Вакансии и работа диктором на радио без опыта в москве
Содержание:
- Миф 6 Ведущие в эфире хулиганят
- Голос и звук
- Зарплата ведущих на телевидении
- Как сбылась вторая моя мечта
- Миф 3 Радиоведущие много зарабатывают
- Какие требования предъявляют к кандидатам
- Из книжного магазина на радио
- Как попасть в эфир
- Что нужно, чтобы стать радиоведущим
- Как устроиться работать радиоведущим
- Популярность не порок
- Миф 2 Радиоведущие мало работают
- Рамки формата
- Что входит в обязанности диджея на радио
- Первый эфир
- Доходы столичных знаменитостей
- Миф 5 На радио можно попасть только по блату
- Радио и Интернет
- Взгляд изнутри на систему
- Миф 4 Болтать в микрофон — это просто
- Какие есть должности
- Столичные профессионалы
- Выводы, которые можно сделать из моей истории
Миф 6 Ведущие в эфире хулиганят
А вот это совсем не миф. Радиоведущие иногда щекочут друг друга, щёлкают по носу бумажками, кривляются, рисуют усы говорящему в микрофон, вставляют в уши карандаши, иногда даже немного пьют горячительное, дёргают за косички и сбивают читающих новости (как в постановке «День радио»). Но вы этого никогда не услышите, потому что магия радио работает.
Это работа ради идеи, которой занимаются абсолютные фанаты своего дела.
Они могут жаловаться на мешки под глазами, обращения к психотерапевту, приём антидепрессантов, но радиоведущие, если они прижились в профессии, ни за что не выберут другую работу. Тем более, когда о ней есть столько мифов, которые не очень-то и хочется развенчивать.
Тем, кто проводит большое количество времени в поездках, очень хорошо известны имена диджеев любимых радиостанций. Многие считают, что это самая непыльная работа. Сидеть и разговаривать, периодически ставить известные музыкальные композиции, проводить рекламные шоу и игры от спонсоров, или новости с листочка прочитать – лучшей работы и желать нельзя.
Как на самом деле проходят эфиры, какая зарплата у диджеев, каковы основные требования в профессии радиоведущего? Вопросов много, а политика неразглашения коммерческих тайн запрещает давать столь точную информацию. Тем не менее разобраться в основных моментах мы сможем без особого труда.
Голос и звук
Радио – прежде всего работа со словом и звуком. И всё равно профессионалов, мастерски владеющих голосом и имеющих достаточный навык работы у студийного микрофона, даже в мегаполисах можно перечесть по пальцам. Они хорошо известны редакторам
Поэтому в эфире важно не только внимательно слушать собеседника, но и слышать собственный голос, постоянно работать над его оттенками и тембральным звучанием. Тот, кто знает силу звучания слов, фраз и значимость пауз, несомненно, преуспеет
Но то – личная, карьерная выгода. А если говорить об общем деле, то задача состоит в том, чтобы люди как можно дольше принимали сигнал именно вашей радиостанции и постепенно переходили в группу ее постоянных слушателей. Для этого исследуется аудитория (вот и для маркетологов появилась работа) – и, соответственно, подбираются голоса ведущих и авторов.
Очевидно, что мужчины охотнее и дольше слушают в радиоэфире привлекательный женский голос, а женщины – характерный мужской. В нашем обществе, как известно, женщин больше. Соответственно, значительная часть аудитории – это, как правило, женщины, которые слушают радио в фоновом режиме. Так что мужские поставленные голоса – предпочтительней женских.
Итак, если говорить об общих способностях, то для желающего связать свою жизнь с радио необходимо обладать красивым от природы голосом. Голоса радиоведущих должны быть узнаваемы, с «изюминкой», приятного тембра. Национальные акценты и мелодики не приветствуются, поскольку требуют длительного исправления, на которое у руководства радиостанции не бывает времени и средств. Главному редактору проще пригласить в авторский состав радио выпускника Академии театрального искусства, чем переучивать молодого специалиста одной из многочисленных периферийных коммерческих школ или краткосрочных курсов радиоведущих.
Для записи небольших рекламных роликов подходят голоса ведущих эфира и штатных работников, а для литературных передач и трансляции аудиокниг предпочтительнее актеры театра и кино.
Зарплата ведущих на телевидении
Региональные телепередачи не могут похвастаться большой аудиторией и, соответственно, не могут платить высокие зарплаты своим ведущим. Тем не менее, доходы здесь все равно остаются достойными, от 45 до 100 тысяч рублей, выше доход у ведущих авторских программ от продюсерских центров, но на региональном телевидении частные телепередачи встречаются редко, в основном вещание финансируется из местного бюджета.
По-настоящему серьезные деньги зарабатывают ведущие федеральных каналов, эти компании имеют большую прибыль от рекламы и спонсорских соглашений.
Ведущие программ для узкой аудитории — любителей спорта, музыки, кино — зарабатывают от 100 тысяч рублей и выше. Чем чаще сотрудник задействован в эфирах, тем выше его конечная зарплата.
Если на канале есть известная медийная персона, то ее зарплата может превышать гонорар рядового ведущего в десятки раз.
На федеральных каналах ведущие программ зарабатывают еще больше, что не удивляет, ведь здесь максимально высокие рейтинги. Например, зарплата ведущих Орел и Решка составляет около 5-6 тысяч долларов на одного человека, сопоставимая зарплата у ведущих развлекательных программ канала НТВ.
Для того, чтобы еще больше повысить рейтинги, богатые каналы приглашают в качестве ведущих уже известных, популярных стране людей. Распространена эта практика, например, на Первом канале. Учитывая этот факт, можно с уверенностью говорить, что зарплата ведущих первого канала очень высока.
В целом, о том, какая зарплата у ведущих доброго утра и других программ остается лишь догадываться по неподтверждённой инсайдерской информации. Доходы этих людей активно скрываются работодателями или искусственно завышаются, возможно, для того, чтобы сбить более выгодные предложения конкурентов.
Как сбылась вторая моя мечта
Следующим невероятным поворотом в этой истории стало еще одно событие, о котором мечтала в детстве. Когда я была маленькой, очень любила рассматривать глобус. Я думала:
Однажды я отправила свой репортаж о женщинах, которые занимаются бизнесом, на всероссийский конкурс. Трудно описать то шоковое состояние, которое у меня было в момент, когда объявили о моей победе. Подарком стала поездка в США в составе делегации журналистов из России. Сначала мы отправились в Вашингтон, а потом в Монтгомери, где жили в принимающих семьях. Я побывала в разных американских редакциях и посмотрела, как работают коллеги за рубежом.
Завершить свою историю хочу одним из самых невероятных фактов. От коллег спустя несколько лет я узнала, что режиссер фильма «Питер FM» работала когда-то на этой же самой радиостанции. Представляете? На этой же самой!
На радио я проработала 6 лет. Потом ушла в PR. После рождения второй дочки друзья позвали меня в команду, которая дистанционно занималась организацией международного фестиваля. Затем руководила PR-отделом, но нагрузка оказалась непомерной для семейного человека. Теперь я пишу на заказ информационные статьи для сайтов и социальных сетей, успешно совмещая любимую работу с домашними делами.
Миф 3 Радиоведущие много зарабатывают
Оплата смен, как правило, почасовая, и на начальном этапе будет приносить совсем небольшие деньги. При этом, график работы большинства радиоведущих позволяет искать подработки, и почти никто из диджеев не работает исключительно на радио.
Более того, прожить на зарплату только от радиостанции порой бывает очень трудно — даже путь «звездных» ведущих начинался с долгой работы над собой и не самой высокой зарплаты. Например, в 2008 году работа на региональной станции-ретрансляторе могла оцениваться всего в 1200 рублей в месяц.
Сейчас работа, например, новостника на столичной радиостанции оценивается в 40 000 — 60 000 рублей, в зависимости от степени загруженности и финансовых возможностей станции. Для столицы это тоже не самая высокая зарплата. Но при этом надо помнить о нестабильном графике и работе до поздней ночи, ведь многие из ведущих практически «живут» на своих станциях.
Какие требования предъявляют к кандидатам
В числе главных и неоспоримых требований к претендентам на роль диджея на радиостанции – хорошо поставленная речь, смекалка и умение работать с техникой. Остановимся на каждом варианте подробно.
Если имеются проблемы с дикцией и грамотностью речи, то, в первую очередь, следует записаться на курсы ораторского мастерства, где специалисты помогут научиться красноречию и умению себя подать.
Весомым бонусом будет умение пользоваться звукообрабатывающими и звукозаписывающими программами, профессиональной аппаратурой.
Личные качества:
- грамотная речь;
- быстрая реакция;
- эрудированность;
- остроумие;
- позитивный настрой.
Из книжного магазина на радио
Я снимала комнату в коммунальной квартире на Малом проспекте Васильевского острова, работала в книжном магазине на Лиговском проспекте, чтобы хоть как-то сводить концы с концами. Денег было так мало, что экономила даже на проезде – ходила пешком на работу и обратно. Даже после длительных смен эти прогулки доставляли радость – я любовалась всем, что меня окружало, улыбалась прохожим, а в наушниках играл все тот же саундтрек к «Питер FM».
Тем не менее, я прекрасно понимала, что не приближаюсь к достижению мечты. Заканчивался первый курс, а работу по специальности без опыта найти не получалось. Тогда пошла в отдел практики на своем факультете, чтобы уточнить, нет ли информации об актуальных стажировках. Я стала регулярно заходить в этот кабинет, отслеживать все вакансии. Однажды, когда в очередной раз была в отделе практики, раздался телефонный звонок. Требовался стажер для работы на радио.
Как попасть в эфир
Учеба на профильном факультете не даст студенту гарантии со временем стать сотрудником одной из радиостанций
Во время учебы в вузе важно найти хорошее место для профессиональной практики и получения опыта, который обычно передается от талантливого наставника-коллеги. Кроме того, многое зависит от личного стремления и стечения жизненных обстоятельств
Счастлив тот, кто оказался в нужном месте в нужное время!
Путь на радиостанцию, как правило, лежит через различные авторские проекты и добровольческую, безгонорарную активность. Многие мои друзья, да и я сам, начинали свою работу на радио именно с волонтерской работы в эфире. Полагаю, что такой подход дает возможность постепенно распознать свое призвание к профессии, а также приобрести опыт и навыки, которым не обучают в вузах. Не стоит бояться пробовать себя в роли собеседника в студийных записях и прямых эфирах радиостанции! Если вам это доверили – значит, видят в вас задатки ведущего радиопрограммы. Не беда, что вы пока «за штатом» и не получаете постоянного гонорара, будучи автором-добровольцем. Добавьте к своему стремлению – сильное терпение! Время работает на вас!
Работодателям слишком долго и затратно творчески экспериментировать с молодыми выпускниками вузов, но начинающим специалистам всё равно следует предлагать себя в качестве журналиста и потенциального радиоведущего, ведь одновременно СМИ всегда заинтересованы в появлении в своих рядах талантливых, инициативных и перспективных сотрудников.
Штатный работник должен обладать универсальными знаниями в области журналистики, компьютерных и звуковых программ, обработки текстов, выдающимися коммуникативными навыками, а порой еще и голосом!
Что нужно, чтобы стать радиоведущим
В каждом крупном медиа-холдинге требования свои, да и мелкие региональные радиостанции иногда удивляют таким требованием, как «фотогеничная внешность». Базовые требования все-таки более адекватны, например:
- коммуникативность и языковая одаренность;
- неконфликтность и доброжелательность;
- завлекательный голос как основной инструмент в работе;
- позитив и наличие врожденной дисциплинированности;
- эрудиция и присущий ведущему креатив.
Харизматичность должна быть настолько сильной, чтобы у слушателей не возникало даже мысли переключить волну. Это достаточно тяжело, влиять на мнение и настроение, без визуального контакта с потенциальной аудиторией. Обязательны и технические навыки, это полное знание компьютерных программ и умение с ними работать. Править тексты, брать интересные интервью, грамотно включать музыку в эфир, ориентироваться в интересах слушателей и уметь создавать их – все это малая часть требований к профессионалам.
Какую зарплату платили в СССР в разные годы
Кстати, выбирая подобную работу, придется определиться, в какое время вы сможете вести передачи. Дело в том, что работая по ночам, времени вы потратите больше. Восемь часов ночной смены позволяют получить зарплату на уровне вечернего ведущего, который работает всего 4 часа, но в более интенсивном режиме. Принято считать, что эмоциональная и психическая нагрузка по ночам сведена практически к нулю.
В Москве есть радиоведущие, которые работают только по выходным, что позволяет чувствовать себя свободно в остальную пятидневку. Правда, и среди них встречаются трудоголики, которые «отдыхают на воскресных эфирах». Кстати, ночные трансляции позволят набрать тот самый необходимый опыт, который требуется для профессионального и финансового роста.
Как устроиться работать радиоведущим
Как работать на радио, если нет опыта? И с чего начать?
- Найти вакансию.
Прежде, чем идти на радио и заявлять о себе, следует изучить требования к кандидатам непосредственно на сайтах с вакансиями. Так можно рационально оценить свои силы и возможности. Найти работодателя можно, например, на следующих сайтах:
- hh.ru;
- russia.trud.com;
- pyairpersonalities.ru;
- jooble.org;
- Авито;
- Юла.
- Составить резюме.
Вначале лучше определиться с теми радиостанциями, на которых было бы интересно работать. Затем, либо на сайтах с вакансиями, либо на официальных сайтах самой станции найти контакты и связаться с программным директором. Отправить заполненную анкету и голосовое резюме.
Зачем нужна демонстрационная запись? Она является основной составляющей в портфолио — лицом будущего радиоведущего. Прослушав аудио, руководитель примет решение о том, подходит ли человек под определенный формат эфира или нет.
- Показать себя.
Если вас пригласили на собеседование или вы общаетесь с помощниками директора по телефону, то здесь стоит показать себя во всей красе, раскрыть свои таланты.
- Генерировать идеи.
Творческая профессия требует «свежую кровь» и новые идеи, поэтому на собеседовании это так важно. Предложите руководству выгоду, которую станция получит, сотрудничая с вами, и докажите, что ваша идея заслуживает внимания. Есть и другие пути, как попасть на радиостанцию
Зачастую при покупке календаря ориентируются на готовые решения. При этом этот вид полиграфической продукции можно сделать отличным персонализированным подарком коллегам или близким. Если планируется заказ календаря как сувенир, стоит ознакомиться с преимуществами выбора именно такого варианта
Есть и другие пути, как попасть на радиостанцию. Зачастую при покупке календаря ориентируются на готовые решения. При этом этот вид полиграфической продукции можно сделать отличным персонализированным подарком коллегам или близким. Если планируется заказ календаря как сувенир, стоит ознакомиться с преимуществами выбора именно такого варианта.
Два непрямых пути
Влиться в коллектив. Начинать карьеру на радио можно и с другой вакансии:
- менеджер отдела по рекламной деятельности;
- можно попробовать подать заявку на должность трафик-менеджера;
- программный продюсер;
- новостной редактор.
Коллектив на радиостанции 87.8 FM
Варианты есть всегда. Никогда не отказывайтесь от любой возможности поработать на радио.
Сначала необходимо стать частью команды, набраться опыта, а через некоторое время обратиться к начальству с просьбой о переводе в качестве диджея.
Сделать хобби своей профессией
Среди ваших интересов путешествия или астрология? Вы увлекаетесь миром шоу-бизнеса? Замечательно! Эскпертность ценится, поэтому можно начать со своей небольшой рубрики на радио.
Популярность не порок
Стоит обратить внимание и на такой аспект. Как ни странно, известность радиоведущего приветствуется, но необязательна при приеме на работу. Раскрученное имя даст возможность увеличить финансовую емкость радиоканала
Но на многих радиостанциях сознательно не создают звезд, чтобы не оплачивать дополнительно ту известность, которую диджей приобрел во время работы. Легче пригласить ужу готовую «звезду» и заключить контракт на оговоренный период, создавая каждый год новый интересный информационный продукт. Проекты для таких приглашенных ведущих пишутся отдельно, и в результате имеем интересное шоу
Раскрученное имя даст возможность увеличить финансовую емкость радиоканала. Но на многих радиостанциях сознательно не создают звезд, чтобы не оплачивать дополнительно ту известность, которую диджей приобрел во время работы. Легче пригласить ужу готовую «звезду» и заключить контракт на оговоренный период, создавая каждый год новый интересный информационный продукт. Проекты для таких приглашенных ведущих пишутся отдельно, и в результате имеем интересное шоу.
Какой денежный эквивалент работы на радио? Переходим к самому интересному:
- те, кто ведет эфир ночью, от 6 до 8 часов за смену, – 40 тыс. рублей в месяц. Иногда оплата достигает планки в 70 тысяч, но это скорее исключение;
- работающие по выходным получают столько же:
- дневной и обычный вечерний эфир оплачиваются так же, приблизительно одинаково, то есть от 50 тыс. до 80 тыс. рублей;
- утренние шоу и вечерние прайм-таймы более доходны, так как могут обогатить на 100-120 тысяч;
- приглашенные звезды получают чуточку больше – около 200 или 250 тысяч рублей, что обусловлено громким именем.
Естественно, что это расценки столицы, которые не имеют ничего общего с региональными реалиями жизни радиоведущих. Например, в Тамбове платят не более 10 000 в месяц, Самара – 15 000, в Нижнем Новгороде – 7-9 тысяч, в Воркуте не более 12 000, и даже Санкт-Петербург намного отстает от Москвы, так как зарплата там не превышает 25-35 тысяч рублей.
Вот и разрушен миф о больших гонорарах линейных радиоведущих, да и о легкости труда, пожалуй, придется позабыть. Кстати, раз уже мы разрушаем все легенды, сообщаем, что любая музыкальная композиция, которая звучит в эфире, – это не личное желание диджея, иначе бы они работали в ночных клубах и за большие деньги. Есть еще одна профессия – музыкальный редактор, – которая анализирует популярность композиции на сегодняшний день для постоянной аудитории слушателей канала, а также оценивает, насколько композиция подходит по формату.
Согласитесь, что шансон и рок несколько отличаются, но каждый стиль имеет своих приверженцев, на которых и делает ставку радиоканал. Поэтому ведущего могут даже уволить в случае, если он поставил не ту композицию из предусмотренного плей-листа, или сделал это не в указанное время. Всем правит маркетинг.
Миф 2 Радиоведущие мало работают
Ведущий утреннего шоу приходит на три часа, весело шутит в эфире, разыгрывает пару-тройку призов и счастливый уезжает домой, после чего у него целый день свободен.
Это тоже совсем не так.
Во-первых, ведущий утреннего шоу (которое, как правило, стартует в семь утра), приезжает на станцию заранее, примерно к шести, а значит встаёт он примерно в пять (а девушки, которым нужно привести себя в порядок — ещё раньше).
Когда утреннее шоу проходит, ведущий не идёт домой, он садится анализировать эфир, разбирать ошибки и промахи, а потом начинает готовиться к завтрашней программе.
Да, утреннее шоу построено не на полной импровизации, у программы всегда есть «клок» — поминутное расписание того, что будет происходить в эфире, какой гость придёт, какая группа будет играть, какой конкурс проводится и какая тема обсуждается.
Всё это кропотливо готовят ведущие шоу вместе с продюсерами и редакторами. Если повезёт, эта работа начинается сразу после окончания передачи, а если нет, то уже ближе к вечеру. Время, проведённое на станции вне эфира, как правило, не оплачивается.
То же самое касается ведущих любых программ. Помимо времени, проведённого в эфире, есть подготовка, которая занимает гораздо больше часов, чем сам эфир.
Рамки формата
Сможете ли вы на радио проявить себя лично, творчески реализоваться?
Профессиональный выбор невелик: радиостанций разговорного жанра мало, музыкальных – чуть больше. У музыкального радио – свои тонкости, у разговорной радиостанции – собственные реалии: музыка занимает здесь в среднем около десяти процентов эфира. Да еще этот формат…
Впрочем, многое здесь решает главный редактор и руководство. Идея любой свежепридуманной передачи отражается в сценарной заявке, которая подается в редакцию радиопрограмм. Заявка составляется автором и разбирается на редакторском совете, а затем – либо принимается, либо отклоняется. Обычно причина отказа звучит категорично – «неформат». (Это применимо и по отношению к музыкальным произведениям, высылаемым композиторами и музыкантами в адрес радиостанции.)
«Неформат» – это не приговор, не подлежащий обжалованию. Соискателю стоит поинтересоваться у редактора: что именно входит в формат радиостанции, что могло бы заинтересовать целевую аудиторию?
Умение войти в концептуальный, временной и культурный контекст формата – самый сложный навык, который приходит только с опытом. Однако в этом может помочь предварительное продолжительное прослушивание эфира той радиостанции, для которой соискатель готовит заявку авторской передачи. Образно говоря, передача – это «продукт»
Если вы предлагаете то, что отсутствует на «прилавке», вы попали в цель! По крайней мере, работодатель обратит на вас внимание!
Что входит в обязанности диджея на радио
Да, у радиоведущего тоже имеется перечень трудовых обязательств и необходимых для работы качеств. Ведь каждый день он сталкивается с колоссальным потоком различной информации, общается с большим количеством людей и отдает просто массу своей энергии работе.
Диджей должен уметь:
- включать музыку и музыкальные заставки в радиоэфире,
- правильно и красиво соединять треки, рекламные и новостные блоки и другое.
Его программа завлекает слушателей, создает нужное настроение и побуждает к действию. Кроме того, работники радиостанций делятся на ведущих и организаторов эфирного времени.
Радиоведущие занимаются организацией и проведением отдельных передач, проходящих непосредственно в трансляции или записи.
Линейный ди-джей – это организатор, который имеет свой четкий график работы в эфире. Его главная задача – это создание атмосферы позитива, дружеской и непринужденной беседы.
В число других обязанностей линейного сотрудника входит: представление музыкальных треков и запуск их в трансляцию.
Первый эфир
Как сейчас помню этот солнечный летний день. Радио располагалось в обычном жилом доме на Каменноостровском проспекте Петроградской стороны. Меня встретили два редактора, которые сразу поставили в курс дела – нужно написать сценарий для студенческой передачи. Следующие несколько дней пролетели как один. Я продумывала рубрики, записывала интервью, училась монтировать, а потом писала сценарий, стараясь сделать его максимально логичным и увлекательным. С волнением и трепетом принесла результат работы на радио. Главный редактор прочитал внимательно, сделал в тексте несколько правок, указав на слабые места, а потом произнес фразу, которая привела меня одновременно в замешательство и дикий восторг: «Ну что, все хорошо, прямой эфир в субботу».
То, что происходило со мной дальше, сложно описать словами. В душе я ликовала. Первый эфир удался. Прошла стажировку, потом полгода работала по договору, с радостью бралась за любые задания. Спустя 6 месяцев меня взяли в штат сначала в должности корреспондента, а потом младшего редактора.
Доходы столичных знаменитостей
Радиоведущие в Москве зарабатывают по контракту на 1 –3 года.
Денежные вознаграждения – это гонорар или почасовая оплата.
Оклад получают ведущие новостных и литературных станций, где длительность предоставляемого эфира намного короче, чем на музыкальных программах.
В таблице показаны заработки ведущих в зависимости от времени суток и длительности работы в эфире:
Время эфира | Стоимость 1 часа работы (в руб.) и $ | Длительность работы в эфире (ч.) | З/п в месяц
(в тыс. руб.) и $ |
Утро | 900 / 16 | 4 | 120 / 2141 |
День | 700 / 12,5 | 6 | 80 / 1428 |
Вечер | 700 / 12,5 | 6 | 80 / 1428 |
Ночь | 500 / 9 | 8 | 70 / 1249 |
Прайм-тайм | 800 / 14 | 4 | 110 / 1963 |
Выходной день | 500 / 9 | 9 | 70 / 1249 |
Персональное шоу | По договору | 3 | до 250 / 4461 |
Радио ведущие не любят распространяться по поводу своих доходов, потому данные в таблице показывают их приблизительный уровень, взятый из открытых источников.
По таблице видно, что линейные ведущие, оплачиваемые дешевле, выигрывают за счет времени, проведенного в эфире.
Больше всех зарабатывают утренние ведущие и приглашенные на радио раскрученные звезды.
Миф 5 На радио можно попасть только по блату
На радио действительно можно попасть, если у вас есть талант. Процесс очень прост — пишется резюме и записывается «демка» — тестовый выход в эфир, чтобы руководство станций могло оценить голос будущего ведущего.
Да, как правило, ротация кадров в сфере радио практически нулевая, а эфирные вакансии освобождаются очень редко, но на эти вакансии может претендовать любой человек.
Если очень хочется попасть на радио, лучший способ — это регулярно напоминать о себе, рассылая «демки» на различные станции. Конечно, в первую очередь руководство ищет человека с эфирным опытом, потому что его не нужно учить, но бывают случаи, когда на радио приходят талантливые люди «с улицы».
Если вас позвали на собеседование, велика вероятность, что вас возьмут. Скорее всего, придётся записать пробный эфир уже на аппаратуре самой радиостанции и согласиться на ту зарплату, которую предлагает руководство (см. миф 3).
Радио и Интернет
Любой сотрудник радиостанции должен научиться внимательно анализировать свои и чужие передачи – как успешные, так и неудачные. Традиции старого радиотеатра никто не отменял – но где их изучить? В Интернете можно послушать многие вошедшие в историю радиовещания передачи: «Радионяня», «Севаоборот», «Полевая почта Юности», «Детский радиотеатр», «Час джаза» (с легендарным Уиллисом Коновером). Настоящими мастер-классами для ведущих стали старые радиопостановки, где звучат голоса выдающихся российских мастеров слова: Игоря Дмитриева, Олега Борисова, Андрея Ивановича Краско, Олега Табакова, Михаила Козакова…
Уйдет ли и новое радио в Интернет?
Я не стал бы сильно преувеличивать значение подкастинга, который определенными заинтересованными кругами преподносится как серьезная альтернатива традиционному радиовещанию. К плюсам подкастинга обычно относят оперативность, сведение к минимуму объема звукооператорской работы и бесцензурность. Однако именно это и является слабыми сторонами подкастинга. Оперативность зачастую подменяется желанием автора быстро понравиться аудитории, преподнося ей непроверенные факты, что дезориентирует слушателя, разрушая его доверие к СМИ. Бесцензурность трансформируется во вседозволенность и профессиональное невежество. Автор ожидает, что его подкаст вызовет быстрый, ошеломительный успех, однако это представление обманчиво: активно скачиваются подкасты известных авторов, а на шедевры новичков, у которых нет редактора, способного вывести их на высокопрофессиональный уровень, часто не обращают внимания. Как следствие, плоды трудов не оправдывают ожиданий. Так что подкастинг – это вспомогательный, но не первостепенный инструмент традиционной радиостанции. А вот быстрое распространение Интернет-радио, вещание его в каждом автомобиле даст мощный импульс для появления нишевых радиостанций, направленных на отдельные сегменты целевой аудитории.
Автор статьи: Алексей Пирогов
Если у вас остались хоть малейшие сомнения в том, что профессия работник радио подходит именно вам, то мы настоятельно рекомендуем
пройти тест на профориентацию от
Профгид.
Он стоит сущие копейки, при этом позволяет избежать ошибок, которые могут пустить не в то русло и искалечить всю вашу жизнь.
Узнать больше >>
Взгляд изнутри на систему
Некоторая несправедливость наблюдается при влиянии формата радиостанции на оплату ведущих эфир. Дело в том, что новостные и информационные каналы обходятся вкладчикам, или, другими словами, акционерам, намного дороже, чем музыкальные каналы. Для первых коллектив должен быть больше, для вторых меньше, и, хотя информационники должны быть профессиональнее в изложении текста, ведущие музыкальных эфиров получают зарплату с ними на одном уровне. Зависит все от технических навыков и считается, что вторые более умелые в этих вопросах.
Великое дело статистика, и, хотя прошли времена повсеместных статистических институтов, сами радиостанции такой привычки не оставили. Суть исследований – финансовая емкость поставленного формата вещания. Простым языком – это способность радиостанции заработать деньги, используя вкусы определенных слушателей в конкретной местности, то есть своеобразный региональный маркетинг. В условиях наступившего счастливого капитализма удивляться этому не приходится. Заметим, что чем выше способность ведущего вести трансляцию в разнообразных форматах (например, рок, инфо, разговорных, развлекательных, шоу), тем выше его профессионализм, а соответственно, и зарплата.
Кстати, размер оплаты зависит и от того, в какое время суток работает радиоведущий. На этой работе, 24 часа разделены на 5 отрезков, а именно:
- утро;
- день;
- прайм-тайм для вечерних слушателей;
- обычная вечерняя трансляция;
- ночное радиовещание.
Особое значение уделяется утреннему эфиру и вечернему прайм-тайму, то есть доверяют их исключительно профессионалам со стажем не менее 5 лет. Как приобрести такой опыт, не уточняется, но на работу новичка не возьмут, даже если он исключительно талантлив.
Миф 4 Болтать в микрофон — это просто
А вот такие слова могут даже обидеть, поэтому не говорите их своим друзьям-радийщикам. Во-первых, независимо от стажа работы, прямой эфир — это всегда стресс.
Ведущий должен держать в голове не только основную мысль, но и общий план, «клок», приём звонков, время выхода спонсорской информации, укладываться в тайминг, а если он сидит за пультом (да, не всегда за это отвечает звукорежиссёр), то добавляется забота о звуке, запуске песен и т.д.
В большинстве случаев диджей — сам себе звукорежиссёр.
Помимо того, что речь ведущего должна быть безупречной (ударения, произношение, правильность фактов), есть множество нюансов: то, что нельзя говорить в эфир (речь не о нецензурной лексике, а о вещах, регулируемых законом о СМИ и другими законами — это названия брендов, разговоры об алкоголе и наркотиках, названия запрещённых в России организаций).
Помимо этого перечня в эфир не должны «просачиваться» темы, запрещённые внутренним распоряжением радиостанции (упоминания недружественных организаций или запрещённых генеральным директором слов). Теперь прибавьте к этому гостя, за речью которого тоже надо следить — в итоге получается напряжённая работа длиной в несколько часов.
Даже если человек профессионально ведёт свадьбы, корпоративы, концерты и праздники — это не значит, что его можно с легкостью «пускать в эфир». Работе в прямом эфире нужно учиться, это долгий и кропотливый процесс и тяжёлый труд.
Какие есть должности
Штат радиостанции предусматривает самые разные должности:
- выпускающий редактор;
- радиоведущий;
- корреспондент;
- журналист;
- звукорежиссер;
- техник.
Но это не значит, что штатных сотрудников на радио много. Напротив, обычно их мало. Среди них существуют взаимозаменяемость и ротация. Другими словами, одному штатному сотруднику «дышат в спину» два добровольца, способных занять его рабочее место. Здесь жесткая профессиональная конкуренция.
Чтобы попасть в штат, нужно иметь не только квалификацию и опыт, но и специальное образование. Выпускнику школы, желающему связать свою профессию с радио, стоит учесть, что в России не так много вузов, которые готовят компетентных специалистов в этой сфере:
- МГУ;
- СПбГУ;
- МГУ Культуры и Искусств;
- СПбГУ Культуры и Искусств;
- государственные театральные институты;
- вузы, где преподают звукорежиссуру.
Но можно получить специальность, вообще не связанную с радио, и всё равно попасть на радио! Профильное базовое образование работника радиостанции не требуется, когда достаточно хорошо владеешь другой специальностью и обладаешь коммуникативными навыками. Если вы знаете все тонкости и глубины вашего дела и можете ярко и интересно рассказывать о нем слушателям, то радио – вполне возможная область применения ваших знаний и таланта.
Дело в том, что на любой радиостанции помимо постоянных, штатных работников существуют также авторы. Как правило, их круг значительно шире, чем штатный. Это профессионалы, которые участвуют в передачах и радиопроектах лишь эпизодически. Обычно радиостанция не является для авторов основным местом работы. Каждый автор обладает экспертными знаниями в своей профессиональной области, которая входит в культурный, музыкальный или иной контекст вещания радиостанции. Будучи в своей сфере первоклассным специалистом, он создает рейтинговую, узнаваемую передачу на радио.
Так какую же из радиопрофессий выбрать – и как это отразится на карьере? К примеру, ставить перед собой цель «стать радиоведущим» мне кажется задачей маломасштабной
Важно смотреть вперед – и готовить себя, скажем, к карьере выпускающего или главного редактора радиопрограмм. Однако многие талантливые редакторы и продюсеры начинали свой путь на радио со скромных авторских проектов и звукорежиссерского пульта
Столичные профессионалы
Не изменяя общей тенденции, в столице зарплата существенно выше, чем в регионах. Чуть позже мы сделаем маленький сравнительный анализ по цифрам, но сейчас хотим рассказать, из чего она состоит. В Москве радиоведущие работают после того, как заключат контракт с работодателем. Периодичность работы составляет год, иногда – два. Зарплата начисляется либо по часовой выработке, либо просто фиксированная оговоренная сумма. Конечно, несколько важных критериев влияет на величину заработка, например:
- численность постоянных слушателей;
- формат существующего эфира;
- то, в какое время суток вещает тот или иной диктор;
- профессиональные способности и качества;
- длительность определенной программы, которую ведет диджей;
- опыт, имеющийся в наличии;
- раскрученное имя, то есть брендовость отдельных радиоведущих.
Естественно, из-за того, что радиостанции – это в основном частные предприятия, никуда не денешься от начальства, которое может быть лояльным или таковым не являться. Поэтому при отсутствии зависимости от рейтингов, как звучит номинально в контракте, очень важный фактор – это успех самой радиостанции у потенциальных слушателей. Столица как город-миллионник обеспечивает выгодными в материальном плане контрактами, но для этого нужно работать на большой и раскрученной радиостанции
У всех крупных радиовладельцев, то есть в каждом медиа-холдинге, существует своя система оплаты, что обязательно нужно принимать во внимание наемным звездам радиоэфиров
Выводы, которые можно сделать из моей истории
Каждый раз, когда я мечтаю, сначала визуализирую свое желание в малейших подробностях, иногда записываю его на бумаге. Дальше начинаю думать, какие действия могу предпринять, чтобы приблизиться к мечте. Если максимально упростить мою историю, то вся она сводится к такой последовательности:
- увидела вдохновляющий фильм;
- захотела почувствовать себя его героиней;
- переехала в другой город;
- поступила на выбранную специальность;
- устроилась временно на работу, которая помогала сводить концы с концами;
- искала варианты, чтобы устроиться на радио;
- когда представился шанс, я сделала все возможное, чтобы не только пройти стажировку, но и остаться дальше в редакции;
- продолжала проявлять инициативу, предлагать идеи и реализовывать новые проекты, получая огромное удовольствие от того, чем занимаюсь.
Главное – не падать духом даже в те моменты, когда все валится из рук, а цель кажется далекой и недостижимой.