломного образования практикующих врачей. Проект предусматривает повышение квалификации специалистов каждые пять лет. На заседании Совета ректоров медицинских и фармацевтических вузов в 2015 году был продемонстрирован обучающий модуль для российских врачей-урологов.
Инструменты iSpring Suite и iSpring Online позволили создать продукт, включающий и теоретический материал, и пример поэтапного решения клинической задачи, и тестирование. Специалисты получают доступ к базе данных и лекциям отечественных и зарубежных экспертов.
Виды
Обучение персонала имеет не только формы, но и
разновидности. Их выделяют три:
- Подготовка сотрудников;
- Переподготовка;
- Повышение квалификации.
Рассмотрим каждый вид по отдельности на примерах. Первый вид
подразумевает подготовку сотрудника к началу работы.
Ситуация: Выпускник школы решил дать себе время отдохнуть и поступать в университет через год. Но его цель не просто лежать и ничего не делать, он хочет поработать, получить опыт, познакомиться с новыми людьми. У вчерашнего школьника нет опыта и квалификации, он устраивается на работу, и там проводят трехдневные курсы по подготовке сотрудников. На курсе рассказывают про цели, задачи каждого работника, рабочие обязанности, необходимые навыки, знакомят с лайфхаками и отвечают на вопросы новичков.
Второй вид – переподготовка. Проводится, если сотрудник
меняет профиль деятельности, либо требования к его должности обновляются и
требуют изменений.
Ситуация: Экономика и бухгалтерский учет тесно связаны друг с другом, но не тождественны. Если бухгалтер захочет сменить род деятельности и стать экономистом, то придется пройти курс переподготовки.
Третий вид – повышение квалификации. Применяется во многих
сферах деятельности, позволяет обновить свои знания и умения, получить опыт и
стать профессиональнее.
Ситуация: Рынок труда насыщен выпускниками и опытными профессионалами. Сотрудник хочет сохранить рабочее место, претендовать на более высокую оплату труда и оставаться мастером своего дела. Чтобы это осуществить, ему необходимо регулярно проходить курсы по повышению квалификации. Работодатели хотят видеть у себя опытных и образованных сотрудников, а клиенты будут рады работать с высококвалифицированным профи, поэтому прохождение подобных программ обеспечит лояльность со стороны начальства и клиентов.
Как измерить эффективность обучения сотрудников?
В целом результат измеряется относительно поставленных целей и задач
К примеру, если это менеджеры по продажам, обратите внимание на объем продаж, количество звонков, число теплых и горячих клиентов и их удержание, увеличение среднего чека по клиентам
Компаниям, чьи сотрудники проходят обучение у нас, мы рекомендуем оценивать результат на четырех уровнях.
Уровень эмоций слушателя
Сбор обратной связи: анкетирование по итогам обучения, опросы и личные интервью непосредственных руководителей учеников.
Уровень усвоения информации и изменения поведения
Какие конкретно знания и навыки получил специалист, повысилась ли профессиональная мотивация, применяются ли полученные знания и навыки на рабочем месте?
Сбор информации: анализ проведенных в ходе обучения тестов, экзамена, общей успеваемости. Наблюдение за работой сотрудника, прошедшего обучение, на месте. Сравнение тестирования на входе (перед поступлением) с результатами по итогам обучения. Аттестация, оценка методом «360 градусов». Профильное тестирование по истечению месяца после курсов.
Влияние эффекта от обучения на компанию в целом
Изменение результатов деятельности компании: анализ количественных и качественных показателей.
К примеру, качественными могут быть:
- увеличение степени удовлетворенности клиентов и уровня лояльности,
- рост узнаваемости бренда,
- улучшение психологического климата в компании,
- снижение текучки кадров в конкретном подразделении.
Количественные:
- объем продаж,
- норма прибыли,
- коэффициент ушедших клиентов,
- количество неудовлетворенных клиентов,
- коэффициент рентабельности.
Сбор информации: анкетирование текущих клиентов, опросы ушедших клиентов. Экспертный опыт. Расчет экономических показателей. Учет текучки кадров.
Уровень инвестиций
Оценка возврата инвестиций в обучение, или ROI.
Важно учесть расход на обучение одного сотрудника и доход за год на одного сотрудника. Интересно посмотреть на дельту изменения дохода по сотрудникам до момента обучения, в разрезе процента расхода на их обучение относительно общего расхода за тот же период
Сбор информации: финансовые показатели компании. Фин реп.
Основные методы обучения персонала вне рабочего места — 7 главных методов
Теперь ознакомимся с методами обучения за пределами рабочего места.
Я выбрала для рассмотрения 7 наиболее известных методов.
Метод 1. Лекции
Лекция – способ получения теоретических знаний. Лекторами выступают эксперты в той или иной сфере.
Лекционный метод обладает как преимуществами, так и недостатками.
Достоинства и недостатки лекционного метода:
№ | Недостатки | Достоинства |
1 | Слушатели – пассивные участники процесса обучения | Возможность охвата большой аудитории |
2 | Отсутствует обратная связь | Подача большого объема материала за достаточно короткий срок |
3 | Невозможно определить уровень усвояемости учебного материала | Низкие финансовые затраты лекционного курса |
Метод 2. Семинары и конференции
Конференция позволяет участникам находить решение проблем в процессе активного коллективного обсуждения.
На семинарах закрепляется прослушанный лекционный материал, проверяется его усвоение. Обычно семинар проходит в виде активного обсуждения темы, которое позволяет рассмотреть ее со всех сторон, разобрать сложные вопросы с использованием практического опыта не только преподавателя, но и самих обучающихся.
В отличие от лекций, семинары проводятся сравнительно небольшими группами (10-15 чел.)
Метод 3. Деловые игры
Разыгрывается реальная профессиональная ситуация, при которой участники игры (обучающиеся) пытаются решить поставленную условием задачу.
Такая методика позволяет обучаться, играя.
Метод 4. Тренинги
В тренингах теоретический блок сведен к минимуму. Большая его часть — это ситуационные практические задания, в ходе которых участники отрабатывают необходимые профнавыки.
Этот метод основан на активных формах обучения с использованием ролевых игр и групповых дискуссий.
Метод 6. Кружки качества и рабочие группы
Кружки качества — это добровольно созданные группы для эффективного решения поставленных задач общими усилиями.
Плюсы обучения:
- повышение самооценки сотрудников;
- снятие «зажимов» у работников;
- возможность научиться адекватно воспринимать позитивную критику и принимать коллективные решения.
Минусы метода:
- не пригоден для принятия сложных задач и проблем;
- нужен специально обученный руководитель, направляющий обсуждения для принятия оптимального решения;
- стихийность — отсутствует алгоритм обсуждения.
Метод 7. Самостоятельное обучение
Работники без чьей-либо помощи изучают необходимый материал.
Самостоятельное обучение имеет ряд преимуществ:
- обучение в индивидуальном темпе;
- в любом месте в удобное время;
- экономия времени и средств.
Но есть и ряд негативных моментов при самообучении:
- невозможность задать вопросы и обсудить сложные моменты во время изучения материала;
- снижение мотивации;
- отсутствие контроля.
В век высоких технологий и интернета самостоятельное обучение проходит весьма разнообразно с использованием видео, аудио, спецпрограмм.
Особо популярно самостоятельное обучение с помощью видео-уроков. «То, что я слышу, я забываю. То, что я вижу, я запоминаю» — резонно замечал Конфуций.
Видео-уроки позволяют обучающемуся наглядно представить ситуацию, в деталях и в движении.
Факторы, влияющие на качество обучения
Среди факторов, влияющих на качество обучения можно выделить факторы как со стороны компании, так и со стороны самого обучающегося.
Факторы со стороны компании:
- качество обучения — насколько программа обучения является структурированной, содержательной, доступной для понимания и отвечает ли он целям обучающихся;
- качество поддержки сотрудника после прохождения обучения, то есть уровень поддержки и помощи сотруднику в применении полученных знаний и навыков в рабочую деятельность;
- культура, способствующая обучению — насколько в компании созданы условия для прохождения обучения и насколько руководство компании поощряет развитие сотрудников.
Факторы со стороны сотрудника:
- предпочтение различных видов учебной деятельности и предыдущий опыт, указывающий на то, что лучше всего усваивается сотрудником при обучении;
- мотивация, основанная на положительных и отрицательных оценках стандартов поведения, принятых в организации;
- личные цели — например, амбиции, стремление учиться, чтобы повысить шансы профессионального роста в своей или за пределами своей организации;
- личные интересы, основанные на том, что человеку нравится делать и что он хочет делать, чтобы испытать себя;
- личная ситуация сотрудника (т.е. что еще на уме у человека) — личные обстоятельства могут влиять на то, насколько человек может сосредоточиться на обучении и развитии;
- потенциальные и фактические знания — имеет ли работник базовый объем знаний, необходимый в качестве предпосылки обучения;
- способности — то есть, способен ли работник интеллектуально понять теорию, воспринять понятия и все то, чему его обучают.
Перечисленные пункты не исчерпывают всех факторов, влияющих на обучение, но и они показывают, что какое бы обучение и развитие ни предлагалось и ни проводилось, реальная ситуация в сфере обучения и развития определяется самыми разными факторами.