Рабочие места в офисе подлежат аттестации
Содержание:
- Особенности вопроса
- Как избежать ошибок?
- Особенности процедуры
- Три варианта действий
- Письмо Министерства труда и социальной защиты РФ от 23 июня 2017 г. № 15-1/ООГ-1744 О проведении специальной оценки условий труда в отношении рабочих мест государственных гражданских служащих и муниципальных служащих
- Стоимость и сроки проведения АРМ
- Порядок проведения аттестации и точные её сроки
- Новое в аттестации рабочих мест по условиям труда в 2020 году
- V. Порядок проведения оценки фактического состояния условий труда на рабочих местах
- Штрафы за отсутствие аттестации
- Начнем с приказа
Особенности вопроса
Как выше было указано, нормативы, описывающие специальную оценку, впервые были изданы в конце декабря 2013 года, поэтому в настоящий момент еще есть предприятия, для которых последняя аттестация рабочих мест произошла менее пятилетия тому назад. Для всех таких фирм последняя аттестация законодательством была приравнена к специальной оценке, поэтому дополнительных мероприятий организовывать не требуется. Как только пройдет пять лет с момента последнего изучения производственных точек, необходимо будет организовать новую оценку, так как результаты прежней автоматически аннулируются.
Если предприятие не проводит такой оценки, можно привлечь предпринимателя, лицо, ответственное за предоставление персоналу рабочих мест, к ответственности. Наказание выбирают, исходя из административного законодательства. Величина штрафа для физического лица варьируется в границах 5-10 тысяч рублей, для предприятия – в пределах 60-80 тысяч. Кроме того, ответственная за проверку инстанция вправе приостановить работу компании. Длительность паузы может достигать 90 дней.
В некоторых случаях проверяющие могут ограничиться вынесением предупреждения. Если это не помогло и спустя некоторое время повторно выявлено такое же нарушение, применяются более строгие санкции. Если штраф уже был вынесен, его увеличивают для индивидуальных предпринимателей и должностных лиц до 30-40 тысяч, а для компаний – до 100-200 тысяч. Есть вероятность наказания в форме дисквалификации. Мера будет длиться 1-3 года. Предприятие или индивидуальное предпринимательство могут закрыть. Пауза в ведении деятельности достигает 90 дней.
Как избежать ошибок?
Первым важным этапом подготовки к аттестации является формирование перечня рабочих мест, ведь от того, насколько правильно составлен данный документ, будет зависеть дальнейший результат. Казалось бы, разве сложно определить рабочие места? Но именно на этом этапе совершается ряд грубейших ошибок.
Одна из самых распространенных — приравнивание количества рабочих мест к списочной численности работников, в то время как при определении количества мест необходимо учитывать воздействие на работника целого комплекса факторов. Предположим, если специалисты одной профессии и одного подразделения работают на одном и том же оборудовании (например, в три смены), производственные факторы, подлежащие оценке, одинаковы, поэтому рабочее место будет рассматриваться как одно. Если каждый из этих специалистов трудится на разных участках или в разные смены (например, два работают только днем, а два — только ночью), считается, что они трудятся на разных рабочих местах.
Следующей распространенной ошибкой является подмена понятий «рабочее место» и «рабочая зона». В течение смены специалист может выполнять свои трудовые обязанности, попеременно работая на различном оборудовании, находясь в разных помещениях. При определении количества рабочих мест такое «комбинированное» место должно рассматриваться как одно, на котором время смены распределено по рабочим зонам. Так, воспитатель в детском саду, как правило, находится в группе 40% рабочей смены, в спальной — 10%, в игровой — 30%, на улице — 20%.
Много ошибок при составлении перечня возникает и из-за отнесения рабочих мест к аналогичным. На аналогичных рабочих местах сотрудники выполняют одни и те же профессиональные обязанности в однотипном технологическом процессе и режиме работы, используют однотипное производственное оборудование и, соответственно, имеют одинаковый набор вредных и опасных производственных факторов.
Однако бывают случаи, когда рабочие места не могут считаться аналогичными. Типичный пример — места операторов или бухгалтеров, оборудованные персональными компьютерами (ПЭВМ) с видеодисплейными терминалами (ВДТ, мониторами). Основным производственным фактором здесь будут неионизирующие (электромагнитные) излучения от блоков ПЭВМ и мониторов. Значение показателей этого фактора зависит от различных составляющих: типа, марки и модели монитора, компоновки самого рабочего места (эти данные не могут быть аналогичными). Дополнительное воздействие оказывают расположение блоков ПЭВМ и периферийного оборудования, планировка рабочего помещения и расположение рабочих мест относительно друг друга, наличие или отсутствие правильно выполненного заземления, расположение мониторов относительно трасс силовой разводки. Даже ориентация вилки питающего кабеля в розетке способна повлиять на интенсивность электромагнитного излучения, воздействующего на работников.
Вторым важным этапом является подготовка к замерам АРМ. Очень часто встречаются ситуации, когда в рабочем кабинете вышли из строя осветительные установки, и это сильно отражается на результатах замеров. Поэтому перед замерами производственных факторов сотрудникам учреждения целесообразно проверить все рабочие места (осветительные установки, заземление электроустановок и оборудования), привести журналы по охране труда в соответствие требованиям законодательства, проверить вентиляцию и т.д. Эти мероприятия, практически не требующие капиталовложений, необходимо периодически повторять. Подобная профилактика улучшит результаты АРМ, а значит, в дальнейшем не придется заново переаттестовывать рабочее место, что позволит сэкономить время и деньги.
Особенности процедуры
Если ранее предприниматели не всегда понимали, какой должна быть организация аттестации рабочих мест по условиям труда, сегодня действующие нормативы закона не оставляют возможностей для разночтений. Согласно декларированной нормативными актами процедуре, когда комиссия заканчивает специальную оценку, ее участники формируют официальный отчет, в котором фиксируют все полученные в ходе работы полезные сведения. Необходимо перечислить изученные рабочие места, для каждого из них указать, какие вредоносные, опасные факторы удалось обнаружить. Если проводились испытательные, измерительные работы, предоставляют протоколы об их организации. При наличии экспертного заключения его подшивают к делу.
Разобравшись в том, действительно ли обязательно проводить аттестацию рабочих мест или нет, нужно ли организовывать СОУТ (да), работодатель должен ответственно отнестись ко всем шагам процесса проведения оценки. Когда комиссия закончит работать над отчетом, с этим документом нужно ознакомить весь без исключения персонал предприятия. Факт ознакомления фиксируется личной подписью трудоустроенного. Сводная информация по итогам специальной оценки обязательно публикуется на сайте предприятия, если фирма таковым располагает.
Три варианта действий
Согласно действующему законодательству аттестация в автономном учреждении может быть проведена по трем схемам.
Первый вариант — выполнение всего комплекса работ полностью силами самого учреждения. К сожалению, практика убедительно показывает, что лишь отдельные учреждения, имеющие среднюю численность работников, могут успешно справиться с этой задачей. Одной из основных причин неудач при проведении АРМ в этих случаях является то, что большой объем работ поручается службе охраны труда (часто дополнительно к другим их обязанностям). Вторая причина неудач — сложность выполняемой работы, которая требует соответствующей квалификации персонала, а это само по себе сложно обеспечить.
Организация такой АРМ предполагает большой объем работы и большие затраты по времени, что ведет к нерациональному использованию трудовых и финансовых ресурсов внутри учреждения. В итоге видимая экономия на оплате труда сторонних специалистов оборачивается «невидимыми» потерями, намного превосходящими экономию.
Второй вариант предполагает выполнение всего комплекса работ сторонней организацией (имеющей разрешение на проведение данного вида работ). В результате организация-исполнитель, завершив аттестацию, привозит организации-заказчику «гору» отчетных документов. Как правило, быстро изучить всю эту документацию невозможно, даже если сама работа выполнена сторонней организацией безукоризненно. А значит, основная цель АРМ — знание условий труда для их совершенствования — не достигается. Не участвуя в процессе аттестации, специалисты учреждения не могут овладеть ситуацией.
Третий вариант наиболее выгоден и результативен: выполнение всего комплекса работ проводится преимущественно силами самого учреждения, но с привлечением на паритетной основе специализированной организации (аккредитованной лаборатории). Это дает возможность получить достоверную информацию о состоянии условий труда, к тому же достигается оптимальное для учреждения соотношение «цена — качество». Совместные действия подготавливают руководителя учреждения к планированию мероприятий по улучшению условий труда, предупреждению производственного травматизма и профессиональной заболеваемости.
Примечание. Как узнать, что на рабочих местах сотрудников недостаточно света или превышены показатели по электромагнитным полям? Как понять, какие мероприятия нужно провести для устранения недостатков? На большинство подобных вопросов способна ответить аттестация.
Особенно явным становится преимущество третьего пути, если рассматривать АРМ не как отдельную, временную кампанию, а как один из необходимых элементов постоянной работы по снижению экономических потерь учреждения из-за нарушений требований охраны труда и безопасности производства. Кроме этого, между учреждением и аттестующей организацией устанавливается постоянный контакт на протяжении всего периода проведения АРМ и последующей сертификации работ по охране труда.
Письмо Министерства труда и социальной защиты РФ от 23 июня 2017 г. № 15-1/ООГ-1744 О проведении специальной оценки условий труда в отношении рабочих мест государственных гражданских служащих и муниципальных служащих
17 августа 2017
Департамент условий и охраны труда рассмотрел обращения и сообщает, что, в соответствии с частью 4 статьи 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее — Федеральный закон) проведение специальной оценки условий труда в отношении условий труда государственных гражданских служащих и муниципальных служащих регулируется федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной гражданской службе и о муниципальной службе.
Таким образом, вопросы проведения специальной оценки условий труда в отношении рабочих мест государственных гражданских служащих и муниципальных служащих регулируются положениями Федеральных законов от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», а также изданными в развитие их положений нормативными правовыми актами, положения которых регулируют вопросы установления условий труда на рабочих местах государственных и муниципальных служащих.
В отношении рабочих мест военнослужащих, проходящих воинскую службу, специальная оценка условий труда не проводится так как в соответствии со статьей 11 Трудового кодекса Российской Федерации трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, не распространяются на военнослужащих при исполнении ими обязанностей военной службы, если в установленном Трудовым кодексом Российской Федерации порядке они одновременно не выступают в качестве работодателей или их представителей.
В отношении рабочих мест остальных категорий государственных служащих, перечисленных в Федеральном законе от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации», а также работников религиозных организаций специальная оценка условий труда может быть проведена в общем порядке, установленном Федеральным законом и изданными в развитие его положений нормативными правовыми актами.
По вопросам о сроках проведения специальной оценки условий труда сообщаем, что частью 4 статьи 27 Федерального закона предусмотрена возможность поэтапного проведения специальной оценки условий труда в отношении рабочих мест, на которых проведена идентификация потенциально вредных (опасных) производственных факторов и ранее была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда. При этом работодатель вправе провести на таких рабочих местах специальную оценку условий труда в порядке, установленном Федеральным законом, до истечения срока действия имеющихся результатов аттестации рабочих мест по условиям труда.
В отношении рабочих мест, на которых не проводилась аттестация рабочих мест по условиям труда или идентификация потенциально вредных (опасных) производственных факторов не проводилась в соответствии с требованиями части 6 статьи 10 Федерального закона, специальная оценка условий труда должна быть проведена в первоочередном порядке.
Вопросы установления порядка и сроков проведения внеплановой специальной оценки условий труда в зависимости от возникновения оснований для ее проведения, а также исчерпывающий перечень оснований для проведения внеплановой специальной оценки условий труда урегулированы положениями статьи 17 Федерального закона, независимо от наличия результатов ранее проведенной аттестации рабочих мест по условиям труда или специальной оценки условий труда.
При этом во всех случаях возникновения оснований для проведения внеплановой специальной оценки условий труда решение о необходимости ее проведения принимается комиссией по проведению специальной оценки условий труда у работодателя и оформляется протоколом. Аналогично оформляется решение комиссии по проведению специальной оценки условий труда у работодателя о необходимости проведения внеплановой специальной оценки условий труда или об отсутствии такой необходимости в случае реорганизации работодателя или его структурных подразделений.
В перечисленных случаях работодатель может быть привлечен к административной ответственности в соответствии с частью 2 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в случае нарушения порядка и сроков проведения внеплановой специальной оценки условий труда независимо от того, какой трудовой договор был заключен с работником, занятым на рабочем месте, где должна проводиться внеплановая специальная оценка условий труда.
Заместитель директора Департаментаусловий и охраны труда | П.С. Сергеев |
Стоимость и сроки проведения АРМ
Стоимость АРМ не статична, она различна для разных предприятий и зависит от конкретных условий:
- площади исследуемой территории;
- степени вредности факторов, оказывающих негативное влияние на работников;
- оборудования и материалов, которые использовала комиссия;
- количества исследованных РМ;
- их территориального расположения.
Для определения более точной цифры работодателю необходимо направить предварительно заявку в аттестующий орган с указанием необходимых параметров рабочих мест, которые планируется обследовать. Организация рассматривает заявку в течение максимум 2 дней, рассчитывает стоимость работ.
После согласования финансовых вопросов между работодателем и исполнителем заключается договор о выполнении оценки. Сроки проведения АРМ зависят от объема работ, поэтому также обговариваются сторонами индивидуально.
Порядок проведения аттестации и точные её сроки
Результаты прохождения аттестации рабочих мест крайне важны для работодателя. По их результатам станет понятно, какие мероприятия нужно провести для улучшения трудовой деятельности. И стоит ли ждать каких-нибудь законодательных последствий. И чтобы оценка условий работы прошла нормально, а её результаты были признаны легитимными, начальник предприятия и аттестационные специалисты должны соблюдать определенный порядок проведения. Один из этапов экспертизы – перечень обязательных документов, необходимых для проведения оценки:
- Работодатель должен издать приказ по предприятию, в котором будет говориться о начале аттестации, составе экспертной комиссии и утверждении её состава;
- График, по которому будут проводиться аттестационные работы;
- Договор, заключенный между руководителем предприятия и организацией, которая будет проводить аттестацию. Стоит отметить, что аттестационная организация должны быть независимой и никак не связанной лично с руководителем;
Этот список не является окончательным. Для того, чтобы аттестация началас,ь могут потребоваться и другие документы, но в каждом отдельном случае они будут разными. Этот список указывает только на те бумаги, без которых аттестация точно не пройдет.
После того, как аттестационная комиссия утверждена, начинается сам процесс проверки. Эксперты обязаны проверить все рабочие места, которые есть на предприятии, оценить все негативные факторы и проанализировать всю информацию, которую удалось собрать. После этого они должны сформировать отчет о прошедшей проверке, утвержденный большинством голосов. В этом документе должны быть следующие пункты:
- Перечень тех рабочих мест, которые прошли аттестацию по условиям труда;
- Карты, по которым каждое из этих рабочих мест проверялось;
- Общая ведомость, куда сведены все результаты всех проверок;
- Общая таблица, куда занесена информация по всем классам условий труда, а также компенсаций, которые необходимо выплатить сотрудникам, работающим там;
- План работ, цель которых – улучшение условий труда на каждом рабочем месте;
- Протокол заседания особой комиссии, куда будут занесены результаты обсуждений и анализов условий труда на предприятии;
- Сведения об организациях, которые были привлечены к аттестации;
- Если государственные органы проводили на производстве свою экспертизу, то её отчеты должны быть вложены в пакет документов;
- Если комиссия отметила какие-либо нарушения, то она должна составить об этом отчет;
После того, как аттестация завершилась, руководитель организации обязан издать указ, где будет закреплен факт проведения проверки. Также в этом документы должны быть утверждены полученные комиссией результаты.
Вся процедура аттестации на условия труда для впервые созданных рабочих мест должна быть проведена не более, чем за 60 дней. Этот срок установлен в законодательстве и начинается с того момента, как руководитель организации издал и утвердил соответствующий приказ о создании новых рабочих мест.
Также в законодательстве установлено, что проверка всех рабочих мест на условия труда должна проводиться не реже 1 раза в 5 лет. Руководитель сам назначает частотность проведения подобной аттестации и, если нет документов, регулирующих его сферу деятельности, то он имеет право указать любой срок. В пределах указанных выше рамок.
После того, как аттестация закончилась, руководитель обязан собрать все результаты и отправить их в структурное подразделение государственной инспекции труда. Кроме этого, в пакете документов должны находиться сведения об независимых организациях, которые принимали участие в общей оценке.
Новое в аттестации рабочих мест по условиям труда в 2020 году
Целью актуальной процедуры является оценка действующих опасных и вредных факторов.
Это дает возможность разработать мероприятия по совершенствованию условий труда, или позволяет узаконено назначить определенные виды доступных компенсаций и льгот.
Разобраться с нововведениями, которые касаются проведения комплексного анализа, можно после ознакомления с Федеральным законом .
Основные изменения касаются:
- Методики проведения изменений. Здесь требуется четкое определение исполнителей и правил оценки биологических факторов.
- Административной ответственности за несвоевременное выполнение процедуры.
В течение 2015 года на законодательном уровне решался вопрос об отмене проведения комплекса оценочных мероприятий для некоторых категорий малого и среднего бизнеса. Это положение не нашло поддержки у законодателей, и в 2020 году специальную проверку условий труда нужно будет провести.
Исключение составят компании, которые имеют действующие результаты после проведения компании до 2014 года.
V. Порядок проведения оценки фактического состояния условий труда на рабочих местах
- Оценка состояния условий труда на каждом рабочем месте производится с учетом фактических значений условий труда, определенных согласно разд. II — IV настоящего Положения:
1.1. Показателей вредности и опасности факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса.
Примечание. В настоящее время применяются:
- Руководство Р 2.2.755-99 «Гигиенические критерии оценки и классификация условий труда по показателям вредности и опасности факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса», утвержденное Главным государственным санитарным врачом РФ 23.04.1999 (с изм. от 23.02.2003);
- СанПиН 2.2.0.555-96 «Гигиенические требования к условиям труда женщин»;
1.2. Показателя (оценки) состояния травмобезопасности.
1.3. Показателя обеспеченности работника (работников) специальными средствами индивидуальной защиты, эффективности этих средств.
- Оценка фактического состояния условий труда на рабочем месте по показателям вредности и опасности факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса производится в соответствии с Руководством Р 2.2.755-99 и СанПиН 2.2.0.555-96 путем сопоставления результатов измерений всех вредных и опасных факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса с установленными для них указанными правовыми актами гигиеническими нормативами. На этой основе определяется класс условий труда как для каждого фактора, так и для их сочетания на рабочем месте.
Рабочие места, условия труда на которых по итогам их аттестации признаны вредными (классы 3.1 — 3.4 условий труда согласно разд. 4 Руководства Р 2.2.755-99), закрываются. Работа на этих рабочих местах может быть продолжена лишь в двух случаях:
3.1. Если условия труда на них будут доведены до уровней оптимальных или допустимых значений (классы 1 и 2 условий труда согласно указанному выше разд. 4).
3.2. При получении разрешения органов и организаций государственной санитарно-эпидемиологической службы на продолжение работы на этих рабочих местах на определенных условиях в порядке, предусмотренном п. 1.4 разд. 1 Руководства.
- На рабочих местах, условия труда на которых по итогам их аттестации признаны опасными (экстремальными) (класс 4), работа не допускается, за исключением случаев ликвидации аварий, проведения экстренных работ для предупреждения аварийных ситуаций. При этом работа должна проводиться в соответствующих средствах индивидуальной защиты и при строгом соблюдении режимов, регламентированных для таких работ (п. 1.5 разд. 1).
- По результатам оценки рабочего места в соответствии с Классификацией условий труда по травмобезопасности дается заключение о его соответствии одному из классов (1 — 3).
- При отсутствии на рабочем месте опасных и вредных производственных факторов или соответствии их фактических значений оптимальным или допустимым величинам, а также при выполнении требований по травмобезопасности и обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты считается, что условия труда на рабочем месте отвечают гигиеническим требованиям и требованиям безопасности. Рабочее место признается аттестованным.
- В случаях, когда на рабочем месте фактические значения вредных производственных факторов превышают существующие нормативы или требования по травмобезопасности и обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты не соответствуют существующим нормам, условия труда на таком рабочем месте относятся к вредным и (или) опасным.
При отнесении условий труда к 3 классу (вредному) рабочее место признается условно аттестованным с указанием соответствующего класса и степени вредности (3.1, 3.2, 3.3, 3.4, а также 3.0 — по травмобезопасности) и внесением предложений по приведению его в соответствие с нормативными правовыми актами по охране труда в план мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда в организации.
При отнесении условий труда к 4 классу (опасному) рабочее место признается не аттестованным и подлежит незамедлительному переоснащению или ликвидации.
- Результаты оценки фактического состояния условий труда на рабочем месте заносятся в Карту аттестации рабочих мест по условиям труда, в которой аттестационной комиссией организации дается заключение о результатах аттестации.
Штрафы за отсутствие аттестации
Изменения в административном Кодексе предусматривают ответственность двух видов за несоблюдение установленного Закона по комплексной оценке условий работы.
Наказывается несвоевременное проведение плановой (или внеочередной) аттестации предусматривает штраф до 30 тысяч рублей, или приостановку деятельности компании на срок от 1 до 3 месяцев.
Кроме того, предусмотрено наказание за неправильно проведенную аттестацию, где должностное лицо будет наказано на сумму от 5 до 10 тысяч рублей, а юридическое лицо – до 80-ти тысяч.
Предусмотрена ответственность за содержание рабочих мест в неудовлетворительном состоянии. На должностное лицо налагается штраф от 20 до 30 минимальных заработков, а для юридического лица от 200 до 300 эквивалентных сумм.
В интересах нанимателя обеспечить выполнение установленных нормативных параметров по каждому вредному фактору, за исключением тех мест, которые внесены в упомянутые Списки № 1 и № 2.
При определении мероприятий по качественному изменению условий труда, их также внедряют для работы в полном объеме. Ведь наказание за уклонение от реализации мероприятий может при повторной фиксации привести даже к приостановке деятельности на срок до 3 лет.
Начнем с приказа
АРМ начинается с издания приказа, которым утверждается аттестационная комиссия, а также определяются сроки и графики проведения процедуры. Комиссия должна состоять из сотрудников, прошедших подготовку по общим вопросам АРМ в специализированных обучающих центрах, уполномоченных проводить такое обучение федеральным органом исполнительной власти. В комиссию рекомендуется включать руководителей структурных подразделений, юристов, специалистов служб охраны труда, специалистов по кадрам, представителей профсоюзных организаций (или иных представителей работников), других сотрудников, имеющих отношение к организации работ по охране труда. Если аттестация проводится специализированной организацией (в основном так и бывает), ее представителей включают в комиссию на паритетной основе.
Как выбирать специализированную компанию? Основным критерием здесь должна быть не цена (дешевле не значит лучше), а опыт и надежность организации и работающих в ней специалистов. Кроме того, будет лучше (а впоследствии и проще), если для АРМ учреждение выберет организацию, аккредитованную в системе сертификации работ по охране труда (аккредитованную лабораторию). Согласно ст. 212 ТК РФ работодатель обязан проводить аттестации с последующей сертификацией организации работ по охране труда, а аккредитованная лаборатория может провести и первое, и второе без дополнительных проверок результатов АРМ.