Авансовые платежи по налогу на прибыль: кто платит и как рассчитать
Содержание:
- Налоговые ставки
- Сроки представления отчетности
- Ставка 0% по налогу на прибыль для музеев, театров и библиотек
- Обновленная форма отчетности по налогу на прибыль
- Изменения по налогу на прибыль с 2021 года
- Налог на прибыль Расчет
- Если фирма сработала в убыток
- Ставки
- Ставка налога на прибыль в 2021 году
- Особенности налога на прибыль
- Изменения в налоге на прибыль в 2021: новые расходы на оплату труда
- Экономическая реальность
- Тенденции в мире льгот
- Ставка обязательства для юридических лиц
- Лист 02 Расчет налога на прибыль и авансовых платежей
- Шаг 1. Определите сумму налога на прибыль за I квартал (стр. 180-200)
- Шаг 2. Укажите сумму авансовых платежей, рассчитанных за предыдущий период (стр. 210-230)
- Шаг 3. Проверьте сумму уплаченного торгового сбора (стр. 265, 266, 267)
- Шаг 4. Определите сумму налога к доплате (стр. 270, 271) или к уменьшению (стр. 280, 281)
- Шаг 4.1. Федеральный бюджет
- Шаг 4.2. Бюджет субъекта РФ
- Шаг 5. Определите сумму авансовых платежей к уплате во II квартале (стр. 290-310)
Налоговые ставки
Общая налоговая ставка составляет 20%, из них с 2017 по 2020 год 3% зачисляется в федеральный бюджет, 17% — в бюджеты субъектов РФ.
Законами субъектов РФ размер ставки может быть уменьшен для отдельных категорий налогоплательщиков в части сумм налога, подлежащих зачислению в региональные бюджеты. В этом случае по общему правилу размер ставки не может быть ниже 13,5%. Однако для 2017 — 2020 годов этот лимит снижен до 12,5%.
В отношении отдельных видов доходов установлены специальные налоговые ставки:
Вид дохода |
Налоговая ставка |
Бюджет |
Статья НК РФ |
Доходы иностранных организаций, не связанные с деятельностью в |
20% |
федеральный |
1 п. 2 ст. 284 НК РФ |
Доходы иностранных организаций, не связанные с деятельностью в |
10% |
федеральный |
2 п. 2 ст. 284 НК РФ |
Доходы, полученные в виде дивидендов российскими организациями — общая ставка — ставка при соблюдении определенных условий |
13% 0% |
федеральный |
пп. 2 п. 3 ст. 284 НК РФ пп. 1 п. 3 ст. 284 НК РФ |
Доходы, полученные в виде дивидендов иностранными организациями |
15% |
федеральный |
пп. 3 п. 3 ст. 284 НК РФ |
Доходы в виде процентов по государственным и муниципальным |
15% |
федеральный |
пп. 2 п. 4 ст. 284 НК РФ |
Доходы в виде процентов по муниципальным ценным бумагам, |
9% |
федеральный |
|
Доходы в виде процентов по государственным и муниципальным |
0% |
— |
пп. 3 п. 4 ст. 284 НК РФ |
Доходы по ценным бумагам (за исключением доходов в виде |
30% |
— |
п. 4.2 ст. 284 НК РФ |
Прибыль, полученная Банком России от осуществления деятельности, |
0% |
— |
п. 5 ст. 284 НК РФ |
Прибыль сельскохозяйственных товаропроизводителей, не перешедших |
0% |
— |
п. 1.3 ст. 284 НК РФ, п. 3 ст. 1, п. 1 ст. 2, ч. 1 ст. 3 Закона |
Прибыль участников проекта «Сколково», прекративших |
0% |
— |
статья 246.1 НК РФ |
Налоговая база организаций, осуществляющих медицинскую и (или) |
0% |
— |
п. п. 1.1, 3, 4 ст. 284, ст. 284.1 НК РФ |
Налоговая база по операциям, связанным с реализацией или иным |
0% |
— |
п. 4.1 ст. 284, ст. 284.2 НК РФ |
Прибыль от деятельности, осуществляемой в технико-внедренческой |
0% |
федеральный |
п. 1.2 ст. 284 НК РФ |
Налоговая база участников регионального инвестиционного проекта |
0% |
федеральный |
п. 1.5 ст. 284, п. 1 ст. 284.3 НК РФ |
Налоговая база резидентов территории опережающего |
0% |
федеральный |
п. 1.8 ст. 284 НК РФ |
Сроки представления отчетности
Период для окончательного расчета и уплаты налога на прибыль установлен в ст. 285 НК. В соответствии с ее требованиями, учесть доходы и включить все виды понесенных расходов нужно к концу каждого календарного года (с 1 января по 31 декабря). В том числе, в состав текущей декларации можно включить убытки за прошлые годы (хотя в 2020 году законодатели сохранили 50%-тное ограничение на эту величину).
Подавать декларацию организации должны ежеквартально (1 квартал, полугодие, 9 месяцев и год). Сроки представления – 28 число месяца, следующего за текущим отчетным периодом (месяцем или кварталом). Годовая декларация может быть подана позже – до 28 марта следующего года. Форма самого отчета разработана и утверждена в Приказе ФНС № ММВ-7-3/572@.
Порядок, сроки и периодичность уплаты авансовых взносов по налогу на прибыль зависят от оборота и доходности бизнеса:
- компании, зарабатывавшие в предшествующем году менее 15 млн рублей чистого налогооблагаемого дохода (в расчете на каждый квартал) – могут делать перечисления и отчитываться поквартально, до 28 числа месяца, следующего за окончанием текущего квартала;
- организации, доход которых в каждом квартале был более 15 млн рублей – обязаны вносить аванс ежемесячно не позднее 28 числа месяца, следующего за текущим.
Механизмов расчета авансовых платежей бывает три:
- В размере установленного процента от фактически заработанной финансовой выгоды.
- По задекларированным данным за прошлый год, с доплатой по итогам текущего налогового года (не подходит для только зарегистрированных компаний или перешедших с упрощенной системы).
- Сумма обязательства рассчитывается за три месяца текущего квартала (доступен только фирмам с небольшим оборотом или вновь зарегистрированным компаниям).
Ставка 0% по налогу на прибыль для музеев, театров и библиотек
С 01.01.2020 ст. 284 НК РФ дополняется п. 1.13, где говорится, что к налоговой базе, определяемой музеями, театрами, библиотеками, учредителями которых являются субъекты РФ или муниципальные образования, применяется налоговая ставка 0% с учетом особенностей, установленных ст. 284.8 НК РФ (также вводимой с указанной даты).
Для целей применения ст. 284.8 НК РФ деятельностью учрежденных субъектами РФ или муниципальными образованиями музеев, театров, библиотек признается деятельность, включенная в Перечень видов культурной деятельности, который должно установить Правительство РФ.
Налоговая ставка 0% применяется ко всей налоговой базе в случае, если доходы от «культурной» деятельности вышеназванных налогоплательщиков составляют не менее 90% всех доходов, учитываемых при определении налоговой базы в соответствии с гл. 25 НК РФ.
Отметим, что указанные налогоплательщики, применяющие ставку 0%, не освобождаются от обязанности ведения налогового учета и представления налоговой декларации.
Напомним, что согласно ст. 289 НК РФ театры, музеи, библиотеки, являющиеся бюджетными учреждениями, представляют декларацию по налогу на прибыль только по истечении налогового периода (календарного года) (п. 2) не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 4).
Указанная льгота носит заявительный характер, получать разрешение на ее применение не нужно. Необходимо лишь подтвердить право на нее.
Так, согласно НК РФ для использования ставки 0% вышеуказанные налогоплательщики, в сроки, установленные для представления налоговой декларации за налоговый период, представляют в налоговый орган по месту своего нахождения сведения о доле доходов, определяемых в соответствии с положениями п. 2 данной статьи. Форма для подачи сведений будет утверждена ФНС.
То есть, если за 2020 год музей, театр или библиотека, учредителями которых являются субъекты РФ или муниципальные образования, получили от деятельности, поименованной в специальном перечне, не менее 90% от всех полученных доходов, то они вправе применить ставку 0% ко всей облагаемой базе.
Например, за 2020 год расходы музея составили 700 000 руб., внереализационные доходы – 80 000 руб. При этом доходы от «деятельности из перечня» равнялись 920 000 руб., что составляло 92% в общем объеме доходов (920 000 / (920 000 + 80 000)). Ставка 0% будет применяться ко всей базе, равной 300 000 руб. (920 000 + 80 000 – 700 000 руб.).
Не позднее 28.03.2021 музей должен представить декларацию по налогу на прибыль и сведения о доле доходов, подтверждающие право на применение им ставки 0%.
Изменения внесены Законом № 210-ФЗ.
Обновленная форма отчетности по налогу на прибыль
Действующая для отчета за 3 квартал 2021 года форма декларации утверждена в редакции от 11.09.2020. В нем указано, что изменилось в новой форме декларации по прибыли с 2021 года:
- лист 02 «Расчет налога»;
- приложение № 4 к л. 02 «Расчет суммы убытка или части убытка, уменьшающего налоговую базу»;
- приложение № 5 к л. 02 «Расчет распределения авансовых платежей и налога на прибыль организаций в бюджет субъекта Российской Федерации организацией, имеющей обособленные подразделения»;
- раздел А «Расчет инвестиционного налогового вычета из авансовых платежей и налога, подлежащих зачислению в бюджет субъекта РФ» приложения № 7 к л. 02 «Расчет инвестиционного налогового вычета»;
- раздел Г «Расчет уменьшения суммы авансовых платежей и налога на прибыль организаций, подлежащих зачислению в федеральный бюджет, при применении налогоплательщиком инвестиционного налогового вычета» приложения № 7 к л. 02 «Расчет инвестиционного налогового вычета»;
- страница со штрихкодом «00214339» в листе 08 «Доходы и расходы налогоплательщика, осуществившего самостоятельную (симметричную, обратную) корректировку»;
- приложение № 2 к декларации.
Штрихкоды бланка ФНС обновила тоже. В 2021 году предусмотрен льготный порядок налогообложения для:
- резидентов Арктики;
- IT-компаний;
- компаний, перерабатывающих углеводород в продукты нефтехимии и производящих сжиженный природный газ.
Обратите внимание, что скачать декларацию по налогу на прибыль за 2021 в excel не получится, так как ФНС выпустила только машиночитаемые бланки в формате pdf
Изменения по налогу на прибыль с 2021 года
С 2021 г. тариф по налогу на прибыль изменится для IT-компаний, а также организаций, разрабатывающих электронную компонентную базу, электронную и радиоэлектронную продукцию. В новом году ставка для них составит 3% в федеральный бюджет, а в региональный бюджет — 0%. Получается, что общая ставка по налогу на прибыль снизится на 17%.
Использовать ставку по налогу на прибыль в размере 3% смогут только те компании, по которым будут соблюдаться три условия:
- наличие государственной аккредитации в сфере IT;
- численность персонала не менее 7 человек;
- не менее 90% от общей величины доходов — это доходы от реализации программ, работ, услуг в сфере IT.
Внимание! IT-компания должна иметь аккредитацию в Минкомсвязи, а организация, разрабатывающая электронные изделия, должна входить в реестр Минпромторга.
Компаниям в сфере IT нельзя единовременно относить на затраты стоимость электронно-вычислительной техники. На основании Федерального закона от 31.07.2020 г. № 265-ФЗ отменено право не амортизировать данные ОС.
К тому же, в 2021 г. изменения коснутся порядка распределения прибыли при наличии обособленных подразделений и разных ставков налога на прибыль. Новый порядок утвержден в п. 9 ст. 1 Федерального закона от 13.07.2020 г. № 195-ФЗ. Если у организации есть обособленные подразделения и она имеет право по некоторым операциям платить налог на прибыль по пониженной ставке, при расчете налога в региональный бюджет каждая налоговая база распределяется между обособленными подразделениями. Это правило установлено в п. 2 ст. 288 НК РФ.
Налог на прибыль Расчет
При расчете налога на прибыль, необходимо точно знать, какие доходы и расходы можно признать в данном периоде, а какие нет. Существует два метода для определения дат, на которые признаются расходы и доходы для целей налогообложения. (ст. 271-273 НК РФ)
Метод начисления.
При данном методе налогового учета доходы (расходы) признаются в отчетном (налоговом) периоде, в котором они имели место (к которому они относятся). Дата признания доходов и расходов не зависит от даты фактического поступления средств (фактической оплаты расходов).
Порядок признания доходов:
- доходы признаются в том отчетном периоде, в котором они имели место, независимо от фактического поступления денежных средств, иного имущества и имущественных прав;
- в том случае когда связь между доходами и расходами не может быть определена четко или определяется косвенным путем, доходы распределяются налогоплательщиком самостоятельно, с учетом принципа равномерности;
- для доходов от реализации датой получения дохода признается дата реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) независимо от фактического поступления денежных средств.
Для внереализационных доходов датой получения дохода признается:
- дата подписания сторонами акта приема-передачи имущества (приемки-сдачи работ, услуг);
- дата поступления денежных средств на расчетный счет (в кассу) организации.
Порядок признания расходов:
Расходы признаются в том отчетном периоде, в котором эти расходы возникают исходя из условий сделок. В том случае, когда сделка не содержит таких условий и связь между доходами и расходами не может быть определена четко или определяется косвенным путем, расходы распределяются налогоплательщиком самостоятельно.
Датой осуществления материальных расходов признается:
- дата передачи в производство сырья и материалов;
- дата подписания акта приемки-передачи услуг (работ) производственного характера и т.д.
Датой осуществления внереализационных и прочих расходов признается:
- дата начисления налогов (сборов) — для расходов в виде сумм налогов;
- дата расчетов в соответствии с условиями договоров или дата предъявления налогоплательщику документов.
Кассовый метод.
При применении данного метода ведения налогового учета доходы и расходы признаются по дате фактического поступления средств — фактической оплаты расходов.
Порядок определения доходов и расходов
- датой получения дохода является день поступления денежных средств на счет в банк или в кассу организации, поступления иного имущества (работ, услуг) и имущественных прав, а также погашение задолженности перед налогоплательщиком иным способом;
- расходами признаются затраты после их фактической оплаты. Оплатой товара (работ, услуг и т.д) признается прекращение встречного обязательства приобретателем указанных товаров (работ, услуг) и имущественных прав, непосредственно связаное с поставкой этих товаров (выполнением работ, оказанием услуг, передачей имущественных прав).
Необходимо выбрать единый метод налогового учета для доходов и расходов организациии.
Организации имеют право на определение даты получения дохода (расхода) кассовым методом, если в среднем за предыдущие 4 квартала сумма выручки от реализации без учета НДС не превысила 1 млн. рублей за каждый квартал.
Налог на прибыль Порядок расчета
Для того, чтобы рассчитать за налоговый период налог на прибыль, необходимо определить налоговую базу (то есть прибыль, подлежащую налогообложению) и умножить её на соответствующую налоговую ставку.
Размер налога = Ставка налога * Налоговая база
В соответствии со ст. 315 НК РФ, расчет налоговой базы должен содержать:
- период, за который определяется налоговая база;
- сумму доходов от реализации, полученных в отчетном (налоговом) периоде;
- сумму расходов, произведенных в отчетном (налоговом) периоде, уменьшающих сумму доходов от реализации;
- прибыль (убыток) от реализации;
- сумму внереализационных доходов;
- прибыль (убыток) от внереализационных операций;
- итоговую налоговую базу за отчетный (налоговый) период;
- для определения суммы прибыли, подлежащей налогообложению, из налоговой базы исключается сумма убытка, подлежащая переносу.
По прибыли, попадающей под разные ставки, базы определяются отдельно.
Основная ставка
20%
2% — в федеральный бюджет
18% — в бюджет субъекта РФ. Законодательные органы субъектов РФ могут понижать налог на прибыль для отдельных категорий налогоплательщиков, но не более чем до 13,5%.
Налоговым кодексом РФ установлены, кроме основной, еще и специальные ставки на прибыль.
Если фирма сработала в убыток
Прибыльность — не единственный результат деятельности компании за отчетный период. Довольно часто предприятия срабатывают в убыток. То есть в отчетном периоде расходы экономического субъекта превышают сумму полученного дохода.
В таком случае аванс, уплаченный компанией за предшествующий отчетный квартал или месяц, может превысить сумму начисленного ННП за текущий период. Следовательно, необходимо скорректировать данные бухгалтерского учета. Рассмотрим на конкретном примере, как это отразить в учете.
ООО «ВЕСНА» начислила аванс за 1 квартал 2019 г. в сумме 250 000 рублей. По итогам 1 полугодия сумма платежа по ННП составила 200 000 рублей. Корректируем данные следующими бухгалтерскими записями:
Операция |
Дебет |
Кредит |
Сумма |
Начислен аванс по ННП за 1 квартал 2019 г. |
99 |
68 |
250 000,00 |
Отражена оплата авансового платежа в бюджет |
68 |
51 |
250 000,00 |
Скорректирована сумма аванса за 1 полугодие 2019 г. |
СТОРНО 99 |
СТОРНО 68 |
50 000,00 (200 000 – 250 000) |
Напомним, как определить финансовый результат деятельности предприятия. Убыток или прибыль до налогообложения (проводка) определяется как разница между суммой оборотов по дебету и кредиту счета 99 в корреспонденции со счетами 90 (субсчет «Прибыль/убыток от продаж») и 91 (субсчет «Сальдо прочих доходов и расходов»). Если за отчетный период складывается кредитовый остаток, это говорит о том, что компания получила прибыль. Дебетовое сальдо на конец периода говорит о понесенных убытках.
Ставки
Основная ставка в федеральный бюджет в 2019 году по налогу на прибыль – 3%. Основная ставка для региональных бюджетов – 17%. Базовую ставку законодатель предлагает к использованию вплоть до 31/12/2024 г., а затем она вновь должна быть пересмотрена.
Льготам по налогу на прибыль полностью посвящена ст. 284 НК РФ. В ней изложены все нюансы, касающиеся и ставок, и льгот по ним. Рассмотрим характерные особенности указанной статьи. Для отдельных категорий плательщиков в регионах ставка может быть другой, но не менее 12,5%. Она может применяться только в случае, если льгота предоставлена до 01.01.18 г. Прочие юрлица, например получившие льготу после указанного срока, лишаются ее в текущем году. Сниженные ставки могут применяться вплоть до 01/01/23 г. (ст. НК РФ 284, п. 1, абз. 4).
Особые экономические зоны тоже используют пониженную ставку, она не должна превышать тот же показатель – 12,5%. Здесь подразумеваются и ОАЭ как таковая, и особые зоны Крыма (Севастополя), Магаданской областной зоны (ст. 284, п. 1, абз. 5, 6, 7, п. 1.7 абз. 3). Играет роль фактор ведения раздельного учета. Ставка применяется, если имеет место раздельный учет:
- доходов и расходов в целях расчета прибыли, понесенных на данной территории;
- доходов и расходов в целях расчета прибыли, понесенных вне данной территории.
Исключения из п. 1 ст. 284 продолжают действовать. Например, добытчики углеводородного сырья, упомянутые в ст. 275.2, п. 1 облагаются налогом по ставке 20% в федеральную казну, как и прибыль от контролируемых зарубежных компаний, и пр.
На заметку! Ранее «порог» по пониженным ставкам составлял 13,5%.
В текущем году применяются другие ставки налога на прибыль:
- Нулевая. Она применяется:
- по налогу с медорганизаций (если доля доходов от этой деятельности от 90% и выше), кроме санаторно-курортной деятельности;
- по налогу с фирм, занимающихся соцобслуживанием (они должны быть внесены в спецреестр, доход от деятельности должен составлять от 90%, численность – от 15 человек, с одновременным запретом на работу с ценными бумагами);
- по налогу организаций образовательной сферы (вид деятельности должен присутствовать в специальном перечне);
- по доходам от гособлигаций (равно и муниципальных облигаций), по усл. пп. 3 п. 4 ст. 284 НК.
- 9%. Эта ставка применяется по нескольким основаниям:
- доходы по муниципальным ц. бумагам, выпущенным согласно усл. пп. 2 п. 4 ст. 284;
- доходы по облигациям с покрытием ипотечного характера (см. там же);
- доходы учредителей доверительного управления (см. там же);
- 10%. Если речь идет о доходах, связанных с международными перевозками и арендой судов, самолетов, иного транспорта, контейнеров.
- 13%. Облагаются дивиденды, полученные от российских и иностранных компаний.
На заметку! До 2015 года ставка по дивидендам была 9%.
15%. Облагаются дивиденды нероссийской организации, полученные от российской организации, например, по ее акциям. Также эта ставка применяется в отношении ц. бумаг, кроме тех, к которым применима нулевая и 9-процентная ставка, государственных и муниципальных ЦБ и ряду других ценных бумаг, поименованных, в частности, в п. 4 ст. 284.
30%. Такая ставка применима к ц. бумагам российского происхождения, кроме доходов по дивидендам, подпадающим под действие п. 4.2 той же ст. 284 НК. Условием применения ставки, в частности, является факт непредоставления информации о них налоговому агенту, как предписывает ст. 310.1 НК РФ.
Расчеты по ставкам 0-30% касаются лишь платежей в федеральный бюджет, равно как и специальная ставка по организациям, работающим с углеводородным сырьем.
Ставка налога на прибыль в 2021 году
Основная ставка на прибыль в 2021 году останется прежней — 20%.
Распределение прибыли на федеральную и региональную части на следующее:
- 3% налога зачисляются в федеральный бюджет;
- 17% налога зачисляются в бюджет субъекта РФ (региональный).
Для отдельных категорий организаций ставка налога на прибыль, зачисляемого в региональный бюджет, законами субъектов РФ может быть снижена.
Особенности налога на прибыль
Были снижены процентные ставки по налогам для отдельных категорий граждан. Теперь они равняется 12,5 процентов.
А вот налог на прибыль, который зависит от вида получения дохода, никак не изменится. Пятнадцать процентов будет составлять процентная ставка для лиц, которые получают доход с облигаций. А компании, которые отвечают за инфраструктуру на Дальнем Востоке, получат хорошие налоговые льготы.
Изменения с распределение налога направлены на реализацию экономического роста. Несмотря на то, что большее количество денег уходит в федеральный бюджет, чиновники заявляют, что региональные власти также имеют доступ к немалым денежным средствам.
Регионы на сегодняшний день показывают положительную динамику, поэтому там, как никогда важно развивать экономику. А если регион продолжает демонстрировать свою эффективность в работе государство сможет предоставить ему специальный кредит или дотации
Изменения в налоге на прибыль в 2021: новые расходы на оплату труда
Еще с 1 января 2019 года действует расширенный перечень расходов на оплату труда, учитываемых в целях налога на прибыль . Работодатели смогут включить в расходы затраты на оплату услуг по организации туризма, санаторно-курортного лечения и отдыха на территории России для работников и членов их семей (родителей, супругов и детей до 18 лет или детей до 24 лет, обучающихся по очной форме). К таким расходам будет относиться стоимость услуг, оказанных по договору, заключенному работодателем с туроператором или турагентом:
- услуги по перевозке туристов по территории РФ воздушным, водным, автомобильным и/или железнодорожным транспортом до места отдыха и обратно;
- услуги проживания туристов в гостинице, объектах санаторно-курортного лечения и отдыха, включая услуги питания (при условии, что они предоставляются в комплексе с услугами проживания);
- услуги по санаторно-курортному обслуживанию;
- экскурсионные услуги.
Если работодатель заключит договор непосредственно с санаторием (пансионатом) или самостоятельно организует путешествие работников, оплатив гостиницу, проезд, экскурсовода и т.п., такие расходы не будут относиться к расходам, учитываемым в целях налогообложения. Минфин РФ разъяснил, что расходы на оплату услуг по договорам, заключенным непосредственно с исполнителями услуг не могут учитываться в составе расходов на оплату труда.
Также, при при ликвидации организации доходы приравниваются к дивидендам.
Экономическая реальность
Случившийся экономический кризис реально показал проблемы в структуре экономики страны. ВВП перестал расти в связи с обращением цен на нефтяном рынке и завышении кредитных ставок. Но, даже несмотря на то, что кризис закончился, экономике страны необходимы реформы и новшества. Для привлечения инвесторов чиновники решили модернизировать и налоговую сферу, чтобы сделать её более привлекательной для новых инвестиций.
Федеральный бюджет не наполняется, да и ситуация в регионах продолжает ухудшаться. Большинство региональных бюджетов остаются дефицитными и финансируют себя только за счет государственных дотаций. Если ситуация продолжит развиваться в этом духе многие регионы станут «недееспособными», а это может привести к дефолту.
Если реформировать налоговую систему это поднимет её конкурентоспособность. По словам чиновников, планируется пересмотреть политику налоговых льгот и улучшить финансовую помощь.
Налоговая реформа может коснуться и налога на прибыль. В первую очередь это повлечет за собой пересмотр финансирования бюджетов. Федеральному бюджету будет отведено больше отчислений. Из-за этого региональным бюджетам придется повышать свою работоспособность, чтобы находить денежные средства и продолжать оставаться на плаву.
По мнению экспертов, реформа также поможет простимулировать развитие предпринимательской деятельности.
Тенденции в мире льгот
Вероятно, в условиях экономического кризиса государство продолжит стимулировать налогоплательщиков к осуществлению инвестиций в реальный сектор экономики, а значит, могут устанавливаться более лояльные условия получения льгот на федеральном и региональном уровнях. Ярким примером таких смягчений может быть СПИК 2.0, «пришедший» на смену СПИК 1.0.
Финансовым службам компаний целесообразно отслеживать изменения в законодательстве и пользоваться предоставленными возможностями по снижению налогового бремени, направляя больше денежных средств на развитие своей деятельности.
Ставка обязательства для юридических лиц
К 2020 году стандартная ставка налога на прибыль (общегосударственного обязательства) составляет 20%, из которых 3% направляется в федеральную казну, а 17% остается в бюджетах тех регионов, на территории которых юрлицо вело свою работу (так будет происходить до 2024 года включительно). Наряду с этим, законодательство предусматривает еще несколько льготных тарифов.
Суммарный размер ставки, % | Размер федеральной части, % | Условия применения ставки налога на прибыль для юридических лиц |
20 | 3 | Общая ставка, для компаний, не имеющих право на льготу |
Не выше 15,5 | 2 | Для юрлиц, деятельность которых происходит на территории особых экономических зон (при условии ведения раздельного учета поступающей выручки и понесенных расходов), а также для организаций, зарегистрированных в Крыму и Севастополе |
Не выше 13,5 | Для предприятий ОЭЗ в Магаданской области | |
Не более 10 | Для фирм, участвующих в инвестиционных проектах в пределах региона (в первые 5 лет) | |
Для организаций, работающих в сфере образования, медицины или для резидентов технико-внедренческих и туристско-рекреационных ОЭЗ | ||
20 | 20 | Для иностранных компаний, не имеющих представительства в России |
10 | 10 | Для иностранных организаций, которые получают доход от фрахта судов, самолетов и транспортных средств |
При выплате дивидендов в адрес российских резидентов | ||
5 | 5 | Применяется к дивидендам в адрес иностранного получателя, при условии, что плательщик является публичной компанией |
15 | 15 | Прочие дивиденды в адрес иностранных соучредителей |
Лист 02 Расчет налога на прибыль и авансовых платежей
Рассмотрим пошаговое заполнение декларации Лист 02 в части расчета налога на прибыль за I квартал и суммы ежемесячных авансовых платежей на II квартал.
Шаг 1. Определите сумму налога на прибыль за I квартал (стр. 180-200)
Сумма налога на прибыль в 1С рассчитывается автоматически, исходя из налоговой базы, указанной по стр. 120, и ставки в стр. 140 (150-170).
Проверку расчета за I квартал осуществите по формуле:
В нашем примере сумма налога на прибыль всего (стр. 180) — 1 000 000 х 20% = 200 000 руб., в т. ч.:
- в федеральный бюджет (стр. 190) — 1 000 000 х 3 % = 30 000 руб.;
- в бюджет субъекта РФ (стр. 200) — 1 000 000 х 17 % = 170 000 руб.
Шаг 2. Укажите сумму авансовых платежей, рассчитанных за предыдущий период (стр. 210-230)
Авансовые платежи, которые организация должна платить ежемесячно в I квартале, рассчитываются в декларации за 9 месяцев прошлого года. Поэтому в строки 220, 230 вручную введите авансовые платежи из строк 330, 340 декларации за 9 месяцев.
Должно выполняться следующее равенство:
В нашем примере в декларации за 9 месяцев прошлого года сумма начисленных авансовых платежей всего (стр. 320) — 20 000 руб., в т. ч.:
- федеральный бюджет (стр. 330) — 3 000 руб.;
- бюджет субъекта РФ (стр. 340) — 17 000 руб.
Следовательно, аналогичные цифры укажите в стр. 210 (220, 230) декларации за I квартал.
Шаг 3. Проверьте сумму уплаченного торгового сбора (стр. 265, 266, 267)
Строки 265, 266, 267 Листа 02 декларации заполнятся в 1С автоматически, если организация зарегистрировала в программе торговую точку и автоматически осуществляет расчет торгового сбора.
В декларации за I квартал данные строки заполняются следующим образом:
стр. 265 – сумма торгового сбора, фактически уплаченная в бюджет субъекта РФ с начала года. В нашем примере сумма составляет 30 000 руб.
- стр. 266 – в декларации за I квартал не заполняется, т.к. должна указываться сумма торгового сбора, на которую был уменьшен налог в предыдущих кварталах отчетного года.
- стр. 267 – сумма торгового сбора, которая уменьшает исчисленный налог на прибыль за I квартал в республиканский бюджет. Показатель строки не может быть больше суммы по стр. 200 «Сумма начисленного налога в бюджет субъекта РФ».
Подробнее
В 1С в строке 267 автоматически заполняется сумма уменьшенного налога на прибыль на торговый сбор за I квартал, т.е. это оборот:
- Дт 68.04.1 (уровень бюджета — Региональный бюджет, вид платежа — Налог начислено/уплачено).
- Кт 68.13 (вид платежа — Налог начислено/уплачено).
В нашем примере стр. 267 равна 30 000 руб.
Шаг 4. Определите сумму налога к доплате (стр. 270, 271) или к уменьшению (стр. 280, 281)
Теперь определите, что получилось больше:
- суммы налога, исчисленные по результатам I квартала (стр. 190, 200);
- суммы начисленных авансовых платежей, которые налогоплательщик обязан был уплатить в I квартале (стр. 220, 230) с учетом торгового сбора (стр. 267).
Шаг 4.1. Федеральный бюджет
Если стр. 190 больше стр. 220, то налог в федеральный бюджет по итогам I квартала необходимо доплатить, т. е. в 1С автоматически заполнится строка 270 по формуле:
Если стр. 190 меньше стр. 220, то налог в федеральный бюджет по итогам I квартала будет к уменьшению, т. е. в 1С автоматически заполнится строка 280 по формуле:
В нашем примере стр. 190 (сумма 30 000 руб.) больше стр. 220 (сумма 3 000руб.), следовательно, налог в федеральный бюджет по итогам I квартала будет к доплате:
стр. 270 = 30 000 — 3 000 = 27 000 руб.
Шаг 4.2. Бюджет субъекта РФ
Если стр. 200 больше суммы (стр. 230 + стр. 267), то налог в бюджет субъекта РФ по итогам I квартала необходимо доплатить, т. е. в 1С автоматически заполнится строка 271 по формуле:
Если стр. 200 меньше суммы (стр. 230 + стр. 267), то налог в бюджет субъекта РФ по итогам I квартала будет к уменьшению, т. е. в 1С автоматически заполнится строка 281 по формуле:
В нашем примере стр. 200 (сумма 170 000 руб.) больше суммы строк 230 и 267 (47 000 = 17 000 + 30 000), следовательно, сумма налога в бюджет субъекта РФ по итогам I квартала будет к доплате:
стр. 271 = 170 000 — 17 000 — 30 000 = 123 000 руб.
Шаг 5. Определите сумму авансовых платежей к уплате во II квартале (стр. 290-310)
Организации, уплачивающие ежемесячные авансовые платежи, должны по итогам I квартала рассчитать авансы, подлежащие уплате во II квартале. Такие платежи отражаются по стр. 290 (300, 310).
В 1С данные строки заполняются вручную. Расчет авансовых платежей к уплате осуществите по формуле:
В нашем примере сумма ежемесячных авансовых платежей, подлежащая уплате во II квартале (стр. 290) берется из стр. 180 (200 000 руб.), в т. ч.:
- в федеральный бюджет (стр. 300) = стр. 190 = 30 000 руб.;
- в бюджет субъекта РФ (стр. 310) = стр. 200 = 170 000 руб.