Как эффективно повышать квалификацию коллектива?
Содержание:
- Что такое повышение квалификации работников и зачем оно необходимо
- Повышение квалификации руководителей в ООО «Образовательный Центр»
- Состав программы
- Как применяется профстандарт педагога
- Что такое повышение квалификации?
- Обязательное повышение профессиональной квалификации работников
- Повышение квалификации работников по Трудовому кодексу – законы и нормативы
- Цели и задачи повышения квалификации
- Условия поступления
- Как выбрать курсы повышения квалификации:
- Для повышения квалификации
- Ведущие преподаватели
- Положение о повышении квалификации работников
- Как повысить квалификацию — пошаговая инструкция для начинающих
- Важность повышения квалификации
- Формы повышения квалификации
- Как проходит повышение квалификации
- Повышение квалификации – что это?
- Порядок проведения аттестации и повышения квалификации работников
- Заключение
Что такое повышение квалификации работников и зачем оно необходимо
Деятельность многих категорий сотрудников в вопросах квалификации регламентируется либо едиными тарифными квалификационными справочниками профессий, либо – отдельными профессиональными стандартами. Наличествующая же квалификация может подтверждаться как документами образовании, так и ведомственным удостоверением о повышении квалификации либо результатами прохождения независимого оценивания в соответствующем центре. При этом под повышением квалификации работника может подразумеваться как изменение его квалификации, так и просто приобретение новых навыков и умений или же актуализация старых.
Сама же процедура повышения квалификации персонала может быть необходима как работодателям, так и сотрудникам с различными целями. Например, она может производиться для:
- Продвижения работника по службе. В данном случае в проведении повышения квалификации могут быть заинтересованы как сами сотрудники, так и их работодатели. Законодательство или локальные нормативные акты могут требовать обязательного наличия определенной квалификации для работников на руководящих или иных ответственных должностях. Кроме этого, в случае повышения работнику в любом случае следует ознакомиться со своими новыми задачами, обязанностями и правами.
- Интеграции инноваций. Обновление оборудования на предприятии, изменение организационной структуры, внедрение иных новшеств могут потребовать также повышения квалификации работников с целью обучения труду в новых условиях с максимальной эффективностью. При этом в данной ситуации, заинтересован в повышении квалификации сотрудников будет в первую очередь работодатель.
- Повышения востребованности специалиста на рынке труда. Работник обладает правом повышения своей квалификации и прохождения её независимой оценки, а значит – наличие документации, которая могла бы подтвердить факт имеющейся квалификации и аттестации работника может значительно повысить его шансы для последующего трудоустройства. Однако, в данном случае работодатели вряд ли будут заинтересованы в проведении повышения квалификации у действующих сотрудников.
Повышение квалификации руководителей в ООО «Образовательный Центр»
ООО «Образовательный Центр» предлагает широкий спектр программ повышения квалификации руководителей. В Центре работают лучшие преподаватели, которые четко планируют работу в учебных группах в доступной форме для наилучшего понимания и усвоения.
Образовательное учреждение имеет филиалы в г.Пушкино, г.Химки, г.Красногорске.
Занятия проводятся в аудиториях «Образовательного центра» и на базе профильных объединений и предприятий г.Москвы и Московской области.
Наши преимущества:
- полные, грамотно разработанные учебные планы;
- высококвалифицированные, опытные, компетентные преподаватели;
- удобное расписание курсов;
- безупречная репутация Центра;
- доступные цены.
Повышение квалификации в нашем Центре поможет продвинуться по карьерной лестнице и занять высокую должность. Если вы уже занимаетесь управлением бизнеса, то так вы сможете подтвердить свой высокий статус руководителя.
Мы хорошо понимаем, что слушателями являются занятые люди, которые ценят свое время, поэтому стараемся дать информацию в максимальном объеме в сжатые сроки.
ООО «Образовательный Центр» имеет бессрочную лицензию на образовательную деятельность Департамента образования г.Москвы.
Если у вас остались вопросы и вы хотите получить более подробную информацию, то просто свяжитесь с нашими менеджерами по телефону:
Состав программы
Модуль 1
Нормативно-правовые основы педагогической деятельности
Векторы государственной политики системы общего образования: проблемы и перспективы. Документы в области образовательной политики, их особенности. Современные подходы к оцениванию образовательных результатов, формирование практики оценивания образовательных результатов
Модуль 2
Инновационная деятельность
Инновационная деятельность в современной образовательной организации. Инновационные модели и методы управления школой как инструментом успешной личностной и профессиональной социализации учащихся. Мониторинг инновационной деятельности: инструментарий и научно-методическое обеспечение
Модуль 3
Организация и внедрение инновационных проектов образовательной организации
Проектирование инновационных процессов в образовательной организации. Школа, как институт успешной социализации учащихся: инновационные модели и методы управления. Метод проектов
Организация проектной деятельности школьников: типология проектов, этапы работы, алгоритм. Презентация и защита проекта
Модуль 4
Организация проектной деятельности в условиях цифровизации образовательной среды
Психологические особенности виртуальной среды. Особенности поведения человека в виртуальной среде.
Комплексный характер работы педагога дистанционного обучения
Культура общения в дистанционном обучении.
Современные подходы к обучению в цифровой реальности
Особенности проектной деятельности в условиях дистанционного обучения.
Как применяется профстандарт педагога
Переход на профстандарты стал еще одним поводом задуматься о повышении квалификации педагогического состава. О неизбежности такого перехода заговорили еще в 2012 году, когда стало понятно, что замена морально устаревших тарифно-квалификационных справочников новыми стандартами, разработанными в соответствии с реальным состоянием рынка труда, жизненно необходима. И тогда же в российском трудовом кодексе впервые появилась статья, раскрывающая понятие «профстандарт».
Несмотря на то, что профстандарт педагога был разработан одним из первых, вопрос его практического применения долгое время оставался нерешенным. Но сегодня педагогические профстандарты, которых с того времени стало больше, получили статус обязательных, и работодатели обязаны считаться с их требованиями при наборе, аттестации и обучении научно-педагогических работников.
Обратите внимание! Иметь диплом педагога, чтобы работать в школе, теперь не обязательно. Учитель, получивший среднее профессиональное или высшее образование в своей предметной области, имеет полное право преподавать эту дисциплину в школе
Подробнее читайте здесь >>>
По мере внедрения новых требований и ограничений оказалось, что им соответствуют не все педагоги, работающие в детских садах, школах, техникумах, летних лагерях и других учебных и воспитательных учреждениях. Дело в том, что многие сотрудники принимались на работу еще до вступления профстандарта в силу. Но закон не позволяет работодателю оформить увольнение, опираясь лишь на несоответствие профессиональному стандарту. «Несоответствие профстандарту» и «несоответствие работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации», предусмотренное п. 3 ч. 1 ст. 81 ТК РФ — это разные вещи. И письмо Минтруда России №14-0/10/В-2253 лишний раз это подтверждает.
Как же поступить? Ситуация далеко не безвыходная, поскольку сотрудника всегда можно направить на обучение в порядке, предусмотренном статьей 196 ТК РФ. Регулярные аттестации педсостава помогут держать процесс под контролем, заранее планировать расходы на профессиональное обучение и развитие педагогов, поддерживать качество образования на стабильно высоком уровне.
Что такое повышение квалификации?
Ниже приведены наиболее популярные трактовки термина «повышение квалификации».
Повышение квалификации (skills training) — это обновление теоретических и практических знаний и навыков специалистов в связи с повышением требований к уровню квалификации и необходимостью освоения современных методов решения профессиональных задач.
Повышение квалификации — одна из форм дополнительного повышения образовательного уровня персонала, осуществляемая путем систематического самообразования, проведения производственно-экономической учебы, краткосрочного и длительного периодического обучения в соответствующих образовательных учреждениях.
Повышение квалификации — учебная деятельность, направленная на достижение более высокой ступени профессиональной квалификации; предусматривает освоение новых общетеоретических и специально-технологических знаний, расширение спектра умений и навыков, углубление понимания связи между наукой и технологией. Одна из форм освоения прогрессивного опыта, целью которой является повышение эффективности труда; осуществляется в рамках системы непрерывного образования путем поэтапного обучения в образовательных учреждениях соответствующих ступеней.
К повышению квалификации относится любое обучение, направленное на совершенствование и развитие знаний, умений и навыков какого-либо конкретного типа деятельности. Потребность в повышении квалификации определяется постоянным изменением стоящих перед работниками задач и условий труда, связанных как с совершенствованием средств производства, так и с должностным ростом.
Повышение квалификации — это вид деятельности, обеспечивающий обновление теоретических профессиональных знаний и практических навыков работы в соответствии с постоянно повышающимися требованиями государственных образовательных стандартов по конкретным должностям и профессиям. Повышение квалификации может служить основанием для повышения квалификационного разряда, группы квалификации, класса или категории в должности.
Повышение квалификации рабочих — это обучение, направленное на последовательное совершенствование их профессиональных и экономических знаний, умений и навыков, рост мастерства по имеющимся профессиям. Для повышения квалификации рабочих организуются:
- производственно-экономические курсы;
- курсы целевого назначения;
- школы передовых приемов и методов труда;
- курсы бригадиров.
Целью повышения квалификации специалистов является обновление их теоретических и практических знаний в соответствии с постоянно повышающимися требованиями государственных образовательных стандартов.
Повышение квалификации проводится по мере необходимости, но не реже 1 раза в 5 лет в течение всей трудовой деятельности работников. Периодичность прохождения специалистами повышения квалификации устанавливается работодателем.
Регулярно проходить курсы повышения квалификации обязаны сотрудники органов внутренних дел, медики, фармацевты, госслужащие, адвокаты, аудиторы, главные бухгалтеры, педагогические работники, работники железнодорожного транспорта, водители городского транспорта, экипажи воздушных судов, работники, занятые на подземных работах и на производстве химического оружия, судьи и др. Этим профессионалам курсы повышения квалификации нужно проходить с определенной периодичностью: педагогам — 1 раз в три года, главным бухгалтерам — 1 раз в 5 лет и т.д.
Повышение квалификации не следует путать с профессиональной переподготовкой, которая представляет собой отдельный вид дополнительного профессионального образования, направленного на глубокое комплексное изучение предмета для ведения нового вида деятельности. Профессиональная переподготовка организуется для освоения работниками, уже имеющими профессию, новых профессий и для получения дополнительной квалификации.
Обязательное повышение профессиональной квалификации работников
В целом, законодательство возлагает право принятия решения о необходимости проведения повышения профессиональной квалификации работников организации на работодателя. Однако в некоторых случаях регулярное повышение квалификации может быть обязательным. Но данные требования касаются лишь ограниченного контингента лиц, а именно:
- Сотрудники прокуратуры.
- Аудиторы.
- Лица, занимающиеся капитальным строительством.
Вышеозначенные категории сотрудников должны проходить регулярную процедуру повышения квалификации с обязательной её аттестацией. При этом регулярность проведения повышения квалификации должна обеспечивать прохождение означенной процедуры не реже одного раза в пять календарных лет.
Повышение квалификации работников по Трудовому кодексу – законы и нормативы
Действующее законодательство достаточно глубоко регламентирует вопросы повышения квалификации сотрудников и предусматривает наличие различных нормативов, обеспечивающих правовое регулирование данного вопроса. В частности, рассматривается данный аспект трудовой деятельности в положениях следующих нормативных документов:
- ФЗ №273 от 29.12.2012. Данный закон регламентирует вопросы образования в Российской Федерации в целом. И повышение квалификации сотрудников относится с точки зрения данного нормативного документа к получению профессионального обучения.
- Статья 187 ТК РФ. Данной статьей устанавливаются общие гарантии, которые работодатель должен предоставить работникам на время прохождения ими профессионального обучения или курсов повышения квалификации, либо прохождения независимой оценки квалификации.
- Статья 195.1 ТК РФ. Её положения регламентируют само определение квалификации работника, как уровня наличествующих у него практических профессиональных умений и определенных теоретических знаний.
- Статья 196 ТК РФ. Нормативами означенной статьи устанавливаются общие принципы повышения квалификации работников, а также регламентируются права и обязанности работодателя по проведению данных процедур. В том числе, устанавливается право работодателя самостоятельно определять наличие либо отсутствие необходимости проведения мероприятий по повышению квалификации персонала.
- Статья 197 ТК РФ. Принципы данной статьи указывают, что работники также имеют право повышать собственную профессиональную квалификацию и проходить её независимую оценку. При этом реализация данного права проводится путём заключения отдельного договора сотрудника с его работодателем.
Вышеозначенный закон об образовании №273 устанавливает несколько различных способов изменения статуса работника. В частности, он предполагает следующие механизмы получения образования в рамках рабочей деятельности:
- Профессиональное образование.
- Профессиональное обучение.
- Профессиональную переподготовку.
Следует отличать, рассмотренные в законодательстве понятия профессионального образования и профессионального обучения. Так, под образованием подразумевается получение сотрудником определенного спектра знаний и документальное закрепление его путем выдачи соответствующего документа, в том числе и предоставляющего сотруднику новый статус. В то же время обучение предполагает приобретение практических навыков и теоретических знаний без фактического повышения или изменения уровня образования. Повышение квалификации работника может считаться как его переподготовкой, так и профессиональным обучением.
Цели и задачи повышения квалификации
Целью повышения квалификации является обновление теоретических и практических знаний специалистов в связи с ростом требований к уровню квалификации и необходимостью освоения современных методов решения профессиональных задач.
Побудительными причинами повышения квалификации могут быть: стремление сохранить работу, занимаемую должность, желание получить повышение или занять новую должность, заинтересованность в повышении заработной платы, интерес к новым знаниям, к овладению новыми навыками, желание расширить деловые контакты.
Значение повышения квалификации персонала для организации:
- повышение способности персонала адаптироваться к изменяющимся социально-экономическим условиям и требованиями рынка. Таким образом, повышается ценность человеческих ресурсов находящихся в ее распоряжении;
- позволяет организации более успешно поддерживать необходимый уровень конкурентоспособности вследствие повышения качества и производительности труда, снижение травматизма, сокращение издержек и снижение себестоимости, а также успешно справляться с введением новых направлений деятельности организации;
- повышение приверженности персонала к организации, снижение текучести кадров.
Значение повышения квалификации для работника:
- рост квалификации, компетентности;
- более высокая удовлетворенность своей работой;
- расширение карьерных перспектив как внутри, так и вне компании;
- рост самооценки.
Задачи работы в сфере обучения персонала должны соотноситься с целями организации.
Среди основных задач повышения квалификации можно выделить следующие:
- Достижение более высокого уровня производительности и качества труда персонала.
- Приобретение слушателями знаний и навыков, способствующих повышению уровня их профессиональной квалификации.
- Повышение уровня трудовой мотивации персонала.
- Повышение приверженности работников к своей организации и развитие взаимопонимания между персоналом и руководством.
- Формирование у обучающихся ценностей и установок, поддерживающих стратегию, цели организации и сложившуюся в компании культуру труда.
Задачи обучения могут существенно варьироваться в зависимости от таких переменных, как:
- интересы организации;
- выбранная организацией бизнес-стратегия;
- содержание профессиональной деятельности слушателей;
- демографические или квалификационные характеристики персонала;
- финансовое обеспечение работы в сфере обучения персонала.
Условия поступления
Программы профобразования доступны как дипломированным логопедам, дефектологам, педагогам школ, колледжей, вузов, методистам образовательных учреждений, так и руководящему составу учебных центров. Или людям, желающим заниматься педагогикой, но не прошедшим профильной подготовки. Единственное условие — наличие образования (высшего, среднего специального), подтвержденного дипломом.
Сдавать экзамены и тесты нужно во время учебы и по окончании курса. В том числе, для получения документов выпускника (удостоверения повышения квалификации или диплома о переподготовке установленного образца).
Адрес поступления:
Москва, Ленинградский пр-т. д. 80, корп. Г (м. Сокол) Москва, ул. Измайловский вал, д. 2, корп. 1 (м. Семеновская)
Телефон: 8 (800) 100 00 11
График работы приёмной комиссии:Пн — Пт: 09.00−20.00;Сб — Вс: 10.00−17.00.
Как выбрать курсы повышения квалификации:
Убедитесь, что программа курса соответствует профилю деятельности педагога.
- Проверьте содержание программы. Она должна учитывать положения профстандарта и квалификационные требования (согласно квалификационному справочнику, утв. приказом Минздравсоцразвития от 26.08.2010 № 761н.)
- Выберите форму обучения, которая позволит педагогам получить новые знания и навыки и не помешает работе детского сада или школы.
Заключите с организацией, в которой педагоги будут повышать квалификацию, договор об обучении.
В Центре Оценки Квалификации и Обучения №1 вы найдете необходимый курс и пройдете его по льготной цене в дистанционной форме.
Возвращаясь к вопросу о том, считать ли повышение квалификации обязанностью педагога или делом исключительно добровольным, следует признать: профессия учителя требует регулярного обновления знаний и постоянного совершенствования. А в полной мере это реализовать можно лишь при непрерывном обучении.
Поэтому в законе об образовании необходимость профессионального развития закреплена отдельным пунктом. Педагог должен «систематически повышать свой профессиональный уровень» (п. 7 ч. 1ст. 48 закона №273-ФЗ). Это требование распространяется на всех педагогических работников, независимо от того, придерживаются ли они в своей работе нормативов ФГОС или нет.
Больше материалов по теме:
Для повышения квалификации
Направления квалификационных курсов:
- Психолого-педагогические основы деятельности преподавателей (возрастные и индивидуальные особенности учащихся, способы проверки усвоения материалов слушателями, методы и технологии планирования образовательных программ и многое другое).
- Организация дополнительного образования по физкультурно-оздоровительной работе для дошкольников (диагностика физической подготовки, формы проведения занятий физкультурой).
- Сопровождение детей младшего возраста с ограниченными возможностями здоровья (важная ниша, в которой постоянно не хватает специалистов).
- Организация коррекционно-развивающего обучения детей с нарушением речи (психологические аспекты, диагностика речи, логопедические технологии).
- Современные технологии обучения (мастерство преподавателя, управление качеством и его контроль в образовательной сфере).
Ведущие преподаватели
Алиева Эвелина Факировна
Директор Центра управления в образовании ИОМ, кандидат педагогических наук. Эксперт по интеллектуальным видам спорта. Автор цикла публикаций по киберспорту и научных исследований в области интеллектуальных видов спорта.
Максимченко Татьяна Викторовна
К.п.н., начальник организационно-методического отдела Центра развития профессионального образования ГБОУ ВО МО «Академия социального управления».
Илюхин Борис Валентинович
Преподаватель Центра управления в образовании ИОМ РАНХиГС, директор научно-исследовательского центра систем оценки и управления качеством образования ФИРО РАНХиГС.
Положение о повышении квалификации работников
Чтобы упростить возможное проведение процедуры повышения квалификации сотрудников, работодатель вправе издавать отдельные локальные нормативные акты, которые обеспечивали бы правовое регулирование данного вопроса. Составляется данный документ в свободной форме, однако в любом случае рекомендуется, чтобы в нем присутствовала следующая информация:
- Название документа и его регистрационные данные.
- Основные задачи и цели данного документа.
- Направления развития компании, для реализации каковых необходимо повысить уровень наличествующей квалификации работников.
- Место проведения повышения квалификации.
- Средства, затрачиваемые работодателем на данную процедуру.
- Перечень конкретных должностей и направлений, в которых будет осуществляться повышение квалификации.
- Общий порядок проведения обучения.
- Механизмы контроля и установления результатов.
- Иные дополнительные требования и особенности проведения процедуры.
Данное положение должно быть утверждено в соответствии с правилами принятия локальных нормативных актов и донесено до сведения работников, которые будут направлены на повышение квалификации. При необходимости направить одного или нескольких работников, данное направление может быть осуществлено и путем оформления отдельных приказов на каждого из них.
Как повысить квалификацию — пошаговая инструкция для начинающих
У вас назрела необходимость повысить квалификацию, но вы не знаете, как это сделать? Как всегда, на этот случай у нас есть пошаговая инструкция.
Прочитайте ее, она не займет много вашего времени, а пользу принесет однозначно!
Шаг 1. Выбираем курс
Выбирая курсы повышения квалификации, рекомендую обращать внимания на критерии, от которых зависит качество образовательного процесса и его результат.
Такими критериями выступают:
- продолжительность обучения;
- форма обучения;
- программа курса;
- форма итогового экзамена;
- вид документа, выдаваемый по окончанию;
- преподавательский состав курса.
Каждый из них важен по-своему.
Так, например, зная продолжительность обучения, вы сможете скорректировать свой рабочий график, спланировать очередной отпуск так, чтобы он не накладывался на учебу.
Если повышение квалификации связано с целью получения новой должности, то, возможно, руководство определит срок, к которому вы должны получить нужную квалификацию. В такой ситуации вам необходимо выбрать обучение нужной продолжительности.
Анализируйте программу курса, в ней не должно быть дисциплин, которые вам не нужны на практике. Помните: знания, получаемые на таких курсах, должны иметь практическую ценность.
Форма итоговой аттестации по курсу — ещё один важный фактор. Рассмотрим на примере.
Учтите, если вы хотите кардинально поменять профессию, то повышения квалификации вам будет недостаточно. Здесь потребуется пройти курсы профессиональной переподготовки.
Шаг 2. Подаем заявку
Заявка на обучение подаётся работодателем или самим работником.
Если у работодателя заключен договор с обучающей организацией, то заявку подает его кадровая служба путем ее передачи в офис учебного центра (если компании одногородние) либо направляя заполненную форму по электронной почте или факсу.
В случае, когда обучение планирует физлицо по собственной инициативе, то заявка составляется и отправляется одним из 3 способов.
Способы подачи заявки физлица:
- при личном посещении офиса;
- с помощью электронной почты;
- через сайт обучающей организации.
Шаг 3. Оплачиваем обучение
После принятия и рассмотрения полученной заявки, учебный центр (или иная обучающая фирма) направляет в адрес заявителя перечень необходимых для поступления документов и квитанцию для оплаты.
Оплатить можно по реквизитам через терминалы, с помощью банковской карты и электронных кошельков. Юрлицам выставляется счет на оплату обучения, в котором есть все необходимые сведения для безналичных расчетов.
Шаг 4. Получаем доступ к учебным материалам
После поступления денег на счет обучающей организации у слушателей курсов появляется доступ к учебным материалам. Перечень и доступ к ним зависит от выбранной формы обучения.
Если вы выбрали курсы повышения квалификации дистанционно, то учебный центр предоставит вам доступ в личный кабинет, где есть все необходимые материалы по программе курса.
Если квалификацию повышаете очно, то все методические и учебные материалы выдаются на руки.
Шаг 5. Проходим обучение
Получив программу, вы приступаете к занятиям.
Если учитесь с отрывом от производства, т.е. посещаете курсы в учебном центре, то все понятно и предельно просто. В назначенное расписанием время приходите на занятия и под руководством преподавателя выполняете все необходимые задания, прослушиваете лекции и т.д.
При таком обучении предусматриваются практические занятия, включающие работы, выполняемые под руководством педагога в смоделированных ситуациях или в рамках стажировки.
Если учитесь без отрыва от производства (заочно, дистанционно), то все лекции и задания размещены в личном кабинете студента.
Каждый блок сопровождается подробными инструкциями, пошагово расписывается последовательность ваших действий, предусмотрены видеоуроки и обратная связь с куратором курса и преподавателями.
Нередко проводится промежуточная проверка знаний по каждому блоку. Это позволяет своевременно обнаружить проблемные места и вернуться к их повторному рассмотрению. В случае необходимости всегда можно получить дополнительную консультацию у сотрудников обучающей компании.
Шаг 6. Сдаем экзамен
Итогом обучения, независимо от его формы, служит аттестация. Она проводится письменно, устно или в форме тестирования.
Шаг 7. Получаем удостоверение о повышении квалификации
В случае успешного прохождения итогового испытания вам будет выдан документ установленного образца с указанием следующих сведений: наименования обучающей организации и программы повышения квалификации, количества часов обучения, период обучения, перечень сданных экзаменов.
Важность повышения квалификации
Почему так важно постоянно повышать свою квалификацию? Рассмотрим некоторые важные причины:
- разработки новых технологий;
- высокие требования к качеству рабочего персонала;
- недостаточные знания и навыки;
- и др.
Нужно сказать, что сегодня даже для специалиста, находящегося на самых начальных позициях предприятия, работы «на всю жизни» не существует. Если он, действительно, в дальнейшем хочет быть востребованным, то придется осваивать и другие специальности, получать новые знания и т.п. С изменением требований к качеству рабочей силы, соответственно, необходимы и новые, более «свежие» навыки в управлении.
В свою очередь, развитие и обучение в наибольшей степени касается управленческого персонала. Руководители должны не только правильно руководить подчиненными, но и также участвовать в разработке программ повышения квалификации, обучения своих подчиненных. Все это, несомненно, приводит к большому успеху и росту развития компании.
Формы повышения квалификации
Согласно п. 41 Типового положения работник может повышать свою квалификацию:
- отрываясь от трудовой деятельности;
- не отрываясь от трудовой деятельности;
- частично отрываясь от трудовой деятельности;
- по индивидуальной форме обучения.
Согласно ст. 187 ТК РФ если сотрудника отправили учиться, оторвав его от работы, то за ним обязательно должны сохраниться место работы, его должность и средняя заработная плата. Если сотрудник был отправлен учиться в другой регион, то ему обязательно должны заплатить не только командировочные расходы, но и выплатить среднюю зарплату за весь период нахождения в служебной командировке.
Если сотрудник повышает свою квалификацию, не отрываясь от трудовой деятельности или частично отрываясь от нее, то он должен получить зарплату за фактически отработанное время. Если работник учится и работает одновременно, то согласно ст. 91 ТК РФ совокупная продолжительность рабочего времени не должна быть выше ежедневной нормы.
Как проходит повышение квалификации
Итак, различают либо ускоренное, либо длительное повышение квалификации. Рассмотрим немного подробней.
1. Ускоренное
Как правило, проходят тематические тренинги и семинары. Основная цель — дать руководителю знания в той или иной области, помочь адаптироваться к изменившейся ситуации на рынке.
- Обучение длится до 100 часов;
- в конце проводится контрольная работа/тест;
- по итогу выдается специальное удостоверение.
2. Длительное
Более углубленное обучение с практической частью. Позволяет получить новые знания и в большей степени расширить собственные. Благодаря данной программе, руководители становятся более компетентными, и зачастую начинают продвигаться по карьерной лестнице.
- Обучение может длиться до 500 часов.
- Выдача удостоверения.
Многие руководители не видят смысла повышать свою квалификацию, т.к. считают себя первоклассными специалистами, которые уже давно показали все свои навыки и знания. Однако только эти качества не могут характеризовать вас как хорошего начальника. Руководители, не прошедшие курсы повышения квалификации, в своей работе могут допускать ошибки, чего попросту не должно быть. Ведь речь идет о собственной репутации и компании в целом.
Эффективно руководить персоналом сможет только грамотный, обученный руководитель!
Повышение квалификации – что это?
Designed by katemangostar/Freepik
В Трудовом кодексе есть статьи, которые оперируют понятиями о квалификации сотрудника, его подготовке и соответствию занимаемой должности или вменяемым обязанностям. Например, при внедрении в производственный процесс новых технологий или оборудования работодателю необходимо проверить – подходит ли квалификация работника. Иными словами, для исполнения того или иного рода деятельности специалист должен обладать специфичными знаниями или умениями.
Предполагается, что диплом о среднем специальном или же высшем образовании и является бессрочным документом, свидетельствующим о необходимой подготовке. Но во многих профессиональных отраслях возможны ситуации, когда квалификацию необходимо либо подтвердить, либо повысить. Именно этот процесс и получил название – повышение квалификации. В целом, повышение квалификации – это один из вариантов дополнительного профессионального образования, которое могут получить только лица, которые ранее получили или средне-специальное, или высшее образование, а также могут это подтвердить соответствующими документами.
Также следует понимать, что повышение квалификации пусть и относится к системе дополнительного образования, но производится исключительно по ранее полученной профессии. К примеру, строитель может повышать свою квалификацию лишь по направлению «Строитель», а арматурщик не имеет права повышать разряд по профилю «Слесарь», если у него нет соответствующего диплома.
Порядок проведения аттестации и повышения квалификации работников
Повышение квалификации работников предприятия может производиться только в соответствии с требованиями законодательства. В свою очередь, действующие нормативы предписывают два варианта направления сотрудника на повышение квалификации:
- Инициатива работника. В данном случае работник самостоятельно определяет способы повышения квалификации и заключает с работодателем соответствующий договор, где стороны, достигнув соглашения, уточняют условия означенной процедуры.
- Инициатива работодателя. Без согласия сотрудника работодатель может направить его на повышение квалификации только в том случае, если сотруднику она необходима для продолжения ведения трудовой деятельности в рамках своей должности. Если же таковая необходимость отсутствует, направлен сотрудник на повышение квалификации может быть только при его согласии.
Руководители или коллеги в некоторых случаях также могут направлять работодателю или высшему руководству служебные записки или иные документы с представлениями или рекомендациями о необходимости повышения квалификации тех или иных работников.
Само же прохождение повышения квалификации и обучение может проводиться различными способами. Например, к методам повышения квалификации персонала можно отнести следующие варианты:
- На базе действующих образовательных учреждений. Если повышение квалификации подразумевает приобретение нового уровня образования, то проводиться таковое может в образовательных учреждениях.
- В специализированных учебных центрах. Отдельные организации могут предоставлять услуги по практическому обучению работников и повышению их квалификации без изменения уровня образования.
- На базе предприятия. При наличии необходимой материальной технической или преподавательской базы, предприятие может полностью провести повышение квалификации работников на своей территории и собственными силами.
- Путем дистанционного обучения. Сейчас данный метод повышения квалификации является одним из наиболее популярных, так как позволяет проводить обучение сотрудников без их фактического отрыва от рабочих мест.
Следует также отличать процедуру аттестации сотрудников и непосредственного повышения квалификации. Аттестация подразумевает проверку полученных или имеющихся знаний, в то время как повышение квалификации – непосредственно их получение. Аттестация и повышение квалификации могут проводиться комплексно, с целью выявления фактического качества подготовки персонала к работе в новых условиях или на новой должности.
Заключение
Итак, если директор хочет достичь отличных результатов для своей организации, он всегда будет стремиться отправлять своих сотрудников на повышение квалификации, чем будет способствовать увеличению «текучки» штата сотрудников. Ведь он понимает, что лучше иметь своих уже проверенных людей и расширять их круг интересов и знаний, чем регулярно искать и проводить собеседования при приеме на работу новых сотрудников и учить их «с нуля». Что касается сотрудников организации, то для них повышение квалификации является большим плюсом, так как они могут улучшить свои уже имеющиеся знания, а также поделиться и перенять опыт других сотрудников, работающих в аналогичной сфере.
А еще, как правило, в зависимости от уровня подготовки высококвалифицированному персоналу повышают оклады и ставки.