Проверки нарушений прокуратурой
Содержание:
- Полномочия прокурора и предмет проверки
- Как подготовиться к прокурорской проверке
- Особенности классических подходов к характеристике проверок и ее ключевые показатели
- Кто попал в план прокурорских проверок
- Генпрокуратура о сроках предоставления документов и проведения проверок
- Предмет проверки и полномочия прокурора
- Советы проверяемым
- Актуальная документация при проверке
- Суть и форма внеплановой проверки
- Полезные советы
- Отраслевые особенности надзорной работы как основание для классификации проверок
- Полномочия прокурора
- Сроки проведения прокурорской проверки ограничат 30 днями
- Регламент проведения осмотра
Полномочия прокурора и предмет проверки
Прокурор может действовать исключительно в пределах своих полномочий. Предметом рассматриваемого типа мероприятия является то, что проверяет прокуратура в организации, и за какие сроки. К подведомственности прокуратуры посредством закона относится все то, что не включается в компетенцию контролирующих организаций специального назначения. Если судить данное положение относительно некоммерческих организаций, то может сделать вывод, что прокуратура не наделена никаким правом проверки всех тех вопросов, которые относятся к компетенции Министерства юстиции Российской Федерации, государственных органов по налогам и налогообложению и так далее.
Допустим, если прокуратурой проверены религиозные, образовательные организации, то это говорит о том, что была исключена проверка соответствия устава действующему законодательству, отчетности перед государственными налоговыми органами и органами юстиции и так далее. Тогда, когда в прокуратуру поступила жалоба (сообщение) по поводу нарушений, которые допустила та или иная некоммерческая организация в определенной области деятельности, где осуществлением контролирующих функций занимается другой государственный орган, первая так или иначе обязуется передать жалобу (сообщение) второму в соответствии с подведомственностью.
Как пример возможной проверки в организации некоммерческого типа со стороны прокуратуры можно рассмотреть нарушение в отношении Федерального законодательного акта «О противодействии деятельности экстремистского характера». Проверка прокуратуры религиозных организаций или иных некоммерческих структур может быть произведена, потому что данный нормативный акт так или иначе предусматривает полномочия прокурора, связанные с контролем за объединениями общественной направленности деятельности.
Важно отметить, что в ситуации с прокурорской проверкой проверяемый период не устанавливается законодательным образом, однако в любом случае необходимо руководствоваться принципом справедливости и разумности. Что проверяет прокуратура в организации? Необходимо знать, что практически все полномочия прокурора перечислены в части первой статьи двадцать второй российского Федерального закона «О прокуратуре»
Среди них стоит отметить следующие пункты:
- Беспрепятственное вхождение в помещения и, понятно, на территорию проверяемых структур после предъявления служебного удостоверения.
- Наделение доступом к документации и информации проверяемых организаций.
- Возможность ознакомления с необходимой документацией, материалами, статистическими и другими сведениями.
- Возможность получения объяснений со стороны специалистов проверяемой организации по возникающим в процессе проведения мероприятия вопросам.
- Возможность вызова граждан и должностных лиц для объяснений в плане нарушений законодательства.
Как выяснилось, проверка организации прокуратурой является весьма многогранной. Кроме того, ко всему перечисленному можно добавить еще несколько штрихов, рассмотренных в следующей главе.
Как подготовиться к прокурорской проверке
Чтобы избежать крупных штрафов и наказаний по результатам прокурорской ревизии, важно к ней правильно подготовиться. Предлагаем ознакомиться с ключевыми правилами подготовки:
Уточните предмет контрольно-ревизионных мероприятий. Проведите предупредительную ревизию по данному направлению деятельности организации собственными силами либо с привлечением сторонних экспертов. Выявленные ошибки следует исправить в установленном порядке.
Проверьте локальные нормативные акты, которые регламентируют предмет проверки. Например, положение по оплате труда, приказы на выплату премий, стимулирующих и компенсационных доплат. Определите законность данных распоряжений.
Проконтролируйте наличие подписей ответственных должностных лиц на первичных и учетных документах. Например, в расходных кассовых ордерах или актах на списание материальных запасов.
Удостоверьтесь, что все подтверждающие документы в наличии. Например, чеки, квитанции или акты выполненных работ. Отсутствие подтверждающих документов может быть расценено как нарушение.
Проверьте целевое назначение расходов
В первую очередь обратите внимание на предмет договоров, контрактов и соглашений: они должны отвечать целевым назначениям. В противном случае такие расходы признают нецелевыми.
В ходе проведения контрольных мероприятий не препятствуйте действиям органов прокуратуры. Не пытайтесь скрыть или подделать факты деятельности организации. За такие действия предусмотрена уголовная ответственность, как и за дачу взятки.
ВАЖНО!
Независимо от предмета планируемой прокурорской проверки подготовьте следующие документы:
- План финансово-хозяйственной деятельности на текущий финансовый год.
- План-график и план закупок вашей организации.
- Локальное положение о проведении закупок товаров, работ и услуг для выполнения государственных (муниципальных) нужд.
- Прочую документацию, регламентирующую деятельность учреждения в сфере закупок.
Исполнение законодательства в сфере закупок — самый актуальный предмет прокурорских проверок.
Особенности классических подходов к характеристике проверок и ее ключевые показатели
В науке прокурорского надзора существует несколько классических подходов к характеристике проверок.
Так, существуют:
Целевые проверки, которые применимы для ситуаций проверки конкретных жалоб.
Комплексные проверки, которые используются для того, чтобы проверить, как исполняется несколько законов, которые регулируют ряд групп общественных отношений. К примеру, во время проверки законодательства относительно защиты прав несовершеннолетнего в части осуществления его прав в образовательном, медицинском, семейном, жилищном и иных направлениях.
Ряд сквозных проверок, которые необходимы для того, чтобы проверить, как исполняется конкретный закон (группа однородных законов) в каждом или множестве органов необходимого направления
Как правило, в проведение данных проверок участвуют прокуроры всех рангов.
Ряд совместных проверок, которые предполагают осуществление проверок рядом территориальных прокуроров и прокуроров прокуратур специализированного характера, или рядом прокуроров и контрольно-надзорных органов по плану, который был заранее согласован, и который исключает возможность повторения проверочных действий.
Ряд контрольных проверок, основная цель которых может являться как обозначением качества, в большинстве ситуаций полноты проверки, которую ранее проводили другие прокурорские работники, так и обозначением фактических результатов, которые достигли поднадзорные органы, должностные или иные лица из-за реагирования прокурора на ряд выявленных им нарушений закона.
Ряд повторных проверок, которые выступают в качестве разновидности контрольных проверок, во время которых важно установить, как повлияли меры, которые были предприняты прокурором, на состояние законности.
Ряд показательных проверок, проводимые опытным прокурором для того, чтобы передать навыки ряду молодых сотрудников прокуратуры.
Для того, чтобы определить качество проверки, ее полноту, важно учитывать ряд ключевых показателей. А именно:
А именно:
Объем, который очерчивает границы проверки. Границы проверки должны иметь оптимальный характер, позволяющий качественно и в намеченные сроки осуществить проверки и выполнить ряд поставленных задач. В ситуациях, когда границы проверки узкие, это может привести к не выявленным отдельным нарушениям закона
В ситуациях, когда их установили не оправданно широко, то из-за большого объема работы не получится осуществить проверку надлежащим образом.
Глубина, для которой свойственно характеризоваться уровнем проникновения в ряд вопросов, которые важно выяснить (доказать). Для нее свойственно найти выражение в максимально обширном обозначении нарушений законов, условий и причин, которые вызвали нарушение, в конкретизации лиц, которые совершили нарушение закона и способствовали им, вредных последствий незаконных деяний, которые были совершены.
Кто попал в план прокурорских проверок
Сводный план контрольно-ревизионных мероприятий 2020 года был опубликован на официальном сайте Генеральной прокуратуры страны еще в прошлом году. Глобальный документ содержит информацию о сроках, предметах и объектах планируемых контрольных мероприятий. Скачивать план проверок Генпрокуратуры не имеет смысла, гораздо удобнее воспользоваться онлайн-поиском.
Сервис позволяет быстро определить, попала ли ваша организация в «список счастливчиков». Поиск размещен на сайте Генпрокуратуры. Чтобы проверить свое юридическое лицо, достаточно ввести полное наименование, ОГРН или ИНН.
Также предусмотрен поиск по адресу организации. Однако, в справочник закрались ошибки, поэтому рекомендуем искать свое учреждение по ИНН.
Генпрокуратура о сроках предоставления документов и проведения проверок
В целях совершенствования прокурорского надзора с учетом правовых позиций, изложенных в Постановлении КС РФ № 2-П, был издан Приказ Генпрокуратуры России от 28.05.2015 № 265 (далее — Приказ Генпрокуратуры № 265).
До внесения предусмотренных названным Постановлением изменений в Закон о прокуратуре в нем даны указания относительно сроков проведения проверки и уведомления проверяемых о принятии соответствующего решения, а также об установлении срока исполнения требования прокурора. Рассмотрим их подробнее.
К сведению
В соответствии с п. 1 ст. 17 Закона о прокуратуре Генеральный прокурор издает обязательные для исполнения всеми работниками органов и организаций прокуратуры приказы, указания, распоряжения, положения и инструкции, регулирующие вопросы организации деятельности системы прокуратуры РФ.
Срок предоставления документов
При определении органу (организации) срока предоставления по требованию прокурора статистической и иной информации, справок, документов, других материалов и их копий должностные лица Прокуратуры должны руководствоваться принципом разумности (п. 1.1 Приказа Генпрокуратуры № 265).
Обратите внимание!
Срок исполнения требования прокурора менее чем в один день можно устанавливать в случае угрозы причинения вреда жизни и здоровью граждан, окружающей среде, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
Уведомление о проверке
При организации проверок соблюдения Конституции РФ и исполнения законов, действующих на территории РФ, государственными органами разного уровня, в том числе органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, решение о проведении проверки должно доводиться до сведения руководителя или иного уполномоченного представителя проверяемого органа (организации) не позднее дня начала проверки (п. 1.2 Приказа Генпрокуратуры № 265).
Срок проведения проверки
Не должен превышать 20 рабочих дней, продлить его можно лишь по решению прокурора (его заместителя) один раз не более чем на 20 рабочих дней. О последующем продлении проверки (на срок, не превышающий 20 рабочих дней) решение принимается вышестоящим прокурором или его заместителем (п. 1.2 Приказа Генпрокуратуры № 265).
Если проверяемый орган (организация) осуществляет свою деятельность на территориях нескольких субъектов РФ, срок проведения проверки устанавливается отдельно по каждому филиалу, представительству, обособленному структурному подразделению, региональному отделению органа (организации).
При необходимости провести специальные исследования, экспертизы, ревизии, получить дополнительные документы и информацию, которые могут повлиять на выводы проверки, по решению прокурора (его заместителя) проверка может быть приостановлена на срок до шести месяцев. Если в этот срок невозможно завершить названные мероприятия либо получить необходимые документы и материалы, срок приостановления проверки может быть продлен по решению вышестоящего прокурора или его заместителя.
О продлении (приостановлении, возобновлении) срока проверки необходимо уведомить руководителя или уполномоченного представителя проверяемого органа (организации).
В течение десяти рабочих дней после завершения проверки руководителю или уполномоченному представителю проверяемого органа (организации) должно быть предоставлено право ознакомления с актом проверки.
Своевременное предоставление информации
Должностным лицам дано указание последовательно добиваться от органов (организаций) своевременного предоставления статистической и иной информации (не размещенной на официальном сайте), справок, документов, других материалов и их копий, а также исполнения изложенных в актах прокурорского реагирования требований (п. 1.3 Приказа Генпрокуратуры № 265), а в каждом случае неисполнения законных требований прокурора — привлекать виновных лиц к установленной законом ответственности.
Предмет проверки и полномочия прокурора
Предметом проверки индивидуального предпринимателя прокуратурой является его организация. Данный процесс осуществляется компетентными органами, осуществляющими специальный контроль. Согласно закону они не имеют права следить за отчетностью и вмешиваться в дела, которые относятся к налоговой службе.
- возможность получения доступа к необходимой документации;
- беспрепятственный вход на предприятие после предъявления удостоверения;
- возможность потребовать необходимые документы;
- привлечение к процедуре должностных лиц.
Осмотр организации — серьезный процесс, требующий высокой квалификации от прокурора. Компетентный орган не имеет права заниматься вопросами, которые не относятся к его деятельности.
Советы проверяемым
Кроме служебного удостоверения, никаких других документов проверяющий предъявлять не обязан. Разъяснение по поводу предмета проверки может быть дано им в устной форме.
Однако, предприниматель может запросить письменный документ, который вызвал проверку (жалобу, поручение от прокурора). Если такой документ показать ему отказываются, он может запросить его в прокуратуре письменно, сославшись на упоминавшееся выше постановление Конституционного Суда, в котором говорится, что прокурорская проверка должна быть гласной.
Не стоит препятствовать прокурору в осуществлении его требований, иначе можете попасть под уголовное преследование. Если вы считаете, что проверяющий интересуется тем, что не имеет отношения к предмету проверки, можно действовать одним из следующих способов:
- предъявить требуемые материалы, а затем обжаловать действия прокурора в суде;
- отказать в предъявлении, а когда прокуратурой будет возбуждено дело о препятствовании проверке, доказывать, что требования были незаконными, так как не относились к предмету проверки;
- прежде чем предъявлять или отказывать в материалах, попросить прокурора уточнить, какие материалы и на каких основаниях ему требуются, а одновременно с этим направить в прокуратуру письменное обоснование невыдачи материалов, отметив, что требования будут исполнены после их конкретизации.
Передавая прокурору оригиналы документов, составьте их реестр под подпись.
Любое неисполнение или частичное исполнения требований проверяющего обязательно оформляйте письменно – обосновывайте объективные причины и уточняйте, что выполните требования после их устранения.
Не лишней будет видеосъемка процесса проверки или ведение аудиозаписи.
Актуальная документация при проверке
Необходимо отметить, что в процессе произведения проверки прокурор наделен абсолютным правом требовать предъявления ему документации в соответствии с оглашенным предметом проверки. Тогда, когда он запрашивает бумаги, не относящиеся к сути мероприятия или непосредственно его компетенции, то необходимо пойти одним из следующих путей:
- Предоставить данную документацию, после чего обжаловать соответствующие действия в суд или вышестоящему прокурору.
- Отказать в предоставлении бумаг, а после того как будет возбуждено дело по поводу административного правонарушения (то есть, неисполнения законных требований со стороны прокурора), доказать незаконность представленных требований.
- Насильственным образом не препятствовать предоставлению документации прокурору, так как это может привести к возбуждению уголовного дела.
Тогда, когда проверяющий изъявляет желание проанализировать документацию «за три года», необходимо руководствоваться одним из следующих положений:
Предоставить данную документацию, после чего думать по поводу необходимости обжалования данного требования в судебных органах.
Отказать в просьбе и потребовать конкретизации перечня запрашиваемых бумаг
Важно отметить, что требования представителя государственной власти так или иначе должны быть исполнимы и понятны. Здесь можно оформить отказ с обязательным указанием причин в письменном виде, после чего направить его в прокуратуру, разъяснив, что по конкретизации списка необходимые бумаги будут предоставлены в обязательном порядке.
Суть и форма внеплановой проверки
Внеплановые мероприятия контроля проводятся государственными и муниципальными контрольно-надзорными органами (ст. 10 ФЗ-294). Они способствуют предотвращению негативных последствий для граждан, окружающей среды, исторических, культурных объектов. Внеплановую проверку отличают от проводимой по плану в отношении тех же юрлиц и ИП (пост. Прав-ва №489 от 30/06/10).
Хозяйствующие субъекты проверяют внепланово в таких случаях:
- организации (ИП) ранее выдавалась предписание об исправлении нарушений;
- организация (ИП) обратилась с заявлением о получении лицензии, согласовании какой-либо деятельности;
- обращения граждан в контролирующие органы;
- требование прокуратуры о проведении проверки.
Внеплановый контроль проходит в форме документарной и выездной проверки. В первом случае органы контроля затребуют перечень документов, относящихся к предмету проверки. Предоставляются заверенные руководством копии документов. Могут потребоваться дополнительные документы. Их предоставляют в течение 10 дней после запроса (ст. 11 ФЗ-294). Запрещается требовать оригиналы или нотариально заверенные копии. Разрешается отправлять материалы электронно, с подтверждением ЭЦП.
Если при документарной проверке не выяснилось, что в уведомлении об осуществлении отдельных видов предпринимательской деятельности (иных подобных документах) есть неполные, ложные данные; документы не дают возможности оценить законность деятельности юрлица (ИП), комиссия выезжает на место (ст. 12 ФЗ-294).
На заметку! Проверяемая организация или ИП получает уведомление за сутки до начала проверки. При возникновении ЧС уведомление не присылается (ст. 10 ч. 16, 17 ФЗ-294).
Внеплановая проверка может проводиться и без согласия прокуратуры. Однако в наиболее серьезных случаях органы прокуратуры и проверяющие должны согласовывать эти мероприятия.
Полезные советы
Проверки организаций на 2017 год прокуратура устанавливает достаточно часто. Именно поэтому всегда необходимо быть начеку. Конечно же, дать советы применительно к абсолютно всем жизненным ситуациям невозможно. Существуют люди, которые не приемлют никаких нарушений со стороны чиновников. Так или иначе, они готовы «биться на смерть». А существуют те, кто в любом случае готов «подставить даже вторую щеку». Поэтому целесообразным будет предложить несколько вариантов в соответствии с любыми предпочтениями.
Итак, прокурор или его помощник заходит в офис. Так или иначе он обязуется предоставить удостоверение, а также подробным образом разъяснить суть и предмет проверки. Первое, что нужно сделать в такой ситуации, это связаться с адвокатом или юристом и пригласить его для принятия участия в проверочной процедуре. Во-вторых, помимо удостоверения и предмета проверки, необходимо попросить предъявить письменную бумагу, которая является подтверждением проведения проверки. Ею может служить жалоба, поручение непосредственно прокурора и так далее. При отказе следует письменным образом запросить эту бумагу, ссылаясь на решение Конституционного суда, о котором упоминалось выше. Помимо этого, необходимо обеспечить аудио- и видеозапись самого процесса в офисе.
Отраслевые особенности надзорной работы как основание для классификации проверок
Еще одним основанием для классификации проверок служат отраслевые особенности надзорной работы
Так, в пределах надзора за тем, как исполняются законы, а также надзора за тем, как соблюдаются права и свободы гражданина и человека, если отсутствуют экстраординарные события, по умолчанию важно проводить проверочные мероприятия в рабочее время, которое было установлено. В данной ситуации речь идет не об обстоятельствах, когда рост интенсивности надзорной работы связан с нахождением прокуроров на работе более 8 часов рабочего дня, так как прокурорская работа часто имеет отношение с тем, что необходимо осуществлять большой объем работы сопутствующего характера
За это на основании Закона «О прокуратуре» предусмотрены надбавки (речь идет о сложности и напряженности, особых условиях труда).
Замечание 3
Стоит отметить, что в ст.33 Закона «О прокуратуре» предусмотрено право прокуроров на посещение органов и организаций, которые исполняют ряд наказаний и назначаемых судом мер принудительного характера, мест содержания тех, кого задержали и заключили под стражу, в любое время.
Также важно для прокурора проводить проверки ряда следственных изоляторов, помещений, которые функционируют как следственный изолятор, учреждений исправительного и лечебно-оздоровительного характера, дисциплинарных воинских частей в свободное от работы время. Но тут же следует отметить, что существует требование к прокурору относительно проведения проверок мест, где содержатся задержанные и заключенные под стражу, вечером и ночью, в ряд выходных и праздничных дней
Это связано с особенностями условий содержания людей, которые находятся в данных учреждениях, а также тем, что важно выявлять служебные нарушения работников данных организаций. таким образом, ряд прокурорских проверок можно разделить на те, что ограничены во времени суток и те, что не ограничены во времени суток.
Временной фактор имеет тесную связь с рядом проверок, которые имеют сроки их осуществления. К примеру, на основании требований законодательства относительно рассмотрения обращения граждан проверки в ситуациях, когда поступают жалобы в пределах надзора за тем, как исполняется закон, осуществляются в большинстве случаев не позже чем в течение 30 суток
Кроме этого, на основании ч.1 ст.124 УПК для прокурора важно в течение трех дней после того, как он получил жалобу относительно работы органов дознания, дознавателей, нижестоящих прокуроров, рассмотреть ее. В ряде отдельных ситуаций, когда для того, чтобы проверить жалобу важно найти ряд дополнительных материалов или принять другие меры, допустимо рассмотреть жалобу в течение 10 дней
Полномочия прокурора
В соответствии с п. 1 ст. 22 Закона о прокуратуре прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе:
- по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения органов, указанных в п. 1 ст. 21 настоящего Закона, иметь доступ к их документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона;
- требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций;
- вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов.
При этом в соответствии со ст. 6 Закона о прокуратуре:
- требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в ст. 9.1, 22, 27, 30 и 33 настоящего закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок (п. 1);
- статистическая и иная информация, справки, документы и их копии, необходимые при осуществлении возложенных на органы прокуратуры функций, представляются по требованию прокурора безвозмездно (п. 2);
- неисполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, а также уклонение от явки по его вызову влечет за собой ответственность, установленную ст. 17.7 КоАП РФ и ст. 294 Уголовного кодекса РФ (п. 3).
Обратите внимание!
Если Федеральным законом № 294-ФЗ все необходимые сроки для проверки юридических лиц и предпринимателей контролирующими органами установлены, в Законе о прокуратуре они не регламентированы. Это означает, что прокурор в порядке надзора может потребовать от руководителей и других должностных лиц представления необходимых документов в течение очень короткого срока.
Именно такой случай разбирался Конституционным Судом РФ (Постановление от 17.02.2015 № 2-П; далее — Постановление КС РФ № 2-П): в ходе проверки в адрес некоммерческой организации прокуратурой был направлен запрос от 21.03.2014 с требованием в срок до 25 марта того же года представить тексты ряда документов на русском языке, в том числе соглашений с иностранными организациями о пожертвованиях на реализацию соответствующих проектов и отчетов об их реализации за период 2013–2014 гг.
Но если организация достаточно крупная, выполнить это требование за 3 дня затруднительно.
Результатом судебного разбирательства с прокуратурой стало то, что Конституционный суд РФ взаимосвязанные положения п. 1 ст. 22 и п. 1 ст. 6 Закона о прокуратуре признал частично не соответствующими Конституции РФ в той мере, в какой эти положения в нарушение требования формальной определенности закона не устанавливают общие (предельные) сроки проведения органами прокуратуры проверки исполнения законов, а также, предусматривая безусловное исполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий по проведению проверки исполнения законов, в установленный срок, нарушение которого в системе действующего правового регулирования предполагает наступление административной ответственности, не регламентируют конкретные сроки исполнения таких требований.
К сведению
В соответствии с ч. 3 ст. 79 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 № 1-ФКЗ (в ред. от 14.12.2015) акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу.
В связи с этим Конституционный суд обязал Генеральную прокуратуру РФ внести соответствующие изменения, в том числе определить предельные сроки проведения проверочных мероприятий и сроки исполнения проверяемыми организациями требований прокурора, вытекающих из его полномочий, о представлении необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений (п. 4 Постановления КС РФ № 2-П).
До внесения в действующее законодательство надлежащих изменений разумность этих сроков подтверждается либо опровергается при рассмотрении соответствующих споров судами, имея в виду, что бремя доказывания их разумности лежит на прокуроре.
Сроки проведения прокурорской проверки ограничат 30 днями
В марте прошло года вступили в силу поправки в закон о деятельности прокуратуры.
По новым нормам срок проведения ПП ограничен 30 днями.
Он может быть продлен в особых случаях, но превышать те же 30 дней ПП ни в коем случае не должна. Причем, если изначально решение о продлении проверки принимает сам прокурор или его заместитель, то в дальнейшем, если есть острая необходимость, санкционировать продление контрольно-надзорных мероприятий может только Генеральный прокурор либо его заместитель.
В срок проведения не включается время, на которое ее пришлось по каким-либо причинам остановить, а также срок, когда прокурор затребовал дополнительные материалы, – до того самого момента, когда необходимые документы ему предоставили. Кстати, предоставить прокурору их должны в течение пяти рабочих дней с момента поступления требования.
Помимо плановых проверок, есть еще и внеплановые. Они проводятся в том случае, если прокуратура получила информацию о явном нарушении законодательства: причинении вреда здоровью, разрушении памятника культуры, угрозе окружающей среде и т.д. Мы уже говорили о том, что Генеральная прокуратура ежегодно формирует сводный план мероприятий (обязательно размещая данные на официальном сайте ведомства), внеплановые же контрольные мероприятия инициируются исходя из контроля за исполнением законов, когда в органы надзора поступила соответствующая информация.
Если во время внеплановой проверки прокурор запрашивает документы или другие данные, то их придется предоставить в течение двух дней. Когда речь идет о каких-либо ЧП (угроза имуществу, жизни, здоровью или окружающей среде) – прокурор вправе получить документы уже спустя сутки.
Итак, к вам пришли их прокуратуры. Что следует предпринять?
Регламент проведения осмотра
Осмотр надзорными службами славится своей непредсказуемостью. Обусловлено это тем, что прокуратура не имеет регламента проведения данного процесса. В законодательстве четко описаны только три основных пункта.
Во-первых, работники прокуратуры могут проводить осмотр только тех документов, в которых есть нарушения. В хозяйственную деятельность вмешиваться они не способны. Во-вторых, рассматривать обращения необходимо в четко заявленный срок, в большинстве случаев он составляет 30 суток. Согласно общим правилам, результат проверки выдается заявителю в течение месяца. В-третьих, законом установлены особые формы прокурорского реагирования, но только в том случае, если нарушение действительно зафиксировано.
Для индивидуального предпринимателя осмотр его организации компетентными органами — тяжелый процесс, избежать которого невозможно. Если в прокуратуру поступили данные о том, что человек осуществляет неправомерные действия, способные навредить жизни и здоровью других людей, проверка может быть произведена в течение суток.