Бланк акта консервации оборудования
Содержание:
- Последствия консервации основных средств
- Письмо Минфина России от 15 марта 2019 г. N 02-05-10/17876 Об отражении в учете расходов (операций) по консервации объекта незавершенного строительства
- ПРИКАЗ
- Налогообложение Налог на добавленную стоимость
- Полная карта органов власти Свердловской области
- Особенности проведения консервации
- Зачем нужен акт консервации оборудования и кто его подписывает
- Решение о консервации объекта
- Типичные ошибки при заполнении документа
- Расходы на консервацию
- Кто принимает решение о консервировании оборудования
- Приостановление амортизации на срок консервации объекта ОС
- Что должно быть в содержании акта
Последствия консервации основных средств
Консервация подразделяется на два основных этапа:
- Фактическое завершение эксплуатации.
- Фиксация сведений в соответствующих документах, а также в программе бухучета.
Консервация предполагает документальное оформление. Это добровольная процедура. То есть предпринимателю не обязательно составлять документы. Можно просто прекратить эксплуатацию. С другой стороны, лицу выгодно именно провести полноценную консервацию. Рассмотрим последствия этой процедуры:
- Уменьшается налог на прибыль. Расходы на техническое обслуживание, выплату заработка, амортизацию и прочее могут быть включены в состав внереализационных трат. На сумму данных трат сокращается налогооблагаемая база на основании того, что ОС перестает эксплуатироваться с целью получения прибыли.
- Амортизация начисляться не будет при консервации длительностью 3 и более месяцев. База для определения налога на собственность компании сокращаться не будет вследствие того, что остаточная стоимость ОС не уменьшается.
- Срок полезной эксплуатации растягивается на продолжительность начисления амортизации.
- Становится удобнее вести бухучет. Бухгалтер открывает субсчет 01 «ОС на консервации». В 1С есть возможность отключить амортизационные начисления по неиспользуемым ОС.
У консервации больше плюсов, чем минусов, а потому она довольно часто применяется.
Письмо Минфина России от 15 марта 2019 г. N 02-05-10/17876 Об отражении в учете расходов (операций) по консервации объекта незавершенного строительства
30 апреля 2019
Департамент бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Министерства финансов Российской Федерации (далее — Департамент), рассмотрев запрос, сообщает.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее — Закон) рассмотрению подлежат следующие виды обращений граждан:
предложения по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, развитию общественных отношений, улучшению социально-экономической и иных сфер деятельности государства и общества;
просьбы граждан о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщения о нарушении законов или иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц;
жалобы граждан — просьбы о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав и свобод или законных интересов других лиц.
Содержащийся в обращении вопрос не соответствует предусмотренным Законом видам обращений граждан, подлежащих рассмотрению федеральными органами государственной власти.
Кроме того, в силу положений постановления Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 329 «О Министерстве финансов Российской Федерации», Министерство финансов Российской Федерации не наделено полномочиями по консультированию физических лиц по вопросам применения бюджетной классификации Российской Федерации в части порядка отражения расходов и операций, осуществляемых государственными (муниципальными) учреждениями.
Учитывая изложенное, а также то, что суть вопроса сводится к выполнению функций должностного лица учреждения, подобный запрос должен быть надлежащим образом оформлен (на бланке организации, с подписью лица на то уполномоченного).
Вместе с тем Департамент сообщает, что порядок применения в 2019 году видов расходов классификации расходов бюджетов и классификации операций сектора государственного управления утверждён приказами Министерства финансов Российской Федерации:
от 8 июня 2018 г. N 132н «О Порядке формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структуре и принципах назначения» (далее — Приказ N 132н);
от 29 ноября 2017 г. N 209н «Об утверждении Порядка применения классификации операций сектора государственного управления» (далее — Приказ N 209н).
Указанные приказы размещены на официальном сайте Минфина России в разделе «Бюджет», подразделе «Бюджетная классификация Российской Федерации».
Согласно требованиям Приказа N 132н и Приказа N 209н расходы (операции) по консервации объекта незавершенного строительства отражаются по виду расходов 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг», увязанного в целях бухгалтерского учета с подстатьей 225 «Работы, услуги по содержанию имущества».
Тексты нормативных правовых актов, регулирующих ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности, включая Инструкцию по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденную приказом Министерства финансов Российской Федерации от 1 декабря 2010 г. N 157н, федеральные стандарты бухгалтерского учета для организаций государственного сектора и методические материалы по их использованию (с учетом последних изменений), также размещены на официальном сайте Министерства финансов Российской Федерации в разделе «Бюджет/Бухгалтерский учет и бухгалтерская (финансовая) отчетность государственного сектора».
Директор Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе | С.В. Романов |
ПРИКАЗ
“
“
№
(место составления)
О переводе на консервацию объектов капитального строительства
В связи с
указать причины перевода
перевести на консервацию следующие объекты капитального строительства:
Наименование объектов капитального строительства
Кадастровый номер земельного участка и инвентарный номер объекта капитального строительства
Степень завершенности строительства *)
Сроки консервации
Ответственными за проведение консервации назначить:
(ФИО, должность)
(ФИО, должность)
(ФИО, должность)
(ФИО, должность)
(должность)
(подпись)
(расшифровка подписи)
(визы)
(Исполнитель, № тел.)
*) Определяется в соответствии с п. 4 Порядка
Наименование застройщика |
|||||||
Наименование стройки |
|||||||
ВЕДОМОСТЬ НЕСМОНТИРОВАННОГО ОБОРУДОВАНИЯ, КОНСТРУКЦИЙ И МАТЕРИАЛОВ, ПОДЛЕЖАЩИХ КОНСЕРВАЦИИ |
|||||||
Наименование оборудования, материалов и конструкций |
Единица измерения |
Количество |
Стоимость единицы |
Общая стоимость (в рублях) |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|||
Руководитель организации застройщика (заказчика) |
|||||||
(печать) |
(подпись) |
||||||
Руководитель подрядной строительной организации |
|||||||
(печать) |
(подпись) |
||||||
Наименование застройщика |
|||||||||
Наименование стройки |
|||||||||
ПЕРЕЧЕНЬ РАБОТ И ЗАТРАТ, НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ СОХРАННОСТИ ЗАКОНСЕРВИРОВАННЫХ ЗДАНИЙ (СООРУЖЕНИЙ) ИЛИ ИХ КОНСТРУКТИВНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ |
|||||||||
Наименование объектов, конструктивных элементов, видов работ и затрат |
Единица измерения |
Объем работ, подлежащий выполнению |
|||||||
1 |
2 |
3 |
|||||||
Примечание. Один экземпляр Перечня передается проектной организации, составляющей смету на проведение работ по консервации объектов; Состав и объем работ могут быть уточнены проектной организацией в процессе составления сметы. |
|||||||||
Руководитель организации застройщика (заказчика) |
|||||||||
(печать) |
(подпись) |
||||||||
Руководитель подрядной строительной организации |
|||||||||
(печать) |
(подпись) |
||||||||
Руководитель проектной организации |
|||||||||
(печать) |
(подпись) |
||||||||
Налогообложение Налог на добавленную стоимость
На практике часто возникает вопрос: нужно ли восстанавливать НДС при консервации недоамортизированного объекта ОС?
Согласно Письму ФНС России и Минфина России от 20.06.2006 N ШТ-6-03/614@ при переводе в установленном порядке недоамортизированных ОС на консервацию, в отношении которых суммы НДС ранее были приняты к вычету в порядке, предусмотренном гл. 21 НК РФ, восстановление сумм налога с остаточной стоимости таких ОС на период консервации не производится.
В случае если переведенные на консервацию недоамортизированные ОС после снятия их с консервации не будут использоваться для осуществления операций, облагаемых НДС, то сумма налога в размере, пропорциональном остаточной (балансовой) стоимости без учета переоценки, подлежит восстановлению в порядке, установленном п. 3 ст. 170 НК РФ.
Имеет ли право организация принять к вычету суммы НДС по материалам, используемым на содержание ОС, переведенных на консервацию, и суммы НДС, предъявленные организации при приобретении услуг, связанных с консервацией оборудования и его содержанием в период консервации?
Следует отметить, что данный вопрос спорный. Указанные суммы НДС нельзя принять к вычету по следующим причинам. Согласно п. 2 ст. 171 НК РФ вычетам подлежат суммы НДС, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав на территории Российской Федерации для осуществления операций, признаваемых объектами обложения НДС. Так как понесенные затраты по объектам ОС, переведенным на консервацию, не связаны с осуществлением операций, являющихся объектами обложения НДС, организация не может принять «входной» НДС по данным расходам к вычету.
Включить суммы невозмещенного налога в стоимость материалов (работ, услуг) нельзя, поскольку ст. 170 НК РФ содержит закрытый перечень ситуаций и рассматриваемые операции в нем не поименованы. Следовательно, источником отнесения не принятого к вычету налога будет дебет счета 91-2 «Прочие расходы». Напомним, что все расходы (материалы, заработная плата, услуги сторонних организаций и т.д.), связанные с консервацией, необходимо списать именно на этот счет.
Можно ли данные суммы НДС учесть для целей налогообложения прибыли и включить их в состав внереализационных расходов? По мнению некоторых специалистов, да, так как при условии документального подтверждения уплаченных сумм НДС они должны быть признаны обоснованными расходами наряду с другими затратами, направленными на консервацию объектов ОС.
Вместе с тем в силу п. 1 ст. 170 НК РФ суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), не включаются в расходы, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль, за исключением случаев, предусмотренных п. 2 этой статьи. Однако п. 2 в данной ситуации неприменим, поскольку в нем не указана сумма НДС, уплаченная налогоплательщиком по расходам, связанным с переводом оборудования на консервацию. Поэтому налоговые органы при проведении налогового контроля могут исключить суммы «входного» НДС из расходов, уменьшающих налогооблагаемую прибыль.
Однако следует иметь в виду, что согласно Письму Минфина России от 11.01.2006 N 03-04-11/02 операции по поддержанию законсервированных и не используемых в текущем производстве мобилизационных мощностей облагаются НДС в общеустановленном порядке.
В Постановлении ФАС Центрального округа от 15.02.2007 N А09-4610/06-13-16 указано, что судом установлено и материалами дела подтверждено, что обществом были произведены затраты по текущему содержанию, ремонту, энерго- и теплообеспечению, охране объектов, необходимые для содержания простаивающих и законсервированных ОС. При этом затраты предприятия при консервации являются затратами на содержание ОС. Содержание имущества в должном состоянии непосредственно относится к производственной деятельности, направлено на получение дохода. Таким образом, суд решил, что организацией обоснованно заявлен вычет по НДС по договору на оказание услуг по содержанию законсервированного оборудования.
Полная карта органов власти Свердловской области
-
Президент России
-
Государственная дума Федерального Собрания РФ
-
Портал государственных услуг
-
Национальный антитеррористический комитет
-
Полномочный представитель Президента в Северо-Кавказском федеральном округе
-
Правительство Российской Федерации
-
Председатель Правительства Российской Федерации
-
Министерство внутренних дел Российской Федерации (МВД России)
-
Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России)
-
Министерство иностранных дел Российской Федерации (МИД России)
-
Министерство финансов Свердловской области
-
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
-
Министерство промышленности и науки Свердловской области
-
Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области
-
Министерство социальной политики Свердловской области
-
Уполномоченные по правам предпринимателей РФ
-
Уполномоченный по правам ребенка в Свердловской области
-
Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Свердловской области
-
Счетная палата Свердловской области
-
Избирательная комиссия Свердловской области
-
Серов
-
Кушва
-
Арамиль
-
Артемовский
-
Асбест
Особенности проведения консервации
Основная цель консервации сводится к обеспечению сохранности технических и эксплуатационных свойств объектов основных средств на период простоя с возможностью дальнейшего восстановления их функционирования. Например, консервация актуальна при временном прекращении производственной или иной деятельности учреждения, приостановке строительства, отсутствии работ сезонного характера, а также в иных случаях, когда объекты временно не используются.
Обратите внимание: консервация не проводится в отношении объектов основных средств, непригодных к эксплуатации по причине морального или физического износа, они подлежат списанию с учета на основании решения постоянно действующей в учреждении комиссии по поступлению и выбытию активов. Процедура консервации должна быть экономически выгодна для учреждения, поскольку связана с дополнительными расходами, требующимися для доведения временно не эксплуатируемых основных средств до состояния, в котором обеспечивается их наилучшая сохранность, а также для их поддержания в исправном состоянии
Процедура консервации должна быть экономически выгодна для учреждения, поскольку связана с дополнительными расходами, требующимися для доведения временно не эксплуатируемых основных средств до состояния, в котором обеспечивается их наилучшая сохранность, а также для их поддержания в исправном состоянии.
В некоторых случаях объект будет выгоднее продать или ликвидировать, чем консервировать. Поэтому необходимо взвесить все за и против, реально оценить целесообразность проведения указанной процедуры.
Зачем нужен акт консервации оборудования и кто его подписывает
На первый взгляд, рассматриваемая нами сегодня ситуация – может быть решена и без оформления акта и всё, что нужно – просто отключить и изолировать необходимое оборудование. Однако, это не так!
Вот почему так важно оформить всё, согласно букве закона:
- Упрощение процедуры учёта сотрудниками компании финансовых активов предприятия.
- «Заморозка» расходов, которые связаны с обслуживанием, а также ремонтом и амортизацией используемого оборудования.
Логично, что один специалист – не может провести полный осмотр, проверку и консервацию, а потому – для осуществления этого в организации создаётся специальная комиссия, участники которой должны обладать необходимым уровнем квалификации и опытом для оформления акта, который после их подписания – отправляется руководителю/руководителям компании.
Решение о консервации объекта
Письмо Федеральной налоговой службы №СД-4-3/16501@ от 27.08.2018
Федеральная налоговая служба рассмотрела письмо УФНС России (далее — письмо Управления) по методологическому вопросу, планируемому к отражению в акте выездной налоговой проверки, и сообщает следующее.
Из письма Управления следует, что налогоплательщик в нарушение подпункта 8 пункта 1 статьи 265 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) учел в составе внереализационных расходов стоимость затрат, связанных с созданием объекта незавершенного строительства, который по решению налогоплательщика (протокол совещания по вопросам финансово-экономической деятельности общества) подлежит частичному демонтажу с последующим сооружением объекта нового назначения.
Статьей 252 Кодекса предусмотрено, что налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в статье 270 Кодекса).
Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором). Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
В соответствии с подпунктом 8 пункта 1 статьи 265 Кодекса в состав внереализационных расходов, не связанных с производством и реализацией, включаются обоснованные затраты на осуществление деятельности, непосредственно не связанной с производством и (или) реализацией, в частности расходы на ликвидацию выводимых из эксплуатации основных средств, на списание нематериальных активов, включая суммы недоначисленной в соответствии с установленным сроком полезного использования амортизации, а также расходы на ликвидацию объектов незавершенного строительства и иного имущества, монтаж которого не завершен (расходы на демонтаж, разборку, вывоз разобранного имущества), охрану недр и другие аналогичные работы, если иное не установлено статьей 267.4 Кодекса.
Пунктом 5 статьи 270 Кодекса установлено, что при определении налоговой базы не учитываются расходы по приобретению и (или) созданию амортизируемого имущества, а также расходы, осуществленные в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения объектов основных средств, за исключением расходов в виде амортизационной премии, предусмотренной пунктом 9 статьи 258 Кодекса.
Таким образом, на основании подпункта 8 пункта 1 статьи 265 Кодекса налогоплательщик вправе учесть в составе внереализационных расходов только затраты на ликвидацию этих объектов незавершенного строительства и иного имущества, монтаж которого не завершен.
Расходы, перечисленные в письме Управления (строительно-монтажные работы, проектно-сметная документация, услуги по управлению проектом, исследования, страхование СМР, электроснабжение), являются затратами по формированию первоначальной стоимости спорного объекта, и не связаны с фактической ликвидацией данного объекта (демонтаж, разборка, вывоз разобранного имущества).
Учитывая изложенное, в случае, если ликвидация (частичная ликвидация) объекта незавершенного строительства, осуществляется в процессе создания нового объекта амортизируемого имущества, то в целях налогообложения прибыли сумма затрат, формирующих стоимость ликвидируемого объекта незавершенного строительства подлежит включению в первоначальную стоимость создаваемого объекта, в той части в какой этот объект незавершенного строительства будет использован при создании нового объекта (данная позиция подтверждается Постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 29.09.2017 № Ф02-5060/2017 по делу № А19-22028/2016).
Действительный государственный советник Российской Федерации 3 класса Д.С. Сатин
Комментарий эксперта
Типичные ошибки при заполнении документа
Так как у документа нет единой формы, его составляют в произвольной. Правда практика налоговых и аудиторских проверок показывает, что бухгалтеры, заполняя документ, систематически допускают ошибки. Вот самые основные:
- ошибки в написании слов и чисел (в вычислениях);
- дописывание текста;
- записи, сделанные карандашом;
- разные цвета чернил;
- непрописанная дата составления документа;
- неправильно указано наименование организации;
- не расшифрован факт хозяйственной или производственной деятельности;
- подписание документа лицом, действующим от чужого имени без полномочий или с превышением предоставленных полномочий;
- бросающееся в глаза механическое воздействие на документ (искусственное состаривание, маскировка части текста);
- акт составлен на листах разного качества.
Конечно, все вышеперечисленные ошибки не могут свидетельствовать о недействительности документа. Вполне возможно такое заполнение было связано с объективными причинами.
Важно! Инспекция федеральной налоговой службы всегда проявит интерес к таким документам, так как посчитает их оформленными ненадлежащим образом. А значит, налоговая служба откажется возместить организации НДС и уменьшить налогооблагаемую базу прямого налога, взимаемого с прибыли организации
Расходы на консервацию
Основными статьями расходов, связанных с консервацией, могут быть:
- затраты на оплату труда рабочих, непосредственно выполняющих работы по консервации объекта, охраны и т.п.;
- отчисления на социальные нужды во внебюджетные фонды;
- материалы, израсходованные на консервацию;
- услуги вспомогательного производства (ремонтная мастерская, автотранспорт и т.п.);
- услуги сторонних организаций (коммунальные услуги по законсервированному зданию, охрана) и т.д.
Согласно пп. 9 п. 1 ст. 265 НК РФ в состав внереализационных расходов включаются расходы, связанные с консервацией и расконсервацией производственных мощностей и объектов, в том числе на содержание законсервированных производственных мощностей и объектов.
Заметим, что порядок консервации (расконсервации) основных средств налоговым законодательством не регламентируется. Общие условия включения затрат в состав расходов, уменьшающих полученные доходы, предусмотрены ст. 252 НК РФ, согласно которой для признания расходов в целях налогообложения они должны быть обоснованными, документально подтвержденными и произведенными для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Приведем Постановление ФАС ЗСО от 02.05.2007 N Ф04-2507/2007(33689-А27-40). Судом установлено и материалами дела подтверждено следующее:
- консервация объектов основных средств произведена обществом на основании приказов руководства;
- обществом проведена инвентаризация основных средств, о чем составлены протоколы инвентаризационных комиссий, а также соответствующие акты;
- указанные основные средства отражены в инвентарных карточках учета основных средств;
- денежное выражение произведенных хозяйственных операций отражалось в регистрах налогового учета, бухгалтерских справках (в которых имеется информация о количестве тепловой и электрической энергии, затраченной обществом на содержание законсервированных основных средств, и ее стоимость), сведения о хозяйственных операциях в натуральном выражении содержатся в представленных расчетах, справках о потреблении теплоэнергии, актах показаний электросчетчиков, сметах расходов.
Суд, исследовав представленные обществом документы, учитывая, что налоговым законодательством порядок консервации (расконсервации) основных средств не регламентируется, пришел к правильному выводу: представленных обществом в материалы дела доказательств достаточно для заключения о том, что затраты общества, связанные с консервацией и расконсервацией производственных мощностей и объектов, отвечают критериям ст. 252 НК РФ, в связи с чем правомерно отнесены в состав расходов, предусмотренных пп. 9 п. 1 ст. 265 НК РФ.
Этот же ФАС в Постановлении от 24.09.2007 N Ф04-6493/2007(38344-А27-26) установил, что расходы на биотестирование отходов метизного производства понесены налогоплательщиком на основании предписания контролирующего органа, и сделал вывод, что указанные расходы связаны с содержанием законсервированных объектов и обоснованно отнесены налогоплательщиком к внереализационным.
На практике может возникнуть ситуация, когда организация консервирует часть основных средств. Работа другой части основных средств, деятельность на которых не осуществляется, направлена на поддержание в исправном состоянии законсервированных основных средств. На такие незаконсервированные основные средства продолжает начисляться амортизация, производится их ремонт и обслуживание. Кроме этого, для поддержания в исправном состоянии законсервированных основных средств организация осуществляет расходы в виде коммунальных платежей. По мнению Минфина, изложенному в Письме от 20.07.2007 N 03-03-06/1/507, такие расходы принимаются для целей налогообложения.
Кто принимает решение о консервировании оборудования
Согласно действующему российскому законодательству, решение о «заморозке» оборудования – может быть принято только генеральным директором. Однако, даже в случае наличия его разрешения – сотрудники должны провести соответствующую инвентаризацию – проверку, которая покажет, в каком состоянии и количестве находится имущество.
Мнение эксперта
Олег Устинов
Практикующий юрист, автор сайта «Юридическая скорая помощь», один из соучредителей фонда «Наше будущее».
Для этого руководитель издаёт официальный приказ о формировании группы сотрудников, которые возьмут на себя ответственность за осмотр и фактическую консервацию оборудования, после чего можно будет провести процедуру, согласно установленным требованиям законодателя.
Но, что же делать, если процедура должна быть проведена в отсутствие генерального директора (к примеру, данное лицо находится на больничном или в отпуске)? В данном случае – вся ответственность за правильное проведение консервации ложится на его заместителя или лицо, обладающее такими полномочиями, которые должны быть прописаны в полном объёме в их должностных инструкциях.
Приостановление амортизации на срок консервации объекта ОС
Если объект ОС консервируется по решению руководства организации продолжительностью свыше трех месяцев, то амортизация такого ОС прекращается (на период консервации). Такое правило уствновлено в п. 3 ст. 256 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ).
После расконсервации объекта ОС, амортизация продолжает начисляться до полного списания стоимости ОС на расходы (Письмо Минфина России от 18.08.2020 N 03-03-06/1/72415, Письмо Минфина России от 25.12.2019 N 03-03-06/1/101485).
Такое правило установлено для налогового учета.
До 2022 года в бухгалтерском учете правила амортизации были близки к налоговому учету.
В бухгалтерском учете с 2022 года амортизация по законсервированным объектам ОС продолжает начисляться (п. 30 ФСБУ 6/2020 «Основные средства»).
Таким образом, главная особенность налогового учета законсервированных объектов на срок более трех месяцев в том, что по ним приостанавливается начисление амортизации. При этом сам объект основных продолжает числиться в составе основных средств (в бухгалтерском учете — счет 01 Основные средства). В случае расконсервации объекта, амортизация по нему продолжается в обычном порядке.
Следует отметить, что приостановление амортизации объекта в целом является не выгодным организации, так как снижает расходы, признаваемые по налогу на прибыль. Поэтому, иногда налоговые органы требуют приостановления амортизации в случаях, когда объект временно не используется, но его консервация не оформлена.
Следует отметить, что консервация, в общем случае, является правом, а не обязанностью организации. Так, рассматривая конкретное дело судьи отметили:
Правила учета консервации основных средств регулируются нормативными актами:
— Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ);
— «Учет основных средств» (ПБУ 6/01), утв. Приказом Минфина России от 30 марта 2001 г. N 26н;
— Федеральный стандарт бухгалтерского учета ФСБУ 6/2020 «Основные средства» (утв. Приказом Минфина России от 17.09.2020 N 204н) >
Для налога на прибыль организаций:
«Из состава амортизируемого имущества в целях настоящей главы исключаются основные средства:
переведенные по решению руководства организации на консервацию продолжительностью свыше трех месяцев» (п. 3 ст. 256 НК РФ);
«При расконсервации объекта основных средств амортизация по нему начисляется в порядке, действовавшем до момента его консервации.» (п. 3 ст. 256 НК РФ)
«По основным средствам, переведенным по решению руководства организации на консервацию продолжительностью свыше трех месяцев, а также по основным средствам, находящимся по решению руководства организации на реконструкции (модернизации) свыше 12 месяцев, начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором указанные основные средства были переведены на консервацию или с которого они находятся на реконструкции (модернизации), начисление амортизации не производится.
При расконсервации, завершении реконструкции (модернизации) объекта основных средств амортизация по нему начисляется с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором произошла расконсервация основного средства или завершилась его реконструкция (модернизация).» (п. 2 ст. 322 НК РФ).
К внереализационным расходам относятся расходы, связанные с консервацией и расконсервацией производственных мощностей и объектов, в том числе затраты на содержание законсервированных производственных мощностей и объектов (пп. 9 п. 1 ст. 265 НК РФ).
В бухгалтерском учете с 2022 года (ФСБУ 6/2020 «Основные средства»)
Начисление амортизации по законсервированным ОС не приостанавливается независимо от срока консервации (п. 30 ФСБУ 6/2020, Информационное сообщение Минфина России от 03.11.2020 N ИС-учет-29).
Необходимо проверять элементы амортизации и при необходимости их корректировать.
В бухгалтерском учете до 2022 года
ПБУ 6 (применяется до 2022 г.) устанавливает правила бухгалтерского учета:
По используемым для реализации законодательства Российской Федерации о мобилизационной подготовке и мобилизации объектам основных средств, которые законсервированы и не используются в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, для управленческих нужд организации либо для предоставления организацией за плату во временное владение и пользование или во временное пользование, амортизация не начисляется (п. 17).
В течение срока полезного использования объекта основных средств начисление амортизационных отчислений не приостанавливается, кроме случаев перевода его по решению руководителя организации на консервацию на срок более трех месяцев, а также в период восстановления объекта, продолжительность которого превышает 12 месяцев (п. 23).
Что должно быть в содержании акта
В «шапке» документа следует прописать полное наименование организации, а также календарную дату, место оформления и данные об инициаторе консервации оборудования.
После этого, приступаем к заполнению основной части, которая, в большинстве случаев – должна содержать:
- Наименование оборудования, которое подлежит «заморозке». Тут, юристы сайта «Юридическая скорая» — рекомендуют расчертить таблицу с графами под основные и дополнительные сведения (количество единиц оборудования, причины консервации, место хранения и состояние устройств, инвентарные номера и пр.).
- Указание на то, что специалисты выполнили осмотр консервируемого оборудования перед оформлением акта.
- Срок консервации имущества.
- Указать основной документ, выступающий основанием для оформления акта.
Обычно, вышеперечисленных данных достаточно для правильного оформления основной части документа. Однако, если составителю нужно будет отобразить больше информации – он может расширить содержание.
Примечание юриста сайта
К примеру, составителю может понадобиться указать сумму расходов предприятия или первоначальную стоимость оборудования, затраты на проведение осмотра и проверки и пр.
В конце – все участники оформления и специалисты комиссии проставляют с расшифровками свои подписи. Тут же, должен расписаться и председатель проверяющей группы.