Можно ли самому настроить пианино

Содержание:

Обеспечение сохранности пианино и рояля [ править | править код ]

В процессе настройки

Поскольку фортепиано — сложный и дорогостоящий инструмент, а его рама находится под большой нагрузкой, настройка требует от мастера не просто очень ответственного подхода, а профессионализма, под которым подразумевается профессиональное обучение у фортепианного мастера и опыт работы.

Фортепианный мастер (настройщик-техник) умеет не только настраивать фортепиано, но и выполнять его ремонт, вплоть до полной переборки, замены деталей и, зачастую, реставрации.

В российских музыкальных школах в обязанности настройщика, кроме настройки, входят ремонт и регулировка клавишно-молоточкового механизма.

С преподавателем или самостоятельно

Давайте рассмотрим две ситуации. Если вы решили учиться с преподавателем, то это определенно дает вам преимущество. Преподаватели всегда знают,как нужно учить того или иного ученика, в зависимости от его умений. Если у ученика есть определенная цель, то учитель может самым легким способом привести ученика к ней. 

Попутно учитель расскажет основы, приемы игры, правила и нотную грамоту. Также, занимаясь с преподавателем, не будет возможности лениться, ведь все будет проверяться и учитель может мотивировать. Весь материал будет структурирован, легко будет ориентироваться в главном. Правда, репетитору придется платить за уроки.

Если же человек решил заниматься самостоятельно, то первым препятствием будет начальная стадия. Попросту сложно будет взяться за что-то одно основательно сразу. Новички — самоучки чаще всего мечутся между тем, чтобы разучивать песни и учить ноты

Также очень важно, чтобы развитие происходило постепенно, и каждое новое задание было уровнем выше. Очень тяжело себя мотивировать, если вдруг появилась лень или же случилась неудача. 

Таким образом, какой путь выбрать, каждый решает для себя самостоятельно, но важно понимать, что от этого может зависеть ваше будущее и то, как сложится ваше знакомство с миром искусства. 

Оплата труда

Зарплата настройщика музыкальных инструментов на ноябрь 2021

Россия 15000—75000₽

Москва 45000—200000₽

Зарплата настройщика музыкальных инструментов зависит от места работы, региона проживания и состояния музыкальных инструментов. В Москве — от 40 тыс.руб. В крупных городах России 25-30 тыс. руб. При частной практике зарплата сдельная — в зависимости от количества выполняемых заказов. Например, средняя цена настройки фортепиано — 1500-1800 рублей в Москве и по времени занимает 4 часа. Настройка баяна значительно дороже — около 15 000 рублей и займет не меньше недели. Настройка органа занимает 8 часов времени.

Немаловажный факт: зарплата настройщика во многом зависит от его репутации. Высококлассные мастера передаются «из рук в руки», их советуют друзьям и знакомым. Поэтому их доход стабилен и высок.

Ступеньки карьеры и перспективы

Чтобы стать настоящим профессионалом, нужна длительная практика как минимум 10 лет. Наибольший опыт можно получить на фабрике по производству инструментов. Карьерой настройщика является постоянное повышение мастерства от 4 разряда до 12.

Профессиональный праздник

4 апреля — Международный день настройщика

В декабре 2003 года Министерство труда и социального обеспечения РФ приняло постановление о включении профессии настройщика пианино и роялей в перечень особо важных и ответственных работ.

Интересные факты

  1. Музыкальные инструменты — это целый мир, в котором есть своя классификация: тип духовых инструментов, класс деревянных духовых, отряд язычковых, семейство саксофонов, виды — альт, тенор, баритон, бас, контрабас. Какими бы ни были музыкальные инструменты разными по форме, устройству, размерам, все они создавались для одного и того же, чтобы из них можно было извлекать музыкальные звуки.
  2. Вместо таблеток — порция музыки!
  3. Древние врачи считали, что для сохранения здоровья нет лучшего средства, чем правильно подобранная музыка. Современная медицина подтверждает это. Русские ученые В.М.Бехтерев и И.М.Сеченов отмечали огромное влияние музыки на нервную систему, дыхание и кровообращение. Музыка может как повышать артериальное давление, так и понижать его, убыстрять пульс или замедлять.
  4. Немецкие врачи кроме обычного лечения рекомендуют больным музыкотерапию: прослушивание классической музыки — Бетховена, Моцарта, Шопена, Штрауса и др.
  5. Меланхоликов излечивают звуки скрипки.
  6. Флегматикам показана музыка альта.

  7. Истеричных людей успокаивает арфа.
  8. Заболевания легких и страдания от несчастной любви излечиваются флейтой.
  9. Депрессии и психозы излечиваются элегиями, ноктюрнами и колыбельными песнями.
  10. От бессонницы помогает пение хора, музыка Чайковского, Шумана.
  11. Головную боль снимает «Венгерская рапсодия» Листа, «Фиделио» Бетховена.
  12. Нервную возбудимость успокаивают «Колыбельная» Брамса, «Аве Мария» Шуберта, музыка Шопена и Штрауса.
  13. Раздражительность и злобу устраняют «Лунная соната» Бетховена, «Кантата № 2» Баха.
  14. Артериальное давление снижает музыка из балета «Лебединое озеро» Чайковского, «Ноктюрн ре- минор» Шопена.

Начало работы

Стоит понимать, что от качества настройки зависит ваше дальнейшее восприятие звука. Если настройка будет не в согласии с общепринятыми стандартами звучания тональностей, о профессиональной игре и хорошем музыкальном слухе можно забыть.

Так как настроить пианино правильно? Оно должно находится в пустой комнате. Дверь в это помещение лучше закрыть, чтобы никакие посторонние звуки не мешали. Мастеру нужно максимально сосредоточиться и расслабить плечи, так как силу применять при настройке не рекомендуется. Все движения должны быть мягкими и плавными.

Начинается настройка пианино с диагностики. Первой исследуют клавиатуру. Для этого приложите к ней линейку и проверьте ровность клавиш в обеих плоскостях.

Нужно попробовать пошатать каждую клавишу на предмет разболтанности. Делать это нужно и у основания, и у края. Они должны сидеть достаточно плотно, но и общий ход не должен быть ущемлён.

Каждая клавиша держится на двух штифтах: переднем и среднем. Высота белых регулируется шайбами возле среднего штифта, а глубина нажатия — шайбами переднего. Глубина нажатия клавиши должна быть 10 миллиметров.

Нужно проверить пилот. Качество его работы можно проверить нажатием тёмную клавишу. Люфта быть не должно. При постукивании по нему молоток двигаться не должен.

Историческая справка

В конце XVII века великие композиторы и музыканты начали искать новый клавишный инструмент, который по нежности звучания и широте эмоций не уступал бы скрипке и органу. Хотелось иметь глубокий звук, корой мог бы плавно перетекать из громового фортиссимо в лёгкое пианиссимо.

Первое название пианино дословно передавалось как «клавишный инструмент, играющий нежно и громко». Назвал инструмент Бартоломео Кристофори – итальянский мастер музыкальных инструментов в 1709 году. Исходившая из настроенного пианино музыка не устаревает и по сегодняшний день, затрагивая самые глубокие струны души.

Практики должно быть много

Итак, теория — это конечно хорошо, но какой же пианист и без практики. Давайте немного о ней. Практика — неотъемлемая часть любого процесса, и обучения в том числе. И второе правило — практики должно быть много. Как и теории. Ведь знания без применения никуда вас не приведут. Если вы будете просто изучать теоретические сведения, но не закреплять их игрой на пианино, то они просто-напросто забудутся через время. 

Да, на это нужно время, но лучше так, чем никак. Старайтесь тренироваться как можно больше. Идеально уделять этому каждый день, можно даже несколько раз в день. Если это сложная композиция, а времени у вас немного — поделите на части и изучайте каждую из них отдельно. 

Здесь отлично подойдет сравнение со спортом. Представьте себя спортсменом, который стремится стать асом и профессионалом своего дела. Спортсменам нужны ежедневные тренировки. Вот и вы постарайтесь уделять этому время, ежедневно выполнять хотя бы что-то. Лучше немного, но часто, чем один раз много. Это известное правило. Постоянное получение новых знаний вместе с их отработкой в реальности позволят вам стать намного лучше в игре на пианино. Разве не это ваша цель?

Watch this video on YouTube

Интонировка и остальные важные мелочи

Интонировка – это работа, связанная с уплотнением молоточков, а если быть точнее, фетра на них. Для этого используются интонировочные иглы, при помощи которых фетр плавно перемешают к центру, ослабляя или спрессовывая его. Это необходимо, так как некоторые молоточки используются значительно чаще других, и фетр на них просто изнашивается или смещается.

Толкатель молоточка, или шпиллер, тоже часто нуждается либо в ремонте либо в корректировке. В нём есть пружина, которая любит выпадать из шлейфа и, что ещё хуже, цепляться за соседние элементы.

Струны рвать настоятельно не рекомендуется, так как они очень дорого стоят, а замена проходит долго и сложно.

О функциональности обертоновых биений

Из всего вышесказанного можно сделать крайне важный вывод. Напряжённость в интервалах полностью зависит от общего количества слышимых в них биений. Из таблицы 1 видно, что обертоновые биения выстроились в чёткую количественную функциональную систему. Наш слуховой опыт в напряжённости интервалов полностью подтвержден четкой функциональностью биений. Музыкантам, теоретикам музыки и особенно композиторам необходимо помнить, что функциональность биений в интервалах –­ главная выразительная функция в гармонии, так как из интервалов состоят все аккорды и любые сочетания гармонических звуков. По всей вероятности, всё развитие музыки на протяжении тысячелетий шло в поисках и в осознании функциональности обертоновых биений как самой тонкой и в тоже время самой мощной выразительной функции гармонии.

Инструменты для настройки пианино

Разберем, какие существуют инструменты, в чем их назначение, особенности и отличия, какой набор приспособлений необходим.

Ключ для настройки пианино. Ключ – основной инструмент для настройки пианино. Им вращают штифт (вирбель), на который наматывается струна.

Количество граней ключа

Считается, что чем больше граней имеет ключ, там проще будет выполнить точную настройку, ведь многое зависит от хвата ключа настройщиком, силы, которая к нему прилагается. Перехватывать ключ, имеющий шестнадцать граней, гораздо проще, чем тот, что имеет всего четыре.

Четырехгранные ключи хорошо подходят для выворота колков, больше как ремонтный инструмент, чем настроечный. Так же четырехгранный ключ может не подойти к некоторым моделям пианино с тонкими вирбелями (например, советское пианино «Заря»).

6- , 8- , 16-гранные ключи считаются настроечными. Лучшие из них имеют сужающееся конусное отверстие, которое позволяет крепко насадить ключ на любой вирбель, вне зависимости от его состояния.

Какие бывают диаметры отверстия ключа

В советских пианино диаметр вирбеля – 7 мм, в европейских – 6.8 мм.

Сменные головки и рукоять

Существуют ключи со сменными головками. Специалисты рекомендуют покупать такие ключи, где головка отвинчивается от рукоятки, а не у основания ключа. Это предотвращает самопроизвольное раскручивание во время настройки, а так же люфт.

Рукояти могут быть Г- , или Т-образные. Классическими и предпочтительными считаются Г-образные ручки, но некоторые настройщики используют Т-образные, в виду собственных вкусов.

Значимые характеристики, отличающие один ключ от другого: количество граней ключа, его форма, способ крепления насадки, если ключ имеет сменные головки, вес ключа, форма ручки (Г- или Т-образная).

Демпферы (с рукоятями и без). Резиновые клинья-демпферы используются для глушения струн, не участвующих в настройка в данный момент. Клинья аккуратно вставляются между двух струн, чтобы заглушить их колебания. Существуют клинья для труднодоступных мест, насаженные на проволочную ручку.

Обратный пинцет. Используется для глушения струн самых высоких регистров, где струны очень коротки и обычные демпферы уже не помещаются. Пинцет бережно прилагают к струнам, просовывая его между черенками молоточков. Одним таким пинцетом можно заглушить две соседние струны, либо две крайние в одном хоре, оставляя свободной струну для настройки.

Суконная лента, а так же лента для темперирования строя. Как и демпферы, суконная лента используется для глушения струн, не участвующих в настройке текущего интервала. Некоторые специалисты считают глушения лентой гораздо более быстрым способом, чем использование клиньев.

Камертон. Существуют классические вилочковые камертоны и современные электронные устройства и приложения. Как это часто бывает, не все принимают новшества сразу, поэтому настройка по классическому камертону считается предпочтительной. Классический камертон имеет частоту колебания, равной ноте «Ля» первой октавы (частота 440 Гц). Колебания камертона вызываются однократным умеренным ударом им по твердой поверхности.

Настройка

После вышеописанного процесс настройки, наверное, понятен. В качестве тюнера используется любая программа (например, бесплатная программа для iPad). При настройке удерживаем соответствующую ноту для разблокировки струны, затем слегка ударяем по струне и смотрим на экран. Программа показывает название ноты в буквенном виде (нотам Ля-Си-До-Ре-Ми-Фа-Соль соответствуют буквы ABCDEFG) и отклонение частоты от номинальной. Отклонение корректируется небольшими движениями ключа, т.к. каждой клавише соответствует 3 струны, действие нужно повторять 3 раза. Учитывая количество клавиш фортепиано, процесс получается весьма долгий и кропотливый. Определенные сложности есть лишь с басовыми нотами — толстые витые струны имеют большое количество обертонов, и тюнер часто не может определить правильную частоту. Так что для самых низких регистров проверка на слух все же остается актуальной. Это не так уж сложно, достаточно сыграть октаву с верхней, правильно настроенной нотой, диссонанс сразу чувствуется, если он есть. Да и если будет небольшое несоответствие, это не так уж критично, нижние регистры практически не используются в реальной игре.

Как правило, не нужно.

Скорее всего, такой ответ вызовет недопонимание даже в кругу музыкантов. Тем не менее, это факт, который мы кратко объясним.

Итак, если заглянуть внутрь пианино, то мы легко обнаружим так называемую станину, то есть чугунную раму, на которой натянуты струны.

Именно эта рама и делает пианино таким тяжелым. Оно и не удивительно, ведь общее натяжение всех струн доходит до 15 тонн (давление на сжатие). Мы не оговорились, суммарное натяжение струн фортепиано исчисляется тоннами. Чугунная рама, когда она стоит ребром, должна выдержать на себе более десяти легковых автомобилей.

Теперь обратим внимание на вирбели, в простонародье их называют колками. Каждая струна зацеплена снизу и навита на колок, после чего натянута до определенного уровня, давая соответствующее давление на раму

Вот как раз эти самые колки и должны в совокупности удерживать тонны натяжения струн

Каждая струна зацеплена снизу и навита на колок, после чего натянута до определенного уровня, давая соответствующее давление на раму. Вот как раз эти самые колки и должны в совокупности удерживать тонны натяжения струн.

А теперь вспомним, что пианино весит едва ли каких-то двести килограмм. Разве это вес относительно десяти-пятнадцати тонн? И что же получается? Чуть тряхнули в перевозке двести килограмм — и сразу же колки перестали держать натяжение струн, исчисляемое тоннами? Тогда мы имеем открытую проблему со строем, то есть с колками. Именно они не в состоянии удержать нужное натяжение струн, ослабляют его, после чего инструмент перестает быть хорошо настроенным. Возьмите, к примеру, гитару. Принцип такой же. Настроив ее, перенесите в другую комнату — и настройки как не бывало. Разве это не брак? Но ничего не случится с инструментом, который не имеет такого изъяна. В том числе и с фортепиано.

Так откуда же взялся миф, что инструмент после перевозки нужно обязательно настраивать? Поясним, тут все просто.

Фортепиано после перевозки, возможно, действительно придется настроить. Кто-то из настройщиков говорит — сразу, другие — через неделю. И то и другое неверно. Сразу однозначно дело бестолковое, потому как если нет проблем со строем (колки вашего пианино хорошо держат натяжение струн), то перевозка инструмента весом в двести килограмм никак не может повлиять на возможность колков удерживать натяжение струн в несколько тонн. Это факт из физики. Но вот через какое-то время, когда фортепиано в ваших, возможно, новых климатических условиях адаптируется, оно может выдать некоторые отрицательные сюрпризы, и не только в настройке. Повторимся, это только возможно.

Так когда же нужно настраивать пианино после перевозки?

Только тогда, когда нужно.

Из нашей двадцатилетней практики в пять тысяч проданных инструментов, перепробовав все способы, мы с уверенностью можем сказать, что нет смысла настраивать инструмент после перевозки, если нет такой надобности. Поверьте, прислушавшись, вы определите фальшь ноты, звука, даже если вы не музыкант. А с последними вообще все проще.

Всякий раз, продавая инструмент – а он в нашем магазине обязательно настроен, – мы говорим покупателям: звоните, когда будет нужно, и мы сразу же пришлем мастера. У вас год гарантии, поэтому беспокоиться не о чем, мы приедем и еще раз настроим даже в последний гарантийный день года. И как результат имеем: кто-то просит настроить буквально через пару недель (таких не много), другие через несколько месяцев, а кто-то вообще в течение года не обращается. Заметим, что данный анализ касается только тех покупателей, которые приобретают инструмент, чтобы играть, а не в качестве предмета мебели. В случае же профессиональных пианистов дело обстоит немного хлопотнее, им вообще обслуживание инструмента необходимо несколько раз в год, где настройка лишь часть всей процедуры.

Вот так обстоит дело с настройкой пианино после перевозки.

В конце расскажем короткий, но забавный случай на эту тему. Когда-то, лет восемнадцать назад, такой вопрос был задан одному известному в своих кругах настройщику. Ушлый дедок. И он дал потрясающий ответ: «Вам что нужно, молодежь? Вы забыли, что в одной только Москве в день добрая сотня перевозок пианино и роялей? Возможно, и больше. Новых, б/у, из квартиры на дачу и обратно. Вам что, деньги лишние? Перевезли, пусть настраивают!»

Вот и вся настройка пианино после перевозки!

Повторимся, после перевозки пианино нужно настраивать тогда, когда это действительно необходимо. Прислушайтесь к инструменту — и вы это услышите!

 , Компания «Мир–Пиано»!

Еще две статьи на подобную тему:Надо ли настраивать пианино перед продажей?Гарантия на настройку не существует как таковая

Что делать на практике

Теперь давайте чуть подробнее рассмотрим сам процесс практики. Допустим, вы выделили время, вы свободны, но с чего начать? Есть несколько вариантов:

  • Разучивать различные мелодии с помощью нот. Если вы уже знакомы с нотной грамотой и выучили ее хорошо, можно практиковаться с любимыми мелодиями и композициями по нотам. Отрабатывайте и постепенно вы получите результат. Сможете играть без подсказок, в нужном ритме.
  • Играть с оркестром. Это еще одно преимущество цифровых пианино. В них есть возможность сыграть какую-либо мелодию в сопровождении различных инструментов. Таким образом у вас будет понимание того, как сыграть, в каком темпе, и вы будете постепенно играть в одном темпе с оркестром. 
  • Играть мелодии в других тональностях. После того, как вы изучите гармонию, у вас будет возможность переложить какую-либо композицию на другую тональность. Также вы сможете подбирать аранжировки. Это даст полет творчеству и фантазии.
  • Играть гаммы. Не столь любимое всеми, но полезное занятие.

Поэтому, теперь вы точно знаете, как именно стоит практиковаться.

Инструменты

Струны в фортепиано держатся на раме, конец каждой струны (их, кстати, более 200) намотан на вирбель — стержень с квадратной головкой. Вращая вирбель, мы меняем натяжение струны, что и требуется при настройке. Главным инструментом тут является ключ.

Лучше всего приобрести ключ в специализированных магазинах (цена вопроса от 1000 р.), хотя может подойти и обычный накидной, главное, чтобы его диаметр точно подходил. Категорически не рекомендуется использовать «подручные средства» типа пассатижей или прочего — расстояние между вирбелями очень мало, и высок шанс все испортить. Если специализированных магазинов поблизости нет, самый надежный способ — это снять крышку инструмента и померить размер головки вирбеля.

Следующим моментом является то, что каждой ноте в фортепиано (кроме басовых) соответствует не одна, а три струны. Настраивать их нужно по очереди, а чтобы заглушить соседние, можно либо использовать треугольник из куска резины, либо слегка ударять по нужной струне чем-нибудь небольшим, не затрагивая остальные.

Готовые наборы для настройки можно приобрести на eBay, это получается дешевле, чем в российских магазинах, однако посылка придет лишь через несколько недель. Цена набора при этом может составить чуть более 1000 р., в него входит все необходимое (ключ, камертон, резиновые вставки и войлочная лента для заглушения струн).

Ответы на частые вопросы:

Как часто настраивать пианино?

Напрямую зависит от многих факторов, например:
а. От технического состояния конкретного музыкального инструмента (фортепиано); б. От интенсивности эксплуатации; в. От изменений влажностно-температурного режима помещения и др.

При постоянном, нормальном влажностно-температурном режиме (температура — +20 °C влажность — 45 – 60%) и интенсивности занятий 1 ч/с в сутки и менее, включая в себя случай, когда на инструменте не играют совсем! 1-2 раза в год.

Можно ли настроить старое пианино?

Здесь необходимо конкретизировать. Под старыми пианино часто подразумеваются все инструменты, сделанные 25 и более лет назад. Кроме того отвечая на этот вопрос можно говорить только о вероятности, каждый конкретный инструмент необходимо оценивать отдельно.

И все же

Пианино, выпускавшиеся примерно с 1975 по 1989 г.г.

Если инструмент сделан примерно до середины 70х годов прошлого столетия вероятность того, что его можно настроить и он будет держать строй довольно высока. Правда, если он не настраивался более 3х лет, настроить его придется несколько раз, пока он не привыкнет к правильным нагрузкам. Как отличить такие пианино от всех остальных читайте в статье «Как выбрать пианино – с чего начать?»

Пианино, выпускавшиеся с 1930х по 1975 г.г.

Если пианино было выпущено раньше, вероятность того что его можно настроить и он будет держать строй низка. То есть в некоторых случаях настроить такие пианино в правильный строй можно, но они либо расстроятся очень быстро, либо (даже если они продержатся год), в следующий визит настройщика настроить их будет уже нельзя.

Крайне редко встречаются пианино тех лет с сохранившимся ресурсом вирбельбанка. Исключением являются фортепиано после квалифицированного ремонта. Если у инструмента были заменены колки вероятность того что его можно настроить близка к инструментам из первой группы.

Старинные (дореволюционные) пианино

Если речь идет о старинных, дореволюционных инструментах, с которыми не производились реставрационные работы, вероятность настройки таких пианино близка к нулю.

Но даже в этих случаях необходимо принять во внимание следующее. Все фортепиано (и пианино в частности) инструменты очень благодарные

Если инструмент сохранился в комплекте (не утеряны важные детали конструкции), его технические характеристики и внешний вид можно привести к состоянию нового фортепиано.

После таких, восстановительных, работ пианино станет не только настраиваемым, но и будет соответствовать всем требованиям современного музыканта к инструменту.

Единственным условием является ремонт и восстановление в мастерской с хорошей репутацией и квалификацией мастеров.

Что же такое настройка фортепиано и как она проводится?

Это главный процесс согласования всех звуков из хроматического звукоряда с интервальной темперацией в семействе клавишных и струнных музыкальных инструментов. Настройщик-профессионал сможет на слух настроить темперацию, опираясь исключительно на один из хоров, который был настроен в камертон 440 Гц.

С недавнего времени существуют программное обеспечение и электронное оборудование, позволяющее вычислять точные частоты, например — фортепианный тюнер.    Но в кругах профессиональных музыкальных мастеров ведутся постоянные дискуссии о целесообразности использования тюнера при настройке пианино и роялей.

Противники считают, что настройка с помощью тюнера не желательна, так как тюнер не охватывает нужный диапазон частот и уступает профессиональному человеческому слуху. Натренированный слух мастера слышит все уровни интервальных частот, а тюнер не может дать нужный результат.

Сторонники уверены, что чистая настройка без тюнера не возможна. Многие считают, что современные приборы позволяют охватить весь диапазон фортепиано. Только нужно уметь правильно пользоваться тюнером и тогда инструмент даст правильное темперированное звучание любому роялю и пианино.

Резонанс является уникальным для каждого инструмента. Как утверждают настоящие профессионалы, хорошая настройка выполняется только на слух.

Заключение

Во-первых, хочется сказать о качестве настройки. Программы-тюнеры обеспечивают определение частоты с точностью менее 1%, что более чем достаточно. Хотя среди музыкантов-профессионалов настройка «по тюнеру» считается черновой: настоящий инструмент отличается от математической модели наличием большого количества обертонов, гармоник, и «свести» их воедино для идеального звука довольно-таки сложно, это уже скорее искусство, чем мастерство. Существует так называемая кривая Рейлсбека, показывающая несоответствие реальных и расчетных частот на краях диапазона. Но это скорее актуально для концертных инструментов и вряд ли актуально для уровня домашнего исполнения или музыкальной школы. Более реальной проблемой бывает то, что инструмент может не держать высоту тона — со временем дерево высыхает, бывает, что некоторые колки не обеспечивают натяжения струны. В таком случае лучше обратиться к специалисту, самостоятельный ремонт тут вряд ли целесообразен. Во-вторых, вопрос цены: целесообразна ли домашняя настройка? Можно сказать сразу — если говорить о деньгах, то нет. Потраченный целый день и больная спина после 8 часов стояния, согнувшись над инструментом, не стоят 500−1000 р. экономии. Но если говорить о техническом и познавательном интересе, то процесс настройки вполне интересен и стоит того, чтобы его выполнить. Ничего нереального и сверхсложного тут нет. И наконец, бывают ситуации, когда настройщика вызвать просто невозможно (например, в поселках или небольших городах). Статья опубликована в выпуске 25.06.2013 Обновлено 11.02.2018

Разумеется, использование услуг профессионала-настройщика всегда предпочтительнее – самоучки зачастую пользуются недостаточно качественными инструментами, или же, даже зная, как настроить фортепиано, просто небрежно относятся к работе, что влечёт за собой соответствующие последствия. Однако, в некоторых случаях вызов профессионала невозможен, а настройка всё же необходима.

Чем вооружиться перед настройкой?

Стоит помнить, что без специальных инструментов настроить фортепиано вы не сможете. Средняя стоимость настроечного комплекта может достигать 20000 р. Покупать комплект за такие деньги ради одной настройки, конечно, бред! Придётся вооружиться чем-нибудь из подручных средств. Что же понадобится вам перед началом?

  1. Настроечный ключ – главный инструмент, необходимый для механической регулировки колков. Как легко получить самодельный настроечный ключ читайте в статье про устройство фортепиано. Получите двойную пользу.
  2. Резиновые клинья различных размеров, необходимые для приглушения струн. В случае, когда клавиша использует при извлечении звука несколько струн, при настройке одной из них  необходимо заглушить клиньями другие. Эти клинья можно сделать из обыкновенного ластика, которым вы стираете карандашные линии.
  3. Электронный гитарный тюнер, способный значительно облегчить вашу задачу.

Процесс настройки

Перейдём непосредственно к тому, как настроить фортепиано. Начнём с любой ноты первой октавы. Найдите колки, ведущие к струнам этой клавиши (их может быть до трёх) Заглушите две из них клиньями, затем с помощью ключа крутите колок, пока струна не совпадёт с необходимой высоте (определяйте её по тюнеру) Затем повторите операцию со второй струной – настройте её с первой в унисон. После этого отрегулируйте третью под первые две. Таким образом, вы настроите хор струн для одной клавиши.

Повторите действия для остальных клавиш первой октавы. Далее у вас будет два способа.

Первый способ: он заключается в такой же настройке нот других октав. Однако имейте в виду, что не всякий тюнер, а в особенности гитарный тюнер, способен правильно воспринимать слишком высокие или низкие ноты, поэтому на него в этом деле можно положиться только с большими оговорками (он на такую эксплуатацию и не рассчитан). Специальный же тюнер для настройки фортепиано – слишком дорогостоящий прибор.

Второй способ: регулировать другие ноты, ориентируясь на уже настроенные – чтобы нота звучала ровно в октаву с соответствующей нотой из первой октавы. Это займёт значительно больше времени и потребует от вас неплохого слуха, однако позволит сделать настройку более качественной.

Ещё раз о том, что данный способ настройки никаким образом не заменяет полноценной настройки и регулировки, выполненной профессионалом. Но на какое-то время ваши собственные навыки помогут вам выйти из трудного положения.

Автор – Сергей Пимонов

  • https://fb.ru/article/317401/kak-nastroit-pianino-samostoyatelno
  • https://shkolazhizni.ru/culture/articles/61698/
  • https://music-education.ru/kak-nastroit-fortepianosamostoyatel-no-esli-v-100-km-ot-vas-net-nastrojshhika/
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector