Камеральная проверка — что это?

Оформление результатов камеральной проверки

Составление
результатов камеральной
проверки по НДС
(налога на добавленную
стоимость) может различаться в зависимости
от того, были ли выявлены проверяющими
лицами нарушения или нет.

Если
по представленным
результатам не было выявлено противоправных
действий, то не требуется составлять
бумаги согласно статье 88 НК и 100. Помимо
этого, ФНС не имеет обязанности уведомления
организации об окончании проверки.

Если налоговиками были обнаружены ошибки, составляется акт. Форма документации устанавливается приказом ФНС. Если акт не составляется, это считается нарушением. При оформлении результатов в документе в обязательном порядке нужно прописать название и номер, данные об инспекторе, сведения по проверке и составлению, данные по проверяемому предприятию, выводы и предложения по исправлению нарушений.

Как проходит проверка

Инспекторы контролируют:

  • правильно ли подсчитан сбор к уплате;
  • не занижена ли налогооблагаемая база;
  • нет ли завышения показателей по вычетам;
  • легитимность использования вычетов.

Право вернуть НДС из бюджета возникает у налогоплательщика по окончании проверочных мероприятий.

Ревизию осуществляют на территории ИФНС без вызова юр. лица. Сроки проведения камеральной проверки по НДС регулирует закон № 302-ФЗ. Инспекторы проверяют сданный отчет. Налоговики извещают фирму при выявлении расхождений.

Выделяют три стадии действий:

  1. Сдача отчетности в ИФНС.
  2. Камеральная проверка. Сотрудники ФНС проверяют соотношение показателей внутри отчета. Сравнивают их со значениями отчетности, сданной за предыдущие периоды, для выявления отклонений.
  3. Фиксация итогов ревизии.

Перечислим моменты, на которые обращают внимание сотрудники ФНС при ревизии. В отчете по НДС содержатся цифры по счетам-фактурам, «входящим» от партнеров и выданных заказчикам фирмой

Инспекторы сверяют вычеты, поданные организацией с НДС поставщика. Налоговики рассматривают временной промежуток, за который отправлен отчет.

В ФНС отчет загружают в программное обеспечение. С его помощью сверяют цифры, отраженные в счет-фактурах заказчиков и подрядчиков для обнаружения:

  1. Разницы в цифрах НДС у подрядчика и заказчика по совершенным сделкам.
  2. Вычетов, не отраженных у контрагентов.

При помощи программы инспекции борются с «серыми» организациями.

Программа ИФНС при обнаружении расхождений сама, без участия сотрудника инспекции, формирует запрос на уточнение данных.

Прилагается список документации, где выявлены неточности, с кодовым обозначением:

  • «I» – в отчете партнера отсутствуют сведения о задекларированной операции;
  • «II» – расхождение сведений в книгах продаж и покупок;
  • «III» – выявлены расхождения в сведениях о входящих и исходящих счетах-фактурах;
  • «IV» – при выявлении ошибочных данных.

Теперь о продлении камеральной проверки по НДС. Если проверяющие в ходе инспекции уличают фирму в нарушении, срок проверки увеличивают до 3 месяцев. Выводы об увеличении сроков принимает руководство инспекции.

Как ответить на требование о даче пояснений

Если вы получили из налоговой требование о даче пояснений из-за обнаружения ошибок, противоречий или несоответствий в декларации, ответьте на него в установленный срок — 5 рабочих дней со дня, следующего за датой получения требования.

Если вы получаете требование по ТКС, сначала отправьте квитанцию о подтверждении. Сделайте это в течение шести дней с момента, когда требование вам пришло, иначе налоговая может заблокировать счет. В таком случае срок для ответа начнет течь с даты отправки квитанции.

Затем проверьте, правильно ли заполнили декларацию в тех местах, на которые указала налоговая. Для этого сверьте записи из отчета со счетами-фактурами

Причем обращайте внимание и на правильность заполнения реквизитов: даты, номера, суммы, расчет налога. Если счет-фактура принимался к вычету по частям, проверьте общую сумму НДС к вычету по всем записям

Далее представьте в налоговую пояснения и (или) уточненную декларацию. Декларацию надо сдать обязательно, если выявлены ошибки, которые привели к занижению налога. Когда ошибки на сумму НДС не влияют или вы их не нашли после проверки, достаточно будет пояснений. Чтобы подтвердить правильность, можете приложить к пояснениям подтверждающие документы.

Определение и предмет камеральной проверки, сроки и порядок проведения

В рамках проводимой выездной налоговой проверки (в случае ее представления в рамках соответствующей выездной проверки).

 Исключение составляют случаи, когда подаются уточненные декларации, в отношении которых Налоговым кодексом установлена обязательность камеральной проверки:

— декларации по НДС, в которой заявлено право на возмещение налога (статьи 176, 176.1 НК РФ);

— декларации по акцизу, в которой заявлено право на возмещение акциза (статья 203 НК РФ).

Руководитель налогового органа должен организовать работу таким образом, чтобы отдел камеральных проверок располагал информацией о проводимых выездных налоговых проверках и мог своевременно информировать отдел выездных проверок о фактах представления уточненных налоговых деклараций.

Если представление уточненной декларации незадолго до окончания выездной налоговой проверки ограничивает налоговый орган во времени, необходимом для проведения мероприятий налогового контроля с целью установления всех существенных обстоятельств, связанных с уточнением налоговых обязательств, этот факт отражается в акте выездной налоговой проверки, и такая декларация проверяется в рамках самостоятельной камеральной налоговой проверки.

Если налогоплательщик представляет уточненную налоговую декларацию на уменьшение налоговых обязательств, то заявление о возврате излишне уплаченной суммы налога он вправе представить по истечении 3-х месяцев с момента представления декларации и до окончания выездной налоговой проверки. В связи с этим в указанных случаях налоговым органам рекомендуется оформлять обнаруженные налоговые правонарушения в качестве результатов камеральной налоговой проверки с использованием документов и иных доказательств, полученных при проведении мероприятий налогового контроля в рамках выездной налоговой проверки.

3. В рамках вновь назначаемой выездной (повторной выездной) налоговой проверки.

Согласно п. 10 ст. 89 НК РФ повторная выездная налоговая проверка налогоплательщика может проводиться:

1) вышестоящим налоговым органом — в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку;

2) налоговым органом, ранее проводившим проверку, на основании решения его руководителя (заместителя руководителя) — в случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации, в которой указана сумма налога в размере, меньшем ранее заявленного.

Представление уточненной декларации после получения акта проверки

После вручения (направления) налогоплательщику акта камеральной налоговой проверки первичной декларации (расчета) либо акта выездной налоговой проверки, но до вынесения решения по ее результатам, налогоплательщик может внести исправления в декларацию, не связанные с нарушениями, установленными по результатам налоговой проверки, по которым одновременно им представлены подтверждающие документы или такие документы не представлены.

В этом случае налоговый орган с учетом объема и характера уточняемых сведений вправе вынести решение без учета данных уточненной налоговой декларации и может назначить проведение повторной выездной проверки в части уточненных данных. Основание — Постановление Президиума ВАС РФ от 16.03.2010 № 8163/09.

Таким образом, показатели уточненной налоговой декларации учитываются при вынесении решения по результатам проверки только при условии, что вносимые налогоплательщиком изменения налоговым органом проверены и подтверждены документально.

Обратите внимание! Если до вынесения решения по акту выездной налоговой проверки налогоплательщик подает уточненную декларацию на возмещение НДС (ст. 176 НК РФ) или акциза (ст

203 НК РФ), то такая уточненная декларация подлежит обязательной камеральной проверке. При этом в случае уменьшения в уточненной декларации суммы НДС (акциза) к возмещению (по сравнению с ранее представленной декларацией)  налоговый орган принимает решение об отказе в возмещении налога с учетом уменьшения, заявленного налогоплательщиком в уточненной налоговой декларации.

Получено требование предоставить документы, что делать?

Если в компанию пришло такое требование, значит, налоговики всерьез заинтересовались декларацией и хотят тщательно проанализировать все операции.

Налоговые органы имеют право потребовать документы, если:

Компания заявляет НДС к возмещению (п.8 ст.88 НК РФ). Государство просто так деньги не отдает, и организации должны быть готовы к тому, что камеральную проверку декларации по возмещению НДС будут проводить особо тщательно

Мы знаем это, поэтому стараемся не сдавать декларации с возмещением без острой необходимости, а переносим вычеты на более поздние сроки, чтобы лишний раз не привлекать внимание налоговой инспекции. А если заявляем о возмещении, то оказываем всестороннюю экспертную поддержку

В ходе камеральных проверок деклараций по возмещению НДС мы всегда отстаиваем интересы наших клиентов во взаимоотношениях с ИФНС, готовим аргументированные ответы на запросы и требования, даем пояснения, а также до конца боремся за благоприятный для клиента исход по итогам проверки – возмещение всех заявленных сумм налога (вплоть до суда).
Организация пользуется налоговыми льготами (п.6 ст.88 НК РФ).
Имеются расхождения с данными контрагентов, и эти расхождения ведут к занижению налога или завышению суммы возмещения (п.8.1 ст.88 НК РФ).
Идет проверка уточненной декларации, которую сдали позже, чем через два года после срока, установленного для сдачи первичной декларации.

Во всех этих случаях нужно подготовить пакет документов, которые запрашивают налоговики, и отправить его в течение 10 дней после получения требования.

Уникальная технология обработки «первички», применяемая 1C-WiseAdvice, позволяет подготовить документы по требованию ИФНС в рамках «камералок» по НДС максимально быстро.

Налоговые органы не могут потребовать предоставить оригиналы документов, но у них есть право ознакомиться с оригиналами, если будет такая необходимость.

Перечень документов, которые инспекция вправе запросить, остался открытым. Но есть основное условие, которому должны соответствовать запрошенные документы: их относимость к определению показателей, отраженных в декларации по НДС.

Камеральная проверка декларации по возмещению НДС

Проверка декларации по НДС, где налог заявлен к возмещению из бюджета, – это отельная категория камеральных проверок.

Камеральная проверка по НДС к возмещению – это более глубокая, детальная и проблематичная для компании проверка по сравнению с камеральной проверкой по любому другому налогу или проверкой декларации по НДС с налогом к уплате.

Когда в декларации по НДС налог к уплате, инспекторы запрашивают меньше документов и изучают их не так тщательно и предвзято. Все просто: НДС возмещается компаниям из бюджета, и самая большая часть налоговых правонарушений и преступлений в налоговой сфере связано именно с незаконным возмещением НДС.

(проверка декларации по НДС с возмещением)

В чем особенности проверки декларации НДС с возмещением?

Как мы уже говорили выше, сложность такой камеральной проверки состоит в том, что налоговики вооружены полным комплектом контрольных мероприятий:

  • могут прийти в компанию, наведаться на ее склад и производство с осмотром;
  • могут проводить опросы и допросы свидетелей;
  • могут запрашивать документы у контрагентов организации, у которой проходит проверка (проводить встречные проверки);
  • могут проводить экспертизу почерка на счетах-фактурах и других документах;
  • могут проводить выемку документов и т.д.

Практически на любой камеральной проверке по НДС надо быть готовым к тому, что ИФНС запросит большое количество документов и потребует пояснения. Если в первичных документах и счетах-фактурах ИФНС найдет расхождения и недочеты, возмещение НДС получить не удастся.

Если инспекторы не выявили в документах недочетов, – в течение 7 дней после окончания камеральной проверки налоговики должны принять решение о возмещении НДС. Поручение на возврат направляется в казначейство, которое обязано не позднее 5-дневного срока перечислить деньги на расчетный счет компании.

Важно!

Такие беспроблемные случаи возмещения НДС на практике почти не встречаются. Особенно, если речь идет о многомиллионных суммах налога к возмещению. Специалисты нашей компании имеют богатый опыт в вопросах сопровождения камеральных проверок по возмещению НДС. Мы регулярно помогаем нашим клиентам получить возмещение НДС на десятки и сотни миллионов рублей.

Сроки проведения камеральной проверки по НДС — 2017

Летом 2017 года срок проведения камеральной проверки по НДС был сокращен с трех до двух месяцев. Поручение о сокращении срока камеральной проверки НДС ФНС направила нижестоящим инспекциям
(Примечание: документ утратил силу в связи с принятием ). Новый порядок действует в отношении проверки декларации по НДС, представленных после 1 июля 2017 года за налоговые периоды с 2015 года.

Нововведение рассчитано только на добросовестных налогоплательщиков. Таковых, по данным ФНС, всего 12 тыс. компаний (или 60% от общего числа организаций, заявивших НДС к возмещению). Впервые новый, ускоренный, порядок камеральных проверок по НДС налоговики начали применять при проверке деклараций по НДС за II квартал 2017 года.

Сокращение срока проведения камеральной проверки по НДС стало возможным благодаря системе «АСК НДС-2», которая позволяет инспекторам проводить автоматизированный контроль операций как самого налогоплательщика, так и его контрагентов, и применять риск-ориентированный подход при проведении камеральных проверок деклараций по НДС к возмещению.

Какие документы предоставляют по запросу?

Сотрудники ФНС требуют документацию, если:

  1. Фирма предъявляет налог к возврату. Государство деньги без оснований не перечисляет. Отчеты с возмещением проверяют скрупулезно.
  2. Если компания пользуется льготами по налогу.
  3. Не соответствия с информацией партнеров, привели к снижению налога или увеличению сумм возмещения.
  4. При ревизии «уточненки», сданной позже, чем через 2 года после срока, зафиксированного для сдачи первичного отчета.

Пакет документации по запросу ИФНС подготавливают и отправляют в течение десяти дней со дня получения запроса. ФНС не вправе запрашивать оригиналы документации. Список, истребуемых ФНС документов — открыт.

Право налоговиков на осмотр помещений

Право осмотра офисов предоставлено сотрудникам ИФНС при выявлении занижения налога. Инспекторы вправе осмотреть офисы партнеров. Для осмотра сотрудники обязаны предъявить документ с подписью руководителя ФНС.

Если в отчете ошибок нет, требований фирме ФНС не направляет. Если ФНС не потревожила фирму – камеральная ревизия произведена без претензий.

При обнаружении отклонений сотрудники ФНС в ходе десяти дней после завершения высылают акт камеральной проверки фирме. У организации 10 дней для отправки возражений. Если нарушения не выявлены, налоговая не требует объяснений и не запрашивает первичку.

Отчетность, которую проверили, вторично не контролируют. Инспекторы ревизуют фирму, при подаче «уточненки».

Если есть льготы?

При проведении камеральной проверки налоговый орган вправе требовать у налогоплательщика-организации представить в течение пяти дней необходимые пояснения об операциях (имуществе), по которым применены налоговые льготы, и (или) истребовать в установленном порядке у этих налогоплательщиков документы, подтверждающие их право на такие льготы ( НК РФ).

Но согласно НК РФ при проведении камеральной проверки налоговый орган не вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы, если иное не установлено данной статьей или если представление таких документов вместе с налоговой декларацией не предусмотрено НК РФ.

Напомним, что в соответствии с НК РФ льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.

Пунктом 14 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 № 33 определено, что действие НК РФ распространяется на те из перечисленных в ст. 149 НК РФ оснований освобождения от налогообложения, которые по своему характеру отвечают понятию налоговой льготы. У налогоплательщиков не могут быть истребованы документы по операциям, не являющимся объектом налогообложения ( НК РФ) или освобождаемым от него на основании ст. 149 НК РФ, когда такое освобождение не имеет своей целью установление для определенной категории лиц преимуществ по сравнению с другими лицами, совершающими такие же операции, а представляет собой специальные правила налогообложения соответствующих операций (Письмо Минфина РФ от 11.02.2019 № 03-07-07/8029).

Письмом ФНС РФ от 11.06.2021 № ЕА-4-15/8244@ до регистрации Минюстом Приказа ФНС РФ от 24.05.2021 № ЕД-7-15/513@ «Об утверждении форм, порядков заполнения, форматов и порядка представления реестров документов, подтверждающих право налогоплательщика на налоговые льготы, в электронной форме» была направлена для руководства в работе и доведения до нижестоящих налоговых органов и налогоплательщиков форма реестра документов, подтверждающих право налогоплательщика на льготы по НДС.

В реестре указываются:

  • код и вид операции, по которой применена налоговая льгота;

  • общая стоимость реализованных (переданных) товаров (работ, услуг), в отношении которых применена налоговая льгота, по видам освобождаемых от налогообложения операций, отраженных в декларации по НДС (в рублях);

  • наименование контрагента (покупателя), с которым заключен договор на реализацию товара (выполнение работ, оказание услуг);

  • его ИНН и КПП;

  • вид и реквизиты (номер, дата) документа (договор, платежное поручение, спецификация или иной документ), подтверждающего право налогоплательщика на льготы по НДС.

Кроме того, нужно указать общую стоимость реализованных (переданных) товаров (работ, услуг) по контрагенту или при наличии типового договора – по нескольким контрагентам. И подвести итоги: указать общую стоимость реализованных (переданных) товаров (работ, услуг) по каждому коду операций.

Уведомление о признании декларации непредставленной

Приказом ФНС РФ от 17.05.2021 № ЕД-7-2/488@ утверждена форма уведомления о признании налоговой декларации (расчета) непредставленной. Такое уведомление налогоплательщик может получить на следующий день после подачи декларации при выявлении нарушении приведенных выше контрольных соотношений.

В уведомлении указывается следующее: декларация считается непредставленной и ФНС уведомляет, что в соответствии с пп. 1 п. 3, НК РФ после окончания 20 рабочих дней по истечении установленного срока  представления налоговой декларации (расчета) налоговым органом будет вынесено решение о приостановлении операций по счетам налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) в банке, а также переводов электронных денежных средств.

Срок камеральной проверки по НДС и подачи декларации по НДС.

Подать налоговую декларацию налогоплательщик обязан до 25 числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. Что касается периода проведения камерального расследования, он равен 3 месяцам с момента подачи налоговой декларации.

В 2017 году в отношении сроков проверки по НДС произошли изменения. Сейчас аудит может занимать 2 месяца, но только в том случае, если:

  • В декларации нет противоречий, и информация, которая в ней содержится, соответствует данным об операциях, которые предоставили другие субъекты, уплачивающие налоги (или устраненные несоответствия не говорят о том, что налогоплательщик занизил сумму налога для уплаты в госбюджет).
  • Нет признаков нарушения НК РФ, вследствие которых занижается налог для уплаты (или признаков завышения налога, подлежащего возмещению) и данных, на основании которых можно делать вывод о том, что налогоплательщик получал необоснованную налоговую выгоду.

Таким образом, 3 месяца — максимальный срок для проведения аудита.

Основные функции отдела камеральных проверок № 2

— мониторинг и проведение камеральных налоговых проверок налоговых деклараций и иных документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов и сборов, основных налогоплательщиков с учетом сопоставления показателей представленной отчетности и косвенной информации из внутренних и внешних источников.

— проведение камеральных проверок налоговых деклараций и иных документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов и сборов прочих налогоплательщиков.

— проведение камеральных проверок деклараций о доходах физических лиц, включая индивидуальных предпринимателей, частных нотариусов, детективов и других лиц, в том числе сдающих имущество в аренду;

— проведение камеральных проверок правомерности возмещения НДС, обоснованности применения налогоплательщиками налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов по НДС;

— осуществление мероприятий налогового контроля в рамках проведения проверки обоснованности применения налогоплательщиком налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов по НДС, анализ и систематизация полученных результатов;

— проведение предварительных (до представления налогоплательщиком в налоговый орган документов на возмещение НДС) контрольных мероприятий за соблюдением экспортерами законодательства о налогах и сборах;

— осуществление отбора налогоплательщиков для включения в план выездных проверок и анализ эффективности данного отбора по результатам проведенных выездных налоговых проверок указанных налогоплательщиков. Подготовка заключений на проведение выездной проверки, комплектация и передача всех имеющихся в отделе камеральных проверок № 2 в отдел выездных проверок;

— организация работы по получению информации о деятельности налогоплательщиков из внешних источников (в том числе косвенной информатизации), информации от правоохранительных и других контролирующих органов. Мониторинг указанной информации в целях качественного и результативного проведения контрольных мероприятий;

— принятие мер к налогоплательщикам, не представившим налоговые декларации в установленный срок. Приостановление операций по счетам налогоплательщиков -индивидуальных предпринимателей в случае непредставления или отказа в представлении налоговых деклараций;

— анализ схем уклонения от налогообложения, выработка предложений по их предотвращению;

— проведение камерального анализа налоговых деклараций и иных документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов и сборов;

— оформление результатов камеральной налоговой проверки.

— формирование информации о проведенных мероприятиях налогового контроля по проверке обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов по НДС при экспорте товаров;

-подготовка налоговых уведомлений индивидуальным предпринимателям на уплату авансовых платежей по налогу на доходы физических лиц;

— передача в юридический отдел материалов камеральных проверок, проектов решений по результатам камеральных проверок для согласования;

— передача в юридический отдел проектов исков и материалов для обеспечения производства по делам о нарушениях законодательства о налогах и сборах;

-участие в производстве по делам об административных правонарушениях (составление протоколов об административных правонарушениях);

— работа с органами, уполномоченными лицами, обязанными в соответствии с законодательством о налогах и сборах представлять в налоговые органы информацию, необходимую для налогового контроля;

— участие в подготовке ответов на письменные запросы налогоплательщиков по вопросам, входящим в компетенцию отдела камеральных проверок № 2;

— участие в организации и осуществлении мероприятий по профессиональной подготовке и переподготовки кадров для налоговых органов, проведение совещаний, семинаров по вопросам входящим в компетенцию отдела камеральных проверок № 2;

— формирование и направление установленной отчетности по предмету деятельности отдела камеральных проверок № 2;

— подготовка информационных материалов для руководства ИФНС России по г. Чебоксары Чувашской Республики по вопросам, находящимся к компетенции отдела камеральных проверок № 2;

— ведение в установленном порядке делопроизводства, хранение и сдача в архив документов отдела камеральных проверок № 2;

— информирование индивидуальных предпринимателей и граждан через средства массовой информации (телевидение, радио, периодические издания, сайты ФНС) о действующем законодательстве, о налогах и сборах и изменениях в нем, организация и проведение семинаров с налогоплательщиками.

Следующая
ДругоеОписание ножа в протоколе осмотра

Как опротестовать итоги камеральной ревизии

Существует два способа опровергнуть решение налоговой. Подать апелляцию в инспекцию высшего ранга, а если её заключение не устраивает, обращаться в арбитраж.

Чиновник более высокого ранга, получив жалобу, имеют право:

  • не предпринимать мер. Оставить заключение в силе, а ходатайство — не удовлетворить;
  • упразднить или поменять заключение ИФНС полностью или наполовину;
  • принять по вопросу налогоплательщика свое заключение;
  • аннулировать вердикт ИФНС полностью.

Срок рассмотрения жалобы 1,5 месяца. Результаты сотрудники ИФНС сообщают письменно.

В Арбитражный суд обращаются после обжалования акта проверяющих в органе высшего ранга. Для подачи иска предусмотрен трехмесячный срок. Его подсчитывают со дня, получения решения по жалобе, или со дня, окончания месяца, предусмотренного на ответ от органа высшего ранга.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector