Что такое трасологическая экспертиза и как она проводится?

Причины выполнения

При расследовании не важно время, когда назначается транспортно-трасологическая экспертиза. Но стоит отметить, что лучше всего это делать на первоначальном этапе, когда в наличии имеются не только все следы происшествия, сохранена дорожная обстановка и процессуально оформленная, но и когда все участники дорожного происшествия, очевидцы, свидетели, помнят произошедшие события в деталях

С течением времени это все забывается, и восстановить полную картину на дороге будет гораздо труднее.

В некоторых ситуациях экспертиза проводиться и при рассмотрении дела в суде, если в этом есть такая необходимость. Как только заключение будет на руках у заинтересованных лиц, то этим можно доказать свою невиновность и указать на действительного виновника. Таким образом, происходит восстановление справедливости, когда нерадивый водитель старается обвинить законопослушного. В таких спорных ситуациях не стоит отказываться от бесплатной юридической консультации — по телефону вас смогут ее предоставить профессиональные юристы по автоправу.

★★★★★

“Отдельное спасибо за бесплатную консультацию.”

Отказ в выплате страховой компанией

Последнее время при решении споров со страховой компанией все чаще требуется проведение повторной, экспертизы. Это связано с тем, что страховая компания могла отказать в возмещении причиненного ущерба на основании ошибочного заключения эксперта трасолога.

Сопоставления повреждений заявленным событиямНе редко предъявители требований по возмещению причиненного ущерба могут быть задействованы в различных видах мошенничества. Уличить подобные правонарушения позволит заключение транспортно-трасологической экспертизы, которая сможет сопоставить повреждения, выявленные на автомобиле, заявленным условиям их возникновения и дать разъяснение о возможности такого события.

Проведение независимой транспортно трасологической экспертизы

Для организации и проведения независимой оценки, специалисту-трасологу необходимо получить нужную информацию для понимания схемы дорожно-транспортного происшествия, дать заключение о произошедшем событии. Эта оценка позволяет определить, как двигался каждый из участников происшествия перед столкновением автомобиля, что позволяет установить истинную картину происходящего.

При проведении оценки для выявления обстоятельств произошедшего события, специалисту-трасологу могут потребоваться различные материалы. Этот перечень документов в первую очередь определяется задачами которые ставятся перед экспертом.

Ниже приведен перечень материалов, который может потребоваться специалисту при проведении оценки:

  • Схема места ДТП (составленные участниками либо сотрудниками правоохранительных органов)
  • Протокол осмотра места ДТП (составленные специалистом либо сотрудниками правоохранительных органов)
  • Фотоматериалы, прилагаемые к протоколу маста осмотра (если съемка производилась экспертом).
  • Автомобили участвовавшие в ДТП (для наружного обследования повреждений)
  • Фото/видео материал ТС(отвечающие требованиям судебной фото/видео фиксации).
  • Протокол осмотра и проверки технического состояния ТС(необходим для подтверждения исправного состояния автомобиля)
  • Справка о ДТП (составляется сотрудниками правоохранительных органов).
  • Дополнительные фото либо видео материалы с места происшествия(выполненные участниками либо свидетелями)

Этот перечень документов не является строгим, поскольку глубина изучения, а, следовательно, количество исходных данных, определяется, в первую очередь, задачами которые ставятся перед экспертом-трасологом. Для данной оценки достаточно подробных фотографий с места события.

Классификация трасологических экспертиз

Существует определенная классификация подобного процесса:

  1. Экспертиза, которая подразумевает изучение человеческих следов. Данная процедура в свою очередь подразделяется на следующие:

    • дактилоскопическая;
    • проверка зубов;
    • экспертиза разнообразных следов от перчаток;
    • непосредственно сама проверка следов, оставленных человеком;
    • проверка следов человека, оставленных любой частью тела конкретного человека;
  2. Проверка следов, оставленных животными.
  3. Проверка следов, оставленных оружием или разнообразными инструментами.

    • проверка замков;
    • уточнение состояния закруток;
    • проверка состояния конкретного средства;
    • проверка следов орудий, используемых для взлома;
    • проверка разнообразных механизмов производства.

Кроме этого происходит также подразделение данной процедуры еще на несколько видов:

  1. Идентификационная проверка.
  2. Не идентификационная проверка, которая, в свою очередь подразделяется на:

    • ситуационная;
    • диагностическая;
    • классификационная;
    • реконструкционная.

Кроме этого происходит подразделение по последовательности выполнения всех процедур:

  1. Первичная.
  2. Повторная.
  3. Дополнительная.

Бесплатная консультация юриста по телефону

По Москве и области
7 (495) 280-74-29

Санкт-Петербург и область
7 (812) 389-36-23

Федеральный номер
8 (800) 511-43-08

Также происходит подразделение по непосредственному составу действующих экспертов:

  • единоличная;
  • комплексная;
  • комиссионная.

Виды трасологических экспертиз

К видам трасологических экспертиз относят такие разновидности:

Транспортная, задание которой — провести подробные исследования и определить следы железнодорожных, наземных и водных транспортных средств.

Гомеоскопическая — этот вид нацелен на исследования следов, которые оставил на проезжей части человек в результате своих непосредственных действий (следы ног, рук, зубов и биочастиц: кровь, сперма, волосы, пот, запах, мягкие ткани).

Механоскопическая, цель которой — исследовать и определить орудия, механизмы и инструменты, задействованные в происшествии (следы взлома, петли, узлы, пломбы и др.).

Экспертные исследования следов, оставленных животными.

Задачи проведения трасологической экспертизы

Стоит выделить те задачи, которые помогает решить экспертиза по анализу трасологических следов. Все они имеют деление на диагностические и идентификационные. Во втором случае речь идет про установление объекта, который мог оставить имеющийся след. Но не все они могут быть пригодны для проведения исследования

Кроме их обнаружения на осматриваемом участке местности, а также машины, важно грамотно и правильно их зафиксировать и произвести изъятие. Это поможет их в последующем подвергнуть анализу

К диагностическим задачам относят установление периода появления объектов и следов. Давность будет влиять на классификацию и степень вины каждого из участников, определения сумм, подлежащих возмещению. Но в зависимости от имеющихся осадков, температурных показателей и прочих, следы могут подвергаться разрушению и уничтожению. Да и изменение может быть моментальным, особенно если это касается специфических поверхностей, как например грунта.

Все следы имеют свой механизм, за счет которого они и образовываются. Характер образования может быть химический, тепловой, микробиологический или даже химический. При этом они возникают при действии двух предметов друг друга. Более мягкий участок и поверхность деформируется и отражает на себе следы более твердого предмета

Да и к тому же очень важно тут определить в какой последовательности и с каким промежутком во времени они появились на участке дороге, авто и других предметах

Самая важная задача – установление причинно-следственной связи. Именно на основании выводов заключения экспертизы строиться обвинительная часть приговора в отношении лица. То есть, она служит основанием для привлечения лица к ответственности или же нет. Они оказывают влияние на решение суда. Да и страховые компании могут позаимствовать заключение, чтобы определить, является ли происшествие страховым случаем или к таковому не относится.

Особенности работы

Эксперты в рамках проведения исследования обнаруживают и фиксируют следы. Это существенно облегчает реализацию всех стадий оперативно-розыскной деятельности. Трасологичекая экспертиза выполняется для идентификации отпечатков в пределах круга подозреваемых лиц, установления орудия, предмета, посредством которых совершено преступление. Для качественного проведения исследования фиксируется множество возможных данных, полученных в процессе обследования места или объекта. Для объективной оценки и составления заключения специалисты учитывают показания свидетелей.

Особенности трасологической экспертизы

Отождествлять трасологическую экспертизу исключительно с исследованиями при ДТП – означает существенно сузить ее понятие. Даже в этом случае проводимые работы будут только одним из видов автотехнических экспертиз. В этом случае исследования сопряжены с применением знаний из других сфер, например, автотехники.

Многим знакомы эпизоды из приключенческих фильмов, когда следопыты или пограничники изучают оставленный след. Кстати, в последнем случае военнослужащие:

  1. По характерным признакам следа устанавливают реальное направление и тип движения, количество следуемых лиц, их рост, вес, другие особенности, включая всевозможные ухищрения;
  2. Фиксируют след, принимают меры к сохранению отпечатка в интересах судопроизводства.

То есть, на месте пограничники проводят трасологическое исследование, а в последствии предъявляют органам дознания и правосудию вещественные доказательства. Например, след фиксируется с помощью гипса, фотодокументируется, тщательно описывается в процессуальных актах.

Все то же самое, только другими методами, применяется, если требуется трасологическая экспертиза при ДТП:

  1. Установление возможного нарушителя, характера движения транспортного средства;
  2. Документирование, фиксация выявленных следов в интересах административного или уголовного производства.

Транспортно-трасологическая экспертиза

Транспортная трасологияТранспортная трасологияВыяснение механизма столкновения
транспортных
средств.
Вопросы:

  • Каков механизм столкновения транспортных
    средств?
  • Какова последовательность возникновения повреждений
    (следов) при столкновении или ударе о преграду?
  • Каков угол взаимного расположения ТС в момент
    их первоначального контакта?
  • Где, относительно границ проезжей части,
    находится место столкновения (место наезда)?
  • В каком направлении двигалось транспортное
    средство в момент наезда?
  • Находилось в движении или было неподвижно
    ТС в момент столкновения с ним другого ТС?
  • Имело ли место столкновение представленных
    на исследование ТС, исходя из характера и
    локализации повреждений на данных ТС?

Исследование следов шин.Вопросы:

  • Шиной какой модели оставлен след, слепок
    которого представлен на исследование?
  • К какому типу (модели или марки) относится
    транспортное средство, оставившее следы на
    месте ДТП?
  • В каком направлении от места ДТП двигалось
    данное ТС, оставившее следы колес на ___?
  • Не могли ли данные следы быть оставлены такими-то
    колесами (передними, задними, правыми, левыми)
    данного транспортного средства?

Определение модели автомобиля
и его отождествление по отделившимся частям
и деталям.
Вопросы:

  • Каков тип фарного рассеивателя по осколкам
    фарного стекла, представленного на исследование
    в пакете N___?
  • Каков тип автомобиля, на который устанавливается
    данный фарный рассеиватель?
  • Не составляли ли осколки фарного стекла из
    пакета N___ единое целое с осколками из пакета
    N___?

Отождествление автомобиля по
следам контактного взаимодействия.
Вопросы:

  • В результате взаимодействия каких частей
    автомобиля марки ___ (ТС-1) образовались
    повреждения на частях автомобиля марки ___(ТС-2)?
  • Не образованы ли повреждения на ТС-1 частями
    или деталями ТС-2?
  • Каков механизм образования данных повреждений?
    Автомобилем какой марки могли быть оставлены
    следы, обнаруженные на ___ при осмотре места
    ДТП?

Постановление о назначении трасологической экспертизы по следам транспортных средств

Вопросы, разрешаемые осмотром следов транспортных средств

  • III Исследование функционального развития чувствительности 2 страница
  • II. Виды следов.
  • I. Цели расследования.
  • II. Обследование
  • III Исследование функционального развития чувствительности 3 страница
  • II. МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ
  • I. Определение терминов и предмет исследования
  • A)Криминалистическое исследование почерка (судебное почерковедение).
  • III Исследование функционального развития чувствительности 1 страница
  • II. Исследовательская фотография
  • I. Предмет исследования
  • HR-бенчмаркинг исследование AXES Monitor, проводимое компанией AXES Management

Какие цели преследует транспортно-трасологическая экспертиза, и какие вопросы ставятся на ее разрешение? Целями транспортно-трасологической экспертизы являются установление транспортного средства, оставившего следы, выявление существенных обстоятельств механизма образования следов или дорожно-транспортного происшествия в целом. Вопросы диагностического характера, разрешаемые транспортно-трасологической экспертизой, следующие: 1. Каким видом транспорта, типом, моделью автомобиля (мотоцикла, велосипеда, трактора и пр.), какими его частями оставлены следы?

2. Какой моделью шины оставлены следы?

Каким колесом транспортного средства оставлены следы (правым, левым, передним, задним)?

3. В каком направлении двигалось транспортное средство, оставившее следы? Какое место являлось местом столкновения транспортных средств?

Каково взаимное расположение транспортных средств перед столкновением?

Образовались ли следы в результате столкновения, наезда или переезда? Какова последовательность образования повреждений? Каков механизм образования имеющихся следов?

Вопросы идентификационного характера: 1.

Оставлены ли следы данным транспортным средством? 2. Не является ли обнаруженный предмет (фрагмент) частью данного транспортного средства (например, обломок кронштейна, гайки, осколок фарного или лобового стекла, частица краски) и не составляли ли они ранее единое целое?

3. Не образованы ли следы, имеющиеся на транспортном средстве (преграде, одежде потерпевшего), частями данного транспортного средства?

Объектами транспортно-трасологической экспертизы являются: • транспортное средство и его детали (кронштейны, фарные ободки и осколки фарного стекла, защитных стекол, болты и гайки, осколки лакокрасочных покрытий и пр.

); • одежда потерпевшего (при наезде на пешехода), на которой могут быть обнаружены следы частей транспортного средства (шины, бампера, радиатора), образовавшиеся при контакте, осколки стекла, следы горюче-смазочных материалов и частицы лакокрасочного покрытия (Одежду необходимо тщательно упаковать таким образом, чтобы следы на ней не были повреждены при транспортировке. Мокрую одежду, прежде чем упаковать, раскладывают на горизонтальной поверхности, покрытой белой бумагой, и высушивают при комнатной температуре.

Если при этом на бумаге остались какие-либо микрочастицы, их упаковывают и также направляют эксперту.

); • слепки из гипса или специальных полимерных масс объемных следов транспортных средств; • ориентирующие, обзорные, узловые и детальные фотоснимки, запечатлевшие общую обстановку места происшествия (панорамные), показывающие положение и состояние каждого из объектов на месте происшествия, изображения следов протекторов шин и отдельных повреждений на транспортных средствах; • протоколы осмотра места происшествия, осмотра транспортного средства, его частей, схемы и планы.

В качестве образцов для сравнительного исследования представляются: • колеса, шины или экспериментальные следы беговых поверхностей колес проверяемого транспортного средства на бумаге или ткани; • осколки фарных и защитных стекол, отделившиеся части и детали, изъятые при осмотре проверяемого транспортного средства, если аналогичные части обнаружены на месте дорожно-транспортного происшествия; • транспортное средство со сколами лакокрасочного покрытия, если на месте происшествия обнаружены частицы краски. При обнаружении на месте дорожно-транспортного происшествия следов лакокрасочных покрытий, горюче-смазочных материалов и иных веществ назначаются комплексная транспортно-трасологическая экспертиза и экспертиза веществ и материалов. Если для установления механизма дорожно-транспортного происшествия необходимо определение технического состояния транспортных средств, скорости их движения, тормозного и остановочного пути и пр., назначается комплексная автотехническая и трасологическая экспертиза.

Сроки и стоимость

Законодательство не ограничивает специалистов по срокам при проведении трасологической экспертизы

Однако для самого заказчика важно, как можно быстрее получить ответы на поставленные вопросы. Исполнители стараются минимизировать время проведения исследований, но сократить их можно только до нескольких дней

Дать экспертную оценку быстрее физически невозможно. Конечное время взвешивание всех аспектов зависит от сложности ситуации.

Фиксированной цены на услугу также не существует. Каждая компания устанавливает свой прейскурант цен, который может в разы отличаться друг от друга. На конечную цену влияет срочность проведения исследований, сложность происшествия, регион выполнения, известность эксперта и даже репутация компании. Самые дешевые цены в данном сегменте начинаются в среднем от 5 000. Но для получения качественного отчета придется потратить не менее 15 000-20 000 рублей.

Оплачивает услуги та сторона, которая заказывает или та, которая признается виновной, если это будет заявлено в иске.

Не нашли ответ на свой вопрос? Позвоните юристу! Москва: +7 (499) 110-89-42Санкт-Петербург: +7 (812) 385-56-34Россия: +7 (499) 755-96-84

Вопросы эксперту

Условно вопросы, задаваемые экспертам-трасологам на тему проводимого исследования, можно разделить на две группы:

  • идентификационные;
  • диагностические.

Типовыми вопросами первой группы являются:

  • Оставленные на месте происшествия следы принадлежат одному или нескольким объектам?
  • Какими объектами были оставлены найденные следы?
  • Могли ли оставленные следы быть нанесены автомобилем, участие которого в ДТП было доказано?
  • Являются ли оставленные следы и повреждения результатом рассматриваемого ДТП?

Список типовых диагностических вопросов выглядит следующим образом:

  • Есть ли на месте дорожно-транспортного происшествия следы, пригодные для исследования?
  • Какова была траектория тех или иных транспортных средств, принимавших участие в аварии?
  • Какова марка автомобилей, чьи следы удалось обнаружить на месте происшествия?
  • Как располагались объекты, автомобили и пешеходы в момент столкновения?
  • В какой последовательности происходило столкновение различных объектов и образование следов?
  • Что можно сказать о механизме рассматриваемой аварии?

Вопросы, которые ставятся перед экспертом-трасологом, не могут выходить за рамки его специальных познаний.

Потерпевший и обвиняемый в деле об рассматриваемом административном правонарушении также могут участвовать в деятельности эксперта путем составления для него вопросов, на которые они хотели бы получить ответы в заключении эксперта.

Существует целый перечень типовых вопросов, которые задаются эксперту при трасологической экспертизе. Условно вопросы можно разделить на несколько групп, каждая из которых зависит от исследуемого объекта, целей и задач.

1 группа – вопросы, связанные с определением групповой принадлежности транспортных средств. Примерный список:

  • какому виду транспорта принадлежат следы, которые оставили на месте ДТП?
  • какая модель шин оставила следы, который был изъят с места ДТП?
  • соответствуют ли оставленные следы указанному виду транспортного средства?
  • исходя из выявленных форм, размеров и расположения следов на транспортных средствах возможно ли было соударение автомобилей?

2 группа – используется для того, чтобы можно было установить во время трасологической экспертизы целую картину по имеющимся частям. Примерный перечень:

  • действительно ли объекты деталей, которые были обнаружены на месте ДТП частями определенного транспортного средства?
  • являлись ли одним целым частицы краски, стекол, пластмассы, которые были обнаружены на месте аварии и на транспортных средствах, до момента ДТП?
  • перестраивалось ли какое-нибудь из транспортных средств в момент столкновения, исходя из найденных следов?

3 группа – применяется с той целью, чтобы установить конкретное транспортное средство

  • принадлежат ли обнаруженные следы указанному транспортному средству?
  • следы, найденные на месте ДТП, принадлежат одному или нескольким транспортным средствам?
  • найденный след оставлен именно этим автомобилем или другим?

4 группа – вопросы, которые помогают определить место ДТП

  • Примерный список:
  • в каком ряду произошло ДТП?
  • на какой полосе движения произошло ДТП?
  • ДТП произошло на обочине или на проезжей части дороги?
  • как располагались транспортные средства относительно границ проезжей части во время столкновения?

5 группа – вопросы трасологической экспертизы, направленные на установление процесса столкновения?

  • под каким углом произошло столкновение?
  • какое из ТС в момент столкновения двигалось с большей скоростью?
  • в момент ДТП транспортное средство стояло или находилось в движении?
  • в каком направлении двигались ТС перед самим столкновением?

Заключение эксперта

Само заключение состоит из трех важных частей: Введение, основная часть и выводы эксперта. Во введении указываются ссылки на нормативное регулирование данного вопроса, отображаются права и обязанности экспертов, их ответственность и прочее. Используемые методики находят отражение в основной части документа. Кроме этого здесь идет указание на имеющуюся документацию, данные с места происшествия, о транспортных средствах.

В заключении и выводах указывается на точный анализ произошедших событий, причины происшествий, условия при которых оно произошло, обстоятельства аварии

Самое важное тут – указание виновника, кто послужил основанием для всех последствий

Экспертное заключение

Как уже писалось выше, перед началом трасологического исследования обстоятельств происшествия на дороге, местах парковки, важно сформулировать актуальные вопросы эксперту. В ходе проведения анализа условий аварии профессионал найдет ответы на все поставленные вопросы, определит виновника случившегося, опишет характер повреждений транспортных средств с указанием, соответствуют ли они обстоятельствам аварии, или были получены до нее

В ходе проведения анализа условий аварии профессионал найдет ответы на все поставленные вопросы, определит виновника случившегося, опишет характер повреждений транспортных средств с указанием, соответствуют ли они обстоятельствам аварии, или были получены до нее.

Также эксперт создает ряд фотографий, которые отображают дефекты автомобилей вследствие аварии. Такие фото прилагаются к экспертному выводу и значительным образом упрощают судебное расследование.

Случается так, что водитель не соглашается с вводами трасологического анализа условий столкновения авто. При таком стечении обстоятельств документ можно оспорить, обратившись для этого в суд.

Организация работает с 2001 года и накопила уже большой опыт в проведении трасологической и других видов экспертиз, в которых возникает необходимость в случае причинения ущерба автомобилю.

Компания — член Российского Федерального центра судебной экспертизы, а ее эксперты — участники ассоциаций оценщиков. Для экспертизы используется лицензионное программное обеспечение. Все услуги оказываются очень оперативно.

Обращайтесь к специалистам прямо на сайте:

  • задавайте вопросы автоэксперту;
  • получайте профессиональную помощь юриста;
  • наиболее важные и экстраординарные вопросы направляйте напрямую директору.

Здесь берутся даже за самые сложные и нестандартные задачи. Все эксперты компании имеют профильное образование и дипломы о подтверждении квалификаций. Все они внесены в реестр экспертов-техников министерства юстиции РФ.

Цена за каждый вид услуг указана в прайс-листе на сайте. Кроме того, компания предлагает бесплатную предварительную оценку ситуации, которая позволит вам определить целесообразность проведения трасологической экспертизы. Для этого материалы и вопросы нужно просто отправить по электронной почте.

Учреждение специализируется на проведении судебной и досудебной экспертиз транспортных средств в Москве, Санкт-Петербурге и их областях.

Более чем 10-летний опыт и команда из 20 экспертов высшей категории позволяют не сомневаться в качестве проводимых здесь исследований. Более 300 результатов предоставляется в различные суды каждый месяц.

Если вам понадобилась трасологическая экспертиза, вопросы эксперту вы можете задать непосредственно в офисе, по телефону, оправив по электронной почте.

В случае проигранного процесса вам возместят до 80% затраченных средств. Хотя в практике компании зафиксирован всего 1 такой случай.

Как показывает практика последних лет, трасологическая экспертиза при ДТП помогает разобраться во многих запутанных ситуациях, которые требуют дополнительного исследования. С помощью экспертов удаётся установить не только виновного в происшествии водителя, но и восстановить всю картину произошедшего.

Итогом экспертизы является заключение эксперта, исполненное в письменном виде, закреплённое его личной подписью и печатью экспертной организации. Оно выдаётся лично заказчику в руки и может быть изготовлено в нескольких экземплярах для представления в судебные, правоохранительные органы или страховые компании. Заключение независимой экспертизы является веским основанием для суда, следователя или должностных лиц страховой организации для принятия или изменения решения в определении виновника происшествия или выяснения других спорных вопросов.

Экспертное заключение, как официальный документ, должно оформляться на фирменном бланке организации с указанием её наименования и содержать следующие основные части:

  1. Введение, где описываются все нормативные документы, на основании которых проводится исследование по данному конкретному случаю, обязанности и права экспертов.
  2. Основная часть, где указываются все методы исследования, которые были использованы для проведения экспертизы, описываются все полученные исходные сведения по происшествию и транспортному средству, приводится перечень документального сопровождения и обеспечения.
  3. Заключительная часть, содержащая в себе анализ событий, результаты исследований и окончательные выводы с ответами на конкретные вопросы и указанием виновника происшествия.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector