Налоговый и бухгалтерский учет субсидии на профилактику коронавируса в «1с:бухгалтерии 8»

Учет при использовании системы ЕСХН

Такие жесткие условия не совсем привлекательны для занятых в сельском хозяйстве предпринимателей. Однако многие переходят на эту форму налогообложения. Чтобы понять особенности учета при ЕСХН, нужно сравнить его с учетом на ОСН.

При ОСНО При ЕСХН
Средства вписываются как прибыль на дату произведенных расходов Учитываются как доходы пропорционально издержкам
Неизрасходованные средства в конце второго периода отображаются как доходы Если в конце периода, выданная сумма превышает траты, то разница вписывается в состав прибыли за этот период

При всем своем неудобстве у сельхозналога есть свои преимущества – налоговые льготы в случае убытков, т. е. они равняются нулю. Все выплаты осуществляются по месту жительства, а переход на другую систему налогообложения, например, на УСН – добровольный. В большинстве случаев сельхозпроизводители этим пользуются.

Единый сельскохозяйственный налог направлен на развитие бизнеса отечественных товаропроизводителей. Субсидирование предпринимателей происходит на конкретных условиях. Если целевые деньги превысили сумму издержек, то они отображаются как прибыль предпринимателя за этот период.

Дата вступления в силу

41. Настоящий стандарт должен применяться в отношении финансовой отчетности, охватывающей отчетные периоды, которые начинаются 1 января 1984 года или после этой даты.

42. МСФО (IAS) 1 (пересмотренным в 2007 году) внесены поправки в терминологию, используемую в МСФО. Кроме того, был добавлен пункт 29A. Организация должна применять указанные поправки в отношении годовых периодов, начинающихся 1 января 2009 года или после этой даты. Если организация применит МСФО (IAS) 1 (пересмотренный в 2007 году) в отношении более раннего периода, то указанные поправки должны применяться в отношении такого более раннего периода.

43. Документом «Улучшения МСФО», выпущенным в мае 2008 года, удален пункт 37 и добавлен пункт 10A. Организация должна применять указанные поправки перспективно в отношении предоставленных государством займов, полученных в периодах, начинающихся 1 января 2009 года или после этой даты. Допускается досрочное применение. Если организация применит указанные поправки в отношении более раннего периода, она должна раскрыть этот факт.

44.

45. МСФО (IFRS) 13, выпущенным в мае 2011 года, внесена поправка в определение справедливой стоимости в пункте 3. Организация должна применить данную поправку одновременно с применением МСФО (IFRS) 13.

46. Документом «Представление статей прочего совокупного дохода» (поправки к МСФО (IAS) 1), выпущенным в июне 2011 года, внесены поправки в пункт 29 и удален пункт 29A. Организация должна применять эти поправки, когда она применяет МСФО (IAS) 1 с учетом поправок, внесенных в июне 2011 года.

47.

48. МСФО (IFRS) 9, выпущенным в июле 2014 года, внесены изменения в пункт 10A и удалены пункты 44 и 47. Организация должна применить указанные поправки одновременно с применением МСФО (IFRS) 9.

IFRS Foundation

Документом «Улучшения МСФО», выпущенным в мае 2008 года, Совет внес следующие поправки в терминологию, используемую в настоящем стандарте, в целях соответствия другим МСФО: (a) термин «налогооблагаемый доход» был изменен на «налогооблагаемую прибыль или налоговый убыток», (b) термин «признанные доходы/расходы» был изменен на «признанный в составе прибыли или убытка», (c) термин «относимый на кредит доли акционеров/собственного капитала» был изменен на «признанный вне прибыли или убытка», и (d) термин «пересмотр бухгалтерской оценки» был изменен на «изменение в бухгалтерской оценке».

См. также Разъяснение ПКР (SIC) — 10 «Государственная помощь – отсутствие конкретной связи с операционной деятельностью».

Учет субсидии

В бухучете коммерческих организаций правила отражения информации о поступлении и расходовании госпомощи регламентированы ПБУ 13/2000 «Учет государственной помощи». Для этого предусмотрен сч. 86 «Целевое финансирование», на котором отражаются средства, направляемые в качестве целевого финансирования на покрытие расходов.

Когда средства поступают в компанию, они относятся на прочие доходы и увеличивают финансовый результат. Затраты, которые будут компенсироваться за счет этих средств, отражаются в бухучете обычным способом.

Что касается налогового учета, то государственную субсидию на профилактические меры по коронавирусу не нужно учитывать в доходах при расчете налога на прибыль (пп. 60 п. 1 ст. 251 НК РФ). Кроме того, затраты за счет этой субсидии не нужно принимать в расчет при расчете налога на прибыль (п. 48.26 ст. 270 НК РФ).

 Важно! Данные особенности по расчету налога на прибыль при получении субсидии распространяются на правоотношения, появившиеся с начала 2020 г. По субсидиям, потраченным на ТМЦ, основные средства и нематериальные активы, НДС принимается к вычету в общеустановленном порядке (п

1 ст. 2 Федерального закона от 22.04.2020 г. № 121-ФЗ)

По субсидиям, потраченным на ТМЦ, основные средства и нематериальные активы, НДС принимается к вычету в общеустановленном порядке (п. 1 ст. 2 Федерального закона от 22.04.2020 г. № 121-ФЗ).

Если налогоплательщик применяет УСН, то на основании пп. 1 п. 1.1 ст. 346.15, п. 2 ст. 346.16 НК РФ он не вправе при расчете налога учитывать полученную субсидию или произведенные расходы на профилактические меры по коронавирусу.

Бухгалтерский учет субсидий в МСФО

Международные стандарты фин. отчетности приняты во всем мире. Сюда входит бухгалтерский отчет по балансу, отчет о прибыли и убытках, движении денежных средств, капиталов. Все субсидии в МСФО можно разделить по таким категориям:

  • правительственные – когда средства предоставляются на некоторых условиях, которые компания обязана выполнить. В противном случае целевые деньги возвращается тому, кто их выделил;
  • для покупки активов на долгосрочную перспективу. Это также важный момент, который касается в основном деятельности крупных компаний с существенной долей участия со стороны государства. Такие предприятия способны влиять на социальную сферу или жизнь общества в целом;
  • субсидии, которые рассматриваются как доход компании;
  • средства, которые предоставляется в виде займа, но при этом правительство отказывается от его погашения на определенных условиях. Т е. это безвозмездная ссуда, в результате которой крупные компании оказывают положительное действие на экономику страны (региона).

Отсюда видно, что учет средств зависит от способа их получения. Это целевая помощь или же какие-то льготные условия, под которые выдается субсидия. В отчетности деньги отражаются по двум направлениям. Те, что относится к активам, записываются как прибыль, полученная в будущем. Или помощь вычитают из балансовой стоимости. Те, что относятся непосредственно к доходам, записываются в графе «Другие доходы» или же вычитывается из расходов.

Пример 1. Предприятию ООО «Магнат» выдана субсидия. На эти деньги приобретается участок земли, строится цех. Все работы должны быть закончены к 31 декабрю, а начаты 1 января. Участок стоит 5 670 000 руб. Проводки:

Дебет Кредит Описание Стоимость Документ
76 86 Долг относительно субсидии 5 670 000 руб.
76 Деньги из бюджета 5 670 000 руб.
08 60 Стоимость участка 5 670 000 руб. Договор о покупке земли
01 08 Участок, поставленный на учет 5 670 000 руб.
86 98/2 Сумма помощи для грядущего периода 5 670 000 руб. Предоставлена субсидия, имеется соглашение
98/2 91/1 Помесячно учитывается помощь (5 670 000 руб./ мес.) 515 455 руб. Субсидия предоставлена, имеется договор

Грамотный учет субсидий: коронавирус и бухучет

Денег выделяется на так уж и много — из расчета 12,13 тыс. руб. на одного работника, а вот проблемы с отчетностью возникают серьезные, и главная из них — как отразить надбавки по коронавирусу в бухгалтерском учете.

Субсидии уже поступают индивидуальным предпринимателям и организациям, поэтому ответ на вопрос весьма актуален.

Как можно использовать деньги

Назначение данной разновидности господдержки — частичная компенсация затрат по ведению предпринимательской деятельности в апреле/мае текущего года, включая сохранение занятости наемных работников. Хотя сумма и рассчитывается от количества работников, средства выдаются именно на покрытие расходов работодателя, обязательство выплатить их сотрудникам отсутствует, полученными деньгами можно оплатить:

  • закупку материалов и оборудования;
  • аренду офисных и производственных помещений;
  • коммунальные услуги и т.п.

Субсидия является нецелевой, отчетность за использование предоставленных государством средств не предусмотрена. Теоретически работодатель вправе и вовсе направить эту сумму на личные цели, но при условии своевременной выплаты заработной платы.

Налоговый учет

Согласно изменениям в НК РФ (ст. 251, п.1, пп. 60), субсидия из госбюджета не рассматривается как налогооблагаемый доход, соответственно налоговые обязательства у организаций и индивидуальных предпринимателей в отношении этой суммы не возникают.

Это относится как к налогу на прибыль (включая налог на доходы физлиц), так и на выплаты по ЕСХН и УСН. Сумма не включается в книгу учета доходов по ПСН и не облагается налогом на добавленную стоимость.

Отражение субсидий в бухгалтерском учете

Учет госпомощи должен быть выполнен согласно положению о бухучете ПБУ 13/2000 (используемые дебет счета — 51 и 86, кредит счета — 86 и 91).  При этом можно выбирать следующие бухгалтерские проводки:

  • д51-к86 — отражает получение субсидии, сочетается с последующей проводкой д86-к 91.1 по факту произведенных затрат;
  • д86-к 91 (субсчет «Прочие доходы») — если подразумевается компенсация ранее произведенных расходов.

Использование счета 98 возможно, но нецелесообразно: незначительность суммы практически исключает возможность ее направления на приобретение активов.

А вот изменения в ст. 270 налогового кодекса, запрещающие вносить в расходы сделанные за счет субсидии затраты (п. 48.26), требуют использования в отчетности некоторых «обходных путей» — например, для ИП это может быть уплата налога по УСН (то есть, затрата, которая в принципе не включается в расходы при расчете налогооблагаемой базы).

Использование предоставленных государством средств на расходы с налогом на добавленную стоимость происходит по обычной схеме: к вычету НДС можно брать так же, как и обычно (без применения ст.170 НК РФ, п. 3, пп. 6 о восстановлении принятых к вычету налогоплательщиком имущественных прав, полученных в виде бюджетных инвестиций или субсидий из бюджетной системы РФ).

Как указать получение субсидии тем, кто использует ЕНВД или ПСН?

На данных системах налогообложения подсчет налога не зависит от величины дохода либо от чистой прибыли. Поэтому при указании поступления субсидии или при трате полученных денег записи создаются исключительно в регистрах бух. учета.

Во вкладке «Банк и касса» — «Банковские выписки» делается «Поступление на расчётный счёт». Полученные деньги отображаются в составе прочих доходов на счёте 91.01 с субконто «Субсидия из федерального бюджета», ее нужно сделать по примеру, описанному ранее.

При отражении расходов, осуществленных за счет средств, полученных от государства, статья трат «Прочие затраты» указывается только для оформления бух. учета. Налоговый учет затрат на ЕНВД и ПСН вести не нужно.

Как отозвать электронный счет-фактуру?
Организация электронного архива документов

Бухгалтерский и налоговый учет субсидий на дезинфекцию и профилактику коронавируса

Правила формирования в бухгалтерском учете информации о получении и использовании государственной помощи, предоставляемой коммерческим организациям (кроме кредитных), установлены ПБУ 13/2000 «Учет государственной помощи» (утв. приказом Минфина России от 16.10.2000 № 92н). Для учета целевого финансирования, бюджетных средств и иных аналогичных средств предназначен счет 86 «Целевое финансирование» (План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению, утв. приказом Минфина РФ от 31.10.2000 № 94н).

По мнению экспертов 1С, для ситуации, когда субсидии предоставляются как возмещение (компенсация) уже совершенных расходов, счет 86 можно не использовать. 

Субсидия, полученная организацией на компенсацию понесенных затрат, относится на увеличение финансового результата организации и учитывается в бухгалтерском учете в составе прочих доходов организации (п. 10 ПБУ 13/2000; п. 7 ПБУ 9/99 «Доходы организации», утв. приказом Минфина России от 06.05.1999 № 32н). 

Если же полученная субсидия будет использована на будущие расходы, проводить ее через счет 86 также нецелесообразно, поскольку субсидия предоставляется на любые затраты (без целевого назначения) и не предполагает никакой отчетности об использовании полученных средств.

В то же время организация по желанию может использовать счет 86 для учета полученных средств, поскольку никаких запретов на использование счета 86 в данной ситуации нет.

Затраты, на компенсацию которых получена субсидия, в бухгалтерском учете отражаются в расходах в обычном порядке. 

Субсидии, полученные субъектами МСП из федерального бюджета в связи с неблагоприятной ситуацией, связанной с распространением новой коронавирусной инфекции, не учитываются в доходах для целей исчисления налога на прибыль (пп. 60 п. 1 ст. 251 НК РФ).

При этом расходы за счет субсидий, указанных в подпункте 60 пункта 1 статьи 251 НК РФ, также не учитываются в целях исчисления налога на прибыль (п. 48.26 ст. 270 НК РФ).

Обратите внимание, что подпункт 60 пункта 1 статьи 251 НК РФ и пункт 48.26 статьи 270 НК РФ введены Федеральным законом от 22.04.2020 № 121-ФЗ и распространяются на правоотношения, возникшие с 01.01.2020.

НДС по приобретенным за счет субсидии товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам, нематериальным активам и имущественным правам можно принять к вычету в общем порядке (п. 1 ст. 2 Закона № 121-ФЗ).

При применении упрощенной системы налогообложения (УСН) ни субсидии, полученные из федерального бюджета, ни затраты, на компенсацию которых получены субсидии, в целях исчисления налога при применении УСН не учитываются (пп. 1 п. 1.1 ст. 346.15, п. 2 ст. 346.16 НК РФ). 

1С:ИТС

Подробнее о субсидиях малому и среднему бизнесу, пострадавшему от коронавируса, см. в  «» раздела «Инструкции по учету в программах 1С», в справочнике .

Субсидия и налоги

Деньги и имущество, предоставляемые государством, входят в доходы, облагаемые налогом, но не сразу по получении, а по мере того, как тратятся либо по мере начисления амортизации.

Средства по субсидии облагаются налогом на прибыль пропорционально затратам, которые были осуществлены на эти деньги, в течение не более чем двух налоговых периодов. По истечении этого времени неосвоенные средства надо признать доходом и заплатить с него полагающийся налог (на прибыль).

Для упрощенки особенность налогообложения субсидий состоит в том, что нужно тщательно учитывать, на что и когда тратятся дотационные суммы:

  • траты на приобретение или создание основных средств признаются прибылью до конца налогового периода, в котором они были поставлены на баланс (введены в эксплуатацию) – одномоментно или равными долями;
  • затраты на товары для перепродажи учитываются как база по налогу на дату реализации закупленных товаров.

Для плательщиков ЕНВД субсидия не может являться вмененным доходом (госпомощь не «вписывается» в рамки деятельности «вмененки»), поэтому полностью будет учитываться в целях налогообложения как прибыль полностью и рассчитываться обычным порядком – по правилам общего режима или УСН (Письмо Минфина России от 22.07.2011 № 03-03-10/66).

ВАЖНО! Налог на добавленную стоимость при выполнении работ и услуг, покупке товаров за счет бюджетных средств не признается расходом при расчете налога на прибыль (Письмо Минфина РФ от 19.03.2012 № 03-03-06/4/20)

Бухгалтерский и налоговый учёт субсидий 2020 от государства в связи с коронавирусом

Представители пострадавших от коронавируса 2020 отраслей и сфер деятельности уже получили средства господдержки, положенные на зарплату работников. Как правильно отразить полученные деньги в бухучете? Придется ли в конечном счете заплатить с них налоги? Из этой статьи узнаете про бухгалтерский и налоговый учёт субсидий 2020 от государства в связи с коронавирусом.

Также смотрите:

Методологи от бухучета спорят о том, как нужно правильно проводить по счетам получение субсидии. Эксперты едины в одном: получение субсидии – специфический факт хозяйственной жизни, поэтому ежедневно используемые в учете счета для её отражения не подходят. А что подходит?

Счет 86 «Целевое финансирование»

Логика такова: счет 86 предназначен для отражения информации о движении средств, поступивших от других источников, включая бюджет, и предназначенных для финансирования мероприятий целевого назначения.

Цель субсидий – частичная компенсация затрат на зарплату в периоде апрель-май 2020. Следовательно, получение средств нужно отразить по кредиту 86 счета, в разрезе соответствующего субсчета.

Счет 98 «Доходы будущих периодов»

Доводы в пользу применения данного счета такие: согласно Инструкции по применению Плана счетов (утв. приказом Минфина от 31.10.

2000 № 94н), по кредиту 98 счета должны быть отражены суммы бюджетных средств, направленные коммерческой компании на финансирование расходов.

Таким образом, идеальным с формальной точки зрения будет следующий блок проводок при получении субсидии:

  • Дт 86 Кт 98 – отражено право на получение субсидии (начисление);
  • Дт 51 Кт 86 – субсидия зачислена на банковский счет (получение).

Остается вопрос о необходимости лишней прогонки по счетам одной и той же суммы. Ведь, для упрощения записей счет 98 можно просто исключить. Тогда субсидия отражают так:

Дт 51 – Кт 86

Далее произведенные компенсируемые расходы можно списывать через дебет 86 счета.

Расходование средств субсидии в бухучете

При отражении расходования госсубсидии следует учитывать, что в большинстве случаев полученная сумма покроет расходы не полностью. Часть средств будет оплачена за счет субсидии, а часть за счет собственных. Это обязательно должно найти отражение в проводках.

Разберем ситуацию на примерах:

ПРИМЕР 1

Компания направляет полученные средства на выплату зарплаты. Сумма полученной субсидии на 10 сотрудников – 121 300 руб., начисленная зарплата – 300 000 руб.

При составлении бухгалтерских записей нужно учитывать:

Для упрощения примера примем, что компания освобождена от уплаты страховых взносов за период выплаты этой з/п.

Проводки будут такими:

  • Дт 44 Кт 70 300 000;
  • Дт 70 Кт 68 39 000 – удержан НДФЛ;
  • Дт 70 Кт 51 – 121 300 – часть зарплаты выплачена за счет субсидии;
  • Дт 70 Кт 51 – 139 700 – часть зарплаты выплачена за счет собственных средств;
  • Дт 86 Кт 44 – 121 300 отражено использование субсидии.

ПРИМЕР 2

Компания направляет субсидию на погашение части расходов по аренде. Сумма аренды за оплачиваемый месяц – 120 000 руб. ( в т. ч. НДС – 20 000 руб.). Сумма субсидии, полученной на 5 работников – 60 650 руб.

При расходовании субсидии на что-то отличное от зарплаты тоже необходимо соблюдать некоторые условия:

В бухучете отразить оплату части аренды за счет субсидии следует так:

  • Дт 26 Кт 60 – 100 000 – начислена аренда;
  • Дт 19 Кт 60 – 20 000 – входной НДС по аренде;
  • Дт 60 Кт 51 – 60 650 – часть арендной платы оплачена за счет субсидии;
  • Дт 60 Кт 51 – 39 350 – остаток арендной платы выплачен за счет собственных средств;
  • Дт 86 Кт 26 – 60 650 – отражено использование субсидии;
  • Дт 68 Кт 19 – 20 000 – входной НДС принят к вычету.

Нюансы налогового учета субсидии

  • Как можно увидеть из приведенных примеров, налоговые требования об исключении субсидии из расходов, уменьшающих налоговую базу на ОСН и УСН, урегулируются правильным составлением бухгалтерских проводок.
  • В Примере 1 это: Дт 86 Кт 44 – 121 300.
  • В Примере 2:  Дт 86 Кт 26 – 60 650.
  • И в том, и в другом случае отраженное в бухучете использование субсидии уменьшает то, что далее пойдет в расчет налоговой базы по прибыли или доходно-расходной УСН.
  • Саму же субсидию при получении в облагаемую налогом базу не включают:
  • Поэтому при зачислении на счет бюджетных средств никакие записи в налоговом учете делать не нужно.

Подводим итоги

Получение субсидии отражают через специализированные счета, предназначенные в том числе для учета бюджетных финансовых дотаций.

Расходование субсидии следует отражать с учетом двух особенностей – отделением части расхода, погашенного за счет субсидии, от оплаченного из собственных средств и с учетом требования исключить оплаченные за счет бюджетных средств расходы из налоговой базы по прибыли или УСН.

Бухгалтерский учет

В описанной ситуации порядок отражения операций в бухгалтерском учете зависит от того, выступает ли УК в качестве лица, выполнившего работы по благоустройству территории, то есть производителя работ. Соответственно, полученные субсидии могут квалифицироваться как денежные средства, полученные из бюджета:

1) на возмещение затрат по приобретению товаров (работ, услуг). В этом случае получение субсидии не увязывается с оплатой реализованных УК работ по благоустройству, то есть УК не выступает в роли производителя работ, поэтому учет организуется согласно ПБУ 13/2000 «Учет государственной помощи» (Утверждено Приказом Минфина РФ от 16.10.2000 № 92н);

2) в качестве оплаты выполненных УК работ по благоустройству. Тогда учет организуется исходя из ПБУ 9/99 «Доходы организации» (Утверждено Приказом Минфина РФ от 06.05.1999 № 32н). Считаем, что в указанной ситуации срабатывает именно этот вариант, если:

а) порядок предоставления субсидии, в рамках выполнения органом власти которого УК предоставляются денежные средства из бюджета, утвержден в соответствии со ст. 78 БК РФ, Постановлением Правительства РФ от 06.09.2016 № 887. Этим постановлением утверждены общие требования к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг. В силу п. 1 ст. 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), ИП, а также физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях:

  • возмещения недополученных доходов;

  • финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг;

б) по соглашению, заключенному на предоставление субсидии, именно УК выступает в качестве лица, отвечающего за качество выполненных работ и недостатки, выявленные в течение гарантийного срока.

В этом случае в бухгалтерском учете УК делаются такие записи:

Содержание операции

Дебет

Кредит

В марте

Отражены затраты, возникшие в связи с выполнением подрядной организацией работ по благоустройству дворовой территории МКД

20

60

Отражен НДС, предъявленный подрядной организацией

19

60

Сумма «входного» НДС поставлена к вычету (если не срабатывает освобождение от налогообложения, предусмотренное НК РФ)*

68-НДС

19

Сумма «входного» НДС включена в затраты (если применяется освобождение от налогообложения)

20

19

Перечислены подрядной организации денежные средства в счет оплаты выполненных работ

60

51

В месяце, когда заключено соглашение о предоставлении субсидии

Отражена задолженность по предоставлению субсидии

76

86

В месяце принятия выполненных УК работ по благоустройству

Отражена выручка от выполнения работ по благоустройству дворовой территории МКД

62

90-1

Отражена себестоимость выполненных работ

90-2

20

Начислен НДС (если освобождение от налогообложения не действует)

90-3

68-НДС

В апреле

Получены денежные средства из бюджета в счет возмещения затрат, возникших в связи с выполнением УК работ по благоустройству

51

76

Отражено использование субсидии по целевому назначению

86

62

* Применение освобождения от обложения НДС зависит от того, входят ли работы по благоустройству территории в перечень услуг по содержанию общего имущества, установленный п. 11 Правил содержания общего имущества в МКД (Утверждены Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491). Если работы не входят в этот перечень, указанные работы подлежат обложению НДС (см. Письмо Минфина РФ от 11.03.2019 № 03-07-14/15223).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector