Что такое себестоимость, что в нее входит и как ее рассчитать

ОТРАСЛЕВЫЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ СЕБЕСТОИМОСТИ НА АТП

На сумму расходов автотранспортной компании влияют ее мощность, техническая оснащенность и вид предоставляемых автомобильных перевозок, различаемых по следующим критериям:

  • по территориальному признаку (международные, междугородние, городские и др.);
  • в зависимости от объема партии (мелкими партиями и тоннажем, большим объемом и тоннажем);
  • по отраслевому признаку (торговые, строительные, почтовые, промышленные и др.).

Включение в себестоимость затрат на предприятиях автомобильной отрасли, как и в других отраслях, связано с их делением на прямые (зарплата водителей, отчисления на социальные нужды, амортизация, автомобильное топливо, смазочные и другие эксплуатационные материалы) и косвенные (расходы на содержание аппарата управления, вспомогательных рабочих и др.).

Косвенные затраты в части, которая приходится на расходы по управлению предприятием, распределяются между видами перевозок и деятельности пропорционально общим суммам прямых затрат (без включения в них расходов по управлению), отнесенных на каждый из этих видов (п. 6.4 Инструкции по составу, учету и калькулированию затрат, включаемых в себестоимость перевозок (работ, услуг) предприятий автомобильного транспорта, утвержденной Минтрансом России 29.08.1995 (далее — Инструкция по калькулированию себестоимости).

Итоговая сумма перевозок складывается за счет суммирования прямых и отнесенных на них косвенных расходов.

При распределении затрат по отдельным видам транспортных услуг (в зависимости от вида оплаты, подвижного состава, транспортно-экспедиционных операций) используется тот же принцип: часть затрат, по которым аналитический учет детализирован, относят к определенному виду перевозок, а другую часть распределяют пропорционально суммам расходов, непосредственно отнесенных на каждую из них. Таким образом можно рассчитать, во сколько обходится компании тот или иной вид услуг, экономическую выгоду от выполнения отдельно взятой операции.

КЛАССИФИКАЦИЯ МАТЕРИАЛЬНЫХ РЕСУРСОВ

Рассмотрим классификацию материальных ресурсов, которые относятся на себестоимость выпускаемой продукции в качестве прямых затрат в составе статьи «Материальные расходы».

Этой категории ресурсов уделяют наибольшее внимание, так как в себестоимости продукции производственных предприятий материальные затраты имеют большой удельный вес, а вопрос их нормирования и рационального расходования напрямую влияет на доходность производимой продукции. Сырье и основные материалы, которые используют в производстве продукции в соответствии с технологической документацией

Сырье и основные материалы, которые используют в производстве продукции в соответствии с технологической документацией.

Вспомогательные материалы — данную категорию материальных ресурсов также используют в производстве продукции.

Основные материалы отличаются от вспомогательных степенью участия конкретного материала в производстве продукции. Как правило, удельный вес затрат на вспомогательные материалы в составе себестоимости ниже удельного веса затрат на основные материалы.

Покупные полуфабрикаты — заготовки и детали в черновом или не полностью обработанном виде.

Покупные комплектующие изделия — готовые изделия, приобретенные у сторонней организации в порядке производственной кооперации, требующие дополнительных работ по сборке, установке или укомплектованию выпускаемой продукции.

Топливо, вода и все виды энергии, расходуемые на:

  • технологические цели;
  • отопление зданий;
  • выработку энергии для производственных нужды.

Тара и упаковка.

Транспорт, включая ввозные таможенные пошлины и сборы, провозную плату, стоимость услуг по доставке, разгрузке и др.

Отходы, которые вычитаются из состава материальных расходов и оцениваются по пониженной цене исходного материального ресурса.

Как снизить себестоимость продукции?

1. Увеличение объемов производства

Увеличение объемов производства — самый очевидный и действенный способ снизить себестоимость продукции. Это связано с тем, что все производственные затраты компании можно отнести к переменным или постоянным.

Переменные расходы меняются в определенной пропорции вместе с динамикой объема производства: производство увеличивается — растут и затраты, производство уменьшается — затраты падают.

Типичные переменные затраты — расход сырья и материалов на выпуск продукции, зарплата производственных рабочих, расход энергоресурсов при работе производственного оборудования.

Постоянные расходы мало зависят от динамики производства, они необходимы вне зависимости от того, какой объем продукции выпущен в отчетном периоде (амортизация производственного оборудования, расходы на ремонт и содержание производственных помещение, расходы энергоресурсов для общецеховых нужд и т. п.).

3. Экономия операционных затрат на производство

Наибольший эффект дает минимизация прямых производственных расходов — затрат на энергоресурсы при работе производственного оборудования, расходов по оплате труда производственных рабочих и расходы по содержанию и ремонту производственных основных средств.

4. Уменьшение закупочных цен на сырье и материалы для производства

Удельный вес сырьевых затрат в цеховой себестоимости большинства производственных компаний достаточно велик (как правило, от 50 до 80 %). К тому же в состав закупочной стоимости сырья и материалов кроме цен приобретения их у поставщиков, включаются и расходы на доставку от склада поставщика до склада покупателя. Обычно расходы на закупку сырья и материалов уменьшают по двум направлениям:

снижают среднюю цену закупки сырья и материалов у поставщиков;

минимизируют транспортные расходы по доставке приобретенных у поставщиков сырья и материалов.

Чтобы снизить стоимость закупки сырья и материалов у поставщиков, компания может параллельно использовать несколько методов — поиск более выгодных ценовых предложений на рынке, использование скидочных и бонусных программ у действующих поставщиков, а также кооперацию закупок с дружественными компаниями (в рамках агентского договора или договора совместной деятельности).

5. Сокращение технологических потерь и производственного брака

Технологические потери — это безвозвратные отходы сырья и материалов, которые образуются в процессе производства продукции, перенастройке и наладке производственного оборудования, а также в процессе ремонта и проверки работоспособности этого оборудования. Причины производственного брака — недостаточная квалификация персонала, несоответствующее качество сырья и материалов, технические проблемы в работе оборудования.

6. Оптимизация производственных процессов

Этот способ, конечно, требует гораздо больше предварительного анализа ситуации и более трудоемкий по сравнению с другими, так как потери и излишние затраты в результате неэффективности процессов нельзя выявить просто на основании данных отчетов о производстве продукции.

В то же время положительный эффект по снижению себестоимости продукции в результате оптимизации производственных процессов вполне может оказаться значительным и даже превосходящим другие способы. К тому же если в результате этой работы у компании действительно повышается эффективность процессов, то почти всегда она приводит к дополнительному снижению себестоимости и по другим путям. 

ОСНОВНЫЕ СПОСОБЫ СНИЖЕНИЯ СЕБЕСТОИМОСТИ ПЕРЕВОЗОК

Для снижения затратности перевозки грузов нужно сфокусировать внимание на пяти показателях, которые прямо влияют на себестоимость автомобильных перевозок:

  • производительность труда;
  • качественные показатели использования подвижного состава;
  • материальные ресурсы;
  • технико-экономические нормы;
  • административно-хозяйственные расходы.

Снижения себестоимости можно добиться за счет повышения качественных показателей использования подвижного состава, роста производительности труда, снижения технико-экономических норм, экономии материальных ресурсов.

Наиболее популярные способы снижения себестоимости перевозок:

  • внедрение рациональных маршрутов и технологий перевозки грузов;
  • модернизация управления транспортным процессом;
  • применение технических средств контроля;
  •  автоматизация погрузочно-разгрузочных работ;
  • использование прицепов.

Мы рассмотрели особенности формирования себестоимости услуг на автотранспортном предприятии и основные пути ее снижения, которые подходят как для небольших и средних АТП, так и для организаций с многочисленным автопарком.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector