Как вести учет транспортно-заготовительных расходов

Содержание:

Планирование транспортных расходов

Рассмотрим последовательность планирования транспортных расходов на примере предприятия по производству бетона.

В первую очередь классифицируем состав автопарка предприятия.

Грузовые автомобили:

Самосвал с прицепом — спецтехника, 5 ед. Междугородние рейсы (перевозка отсева и щебня).

Автобетоносмеситель — специальный автомобиль с миксером, 4 ед. Работа по городу. Доставка бетона заказчикам.

Цементовоз — специальный автомобиль с прицепом-бочкой, 1 ед. + дополнительный прицеп-бочка. Междугородние рейсы.

Легковой автотранспорт:

«Волга» — 1 ед. Работа по городу.

«Тойота» — 1 ед. Работа по городу.

«Газель» — 1 ед. Работа по городу и за город.

Теперь перейдем непосредственно к планированию транспортных расходов.

Транспортные расходы напрямую связаны с планом производства. План производства — источником информации о том, сколько и какой продукции будет произведено в планируемый период.

Если договорами предусмотрена доставка продукции до покупателей транспортом производителя, то на основании плана производства можно сформировать план расходов на доставку продукции покупателям.

Кроме того, исходя из плана производства определяется количество сырья, необходимого для выполнения плана и которое посредством транспортных средств должно быть доставлено на предприятие. Исключение — затраты на содержание легкового транспорта и техники, эксплуатирующейся на работах, напрямую не связанных с производством и реализацией продукции.

Итак, при планировании транспортных расходов необходимо помнить о том, что:

планирование производства продукции в большинстве своем строится на договорах с заказчиками этой продукции. Потребность клиентов в продукции предприятия на планируемый период подтверждается заявкой (заказом), оформленной в виде документа, или, в крайнем случае, устной договоренностью.

Безусловно, в планируемый период могут появиться разовые заявки, могут быть заключены новые договоры с клиентами. Но это не значит, что их вероятное появление нужно учитывать при планировании. Скорее это внеплановые заказы, а значит, и выпуск продукции по данным заказам будет сверхплановым;

в договорах с клиентами или в дополнительных соглашениях оговариваются адреса объектов, куда должна доставляться продукция предприятия. То есть изначально мы можем определить оптимальный маршрут движения автомобилей, доставляющих продукцию заказчику.

Чаще всего для определения планового пробега до объекта используются данные анализа путевых листов (или данные навигации) за предыдущие периоды.

При планировании пробега автомобиля рациональнее всего использовать минимальные показатели, хотя нужно учитывать и время доставки груза. Например, если ехать через центр города по самому короткому пути, можно попасть в пробку, и время доставки необоснованно увеличится;

Обратите внимание!

Выбранный маршрут должен быть проработан логистами с учетом не только краткости расстояния и продолжительности рейса, но и:

  • загруженности дорог, в том силе по времени суток;

  • состояния дорог и перспективы проведения ремонтных работ;

  • ограничений по скоростному режиму и весу, в том числе нагрузки на оси автомобиля.

если объект новый и расстояние до него неизвестно, в качестве ориентира при планировании можно взять величину пробега до ближайшего к нему места, куда или откуда доставлялась продукция предприятия. Также первоначальную информацию о расстоянии до точки разгрузки (погрузки) можно взять из интернет-ресурсов. Далее плановый пробег корректируют исходя из фактических данных путевых листов (навигации) по оптимальным показателям времени и километража.

Обратите внимание!

Если автомобиль имеет дополнительное оборудование, на которое нормами предусматривается дополнительный расход дизтоплива, не зависящий от пробега автомобиля, необходимо планировать и время работы подобного оборудования (автономный двигатель миксера автобетоносмесителя, насосы у илососов и т. д.).

Теперь выясним, какие данные нужны нам для расчета плановых транспортных расходов, и займемся самими расчетами.

Для расчета плановых транспортных расходов в разрезе каждой единицы автопарка необходима следующая информация:

  • план производства;
  • план-график отгрузок и рейсов;
  • оптимальное расстояние до объекта и обратно;
  • оптимальное время рейсов;
  • утвержденные нормы расхода ГСМ;
  • нормы времени на погрузку, разгрузку и маневрирование;
  • расценки оплаты труда;
  • плановые расходы на запчасти и ремонт.

Транспортные расходы на основании посреднического договора

Некоторые компании не имеют собственного транспорта для перевозки продукции, и им приходится заключать посреднические договора с транспортными предприятиями, оплачивает такие услуги покупатель. Рассмотрим бухучет транспортных услуг у заказчика и исполнителя.

Учет у компании-исполнителя при получении посреднического вознаграждения:

  • Дт76 Кт90 – начислено посредническое вознаграждение;
  • Дт90 Кт68 – НДС с суммы вознаграждения.

Если компания выступает как посредник, то полученные суммы за расходы по транспортировке не включайте в затраты, только можно если это посредническое вознаграждение.

Учет у компании-покупателя, при выполнении посреднических услуг:

При таком договоре компания-покупатель обязуется возместить расходы по транспортировке и услуги посредника. Запись в бухучете будет такой:

  • Дт60 Кт50,51 – произведена оплата за посреднические услуги;
  • Дт20,25,26,44 Кт60 – списаны расходы посреднических услуг;
  • Дт60 Кт50,51 – оплачены расходы по доставке продукции;
  • Дт20,25,26,44 Кт60 – списаны расходы на перевозку товара.

При получении транспортной накладной от перевозчика, суммы включите в себестоимость продукции. От продавца необходимо взять акт об оказании услуг, для списания посреднических затрат в расходы предприятия.

Торговые организация и микропредприятия имеют право отнести затраты на доставку в коммерческие расходы. Все остальные предприятия могут воспользоваться таким правом, если на конец отчетного периода отсутствуют остатки по МПЗ.

Бухгалтерские услуги: сервис от «Аудит ПРО» с преимуществами

Почему выгодно заказывать бухгалтерские услуги у сторонних профессионалов:

  • Экономия средств компании. Под работу бухгалтерского отдела не нужно арендовать помещение, закупать оргтехнику и все расходники (бумага, сегрегаторы, канцелярия), устанавливать новые программы для ведения учета. У нас все это уже есть.
  • Отсутствие человеческого фактора. Специалисты компании «Аудит ПРО» не уходят неожиданно на больничный, в отпуск и декрет. Профессионалы нашей компании работают бесперебойно над ведением бухгалтерского учета фирмы-доверителя. А это значит, что все виды отечностей будут составлены и сданы вовремя.
  • Сведение к минимуму риска штрафов для юридического лица. Мы не допускаем ошибок и умеем отстаивать интересы доверителя в случае претензий со стороны налоговой инспекции.

Что мы предлагаем

Компания «Аудит ПРО» оказывает бухгалтерские услуги, работая сразу в нескольких направлениях:

  • Разработка и подготовка учетной политики для компаний-новичков;
  • Ведение кадрового учета;
  • Отражение всех финансовых операций в документах доверителя посредством бухгалтерских проводок;
  • Оптимизация расходов на содержание ТС и уплату соответствующих налогов;
  • Составление и сдача налоговых отечностей;
  • Все виды юридических консультаций относительно ведения бизнеса.

При необходимости мы ведем консультирование штатного бухгалтера предприятия дистанционно.

Основные преимущества нашей работы — высокий профессионализм, постоянная информированность о налоговых изменениях РФ и выгодные цены на услуги по региону.

Доверяйте все самое ценное лучшим в своем деле!

Все вопросы по стоимости и ведению бухгалтерского учета транспортных услуг и по сопровождению транспортной бухгалтерии Вашего предприятия можно задать в будни дни по телефону (с 9:00 до 18:00) или по электронной почте info@audit-pro.com.

Простая и быстрая процедура банкротства физических лиц в «Аудит ПРО»

ЭЦП для регистрации ООО

Оценка права аренды земельного участка

Отражение в учете услуг по доставке материалов

Дополнительные расходы, которые включаются в фактическую себестоимость материалов, оформляются документом Поступление доп. расходов в разделе Покупки – Покупки – Поступление доп. расходов или из документа Поступление (акт, накладная) по кнопке Создать на основании.

На вкладке Главное указывается:

  • — наименование услуги, в нашем примере – Транспортные услуги.
  • Сумма — сумма затрат на доставку – 1 200 руб.
  • Способ распределения – способ распределения дополнительных затрат между отдельными приобретаемыми материалами. Может принимать значения:

    • По сумме – т. е. пропорционально стоимости ТМЦ. (в нашем примере);
    • По количеству – т. е. пропорционально количеству ТМЦ.

На вкладке Товары указываются материалы, на которые требуется распределить сумму дополнительных расходов по выбранному способу. Данную вкладку можно заполнить по нескольким документам Поступление (акт, накладная).

Следует установить:

  • Счет учета (БУ) — 10.01, счет учета доп. расходов в БУ.
  • Счет учета (НУ) — 10.01, счет учета доп. расходов в НУ.
  • Счет НДС — 19.03 «НДС по приобретенным МПЗ»: по нашему мнению, более корректно указывать счет учета входящего НДС, относящегося к активу, в стоимость которого добавляются дополнительные расходы.

Проводки по документу

Документ формирует проводки:

  • Дт 10.01 Кт 60.01 — стоимость доп. расходов включена в себестоимость МПЗ;
  • Дт 19.03 Кт 60.01 — НДС по доп. расходам принят к учету.

Проводки по транспортным расходам на доставку товара на примерах

Пример 1. Сумма транспортных расходов включена в стоимость товара

Согласно пункту 6 ПБУ 5/01 затраты по доставке могут включаться в их фактическую стоимость. Фактическая стоимость списывается на счет 41 «Товары».

В бухгалтерском учете отражены транспортные расходы по доставке, делаем следующие проводки:

Счет Дебета Счет Кредита Сумма проводки, руб. Описание проводки по операции Документ-основание
15 60 450 000,00 Учтена покупная стоимость купленной техники Товарная накладная (ТОРГ-12),Счет фактура полученный
19 60 81 000,00 Учтен НДС по приобретенной технике
15 60 25 000,00 Учтена стоимость транспортных расходов
19 60 4 500,00 Учтен НДС по транспортным расходам
41 15 475 000,00 Учтена фактическая стоимость купленной техники

Пример 2.  Сумма транспортных расходов включена в состав расходов на продажу

Согласно пункту 13 ПБУ 5/01 транспортные расходы входят в состав расходов на продажу.

В бухгалтерском учете формируются проводки по транспортным расходам:

Счет Дебета Счет Кредита Сумма проводки, руб. Описание проводки Документ-основание
41 60 350 000,00 Учтена покупная стоимость товаров Товарная накладная (ТОРГ-12),Счет фактура полученный
19 60 63 000,00 Учтен НДС по приобретенным товарам
44.01 60 17 000,00 Учтена стоимость транспортных расходов
19 60 3 060,00 Учтен НДС по транспортным налогам

Пример 3. Доставка товара услугами транспортной компании

В бухгалтерском учете отражены транспортные расходы по договору оказания услуг, делаем следующие проводки:

Счет Дебета Счет Кредита Сумма проводки, руб. Описание проводки Документ-основание
62 90.01 885 000,00 Учет выручки от реализации товаров Товарная накладная (ТОРГ-12),Счет фактура выданный,Товарно-транспортная накладная(форма 1-Т)
90.03 68.02 135 000,00 Начислен НДС с реализации товаров
90.02 41 885 000,00 Списание реализованных товаров
44.01 60 30 000,00 Учет расходов на доставку товаров покупателю транспортной компанией Договор доставки,Акт об оказании транспортных услуг, Транспортная накладная,Товарно-транспортная накладная (форма 1-Т),Товарная накладная (ТОРГ-12)
19.04 60 5 400,00 Учет входного НДС, предъявленного транспортной компанией Счет фактура полученный
51 62 885 000,00 Оплата покупателя за реализованный товар Банковская выписка
60 51 35 400,00 Оплата транспортной компании за доставку товара Банковская выписка
90.07.01 44.01 30 000,00 Списаны расходы за доставку реализованного товара Бухгалтерская справка
68 19 5 400,00 НДС принят к вычету Книга покупок

Бухучет в транспортной компании

Оказание перевозочных услуг – пассажирских и грузовых, осуществляемых на транспортных средствах, имеющихся в собственности фирмы или лизинге, в специализированных транспортных компаниях является отдельным видом деятельности. Формирование себестоимости перевозок здесь не будет составной частью процесса продажи, поэтому осуществляется на счетах производства:

  • Сч. 20, генерирующий расходы, напрямую связанные с перевозочным процессом;
  • Сч. 26, объединяющий управленческие затраты компании.

В учете специализированного логистического предприятия транспортные услуги сопровождаются проводками:

Пошаговая инструкция

Рассмотрим пошаговую инструкцию оформления примера. PDF

Дата Дебет Кредит Сумма БУ Сумма НУ Наименование операции Документы (отчеты) в 1С
Дт Кт
11 октября 44.01 60.01 2 000 2 000 2 000

Учет затрат на услуги по доставке

Поступление (акт, накладная) — Услуги (акт)
19.04 60.01 360 360

Принятие к учету НДС

11 октября 2 360

Регистрация СФ поставщика

Счет-фактура полученный на поступление
68.02 19.04 360

Принятие НДС к вычету

360

Отражение вычета НДС в Книге покупок

Отчет Книга покупок
12 октября 60.01 2 360 2 360

Перечисление оплаты поставщику

Списание с расчетного счета —
Оплата поставщику
31 октября 90.07.1 44.01 2 000 2 000 2 000

Признание транспортных затрат в составе расходов на продажу (в полном объеме)

Бухгалтерский учет на транспорте: помощь специалистов «Аудит ПРО»

Компания «Аудит ПРО» предлагает бухгалтерские услуги в Зеленограде. Мы снимем с вас груз забот по ведению правильного документооборота. Любые транспортные услуги, расходы, прибыль по ним отразим в документах компании правильно.

Бухгалтерский учет на транспорте одинаково важен как для компаний, оказывающих подобные услуги, так и для организаций, получающих их со стороны. В любом случае фирма получает прибыль или несет затраты, что требуется отразить в соответствующих документах. Принцип ведения подобного учета одинаково актуален и для компаний на смешанном режиме налогообложения, и для организаций на общем режиме.

Если штатный бухгалтер отсутствует либо по какой-то причине испытывает трудности с этой частью ведения бумаг, компания «Аудит ПРО» оказывает сервис бухгалтерских услуг по транспорту. Специалист, работающий удаленно по конкретной фирме, вкладывает все знания и время в дело доверителя.

Важно: изначально предприятие самостоятельно отображает в учетной политике метод ведения бухгалтерских бумаг по расходам на транспортные услуги

Основные пункты, отображаемые в учете транспорта

В обязательном порядке бухгалтер обязан отображать в бумагах такие операции, касающиеся транспорта компании или транспортных услуг по её работе:

  • Учет транспортного средства (покупка, продажа);
  • Расходы на содержание и ремонт ТС (включая закупку топлива);
  • Затраты на аренду помещений под ангары, склады, гаражи;
  • Расходы на аренду подъездных путей, товарных составов и взвешивания груза;
  • Затраты на оплату труда водителя, экспедитора, грузчика;
  • Расчет транспортных налогов.

Счета, типовые корреспонденции

Если транспортно-заготовительный тип издержек распределяется на материальные ценности, приходуемые в размере фактической стоимости, то учетные операции будут проводиться с участием дебета 10 и кредита 60 счета. В ситуациях, когда материалы ставятся на учет по плановым или учетным показателям затрат, ТЗР с приобретенными ресурсами аккумулируются на 15 счете. Следующим шагом будет перенесение их стоимости на 10 счет (сумма выражается в размере плановой цены). Завершающим этапом станет списание ТЗР на 20 счет с последующим выведением плановой себестоимости и отклонения ее от факта.

ВАЖНО!
Все сформированные отклонения должны быть показаны обособленно на 16 счете. Списание транспортно-заготовительных издержек может происходить автоматически без проведения дополнительных бухгалтерских операций

Этот способ актуален для случаев, когда величина ТЗР была включена в состав себестоимости приобретаемых материалов. Процесс списания будет отражаться записью Д20 (или 23, 26, 91) – К10. При использовании других методов принятия к учету ТЗР их списание будет оформляться отдельной корреспонденцией

Списание транспортно-заготовительных издержек может происходить автоматически без проведения дополнительных бухгалтерских операций. Этот способ актуален для случаев, когда величина ТЗР была включена в состав себестоимости приобретаемых материалов. Процесс списания будет отражаться записью Д20 (или 23, 26, 91) – К10. При использовании других методов принятия к учету ТЗР их списание будет оформляться отдельной корреспонденцией.

Типовые проводки, которыми отражается приобретение материальных ценностей и величина ТЗР у предпринимателей на УСН:

  • Д10 – К60 – обозначение факта покупки определенных изделий;
  • Д20 – К60 – фиксация суммы ТЗР;
  • Д20 – К70 – учтен заработок сотрудника, который участвовал в транспортировке;
  • Д20 – К69 – показаны страховые взносы, начисленные на заработную плату водителя или экспедитора.

Примеры корреспонденций по операциям компаний, практикующих применение метода учета материалов по плановым расценкам:

  • Д15 – К60 – в учете обозначена величина покупной стоимости материальных ценностей;
  • Д19 – К60 – принят к учету НДС;
  • Д15 – К60 – показан размер ТЗР;
  • Д10 – К15 – при помощи этой записи осуществляется оприходование ценностей с применением учетной цены;
  • Д16 – К15 – при выявлении отклонений между плановыми расценками и фактическими их объем должен быть зафиксирован этой проводкой.

При отказе от внедрения системы плановых цен и отражении в учете показателей в размере фактической стоимости первой записью будет обозначение покупной стоимости активов через дебетование 10.1 и кредитование 60 счета. На дополнительном аналитическом субсчете 10.1.1 обозначается цена доставки, проводка имеет вид Д10.1.1 – К60.

Проводки по транспортным расходам на доставку товара на примерах

Пример 1. Сумма транспортных расходов включена в стоимость товара

Организация ООО «ВЕСНА» закупила техники на общую сумму 531 000,00 руб., в т.ч. НДС — 81 000,00 руб. Транспортные расходы составили 29 500,00 руб, НДС 4 500,00 руб. Согласно учетной политике предприятия транспортные расходы включаются в себестоимость товара. Для формирования себестоимости служит счет 15.

Согласно пункту 6 ПБУ 5/01 затраты по доставке могут включаться в их фактическую стоимость. Фактическая стоимость списывается на счет 41 «Товары».

В бухгалтерском учете отражены транспортные расходы по доставке, делаем следующие проводки:

Счет Дебета Счет Кредита Сумма проводки, руб. Описание проводки по операции Документ-основание
15 60 450 000,00 Учтена покупная стоимость купленной техники Товарная накладная (ТОРГ-12),Счет фактура полученный
19 60 81 000,00 Учтен НДС по приобретенной технике
15 60 25 000,00 Учтена стоимость транспортных расходов
19 60 4 500,00 Учтен НДС по транспортным расходам
41 15 475 000,00 Учтена фактическая стоимость купленной техники

Пример 2. Сумма транспортных расходов включена в состав расходов на продажу

ООО «ВЕСНА» закупила товары на общую сумму 413 000,00 руб, в т.ч. НДС 63 000,00 руб. Транспортные расходы составили 20 060,00 руб, в т.ч. НДС 3 060,00 руб. Согласно учетной политике транспортные расходы включаются в состав расходов на продажу. Формирование себестоимости производится на счете 41.

Согласно пункту 13 ПБУ 5/01 транспортные расходы входят в состав расходов на продажу.

В бухгалтерском учете формируются проводки по транспортным расходам:

Счет Дебета Счет Кредита Сумма проводки, руб. Описание проводки Документ-основание
41 60 350 000,00 Учтена покупная стоимость товаров Товарная накладная (ТОРГ-12),Счет фактура полученный
19 60 63 000,00 Учтен НДС по приобретенным товарам
44.01 60 17 000,00 Учтена стоимость транспортных расходов
19 60 3 060,00 Учтен НДС по транспортным налогам

Пример 3. Доставка товара услугами транспортной компании

ООО «ВЕСНА» реализует товар покупателю товар на общую сумму 885 000,00 руб, в т.ч. НДС 135 000,00 руб. Согласно учетной политике стоимость транспортных услуг включена в цену товара. По условиям договора ООО «ВЕСНА» должна доставить товар покупателю. Для доставки товара заключен договор с транспортной компанией. По условиям договора стоимость услуг по доставке товара покупателю составляет 35 400,00 руб, в т.ч. НДС 5 400,00 руб.

В бухгалтерском учете отражены транспортные расходы по договору оказания услуг, делаем следующие проводки:

Счет Дебета Счет Кредита Сумма проводки, руб. Описание проводки Документ-основание
62 90.01 885 000,00 Учет выручки от реализации товаров Товарная накладная (ТОРГ-12),Счет фактура выданный,Товарно-транспортная накладная(форма 1-Т)
90.03 68.02 135 000,00 Начислен НДС с реализации товаров
90.02 41 885 000,00 Списание реализованных товаров
44.01 60 30 000,00 Учет расходов на доставку товаров покупателю транспортной компанией Договор доставки,Акт об оказании транспортных услуг, Транспортная накладная,Товарно-транспортная накладная (форма 1-Т),Товарная накладная (ТОРГ-12)
19.04 60 5 400,00 Учет входного НДС, предъявленного транспортной компанией Счет фактура полученный
51 62 885 000,00 Оплата покупателя за реализованный товар Банковская выписка
60 51 35 400,00 Оплата транспортной компании за доставку товара Банковская выписка
90.07.01 44.01 30 000,00 Списаны расходы за доставку реализованного товара Бухгалтерская справка
68 19 5 400,00 НДС принят к вычету Книга покупок

Как можно оценить расходы на доставку?

Согласно к прямым расходам относятся:

  • стоимость приобретения товаров, реализованных в данном отчетном (налоговом) периоде;
  • сумма расходов на доставку (транспортные расходы) покупных товаров до склада налогоплательщика — покупателя товаров в случае, если эти расходы не включены в цену приобретения указанных товаров.

Сумма прямых расходов в части транспортных расходов, относящаяся к остаткам нереализованных товаров, определяется по среднему проценту за текущий месяц с учетом переходящего остатка на начало месяца в следующем порядке:

  • определяется сумма прямых расходов, приходящихся на остаток нереализованных товаров на начало месяца и осуществленных в текущем месяце;
  • определяется стоимость приобретения товаров, реализованных в текущем месяце, и стоимость приобретения остатка нереализованных товаров на конец месяца;

3) рассчитывается средний процент как отношение суммы прямых расходов;

4) определяется сумма прямых расходов, относящаяся к остатку нереализованных товаров, как произведение среднего процента и стоимости остатка товаров на конец месяца.

Для исчисления суммы прямых расходов в части транспортных расходов используются следующие формулы:

ТРТ(Н) = ОТ * <ТР(%)>

ТРТ(Н) – транспортные расходы по непроданным товарам

ОТ – остаток непроданных товаров

 <ТР(%)> — средний процент транспортных расходов

<ТР(%)> = (ТРо + ТРт) / (СТт + ОТ)

<ТР(%)> — средний процент транспортных расходов

ТРо – транспортные расходы на остаток товара на начало месяца

ТРт – транспортные расходы в текущем месяце

СТт – себестоимость товаров, реализованных в текущем месяце

ОТ — остаток непроданных товаров

ТР = ТРо + ТРт – ТРТ(Н)

 ТР – транспортные расходы, подлежащие списанию в текущем налоговом периоде

ТРо – транспортные расходы на остаток товара на начало месяца

ТРт – транспортные расходы в текущем месяце

ТРТ(Н) — транспортные расходы по непроданным товарам

  Таким образом, в транспортные расходы на доставку относятся:

  • расходы на доставку приобретенных основных средств;
  • расходы на доставку сырья;
  • расходы на доставку товаров покупателям.

Для учёта транспортных расходов в случае доставки товара покупателю необходимо оформление следующих документов:

  • товарная накладная (ТОРГ-12);
  • товарно-транспортная накладная (1-Т).

Читайте так же ⇒ \»КБК на транспортный налог в 2021\»

Налоговый учет

Как уже говорилось выше, в бухгалтерском учете ТЗР участвуют в формировании фактической себестоимости материалов, а в налоговом некоторые их виды имеют особый порядок учета в уменьшении налоговой базы по налогу на прибыль. Различия между бухгалтерским и налоговым учетом ТЗР представлены в таблице.

           Вид ТЗР            
  Для  целей  БУ  
 Для целей      НУ    
Разницы 
 1
Транспортные расходы, погрузка
ФС 
     МЦ 
     -     
 2
Командировочные расходы (кромесуточных сверх норм)          
  ФС  
     МЦ    
     -     
Командировочные расходы       (сверхнормативные суточные)   
  ФС  
Не учит.   
     ПР    
 3
Хранение материалов           
  ФС  
     МЦ    
     -     
 4
Наценки и комиссионные        вознаграждения                
  ФС  
     МЦ    
     -     
 5
Недостача, порча в пределах   норм естественной убыли 
  ФС  
Материальн.расх.      
    ВНР    
 6
Проценты за кредит, связанные с приобретением материалов до принятия их к учету (в        пределах норм, установленных  ст. 269 НК РФ)                
  ФС  
Внереализ. расх.      
    ВНР    
Проценты за кредит, связанные с приобретением материалов до принятия их к учету (сверх    норм, установленных ст. 269   НК РФ)                        
  ФС  
Не учит.   
     ПР    
 7
Расходы по содержанию         заготовительно-складского     аппарата                      
  ФС  
Косвен.    расх.      
    ВНР    
 8
Расходы по содержанию         заготовительных пунктов       
  ФС  
Косвен.    расх.      
    ВНР    

ВНР — временные налогооблагаемые разницы; ВВР — временные вычитаемые разницы; ПР — постоянные разницы. ФС — в бухгалтерском учете ТЗР участвуют в формировании фактической себестоимости материальных ценностей (п. 6 ПБУ 5/01). МЦ — в налоговом учете ТЗР учитываются в стоимости приобретения материальных ценностей (п. 2 ст. 254 НК РФ)

Обратите внимание! В соответствии с пп. 2 п. 7 ст

254 НК РФ к материальным расходам для целей налогообложения приравниваются потери от недостачи и (или) порчи при хранении и транспортировке товарно-материальных ценностей в пределах норм естественной убыли, утвержденных в порядке, установленном Правительством РФ

7 ст. 254 НК РФ к материальным расходам для целей налогообложения приравниваются потери от недостачи и (или) порчи при хранении и транспортировке товарно-материальных ценностей в пределах норм естественной убыли, утвержденных в порядке, установленном Правительством РФ.

Федеральным законом N 58-ФЗ установлено, что впредь до утверждения норм естественной убыли в порядке, установленном пп. 2 п. 7 ст. 254 НК РФ, применяются нормы естественной убыли, утвержденные ранее соответствующими федеральными органами исполнительной власти. Данное положение распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2002 г.

Федеральный закон от 06.06.2005 N 58-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах».

Таким образом, постоянных разниц между бухгалтерским и налоговым учетом не возникает.

Однако следует обратить внимание на такой момент. Если в бухгалтерском учете организация учитывает ТЗР по первому варианту, то они включаются в фактическую себестоимость материала напрямую. Если же организация учитывает ТЗР на отдельном субсчете к счету 10 (вариант 2) или ведет учет заготовления материалов с применением счетов 15 и 16 (вариант 3), то указанные расходы распределяются между объектами учета

Таким образом, полная фактическая себестоимость материала формируется путем усреднения и распределения ТЗР во времени. Однако НК РФ не допускает использование описанного способа. В таком случае бухгалтеру придется идти одним из двух путей

Если же организация учитывает ТЗР на отдельном субсчете к счету 10 (вариант 2) или ведет учет заготовления материалов с применением счетов 15 и 16 (вариант 3), то указанные расходы распределяются между объектами учета. Таким образом, полная фактическая себестоимость материала формируется путем усреднения и распределения ТЗР во времени. Однако НК РФ не допускает использование описанного способа. В таком случае бухгалтеру придется идти одним из двух путей.

  1. В бухгалтерском учете ТЗР учитывать на субсчете 10 или использовать счета 15 и 16, а в налоговом — включать их напрямую в фактическую себестоимость. Это приведет к огромному количеству расхождений, с трудом поддающихся расчету.
  2. В налоговом учете ТЗР в фактическую себестоимость включаются не напрямую, а распределяются между объектами учета, то есть по аналогии с бухгалтерским учетом (вариантами 2 и 3). Работники бухгалтерии будут избавлены от трудоемких расчетов временных разниц. Единственное, что может грозить предприятию, это ответственность по ст. 120 НК РФ (штраф от 5 до 15 тыс. руб.) за грубое нарушение организацией правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения.

Бухгалтерский учет транспортных услуг

Перевозка грузов и пассажиров – важная часть затрат любой компании, но осуществляется она по-разному. Одни имеют собственный автопарк для доставки ТМЦ контрагентам, другие пользуются услугами специализированных компаний-перевозчиков, а потому и отражение затрат на транспортировку в бухучете происходит неодинаково. Рассмотрим различные варианты учета услуг транспортировки.

Бухгалтерский учет транспортных услуг, оказываемых собственным транспортом

Если коммерческая фирма доставляет товар покупателю на своем транспорте, то стоимость доставки входит в структуру затрат по реализации, т.е. расходы, связанные с эксплуатацией автомобиля, будут аккумулироваться на сч. 44 и увеличивать стоимость товара. Проводки в учете компании будут следующими:

Операция

Д/т

К/т

Начисление износа по ТС

44

02

Списание ГСМ, автозапчастей

44

10

Начисление з/платы водителя

44

70

Начисление страхвзносов в фонды

44

69

Списание затрат по эксплуатации ТС

90/2

44

При перевозке товара обязательным сопроводительным документом является путевой лист на транспортное средство, а товар указывается в товарно-транспортной накладной.

Производственная компания выпустила партию изделий – 100 единиц себестоимостью 2000 руб. Заключен договор с покупателем на поставку этой партии транспортом продавца. Продажная цена одного изделия – 3600 руб. Необходимо включить в отпускную стоимость единицы товара транспортные расходы общей суммой 19 580 руб., куда входят затраты на:

  • ГСМ – 8000 руб.;
  • Амортизация ТС – 3000 руб.;
  • Зарплата водителя – 6600 руб.;
  • Отчисления в фонды (6600 х 30%) – 1980 руб.

Бухгалтер распределит эти затраты проводками:

Операция

Д/т

К/т

Сумма

Оплата ГСМ

44

10

8000

Износ ТС

44

02

3000

Оплата труда водителя

44

70

6600

Страховые взносы

44

69

1980

Расходы по доставке списаны в себестоимость продаж вместе с другими расходами на реализацию

90/2

44

19 580

Стоимость транспортных услуг повысит продажную стоимость партии товара до 379 580 руб. (3600 х 100 + 19 580), а цена каждого изделия будет равна 3795,8 руб. (3795,8 / 100).

В бухучете компании – продавца, осуществляющего доставку товара, стоимость транспортировки входит в себестоимость товара и учитывается в сумме прямых затрат на производство товара.

Бухучет в транспортной компании

Оказание перевозочных услуг – пассажирских и грузовых, осуществляемых на транспортных средствах, имеющихся в собственности фирмы или лизинге, в специализированных транспортных компаниях является отдельным видом деятельности. Формирование себестоимости перевозок здесь не будет составной частью процесса продажи, поэтому осуществляется на счетах производства:

  • Сч. 20, генерирующий расходы, напрямую связанные с перевозочным процессом;
  • Сч. 26, объединяющий управленческие затраты компании.

В учете специализированного логистического предприятия транспортные услуги сопровождаются проводками:

Операция

Д/т

К/т

Выручка от оказания услуги

62

90/1

НДС

90/3

68

Затраты, связанные с выполнением доставки:

– прямые

20

02, 05, 10, 60, 68, 69, 70, 71, 76

– косвенные

26

02, 05, 10, 60, 68, 69, 70, 71, 76

Списание затрат

90/2

20, 26

Оказание транспортных услуг оформляется договором, где указывается стоимость перевозки, а также могут присутствовать дополнительные услуги, входящие в компетенцию экспедитора или предусматривается привлечение сторонних исполнителей (погрузка/разгрузка).

Пример: бухучет в транспортной компании

Компания «АВТО» по договору с ООО «Крона» перевозит оборудование стоимостью 550 000 рублей. Стоимость перевозочной услуги составила 118 000 руб. с учетом НДС. В общую сумму услуг включается собственно перевозка и экспедиционное сопровождения груза, их себестоимость составила 56 000 руб. В бухучете ООО «АВТО» формируются проводки:

Операция

Д/т

К/т

Сумма

Оборудование принято на ответхранение

002

550 000

Оплата услуги согласно договору

51

62

118 000

Выручка

62

90/1

118 000

Начислен НДС по услуге

90/3

68

18 000

В затраты по выполненной доставке вошли расходы:

Амортизация ТС

20

02

2000

ГСМ

20

10

24 000

Зарплата водителя/экспедитора

20

70

12 000

Страховые взносы с з/платы

20

69

3600

Командировочные расходы

20

71

10 400

Расходы по управлению процессом

26

71

4000

Расходы включены в результаты

90/1

20, 26

56 000

По факту доставки груза оборудование снимается с ответхранения

002

550 000

Выведен финансовый результат от перевозки (118 000 – 18 000 – 2000 – 24 000 – 12 000 – 3600 – 10 400 – 4000)

90/9

99

44 000

В конце месяца, при закрытии производственных счетов, накопленные на счетах 20 и 26 суммы списывают на себестоимость перевозок. В компаниях с развернутой системой формирования затрат в учете транспортных услуг могут применяться счета обслуживающих и вспомогательных производств (23, 29).

Регистрация СФ поставщика

Для регистрации входящего счета-фактуры от перевозчика необходимо указать его номер и дату внизу формы документа Поступление (акт, накладная) и нажать кнопку Зарегистрировать. PDF

Если в документе установлен флажок Отразить вычет НДС в книге покупок датой получения, то при его проведении будут сделаны проводки по принятию НДС к вычету.

Проводки по документу

Документ формирует проводку:

Дт 68.02 Кт 19.04 — принятие НДС к вычету.

Отчет Книга покупок можно сформировать из раздела Отчеты – НДС – Книга покупок. PDF

Декларация по НДС

В декларации по НДС сумма вычета отражается:

В Разделе 3 стр. 120 «Сумма НДС, подлежащая вычету»: PDF

сумма НДС, принятая к вычету.

В Разделе 8 «Сведения из книги покупок»:

счет-фактура полученный, код вида операции «01».

ПОДВОДИМ ИТОГИ

  1. Практически у любой компании есть резервы оптимизации транспортных расходов.
  2. Чтобы понять необходимость оптимизации транспортных расходов, достаточно провести анализ работы транспорта за прошедший отчетный период.
  3. Для наилучших результатов оптимизации транспортных затрат нужно организовать работу по предварительному контролю эффективности поставок товара покупателю.
  4. Оптимизация транспортных расходов достигается в первую очередь за счет повышения загруженности транспортных единиц.
  5. Необходимо контролировать показатель рентабельности доставки товара покупателям, чтобы транспортные затраты были максимально эффективны с экономической точки зрения.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector