Налоговая система рф: понятие, элементы и структура
Содержание:
- Начислен НДФЛ (бухгалтерская проводка)
- Сущность и функции налогов
- Федеральные нормативные акты о налогах и сборах
- Классификация по различным признакам
- Ключевые тенденции развития налоговых систем
- ОСНО: налоги с выплат работникам
- Инструменты налоговой политики
- Возможный вектор развития системы, или как обеспечить реализацию функции стимулирования экономического роста?
- Принципы построения
- Налог и сбор: между ними много общего
- Перечень налогов на общей системе налогообложения для юридических лиц
- Выбор системы налогообложения для ИП
- Виды систем налогообложения
- Налоги и сборы
- Метод исчисления
Начислен НДФЛ (бухгалтерская проводка)
Начисление НДФЛ: проводки налогового агента (основные)
Для начала уточним: НДФЛ — это налог на доходы физических лиц. Из самого названия следует, что плательщиками данного налога являются физические лица:
- резиденты РФ;
- нерезиденты РФ, получающие доходы в РФ (ст. 207 НК РФ).
Кто является резидентом по НДФЛ, читайте в статье «Налоговый резидент России для целей НДФЛ».
Регламентируется порядок расчета и уплаты НДФЛ гл. 23 НК РФ. Следуя правилам, изложенным в этой главе, организация, выплачивающая доход физическому лицу, обязана рассчитать, удержать и перечислить в бюджет НДФЛ с начисленного дохода, а физлицу уже выплатить доход за вычетом НДФЛ (п. 1 ст. 226 НК РФ). Таким образом, организация при выплате дохода физическому лицу становится налоговым агентом по НДФЛ (ст. 226 НК РФ).
Правильное определение даты удержания налога важно для заполнения отчета 6-НДФЛ. Подробнее об этом — в статье «Дата удержания налога в форме 6-НДФЛ»
Учет налога ведется на счете 68, субсчет «НДФЛ». Начисления отражаются по кредиту этого счета в корреспонденции со счетами, выбираемыми в зависимости от ситуации. Рассмотрим их подробнее.
Приведем основные случаи, которые могут возникнуть у фирмы при выплате дохода физическому лицу.
Как рассчитать налог на доходы физических лиц по трудовому договору (формула)
Основной вид дохода, при котором организация становится налоговым агентом по НДФЛ, — это начисления по трудовому договору.
Как правило, такими выплатами являются: заработная плата, премии различного характера, надбавки, компенсации сверх нормы, относящиеся к трудовому договору.
В каких случаях премии не облагаются НДФЛ, читайте в статье «Облагается ли премия НДФЛ (подоходным налогом)?».
Со всех этих выплат, за минусом представляемых вычетов (ст. 218, 219, 220 НК РФ), удерживается налог: ежемесячно в размере 13% для резидентов и 30% для нерезидентов, кроме перечисленных в ст. 227.1 НК РФ.
Формула для расчета НДФЛ следующая:
НДФЛ = (Дох – Выч) × Ст,
- НДФЛ — величина налога к удержанию;
- Дох — сумма дохода сотрудника за месяц, включая премии, надбавки и т. д;
- Выч — сумма вычетов (детский, имущественный, социальный), предоставляемых по заявлению работника;
- Ст — ставка налога (13% для резидентов, 30% для нерезидентов).
- Дт 44 (20, 26) Кт 70 «Ф.И.О. сотрудника» — начислена заработная плата;
- Дт 70 «Ф.И.О. сотрудника» Кт 68 «НДФЛ» — начислен (удержан) НДФЛ;
- Дт 70 «Ф.И.О. сотрудника» Кт 51 (50) — выдана заработная плата;
- Дт 68 «НДФЛ» Кт 51 — НДФЛ перечислен в бюджет.
Порядок исчисления НДФЛ по материальной выгоде (пример)
При получении от организации низкопроцентного или беспроцентного займа у сотрудника возникает материальная выгода в части экономии на процентах.
ВАЖНО! С 2018 года введены новые условия обложения НДФЛ данного вида матвыгоды. Подробнее см
здесь.
При этом имеет значение, в какой валюте оформлен договор займа.
Если он оформлен в рублях, то пороговая ставка составляет 2/3 действующей ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату получения дохода (п. 2 ст. 212 НК РФ).
ВАЖНО! С 2016 года ставка рефинансирования приравнена к ключевой ставке (указание ЦБ РФ от 11.12.2015 № 3894-У). Ее размеры за разные периоды см
здесь.
Если заем оформлен в валюте, то установленное пороговое значение — 9% годовых (п. 2 ст. 212 НК РФ).
Если проценты меньше пороговых значений или не взимаются совсем, с разницы удерживается НДФЛ по ставке 35%.
По начислению НДФЛ проводки лучше рассмотреть на конкретном примере.
Организация выдала заем сотруднику Иванову И. И. (резиденту РФ) сроком на 1 год в рублях по ставке 3% годовых с выплатой процентов в конце срока займа. Размер займа — 500 000 руб.
Дт 73 «Иванов И. И.» Кт 50 — 500 000 руб. — сумма займа выдана Иванову 15.01.2020.
Доход с суммы матвыгоды с 2016 года вне зависимости от даты уплаты процентов определяют ежемесячно на последний день месяца. Рассчитаем сумму процентов по займу за январь 2020 года. Частичного возврата займа в январе не было. Число дней, за которые рассчитывается материальная выгода с 16.01.2020 по 31.01.2020, составляет 16.
500 000 × 0,03 × 16/365 = 657,53 руб.
Дт 73 «Иванов И. И.» Кт 91 — 657,53 руб. — начислены проценты за пользование займом за январь 2020 года.
Рассчитаем НДФЛ с суммы материальной выгоды (при ставке ЦБ, равной 6,25%).
2/3 × 6,25% = 4,17% — порог, учитывая действующую ставку рефинансирования.
4,17 – 3 = 1,17% — процент по материальной выгоде.
500 000 × 0,0117 × 16 / 365 = 256,44 руб. — материальная выгода за январь 2020 года. Рассчитаем с нее НДФЛ (35%): 256,44 × 0,35 = 90 руб.
Если бы Иванов был нерезидентом РФ, то налог бы удержали по ставке 30% (п. 3 ст. 224 НК РФ).
Сущность и функции налогов
Налоги представляют собой обязательные сборы, которые взимает государство с хозяйствующих субъектов и с граждан по ставке, установленной в законодательном порядке. Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы.
Экономическую категорию «налог» следует рассматривать в следующих аспектах:
- по экономической сущности;
- по формам проявления;
- с организационно-правовой стороны.
Экономическая сущность налогов проявляется в денежных отношениях, которые возникают в государстве с юридическими и физическими лицами по поводу принудительного изъятия части созданной стоимости и формирования фонда финансовых ресурсов государства. Материальной основой налогов является реальная сумма средств, которые мобилизуются государством.
Конкретными формами проявления категории налога являются виды налоговых платежей, устанавливаемых законодательными органами власти.
С организационно-правовой стороны налог — это обязательный платеж, поступающий в бюджетный фонд в определенных размерах и установленные сроки.
Налоговым отношениям свойственны отличительные особенности, позволяющие выделить их из общей совокупности финансовых отношений. В частности это обязательный характер налогов и их относительная необратимость.
В современной финансовой науке и налоговом законодательстве используют три основных термина, которыми обозначаются платежи государству — сборы, отчисления, налог. Рассмотрим различия между ними.
Сбором (платой, взносом) является обязательный платеж в соответствующий бюджет, взимаемый с плательщиков сборов, с условием получения ими специальной выгоды, в том числе в результате совершения в пользу таких лиц государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и лицами юридически значимых действий.
Отчисления предусматривают целевое назначение платежей. Они могут быть либо частичными, в том числе установленные согласно экономического содержания платежей, или полными, если средства в полном объеме используются только по целевому назначению.
Налогом является обязательный, безусловный платеж в соответствующий бюджет, взимаемый с налогоплательщиков в соответствии с налоговым кодексом. Налог — это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований.
Характерными признаками налогов, которые позволяют отличить их от других платежей, является то, что они не имеют ни элементов полного эквивалентного обмена, ни конкретного целевого назначения.
Раскрытие сущности и общественного назначения налогов невозможно без определения функций налогов:
- фискальной;
- регулирующей;
- стимулирующей.
Фискальная функция налогов является важнейшей в характеристике сущности налогов, т.к. она определяет их общественное назначение. С ее помощью образуются государственные денежные фонды, то есть создаются материальные условия для функционирования государства. Именно эта функция обеспечивает реальную возможность перераспределения части стоимости национального дохода в пользу наименее обеспеченных социальных слоев общества.
Через стимулирующую функцию налогов государство воздействует на процесс воспроизводства, стимулируя его развитие, усиливая накопление капитала, расширяя платежеспособный спрос населения, создавая дополнительные стимулы для деловой и инвестиционной активности, мотивации к работе, поддерживая уровень занятости. В процессе реализации этой функции стимулирующее влияние на общественное производство обеспечивается через дифференциацию налоговых ставок, установления системы льгот и др.
Сущность регулирующей функции налогов заключается в том, что государство, маневрируя налоговыми ставками, льготами, штрафами, условиями налогообложения, создает условия для ускоренного (или замедленного) развития тех или иных производств и отраслей экономики.
Федеральные нормативные акты о налогах и сборах
Структура федеральных нормативных правовых актов о налогах и сборах включает:
- НК РФ;
- принятые в соответствии с НК РФ федеральные законы о налогах и сборах.
НК РФ занимает ведущее место в системе источников налогового права и обладает наибольшей юридической силой в иерархии законодательства о налогах и сборах. Все иные федеральные, региональные и муниципальные нормативные правовые акты о налогах и сборах могут быть приняты только при условии соответствия Кодексу.
В настоящее время НК РФ состоит из двух частей.
Часть первая устанавливает:
- законодательство и иные нормативные правовые акты о налогах и сборах;
- систему налогов и сборов в РФ;
- правовой статус участников налоговых правоотношений;
- общие правила исполнения обязанности по уплате налогов и сборов;
- способы обеспечения обязанностей по уплате налогов и сборов;
- порядок оформления и подачи налоговой декларации;
- основы налогового контроля;
- виды и составы налоговых правонарушений и меры ответственности за их совершение;
- процедуры обжалования актов налоговых органов и действий (бездействия) их должностных лиц.
Часть вторая регулирует порядок введения и взимания конкретных видов налогов.
НК РФ рассчитан на применение в качестве нормативного правового акта прямого действия, исключающего, как правило, детализацию или разъяснение подзаконными нормативными актами.
В систему источников налогового права также входят налоговые законы общего действия и законы о конкретных налогах.
В группу федеральных источников налогового права также можно отнести Федеральный закон «О бухгалтерском учете» и др. Законы о конкретных видах налогов определяют порядок их исчисления и уплаты.
Нормы, регулирующие налоговые отношения, содержатся не только в специальных налоговых законах, но и в законах неналогового характера. Подобный разброс источников налогового права объясняется тем, что разнообразные функции налогов охватывают разноплановые сферы социально-экономических отношений и многие сферы государственной деятельности нуждаются в дополнительных налоговых льготах в целях развития здравоохранения, образования, культуры и т.п.
Федеральные подзаконные нормативные акты о налогах и сборах
В систему источников налогового права федерального уровня входят также подзаконные нормативные правовые акты о налогах и сборах, изданные органами исполнительной власти и органами государственных внебюджетных фондов. К числу органов, наделенных правом налогового нормотворчества, относятся Президент РФ, Правительство РФ, Министерство финансов РФ, Министерство экономического развития и торговли РФ, Центральный банк РФ и др. Названные органы издают нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и сборами, только в предусмотренных законодательством случаях.
При этом нормативные правовые акты Президента РФ и органов исполнительной власти не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах, т.е. не могут детализировать законодательные нормы, регулирующие порядок и условия уплаты налогов, а также вводить новые или изменять, дополнять существующие налоги и сборы. Подзаконный нормативный акт о налогах и сборах, затрагивающий права или обязанности фискально обязанных лиц, приобретает юридическую силу только при одновременном соблюдении следующих условий:
- соответствие НК РФ и иным законам о налогах и сборах;
- официальное опубликование;
- осуществление процедуры регистрации в Министерстве юстиции РФ.
- Назад
- Вперёд
Классификация по различным признакам
Действующая налоговая система РФ, классификацию налогов, сборов предусматривает по многочисленным критериям. Ключевые группировки мы рассмотрели выше. Остальные разграничения представим в виде таблицы.
Налоговая система РФ, виды налогов, таблица:
Критерий группировки |
Наименование подвида |
Описание критерия классификации налогов с примерами |
---|---|---|
По предмету обложения |
Имущественные Доходные Рентные Потребления Исключительные |
Группируются по объекту налогообложения. Например, имущественные платежи исчисляются с конкретного вида имущества, находящегося в собственности налогоплательщика. Доходные — с определенного рода доходов, исчерпывающий перечень которых регламентирован в НК РФ. |
По назначению |
Общие Целевые |
Разграничение зависит от целевого назначения платежа. Так, для общих сборов установлена единая, общая цель — пополнение государственного бюджета. Целевые платежи направляются в бюджет на конкретные цели. Например, транспортный направляется в фонд по реконструкции дорог. |
По методам исчисления |
Твердые |
Транспортный (ставка устанавливается в зависимости от мощности авто). |
Пропорциональные |
НДФЛ, НДС (в процентном отношении в облагаемой базе). |
|
Ступенчатые |
Страховые взносы (ставка изменяется при изменении объема фискальной базы). |
|
Фиксированные |
ЕНВД (в твердой сумме, не изменяются при увеличении, уменьшении объекта обложения). |
|
По бухгалтерскому источнику уплаты |
С выручки |
УСН «Доходы». |
С заработной платы |
НДФЛ, страховые взносы. |
|
Относимые на финансовый результат |
На имущество организаций. |
|
Относимые на себестоимость готовой продукции |
Транспортный, страховые взносы, НДФЛ. |
|
Исчисленные с валовой прибыли |
На прибыль организаций. |
Ключевые тенденции развития налоговых систем
Оптимальный набор характеристик, к которому в идеале стремится каждая налоговая система, следующий:
- Снижение налоговой нагрузки на товаропроизводителей.
- Упрощение налогового законодательства.
- Замена налогов для предприятий на ренту от эксплуатации и переработки природных богатств.
- Повышение доли прямых и уменьшение объема косвенных налогов.
- Развитие так называемого налогового федерализма — разграничение и распределение налогов между уровнями всей бюджетной системы государства.
- Построение налоговой политики, зависящей только от объективных условий, задаваемых экономикой.
- Повышение уровня налоговой культуры населения.
- Стремление к идеальному равенству налогообложения путем сглаживания налоговых льгот.
- Совершенствование системы контроля и наказания налоговых правонарушений.
- Построение налоговой системы, быстро адаптирующейся к смене экономического положения в стране.
ОСНО: налоги с выплат работникам
Компании и ИП на ОСНО достаточно крупные и используют труд наемных работников. Поэтому, кроме вышеперечисленных фискальных платежей, они исчисляют и уплачивают фискальные платежи с выплат сотрудникам:
- НДФЛ;
- страховые взносы;
- взносы от несчастных случаев на производстве.
С выплат работникам-резидентам НДФЛ удерживается по ставке 13 %. В этом случае работодатель выступает как налоговый агент.
Страховые взносы уплачиваются по следующим ставкам:
- 22 % — на пенсионное страхование;
- 5,1 % — на медицинское страхование;
- 2,9 % — на социальное страхование на случай нетрудоспособности.
Инструменты налоговой политики
Каждая система располагает собственными инструментами, налоговая политика следующими:
- Налоговые ставки.
- Налоговые льготы и вычеты.
- Санкции за неуплату налогов.
- Порядок формирования налоговой базы.
Важно сказать о том, что сама налоговая система определяет приоритеты прямых и косвенных налогов, налогов на производство или потребление, налоги для физических и юридических лиц, налоги на имущество или на доходы, налоги для малого или крупного бизнеса, роль таможенных налогов и пошлин, соотношение федеральных, региональных и местных налогов
Стоит обратить особое внимание на то, что налоговая политика представляет собой часть экономической политики. Пример 6
Пример 6
В XXI в. Россия занимается по-прежнему переходом к рынку. Развитие налоговой системы всячески способствует этому.
Важно понимать, какой именно рынок строим или хотим построить в итоге. Определение 5
Определение 5
Рыночная экономика – это система организации хозяйства страны, которая основывается на товарно-денежных отношениях, многообразии форм собственности на средства производства, экономической свободе граждан, а также на конкуренции в сфере производства и обращения товаров и услуг.
Рыночная экономика состоит из трёх основных рынков: рынок товаров и услуг, рынок труда, рынок финансовых ресурсов. Спрос и предложение формируют цену на рынке. На рынке труда ценой выступает заработная плата наёмного работника.
Юридические лица могут выполнять сразу несколько функций как потребителя, так и производителя. На товарном рынке выполняют роль потребителя и производителя, на финансовом – эмитента и инвестора, на рынке труда – работодателя. Физические лица могут быть продавцами своей рабочей силы на рынке труда, потребителями – на товарном рынке и инвесторами – на финансовом.
Возможный вектор развития системы, или как обеспечить реализацию функции стимулирования экономического роста?
Уполномоченный при Президенте РФ по правам предпринимателей Борис Титов считает, что налоговая система на сегодняшний день не выполняет функцию стимулирования экономического роста. «Система не ориентирована на увеличение налоговой нагрузки там, где есть сверхприбыль», – считает омбудсмен. При этом налоговая нагрузка на фонд оплаты труда в России, по его словам, – одна из самых высоких в мире. Россия занимает из 190 стран 182 место по показателю такой нагрузки. Напомним также, что с 1 января 2019 года началась реализация эксперимента по взиманию налога на профессиональный доход с самозанятых граждан в четырех субъектах РФ (Москве, Московской и Калужской областях, Республике Татарстан). Новый налоговый режим рассчитан на физлиц и ИП, которые не состоят в трудовых отношениях с работодателем, не используют наемный труд и доход которых не превышает 2,4 млн руб. в год или 200 тыс. руб. в месяц.
Наиболее высокой налоговая нагрузка на прибыль является в сельском хозяйстве, секторах оказания коммунальных и социальных услуг, обрабатывающих производств, добычи полезных ископаемых. При этом в торговле, на финансовом рынке и в сфере операций с недвижимостью она, наоборот, низкая. Получается, что «система не стимулирует рост в тех отраслях, которые являются перспективными с точки зрения развития экономики в целом», – отметил Борис Титов. Более того, эксперт указал, что если «вычесть» НДПИ , то соответствующий рынок тоже можно будет отнести к сферам с низкой налоговой нагрузкой. Кроме того, менее высокую нагрузку по отношению к прибыли, по словам уполномоченного по правам предпринимателей, несут крупные предприятия, а не субъекты МСП. С макроэкономической точки зрения повышение ставки НДС на фоне профицита бюджета эксперт считает «уникальной» ситуацией.
«Не может быть капитализма без финансовой самостоятельности «, – полагает Борис Титов. Он не согласен с позицией о том, что в механизме бюджетного распределения доходов от налогов не требуется изменений. Омбудсмен подчеркнул, что, например, муниципальные бюджеты формируются в основном за счет трансфертов, а не налоговых поступлений, а в таких условиях муниципальные власти не мотивированы к развитию малого и среднего бизнеса.
Эксперт исходит из того, что налоговую систему необходимо менять, причем достаточно радикальным образом. А ключевым вектором ее развития должна стать диверсификация налогообложения по отраслям экономики. Приоритетом должно стать, как указал эксперт, стимулирование развития несырьевых отраслей: легкой промышленности, индустрии гостеприимства, переработки природных ресурсов, цифровой сферы, агропромышленного комплекса, жилищного строительства, фармацевтического и медицинского рынков, транспортной отрасли и приборостроения. Основная фискальная нагрузка, по мнению омбудсмена, должна быть перенесена с производства на потребление. Налоговая система, заметил Борис Титов, должна основываться на анализе big data (больших данных). Необходимо, по его мнению, выстраивать так называемую «умную» налоговую систему (smart tax system), которая будет функционировать на базе современных технологий.
Принципы построения
Разобраться в столь сложном понятии, не определив принципов его построения, невозможно. Так, все принципы становления и построения налоговой структуры РФ описаны в 3 статье НК РФ. К ним следует относить:
- справедливость, то есть обременение распространяется на всех (граждане, ИП, организации);
- определенность, которая не допускает двусмысленных трактовок одного и того же положения, правила, нормы;
- равенство, устанавливается независимо от расовых, социальных, религиозных, национальных и прочих принципов;
- доступность, то есть все нормы должны быть сформулированы максимально доступным и понятным языком;
- удобство, налогоплательщики должны быть информированы обо всех обязательных платежах, объектах обложения и порядках исчисления суммы обязательства;
- обоснованность, все действующие и новые обязательства должны быть экономически обоснованы, недопустимо вводить обременения, противоречащие Конституции России.
Следовательно, принципы налогообложения направлены на соблюдение действующего законодательства и основ Конституции.
Налог и сбор: между ними много общего
- И то, и другое отчисление законодательно закреплено в Налоговом Кодексе РФ.
- Деньги от обеих форм уплаты поступают в государственную казну.
- Любой из них, если это устанавливает закон, может быть конкретизирован на региональном или местном уровне.
10 главных отличий налогов и сборов
Рассмотрим, чем отличаются эти виды платежей. Для этого сравним их по различным основаниям, приведенным в таблице.
Сравнение налога и сбора
1 | Цель поступления в бюджет | Не имеет определенного целевого назначения | Предназначен для обеспечения деятельности государственных органов, предоставляющих определенные права или услуги предпринимателям |
2 | Законодательное установление | Налог считается введенным, если в законном акте определены его плательщики, установлена база, ставка и другие обязательные элементы | Элементы сбора определяются в индивидуальном порядке, в зависимости от его характера. |
3 | Регулярность уплаты | Налог платится с той или иной установленной законом регулярностью, периодичностью и систематичностью | Имеет разовый характер, платится в конкретно необходимых ситуациях, когда в этом заинтересован сам плательщик |
4 | Время уплаты | Привязан к определенному периоду – налоговому и отчетному, являющемуся необходимым элементом налога; крайние сроки уплаты строго регламентированы | Не имеет отношения к определенному времени, обусловлен потребностью предпринимателя получить услугу или вступить в правовые отношения с представителем государства |
5 | Окончание платежей | Пока предприниматель не ликвидировал фирму, он постоянно будет платить установленные налоги | Платится один раз |
6 | Расчет суммы | Зависит от произведения налоговой базы на установленную ставку, могут применяться специальные режимы – льготы | Сумма зафиксирована и является равной для всех |
7 | Подход законодателя | Вводя налог, законодательство стремится учитывать реальные возможности плательщиков и может установить дифференцированный подход | Для суммы сбора не имеют значения индивидуальные особенности предпринимателя и его деятельности: это твердая цена за услугу |
8 | Последствия уплаты | Уплата налога гарантирует только отсутствие неприятных последствий, в остальном это действие безвозмездное | Уплата сбора предусматривает индивидуальную возмездность: перечислив сбор, плательщик получает определенное право |
9 | Последствия неуплаты | Принудительное взыскание недостающей суммы, пеня за просрочку платежа, штраф за несвоевременную уплату или проблемы с декларацией | Государственный орган просто не совершит требующееся плательщику действие, за которое не была перечислена оплата |
10 | Форма | Исключительно денежная | Если законодательство прямо предусматривает, сбор может иметь и другую форму, помимо денежной |
Перечень налогов на общей системе налогообложения для юридических лиц
Перечень налогов на ОСНО определяется видом деятельности. Для юридических лиц обязательными платежами считаются НДС, налог на имущество и на прибыль предприятия.
НДС — налог, который перечисляет компания при реализации услуг и товаров. Оплаченную сумму включают в перечень расходов для уменьшения налогооблагаемой базы. В зависимости от региона, типа продукции, вида деятельности ставка составляет 0%, 10% или 20%. Для большинства типов продукции ее размер равен 20%. Меньшее значение устанавливается для льготных категорий товаров и услуг, список которых приведен в статье 164 НК РФ (Налогового кодекса России).
База для расчета налога на прибыль — чистая прибыль организации. Для ее определения следует вычесть из дохода расходы на предпринимательскую деятельность. Ставка составляет 20%, из которых 2% перечисляются в федеральную казну, а 18% — в региональный бюджет.
Ставка по налогу на имущество зависит от региона и категории недвижимости. Ее предельное верхнее значение — 2,2%. Чтобы рассчитать базу необходимо взять среднегодовую стоимость всех объектов, зарегистрированных на балансе организации. Такие же взносы и условия расчета действуют для земельного налога. Региональные власти могут уменьшать его размер для льготных категорий. Если юридическое лицо работает на специальном режиме налогообложения, налог на имущество начисляется только на недвижимость, которая оценивается по кадастровой стоимости.
Выбор системы налогообложения для ИП
Какая система налогообложения лучше для ИП? Чтобы ответить на этот вопрос, надо сделать индивидуальный расчет налогов для ИП в каждом конкретном случае. При этом необходимо учесть множество критериев:
- требования каждой системы налогообложения;
- наличие и количество работников;
- региональные особенности (потенциально возможный годовой доход для ПСН; региональная ставка на УСН Доходы минус расходы; разрешенные виды деятельности);
- система налогообложения ваших будущих партнеров, покупателей, клиентов;
- ведение экспортно-импортной деятельности;
- площадь торговой точки или зала обслуживания;
- количество транспортных средств при автоперевозках и др.
Как же выбрать систему налогообложения для ИП, чтобы платить меньше налогов? Для этого надо сделать расчет налоговой нагрузки на каждом выбранном режиме. Покажем расчет налогов для ИП на примере:
Индивидуальный предприниматель в г. Калуга планирует открыть парикмахерскую. Ожидаемый доход в месяц — 600 000 рублей; количество наемных работников – 6 человек; предполагаемые расходы составят 360 000 рублей в месяц, в том числе страховых взносов за работников – 28 000 рублей.
Рассчитаем суммы налогов на разных льготных режимах:
- рубля. Но и эту сумму можно уменьшить на 50% за счет уплаченных страховых взносов, то есть патент обойдется всего в 1 042 рубля.
- УСН Доходы. На этом режиме расходы не учитываются, весь доход облагается по ставке 6%. Получаем 36 000 рублей, сумму налога можно уменьшить на уплаченные взносы, но не более, чем наполовину. Итого, 18 000 рублей.
- УСН Доходы минус расходы. Облагается разница между доходами и расходами: (600 000 – 360 000 = 240 000) * 15% = 36 000 рублей. Уменьшение налога ИП на этом варианте налогообложения не предусмотрено, т.к. страховые взносы уже учтены в расходах.
Итого, для этого предпринимателя самой выгодной окажется система налогообложения ПСН, но так бывает далеко не всегда.
Виды систем налогообложения
Для налогоплательщиков и плательщиков сбора на выбор предоставляется несколько НС. Человек, который хочет начать работать как предприниматель или организация, может выбрать один из следующих вариантов налогового обложения:
- ОСНО (общая). Распространенный вариант, который предлагается большинству предпринимателей. Режим действует как основной и выбирается бизнесом, который не претендует на особый льготный налоговый режим.
- УСНО (упрощенная). Претендовать на УСНО могут организации и ИП, которые соответствуют выдвигаемым требованиям (доход меньше установленного значения и ряд других условий). Преимущество упрощенного варианта — более низкая налоговая ставка.
- ПСН (патентная). Специальный вид налогообложения, который используется только ИП. Преимуществом этого варианта считается невысокая стоимость патента, отсутствие потребности в подаче налоговой декларации, выбор срока действия патента.
- ЕСХН (сельская). Предприниматели, которые заняты работой в сельском хозяйстве, при соответствии требованиям выбирают режим ЕСХН. Преимуществом выступает низкая ставка по налогам, которая составляет всего 6%. Благодаря упрощенному режиму предпринимателям легче развивать свой сельскохозяйственный бизнес.
Еще до начала работы следует внимательно изучить доступные варианты налогового обложения, а также их условия.
Налоги и сборы
Для полного понимания налоговой системы необходимо рассмотреть термины налога и сбора с теоретической точки зрения и с практической.
Определение 1
Налог – это обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, который взимается с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, которые уходят на обеспечение государственной деятельности или деятельности муниципальных образований.
Определение 2
Сбор – это обязательный взнос, который взимается с организаций или физических лиц, который представляет собой важнейшее условие для совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного управления или иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, в том числе и предоставление конкретных прав и свобод, а также выдачу разрешений и полномочий.
Кроме сборов и налогов существует ещё один стратегически важный вид платежа, который имеет прямое отношение к налоговой системе – пошлина.
Определение 3
Пошлина – это оплата каких-либо действий государственных органов в интересах плательщика.
Пример 1
Государственная пошлина может быть уплачена за рассмотрение дел в судах общей юрисдикции, за регистрацию сделок с недвижимым или движимым имуществом, записи актов гражданского состояния, выдачу справок, свидетельств, выписок, удостоверений и т.п. Таможенная пошлина уплачивается за перевоз товаров через границу.
Метод исчисления
Группировка по методам исчисления размера транша предусматривает несколько категорий. Рассмотрим, какие устанавливает налоговая система РФ виды налогов, таблица:
Критерий |
Наименование |
Пример классификации налогов кратко |
По методу исчисления |
Пропорциональные — устанавливаются пропорционально объекту обложения. |
НДФЛ — основная ставка — 13 % от налогооблагаемого дохода. НДС — 18 % с суммы, полученной от реализации товаров или услуг. |
Твердые — устанавливаются вне зависимости от стоимости объекта обложения. |
НО на транспортные средства (законодатели устанавливают ставку в зависимости от мощности автомобиля). |
|
Ступенчатые — изменение ставки при изменении объема фискальной базы. |
Страховые взносы по ВНиМ и ОПС, ставка снижается, когда доходы превышают установленный лимит. |
|
Фиксированные — устанавливаются в фиксированном размере и не изменяются при уменьшении или увеличении объекта обложения. |
ЕВНД. |